возражение на требование об уплате недоимки по налогам и пени

Что делать, если налоговая начислила неправомерно пени

возражение на требование об уплате недоимки по налогам и пени. возражение на требование об уплате недоимки по налогам и пени фото. картинка возражение на требование об уплате недоимки по налогам и пени. смотреть фото возражение на требование об уплате недоимки по налогам и пени. смотреть картинку возражение на требование об уплате недоимки по налогам и пени.

Ошибки в каких реквизитах приводят к пеням

Как показывает практика, чаще других не замеченными плательщиком остаются ошибки в нижних полях платежки (104–109). И это не удивительно.

В собственных реквизитах вы ошибетесь вряд ли, а если да, то платеж просто не уйдет. Реквизиты налоговой более-менее стабильны, их вы, как правило, выбираете из справочника, а не прописываете заново при каждом новом платеже. Поэтому риск ошибиться в них тоже невысок.

А вот КБК (поле 104) периодически меняются. Ошибиться можно и в ОКТМО (поле 105). А налоговый период (поле 107) вообще каждый раз нужно писать новый. Вот эти три поля и могут завести платеж в невыясненные.

Что касается оставшихся трех реквизитов «подвала» платежки, они вряд ли могут стать причиной пеней. Если вы ошибетесь в основании налогового платежа (поле 106), налоговики, скорее всего, отправят платеж туда, куда нужно. Поля 108 и 109 — номер и дату налогового документа — заполняют в особых случаях. Например, при оплате по требованию или по акту налоговой. Поэтому выверяют каждую цифру. Значит, ищем потерявшийся платеж и проверяем поля 104, 105 и 107. Причина — в одном из них.

Проверить и найти верный КБК вам поможет наша горячая подборка.

ОКТМО смотрите в своих регистрационных документах. Кстати, в ОКТМО часто ошибаются при уплате НДФЛ за обособки.

А о поле 107 поговорим подробнее.

Ошибка в поле 107 платежного поручения: за что пени

Формат поля 107 включает восемь знакомест, разделенных точками, и в общем виде выглядит так: ХХ.ХХ.ХХХХ.

Первыми двумя знаками вы обозначаете периодичность уплаты налога, взноса:

Вторые два знака — это номер периода, а последние четыре — год.

Например, платеж по НДС за 2-й квартал 2021 года помечается так: КВ.02.2021.

Если где-то здесь ошибка, какой-то из периодов остался неоплаченным. За него вам и капают пени.

Как быть? Рассказываем.

Избавляемся от несуществующей недоимки и пеней

К счастью, при указанных выше ошибках понудить налоговую обнулить пени не так сложно. Платеж — в бюджете. Значит, никаких повторных сумм платить не нужно. Нужно только направить эти деньги по назначению. Для этого подается заявление на уточнение платежа. В нем вы указываете, какую ошибку допустили, и приводите верный реквизит. Не забудьте приложить копию дефектной платежки.

Образец заявления вы можете бесплатно скачать в КонсультантПлюс, оформив бесплатный пробный доступ к системе:

Инспекторы зачисляют деньги туда, куда они предназначены, а пени сторнируют (п. 7 ст. 45 НК РФ). Если, конечно, все было уплачено в срок. Если была просрочка, оставят пени по день платежа (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Подобным способом можно уточнить почти все реквизиты, кроме наименования банка получателя. С 2019 года уточняется даже счет казначейства (п. 7 ст. 45 НК РФ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Подавать нужно именно заявление об уточнении платежа. Ни в коем случае не спутайте с зачетом. Зачет налоговая тоже сделает. Но тогда придется платить пени — по день зачета.

А если в платежке все верно?

Налоговая начислила пени, а задолженности нет? И такое бывает. Ошибаются не только плательщики. У налоговиков тоже бывают ошибки, а бывают сбои в системе. Если у вас все правильно, причиной недоимки могло стать и что-то из этого. Пишите заявление, прикладывайте платежку, и пусть они разбираются. Вы свою налоговую обязанность выполнили, пускай контролеры выполняют свою. Молчать нельзя, сама по себе даже такая недоимка не испарится.

Источник

Штраф от налоговой: как отменить или снизить

возражение на требование об уплате недоимки по налогам и пени. возражение на требование об уплате недоимки по налогам и пени фото. картинка возражение на требование об уплате недоимки по налогам и пени. смотреть фото возражение на требование об уплате недоимки по налогам и пени. смотреть картинку возражение на требование об уплате недоимки по налогам и пени.

Налоговая штрафует за несдачу отчётов и неуплату налогов. Но если предприниматель не виноват, штрафа быть не должно. А если виноват, но не сильно, штраф должны снизить. Разбираемся, как это работает 🧐

О каких штрафах речь

Штраф от налоговой — это наказание за нарушение закона — ст. 114 НК РФ.

Часто предприниматель узнает о штрафе от банка при блокировке счёта. Вот откуда такой штраф появляется.

Налоговая следит, чтобы предприниматели платили налоги и страховые взносы, правильно их считали и вовремя сдавали отчёты. Для этого предпринимателя проверяет районная инспекция, в которой он стоит на учёте. Проверки бывают такие:

🔸 Камеральные — когда инспектор у себя в кабинете проверяет отчёт за текущий период. Проверка происходит каждый раз, когда предприниматель сдаёт отчёт. Или наоборот, не сдаёт в срок, хотя обязан.

🔸 Выездные — когда инспектор приезжает в офис предпринимателя и смотрит документы по конкретному налогу за последние три года.

За каждое найденное нарушение налоговая выписывает штраф, он идёт плюсом к недоимке по налогу и пени. Точно так же действуют Пенсионный фонд и ФСС по своим вопросам.

Вот самые частые штрафы для предпринимателей:

— Не сдать или сдать позже срока декларацию УСН, 6-НДФЛ за сотрудников, РСВ — минимум 1000 ₽ за каждую декларацию — ст. 119 НК РФ;

— Грубое нарушение учёта доходов и расходов. Например, отсутствие платежек на покупку товаров для перепродажи, которые поставили в расходы — от 10 000 до 40 000 ₽ — ст. 120 НК РФ;

— Неуплата или просрочка уплаты налога по патентной системе, УСН, НДС, НДФЛ, страховых взносов — от 20 до 40 % от неуплаченной суммы — ст. 122 НК РФ;

— Непредставление документов по требованию налоговой в ходе проверки — 200 ₽ за документ — ст. 126 НК РФ;

— Непредставление документов на контрагента по требованию налоговой, если проверяют контрагента — 10 000 ₽ за документ — ст. 126 НК РФ;

— Неудержание и неуплата НДФЛ в качестве налогового агента с зарплаты сотрудников — 20 % от неуплаченной суммы — ст. 123 НК РФ;

— Не сдать или сдать позже срока отчёты СЗВ-М, СЗВ-ТД и СЗВ-СТАЖ за сотрудников — 500 ₽ за каждый отчёт — ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Другие налоговые штрафы есть в Главе 16 НК РФ.

Если налоговая находит нарушения, она составляет акт, а через месяц выносит решение. В решении сказано, сколько налогов доплатить, какие пени набежали и какой штраф назначается.

Налоговая не может оштрафовать, если предприниматель не виноват в нарушении. А если есть смягчающие обстоятельства, штраф должен быть снижен минимум в два раза — ст. 106, 108 НК РФ.

На основании решения налоговая выставляет требование об уплате. Если предприниматель не платит по требованию, налоговая блокирует счёт. Сначала спишут долг и пени, и в последнюю очередь штраф — ст. 114 НК РФ.

Когда налогоплательщик не виноват и штраф должны отменить

Отмена штрафа из-за невиновности — это не отмена всего долга по налогам. Недоимку и пени надо оспаривать отдельно, уже не ссылаясь на невиновность — или платить, если предприниматель с ней согласен. Но даже если отбить только штраф, итоговая сумма долга перед налоговой станет меньше, иногда существенно.

В Налоговом кодексе есть три обстоятельства, при которых налогоплательщик не виноват в нарушении закона. Но быть невиновным можно и по любой другой причине — ст. 111 НК РФ.

1. Стихийное бедствие и чрезвычайное обстоятельство

Налоговая не может штрафовать за неуплату налогов и несдачу отчётов, если так вышло из-за пожара, аварии или пандемии. Если о форс-мажоре и так известно на всю страну, никакие справки не нужны. На пожар или аварию в офисе надо предоставить документы.

Суд отменил компании штраф на 136 900 ₽ за непредоставление 2 738 штук первичных документов на проверку. Первичка хранилась в арендованном офисе. В здании арендодателя случился пожар, документы сгорели. Компания показала суду справку о пожаре от МЧС. А часть сгоревших документов в итоге восстановили и принесли инспекторам уже после штрафа. Но налоговая это не учла. Суд согласился, что компания не виновата — дело № А41-31823/2010.

2. Предприниматель не мог думать о налогах и отчётах из-за болезни

Это работает только для ИП. Организации по такому основанию не освобождают.

Бывают болезни и состояния, из-за которых человек не может нормально думать. Это ментальные расстройства, кома, высокая температура, очень сильные боли. Для подтверждения болезни нужна справка. Болезнь должна быть в отчётный период.

Физические недомогания не считаются. В таком случае дела по налогам можно перепоручить представителю. Но любую болезнь должны засчитать за смягчающее обстоятельство.

3. Выполнение рекомендаций из писем Минфина, ФНС и других госорганов

Госорганы разъясняют спорные моменты по налогам. Ещё налогоплательщик может задать госоргану вопрос от себя, а у своей налоговой запросить мотивированное мнение.

Если предприниматель следовал рекомендациям из письма госоргана, а инспекция истолковала спорный вопрос по-своему, штрафа быть не должно. Основание не применяется, если разъяснение основано на неполной или недостоверной информации.

Налоговая оштрафовала ИП на 193 000 ₽ за занижение базы по УСН Доходы и на 1700 ₽ за непредставление декларации. Бизнес ИП заключался в сдаче в аренду помещений. В отчётном году предприниматель продал помещение за 15 300 000 ₽ и решил свернуть бизнес. На этот случай было Письмо Минфина. В нём говорилось, что если ИП прекратил работу и продал недвижимость, то доход от продажи в выручку не ставится. А по доходу НДФЛ можно получить вычет. Предприниматель так и сделал. Но налоговая посчитала, что доход надо учесть при УСН. Суд согласился с доначислением, но отменил штраф, потому что письмо Минфина запутало предпринимателя — дело № А05-13186/2013.

4. Любые другие обстоятельства

Предприниматель может ссылаться на любые обстоятельства невиновности.

Компанию оштрафовали на 1 600 000 ₽ за недоплату налога на имущество. Компания применила неположенную ей льготу для налога на новое здание с высокой энергоэффективностью. Но предыдущие два года инспекция подтверждала льготу на камералках. И вдруг на выездной проверке выяснила, что здание под льготу не попадает. Суд оставил доначисление, но штраф отменил — дело № А56-129672/2019.

В другом деле компания отбилась от штрафа ПФР в 48 000 ₽ за просрочку сдачи СЗВ-М на 96 работников. Отчёты надо было сдать до 15 июня. В этот день в офисе отключили свет. Бухгалтер не могла сдать отчёт онлайн или распечатать на бумаге и послать почтой. Компания показала суду письмо от энергетиков, что в тот день в их здании была авария. Аргумент налоговой, что нечего было тянуть до последнего дня, суд не принял. Отчётность не запрещено откладывать на последний день срока. С компании сняли вину — дело А39-10767/2018.

Когда штраф снижают: смягчающие обстоятельства

В Налоговом кодексе перечислены смягчающие обстоятельства. Можно воспользоваться списком или сослаться на что-то своё. Если хотя бы одно обстоятельство смягчает вину, налоговая обязана снизить штраф минимум в два раза, а то и больше — ст. 114 НК РФ, п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ № 57.

Смягчающие обстоятельства из 112 НК РФ такие:

— Отчёт не сдали и налог не заплатили из-за стечения тяжёлых личных обстоятельств. Например, болезнь и отсутствие денег;

— Предпринимателю угрожали или он нарушил закон из-за материальной зависимости;

— На счёте ИП не было денег.

— Просрочка в подаче отчёта и уплате налога незначительна;

— Признание вины, самостоятельная доплата налога, подача уточнённой декларации;

— Социальная направленность бизнеса, например, сельхозпроизводство;

— Остановка деятельности ИП;

— Пенсионный возраст ИП;

— Отсутствие ущерба бюджету, постоянная переплата, совершение нарушения впервые.

Примеры смягчающих обстоятельств, которые сработали

Предпринимателя оштрафовали на 29 000 ₽ за неуплату НДФЛ после утраты права на патент. Суд снизил штраф до 900 ₽. Учли, что у предпринимателя не было умысла и старых долгов по налогам — дело № А63-12226/2016.

Компания сдала невовремя уточненки по СЗВ-М за работников. При этом страховые взносы были уплачены вовремя. ПФР оштрафовал на 4500 ₽. Суд снизил штраф в четыре раза до 1 125 ₽. Права работников не были не нарушены, бюджет тоже не пострадал — дело № А28-14462/2020.

Ещё в кодексе есть отягчающее обстоятельство — к счастью, только одно. Штраф увеличивается в два раза, если в последние 12 месяцев налоговая уже штрафовала за то же самое нарушение.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Как отбиваться от штрафа

Налогоплательщик должен заявить о невиновности или смягчающих обстоятельствах. Плюс предоставить доказательства.

Вот когда о них можно заявить:

В пояснениях

В ходе камеральной проверки инспектор может спросить пояснения. Ответить нужно письменно в течение пяти дней. В пояснениях можно объяснить свою невиновность.

В возражениях на акт проверки

По результатам камеральной и выездной проверки налоговая составляет акт. В нём написано, за что налоговая планирует оштрафовать. У предпринимателя есть один месяц, чтобы представить письменные возражения с доказательствами.

Возражения сдают инспектору или отправляют по почте. Но часто налоговая не учитывает возражения и все равно выносит решение со штрафом.

В апелляционной жалобе на решение

У плательщика есть месяц на подачу апелляционной жалобы на решение инспекции в региональную УФНС. В этот месяц решение ещё не исполняется, счёт не блокируется, деньги не списываются.

Жалобу подают письменно через свою районную инспекцию. В жалобе надо отметить, что инспекторы не учли отсутствие вины. В течение трёх дней ее направят в УФНС.

В жалобе, если решение уже исполняется

Если предприниматель не знал о проверке, упустил решение, а о штрафе узнал случайно, у него есть год на жалобу в УФНС. Но решение уже будет исполняться, и деньги по штрафу списываться со счёта.

На сайте налоговой есть сервис Узнать о жалобе. В нём можно отслеживать свою жалобу.

Если управление налоговой не отменяет штраф, последний шанс — арбитражный суд.

В арбитражный суд

У предпринимателя есть три месяца, чтобы обжаловать решение налоговой в арбитражном суде. Делать это лучше вместе с юристом. Такие споры предприниматели нередко выигрывают.

Статья актуальна на 16.06.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Источник

Взыскание налоговых штрафов: обжалование действий и актов налогового органа

возражение на требование об уплате недоимки по налогам и пени. возражение на требование об уплате недоимки по налогам и пени фото. картинка возражение на требование об уплате недоимки по налогам и пени. смотреть фото возражение на требование об уплате недоимки по налогам и пени. смотреть картинку возражение на требование об уплате недоимки по налогам и пени.

возражение на требование об уплате недоимки по налогам и пени. возражение на требование об уплате недоимки по налогам и пени фото. картинка возражение на требование об уплате недоимки по налогам и пени. смотреть фото возражение на требование об уплате недоимки по налогам и пени. смотреть картинку возражение на требование об уплате недоимки по налогам и пени.

Налоговые инспекции должны осуществлять налоговый контроль над деятельностью индивидуальных предпринимателей. Он необходим для проверки соблюдения и правильного исполнения налогового законодательства всеми налогоплательщиками.
Одной из основных форм налогового контроля является проведение налоговых проверок (ст. 82 НК РФ). Каждый индивидуальный предприниматель может столкнуться с такой проверкой. При проверке могут быть выявлены нарушения, за которые впоследствии наложат штрафы. Как избежать штрафных санкций от налоговых инспекторов – ­рассмотрим в статье.

Налоговая проверка

Налоговая проверка бывает двух видов (ст. 87 НК РФ):

Камеральная – проводится по месту нахождения налогового органа в связи со сдачей индивидуальным предпринимателем налоговой декларации по какому-либо налогу. Отметим, что такие проверки осуществляются регулярно и продолжительность их составляет 3 месяца со дня подачи декларации.

Если результат камеральной проверки положительный и налоговый инспектор не обнаружил в декларации и представленных документах ошибок, то проверка считается законченной. В этом случае налоговый инспектор не составляет никаких документов, а просто заносит данные из декларации в электронную базу инспекции.

Если же при проведении камеральной проверки выявлены нарушения, которые индивидуальный предприниматель не смог исправить в процессе проведения проверки, предоставив объяснения и дополнительные документы, то по ее результатам составляется итоговый документ, фиксирующий такие нарушения, – акт камеральной проверки. Пункт 1 статьи 100 НК РФ обязывает налогового инспектора оформить такой акт в течение 10-ти дней.

Следует отметить, что обязанность по составлению и рассмотрению актов по результатам камеральных проверок введена с 1 января 2007 г.

Выездная – проводится по месту нахождения налогоплательщика. Такая проверка не может осуществляться чаще одного раза в год по одному налогу за один и тот же период и более двух раз за календарный год вообще.

При проведении выездной налоговой проверки акт составляется в обязательном порядке в любом случае. Составлению акта выездной налоговой проверки предшествует составление справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ). А на саму подготовку акта по результатам выездной налоговой проверки налоговым инспекторам отводятся два месяца со дня проведения выездной проверки и составления справки.

Акт, составляемый по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, является документом, на основании которого впоследствии выносится решение о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности.

После составления акт вручается предпринимателю под расписку. Не стоит уклоняться от получения такого акта. Налоговая инспекция вправе внести факт уклонения от получения непосредственно в сам акт. В этом случае акт будет направлен предпринимателю по почте заказным письмом и будет считаться врученным на шестой день с даты отправки. В случае последующего разбирательства факт уклонения от получения акта может косвенно повлиять на отношение судьи и сформировать негативное отношение к предпринимателю.

Спорные вопросы по акту о проверке

Если по результатам проверки предпринимателя не составлен акт, то считается, что проверка состоялась, но нарушений налогового законодательства в ходе проверки не обнаружено. Решение о привлечении предпринимателя к ответственности без составления акта о выявленных нарушениях налогового законодательства является незаконным. Так определено в пункте 17 совместного постановления Пленумов ВАС РФ и ВС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч. I Налогового кодекса РФ» (далее – Постановление).

Из Постановления можно сделать вывод о том, что акт необходим как документ, являющийся основанием для осуществления налоговиками дальнейшей процедуры привлечения предпринимателя к ответственности и дальнейшего применения механизмов принудительного взыскания налогов и, как следствие, – наложения штрафов за их неуплату. Подтверждение данного вывода мы найдем в постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 25 апреля 2006 г. по делу № Ф08-1583/2006-652А, ФАС Северо-Западного округа от 25 августа 2006 г. по делу № А56-53796/2005, ФАС Центрального округа от 20 марта 2006 г. по делу № А09-3956/05-22.

Если в акте о произведенной проверке предприниматель не обнаружил фактов совершенных им налоговых правонарушений (то есть отсутствуют разъяснения, по каким сделкам и на каком основании налоговый орган не принимает к вычету налог на добавленную стоимость или не признает расходы по НДФЛ) и/или отсутствуют документальные подтверждения таких фактов, то такой акт и решение, вынесенное на основании этого акта, будут признаны судом недействительными (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27 мая 2004 г. по делу № Ф08-2218/2004-861А). Акт налоговой проверки в обязательном порядке должен содержать факты о совершении налогового правонарушения, которые должны быть ­подтверждены налоговыми инспекторами документально (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Следовательно, правильное составление акта, полное отражение в нем выявленных нарушений, направление акта, последующие изучение и составление возражений на него предпринимателем являются элементом досудебного рассмотрения возможного спора по итогам налоговой проверки и служат гарантией соблюдения прав предпринимателя.

При несогласии с доводами, изложенными в акте, предпринимателю следует написать возражения на акт налоговой проверки в течение 15-ти дней с момента его получения (п. 6 ст. 100 НК РФ). Форма возражений на акт является произвольной.

возражение на требование об уплате недоимки по налогам и пени. возражение на требование об уплате недоимки по налогам и пени фото. картинка возражение на требование об уплате недоимки по налогам и пени. смотреть фото возражение на требование об уплате недоимки по налогам и пени. смотреть картинку возражение на требование об уплате недоимки по налогам и пени.

Таким образом, предпринимателю необходимо обращать внимание и на оформление этого ненормативного акта налогового органа. Как показывает практика, впоследствии все действия, требования налогового органа об уплате налогов и санкций могут быть признаны незаконными из-за неправильного составления акта налоговой проверки.

Решение налогового органа о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности

Материалы налоговой проверки рассматриваются при участии индивидуального предпринимателя или его представителя. О времени и месте рассмотрения предпринимателя извещают отдельно.

По результатам рассмотрения материалов, в случае нарушения норм налогового законодательства, руководитель налоговой инспекции (или его заместитель) выносит решение о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности за совершенное налоговое правонарушение (подп.1 п. 7 ст. 101 НК РФ). Решение оформляется в течение 10-ти дней с момента окончания течения срока, предоставленного для составления возражения по акту налоговой проверки (напомним, этот срок равен 15 дням).

При составлении решения по результатам проверки налоговый орган руководствуется пунктом 8 статьи 101 НК РФ.

Пункт 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налого­плательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной ­недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

Решение о привлечении к налоговой ответственности вступает в силу через 10 дней со дня его вручения предпринимателю (п. 9 ст. 101 НК РФ). В случае уклонения от получения решения действия налогового органа аналогичны действиям, совершаемым при уклонении предпринимателя от получения акта налоговой проверки. А именно – решение направляется «уклонисту» заказным письмом по почте и считается полученным на шестой день.

Вступление в силу решения о привлечении к налоговой ответственности – это момент начала его исполнения. Исполнение решения предполагает также меры по принудительному взысканию. Разумеется, предприниматель в этом не заинтересован. Предлагаем ему предпринять следующие шаги.

Обжалование во внесудебном порядке

Если предприниматель хочет приостановить исполнение решения о привлечении к налоговой ответственности и не дать ему вступить в силу, он должен воспользоваться введенным с 1 января 2007 г. правом ­апелляционного обжалования в вышестоящий налоговый орган (ст. 101.2 НК РФ).

В апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы может быть обжаловано только не вступившее в силу решение.

возражение на требование об уплате недоимки по налогам и пени. возражение на требование об уплате недоимки по налогам и пени фото. картинка возражение на требование об уплате недоимки по налогам и пени. смотреть фото возражение на требование об уплате недоимки по налогам и пени. смотреть картинку возражение на требование об уплате недоимки по налогам и пени.

Исполнение принятого, но не вступившего в силу решения будет приостановлено до завершения разбирательства в апелляционном порядке, так как оно не вступит в силу до его утверждения вышестоящим налоговым органом, рассматривающим апелляционную жалобу.

Налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу на решение, вправе отменить его, изменить, оставить без изменения. Эффективность подачи апелляционной жалобы пока малоизвестна, поскольку с момента применения этого института (с 1 января 2007 г.) прошло ­незначительное количество времени.

Если предприниматель пропустил срок вступления решения в силу, он не лишается права на обжалование. В этом случае он просто должен направить обычную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Такая жалоба, в отличие от апелляционной, подается на уже вступившее в силу решение. То есть данное решение уже находится на стадии исполнения, а подача жалобы не приостанавливает его исполнение.

Поэтому при подаче таких жалоб рекомендуется ходатайствовать о приостановлении исполнения решения. Ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого акта необязательно для исполнения налоговыми органами (ст. 141 НК РФ), однако попытаться использовать такую ­возможность необходимо.

Если все вышеперечисленные мероприятия не увенчались успехом – предпринимателю необходимо обратиться в арбитражный суд

Обжалование через суд

Обжалование решений налоговых инспекций можно производить и путем обращения в арбитражный суд. Это самый эффективный способ. Подача жалоб в вышестоящие налоговые инстанции зачастую лишь затягивает время, не давая желаемых результатов. То есть для того чтобы обратиться с заявлением в суд, совсем нет необходимости «обивать пороги» вышестоящих налоговых органов. Заявление можно подать в арбитражный суд непосредственно, минуя налоговиков.

Судебное обжалование происходит в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ. Индивидуальный предприниматель подает заявление о признании недействительным решения налоговой инспекции, в котором излагает все обстоятельства дела и свои мотивированные возражения.

Однако следует учитывать, что в полной мере это право ­предпринимателей действует лишь до 1 января 2009 г.

После указанной даты вступает в силу норма об обязательном досудебном предварительном порядке обжалования решения о привлечении к налоговой ответственности в вышестоящий налоговый орган (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Ходатайство об обеспечении

Индивидуальный предприниматель, обратившийся в арбитражный суд либо в налоговый орган с ходатайством об обеспечении иска / жалобы в виде приостановления исполнения решения о привлечении к ответст­венности, должен обосновать необходимость принятия обеспечительных мер и представлять доказательства, подтверждающие его доводы. Иначе такое ходатайство останется без удовлетворения (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа по делу № А38-2163-14/461-2004 от 19 октября 2004 г., постановление ФАС Московского округа по делу № КА-А40/9166-04 от 11 октября 2004 г.).

Например, если списание с расчетного счета индивидуального предпринимателя суммы, указанной в решении, приведет к невосполнимым финансовым убыткам, невыплате текущих налогов, невыплате заработной платы работникам, непогашению заемных средств, то есть шанс удовлетворения такого ходатайства (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа по делу № А19-13984/06-50-Ф02-5746/06/С1 от 1 ноября 2006 г.).

Списание денежных средств с расчетного счета, а также обращение взыскания на имущество может затруднить исполнение судебного акта в будущем (в случае удовлетворения его требований), поскольку потребует соблюдения установленной законом процедуры возврата излишне взысканного итога, которая сложна и продолжительна во времени. Это в свою очередь приведет к задержке и приостановлению расчетов по гражданско-правовым договорам на поставку сырья, материалов и оборудования, а также задержке выплаты заработной платы. В данном случае ходатайство может быть удовлетворено (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа по делу № Ф04-1784/2006(21538-А27-34) от 19 апреля 2006 г.).

Из постановления ФАС Западно-Сибирского округа по делу № Ф04-1927/2006(21164-А27-29) от 4 апреля 2006 г. можно сделать вывод о том, что если предметом заявленных требований является признание незаконным и отмена решения налогового органа, то меры, гарантирующие возможность реализации судебного акта по существу рассматриваемого спора, должны быть направлены на недопущение взыскания денежных средств на основании оспариваемого решения, на уменьшение негативных последствий действия ненормативного акта. Тогда такое ходатайство об обеспечении также будет удовлетворено.

Как при подаче ходатайства об обеспечении в виде приостановления исполнения решения с арбитражный суд, так и в жалобе в вышестоящий налоговый орган в качестве подтверждения позиции предпринимателя советуем указывать судебную практику. Суд подобной практикой руководст­вуется, а «вышестоящие» налоговики, возможно, прислушаются к мнению судей и удовлетворят такие ходатайства.

Процессуальные нарушения при вынесении решений налоговиками

Анализ ряда постановлений Федеральных арбитражных округов свидетельствует о том, что при вынесении решений о привлечении предпринимателей к ответственности налоговые инспекторы допускают некоторые нарушения. Они приводят к тому, что решения инспекторов признаются незаконными и освобождают предпринимателей от ответственности.

Одним из грубейших нарушений является отсутствие в решении ссылок на первичные документы налогоплательщика (постановление ФАС ­Московского округа по делу № КА-А41/10565-03 от 20 января 2004 г.).

Если в решении не указано, каким образом и какая норма законодательства о налогах и сборах нарушена в спорной ситуации, то такое решение также подлежит признанию незаконным (ФАС Московского округа по делу № КА-А40/2409-03 от 22 апреля 2003 г.).

Незаконным будет и решение инспекции, если в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие предоставление предпринимателю возможности дать письменное объяснение или возражение по акту проверки, притом, что предприниматель просил дать ему такую возможность. Материалы проверки должны быть рассмотрены в присутствии налого­плательщика, который должен быть извещен о дате и месте рассмотрения (см. постановление ФАС Поволжского округа по делу № А55-794/2004-43 от 23 ноября 2004 г.).

Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа

Требование об уплате штрафа (а равно и налога, сбора, пеней) направляется налогоплательщику независимо от того, привлечен он к ­ответственности или нет (ст. 69 НК РФ).

Когда у предпринимателя образуется задолженность по уплате налога (недоимка), налоговая инспекция посылает ему требование об уплате налога.

В последней редакции НК РФ в пункте 8 статьи 69 НК РФ указано, что данные правила применяются и в отношении требований об уплате штрафа. Поэтому сложившаяся к настоящему времени практика относительно требования об уплате налогов интересна и в случае получения ­предпринимателем от налоговиков требования об уплате штрафа.

Требование об уплате налога должно соответствовать порядку, установленному статьей 69 НК РФ. Налоговики должны указывать размер задолженности по налогу, в требовании об уплате налога необходимо указывать размер задолженности по налогу, размер пеней (пени указываются до момента выставления требования), срок, в который надо успеть уплатить налог (в зависимости от вида налога законодательством предусматриваются разные сроки), срок исполнения требования, а также меры, которые могут быть приняты, если требование не будет исполнено.

В любом случае налоговики должны указывать полную информацию об основаниях требования уплатить налог со ссылками на соответствующие статьи НК РФ, в которых установлена такая обязанность (абз. 2 п. 4 ст. 69 НК РФ).

Смысл направления требования об уплате налога (в нашем случае и штрафа) заключается в урегулировании спорной ситуации с предпринимателем в досудебном порядке. На это указывает пункт 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Требование должно быть оформлено четко, ясно, в соответствии с законом, а не являться формальным шагом к последующему взысканию налогов и наложению штрафов.

Предприниматель может обжаловать требование об уплате налога (штрафа) вместе с решением о привлечении к налоговой ответственности. В некоторых случаях это полезно, потому что дает дополнительный довод в пользу удовлетворения судом ходатайства предпринимателя о применении обеспечительных мер.

Несоблюдение налоговыми органами правил оформления требований позволяет индивидуальному предпринимателю «положительно» обжаловать незаконность такого требования в судебном порядке.

Например, если налоговый орган в своем требовании указал размер начисленных пеней, но не указал размер недоимки по налогу, то суды признают такие требования незаконными, поскольку они не соответствуют статье 69 НК РФ (постановления ФАС Московского округа от 27 сентября 2006 г., 28 сентября 2006 г. по делу № КА-А40/9161-06, ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 апреля 2005 г. по делу № А33-18459/04-С3-Ф02-1275/05-С1, ФАС Северо-Западного округа от 3 декабря 2003 г. по делу № А05-5785/03-323/9).

Зачастую требования об уплате налога (штрафа) не содержат сведений о размере недоимки, периоде формирования задолженности и пеней, о расчете пеней с учетом ставки рефинансирования Банка России, дейст­вовавшей в период их начисления, об основании взимания налогов. Суды не признают законными такие требования (постановления ФАС Поволжского округа от 13 июня 2006 г. по делу № А55-22137/05-3, ФАС Северо-Западного округа по делу № А66-9894-03 от 3 декабря 2004 г.).

Однако суды не всегда считают, что отсутствие в требовании сведений о размере задолженности, ставке пеней и периоде взимания является существенным нарушением. К примеру, ФАС Поволжского округа в своем постановлении по делу от 20 апреля 2006 г. № А12-28779/2005-С29 посчитал такие «неточности» формальностью, сославшись на справедливость фактических требований налоговиков, и признал требование об уплате налога законным. В данном деле сыграло свою роль то, что налоговым органом представлены данные и материалы, которые налогоплательщиком не оспорены. Следовательно, предприниматели должны активно выступать в суде и требовать исполнения закона в полной мере.

Списание денежных средств с банковских счетов налогоплательщика

Если решение налоговиков о привлечении предпринимателя к ответственности вступило в силу и требование об уплате налога (штрафа) предпринимателем добровольно в установленный срок не исполнено, то налоговый орган предпринимает действия по принудительному ­исполнению своих решений.

Требование об уплате налога (штрафа) должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).

После истечения срока, установленного в требовании об уплате налога (штрафа), налоговая инспекция принимает решение о взыскании. Инспекторы выносят такое решение не позднее двух месяцев после истечения срока добровольной уплаты. Решение о взыскании доводится до сведения предпринимателя в течение шести дней после его вынесения.

Если же налоговики не уложились в указанный двухмесячный срок, то взыскать недоимку с предпринимателя можно уже только через суд.

Заявление о взыскании с предпринимателя налога (штрафа) может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

На основании решения о взыскании в течение одного месяца налоговая инспекция направляет в банк, в котором открыты счета индивидуального предпринимателя, поручение на перечисление сумм налога (штрафа) в бюджет. Это поручение подлежит безусловному исполнению банком (п. 4 ст. 46 НК РФ).

Банк обязан исполнить его в течение следующего операционного дня, если счет рублевый, и в течение двух последующих операционных дней, если счет валютный, по получении инкассового поручения. Взыскание с валютных счетов производится при недостаточности средств для погашения налога и налоговых санкций на рублевых счетах. Такие изменения в отношении валютного счета вступили в силу с 1 января 2007 г.

При отсутствии или недостатке средств для исполнения инкассового поручения банк, в который поступил исполнительных документ, обязан исполнять его по мере поступления денежных средств на счета. И так же, в течение одного дня, он списывает средства с рублевого счета, а в течение двух – с валютного.

Налоговый орган вправе взыскать «налоговый» долг за счет иного имущества индивидуального предпринимателя (п. 7 ст. 46 НК РФ), но только после того, как удостоверится в том, что денежные средства на счетах предпринимателя в банках отсутствуют. Иначе такие решения и постановления будут незаконными.

Если налоговый орган взыскал штраф за счет имущества, минуя банковские счета предпринимателя, то ему следует обратиться в суд с иском о признании незаконными актов налогового органа – решения и постановления о взыскании недоимки и пени за счет имущества налогоплательщика в порядке статьи 47 НК РФ. Суд признает такие действия налоговиков противоречащими порядку взыскания санкций (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа по делу № Ф04-3824/2006(27379-А27-37) от 16 октября 2006 г.).

Взыскание штрафа за счет иного имущества предпринимателя

Постановление о взыскании налога (штрафа) за счет иного имущества индивидуального предпринимателя, вынесенное руководителем налогового органа на основании решения о взыскании налога (штрафа) за счет иного имущества индивидуального предпринимателя, направляется на исполнение судебному приставу-исполнителю. Налоговый орган выносит указанное решение в течение одного года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. То есть фактически списание денежных средств с банковского счета может длиться до года, а потом налоговики будут ­претендовать на «иное имущество налогоплательщика».

Что же значит «иное имущество» в данном контексте? Во-первых, как отмечено в пункте 5 статьи 47 НК РФ, это наличные денежные средства и денежные средства в банках, на которые не наложено первичное ­взыскание – в соответствии со статьей 46 НК РФ (списание с банковских счетов).

Во-вторых, можно объединить имущество, не предназначенное и не участвующее непосредственно в производстве (в частности, непроизводственные помещения, ценные бумаги, легковые автотранспортные средства, предметы дизайна). К такому имуществу также может относиться готовая продукция (например, расходные материалы для последующего участия их в производстве), сырье и материалы (из которых изготавливается товар), станки и различное оборудование (что, собственно, производит материальную ценность), здания и сооружения (например, помещения, где стоят или хранятся станки).

Автор полагает, что данный порядок взыскания направлен на предоставление возможности индивидуальному предпринимателю продолжать бизнес, чтобы он мог выбраться из «долговой налоговой» ямы.

Впоследствии взыскание накладывается на имущество, переданное во владение, в пользование или распоряжение другим лицам. Законодатель предоставил налоговикам это право для того, чтобы не позволить предпринимателю уберечь имущество от взыскания. Ведь предприниматель мог бы, например, сдать здание в аренду, тем самым обезопасив себя от обращения взыскания на здание.

И в последнюю очередь взыскание накладывается на остальное имущество, за исключением имущества, находящегося в повседневном, личном использовании индивидуальным предпринимателем и его семьей.

Постановление подлежит исполнению в течение двух месяцев со дня его поступления к приставу-исполнителю (п. 3 ст. 47 НК РФ).

Постановление налогового органа о взыскании налога (штрафа) за счет иного имущества индивидуального предпринимателя является исполнительным документом в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». Требования к его содержанию предусмотрены пунктом 2 статьи 47 НК РФ и статьей 7 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Получив постановление, судебный пристав-исполнитель решает, соответствует ли оно закону. Это утверждено в пункте 2.4 приложения 1 к приказу Министерства РФ по налогам и сборам и Министерства юстиции РФ № ВГ-3-10/265/215 от 25 июля 2000 г. Там указано, что в случае несоответствия постановления требованиям закона судебный пристав-исполнитель возвращает его налоговому органу и устанавливает срок для исправления нарушений. После исправления нарушений пристав-­исполнитель ­возбуждает исполнительное производство.

После этого индивидуальному предпринимателю следует удостовериться в законности постановления налоговиков. Если предприниматель посчитает постановление о взыскании налогов и санкций за счет иного имущества не соответствующим указанным нормам НК РФ и Федерального закона «Об исполнительном производстве», он вправе обжаловать постановление о возбуждении исполнительного производства в порядке, предусмотренном статьей 90 Федерального закона «Об исполнительном производстве». А именно – обратиться с жалобой в арбитражный суд.

Кстати, предприниматель сможет уберечь свое имущество, если передаст его в оперативное управление. Например, в собственность надежному, доверенному лицу, с которым заключит договор на оперативное управление «своим» имуществом. При недостаточности денежных средств взыскание не может быть обращено на имущество, закрепленное за предпринимателем на праве оперативного управления (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа по делу № А43-29045/2004-31-1360 от 18 августа 2005 г.).

Бывает так, что у предпринимателя вообще отсутствуют банковские счета. В таком случае налоговый орган вправе сразу взыскать «налоговый» долг за счет имущества предпринимателя (постановление ФАС Поволжского округа по делу № А72-10929/04-7/865 от 7 июня 2005 г.). Поэтому нужно на всякий случай завести счет с какой-нибудь символической суммой, чтобы в случае взыскания за счет имущества можно было сослаться на его наличие.

Таким образом, в споре с налоговиками предпринимателю следует занимать активную позицию. Не следует пренебрегать возможностями обжалования решений налоговиков в вышестоящих органах и судах. Успех такого дела будет зависеть не только от тщательно подготовленного заявления, доказательной базы, но и от знания процедур взыскания налога и порядка обжалования в вышестоящих органах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *