возмещение недоразвитых функций за счет перестройки

Основные понятия. Компенсация (от лат. compensatio – возмещение, уравновешивание) – это сложный многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых

возмещение недоразвитых функций за счет перестройки. возмещение недоразвитых функций за счет перестройки фото. картинка возмещение недоразвитых функций за счет перестройки. смотреть фото возмещение недоразвитых функций за счет перестройки. смотреть картинку возмещение недоразвитых функций за счет перестройки. возмещение недоразвитых функций за счет перестройки. возмещение недоразвитых функций за счет перестройки фото. картинка возмещение недоразвитых функций за счет перестройки. смотреть фото возмещение недоразвитых функций за счет перестройки. смотреть картинку возмещение недоразвитых функций за счет перестройки. возмещение недоразвитых функций за счет перестройки. возмещение недоразвитых функций за счет перестройки фото. картинка возмещение недоразвитых функций за счет перестройки. смотреть фото возмещение недоразвитых функций за счет перестройки. смотреть картинку возмещение недоразвитых функций за счет перестройки. возмещение недоразвитых функций за счет перестройки. возмещение недоразвитых функций за счет перестройки фото. картинка возмещение недоразвитых функций за счет перестройки. смотреть фото возмещение недоразвитых функций за счет перестройки. смотреть картинку возмещение недоразвитых функций за счет перестройки.

возмещение недоразвитых функций за счет перестройки. возмещение недоразвитых функций за счет перестройки фото. картинка возмещение недоразвитых функций за счет перестройки. смотреть фото возмещение недоразвитых функций за счет перестройки. смотреть картинку возмещение недоразвитых функций за счет перестройки.

возмещение недоразвитых функций за счет перестройки. возмещение недоразвитых функций за счет перестройки фото. картинка возмещение недоразвитых функций за счет перестройки. смотреть фото возмещение недоразвитых функций за счет перестройки. смотреть картинку возмещение недоразвитых функций за счет перестройки.

Компенсация (от лат. compensatio – возмещение, уравновешивание) – это сложный многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма.

Умственное развитие – это совокупность изменений качественного и количественного характера, происходящих в умственной деятельности в связи, с изменением возраста и обогащением опыта человека.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья — лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

Глава 3. Основные виды профессиональной деятельности специального психолога

ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

План

1.Современное представление о психодиагностике, принципы психодиагностики.

2. Направления диагностики.

3.Этапы диагностики и обследования ребенка.

3.1.1. Современное представление о психодиагностике, принципы психодиагностики

К специфическим диагностическим задачам, решаемым психологом специального образования, следует отнести:

· ранее выявление нарушенного развития;

· определение причин и характер нарушений;

· определение оптимального педагогического маршрута ребенка;

· выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития;

· разработка индивидуальных программ развития и обучения;

· контроль динамики психического развития и эффективности специализированной помощи в коррекционной помощи ребенку;

· пределение на основе оценки динамики психического развития ребенка его дальнейшего образовательного маршрута, в частности, решение вопроса о необходимости (целесообразности) дальнейшего пребывания ребенка в данном образовательном учреждении (экспертная деятельность);

· определение возможностей и способностей ребенка, обучающегося в коррекционном образовательном учреждении, для решения вопросов профориентации и профадаптации.

Итогом диагностики нарушенного развития является установление психолого-педагогического диагноза, который не ограничивается типом нарушенного развития, в нем указывается:

-педагогическая категория нарушенного развития;

-степень выраженности нарушения;

возмещение недоразвитых функций за счет перестройки. возмещение недоразвитых функций за счет перестройки фото. картинка возмещение недоразвитых функций за счет перестройки. смотреть фото возмещение недоразвитых функций за счет перестройки. смотреть картинку возмещение недоразвитых функций за счет перестройки.

Следующие принципы относятся к особенностям организации и проведения исследования, (они ранее описанны в трудах ведущих ученных Л.С. Выготского, В.И. Лубовского, С.Д. Забрамной):

Принцип всестороннего, системного и целостного изучения предусматривает, что психическое развитие ребенка не складывается из простой суммы отдельных изолированных способностей, поэтому нельзя делать заключение только на основании исследования состояния восприятия, памяти, других психических функций ребенка. Согласно данному принципу, необходимо установление взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными проявлениями нарушений развития и первичными нарушениями; иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в развитии; соотношения первичных и вторичных отклонений.

Принцип качественно-количественного подхода предусматривает при оценке выполненного задания учет не только и не столько конечного результата, но и способа действий рациональности выбранных решений, логической последовательности операций, настойчивости ребенка в достижении цели и т.д. Качественный анализ не противопоставляется учету количественных данных, но дополняет, уточняет и обогащает их.

Принцип индивидуального подхода к ребенку в процессе обследования требует, во-первых, максимальной индивидуализации используемых методов и материалов с учетом возрастных и характерологических особенностей детей; во-вторых, специальной организации позитивной направленности ребенка на контакт со специалистом.

Принцип единства диагностической и коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии, то есть задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка.

3.1.2. Направления диагностики

В изучении и диагностике отклонений в развитии выделяются несколько направлений.

Психолого-педагогическое направление изучает ребенка в контексте обучения и воспитания. Здесь задачами диагностики, помимо прямой задачи постановки психологического диагноза, являются: создание методов и средств психодиагностики и психокоррекции нарушений развития; психологическое обоснование содержания специального образования и оценка его эффективности; изучение социальной адаптации и психокоррекция дезадаптации лиц с недостатками развития.

Социально-психологическое направление изучает характер межличностных отношений ребенка с отклоняющимся развитием, особенности его общения, социальной перцепции и т.д.; сюда же включаются исследования реабилитационных процессов, в том числе в различных условиях обучения.

3.1.3. Этапы диагностики и обследования ребенка

Диагностика отклоняющегося развития должна включать три этапа:

Скрининговая (от анг. просеивать, сортировать) диагностика проводится обычно с группой или с целым классом и направлена на выявление детей с какими-либо психологическими свойствами, на оценку постоянства этих свойств у данной группы и на выявление примерного спектра психолого-педагогических проблем. Наличие отклонений в психофизическом развитии на этом этапе выявляется без точной квалификации их характера и глубины.

Дифференциальная диагностика имеет целью определить тип или категорию нарушения и соответствующие особенностям и возможностям ребенка вид и программу образовательного учреждения. Более узкой, но не менее важной целью является отграничение сходных состояний при различных нарушениях, уточнение клинического, психолого-педагогического, функционального диагноза.

Обследование, как и любая сложная деятельность, состоит из отдельных этапов (по О.Н. Усановой).

Одним из важных моментов для обследования и построения коррекционных мероприятий является выяснение особенностей деятельности и поведения ребенка. В связи с этим следует учитывать сведения о проявлениях обычного нетипичного (отклоняющегося от нормы) поведения и о ситуациях, влияющих на его изменение, а также об эффективности предшествовавшей работы по преодолению недостатков развития.

Третий этап (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго) экспресс-анализ результатов (в том числе подтверждение или коррекция диагностической гипотезы), проводимый в процессе самой диагностики и позволяющий провести первичное консультирование родителей или педагогов непосредственно после обследования.

Источник

18. Понятие компенсации нарушенной функции

Компенсация психических функции — возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных.

Сущность процесса компенсации заключается в возмещении в той или иной мере нарушенных функций и состояний: в мозг поступают сигналы с поврежденных участков, в ответ на которые он мобилизует защитные механизмы, «запасы надежности живого организма» и противодействуют патологическому процессу. Одновременно с этим в высший отдел ЦНС непрерывно идут «доклады» о достигнутых результатах и на основе этого вносятся определенные коррективы в процесс компенсации: мобилизуются новые и демобилизуются прежние, оказавшиеся малоэффективными механизмы и приспособления. По достижении оптимальных результатов мобилизация защитных механизмов прекращается. Состояние скомпенсированности функций становится относительно устойчивым. В организме возникает тенденция к сохранению этой устойчивости.

Основные принципы компенсации сформулированы, обоснованы и клинически апробированы П.К. Анохиным (1959).

1) сигнализации дефекта –никакое нарушение биологического равновесия организма и окружающей среды не остается «незамеченным» со стороны ЦНС;

2) прогрессивной мобилизации –организм имеет огромные потенциальные возможности, превышающие отклоняющее воздействие дефекта;

3) непрерывной обратной афферентации (связи)–компенсация есть процесс, постоянно регулирующий ЦНС;

4) санкционирующей афферентации –компенсация есть процесс, имеющий конечный характер;

5) относительной устойчивости –возможен возврат прежних функциональных нарушений в результате действия сильных и сверхсильных раздражителей (декомпенсация).

Компенсация бывает: органическая (внутрисистемная) и функциональная (межсистемная).

Так, внутрисистемная компенсациядостигается при замещении поврежденных нервных элементов активностью сохранных нейронов в результате перестройки деятельности нейронных структур в анализаторах под влиянием адекватной стимуляции и специального перцептивного (т.е. с помощью восприятия) обучения. Примером является коррекционная работа со слабослышащими и слабовидящими по развитию остаточной слуховой и зрительной функций.

Межсистемная компенсациясвязана с перестройкой деятельности или формированием новых функциональных систем, включающих проекционные и ассоциативные области коры головного мозга. При формировании новых функциональных систем решающее значение имеет психофизиологический фактор активации обратных связей анализатора, являющийся важным механизмом обработки поступающей из внешнего мира информации.

Таким образом, компенсация выступает как условие и как результат коррекции: чем эффективнее коррекция, тем стабильнее закрепляются новые условные связи в ЦНС. Единство и взаимообусловленность процессов коррекции (внешнего) и компенсации (внутреннего)Л.С. Выготский выразил в законе превращения минуса дефекта в плюс компенсации, подчеркнув необходимость создания и использования обходных путей.

При рассмотрении теории компенсации психических функций Л.С. Выготский выделил несколько положений:

· включение аномального ребенка в разнообразную социально значимую деятельность и создание ак­тивных и действенных форм детского опыта;

· применение медицинского воздействия для преодо­ления первичных дефектов и корригирующего пси­холого-педагогического воздействия в борьбе с вто­ричными отклонениями;

· специальное воспитание по собственным методи­кам обучения на основе выработки у ребенка инте­реса и потребностей в такой деятельности;

· включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обес­печивает условия для полноценной интеграции в общество;

· уровень компенсации определяется, с одной сто­роны, характером и степенью дефекта, резервны­ми силами организма, с другой – внешними социальными условиями.

К числу благоприятных условий формирования компен­сации относятся:

· ранняя диагностика и начало коррекционных воз­действий;

· правильно организованная система обучения и вос­питания; построение учебного процесса на основе применения специальных приемов и методов коррекционно-воспитательной работы;

· использование принципа соединения обучения с трудом;

· хорошая психологическая атмосфера в детском кол­лективе, взаимопонимание педагогов и учащихся;

· правильная организация режима учебной работы и отдыха детей, исключающая перегрузки;

· чередование методов обучения учащихся;

· использование технических средств, специального оборудования и учебных пособий.

Сложившиеся компенсаторные процессы не носят абсолютного (устойчивого) характера, поэтому при неблагоприятных условиях (чрезмерные нагрузки, стрессы, болезни, сезонные ухудше­ния состояния организма, резкое прекращение учебно-тренировочных занятий и др.) они могут распадаться. В таких случаях наблюдается декомпенсация, т. е. рецидив функциональных нарушений. При явлениях декомпенсации отмечаются серьезные нарушения умственной работоспособности, снижение темпа развития, изменение отношений к деятельности, людям.

Источник

9.Проблема компенсации психических функций

Проблема компенсации функций является одной из центральных как в специальной психологии, так и в специальной педагогике, поскольку задача специально организованного’ Обучения и воспитания детей с нарушенным психическим развитием заключается в том, чтобы найти наиболее эффективные пути компенсации нарушенных функций.

Пластичность психики как сложнейшей функциональной системы лежит в Основе компенсаторных механиэмов основная сущность которых сводится К замене выпавшего ее звена на сохранное, в результате чего восстатавливается целостность функциональной системы и ее способность достигать необходимый результат.

С. Выготский, П. К. Анохин выделяли два типа компенсации

1) внутрисистемная компенсация осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших

2) межсистемная компенсация связана с перестройкой функциональной системы и Включением в работу новых элементов из других структур счет выполнения ранее несвойственных им функций. Например, компенсация Функций Зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит счет развития осязания, Т.е. деятельности двигательного и кожного аналиторов.

Чаще всего наблюдаются оба типа компенсации функций. Это имеет большое значение в случаях преодоления врожденных или рано приобретеных дефектов развития.

У животных компенсация сводится к инстинктивной, биологическая приспосабливаемости организма. Структурные нарушения или недоразвит органов и систем Вызывают перестройку функций на основе действия закон биологической адаптации, сложившихся в процессе эволюционного развития

У человека процессы компенсации заключаются не столько в биологической адаптации организма, сколько в формировании способов действий усвоении социального опыта при сознательной целенаправленной деятельности. Ведущую роль играет сознание, обусловленное социальными отношениями, Таким образом, компенсация у человека связана с развитием всех сторон его личности.

Категория компенсации является одной из ключевых для теории и практики специальной психологии. То, как происходит восстановление нарушенных функций, от чего оно зависит, длительное время составляло предмет острых дискуссий. Существует несколько теорий компенсации. Особое значения в понимании сущности компенсаторных механизмов сыграли исследованиях П. К. Анохина, Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, В. Штерна, А. Адлера и др.

Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации. Обычно выделяется четыре подобные уровня (В.М. Сорокин, 2003).

привести к различным последствиям. Так, глухота у животного в условиях

дикой природы не совместима с жизнью. Человек же при всех трудностях, возникающих в условиях глухота, способен продолжать полноценную жизнедеятельность.

Психологический уровень компенсации, прежде всего, связан со способностью человека к адекватно оценке своих Возможностей в условиях тех или иных нарушений, постанове реальных целей и задач, сохранении позитивного отношения к себе. В подобных ситуациях самосознание и личность человека, в особенности его волевые качества, ВЫПОЛНЯЮТ важнейшую коМ’

компенсаторную функцию. Поэтому закономерным является то, что при одном и

том же нарушении у разных лодей наблюдаются выраженные отличия в их социальной адаптации в зависимости от личностных особенностей.

Ощущение духовного и социального благополучия базируется на осознание своей нужности кому-то или чему-то, а также на ясном понимании своей собственной независимости и автономности. Это по рождает в человеке чувство осмысленности существования и защищенности.

Ощущение благополучия многими исследователями связывается с тремя основными жизненными «опорами», принципиально важными в процессе компенсации тех или иных нарушений: семьей, профессией и ближайшим окружением вне семьи. В каждом из этих институтов индивид в разных пропорциях реализует осознание своей причастности и независимости. Не случайно в современной коррекиионной педагогике и специальной психологии особое внимание уделяется семейному воспитанию и профессиональному самоопределению лиц с врожденными или рано приобретенными отклонениями от нормального хода развития.

К социальному уровню следует отнести и характер отношения к инвалидам в сфере обыденного массового сознания. Эта область тесно связанна с религиозными, национальными и историческими традициями того или иного общества. Опыт интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии в условиях обычных общеобразовательных школ как раз стремится максимально задействовать возможности социального уровня компенсации.

Источник

КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ

КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ (от лат. compensatio — возмещение) — возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При К. ф. возможно вовлечение в ее реализацию новых нервных структур, которые раньше не участвовали в ее осуществлении. Эти структуры функционально объединяются на основе выполнения общей задачи. Согласно концепции П. К. Анохина, в создании новой функциональной системы при К. ф. решающим моментом является оценка результатов попыток организма (животного или человека) устранить дефект (наличие «обратной афферентации»).

Существуют 2 типа К. ф.: внутрисистемная и межсистемная. 1-я осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур, 2-я — путем перестройки функциональной системы и включения в работу новых нервных элементов из др. нервных структур. У человека имеют место оба типа К. ф. Так, понимание сложных логико-грамматических конструкций, нарушающееся при поражении третичных отделов коры левого полушария, восстанавливается за счет перевода этой функции на др. уровень регуляции, но в пределах той же функциональной системы; однако процесс звукоразличения, нарушающийся, напр., при поражении левой височной коры, можно восстановить лишь за счет включения в работу речедвигательного и зрительного анализаторов. Восстановление высших психических функций составляет специальный раздел нейропсихологии.

К. ф. имеет большое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникших дефектов развития. Так, К. ф. зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит г. о. путем развития осязания (т. е. за счет комплексной деятельности двигательного и кожного анализаторов), что требует специального обучения.

К. ф. происходит наиболее успешно в процессе целенаправленного обучения с применением специальных методов и различных технических средств (звукоусиливающей аппаратуры и аппаратуры, преобразующей звуковые сигналы в световые, — при дефектах слуха; приборов, преобразующих световые сигналы в звуковые, — при поражениях зрительного анализатора и др.). (В. И. Лубовский.)

Смотреть что такое КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ в других словарях:

КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ

(от лат. compensatio — возмещение, уравновешивание), восполнение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций вследствие аномалий развития, перенесённых заболеваний и травм. Одна из важных разновидностей адаптац. реакций организма на повреждение заключается в том, что не пострадавшие непосредственно органы и системы берут на себя функцию повреждённых структур путём усиления (т. н. заместительная гиперфункция) или качеств, перестройки функции. Хотя К. нельзя отождествлять со всем комплексом реакций повреждённого организма, в т. ч. с адаптацией к новым условиям существования, нарушение функционирования к.-л. системы приводит к двоякого рода изменениям в организме в целом. С одной стороны, тесная взаимосвязь разл. функций может обусловить появление нарушений, непосредственно не связанных с повреждающим воздействием, т. н. вторичных дефектов, к-рые в свою очередь могут вызвать дальнейшие (третичные) нарушения. Напр., врождённое или рано возникшее поражение слухового анализатора приводит к потере или нарушению слухового восприятия (первичный дефект), что вызывает нарушение развития речи (вторичный дефект), к-рое может стать причиной задержки развития мышления, памяти и всей личности в целом. С др. стороны, происходит перестройка функций разл. систем, обеспечивающая процесс адаптации организма в условиях возникшей недостаточности, включаются резервные возможности организма, защитные реакции и т. п., т.е. происходит К. в широком смысле слова. Процесс К. физиол. функций не требует спец. обучения и происходит путём автоматич. перестройки, в к-рой важную роль играет т. н. оценка успешности приспособит, реакций, осуществляемая в центр. нервной системе. К. на уровне сложных психич. процессов протекает путём сознат. переобучения и осуществляется с помощью ряда вспомогат. средств (напр., К. недостаточной функции запоминания осуществляется путём рациональной организации запоминаемого материала, привлечения дополнит, ассоциаций, использования приёма мнемотехники). В целом при К. высш. психич. функций особое значение имеет подключение сохранных анализаторов. Как правило, специалисты выделяют этапы срочной и долговременной К. Напр., при утрате правой руки человек сразу же начинает активно использовать левую руку, хотя эта срочная К. сначала и несовершенна. В дальнейшем развиваются навыки, обеспечивающие долговрем. К. — относительно совершенное выполнение левой рукой операций, выполнявшихся ранее правой рукой. Выраженность этапа срочной К. и динамика её перехода в долговрем. К. зависят от того, насколько быстро развивается нарушение функции. В целом формирование срочной (но несовершенной) К. и её переход в устойчивую долговрем. К. является общей закономерностью развития процесса К. Особенности протекания компенсаторных процессов и степень совершенства К. зависят от ряда условий, в т. ч. от предшествующего состояния организма (напр., у физически тренированных лиц более совершенно протекает К. пороков сердца; наличие многообразных двигат. навыков способствует К. при повреждении нервной системы и опорно-двигат. аппарата), возраста (К. более успешно осуществляется при возникновении дефекта в раннем возрасте), тяжести и давности нарушения функции, реакции личности на дефект и др. Большую роль в процессе К. играют индивидуальные особенности высш. нервной деятельности, характер и условия трудовой деятельности, уровень образования и др. По данным Л. С. Выготского, легче и быстрее происходит К. вторичных дефектов, устранение к-рых в свою очередь облегчает К. первично нарушенных функций. Для дефектологии особое значение имеют вопросы К. при поражении центр. нервной системы, т. к. при этом нарушаются процессы психич. развития и обучения. В целом компенсаторные процессы при поражении нервной системы наиб. совершенны. Важную роль при этом играют многолинейность и многосторонность ана-томич. связей между разл. отделами нервной системы (при разрушении одного из путей его функцию берут на себя др. нервные клетки) и пластичность нервных центров. При повреждении анализатора К. связана с изменением исходящей из внеш. среды сигнализации, к-рая регулирует деятельность организма. Поэтому в начале процесса К. используется афферен-тация с других (сохранных) анализаторов. На дальнейших этапах процесса К., по мере стабилизации сформировавшихся связей, характер афферентации изменяется, количество «обходных» путей сокращается, включаются сохранные звенья нарушенной функциональной системы. При аномалиях развития, связанных с врождёнными или рано приобретёнными дефектами анализаторов, важное значение для развития функциональной системы в процессе К. приобретает факт сенсорной депривации вследствие недоразвития того или иного органа чувств, а также активное обучение. Напр., лишь путём спец. обучения можно добиться значит. К. утраченной функции зрит. анализатора у слепого ребёнка, что достигается развитием осязат. восприятия. К. утраченной функции слухового анализатора при глухоте происходит путём развития речи на основе зрит. восприятия (чтение с губ и дактильная, т.е. пальцевая, азбука), а также формирования спец. речевых кинестезии. Важную роль играет использование остатков зрения и слуха с помощью спец. техн. средств (см. Сурдотехника, Тифлотехника), к-рые фактически позволяют замещать функции поражённых анализаторов. Методы К. нарушенных функций, применяемые в дефектологии, основаны на использовании огромных ресурсов мозга, к-рые определяются его пластичностью, практически неограниченной возможностью образования ассоциативных нервных связей, отсутствием узкой специализации нервных клеток. Важное значение для решения проблем К. имеют концепции психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и др. о развитии высш. психич. функций. Во многих случаях одним из условий успешной К. является применение леч. препаратов, физиотерапии и др. мед. мероприятий. Лит. — Анохин П. К., Теория функциональной системы, как основа понимания компенсаторных процессов организма, «Уч. зап. МГУ», 1947, в. 111; Выготский Л. С., Собр. соч., т. 5, М., 1983. В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова. смотреть

КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ

КОМПЕНСАЦИЯ ФУНКЦИЙ

— возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счёт качественной перестройки или усиленного использования сохранных функций. Процес. смотреть

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *