возрастные когорты в системе социально структурных отношений

Социология молодежи

Спасибо нашим инвесторам из пин ап казино

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Когорта возрастная

Спасибо нашим инвесторам из пин ап казино

Когорта возрастная — совокупность людей, социальная связь между которыми основывается на временнóм совпадении значимого события (года рождения, года окончания школы, года вступления в брак и т. д.). Понятие когорты, введенное в конце 1940-х гг. П. К. Уэлптоном (1893–1964) (Whelpton, 1954), получило широкое распространение в демографии, где оно связано с представлением о демографическом событии (событие, происходящее с отдельным человеком, имеющее значение для смены поколений людей, изменения численности и структуры населения, супружеских пар и семей; как правило, означает вхождение человека в ту или иную группу населения или выбытия из нее (Демографический энциклопедический словарь, 1985: 415). Специфика демографического подхода состоит в том, что такие события, происходящие с отдельными людьми, рассматриваются как однородные события в масштабах населения или его групп, составляющие демографический процесс и обладающие вероятностной природой (т. е. равновозможные для всех людей, находящихся в определенном состоянии — например, возрасте, правовом статусе и т. д.). Установившийся порядок текущего учета демографических событий (рождение, брак, развод и т. д.) позволяет активно использовать когортный анализ (анализ когорты) — изучение определенных групп населения, выделенных по совпадению во времени того или иного демографического события, с целью фиксации происходящих изменений и прогнозирования изменений популяции. Среди таких событий, наиболее часто рассматриваемых в демографических исследованиях, выступают: рождение, вступление в брак, рождение первого ребенка и последующих детей, развод и др.

В когортном анализе различаются реальные и гипотетические когорты. Реальные когорты выделяются, исходя из одновременности события, предшествовавшего тому, частота которого измеряется в данном исследовании (например, смертность когорты определенного года рождения). Гипотетическая когорта устанавливается на основе события, частота которого измеряется, а предшествующее событие отнесено в прошлое и растянуто во времени (такие когорты отражены в ежегодных статистических справочниках, где представлены демографические показатели рождаемости, брачности, смертности и т. д.). Выделение реальных и гипотетических когорт отражает специфику применяемых в демографии продольного и поперечного анализов, различие которых состоит в способе вычисления показателей: при поперечном анализе основной показатель — частота событий по продолжительности демографического состояния в течение данного календарного года, при продольном анализе — частота соответствующих событий у лиц, принадлежащих к данной когорте.

В конечном счете применение в социологических исследованиях понятия когорты и когортного анализа — не только ко­личественного, но и качественного (описание жизненных траекторий и др.) — находится в одном ряду с проблематикой поколения, которая также широко, но с иной стороны, изучается и в демографии. Социологический подход в этом случае позволяет выделить поколения не только по возрастному, но и по социокультурному основанию (Луков, Меламуд, 1998). Возможности соединения демографического и социологического подходов к анализу когорт были в 1960-е гг. показаны Б. Ц. Урланисом (1906–1981) в его исследовании судеб поколения советских людей, родившихся в 1906 (Урланис, 1968).

Выделение когорт на уровне эмпирического исследования с успехом применяется в рамках социологии молодежи. Так, в СССР был реализован крупный научный лонгитюдный проект по изучению возрастной когорты 1965–1967 годов рождения «Пути поколения» (руководитель М. Х. Титма). Стратегия проекта, начатого в 1982 г., основывалась на задаче долговременного отслеживания изменений в социальном положении и характеристиках когорты от 17 лет (окончание средней школы) до 30 лет (приобретение стабильного социального статуса). В исследовании изучались различные сферы жизнедеятельности, фиксировались основные события в жизненном цикле молодежи. Удалось получить эмпирическое подтверждение гипотезы о том, что само по себе новое поколение не всегда является фактором социальных изменений (была зафиксирована отстраненность когорты 26–27-летних от процессов социальных преобразований), что опровергает важное положение концепции поколений К. Мангейма (Социология в России, 1998: 139). В 1990-е гг. проект частично реализовался в отдельных регионах России, а также на Украине, в Эстонии, Литве, Латвии.

С позиций социологии когорта рассматривается также как сплоченная общими идеями, целями группа. В этом контексте она приобретает характер института социализации (Никитенко, 1979), выступая в форме группы ровесников (см. Группа равных). С учетом различий в социальной среде формирования таких групп в социологии и социолингвистике формируется и такое представление о возрастных когортах, которое учитывает характер и масштабы коммуникации представителей разных социальных классов и страт. Так, согласно исследованиям (Боча­ров, 2001: 40), юноши из рабочего класса интенсивно взаимодействуют с представителями других возрастных групп своего средового окружения, напротив, коммуникация юношей из среднего класса в основном замкнута в группах сверстников.

Лит.: Урланис, Б. Ц. (1968) История одного поколения. М.; Никитенко, В. В. (1979) Демографический анализ поколений. М.; Демографический энциклопедический словарь (1985) / гл. ред. Д. И. Ва­лентей. М.; Луков, В. А., Меламуд, В. Э. (1998) Компьютер и школа: Социокультурные последствия компьютеризации. М.; Социология в России (1998) / под ред. В. А. Ядова. М.; Боча­ров, В. В. (2001) Антропология возраста. СПб.; Чупров, В. И., Зубок, Ю. А., Уильямс, К. (2001) Молодежь в обществе риска. М.; Whelpton, P. K. (1954) Cohort fertility: Native white women in the United States. Princeton.

Источник

Возрастная когорта и поколение

Возрастная когорта ¾ совокупность индивидов, принадле­жа­щих по рождению к одному и тому же временному периоду (месяц, год или несколько лет), например, с 1945 по 1950 или 1900 по 1905 года. В рас­ширительном толковании ¾ совокупность индивидов в рамках одной популяции, которая пережила одно и то же историческое событие в одном и том же возрасте. Родившиеся в одно время вместе переживают важнейшие события, экономические кризисы, воины и т.д. Каждая когорта приобретает собственный, непохожий на др. когорты, опыт социализации. У родившихся в 1930-1935 годах было совсем иное детство, молодость и зрелость, чем у родившихся в 1945-1950 годах.

Сравнивая различные когорты, например, родившихся в конце XIX и в середине XX века, ученые установили интересные закономерности: люди стали позже заканчивать школу, но раньше вступать в брак, у них сохранился промежуток между рождением первого и последнего ребенка, но увеличилась общая продолжительность жизни.

Сколько нам жить?

Ожидаемая средняя продолжительность жизни для людей, родившихся в 1998 г.

СтраныМужчиныЖенщины
Япония83,6
Швеция76,581,5
Германия73,379,7
США72,578,9
Иран66,364,6
Белоруссия62,974,3
Украина62,773,5
Россия61,372,9
Казахстан70,2
Ирак75,359,7

(По данным Госкомстата и Института геронтологии).

Для сравнения: в 30-е годы этот показатель в России составлял 30 лет для мужчин и 32 для женщин[21].

Характер поколения определяется событиями, происходившими во времена юности. Они влияют на всю последующую жизнь. Каждое поколение, отличающееся от других сходством жизненных трудностей, забот и интересов, по-своему разделяет судьбу общества. В конечном итоге судьба страны становится судьбой поколений. К.Маннгейм полагал, что родившиеся в одно время, но в разных странах люди все равно составляют одно поколение.

У каждого поколения (возрастной группы) свои предпочтения, привычки и вкусы, в том числе музыкальные. Старики любят и с удовольствием исполняют песни, которые вряд ли по вкусу молодым. У людей среднего возраста и молодежи свои музыкальные пристрастия.

Историческое и общественное время, по мнению социолога Л.А.Гордона, меняется не от года к году, а от поколения к поколению. Они несут разные ценности, взгляды, мотивы поведения. Жизнь в обществе была бы иной, если не было бабушек и дедушек, пап и мам, детей и внуков. Но у животных именно так и происходит: им неведомо понятие бабушек и дедушек.

Источник

ВОЗРАСТНАЯ КОГОРТА И ПОКОЛЕНИЕ

возрастные когорты в системе социально структурных отношений. возрастные когорты в системе социально структурных отношений фото. картинка возрастные когорты в системе социально структурных отношений. смотреть фото возрастные когорты в системе социально структурных отношений. смотреть картинку возрастные когорты в системе социально структурных отношений. возрастные когорты в системе социально структурных отношений. возрастные когорты в системе социально структурных отношений фото. картинка возрастные когорты в системе социально структурных отношений. смотреть фото возрастные когорты в системе социально структурных отношений. смотреть картинку возрастные когорты в системе социально структурных отношений. возрастные когорты в системе социально структурных отношений. возрастные когорты в системе социально структурных отношений фото. картинка возрастные когорты в системе социально структурных отношений. смотреть фото возрастные когорты в системе социально структурных отношений. смотреть картинку возрастные когорты в системе социально структурных отношений. возрастные когорты в системе социально структурных отношений. возрастные когорты в системе социально структурных отношений фото. картинка возрастные когорты в системе социально структурных отношений. смотреть фото возрастные когорты в системе социально структурных отношений. смотреть картинку возрастные когорты в системе социально структурных отношений.

возрастные когорты в системе социально структурных отношений. возрастные когорты в системе социально структурных отношений фото. картинка возрастные когорты в системе социально структурных отношений. смотреть фото возрастные когорты в системе социально структурных отношений. смотреть картинку возрастные когорты в системе социально структурных отношений.

возрастные когорты в системе социально структурных отношений. возрастные когорты в системе социально структурных отношений фото. картинка возрастные когорты в системе социально структурных отношений. смотреть фото возрастные когорты в системе социально структурных отношений. смотреть картинку возрастные когорты в системе социально структурных отношений.

Каждая возрастная группа называется когортой, когорту рождения со­ставляют все люди, родившиеся в течение конкретного промежутка време­ни. С этим понятием тесно связаны другие, в частности, продолжительность (биологическая и ожидаемая) жизни, время жизни, жизненный цикл и жиз­ненный путь.

В отличие от когорты «поколение» относится не к биологической, а к со­циальной сфере. Характер и смена поколений зависят от типа общества и составляют основу его культуры. Поколение — когорта сверстников, осозна­ющих свою духовную общность, сходным образом участвующих и реагирую­щих на одни и те же события. Столкновение интересов различных когорт на­зывают конфликтом поколений.

возрастные когорты в системе социально структурных отношений. возрастные когорты в системе социально структурных отношений фото. картинка возрастные когорты в системе социально структурных отношений. смотреть фото возрастные когорты в системе социально структурных отношений. смотреть картинку возрастные когорты в системе социально структурных отношений.

На процесс социализации можно взглянуть иначе и рассмотреть его с точки зрения демографии — науки о народонаселении, изучающей при по­мощи статистических методов рожда­емость и смертность, половозрастную структуру населения, продолжитель­ность жизни, миграцию и эмиграцию. Для этого воспользуемся двумя важны­ми понятиями — возрастная когорта (когорта рождения) и поколение. Термин «поколение» заимствован социологами из демографии, где оно используется для обозначения возрастной группы, т.е. совокупность лиц, родившихся в течение одного и того же периода времени (года, пятилетия). Поколение с социологической точки зрения объединяет людей с общим самосознанием, имеющих общий опыт, общие интересы и взгляды. В тру­дах многих социологов XIX и XX в., таких как О. Конт, X. Ортега-и-Гассет, В. Паретто и других, смена поколений рассматривалась как основная дви­жущая сила исторического процесса.

В статистике, как зарубежной, так и отечественной, которая в последнее время стремится привести свою терминологию к международному стандар­ту, понятие поколения в социологическом смысле отсутствует. Да оно здесь и не нужно, ибо дело идет на счет и количество, а не на ценности и качество. Для статистиков своего рода разменной монетой выступает слово когорта. Для них все вокруг является преувеличенной когортой. Когорта(Cohort) — группа лиц, которые переживают одни и те же события в один и тот же пе­риод. Например, возрастная когорта, или поколение, — это группа лиц, ро-

Поколение для статистиков — тоже когорта, но только другая: когорта рождения. Поколение(Birth cohort) — субнаселение, совокупность лиц, рож­денных в одном и том же году или в один и тот же период времени. Лица принадлежащие к одному и тому же поколению, имеют одинаковый или близкий возраст и одновременно проживают свою жизнь. В демографичес­ком анализе различают реальное и гипотетическое поколения.

Когорта рождения(она же — возрастная когорта) — совокупность инди­видов, принадлежащих по рождению к одному и тому же временному пери­оду (месяц, год или несколько лет), например, с 1945 по 1950 г. или 1900 по 1905 г. В расширительном толковании — совокупность индивидов в рамках одной популяции, которая пережила одно и то же историческое событие в одном и том же возрасте. Родившиеся в одно время вместе переживают важ­нейшие события, экономические кризисы, войны и т.д. Каждая когорта приобретает собственный, непохожий на другие когорты, опыт социализа­ции. У родившихся в 1930—1935 гг. было совсем иное детство, молодость и зрелость, чем у родившихся в 1945—1950 гг.

На уровне когорты рождения выясняется влияние макрофакторов. По­нятие «жизненный путь» раскрывает влияние важнейших событий на уров­не отдельного индивида.

Любое исследование характеристик одной и той же когорты в разные вре­менные периоды или характеристик различных когорт в одном и том же воз­расте называется когортным анализом, который, в частности, широко приме­няется в демографии. При изучении рождаемости, смертности или средней продолжительности жизни используются 5-, 10-, 20-, 30- и даже 50-летние ин­тервалы. Сравнивая различные когорты, например, родившихся в конце XIX и в середине XX в., ученые установили интересные закономерности: люди стали позже заканчивать школу, но раньше вступать в брак, у них сохранился промежуток между рождением первого и последнего ребенка, но увеличилась общая продолжительность жизни.

возрастные когорты в системе социально структурных отношений. возрастные когорты в системе социально структурных отношений фото. картинка возрастные когорты в системе социально структурных отношений. смотреть фото возрастные когорты в системе социально структурных отношений. смотреть картинку возрастные когорты в системе социально структурных отношений.

Соседние когорты, переживавшие одни и те же события, к примеру, Вто­рую мировую и афганскую войны, эпоху развитого социализма, перестрой­ку, тем не менее обладают разной структурой жизненного пути. Возраст, в

37 Римашевская Н.М. «Русский крест» // Природа. 1999. № 6.

38 См.: Экономико-социологический словарь / Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк, О.В. Терещенко и др. Со­
ставители: Г.Н. Соколова, О.В. Кобяк. Науч. ред. Г.Н. Соколова. — Минск, 2002.

котором обследуемые столкнулись с этими событиями — одни уже заканчи­вали школу, а другие только начинали учиться, — существенно повлиял на их судьбу, образование, профессиональную карьеру, на весь процесс социа­лизации. Они в разное время служили в армии, поэтому одни попали на афганскую войну, а другие — нет.

возрастные когорты в системе социально структурных отношений. возрастные когорты в системе социально структурных отношений фото. картинка возрастные когорты в системе социально структурных отношений. смотреть фото возрастные когорты в системе социально структурных отношений. смотреть картинку возрастные когорты в системе социально структурных отношений.

Смена поколений и лестница возрастов

Метод условного поколения, применяемый в демографии, означает спо­соб изучения демографических процессов, основанный на интерпретации показателей частоты демографических событий, полученных по интервалам длительности некоторого демографического состояния для непродолжи­тельного календарного периода (обычно для 1—2 лет) как набора последо­вательных частот таких событий на протяжении жизни когорты.

Если когорта рождения — статистическая категория, то поколение — социальная категория. Она также обозначает однородную по возрасту груп­пу людей, родившихся в одно и то же время. Однако поколение— это реаль­ная группа людей, сформировавшаяся в одних и тех же исторических усло­виях, осознающих свою общность, сходным образом участвующую и реаги­рующую на одни и те же события. Индивиды, принадлежащие к одному поколению (сверстники), чувствуют определенную солидарность, облада­ют во многом похожим жизненным опытом и отличают себя от представи­телей других поколений. Выделяют поколения отцов и детей, поколение шестидесятников, послевоенное поколение и т.д.

Другое понимание поколения определяет не дату рождения, а время вступления в творческую активность. Так, к поколению шестидесятников в России относят не тех, кто родился в 1960-е гг., а тех, кто в это время начат активно создавать свое литературное имя, к примеру поэтов А. Вознесен­ского, Б. Окуджаву и Е. Евтушенко считают знаковыми фигурами поколения шестидесятников. Именно в это время они заявили о себе как зрелые лично­сти и начали активную творческую карьеру. Хотя родились они в 1930-е гг. В США Generation X— это люди, родившиеся в период с 1961 по 1980 г. и активно заявившие о себе на общественной сцене в конце 1980-х и начале 1990-х гг. Именно эта, вторая, дата и определила культурную специфику

возрастные когорты в системе социально структурных отношений. возрастные когорты в системе социально структурных отношений фото. картинка возрастные когорты в системе социально структурных отношений. смотреть фото возрастные когорты в системе социально структурных отношений. смотреть картинку возрастные когорты в системе социально структурных отношений.

39 Коупленд Д. Generation Икс. М., 2002.

40 Кузнецов С. Певцы неизвестного поколения // Иностранная литература. 1998. № 3.

десятники, напротив, стремились занять активную социальную позицию, участвовать во всех общественных инициативах и начинаниях, просвещать народ, много и плодотворно трудиться, развивая гуманистические ценно­сти и идеалы. Правда, те и другие не добились своего — общество к ним не прислушалось и под их идеалы не перестроилось. В Америке наступила эра больших корпораций, а затем нефтяной кризис 1970-х гг., в СССР — с окон­чанием хрущевской оттепели наступил брежневский «развитой социализм», усиление цензуры, а затем кризис плановой экономики начала 1980-х гг. На смену хиппи и шестидесятникам уже стремились новые поколения молоде­жи, исповедующие новую мораль и новую субкультуру.

Таким образом, единого мнения в научной литературе относительно того, по каким датам и начиная с какого времени считать начало того или иного по­коления, не существует. Но все специалисты сходятся во мнениях о том, что поколение — это не демографическая категория и не биологическое явление, а сугубо социокультурный феномен. Поколение социологи 42 понимают как

41 Говорят, Билл Гейтс — самый богатый человек в мире, акула капитализма и глава «Майкрософ­
та» — был даже учеником великого психоделического гуру Тимоти Лири.

42 Здравомыслова Е. «Земной свой путь пройдя до половины. ». Судьба поколения на примере одной
биографии (www.indepsocres.spb.ru).

общность людей, переживших сходный социально-культурный опыт и обозна­чающих себя как такая общность. Поколение, с одной стороны, понимается как элемент идентичности, основанной на самоопределении, а с другой стороны, как структурное условие — социальная среда, обиход и событийность которой въедаются в жизнь отдельного человека, становясь частью его образа.

Поколение— это звено (колено) в цепи происхождения от общего пред­ка. Поколение означает счет по звеньям, по коленам. Одно колено или по­коление составляют люди примерно одного года рождения или близкие к ним. Родившиеся в 1980 г., а также за пять лет до того и через пять лет после того составят людей приблизительно одного поколения. Благодаря сходно­му возрасту они выглядят как одногодки, у них сходные взгляды на жизнь и одинаковый жизненный опыт, если последний приравнивать к тем истори­ческим событиям, которые пришлось им пережить. Говорят же о военном поколении и поколении так называемых шестидесятников.

Отсюда следует, что поколение — это не только, а может и не столько биологическое, сколько историко-культурное понятие. Оно указывает на духовную общность современников, жизнь которых связана с каким-либо важными историческими событиями, единство нравственных позиций, дух времени (например, комсомольцы 1920-х, военное поколение).

Поколение — это группа людей, сформировавшаяся в одних и тех же исторических условиях, осознающих свою общность, сходным образом уча­ствующих и реагирующих на одни и те же события. Индивиды, принадле­жащие к одному поколению (сверстники), чувствуют определенную соли­дарность, обладают во многом похожим жизненным опытом и отличают себя от представителей других поколений.

Характер поколения определяется событиями, происходившими во вре­мена юности. Они влияют на всю последующую жизнь. Каждое поколение.

Источник

Социологический анализ молодежных когорт в региональной социокультурной реальности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Шелепова, Светлана Николаевна

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Шелепова, Светлана Николаевна

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования молодежных когорт в социокультурной реальности.

1.1 Молодежная когорта как объект научного анализа.

1.2 Влияние современной социокультурной реальности на формирование молодежных когорт.

Глава 2. Молодежные когорты в региональной социокультурной реальности: тенденции становления и развития.

2.1 Жизненные планы молодежных когорт в контексте социокультурной реальности.

2.2 Проблемы выбора и реализации жизненных ориентаций молодежных когорт в условиях трансформации общества.

2.3 Проявления социальной активности молодежных когорт Хабаровского края.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Особенности возрастной дифференциации молодежи в системе социально-структурных отношений общества: на примере Хабаровского края 2008 год, кандидат социологических наук Шуляева, Алефтина Владиславовна

Ценностное пространство общества: Теоретико-методологическая концепция 2000 год, доктор социологических наук Сурина, Ирина Анатольевна

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ САМООРГАНИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА 2013 год, доктор социологических наук Морозова, Татьяна Ивановна

Российская молодежь 60-х и 90-х: сравнительный анализ моделей интеграции в общество 2006 год, кандидат социологических наук Колесникова, Марина Ивановна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социологический анализ молодежных когорт в региональной социокультурной реальности»

Актуальность исследования. Изучение динамики социального развития и взаимодействия, соотношения единства и многообразия, целостности и дифференциации ценностей, отношений, поведенческих стереотипов, профессионального и личностного становления, механизмов социальной адаптации молодежных когорт становится необходимым элементом знания современного состояния российского общества и его потенциальных возможностей в рамках того или иного сценария общественного развития. Цели и ценности, жизненные планы и стратегии представителей различных возрастных групп молодежи, сформированные в разные временные периоды, оказывают возрастающее, в ряде случаев противоречивое влияние на развитие общества по мере занятия молодыми людьми ключевых позиций в экономике, политике, бизнесе, социальной жизни и культуре. Поэтому в условиях высоких темпов и неопределенности современных трансформационных процессов особую значимость приобретает возможность и необходимость достижения ценностного консенсуса и преемственности межпоколенческого развития.

В современной социокультурной реальности требуется углубленный социологический анализ содержания и форм проявления молодежных потребностей, жизненных ценностей и ориентаций, тенденций карьерного развития, реальной и потенциальной социальной активности. С одной стороны, возрастные различия стали в современных условиях одним из главных и внешне заметных критериев стратификации молодежных когорт. С другой стороны, к этапу взрослости подошли молодые люди, сознательная жизнь которых прошла «после социализма». По своему жизненному опыту и условиям социализации они радикально отличаются от своих более взрослых современников.

Социологический анализ молодежных когорт разрушает стереотипное представление о молодежи как однородной социальной группе, помогает преодолеть, на наш взгляд, упрощенное понимание молодежных проблем и сформировать достаточно целостное представление о многообразии современных молодежных практик социализации в социокультурной реальности России.

Сложность анализа социального развития и взаимодействия молодежных когорт многократно возрастает в периоды общественных трансформаций, кризисных явлений и прочих динамичных процессов в обществе. В эти периоды помимо тех изменений, которые происходят внутри молодежных когорт, можно наблюдать сложные взаимодействия между ними: формирование и постепенное распространение на другие возрастные группы новых элементов в системе ценностей молодых когорт, новых социальных практик, норм преемственности и конфликтности.

В значительной мере актуальность темы исследования определяется масштабностью и остротой социально-экономических проблем Хабаровского края. Молодежь края, являясь активным субъектом его развития, играет значимую роль в социально-экономических и общественно-политических процессах.1 При этом за последнее десятилетие именно молодежь составляет основу миграционного оттока населения края. Нужно сознавать, что для социального проектирования и прогноза развития региона необходимо знание реальной картины жизненных планов и стратегий представителей молодежных когорт. Данные обстоятельства заставляют обратить внимание на анализ факторов, механизмов, стратегий социализации, основных тенденций развития молодежных когорт с учетом особенностей социокультурного пространства региона.

Существенную роль в решении задач повышения конкурентоспособности Хабаровского края, сохранения и приумножения его богатств должна играть молодежь. Это зависит от того, насколько представители молодежных когорт разделяют и принимают цели и задачи государственного, общественного, социально-экономического развития дальневосточного региона, связывают с дальневосточной землей свою жизнь. Именно поэтому изучение жизненных ценностей и ориентаций различных молодежных когорт, выявление новых тенденций

1 Доклад о положении молодежи в Хабаровском крае: социологическое измерение. Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2006; Приоритеты развития Сибири и Дальнего Востока: демографическая политика, здравоохранение, трудовой потенциал: Материалы к Пятому Байкальскому экономическому форуму // Аналитический вестник №11 (356). М., 2008. [Электрон, ресурс]. Режим доступа: http://www.council.gov.ru. становления молодежных практик, реальной и потенциальной социальной активности их представителей становится необходимым элементом знания современного дальневосточного сообщества, его потенциальных возможностей.

Вместе с тем на основе данных предшествующих достаточно серьезных исследований оказалось невозможным предвидеть резкие перемены в поведении молодежи, в ее жизненных планах и ориентациях, отследить динамику происходящих в молодежной среде процессов. Необходим дифференцированный подход к выбору возрастной сегментации молодежи, иначе невозможно гарантировать объективность полученной информации.

Степень научной разработанности проблемы. Активный научный поиск социологов в сфере проблем молодежи и ее дифференциации объективно стимулируется социокультурной реальностью, имеющей временную протяженность и постоянно находящейся в динамике. Проблема взаимодействия человека и мира всегда была центральной в осмыслении действительности.

В социологических концепциях этот процесс рассматривается через структурные (социальные институты, стратификация, ценности и нормы) и динамические (адаптация, социальная мобильность) компоненты социальной реальности, через жизненное пространство личности и событий жизни человека.

Исследования на макроуровне выделяют базовые институты, которые задают социетальную природу общества, обеспечивая его сохранение и функционирование, и тем самым способствуют институциональным преобразованиям на микроуровне в процессе непосредственной экономической, политической и социальной деятельности.2

Сущность социокультурной реальности как единства культуры и социальности выражена в концепции социокультурного пространства П.Сорокина, в

2 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. Перевод Е. Руткевич. М.: «Медиум», 1995; Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. М.: ИНФРА-М, 2005; Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, назначение / Сост. А.Б.Гофман. М.: Канон, 1995; Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М.: ТЭИС, 2000; Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Учебное пособие. М.: Аспект-Пресс, 1996; Смелзер Н. Социология: пер. с англ. М.: Феникс, 1994; Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М.Прогресс, 1965; Шабанова М.А. Социология свободы: трансформирующееся общество. М.: МОНФ, 2000. современных исследованиях О.Н.Астафьевой, А.С.Ахиезера, С.Н.Гаврова, Н.И.Лапина и др.

Возможность объединения институционального и социокультурного подходов, как сложная взаимосвязь институциональных и социокультурных компонентов, которая имеет выраженный взаимодополняющий характер, вытекающий из специфики рассмотрения общества и социальных изменений, социокультурной реальности и социального действия, выявлена Ж.Т.Тощенко, П.Штомпки.4

К.Мангеймом дан анализ молодежи через совокупность присущих ей культурных свойств и функций как объекта и субъекта процесса преемственности и смены поколений.5 Социологические аспекты возраста и возрастных групп проанализированы П.Сорокиным, Т.Парсонсом, Ш.Эйзенштадтом.6

Проблемы возрастных групп с позиций зависимости взаимодействия покоп лений от характера общественного развития раскрыты в концепции М.Мид. Этнографические и антропологические аспекты проблемы представлены в рабоо тах И.С.Кона. Обоснование значимой роли социализации в формировании идентичности молодежных когорт представлено в работах Г.М.Андреевой, Э.Эриксона.9 Проблематика жизненного пути и жизненного цикла, связанная с проблемами поколений и межпоколенческих отношений, исследовалась К.А.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьевым, Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном, А.В.Толстых, Д.И.Фельдштейном, О.В.Хухлаевой, Д.Б.Элькониным.10

3 Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы: Монография. M.: Изд-во МГИДА, 2002; Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). T.I. От прошлого к будущему. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997; Гавров С.Н. Модернизация во имя империи. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. М.: Едиториал УРСС, 2004; Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М.: ИФ РАН, 2000; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. M.: Политиздат, 1992.

4 Тощенко Ж.Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности // Социологические исследования. 2000. №2. С.3-12; Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2005.

5 Mannheim К. The Problem of Generation // Mannheim К. Essays on the Sociology of Knowledge. London, 1952.

6 Парсонс, Т. Общетеоретические проблемы социологии //Социология сегодня. Проблемы и перспективы. M.: Прогресс, 1965.С. 25-67; Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество. M.: Политиздат, 1992; Eisenstadt S.N. From Generation to Generation. Glencoe, Illinois, 1956.

7 Мид M. Культура и мир детства: Избранные произведения. M.: Наука, 1988.

8 Кон И.С. Социология молодежи. М.: Просвещение, 1988.

9 Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов по направлению и специальности «Психология». М.: Аспект Пресс, 2002.Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: ИТД «Летний сад», 2000.

10 Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991; Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР,

Отдельным аспектам молодежной проблематике посвящены: системное исследование процесса социализации, способствующее углублению понимания проблем социализации поколений, введению в научный обиход возрастных и когортных категорий (И.В.Бестужев-Лада, С.Н.Иконникова, А.С.Запесоцкий,

Е.Г.Слуцкий, В.А.Ядов и др.); труды, раскрывающие факторы (занятость, социальная защита), социально-психологические аспекты (мотивация, ценности) социализации (П.И.Бабочкин, Ю.Г.Волков, С.И.Григорьев, Л.Г.Гуслякова,

С.А.Гусова, В.И.Добреньков, А.Г.Здравосмыслов, О.И.Карпухин,

А.И.Ковалева, В.Н.Кузнецов, В.В.Павловский и др.); исследования закономерностей процесса социального взросления, влияние социальных изменений на жизненный путь молодежных когорт, выявление факторов и критериев социальной и межпоколенной дифференциации (Л.А.Беляева, М.Б.Глотов, Н.А.Головин, В.Т.Лисовский, В.В.Семенова, Л.А.Хахулина и др.);14 работы, по

1956; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000; Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988; Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995; Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах /Под ред. Д.И.Фельдштейна М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001.

11 Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. M.: Голос, 2001; Ковалева, А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. M.: Социум, 1999; Чупров В.И. Концепция молодежной политики: поиск взаимодействия общества и молодежи // Социально-политические науки. 1991. №3. С.30-41; Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. M.: Наука, 2001.

12 Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: размышление о некоторых социальных проблемах молодежи. М.: Политиздат, 1984; Иконникова С.Н. Молодежь: Социальный и социально-психологический анализ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974; Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб: ИГУП, 1996; Слуцкий Е.Г. Молодежь как предмет исследования человеческого потенциала (human development) России и ее регионов. СПб., 2000; Россия: трансформирующееся общество. / Под ред. В.А.Ядова. М.: Издательство «КАНОН-пресс-Ц», 2001.

13 Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. М.: МГУ, 2000; Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. M.: Гардарики, 2003; Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. и др. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов. M.: Гардарики, 2006; Здравомыслов А.Г. Молодежь России: что она ценит и что умеет? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003. № 4. С.10-18; Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. №3. С. 124-128; Ковалева А.И Социализация.// Энциклопедия гуманитарных наук. 2004. №1. С.139-143; Павловский В.В. Ювентоло-гия: проект интегративной науки о молодежи. М.: Академический проект, 2001; Социология молодежи: учебник / Под ред. В.Н.Кузнецова. М.: Гардарики, 2005.

14 Беляева Л.А. Социальный портрет возрастных когорт в постсоветской России // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 31-41; Головин Н.А. Политическая социализация в постсоветском обществе. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007; Глотов М.Б. Поколение как категория социологии // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 42-59; Семенова В.В. Дифференциация и консолидация поколений // Россия: трансформирующееся общество. / Под ред. В.А.Ядова. М.: Издательство «КАНОН-пресс-Ц», 2001; Хахулина Л.А. Динамика священные анализу молодежных ориентаций в ситуации выбора профессии и адекватности профессионального выбора, проблем жизненного старта, профессиональных планов и достижений молодежи (Е.М.Бабосова, М.Х.Титма, Г.А.Чередниченко, В.Н.Шубкин и др.);15 работы, связанные с обобщением базовых тенденций в изучении типов жизнедеятельности молодежи и ее отношения к явлениям субкультуры, молодежной идентификации и объединений (В.А.Луков, Е.Л.Омельченко, Л.В.Шабанов, Т.Б.Щепанская и др.).16

17 ниям молодежной политики, стиля и образа жизни.

Особый интерес представляют работы по молодежной проблематике Н.М.Байкова, Ю.В.Березутского, С.А.Левкова, Н.А.Свиридова, Ю.А.Тюриной, раскрывающие процессы формирования особого социального смысла Дальневосточного региона и поиска эффективных мер обеспечения социальной устойчивости, стабильности общества в силу территориальных, природных, демографических и экономических составляющих; определяющие факторы преодоления социальной неустроенности молодежи, создания многоуровневой подготовки специалистов, отличающейся адресностью, преемственностью и динаотношения к рыночной экономике (анализ молодежных когорт начала и конца 90-х годов) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2001. № 1 (51). С. 30-38.

15 Выбор молодежью жизненного пути: Опыт межрегионального социологического исследования./ Под ред. Е.М.Бабосова, М.Х.Титмы. Минск:Наука и техника, 1988; Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.: Мысль, 1978; Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь (социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства). M.: Мысль, 1985.

17 Магун B.C., Энговатов M.B. Структура и межпоколенная динамика жизненных притязаний молодежи в России и на Украине: 1985-2001.// Социология: теория, методы, маркетинг. 2004. №3. С.47-65; Омельченко Е.Л. Культурные молодежные сцены России начала 21 века: между активностью и пассивностью. [Электрон, ресурс]. Режим доступа: http://www.sociocult.ksu.ru/archives/eoscen.rtf; Чупров В.И. Концепция молодежной политики: поиск взаимодействия общества и молодежи //Социально-политические науки. 1991. №3. С.30-41.

1 й мичностью. Исследованию проблем дальневосточной молодежи и молодежных субкультур, факторов управления государственной молодежной политикой в социально-пространственных условиях дальневосточного региона посвящены диссертационные исследования С.В.Гребенкиной, О.Н.Кострюковой, О.А.Мизко, А.В.Шуляевой и др.19

Таким образом, анализ социологических работ позволяет сделать вывод о многообразии теоретико-методологических подходов к проблемам современной молодежи. Однако, на наш взгляд, можно говорить о назревшей необходимости обобщения теоретических подходов для исследования молодежных когорт. Социологическое изучение молодежных когорт позволяет составить их динамичный социологический портрет, анализировать их жизненные планы и стратегии, особенности их ценностей и ориентаций, реальную и потенциальную социальную активность в социальных процессах трансформации общества. Слабо изученными аспектами молодежных когорт является влияние региональной социокультурной реальности на их становление и развитие.

Актуальность социологического анализа молодежных когорт для понимания и практического разрешения проблем социокультурной реальности Хабаровского края и недостаточная его разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Объект исследования: становление и развитие молодежных когорт.

18 Байков H.M. Возрастная дифференциация молодежи как фактор детерминации ее социальных переходов // Молодежь Востока России: История и современность / Под ред. Н.М.Байкова. Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2007. 4.1. С. 9-22; Березутский Ю.В. Социальный потенциал молодежи региона: социологический анализ. Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2005; Левков С.А. Концептуальные основания региональной социальной политики (социологический анализ): автореф. дис.докт.социол.наук. Хабаровск, 2006; Свиридов H.A. Адаптационные процессы среди молодежи (дальневосточная ситуация) // Социологические исследования. 2002. № 1. С. 90-95; Смирнов Б.В., Тюрина Ю.А. Социализация, образование, воспитание: формы взаимодействия: монография. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005.

Предмет исследования: особенности жизненных планов и ориентаций, проявлений социальной активности молодежных когорт в условиях региональной социокультурной реальности.

Реализация заявленной цели требует решения следующих задач:

— проанализировать и обобщить основные теоретические подходы к изучению молодежной когорты как объекта научного знания;

— выявить влияние современной социокультурной реальности на становление и развитие молодежных когорт;

— изучить и проанализировать особенности жизненных планов и ориентаций, проявлений социальной активности молодежных когорт в условиях трансформации общества;

— представить социологический портрет молодежных когорт в контексте региональной социокультурной реальности.

Гипотеза. Становление и развитие молодежных когорт в условиях региональной социокультурной реальности представляет собой интеграцию процессов социализации и самореализации, что обусловливает формирование специфических черт, проявляющихся в жизненных планах, ориентациях, реальной и потенциальной социальной активности ее представителей.

Теоретико-методологической основой исследования выступают:

— системный подход, позволяющий исследовать влияние современной социокультурной реальности на становление и развитие молодежных когорт в условиях трансформации общества;

В диссертационном исследовании учитывались ключевые положения:

— институционального (Э.Дюркгейм, С.Г.Кирдина, В.В.Радаев, М.А.Шабанова, О.И.Шкаратан и др.), социокультурного (О.Н.Астафьева, А.С.Ахиезер, С.Н.Гавров, Н.И.Лапин и др.), интегративного (Ж.Т.Тощенко, П.Штомпка и др.) подходов в концептуализации понятия «социокультурная реальность»;

— теорий социального пространства П.Сорокина, социальной динамики и социальной мобильности (Б.Барбер, Л.А.Беляева, З.Т.Голенкова);

— концепций молодежи И.М.Ильинского, В.И.Чупрова, молодежи в обществе риска В.И.Чупрова и Ю.А.Зубок, профессионального самоопределения молодежи Г.А.Чередниченко и В.Н.Шубкина, межпоколенной динамики притязаний молодежи В.С.Магуна и М.В.Энговатова;

— определяющие дифференциацию молодежных когорт с учетом объективных статусных позиций и основных характеристик молодежи (С.Н.Иконникова, А.И.Ковалева, И.С.Кон, Д.Л.Константиновский, В.Т.Лисовский, В.А.Луков, Е.Л.Омельченко, Л.Я.Рубина, М.Х.Титма, Ф.Р.Филиппов и др.).

Для достижения цели и решения намеченных задач использовались следующие методы исследования: анализ документов; целевой опрос (анкетирование). Анкета состоит из 81 стандартизированного вопроса по теме диссертации. Все вопросы составлены с целью подтверждения/опровержения рабочей гипотезы, выделения особенностей социализации и жизнедеятельности представителей молодежных когорт. Графическое и текстовое представление данных осуществлено с помощью программных пакетов Microsoft Excel 2007 и Microsoft Word 2007.

Автором, в целях сравнения полученных данных с аналогичными исследованиями в других регионах, был проведен вторичный анализ результатов эмпирических исследований российских социологов по проблемам социализации и самореализации молодежи.

Эмпирической базой исследования послужили статистические материалы, фиксирующие объективное положение молодежных когорт в региональной социокультурной реальности.

— Результаты комплексного социологического опроса, проведенного автором диссертационного исследования (г.Хабаровск, 2007-2011гг.). Генеральную совокупность составляет молодежь от 14 до 30 лет. Всего опрошено 1448 респондентов. Общий план выборки респондентов позволяет анализировать становление и развитие молодежных когорт края.

— Результаты материалов органов официальной статистики Российской Федерации, Дальнего Востока и Хабаровского края, данные анализа федеральных и региональных нормативно-правовых актов, материалов социологических исследований по проблемам молодежи, опубликованные в специализированных журналах «Социологические исследования», «Социальная политика и социология» (2001-2011гг.), публикаций печатных и электронных средств массовой информации.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

— конкретизировано понятие «молодежная когорта», выделены и обоснованы его количественные и качественные признаки;

— проанализированы и обобщены теоретико-методологические подходы к изучению молодежных когорт в условиях трансформации общества;

— конкретизированы специфические характеристики молодежной когорты как социокультурной общности и выявлено преобладание тенденций дифференциации молодежных когорт над интеграцией;

— выявлена и проанализирована разнонаправленность социализирующего влияния региональной социокультурной реальности, что наряду с другими факторами приводит к парадоксальности молодежных когорт;

— определены тенденции и противоречия в жизненных планах, ориентаци-ях и проявлений социальной активности молодежных когорт в контексте социокультурного пространства Хабаровского края;

— представлен социологический портрет молодежных когорт в региональной социокультурной реальности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что расширены представления о молодежных когортах и их специфических характеристиках; дополнена сфера научного знания о социализации и самореализации представителей молодежных когорт в условиях трансформации общества, о тенденциях и противоречиях в жизненных планах, ориентациях, реальной и потенциальной социальной активности молодежных когорт в контексте регионального социокультурного пространства; обобщена новая социологическая информация о становлении и развитии молодежных когорт Хабаровского края.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его основных результатов при разработке концепций, направлений, мероприятий и механизмов совершенствования региональной молодежной политики в сфере образования, занятости, социальной защиты и поддержки молодежных когорт. Инструментарий социологического опроса может быть использован при разработке программ социологических исследований по данной проблематике. Эмпирические результаты исследования могут использоваться для совершенствования учебных курсов «Социология молодежи», «Социальная работа с молодежью», лекций по региональной социологии.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Молодежная когорта представляет собой социокультурную общность молодых людей, объединенных границами возраста, важными историко-культурными событиями интенсивной первичной и вторичной социализации, жизненными планами, ценностями и ориентациями, реальной и потенциальной социальной активностью. Содержательную основу молодежной когорты составляют взаимосвязанные процессы социализации и самореализации ее представителей.

2. Социальный облик молодежных когорт формируется через взаимодействие усвоенных в процессе интенсивной первичной и вторичной социализации знаний, норм, ценностей и ориентаций, составляющих обобщенный и осмысленный опыт когорт, а также участия в социальной жизни, усвоения определенных форм и способов социальных молодежных практик.

4. Молодежные когорты характеризуются относительной самостоятельностью, преемственностью и противоречивостью развития. Дифференциация молодежных когорт имеет не столько возрастной, сколько вынужденный, социально-адаптивный характер и отражает объективно существующие условия региональной социокультурной реальности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием в работе обширной зарубежной и отечественной источни-ковой базы, охватывающей различные области научных знаний: социологии, политологии, психологии, педагогики; методов исследования, адекватных поставленным целям и задачам, обработки и анализа исходных данных, их вторичной обработки с использованием количественных методов; результатами эмпирического исследования.

Наиболее существенные положения и результаты исследования отражены в 10 научных публикациях, в том числе в трех статьях, опубликованных в рекомендованных ВАК РФ журналах, общим объемом 4,04 п.л.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Основное содержание работы изложено на 164 страницах, проиллюстрировано 47 таблицами, 49 диаграммами и 2 приложениями. Список литературы включает 171 источник. В приложениях представлены образцы авторского инструментария и результаты социологического исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи 2004 год, кандидат социологических наук Скутнева, Снежана Владимировна

Межпоколенческая дифференциация среди молодых когорт в условиях преобразования российского общества 2003 год, кандидат социологических наук Леготин, Эмиль Вячеславович

Динамика социальной роли молодежи: гендерный подход 2010 год, доктор социологических наук Явон, Снежана Владимировна

Жизненные планы молодых инвалидов: Особенности формирования и реализации в современном российском обществе 2000 год, кандидат социологических наук Васильева, Наталья Владимировна

Особенности формирования маскулинности в социализации городской молодежи 2004 год, кандидат социологических наук Фомичев, Филипп Игоревич

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Шелепова, Светлана Николаевна

В диссертационном исследовании молодежь рассматривается как подвижная социально-демографическая группа людей в возрасте 14-30 лет, функционирующая в социокультурной реальности наряду с другими группами, обладающая социальным статусом (положением) и социальными ролями в обществе, с набором присущих ей специфических ценностей и норм поведения, отличающаяся неоднородным внутренним составом.

Конкретизировано, что молодежная когорта представляет собой социокультурную общность молодых людей, объединенных границами возраста, важными историческими, культурными, жизненными событиями интенсивной первичной и вторичной социализации, жизненными планами и ориентациями, карьерными траекториями, реальной и потенциальной социальной активностью. Содержательную основу молодежной когорты составляют взаимосвязанные процессы социализации и самореализации молодежи. По форме внешнего выражения молодежная когорта характеризуется следующими признаками: границы возраста (количественный признак) отражает биологические и психические процессы развития и взросления молодых людей; переживание, осмысление важных исторических, культурных, жизненных событий интенсивной первичной и вторичной социализации отражают различия в установках и поведении представителей молодежных когорт; жизненные ценности и ориентации, карьерные траектории, реальная и потенциальная социальная активность (качественный признак) способствуют формированию собственно когортного опыта. Эти характеристики рассматриваются результатом реализации потенциальных возможностей и становятся внутренним стержневым моментом определения положения представителей молодежных когорт.

Выявлено, что понятие «молодежная когорта» используется с целью выделения специфичных черт, существенных особенностей ее представителей, идентифицирующих их по отношению друг к другу и к другим возрастным группам. Проблема идентификации заключается в дифференциации взаимосвязанного влияния на когорты молодежи возрастных характеристик, важных исторических, культурных, жизненных событий, содержание и социальный смысл которых зависят от конкретных условий региональной социокультурной реальности. Выделение когорт позволяет детализировать периодизацию взросления молодежи на конкретные этапы, более четко определить цели и задачи первичной и вторичной социализации, повышает возможность выяснить степень освоения ценностей и ориентаций, проявлений социальной активности в условиях трансформации общества и региональной социокультурной реальности, а также выступать эффективным методом исследования социальных изменений молодежи.

Обосновано, что современная социокультурная реальность способствует быстрому обновлению социологического портрета молодежных когорт, расширению их горизонтальных дифференциаций и стратификации, связанных с различиями в жизненных ценностях, планах, образе жизни, образовании, доступе к информации и т.д.

Выявлены следующие характеристики современной социокультурной реальности, влияющие на дифференциацию молодежных когорт: нестабильность и неустойчивость, неопределенность и непредсказуемость, как состояния переходности; поиск консенсуса во всех сферах; ускорение процессов социальной стратификации, неоднородность, распад на отчетливо выраженные субкультурные ареалы; переоценка ценностей; изменение масштабности и сложности информации, неоднозначность современного информационного пространства; неоднозначность последствий социокультурных изменений.

Выявлено, что среди молодежных когорт практически невозможно выделить такую группу, ценности которой можно было бы назвать доминирующими. Для них характерно становление собственных жизненных ориентиров на основе толерантного отношения к разным ценностям, идеям, отношениям, включая национальные и религиозные взгляды.

Жизненные ориентации молодежи определяются, с одной стороны, преемственностью традиционных ценностей, целей, жизненных установок, а, с другой стороны, противоречивостью конкурирующих ценностей. При этом для молодежных когорт характерна последовательная прагматизация жизненных планов и ориентаций: моральные ограничения, нормы нравственности и права вряд ли станут «целями-ценностями», значимыми регуляторами поведения.

В исследовании установлены факторы, влияющие на взаимодействие и взаимоотношение молодежных когорт: интегрирующие жизненные ценности (благополучие, жизнь человека, семья, независимость, свобода); дифференцирующие жизненные ценности (работа, законность, нравственность). Значимые для социализации, но не для представителей молодежных когорт жизненные ценности приводят к разрегулированности как внутри самой молодежи, так и отношений между поколениями.

В трактовке политического облика молодежных когорт мы придерживаемся известной доли осторожности: в большей или меньшей степени политическая активность является частью жизнедеятельности всех молодежных когорт. В тоже время, есть все основания говорить о дистанцировании молодежных когорт от политики: слишком мало молодых людей являются членами какой-либо политической партии, общественных объединений; знания молодежи о политике абстрактны, интерес к политике по уровню действенности пассивен; непонимание сути социально-политических проблем, поверхностное, отрывочное представление о политических событиях. Результаты вторичной социализации таковы, что молодежные когорты отчуждены от современных социально-политических процессов общества.

Молодежные когорты обладают разной степенью вовлеченности в социум, разными социальными позициями и уровнем социальной активности. Молодежные когорты 14-17-летних, 18-20-летних, 21-23-летних демонстрируют потенциальную активность и заинтересованность в деятельности молодежных объединений. При этом все когорты адаптированы к существующим условиям социально-политической жизни региона, других условий не знают и принимают жизнь такой, какая она есть.

Выявлено, что в региональной социокультурной реальности принципиальной особенностью молодежных когорт, прежде всего в силу возраста, является более легкое вхождение в социокультурную реальность: мобильны, ищут пути социальной самоидентификации и адекватнее реагирует на меняющиеся потребительские предложения, используют адаптивную модель поведения, но успешность в их реализации не одинакова.

Установлено, что молодежные когорты распознаются через изменения и дифференциации, за которыми стоят определенные социальные ресурсы. Разнообразие возможностей для самореализации и разное качество жизненных шансов ведут к множественности дифференциаций и могут вызывать различные социальные риски для молодых людей.

Особенности дифференциации молодежных когорт проявляются в том, что они постоянно находятся в состоянии перехода, вектор которого направлен от положения объектов общественного воздействия к субъектам социально-преобразующей деятельности. Дифференциация когорт имеет адаптивный характер и осуществляется в рамках факторов воздействия социокультурной реальности, поэтому актуален анализ преемственности и разрыва ценностей и поведенческих практик, солидарности и конфликтности, традиционности и инноваций внутри и между молодежными когортами.

Социологические портреты молодежных когорт в региональной социокультурной реальности, полученные в результате анализа эмпирических показателей, представляющих собой оперативную социальную статистику, дают богатый материал для решения тактических проблем их социальной и профессиональной активности, коррекции жизненных планов и ориентаций.

Социологический анализ молодежных когорт дает богатый материал для решения проблем их социальной и профессиональной активности, коррекции жизненных планов и ориентаций. Вместе с тем в диссертационной работе невозможно охватить и проанализировать весь круг проблем молодежных когорт, которые возникают в региональной социокультурной реальности. Выявленные качественные характеристики молодежных когорт остаются открытыми для других исследований. На наш взгляд, существует спектр вопросов, требующих дополнительного изучения и проработки: выявить влияние новых социально-дифференцирующих критериев на жизненные планы и стратегии молодежных когорт, исследовать ролевую функцию молодежных когорт в условиях экономического кризиса, изучить траектории социального движения (развития) молодежных когорт.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Шелепова, Светлана Николаевна, 2012 год

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. / К.А.Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991.-299 с.

2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. / Б.Г.Ананьев. JL: Изд-во ЛГУ, 1968.-340 с.

3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. М.: Аспект Пресс, 1999.-375 с.

6. Ахиезер, A.C. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). T.I. От прошлого к будущему; Т.П. Теория и методология. Словарь. / А.С.Ахиезер Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998.

12. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. Пер.с англ. Е.Руткевич. / П.Бергер, Т.Лукман. М.: «Медиум», 1995.-303 с.

13. Березутский, Ю.В. Социальный потенциал молодежи региона: социологический анализ /Ю.В.Березутский.-Хабаровск:Изд-во ДВАГС, 2005 148 с.

24. Гавров, С.Н. Модернизация во имя империи. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. / С.Н.Гавров. М.: Едиториал УРСС, 2004.-352 с.

37. Запесоцкий, A.C. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции / А.С.Запесоцкий. СПб: ИГУП, 1996.-350 с.

39. Здравомыслов, А.Г. Молодежь России: что она ценит и что умеет? /

41. Зобов, P.A. Ценностные ориентации молодежи: истинные и ложные / Р.А.Зобов // Молодежь: тенденции социальных изменений: Сб. статей; под ред.

77. Луке, Г.А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике / Г.А.Луке. Самара.: Изд-во «Самарский университет», 2003.- 278 с.

91. Москвин, Д.Е. Изменение стереотипного отношения молодежи к общественно-политической деятельности / Д.Е.Москвин, Г.В.Козлов // Без темы.- 2007. № 1(3).-С. 49-56.

95. Омельченко, Е.Л. Культурные молодежные сцены России начала 21 века: между активностью и пассивностью / Е.Л.Омельченко. Электрон, ресурс.- Режим доступа URL: http://www.sociocult.ksu.ru/archives/eoscen.rtf.

102. Павленок, П.Д. Социология: Избранные работы 1991-2003 гг. / П.Д. Павленок. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004- 298 с.

106. Постановление администрации города Хабаровска от 18.03.2011 № 706 «О поддержке детских и молодежных общественных объединений».

119. Семенова, В.В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность / В.В.Семенова. М.: Российская политическая энциклопедия (РОС-СПЭН), 2009.-271 с.

120. Семенова, В.В. Дифференциация и консолидация поколений /

126. Смирнов, Б.В. Социализация, образование, воспитание: формы взаимодействия: монография. / Б.В.Смирнов, Ю.А.Тюрина. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2005.-106 с.

134. Сухобская, Г.С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики / Г.С.Сухобская // Новые знания.2002.-№4.-С. 17-20.

135. Тетерский, C.B. Социальные инициативы детей и молодежи: поддержка общества и государства: Монография. / С.В.Тетерский. М.: РЕГЛАНТ,2003.-214 с.

137. Толстых, A.B. Возрасты жизни. / А.В.Толстых. М.: Молодая гвардия, 1988.-221 с.

140. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. /Д.И.Фельдштейн. М.: Международная педагогическая академия, 1995- 368 с.

145. Чупров, В.И. Молодежь в обществе риска / В.И.Чупров, Ю.А.Зубок, К.Уильямс. М.: Наука, 2001.-230 с.

147. Чупров, В.И. Социология молодежи на рубеже своего тридцатилетия /

157. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / под ред. Д.И.Фельдштейна / Д.Б.Эльконин.- М/.МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001.- 414 с.

158. Эриксон, Э. Детство и общество. / Э.Эриксон. СПб.: Ленато, ACT, 1996.-592 с.

159. Ядов, В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В.А.Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.-С. 89-105.

160. Eisenstadt S.N. From Generation to Generation. / S.N. Eisenstadt Glen-coe, Illinois, 1956.-P. 24.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Digital Science & Education LP, 85 Great Portland Street, First Floor, London, United Kingdom, W1W 7LT

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *