возможности новой формы внимания произвольного внимания уже достаточно велики в каком возрасте
Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
Олеся Захарова
Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
Внимание – сосредоточенность сознания на чем-либо, выделение одного объекта из массы других. Оно является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности, представляя собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другие явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной деятельности.
Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.
Внимание – это один из тех психологических процессов, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых в психологии нет единого мнения. Одни ученые считают, что внимание не является самостоятельной психической функцией, так как оно не имеет своего специфического продукта, его результатом является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует (П. Я. Гальперин). Другие полагают, что внимание представляет собой независимое психологическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
Внимание, как все остальные психические процессы, имеют низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, вторые – произвольным.
Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. Непроизвольным (непреднамеренным) называется внимание, которое вызвано теми или иными особенностями действующих в данный момент объектов при отсутствии волевых усилий. Непроизвольное внимание – генетически исходное, которое как бы навязывается индивиду внешними объектами и событиями. Оно не зависит от сознательных целей, намерений субъекта, проявляется как ориентировочный рефлекс на физиологическом уровне. Непроизвольное вниманиепривлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т. д. Непроизвольное вниманиеобусловлено рядом факторов:
— объективные особенности предметов и явлений (их интенсивность, новизна, динамичность, контрастность и т. д.);
— структурная организация (объединённые объекты воспринимаются легче, чем беспорядочные);
— резкая смена объектов;
— субъективные факторы, в которых проявляется избирательное отношение человека к окружающему;
— появление значимых сигналов, соответствующих актуальным потребностям индивида.
Непроизвольное внимание имеет большое значение для жизни человека, осуществляя быструю и правильную ориентировку в изменяющихся условиях внешнего мира.
Произвольное внимание – направленное, сосредоточенное в соответствии с сознательно поставленной целью; требует определенных волевых усилий, имеет активный характер; опосредовано социальными нормами организации поведения. Произвольное внимание, развиваясь на основе непроизвольного, регулируется сознательно поставленными целями. Оно играет большую роль в обучении ребенка и связано с различными формами его познавательной деятельности. Произвольное внимание возникает при постановке перед ребенком определенной задачи, причем задача должна быть понята и принята. В этих условиях формируется избирательная, устойчивая активность по отношению к какому-либо объекту или событию, требующая от ребенка некоторых волевых усилий.
В онтогенезе наблюдается постепенное созревание механизмов внимания, состоящее в усилении избирательности функциональных систем мозга и возрастающей роли его лобных отделов.
В первые месяцы жизни ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания, которое осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов, организующих протекание рефлексов по принципу доминанты. Одна за другой появляются новые доминанты в поведении ребенка, и на их основе начинается образование сложных условных рефлексов в коре головного мозга.
У детей раннего возраста главным фактором привлечения внимания является новизна стимулов. Способность концентрации внимания выражается в том, что ребенок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. И как только пропадает их новизна, теряется эмоциональная привлекательность, угасает и внимание к ним. Несмотря на то, что ребенок в этом возрасте способен выполнять интересную деятельность в течение 8-10 минут, он испытывает трудности переключении и распределении внимания, которое слабо фиксировано и неустойчиво, его объем невелик. Дети не могут подчинить свои действия внешним управляющим влияниям, делают много ошибок.
Основное достижение в развитии внимания в старшем дошкольном возрасте состоит в том, что начинает формироваться новый его вид – произвольное внимание. С его развитием дети получают возможность правильно направлять свое сознание на определенные предметы и явления, удерживать его в течение некоторого времени. Но само по себе развитие и совершенствование непроизвольного внимания не приводит к появлению произвольных его видов.
Л. С. Выготский, и А. Н. Леонтьев, рассматривая природу произвольного внимания, выявили роль общественно исторических условий жизни в его происхождении. Формирование произвольного внимания в онтогенезе начинается с того, что взрослый человек с помощью слова, указательного жеста привлекает внимание к тем или иным сторонам действительности. В дальнейшем сам ребенок начинает пользоваться этими средствами для организации своего внимания, в результате чего оно приобретает произвольный характер. На первых этапах перехода от внешне определенного к внутренне детерминированному вниманию, то есть переходу от непроизвольного к произвольному, важное значение имеют средства, управляющие внимание ребенка. Дошкольники младшего возраста в состоянии произвольно управлять своим вниманием, если в поле зрения оказываются сигналы, указывающие ему на то, что необходимо удержать в поле внимания. В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух. Например, если дошкольника 4-5 летнего возраста просить постоянно говорить или называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок будет в состоянии произвольно и в течение достаточно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных объектах или их деталях.
Таким образом, старший дошкольный возраст является периодом формирования основ произвольного внимания. В этом возрасте взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Впоследствии ребенок усваивает эти средства и становится способным самостоятельно организовать своё внимание на предстоящей деятельности, формулировать словесные инструкции для выполнения деятельности.
1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. – М. : Академия, 2002. – с. 38-41.
3. Дормашев Ю. Б. Психология внимания. – М, 2002.
4. Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского – М. : Академия, 2006.
Психологические условия развития произвольного внимания в дошкольном возрасте
Жанна Котлярова
Психологические условия развития произвольного внимания в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания.Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива.
На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.
Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.
Следовательно, развитие после произвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.
Укажем особенности развития внимания в дошкольном возрасте:
• значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;
• складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
• внимание становится опосредованным;
• появляются элементы после произвольного внимания.
По мнению Г. А. Урунтаевой, развитие внимания дошкольников связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную).
В четыре пять лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием.
Развитие этого вида внимания тесно связано также с освоением норм и правил поведения, становления волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредотачивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы и волевого усилий для поддержания внимания уже не требуется.
Таким образом, развитие после произвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.
Большое значение для организации внимания имеет словесная самоинструкция и это хорошо видно из следующего примера. Детям–дошкольникам предлагали из десяти карточек с изображениями животного отобрать те, на которые было хотя бы одно из указанных изображений (например, лошади или курицы, но, ни в коем случае не брать карточки, на которых было запрещенное животное (например, медведь). Ребенок отбирал карточки несколько раз подряд.
Первоначально ему не давали ни каких указаний относительно способа действия. В этих условиях он с трудом выполнял задание, часто ошибался. Однако ситуация менялась, когда ребенку предлагали повторить вслух инструкцию (после внимательного рассмотрения изображений на карточках он вспоминал, какие карточки можно брать, а какие нельзя). Наблюдения показали, что после проговаривания инструкции практически все дети, начиная со старшего дошкольного возраста, дают правильные решения, даже если в последующем задании вводят новых животных. Дети использовали речь для организации своего внимания в процессе отбора карточек.
Урунтаева Г. А. отмечает, что на протяжении дошкольного возраста и младшего школьного использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется, в частности, в том, что, выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять–двенадцать раз чаще, чем младше дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.
А. В. Запорожец считает, что хотя дети четырех-шести лет и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционального окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания является одним из оснований, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяет поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.
Следует отметить, что начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально–значимый интерес (игры–головоломки, загадки, задания учебного типа). В старшем дошкольном возрасте устойчивость внимания заметно возрастает.Дети могут уже подолгу заниматься игрой или каким-нибудь интересным для них делом: рисованием, вырезанием, лепкой.
Исследования С. Л. Рубинштейна устойчивости внимания дошкольников показали, что ее рост особенно интенсивен от трех до шести лет. Так у годовалого ребенка наибольшая длительность игр – 14 минут, а в возрасте трех лет – 27 минут, а у шестилетнего ребенка продолжительность игры может достигать часа и даже более.
Наблюдения над отвлечениями ребенка от игры также показывают быстрый рост концентрации и устойчивости внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте. Так в то время как у трехлетнего ребенка в течение 10 минут было в среднем зафиксировано три отвлечения, у четырех – пятилетнего их было меньше двух, а в возрасте семи лет – только одно.
Н. Н. Поддъяков проводил исследования, в которых у детей трех – семи лет изучалась автоматизация действий. Каждому испытуемому предлагалось гасить разноцветные лампочки, зажигавшиеся на пульте, в определенной последовательности. Чтобы успешно выполнить задание ребенок должен был нажать на кнопку пульта соответствующую той или иной лампочке. Испытуемые четырех лет при определении местоположения лампочек и кнопок и их соотношении усиленно вращали головой, многократно переводили взор от лампочки к кнопке и обратно. У детей пяти лет количество ориентировочных реакций на сигналы – лампочки и объекта действия – кнопки существенно уменьшались, изменялась и форма ориентировочной реакции. Но наиболее успешно с заданием справились дети пяти – шести с половиной лет. Они находили сигнал одним – двумя движениями головы, что свидетельствовало о повышении эффективности их внимания, которое вело в свою очередь к повышению результативности деятельности.
Баскакова И. Л. считает, что уровень развития произвольного внимания характеризует не только направленность интересов человека, но и его личности, волевые качества.
Ведь если непроизвольным вниманием «распоряжаются» внешние объекты, то «хозяином» произвольного внимания является сама личность – будь это взрослый или ребенок. Можно определить словесную формулировку произвольного внимания: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что». Но ребенку нелегко заставить себя быть внимательным в непривычной для него обстановке, когда появляется много дополнительных конкурирующих раздражителей. Таким раздражителем может быть и яркий, броский костюм педагога, многоцветный, красочный раздаточный материал для занятия.
Набатникова Л. отмечает, что детям лучше работается, когда сильные раздражители устранены, рабочее место их подготовлено и на нем нет ничего лишнего.
Н. Н. Поддъяков считает, что основные виды внимания ребенка – непроизвольное и произвольное – тесно взаимосвязаны и порой переходят один в другой. Например, ребенок должен собрать из конструктора самолет. Вначале ему трудно сосредоточится на выполнении задания, но затем оно его увлекает, и ребенка уже не оторвать от работы, ему нет надобности заставлять себя. Произвольное внимание перешло в непроизвольное. По происхождению и по сохранившейся сознательной цели возникшее состояние напоминает произвольное, а по характеру деятельности, по яркости и по тому, что оно не утомляет – непроизвольное внимание.
Главной побудительной силой его является стойкий интерес не только к результату деятельности, но и к самому процессу его выполнения (Е. Е. Данилова, И. В. Дубровина, А. М. Прихожан). Этот вид внимания, названный после произвольным, имеет очень большое значение для обучения дошкольников.
Итак, у детей старшего дошкольного возраста еще слабо развиты такие свойства внимания, как распределение и переключение. Дети еще иногда отвлекаются на занятиях, им трудно сосредоточится на чем-то малоинтересном, неважном.
Р. С. Немов связывает отвлекаемость детей с их нервной деятельностью, он считает, что в «дошкольном детстве уже наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей, что вероятно, зависит от типа их нервной деятельности, от физического состояния и условий жизни. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые, причем разница в устойчивости их внимания может достигать полутора – двух раз».
Но важным средством, которое предотвращает рассеянность, является правильное педагогическое общение с детьми и применение наглядности на занятиях, а также учет индивидуальных особенностей и физического воспитания детей.
Актуальность развития восприятия в дошкольном возрасте Дошкольный возраст – важный этап в развитии психики ребёнка, который создаёт фундамент для формирования новых психических образований, что.
Игры на развитие внимания в дошкольном возрасте Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других. Таким.
Использование шишек для развития мелкой моторики в дошкольном возрасте Использование шишек для развития мелкой моторике в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте очень важно развитие мелкой моторике, так.
Картотека игр и упражнений на развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста 1. Не пропусти животное (растение, профессию). Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции. Зачитывается список слов. Задача.
Консультация «Закономерности и особенности речевого развития ребенка в дошкольном и школьном возрасте» Дошкольный возраст Границами данного периода считается возраст от трех до семи лет. На протяжении этого времени в развитии речи ребенка.
Особенности развития речи в младшем дошкольном возрасте В наше время нормы развития речи у ребёнка носят условный характер. Несомненно, умение правильно говорить – это один из важнейших компонентов.
Изучение уровня развития произвольного внимания у детей 5–6 лет с нарушением речи Ключевые слова: нарушение речи у детей, характеристика детей с ОНР, нарушение внимания, особенности внимания у детей. Аннотация: В статье.
Психологические особенности развития произвольного внимания младших школьников
Ольга Пиняйкина
Психологические особенности развития произвольного внимания младших школьников
Период развития человека с 6–7 до 10–11 лет в отечественной науке принято называть младшим школьным возрастом (по периодизации Д. Б. Эльконина [63], уточненной А. Н. Леонтьевым [35]). Начало младшего школьного возраста знаменует так называемый четвертый возрастной кризис 7 лет, обусловленный поступлением ребенка в школу, сопровождающийся трудностями школьной адаптации, утратой ребенком непосредственности, возникновении у него ярко выраженной внутренней жизни и дифференцированных переживаний. В этот критический период развития происходитформирование новообразований: переход от конкретно-образного к словесно-логическому мышлению, становление интеллектуальной рефлексии, развитие произвольности психических функций, формирование внутреннего плана действий, личностной рефлексии, самооценки, самоконтроля.
Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте связана с появлением нового типа отношений – учебных отношений с учителем, который предъявляет новые обязательные требования и оценивает качество их выполнения. В младшем школьном возрасте ребенок привыкает к новому ведущему виду деятельности – учебе, когда перестраивается весь организм к новому ритму жизни.
Ряд отечественных психологов (Л. С. Выготский [13],Н. Ф. Добрынин [21], А. В. Запорожец [25], Д. Б. Эльконин [63] и др.) связывают преобладание непроизвольного внимания с возрастными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста.
В начале обучения,указывает И. Н. Вервейко, у младших школьников преобладающим является непроизвольный вид внимания. Поэтому ребенок пока не может управлять своим вниманием. Он постоянно отвлекается на броские, более заметные вещи. Ребенок не может заставить себя долго заниматься монотонной работой, а если и получается сосредоточить свое внимание, то ненадолго. Ему сложно переключаться с одного объекта на другой. Особенно сложно, когда ученик сталкивается с новой информацией, порой не очень интересной для него [9].
По мнению И. К. Григорьевой, дети не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо не только делать трудное, непонятное доступным и понятным, но и развивать волевые усилия, а вместе с ним и произвольное внимание [20].Даже при сосредоточении внимания дети не в состоянии заметить главного, существенного. Это объясняется особенностями их мышления: наглядно-образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что дети все свое внимание направляют на отдельные предметы или их признаки. Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают эмоциональное переживание, которое оказывает тормозное внимание на мыслительную деятельность. И если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники не замечают ее.
Как считает П. И. Зинченко, непроизвольное внимание у младших школьников в большей степени зависит от впечатляемости материала, его конкретности и наглядности, от характера воздействия на эмоциональную сферу ребенка [26, с. 547].
Объем внимания в значительной степени зависит от прошлого опыта и развития ребенка. М. И. Борискова, Н. Ю. Максимова считают, что на протяжении младшего школьного возраста, в связи с усложнением деятельности детей и их общим умственным развитием, внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут сосредоточивать свое внимание на каком-то занятии 25–30 минут, то дети младшего школьного возраста – до 1–1,5 часов. Это объясняется тем, что занятия постепенно усложняются и интерес к ним поддерживается постоянным введением новых ситуаций[8].
Формирование произвольности внимания связано с развитием его свойств, т. к. внимание детей неустойчиво, одна из главных проблем в начальной школе для учителя – рассеянность детей. Рассеянность проявляется в сильной отвлекаемости и неумении надолго сосредоточиться на чем-то одном. А. В. Сухих, И. В. Страхов указывают, что причинами низкой сосредоточенности в младшем школьном возрасте являются: недостаточная интеллектуальная активность; несформированность навыков и умений учебной деятельности; несформировавшаяся воля [54].
Концентрация внимания у младших школьников может быть весьма большой только по отношению к особенно интересному предмету или явлению. Слушая яркий, живой рассказ учителя, дети могут не заметить звонка с урока. Концентрация внимания возрастает, если дети выполняют творческую работу.
Н. Ф. Добрынин установил, что устойчивость и концентрация внимания школьниковвозрастает при использовании разных видов мыслительной деятельности: анализ, сравнение, выделение главных признаков, классификация предметов требуют глубокого сосредоточения внимания. Необходимо четкое понимание учащимися учебного материала [21].
Распределение внимания у младших школьников развито недостаточно, указывает В. И. Мурадова. Ребенку сложно одновременно следить за своим поведением, сидеть неподвижно при письме, рисовании, лепке, быть внимательным к процессу написания слов, изображения рисунка, к содержанию работы, к тому, как расположены карандаш и бумага, а также к своей позе[38].
Младшие школьники плохо распределяют внимание, у них нет автоматических умений, поэтому им сложно одновременно выполнять два дела. Но Н. Ф. Добрынин установил, что распределение внимания очень быстро развивается в процессе обучения, поэтому уже к третьему классу многие дети могут одновременно следить и за содержанием того, что они пишут, и за письмом без ошибок, и за позой при работе. Они слышат указания учителя, не прекращая работы [21].
По мнению А. В. Запорожца, ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его управлять своим вниманием. Развитие произвольного вниманияв этот период времени предполагает формирование трех инструкций:принятие постепенно усложняющихся инструкций;удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия; развитие навыков самоконтроля [25].
Одна из задач развития внимания – формирование контрольной функции, т. е. способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности. Т. В. Калинина, М. А. Матвеева указывает, что становление умственного действия контроля может обеспечить развитие внимания: планировать действия контроля; действовать в соответствии с намеченным планом; постоянно производить операцию сличения с имеющимся образом [29].
В младшем школьном возрасте, согласно Л. М. Хамхоевой, для того чтобы учеба привлекала внимание детей и вызывала искренний интерес ребенка, психологи рекомендуют педагогам сделать процесс изложения учебного материала наиболее интересным за счет использования современных технологий [59].
И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан считает, что от переутомления детей спасает отключение, или переключение внимания с одного вида деятельности на другой [22].
Л. М. Хамхоева считает, что большое значение для развития целенаправленного внимания в младшем школьном возрасте имеет обучающая игра, т. к. она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности [59].
Итак, возрастные особенности внимания младших школьников – сравнительная слабость произвольного внимания, малый объем (1-2 единицы информации, что объясняется малым опытом детей; низкая устойчивость, что связано с быстрой утомляемостью, частая переключение, что проявляется в неумении длительно сосредотачиваться на работе, особенно на однообразной и неинтересной, отвлечение внимания; из-за неумения детей ставить перед собой конкретную и осознанную цель деятельности детям очень трудно распределять внимание, поэтому важна помощь педагога, его постоянный контроль.
Изучение развития произвольного внимания у детей 6–7 лет Цель исследования – диагностика развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста. Среди психических явлений особое место занимает.
Консультация «Игра как приоритетная форма развития дошкольников и младших школьников» Игра, как приоритетная форма развития дошкольников и младших школьников. Уникален мир Детства! У него своя лексика, свой фольклор, свои.
Курсовая работа (практическая часть) «Особенности памяти младших школьников» 1 Особенности памяти младших школьников Объективно бессмысленный материал иногда заинтриговывает детей своей звуковой стороной: своеобразным.
Особенности развития свойств внимания посредством игр у старших дошкольников. Цель: Изучить особенности влияния игровой деятельности на развитие свойств внимания. Задачи: 1) Охарактеризовать продуктивность и устойчивость.
Особенности развития воображения у младших школьников на основе восприятия образов музыкальной сказки. Особенности развития воображения у младших школьников на основе восприятия образов музыкальной сказки. Подготовила: Стрелкова Татьяна Васильевна,.
Особенности развития элементов произвольного внимания у дошкольников с ОВЗ Л. В. Кузнецова и Л. И. Переслени выделяют внимание, как базовый психический процесс, «питающий» все другие психические функции и виды деятельности.
Психологические особенности детей с задержкой психического развития Психологические особенности детей с задержкой психического развития Переход детей с ЗПР от условий воспитания в семье или в дошкольном.
Психологические особенности развития детей 2–3 лет Психологические особенности развития детей 2 – 3 лет Уважаемые родители! Очень важно знать об особенностях развития ребенка, его возможностях.
Возрастные и психологические особенности развития детей раннего возраста Добрый вечер. Мы рады видеть Вас на нашей встрече. Тема нашего собрания: «Возрастные и психологические особенности развития детей раннего.