возврат табачной продукции в магазин закон о защите прав потребителей
Возврат табачной продукции в магазин закон о защите прав потребителей
Статья 19. Ограничения торговли табачной продукцией, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 19
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции или никотинсодержащей продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Информация о табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянах, которые предлагаются для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Розничная торговля сигаретами в количестве более чем двадцать штук в упаковке (пачке), произведенными в РФ или импортированными в РФ до 01.07.2016, допускается до их полной реализации (ФЗ от 26.04.2016 N 115-ФЗ).
6. Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем или более чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией без потребительской тары, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции.
(часть 6 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции в следующих местах:
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
2) на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;
3) на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.
8. Запрещается оптовая и розничная торговля насваем, табаком сосательным (снюсом), пищевой никотинсодержащей продукцией, а также никотинсодержащей продукцией, предназначенной для жевания, сосания, нюханья.
(часть 8 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Запрещается розничная торговля никотином (в том числе полученным путем синтеза) или его производными, включая соли никотина, а также никотинсодержащей жидкостью и раствором никотина (в том числе жидкостями для электронных средств доставки никотина), если концентрация никотина в никотинсодержащей жидкости или растворе никотина превышает 20 мг/мл.
(часть 9 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 303-ФЗ)
Можно ли вернуть табачные изделия?
Права покупателей, если товар, который был ими куплен, оказался некачественным, защищаются законом «О защите прав потребителей». При обнаружении этих фактов им следует обратиться в торгующую организацию с претензией и обосновать свои требования по замене товара на качественный или возврате уплаченных за него денег.
Подтверждением приобретения товара именно у этого продавца будет служить чек или иной документ об оплате. При обоснованности требований заявителя его просьбы будут удовлетворены.
Если же стороны этого конфликта не смогут договориться между собой и между ними возникнет спор, то решать его придется в суде. Также следует знать, что закон допускает возможность возврата покупателем и качественного товара. В каких случаях это возможно?
Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, которые не подлежат возврату
Покупателям следует знать, что любой непродовольственный товар, если после покупки мнение покупателя о нем изменится и он пожалеет о его приобретении, можно будет вернуть торгующей организации или поменять его с пересчетом разницы в цене. Это правило не применяется к продовольственным товарам.
Например, покупателю не подошли размер, расцветка, фасон изделия. Даже если купленный товар не имеет абсолютно никаких изъянов, у покупателя не должно возникнуть проблем.
Главное, чтобы возвращаемый товар не был использован, не потерял своих потребительских свойств и имел ненарушенные пломбы или ярлыки. Но сделать это можно только в течение ограниченного срока: четырнадцати дней, не считая дня совершения покупки. Этот срок установлен для любого товара.
Но покупателям следует знать о том, что установлен еще перечень товаров непродовольственного назначения, которые обменивать или возвращать запрещено. Речь идет только о товарах надлежащего качества, которые потом перестали устраивать покупателя. Этот перечень достаточно обширен.
Все входящие в него товары можно разбить на основные группы:
Что касается табачных изделий, то вернуть их торговой организации при хорошем качестве не представляется возможным. Другое дело, если товар окажется с дефектом. Ведь такие товары обмениваются при любых обстоятельствах.
Каким образом покупатель может вернуть бракованную продукцию обратно в магазин?
Товар ненадлежащего качества можно на вполне законных основаниях вернуть продавцу. Что для этого нужно покупателю? Прежде всего, он должен знать нормы законодательства по вопросам защиты прав потребителей, на которые ему придется сослаться при написании претензии.
Обязательно следует подтвердить факт покупки некачественного товара именно в этой торговой организации и предъявить документы об оплате покупки. Важно знать, что отсутствие чека не будет препятствием для защиты прав потребителей. Закон допускает возможность доказывания факта покупки свидетельскими показаниями.
В претензии стоит подробно указать в чем заключаются недостатки товара, его дефекты. Возможно, что они носят скрытый характер и обойтись при решении спора без экспертизы не получится. При этом недостатки товара не должны быть связаны с неправильной его эксплуатацией самим покупателем.
Поэтому после покупки товара рекомендуется внимательно ознакомиться с инструкцией по его применению, особенно это касается предметов бытовой техники и дорогостоящих товаров. Также потребуются документы на купленный товар и гарантийный талон.
Не всегда недостатки товара можно выявить сразу после совершения покупки. Статья 19 указанного выше закона оговаривает, что обнаружение недостатков товара в течение его гарантийного срока также дает право покупателю предъявить претензию.
На некоторые товары при их покупке можно у продавца также приобрести и дополнительную гарантию на него: это увеличивает срок для претензий со стороны покупателя.
Претензия пишется в произвольном виде, но в ней должны быть отражены следующие обстоятельства:
Претензию рекомендуется составить в двух экземплярах и вручить ее продавцу. На экземпляре заявителя торгующая организация должна сделать отметку о том, что заявление ими принято. Претензия может быть отправлена и по почте, желательно с получением уведомления об ее вручении адресату.
Можно ли вернуть батарейки в магазин?
Можно ли вернуть в магазин лакокрасочные изделия, читайте тут.
По закону обоснованная претензия должна быть удовлетворена в течение 10 дней. На проверку доводов претензии по некоторым товарам, имеющим сложные технические характеристики, продавцу дается 45 дней. За это время он должен провести экспертизу товара, оплатив ее за свой счет. Покупатель, если у него есть желание, имеет право присутствовать при ее проведении и при несогласии с ее результатом обжаловать его.
Если продавец умышленно затягивает проведение экспертизы или уклоняется от нее, то в интересах покупателя произвести ее самостоятельно. Следует собирать все документы о расходах покупателя, ведь он сможет впоследствии взыскать с продавца всю потраченную им сумму, если его доводы окажутся достоверными и дело завершится положительным для него решением суда.
Если не удалось решить конфликтную ситуацию в досудебном порядке и добиться нужного результата, за покупателем остается право обратиться в суд с исковым заявлением.
В этом случае также все понесенные затраты покупателя, связанные с оплатой экспертизы, услуг юристов, убытков и морального вреда также будут возложены судом при обоснованности иска на ответчика. В интересах продавца внимательно и объективно рассмотреть претензию покупателя во избежание дополнительных расходов.
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
Новые правила для контактировавших с больными COVID-19
О проведении Всероссийской «горячей линии» Роспотребнадзора по вопросам тестирования на новую коронавирусную инфекцию
ГЛАВНОЕ ПРО ЗАЩИТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ МАСКИ!
О порядке возврата и обмена товаров надлежащего качества
О порядке возврата и обмена товаров надлежащего качества
Все мы слышали фразу «Покупатель всегда прав!». Вероятнее всего, знаем о существовании закона, созданного специально для защиты прав и интересов потребителей. Возможно, кто-то его даже читал, но при этом не каждый представляет себе, как этот закон работает. А на деле, если юридически грамотно защищать свои права как потребителя, то результатом могут стать не только возвращенные за некачественный товар денежные средства, но и компенсация морального вреда.
Однако, к сожалению, российские покупатели чаще склонны выбрасывать только что купленные, но уже не пригодные в пищу продукты, чем предпринять минимальные попытки для восстановления своих прав. Такая позиция абсолютно не оправданна. В настоящее время все большее число продавцов признают законные права потребителей, если им об этих правах напомнить.
Закон регулирует отношения между продавцом (изготовителем) и потребителем. Для целей указанного Закона под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение приобрести или приобретающий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, каждый гражданин вправе защищать свои права как потребителя и применять для этой цели Закон о защите прав потребителей только в случае, если товар приобретается им для собственных целей, не связанных с извлечением прибыли.
Многие потребители страдают от необоснованных и неправомерных действий продавцов именно в ситуациях, когда хотят вернуть или обменять товар надлежащего качества.
Если речь идет о товарах ненадлежащего качества, продавец хотя бы пытается решить ситуацию и рассмотреть возможные варианты, однако когда потребитель основывает свой возврат товара словами «не нравится», «не подходит», то количество незаконных отказов со стороны продавца (изготовителя) возрастает в значительной степени. При этом продавцы (изготовители) умудряются создавать свои, абсолютно не подтвержденные законодательством правила и доводить их до сведения покупателей всеми возможными способами, тем самым вводя их в заблуждение. Нередки случаи, когда продавцы незаконно сокращают сроки, установленные для возврата или обмена товара, обуславливают такой обмен (возврат) наличием дополнительных (не предусмотренных законом) условий или иным образом нарушают права потребителей.
Во избежание таких ситуаций необходимо заранее знать, какие именно права предоставлены потребителю в ситуациях возврата и обмена товаров надлежащего качества Законом о защите прав потребителей.
Согласно Закону о защите прав потребителей косвенно выделяются две большие группы прав, предусмотренных для покупателей:
В соответствии со ст. 4 Закона о защите прав потребителей продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. Без сомнения, что при покупке продуктов питания или иных товаров никакого письменного договора не заключается, а следовательно, как правило, не оговариваются условия о качестве товара. В связи с этим необходимо руководствоваться п. 2 указанной статьи, который устанавливает, что при отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Например, если потребитель приобретает средство для мытья посуды, то он вправе рассчитывать, что указанным средством сможет качественно вымыть посуду. Таким образом, любой приобретаемый потребителем товар должен быть качественным.
В соответствии с ст. 7 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Если для безопасности использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец обязан довести эти правила до сведения потребителя. Таким образом, товар должен быть безопасным.
Согласно ст. 8 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах. Указанная информация в наглядной и доступной форме должна быть доведена до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроках действия лицензии, а также информация об органе, выдавшем лицензию.
Факт отсутствия указанной информации или отказ в ее предоставлении по просьбе потребителя дает возможность предположить, что продавцом и в дальнейшем вряд ли будут соблюдаться требования действующего законодательства.
Вышеназванная информация должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя). Поэтому ссылки продавца на то, что всю информацию потребитель может получить в центральном (головном) офисе, магазине или просто в другом месте, могут также вызвать сомнения в надежности такого продавца.
Приобретая товар (особенно дорогостоящий или технически сложный), необходимо обратить внимание, указана ли в приложенных к товару документах информация о наименовании продавца, его месте нахождения или уполномоченной организации (уполномоченном индивидуальном предпринимателе), а также их фактический адрес. Данная информация пригодится в случае, если товар по каким-либо причинам не подойдет.
В соответствии со ст. 10 Закона о защите прав потребителей изготовитель (продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать следующие сведения:
Вышеуказанная информация должна быть доведена до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров нормативным требованиям включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Напомним также, что в соответствии со ст. 8 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на информацию на русском языке об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах). Поэтому, если потребителю вручили инструкцию по эксплуатации без перевода на русский язык, это является серьезным нарушением закона. Если же продавец убеждает потребителя, что предлагаемый им прибор так прост в обращении, что инструкция вообще не нужна, потребитель вправе потребовать документ на русском языке или отказаться от покупки.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1037 с 1 июля 1998 года продажа на территории Российской Федерации импортных непродовольственных товаров без информации о них на русском языке запрещена.
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
Иногда продавец, нарушая требования законодательства, не предоставляет потребителю информацию, которую должен предоставить, на этот случай Закон о защите прав потребителей предусматривает ответственность продавца.
В ст. 12 Закона о защите прав потребителей указывается, что если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар продавцу.
При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.
Закон о защите прав потребителей прямо указывает, что при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара. Если продавец настаивает, что хотя в правилах эксплуатации и отсутствуют те или иные положения, но они являются «общеизвестными или о них можно было догадаться и т.п.», то такие заявления продавца являются неправомерными, поскольку в Законе о защите прав потребителей четко определяется, что потребитель не обязан обладать специальными знаниями, чтобы правильно пользоваться товар.
Согласно ст. 502 ГК Российской Федерации и ст. 25 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен.
Однако, для того чтобы реализовать указанное право, потребителем должны быть соблюдены следующие условия: товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Перечень оснований, по которым товар может не подойти потребителю, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Поэтому при обращении к продавцу необходимо ссылаться только на одну или несколько причин, которые перечислены выше. В противном случае потребитель рискует получить вполне обоснованный и законный отказ продавца удовлетворить требование.
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение 14 дней, не считая дня его покупки.
В указанный срок включаются все выходные и праздничные дни, поэтому, если потребитель приобрел вещь, заведомо сомневаясь, подойдет ли она ему, лучше сразу определить день, являющийся последним (или предпоследним для предъявления требований об обмене). При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший за ним рабочий день. Таким образом, если 14 день попадет на воскресенье, то последним днем для предъявления претензий об обмене товара будет являться понедельник.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.
Важным условием обмена или возврата товара надлежащего качества является отсутствие приобретенного товара в перечне товаров, не подлежащих обмену по вышеназванным основаниям.
Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55.
В указанный Перечень включены следующие группы товаров:
1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми, лекарственные препараты).
2. Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары).
3. Парфюмерно-косметические товары.
4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей-ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж.
5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные).
6. Изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования.
7. Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты.
8. Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты).
9. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни.
10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения.
11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки.
13. Животные и растения.
14. Непериодические издания.
Однако, даже если все эти условия соблюдены, потребитель не может сразу заявить, что хочет вернуть товар, ведь в Законе о защите прав потребителей предусматривается право на обмен товара надлежащего качества, не подходящего потребителю по указанным выше причинам.
В соответствии с п. 2 ст. 25 Закона о защите прав потребителей отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы потребитель вправе только в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу.
Поэтому, если потребитель предъявляет требование, например о том, что приобретенная им блузка не подходит по размеру, продавец обоснованно может предложить потребителю такую же блузку другого размерного ряда и т.п.
Таким образом, потребителю до предъявления требования продавцу по вопросу обмена (возврата) товара надлежащего качества следует определить, согласуются ли его желания с правами, предоставленными действующим законодательством, и правами, предоставленными продавцу. И только проанализировав вышеуказанные моменты, имеет смысл предъявлять четко сформулированное требование.