возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан

Возврат товара РК 2021: правила и документы

возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан. возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан фото. картинка возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан. смотреть фото возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан. смотреть картинку возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан.

Возврат товара: Unsplash

Недовольны качеством купленного продукта? Помните, что в таких случаях Закон «О защите прав потребителей» позволяет осуществить возврат товара. РК четко регулирует порядок и сроки такой процедуры, а последние правки, вступившие в силу в 2020 году, направлены на усиление защиты интересов потребителя. Хотите знать, как правильно поступить с неудачной покупкой? Читайте разъяснения ниже.

Возврат товара РК: правила

Отметим, что возврат товара для граждан Казахстана возможен даже при его надлежащем качестве. Покупатель вправе вернуть непродовольственную продукцию, если ему не подошла расцветка, размеры, комплектация или фасон. Но только в том случае, если:

Чтобы осуществить возврат, покупателю нужно обратиться в место покупки в течение 14 дней с ее момента (срок обмена может быть более длительным, если это объявлено изготовителем или продавцом).

Продавец должен заменить товар на подходящий потребителю (например, с другой комплектацией или габаритами). Если цена отличается, продавец производит перерасчет. Но в случае если подходящего товара в наличии нет, покупатель может требовать обратно уплаченную сумму.

возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан. возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан фото. картинка возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан. смотреть фото возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан. смотреть картинку возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан.

Возврат товара: NUR.KZ

Важно знать, что такая возможность распространяется не на всю продукцию. Товары, не подлежащие возврату, Казахстан определяет следующие:

Рассмотрим другой случай: вам продали товар с повреждениями или дефектами, о которых продавец не предупредил. Что в таком случае говорит вышеупомянутый закон о возврате товара? РК оставляет за покупателем право обратиться к продавцу или изготовителю, чтобы:

Права потребителя РК регулирует довольно четко, указывая сроки, когда покупатель может вернуть некачественный товар:

возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан. возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан фото. картинка возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан. смотреть фото возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан. смотреть картинку возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан.

Возврат товара: Pexels

Если с условиями и сроками все четко и понятно, то с документами, которые нужны для возврата товара, у покупателей часто возникают проблемы. Каких бумаг требует процедура и что делать, если у вас их нет? Расскажем далее.

Возврат товара в Казахстане: документы

Чтобы вернуть продавцу товар (будь он качественный или бракованный), необходимо доказать факт его покупки именно у этого продавца. Для этого достаточно предъявить один из этих документов:

Если у покупателя нет ни одного из перечисленных документов, он также может обратиться к продавцу с требованием возврата. Но доказательство покупки предоставить все равно придется. Согласно закону, покупатель может предъявить:

При онлайн-покупке подтвердить ее может также товарно-транспортная накладная.

возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан. возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан фото. картинка возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан. смотреть фото возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан. смотреть картинку возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан.

Возврат товара: Pexels

Однако помните, что чек — главный доказательный документ, который позволит покупателю беспрепятственно вернуть товар продавцу в указанные сроки. Поэтому всегда сохраняйте чеки после покупки, особенно если приобрели дорогостоящий продукт с гарантийным сроком. Также всегда требуйте чек у продавца, когда оплачиваете товар. Выдать вам этот документ — это его обязанность.

В таком случае продавец выдает покупателю чек о возврате средств, который нужно сохранить, пока деньги не поступят на счет. Учтите, что средства не вернутся мгновенно: банк может возвращать их в течение 3–10 дней. Продавец на скорость операции повлиять не сможет.

возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан. возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан фото. картинка возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан. смотреть фото возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан. смотреть картинку возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан.

Возврат товара: Pexels

Если продавцу и покупателю не удается согласовать решение вопроса о возврате средств, тогда дело передается в суд. В конце 2020 года стало известно, что в Казахстане планируют запустить единую платформу по защите прав потребителей, призванную упростить и автоматизировать процесс жалоб и возврата.

Теперь знаете, как отстаивать свои права на получение качественных товаров и услуг и бороться с недобросовестными продавцами. Главное правило — всегда сохранять чек при покупке и не бояться требовать его у продавца. В большинстве случаев именно он сохранит ваше время и деньги.

возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан. возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан фото. картинка возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан. смотреть фото возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан. смотреть картинку возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Возврат товара в Казахстане по Закону «О защите прав потребителей»

Рассказываем, как и где казахстанцы могут вернуть товар продавцу по закону о защите прав потребителей в Казахстане в 2021 году.

Право потребителей на обмен или возврат товара надлежащего качества

Статья 14 — Покупатель в 2021 году по закону «О защите прав потребителей» в РК вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки или иных местах, на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации и тому подобное либо на другой товар по соглашению сторон, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет или получение назад денег. При отсутствии необходимого для обмена товара, покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу (изготовителю) и получить уплаченную за него денежную сумму. Местом обмена или возврата товара является место покупки товара, если иное не предусмотрено договором.

Право потребителей в случае продажи товара ненадлежащего качества

Статья 15 — Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

В случае, когда продавец товара ненадлежащего качества не является его изготовителем, проетензии могут быть предъявлены по выбору покупателя к продавцу либо к изготовителю;

Право потребителей на возмещение в полном объеме убытков

Статья 16 — Причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги):

Что нельзя вернуть?

Перечень товаров не подлежащих возврату в Казахстане:

Что необходимо, чтобы вернуть товар?

Чтобы вернуть продавцу товар, необходимо доказать факт его покупки именно у этого продавца, для этого достаточно предъявить один из этих документов:

Если у покупателя нет ни одного из перечисленных документов, он также может обратиться к продавцу с требованием возврата. Но доказательство покупки предоставить все равно придется, согласно закону, покупатель может предъявить:

Куда жаловаться?

С 2021 года в Казахстане работает единая информационная система на сайте e-tutynushy.kz, который сам перенаправит жалобу продавцу. У продавца есть 10 дней на решение вопроса с покупателем и если за это время продавец не реагирует на жалобу, подключаются государственные органы.

Если продавец отказывается вернуть вам деньги, вы так же можете обратиться:

в комитет по защите прав потребителей через бот @kzpp_bot;
на портал электронного правительства https://egov.kz/cms/ru/services/citizen_and_the_government/e_app;
горячую линию +7 (7172) 75-06-42, 75-16-32, 74-98-32, 74-98-36.

Как оформить возврат товара в 1С, видео

Для оформления данных операций в бухгалтерском учете, в 1С имеется создание документа возврата и в случае необходимости создания ЭСФ.

Источник

Школа потребителя Версия для печати

возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан. возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан фото. картинка возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан. смотреть фото возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан. смотреть картинку возврат товара закон о защите прав потребителей казахстан.

Большинство людей, ежедневно совершая покупки, а так же пользуясь разными услугами совершенно не задумывается о том, что в момент приобретения тех или иных товаров и услуг становятся одной из сторон сделок розничной купли-продажи. В данной статье мы расскажем о потребительских правах и интересах. Заключая договора с организациями на выполнение работ и оказание услуг всегда нужно помнить и о потребительских правах на случай непредвиденных споров с услугодателем. Потребитель имеет значительный арсенал возможностей для того, чтобы реализовать законные права и интересы. Взаимоотношения с продавцом в таких случаях регулируются Законом «О защите прав потребителей».

Какие законные права имеют потребители?

Условия, нарушающие и (или) ущемляющие права потребителей при заключении договора:

Что делать если после приобретения товара Вами обнаружен какой либо недостаток или товар изначально был испорченным, но вы не обратили сразу на это внимание?

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

Продавец (изготовитель) обязан обеспечить обмен или возврат товара, проданного с истекшим сроком годности, не соответствующего требованиям, установленным техническими регламентами, нормативными документами по продукции, в том числе выпущенного с нарушением прав интеллектуальной собственности, независимо от его употребления, сохранения товарного вида, потребительских свойств, пломб, ярлыков в течение тридцати календарных дней со дня приобретения товара с возвратом потребителю денежной суммы за купленный товар. Обмен производится в соответствии со статьей 30 настоящего Закона.

Право потребителей на защиту прав и законных интересов

Защита прав и законных интересов потребителей осуществляется в пределах компетенции соответствующими государственными органами, судом и арбитражем.

Потребитель вправе обращаться с претензией к продавцу (изготовителю, исполнителю) товара (работы, услуги) об устранении нарушений прав и законных интересов и возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка (вреда) в добровольном порядке.

Если в течение десяти календарных дней продавец (изготовитель, исполнитель) не даст ответа на претензию или откажется устранить нарушения и возместить в добровольном порядке причиненный убыток (вред), потребитель вправе обратиться в суд.

Что делать, если продавец отказывает вам на возврат/обмен товара?

Адреса и телефоны горячих линий отделов защиты прав потребителей Департаментов Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики по территории Казахстана (далее-КРЕМЗКиПП):

Территориальный департамент КРЕМЗКиПП

Адрес

Телефон горячей линии

индекс 050000,г.Алматы, ул.Абылайхана 74 а

индекс 010000,г.Нур-Султан, ул. Ташенова, 25

индекс 160011,г.Шымкент, ул. Таукехана, 82

индекс 020000, г. Кокшетау, ул. Кудайбердиева 27/3

индекс 030000, г. Актобе, ул. Ш.Калдаякова 33

индекс 040000, г.Талдыкорган, ул. Кабанбай батыра 78

индекс 060009, г. Атырау, Авангард, 4 Мкр д.3в

индекс 080000, г.Тараз, ул. Желтоксан 78

индекс 09000, г.Уральск, ул. Некрасова 30/1

индекс 100012, г. Караганда, ул. Костенко 6

индекс 110000, г. Костанай, ул. Гоголя 177 а

индекс 120014, г. Кызылорда, ул. Ыбырай Жахаева 5

индекс 130000, г. Актау, 9 микрорайон, здание 23

140000, г. Павлодар, ул. Ак. Сатбаева, строение 136

индекс 150000, г.Петропавловск, ул.Парковая 57 в

Источник

О защите прав потребителей

Закон Республики Казахстан от 4 мая 2010 года № 274-IV.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о защите

Статья 2-1. Основные принципы защиты прав потребителей

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Статья 3. Государственное регулирование в сфере защиты прав потребителей

Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере защиты прав потребителей

Статья 5. Компетенция уполномоченного органа

Статья 6. Компетенция государственных органов

Статья 6-2. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей

Глава 3. ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ЗАЩИТА

Статья 8. Право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг)

Статья 8-1. Условия, нарушающие права потребителей при заключении договора

Статья 9. Право потребителей на просвещение в сфере защиты прав потребителей и повышение правовой грамотности потребителей в вопросах защиты своих прав и законных интересов

Статья 10. Право потребителей на получение информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе)

Статья 11. Право потребителей на приобретение безопасного товара (работы, услуги)

Статья 12. Право потребителей на свободный выбор товара (работы, услуги)

Статья 13. Право потребителей на надлежащее качество товара (работы, услуги)

Статья 14. Право потребителей на обмен или возврат товара надлежащего качества

Статья 15. Право потребителей в случае продажи товара ненадлежащего качества

Статья 16. Право потребителей на возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги)

Статья 17. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара

Статья 18. Право потребителя на получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), или договора, заключенного при приобретении товара (выполнении работы, оказании услуги)

Статья 19. Право потребителя на предъявление претензии к инициатору (организатору) игр по качеству товара (работы, услуги), переданного

(выполненной, оказанной) в виде выигрыша

Статья 20. Право потребителей на создание общественных объединений потребителей

Статья 21. Право на возмещение морального вреда

Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОДАВЦА (ИЗГОТОВИТЕЛЯ, ИСПОЛНИТЕЛЯ)

Статья 23. Права и обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по установлению гарантийного срока

Статья 24. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя)

Статья 25. Обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) по предоставлению информации о товаре (работе, услуге)

Статья 26. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по предоставлению информации о продавце (изготовителе, исполнителе)

Статья 27. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по обеспечению безопасности товара (работы, услуги)

Статья 28. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по обеспечению свободного выбора товара (работы, услуги)

Статья 29. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по обеспечению надлежащего качества товара (работы, услуги)

Статья 30. Обязанности продавца (изготовителя) при продаже товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества

Статья 31. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по возмещению в полном объеме убытков (вреда), причиненных жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги)

Статья 32. Обязанности изготовителя (исполнителя) по установлению срока годности, срока хранения и срока службы товара

Статья 33. Обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) иметь в наличии контрольно-кассовую машину и нагрудную карточку

Статья 33-1. Обязанности электронной торговой площадки

Статья 33-2. Обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) по размещению информации об уполномоченном органе и субъектах досудебного урегулирования потребительских споров

Глава 5. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ (ОКАЗАНИЕ УСЛУГИ)

Статья 34. Сроки выполнения работы (оказания услуги)

Статья 35. Права потребителя при обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуге)

Статья 36. Смета на выполнение работы (оказание услуги)

Статья 37. Выполнение работы из материала исполнителя

Статья 38. Выполнение работы из материала потребителя

Статья 39. Оплата за выполнение работы (оказание услуги)

Глава 6. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Статья 40. Общественные объединения потребителей

Статья 41. Права общественных объединений потребителей, ассоциаций (союзов)

Глава 6-1. МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Статья 42-1. Институциональная система защиты прав и законных интересов потребителей

Статья 42-2. Право потребителя на защиту прав и законных интересов

Статья 42-3. Представители законных интересов потребителей

Статья 42-4. Обращение потребителя к продавцу (изготовителю, исполнителю)

Статья 42-5. Обращение в государственные органы, осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителей

Статья 42-6. Отказ в рассмотрении обращения потребителя государственными органами, осуществляющими функции в сфере защиты прав потребителей

Статья 42-7. Рассмотрение обращения потребителя государственными органами, осуществляющими функции в сфере защиты прав потребителей

Статья 42-8. Досудебное урегулирование потребительского спора

Статья 43. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей

Статья 44. Порядок введения в действие настоящего Закона

Источник

Закон Республики Казахстан от 4 мая 2010 года № 274-IV «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2021 г.)

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

О защите прав потребителей

См. о внесении изменений:

Закон РК от 25.06.20 г. № 346-VI (вводятся в действие с 1 января 2023 г.)

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы защиты прав потребителей, а также меры по обеспечению потребителей безопасными и качественными товарами (работами, услугами).

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.10.18 г. № 184-VI (введены в действие с 11 апреля 2019 г.) ( см. стар. ред. )

Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V ( см. стар. ред. )

Подпункт 7 изложен в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V ( см. стар. ред. )

Подпункт 9 изложен в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V ( см. стар. ред. )

Подпункт 11 изложен в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V ( см. стар. ред. )

В подпункт 14 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 30.12.20 г. № 397-VI (введены в действие с 1 июля 2021 г.) ( см. стар. ред. )

Подпункт 15 изложен в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V ( см. стар. ред. )

Подпункт 16 изложен в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V ( см. стар. ред. )

Статья дополнена подпунктом 16-1 в соответствии с Законом РК от 25.06.20 г. № 346-VI

Статья дополнена подпунктом 16-2 в соответствии с Законом РК от 25.06.20 г. № 346-VI

Статья дополнена подпунктом 17 в соответствии с Законом РК от 21.04.16 г. № 504-V

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о защите прав потребителей

1. Законодательство Республики Казахстан о защите прав потребителей основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса Республики Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Права потребителей в сферах финансовых, социальных, медицинских, туристских и иных услуг, а также вопросы их защиты устанавливаются законами Республики Казахстан.

3. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Закон дополнен статьей 2-1 в соответствии с Законом РК от 21.04.16 г. № 504-V

Статья 2-1. Основные принципы защиты прав потребителей

Защита прав потребителей осуществляется на основе принципов:

1) содействия экономическим интересам потребителей и защиты этих интересов;

2) доступности и достоверности информации о предлагаемых продавцом (изготовителем, исполнителем) товарах (работах, услугах);

Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 25.06.20 г. № 346-VI ( см. стар. ред. )

3) просвещения потребителей, повышения правовой грамотности потребителя в вопросах защиты своих прав и законных интересов;

Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 25.06.20 г. № 346-VI ( см. стар. ред. )

4) обеспечения эффективной системы защиты прав и законных интересов потребителей, основанной на последовательности мероприятий, обеспечивающих их защиту;

Статья дополнена подпунктом 4-1 в соответствии с Законом РК от 02.04.19 г. № 241-VI

4-1) обеспечения защиты законных интересов потребителей в электронной коммерции не менее уровня защиты, предоставляемого в других формах торговли;

Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 25.06.20 г. № 346-VI ( см. стар. ред. )

5) участия общественных объединений потребителей, ассоциаций (союзов) в обеспечении защиты прав и законных интересов потребителей;

6) обеспечения потребителей безопасными и качественными товарами (работами, услугами).

Заголовок главы 2 изложен в редакции Закона РК от 25.06.20 г. № 346-VI ( см. стар. ред. )

Глава 2. Государственное регулирование в сфере защиты прав потребителей и государственный контроль
за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей

Статья 3 изложена в редакции Закона РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования ) ( см. стар. ред. )

Статья 3. Государственное регулирование в сфере защиты прав потребителей

Государственное регулирование в сфере защиты прав потребителей осуществляется в соответствии с настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и постановлениями Правительства Республики Казахстан.

Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере защиты прав потребителей

Правительство Республики Казахстан:

1) разрабатывает основные направления государственной политики в сфере защиты прав потребителей;

1-1), 1-2) исключены в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI ( см. стар. ред. )

Статья дополнена подпунктом 1-3 в соответствии с Законом РК от 25.06.20 г. № 346-VI

Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования ) ( см. стар. ред. )

2) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Статья 5 изложена в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V ( см. стар. ред. ); Закона РК от 25.06.20 г. № 346-VI ( см. стар. ред. )

Статья 5. Компетенция уполномоченного органа

1) обеспечивает реализацию государственной политики в сфере защиты прав потребителей;

2) вносит предложения в Правительство Республики Казахстан по основным направлениям государственной политики в сфере защиты прав потребителей;

3) осуществляет межотраслевую координацию деятельности государственных органов по обеспечению реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей;

4) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в сфере защиты прав потребителей;

Подпункт 5 в редакции Закона РК от 25.06.20 г. № 346-VI введен в действие с 1 января 2021 г.

5) проводит анализ жалоб потребителей, в том числе поступающих посредством Единой информационной системы защиты прав потребителей, деятельности государственных органов по вопросам защиты прав потребителей и субъектов досудебного урегулирования потребительских споров;

6) вносит предложения (рекомендации) государственным органам об отмене решений, принятых ими с нарушением настоящего Закона и иных нормативных правовых актов в сфере защиты прав потребителей;

7) осуществляет информирование, консультирование, просвещение, повышение правовой грамотности потребителей в вопросах защиты своих прав и законных интересов;

8) обращается в суд по вопросам защиты прав неопределенного круга потребителей в случаях нарушения прав и законных интересов более десяти потребителей по одному и тому же вопросу;

9) осуществляет международное сотрудничество в сфере защиты прав потребителей;

10) осуществляет формирование, реализацию, мониторинг реализации и оценку результатов государственного социального заказа по проведению исследований, информационно-просветительской работы, оказанию консультационной помощи населению по вопросам защиты прав потребителей и представительских услуг потребителям в восстановлении их нарушенных прав и законных интересов;

11) осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей;

Подпункт 12 в редакции Закона РК от 25.06.20 г. № 346-VI введен в действие с 1 января 2021 г.

12) разрабатывает и утверждает правила по формированию, ведению и использованию Единой информационной системы защиты прав потребителей;

14) обеспечивает деятельность Межведомственного совета по защите прав потребителей;

15) разрабатывает и утверждает перечень субъектов досудебного урегулирования потребительских споров;

16) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 6 изложена в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V ( см. стар. ред. )

Статья 6. Компетенция государственных органов

Государственные органы в пределах своей компетенции:

1) рассматривают обращения физических или юридических лиц в сфере защиты прав потребителей;

2) применяют меры ответственности к нарушителям законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей;

В подпункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 25.06.20 г. № 346-VI ( см. стар. ред. )

3) осуществляют государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей;

4) осуществляют информирование, консультирование и просвещение потребителей;

5) информируют потребителей о товарах (работах, услугах), представляющих риск для их здоровья и безопасности;

6) исключен в соответствии с Законом РК от 25.06.20 г. № 346-VI ( см. стар. ред. )

7) обращаются в суд по вопросам защиты прав неопределенного круга потребителей в случаях нарушения прав более десяти потребителей по одному и тому же вопросу;

8) ежегодно размещают в средствах массовой информации статистические данные по поступившим обращениям о нарушениях прав потребителей, результатам их рассмотрения и информацию о деятельности в сфере защиты прав потребителей;

9) анализируют законодательство Республики Казахстан на предмет необходимости его совершенствования по вопросам защиты прав потребителей и по итогам разрабатывают проекты нормативных правовых актов;

10) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 6-1. Исключена в соответствии с Законом РК от 24.05.18 г. № 156-VI ( см. стар. ред. )

Закон дополнен статьей 6-2 в соответствии с Законом РК от 25.06.20 г. № 346-VI

Статья 6-2. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей

1. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей осуществляется государственными органами и их должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный контроль в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

2. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей осуществляется уполномоченным органом или его территориальными подразделениями в форме внеплановой проверки в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля в соответствии с настоящим Законом.

3. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей проводится в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов потребителя, возмещения убытка (вреда), а также повышения социальной и имущественной ответственности субъектов контроля путем снижения на них административной нагрузки.

5. Субъектами государственного контроля являются продавцы (изготовители, исполнители).

6. В случае выявления нарушений законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей по результатам рассмотрения информации и отчетности, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, субъекту контроля направляется рекомендация об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, без возбуждения дела об административном правонарушении с обязательным разъяснением субъекту контроля порядка их устранения.

7. Рекомендация об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, должна быть вручена субъекту контроля лично под роспись или иным способом, подтверждающим факты ее отправки и получения. Рекомендация об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, направленная одним из нижеперечисленных способов, считается врученной в следующих случаях:

8. Рекомендация об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, должна быть исполнена в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем ее вручения (извещения).

9. Субъект контроля в случае несогласия с нарушениями, указанными в рекомендации об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, вправе направить в уполномоченный орган или его территориальные подразделения возражение в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения рекомендации об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля.

10. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится не чаще одного раза в полгода.

См: Совместный приказ Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 29 сентября 2020 года № 212-НҚ и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 сентября 2020 года № 71 «Об утверждении проверочного листа за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей»

Закон дополнен статьей 6-3 в соответствии с Законом РК от 25.06.20 г. № 346-VI (введено в действие с 1 января 2021 г.)

Статья 6-3. Единая информационная система защиты прав потребителей

1. Единая информационная система защиты прав потребителей является информационной системой, предназначенной для автоматизации процесса приема и рассмотрения обращений потребителей, их систематизации и учета на всех уровнях системы защиты прав потребителей.

2. Уполномоченным органом обеспечивается формирование и ведение Единой информационной системы защиты прав потребителей и ее мобильной версии.

См.: Приказ Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 12 марта 2021 года № 213-НҚ «О создании рабочей группы по планированию и реализации проекта государственно-частного партнерства по Единой информационной системе защиты прав потребителей»

3. Посредством Единой информационной системы защиты прав потребителей обеспечивается рассмотрение обращений потребителей на всех уровнях системы защиты прав потребителей:

1) продавцами (изготовителями, исполнителями) товаров (работ, услуг), инициаторами (организаторами) игр;

2) общественными объединениями потребителей, ассоциациями (союзами), юридическими консультантами, являющимися членами палаты юридических консультантов и оказывающими юридическую помощь, и иными лицами в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

3) субъектами досудебного урегулирования потребительских споров;

4) уполномоченным органом, государственными органами.

Государственные органы и субъекты досудебного урегулирования потребительских споров обеспечивают внесение в Единую информационную систему защиты прав потребителей всей информации о результатах рассмотренных обращений потребителей, а также причинах отказа в их рассмотрении.

Обращения потребителей рассматриваются продавцами (изготовителями, исполнителями) посредством Единой информационной системы защиты прав потребителей при их добровольной регистрации в ней.

4. К обращениям в сфере защиты прав потребителей, рассматриваемым через Единую информационную систему защиты прав потребителей, относятся:

1) обращения потребителей к продавцам (изготовителям, исполнителям) товаров (работ, услуг) с претензией об устранении нарушений их прав и законных интересов, а также возмещении причиненного этими нарушениями убытка (вреда) вследствие недостатков товара (работы, услуги);

2) обращения потребителей к инициаторам (организаторам) игр с претензией по качеству товаров (работ, услуг), переданных (выполненных, оказанных) в виде выигрыша;

3) обращения потребителей к субъектам досудебного урегулирования потребительских споров за защитой и восстановлением их нарушенных прав и законных интересов, возмещением причиненного убытка (вреда) вследствие недостатков товара (работы, услуги), компенсацией морального вреда;

4) обращения потребителей в уполномоченный орган и соответствующие государственные органы с целью принятия мер в пределах их компетенции в отношении продавцов (изготовителей, исполнителей), инициаторов (организаторов) игр, нарушивших их права и законные интересы в сфере защиты прав потребителей;

5) обращения потребителей в уполномоченный орган и соответствующие государственные органы с целью принятия мер в пределах их компетенции в отношении субъектов досудебного урегулирования потребительских споров и (или) представителей законных интересов потребителей ввиду осуществления ими неэффективной деятельности по рассмотрению потребительских споров и (или) защите их прав и законных интересов;

6) обращения общественных объединений потребителей, ассоциаций (союзов) в уполномоченный орган и соответствующие государственные органы, в том числе по результатам общественного контроля, с целью принятия мер в пределах их компетенции в отношении лиц, выпустивших и реализовавших товары (выполнивших работы и оказавших услуги), не соответствующие установленным требованиям по безопасности и качеству; с целью оценки качества товаров (работ, услуг) в случае поступления заявлений, жалоб потребителей; с целью содействия в рассмотрении факта нарушения прав и законных интересов потребителей.

Обращения в суд по вопросам защиты прав потребителей не подлежат направлению через Единую информационную систему защиты прав потребителей.

5. Единая информационная система защиты прав потребителей должна обеспечивать общедоступность информации, включая сведения о продавцах (изготовителях, исполнителях), в отношении которых поступили заявления и жалобы потребителей, с учетом требований законодательства Республики Казахстан о персональных данных и их защите.

Глава 3. Права потребителей и их защита

Статья 7. Права потребителей

1. Потребители имеют право на:

1) свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг);

Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 21.04.16 г. № 504-V ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 25.06.20 г. № 346-VI ( см. стар. ред. )

2) просвещение в сфере защиты прав потребителей и повышение правовой грамотности потребителя в вопросах защиты своих прав и законных интересов;

3) получение информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе);

4) приобретение безопасного товара (работы, услуги);

5) свободный выбор товара (работы, услуги);

6) надлежащее качество товара (работы, услуги);

7) обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества;

8) возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги);

Подпункт 9 изложен в редакции Закона РК от 25.06.20 г. № 346-VI ( см. стар. ред. )

9) получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), или договора, заключенного при приобретении товара (выполнении работы, оказании услуги);

10) предъявление претензии к инициатору (организатору) игр по качеству товара (работы, услуги), переданного (выполненного, оказанного) в виде выигрыша;

11) создание общественных объединений потребителей;

12) возмещение морального вреда;

13) защиту прав и законных интересов;

14) осуществление иных прав, предусмотренных настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

Статья 8. Право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг)

Потребитель имеет право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг).

Не допускается принуждение потребителя на заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг).

Закон дополнен статьей 8-1 в соответствии с Законом РК от 21.04.16 г. № 504-V

Статья 8-1. Условия, нарушающие права потребителей при заключении договора

1. Продавец (исполнитель, изготовитель) не должен включать в договор с потребителем условия, которые нарушают и (или) ущемляют права потребителя.

2. Условия, нарушающие и (или) ущемляющие права потребителей при заключении договора:

1) освобождение или необоснованное ограничение ответственности продавца (исполнителя, изготовителя) в случае причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя;

2) исключение или ограничение прав потребителя в случае полного или частичного невыполнения или ненадлежащего выполнения продавцом (исполнителем, изготовителем) договорных обязательств;

3) установление обязанностей потребителя по навязанным дополнительно продавцом (исполнителем, изготовителем) возмездным товарам (работам, услугам);

Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 24.05.18 г. № 156-VI ( см. стар. ред. )

4) установление требования по оплате потребителем несоразмерно большой суммы (свыше тридцати процентов стоимости товара, услуги, работы) в случае невыполнения им обязательств по договору, за исключением договоров на туристское обслуживание и договоров приобретения авиабилетов по невозвратным тарифам;

Пункт дополнен подпунктом 4-1 в соответствии с Законом РК от 25.06.20 г. № 346-VI

4-1) установление цены на товары (работы, услуги) при приеме платежей с использованием платежных карточек, превышающей цену их продажи при оплате наличными деньгами;

5) предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права в одностороннем порядке изменять и (или) расторгать договор без соблюдения норм Гражданского кодекса Республики Казахстан об основаниях и порядке изменения и расторжения договора;

6) предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права не возвращать уплаченную денежную сумму за непредоставленный товар (услуги, работы) в случае расторжения договора;

7) предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) возможности увеличивать цену без предоставления потребителю права расторгнуть договор;

8) предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права определять соответствие товара условиям договора или предоставление ему права толкования договора;

9) ограничение ответственности продавца (исполнителя, изготовителя) по обязательствам, принятым его представителями;

10) установление обязанности потребителя выполнить все обязательства в случае, если продавец (исполнитель, изготовитель) не выполнит своих обязательств;

11) предоставление продавцу (исполнителю, производителю) права передавать свои права и обязанности по договору третьему лицу без соблюдения норм Гражданского кодекса Республики Казахстан о перемене лиц в обязательстве;

В подпункт 12 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 25.06.20 г. № 346-VI ( см. стар. ред. )

12) иные условия, нарушающие и (или) ущемляющие права и законные интересы потребителей, определенные гражданским законодательством Республики Казахстан.

См.: Ответ Министра торговли и интеграции РК от 4 августа 2020 года на вопрос от 30 июля 2020 года № 632055 (dialog.egov.kz) «О праве потребителя на возврат не использованного подарочного сертификат»

3. Если в результате применения условий договора, нарушающих и (или) ущемляющих права потребителя, потребителю нанесены убытки, они должны возмещаться виновным лицом в полном объеме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *