возврат ндфл при усн доходы минус расходы
Возврат ндфл при усн доходы минус расходы
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
ООО находится на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Можно ли учесть в расходах перечисленный НДФЛ, удержанный из заработной платы работников? Каков порядок отражения НДФЛ в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Суммы НДФЛ учитываются в расходах на оплату труда при применении УСН после фактической выплаты заработной платы сотрудникам и перечисления НДФЛ в бюджет. Особенности отражения НДФЛ в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, изложены ниже.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена
22 сентября 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Включать ли в доходы организации на УСН суммы возвращенных налогов?
Организации на УСН учитывают доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы. При этом организация не должна превысить установленный лимит доходов, чтобы не потерять право на применение этого спецрежима налогообложения.
Учет переплаты на УСН с объектом обложения «доходы минус расходы»
При применении УСН в составе доходов учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Налогового кодекса: это доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы.
Внереализационными доходами признаются, в частности, доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней, иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба (п. 3 ст. 250 Налогового кодекса).
В соответствии с пунктом 10 статьи 251 Налогового кодекса в составе внереализационных доходов учитываются доходы прошлых лет, выявленные в отчетном (налоговом) периоде.
При применении УСН организация уменьшает полученные доходы на расходы, перечень которых приведен в статье 346.17 Налогового кодекса.
При этом в расходах она вправе учесть:
Если организация ранее учла в расходах суммы уплаченных налогов и сборов, то при возвращении переплаты, у нее возникает обязанность включить излишне уплаченную часть налогов или сборов в состав доходов по УСН.
К такому выводу приходит Минфин в своих разъяснениях (письма Минфина от 23.07.2018 № 03-15-05/51526, от 13.04.2016 № 03-11-06/2/21006).
Учет переплаты на УСН с объектом обложения «доходы»
Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (ст. 41 Налогового кодекса).
На основании этого Минфин обращал внимание, что возвращенные из бюджета суммы излишне уплаченных или взысканных налогов не учитываются при определении объекта налогообложения по УСН в виде доходов.
Так как эти суммы не являются экономической выгодой, определяемой в соответствии со статьей 41 Налогового кодекса (письмо Минфина России от 22.07.2009 г. № 03-11-11/117).
Это относится как к полученным излишне уплаченным суммам налогов, которые уплачиваются в связи с применением УСН, так и к полученным излишне уплаченным суммам налогов, от уплаты которых организации не освобождены в соответствии с Главой 26.2 Налогового кодекса.
Например, организации на УСН не освобождены от уплаты земельного, транспортного налога, госпошлины, экологического сбора, таможенных платежей.
Однако, для применяющих УСН с объектом налогообложения в виде доходов организаций, учет каких-либо расходов, в том числе по уплате налогов и страховых взносов при определении налоговой базы не предусмотрен.
Поэтому, они вправе не учитывать суммы возврата излишне уплаченных или взысканных налогов, а также пеней и штрафных санкций (письмо Минфина России от 31.08.2012 № 03-03-06/1/452).
При этом пени и штрафы не включаются в состав расходов, если объект обложения «доходы», в том числе и на основании пункта 2 статьи 270 Налогового кодекса, поскольку пени и штрафы для целей налогообложения прибыли не учитываются совсем.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Как зачесть или вернуть переплату по налогам ИП на УСН
Автор: Галина Кардашян Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice
Как зачесть или вернуть переплату по налогам ИП на УСН
Автор: Галина Кардашян
Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice
ИП, работающий на УСН, платит меньше налогов, чем его «коллега», использующий общую систему. Но, каков бы ни был режим налогообложения, иногда возникают ситуации, при которых в бюджет перечислено больше средств, чем необходимо. Рассмотрим, как предпринимателю произвести возврат переплаты по налогу при «упрощенке».
Обязательные платежи при «упрощенке»
В первую очередь — это сам «упрощенный» налог. В общем случае его уплата освобождает предпринимателя от оплаты подоходного налога и НДС.
Правда, в отдельных ситуациях «упрощенец» должен перечислять и «общие» обязательные платежи. Например, НДС при импорте нужно платить вне зависимости от налогового режима.
Кроме того, предприниматель-работодатель делает и выплаты, которые связаны с этим статусом. Речь идет об НДФЛ за работников и страховых взносах.
Но все-таки «общим» для всех ИП, работающих на УСН, является именно «упрощенный» налог. Поэтому далее будем рассматривать работу с переплатой на его примере.
Когда может возникнуть переплата
Ситуации, когда появляется переплата налога, могут быть следующие:
Рассмотрим подробно последний вариант. «Упрощенный» налог следует перечислять в бюджет ежеквартально. Расчет авансов производится на основе фактических показателей, исчисленных с начала года. Окончательно же сумма к уплате определяется по годовой декларации.
Причины образования переплаты в данном случае будут отличаться в зависимости от варианта «упрощенки».
При использовании объекта «Доходы» ИП без работников может использовать страховые взносы за себя в качестве вычета. При этом налог уменьшается в периоде уплаты взносов (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).
ИП может платить взносы «за себя» в любое время до конца года. Если такая уплата произведена в 4 квартале, то может получиться, что сумму авансов, перечисленную ранее, будет необходимо вернуть.
ИП Петров А.И. работает на УСН «Доходы» со ставкой 6%. Выручка за 9 месяцев 2018 года — 800 000 руб. Предприниматель заплатил за указанный период «упрощенный» налог в сумме 48 000 тыс. руб. (800 000 х 6%).
Выручка за 4 квартал — 200 000 руб. Поэтому общая «базовая» сумма налога за год — 60 000 руб. ((800 000 + 200 000) х 6%). Но в декабре 2018 года Петров заплатил страховые взносы (п. 1 ст. 430 НК РФ):
ПФ = 26 545 + (1 000 000 – 300 000) х 1% = 33 545 руб.
ОМС = 5 840 руб.
Всего 33 545 + 5840 = 39 385 руб.
В итоге Петров должен заплатить «упрощенный» налог за 2018 год в сумме:
УСН = 60 000 – 39 385 = 20 615 руб.
Но т.к. по факту он уже заплатил за 9 месяцев 48 000 руб., то разница в сумме 27 385 руб. (48 000 – 20 615) подлежит зачету или возврату.
При использовании УСН «Доходы минус расходы» переплата может появиться, если вторая половина года была убыточной.
ИП Смирнов В.С. использует указанный объект и ставку 15%.
Здесь нужно еще иметь в виду, что налог в данном случае не может быть меньше 1% от годовой выручки (п. 6 ст. 346.18 НК РФ). В приведенном примере это — 10 700 руб. Поэтому, независимо от убытка 4 квартала, сумма возврата не может быть больше 26 800 руб. (37 500 – 10 700).
Как зачесть переплату по УСН
Если излишне уплаченная сумма не слишком большая, то ее можно зачесть в счет платежей по налогам, зачисляемым в тот же бюджет (п. 1 ст. 78 НК РФ). Все «специальные» налоги, включая и УСН, относятся к федеральным (п. 7 ст. 12 НК РФ).
Поэтому, если «упрощенец», например, должен платить НДС на таможне, то он может использовать для этого переплату по УСН.
А вот «закрыть» таким способом долг по налогу на имущество или по страховым взносам уже нельзя.
При появлении переплаты нужно в первую очередь провести сверку с ИФНС. Если сумма подтверждена, и бизнесмен решил ее зачесть, то следует направить налоговикам заявление. Оформить его можно как в бумажном, так и в электронном виде. Для подачи онлайн-заявления у налогоплательщика должна быть усиленная квалифицированная электронная подпись.
На решение о зачете отводится 10 дней с даты заявления. Если же сверку проводили уже после его подачи, то срок отсчитывается с даты сверки.
Возврат излишне уплаченных налогов ИП
Если сумма переплаты велика и «подходящей» для зачета задолженности нет, то налогоплательщик может вернуть ее на расчетный счет. Порядок действий здесь в целом похож на вариант с зачетом.
Сначала нужно свериться с налоговиками. Затем, если все правильно, бизнесмен подает заявление на возврат излишне уплаченного налога. Формы заявления приведены в приказах ФНС РФ: «бумажный» вариант — № ММВ-7-8/182@ от 14.02.2017, а электронный — № ММВ-7-8/137@ от 18.03.2019.
Этими же нормативными актами утверждены и упомянутые выше заявления на зачет.
На решение здесь также дается 10 дней, а в целом на всю процедуру возврата отводится месяц (п. 6 и 8 ст. 78 НК РФ).
Чиновники имеют право отказать в возврате, если у бизнесмена есть недоимка, подлежащая зачислению в тот же бюджет. В этом случае налоговики сначала проводят зачет, а возврату подлежит лишь оставшаяся сумма переплаты (если таковая будет).
При нарушении срока налогоплательщику должны быть перечислены пени, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Зачесть или вернуть переплату можно в течение 3 лет с даты перечисления налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).
Как гарантировать безошибочность расчетов с налоговиками
Никто не застрахован от ошибок, а тем более — от изменения финансовой ситуации в течение года. Поэтому переплата по налогам встречается довольно часто.
Налоговики обязаны при обнаружении переплаты сообщить предпринимателю об этом факте (п. 3 ст. 78 НК РФ). Но понятно, что на практике они вовсе не торопятся это сделать. И если бизнесмен не обратил внимания на состояние расчетов и прозевал трехлетний срок, то вернуть деньги уже не получится. Отсутствие сообщения от налоговиков в данном случае роли не играет. ВС РФ указал на это в определении от 30.08.2018 № 307-КГ18-12491.
Поэтому не нужно в этом вопросе надеяться на добросовестность чиновников. Ведь для них возврат налога — это ухудшение отчетных показателей. Бизнесмену необходимо самому регулярно сверяться с ИФНС по налогам. Лучше делать это не реже, чем раз в квартал, а также — при возникновении любых сомнений в достоверности данных.
Хитрые расходы на УСН: уменьшаем облагаемую базу вместе с Бертой Сергеевной
С чего началось
Всем привет! Думала не вернусь к вам до июля, пока не сдам отчеты (как помните, я еще на испытательном сроке). Но нет сил молчать. Я уже сталкивалась с тем, что директор — крутой управленец, но в бухгалтерии способность четко мыслить его покидает:
В смысле эту покупку нельзя принять в расход? Вот же товарный чек, аж с печатью и авансовый отчет. Ну и пусть на диван, я ж почти ночую на работе.
Из нескольких организаций, которыми я занимаюсь на новой работе, основная на ОСНО и парочка на УСН с объектом «доходы минус расходы». Доходы сейчас достаточно большие, а вот расходов не так много и директор попросил найти возможности эти расходы нарастить.
Пришлось заняться анализом расходов, на работе времени из-за текучки не хватало, поэтому я брала работу на дом. Точнее работала с базой удаленно. С БухСофт это возможно благодаря тому, что бухгалтерия ведется онлайн.
БухСофт — онлайн бухгалтерия для малого бизнеса, всегда и везде доступна бухгалтеру и руководителю. Даже на расстоянии можно контролировать работу подчиненных и отправлять отчетность.
Первоначальные выводы были неутешительные — оптимизация если и будет, то незначительная. О чем я шефу и сообщила.
« А вот предыдущий бухгалтер уменьшала », — заявил мне начальник. Согласна, только коллега работала временно и ей было по большому счету все равно, что включить в расходы — реальные затраты или покупку стереосистемы для шефа.
Мне же (надеюсь) работать тут долго А значит и учет должен вестись так, чтобы ФНС не могла ни к чему прицепиться.
Я решила поглубже погрузиться в вопросы с расходами на УСН с учетом специфики работы. И вот что я выяснила.
Оптимизировать можно не только расходы
В моем случае учредителей два и директор владеет только 25%, так что все его взносы попадают под налогообложение.
Решение: пусть помощь «вносит» второй участник. Им достаточно договориться об условиях между собой. Например в будущем непропорционально долям распределить дивиденды.
Насчет дивидендов я решила заранее проконсультироваться с экспертами поддержки БухСофт. Они помогают не только в бухгалтерском и налоговом учете, но и по юридическим вопросам. Они подтвердили — раз в уставе есть возможность распределять дивиденды не по долям, то так можно. Ну вот — одно решение есть.
В июне планируется поступление оплат от клиентов на 1 000 000 в качестве аванса за товар. При этом сам товар будет оплачен нами сейчас, но поставлен только в августе. Если аванс придет в июне, то и налог за полугодие с этой суммы придется заплатить уже до 25 июля.
С одной стороны — отказываться от аванса не хочется, с другой — переплачивать налог тоже. Есть два варианта:
Минусы : после того, как будет подана декларация по УСН за год, ФНС насчитает пени за просрочку платежа и также может выставить требование об уплате авансового платежа — такая практика есть.
2.Для рисковых — попросить покупателя перечислить деньги чуть позже — в начале июля. Плюсы — необходимость платить налог переносится уже на следующий отчетный период, а там появятся расходы, которые значительно уменьшают облагаемую базу. Минус — покупатель может передумать, пока мы тут крутим свои схемы. Потерять миллион? Вряд ли шеф скажет мне « спасибо », скорее » неси трудовую, твой испытательный срок окончен «.
Еще один момент, который важен для УСН — НДС. Да, не удивляйтесь, я не ошиблась. Покупатели иногда просят выставить документы с НДС даже упрощенца. И у нас такие есть. Причем это — анекдот. НДС мы крутим сверху на обычную цену, в результате выгоды покупателю ноль, зато с НДС :), кто-то у них явно не умеет пользоваться калькулятором.
У нас же появляется обязанность перечислить НДС в бюджет и сдать декларацию. Причем только в электронном виде. Даже если операция разовая.
Вести учет по разным системам налогообложения и сформировать декларацию по НДС на УСН легко с БухСофт. Лучший помощник малого бизнеса. Ведите учет, отправляйте и получайте электронные документы через ЭДО и сдавайте отчетность в ФНС — все самое нужное в одном сервис.
Приходите на юбилейную Конференцию БухСофт! Чиновники и эксперты по налогам и бухучету расскажут о главных изменениях в работе бухгалтера и предпринимателя. Формат участия — онлайн!
Чек-лист в работе с расходами на УСН
Конечно главное правило — все расходы должны быть задокументированы, причем документы оформлены как положено и в полном объеме. Разбираться — можно их провести или нет — это потом.
Обычно же все наоборот. Сначала директор что-то покупает, а потом бухгалтер разбирается — чего не хватает в документах.
Есть и еще несколько важных моментов, на которые ни рядовые сотрудники, ни руководитель часто не обращают внимание:
Я сейчас настраиваю руководителя, что любые разовые работы должны выполняться самозанятыми. Это тоже хороший способ вывести из тени расходы (да, в тени не только доходы прячутся).
Во-первых, так мы получим официальное подтверждение по затратам и сможем их списать, во-вторых, сэкономим на взносах, их при расчетах с самозанятыми нет в отличие от оплат обыным физлицам.
Конкуренция у самозанятых сейчас сильная. В крайнем случае надо заключать договор с физлицом (но там НДФЛ и взносы).
С учетом любых расчетов с «физиками» проблем не будет — в БухСофт все есть. Даже прием на работу сотрудника можно сделать, сформировав сразу весь пакет документов, что говорить о самозанятых.
Как увеличить расходы на УСН
Несколько лайфхаков по отражению расходов и выработке тактики по их защите перед ФНС.
Для создания нормальных условий труда работодатель может обеспечивать сотрудников различными полезными вещами. Например:
За что мне нравится новый офис — у нас все есть. Зона кухни с кофеваркой, чайником, микроволновкой и холодильником, несколько кулеров, в магазинах они тоже стоят — для клиентов и для персонала. В такую жару, как сейчас здорово, что можно выпить холодной воды или съесть прохладных фруктов. Правда виноград с апельсинами не покупают, но я все своё ношу с собой 😉
Я заметила, что хоть и покупались эти вещи официально, у поставщика, который возит в офис канцелярию, а мелкую технику мы брали из своих запасов (из того, что продаем в магазине), но бухгалтер явно опасалась их включать в расходы — в бухучете они прошли, а вот в НУ нет.
В этом году меняли чайник, покупали сменные фильтры для кофеварки и всякие чистящие средства тоже. И опять их не проводили в расходах. Я решила исправить эту несправедливость.
Что касается чистящих средств — несмотря на то, что прямо такие затраты в НК также не указаны, но их можно отнести к материальным расходам. Это подтверждают и сами налоговики. Вот и Минфин давал подобные разъяснения (см. Письмо Минфина России от 17.01.2020 № 03-11-11/1827).
Также можно обосновать и покупку бытовой техники. При этом дополнительными аргументами станут:
У нас офис расположен не то чтобы в промзоне, но в отдалении от оживленных улиц (офисы в центре Москвы сами понимаете — слишком дороги), так что необходимость организации кухни вполне обоснована. К тому же в пиковое время менеджеры могут работать сменами не по 8, а по 12 часов, переходя на другой режим работы — это, например, периоды активных распродаж или новогодних праздников.
Сложности с налоговым учетом? Эксперты БухСофт на связи 24/7 — не только проведут устную консультацию, но и подключатся удаленно, чтобы помочь провести операции в БухСофт Онлайн.
Чаще всего в офисе это — заправка картриджей для МФУ или принтеров. И их вы в статье 346.16 не найдете. Но и тут выручат материальные расходы — к ним относятся в т.ч. расходы на приобретение материалов, используемых для содержания и эксплуатации основных средств.
Обратите внимание — по сложившейся практике и разъяснениям Минфина не имеет значение фактически — относится устройство к ОС или нет (МФУ может стоить и 5000 рублей), все равно расходы на обслуживание офисной техники можно принять к расходам.
Раз уж коснулись этой темы. Сейчас продвижение в социальных сетях и интернете вообще необходимая часть работы практически любой компании. Я конечно не у сетевых магнатов работаю, но недавно директор предложил начать рекламироваться в инстаграме и завести уже группу в ВК (до этого был только сайт с интернет магазином).
Принять расходы на продвижению и рекламу в соцсетях на УСН принять можно. В письме Минфина России от 26.10.2020 № 03-11-06/2/92939 ведомство подтвердило эту позицию.
Какие расходы не получится учесть
Расходы на УСН очень коварные. Кажется, что можно что-то без труда принять. Но нет, оказывается НК не предусмотрено.
Нельзя уменьшить налогооблагаемую базу на расходы по участию в торгах — платежи электронной площадке, комиссии, платные услуги — все мимо. Мы нанимали для подготовки документации специалиста, т.к. у нас в штате такого нет. Вот расходы на него мы учтем. Он самозанятый и его услуги пройдут как бухгалтерские.
Расходы на тесты на коронавирус для сотрудников вы тоже в расходах учесть не сможете. Письмо Минфина России от 23.11.2020 N 03-11-06/2/101770. При этом другие расходы, например, на приобретение средств дезинфекции можно возместить через ФСС.
Подводим итоги
В процессе поиска ответов на свои вопросы я постоянно просила помощи у экспертов БухСофт, они здорово помогли мне с нормативкой.
Тут сразу два плюса — меня точно консультируют профессионалы и эта услуга входит в стоимость обслуживания сервиса БухСофт Онлайн, поэтому проблем с принятием в расходы оплаты таких консультаций точно не будет.
Итак, главные принципы для расходов на УСН:
И все равно надо быть готовыми отстаивать свою позицию не только перед налоговиками, но и в суде. Поэтому запасайтесь судебной практикой и скачивайте Письма Минфина с разъяснениями заранее. Я вот уже папку на компьютере для этого завела.
Поделитесь — как вы боретесь с нерадивыми сотрудниками, есть ли у вас на работе Васи, переживаете ли сейчас из-за вакцинации для работников торговли (я как пройду этот квест на работе обязательно расскажу)?
Сериал про бухгалтера Берту Сергеевну:
Подписывайтесь на блог БухСофт, чтобы не пропустить ни одной.
Оформляем возврат аванса на УСН
Если в течение налогового периода фирма не получила доход, то учесть сумму возвращенного покупателю аванса в целях расчета «упрощенного» налога она не сможет.
На практике фирмы-«упрощенцы» порой возвращают предоплату (авансы). Причем операции покупки (получения денег) и возврата могут быть произведены в разные отчетные (налоговые) периоды. Как в таком случае правильно оформить книгу учета доходов и расходов? Нужно ли подавать уточненку по «упрощенному» налогу?
Признаем аванс доходом
«Упрощенец» возвращает предоплату
Однако возврат предоплаты может быть в рамках как одного, так и разных отчетных (налоговых) периодов. Рассмотрим на примерах заполнение книги учета доходов и расходов в зависимости от момента возврата предоплаты.
Выписка из книги учета доходов и расходов (к примеру 1)
Подготовлено с использованием системы ГАРАНТ
Раздел I. Доходы и расходы
дата и номер первичного документа
Платежное поручение от 1 марта № 77
Получена предоплата по договору за оказание услуг от 28 февраля № 280211
Платежное поручение от 11 марта № 113
Возврат предоплаты по договору за оказание услуг от 28 февраля № 280211
Итого за I квартал
Выписка из книги учета доходов и расходов (к примеру 2)
Подготовлено с использованием системы ГАРАНТ
I. Доходы и расходы
дата и номер первичного документа
Платежное поручение
от 16 мая № 123
Возврат предоплаты по договору за оказание услуг от 28 февраля № 280211
Итого за II квартал
Итого за полугодие
Уточненку подавать не нужно
При возврате фирмой-«упрощенцем» сумм, ранее полученных в счет предоплаты поставки товаров, на сумму возврата уменьшают доходы того налогового (отчетного) периода, в котором был произведен возврат (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). На дату возврата аванса в графе 4 раздела I книги учета доходов и расходов указанную сумму показывают со знаком минус. В этом случае обязанности по представлению уточненной декларации за предыдущий период не возникает.
Трудности могут возникнуть в ситуации, когда в периоде возврата предоплаты не было доходов либо они оказались меньше возвращаемой суммы. Ведь тогда база по «упрощенному» налогу принимает отрицательное значение. Данный факт скорее всего не понравится налоговикам. Однако здесь можно привести в пример постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 9 сентября 2011 года № А53-24985/2010. По этому делу арбитры решили, что законодательством не установлен запрет на подачу «упрощенцем» налоговой декларации с данными о возврате из бюджета сумм налога в случае, если сумма предоплаты, полученной в предыдущем налоговом периоде и возвращенной в текущем, превысила сумму полученных в текущем налоговом периоде доходов.