возврат в бюджет неиспользованных субсидий
Возврат в бюджет неиспользованных субсидий
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Минфина России от 13 апреля 2020 г. N 68н “Об утверждении Общих требований к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов, и Порядка взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета” (документ не вступил в силу)
В соответствии с абзацами шестым и седьмым пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 52, ст. 7797) приказываю:
1. Утвердить Общие требования к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
2. Утвердить Порядок взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, предоставленных из федерального бюджета, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
3. Признать утратившими силу:
приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11 июня 2009 г. N 51н «Об общих требованиях к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и порядке взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июля 2009 г., регистрационный номер 14422);
приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2015 г. N 134н «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 11 июня 2009 г. N 51н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 сентября 2015 г., регистрационный номер 38939);
приказ Министерства финансов Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. N 193н «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 11 июня 2009 г. N 51н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 декабря 2015 г., регистрационный номер 40431);
приказ Министерства финансов Российской Федерации от 5 июля 2016 г. N 105н «О внесении изменений в пункт 2 Общих требований к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июня 2009 г. № 51н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 2016 г., регистрационный номер 43038);
пункт 1 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28 октября 2016 г. N 196н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11 июня 2009 г. N 51н и порядок доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2008 г. N 104н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 ноября 2016 г., регистрационный номер 44391).
4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.
И.о. Министра | Т.Г. Нестеренко |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 сентября 2020 г.
Приложение N 1
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 13.04.2020 г. N 68н
Общие требования
к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов
7) возврат соответствующим администраторам доходов по возврату осуществляется администраторами доходов от возврата в пределах отраженных на их лицевых счетах администратора доходов бюджета сумм соответствующих доходов от возврата неиспользованных остатков целевых средств на основании оформленных ими Распоряжений на возврат (с указанием информации, позволяющей определить целевые средства, по которым производится возврат неиспользованных остатков):
сумм остатков целевых средств, излишне полученных в соответствии с Порядком взыскания;
1 В соответствии с абзацем шестым пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823; 2019, N 52, ст. 7797).
2 В соответствии с абзацем первым пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 52, ст. 7797).
3 Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 апреля 2020 г. № 66н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 июня 2020 г., регистрационный номер 58647).
4 Приказ Федерального казначейства от 14 мая 2020 г. № 21н «О Порядке казначейского обслуживания» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 июля 2020 г., регистрационный номер 58914).
5 В соответствии с абзацем третьим пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 52, ст. 7797).
Приложение
к Общим требованиям к порядку взыскания
в доход бюджетов неиспользованных
остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме
субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих
целевое назначение, межбюджетных трансфертов
бюджетам государственных внебюджетных фондов, утвержденным
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 13.04.2020 г. № 68н
РЕШЕНИЕ N __________ | КОДЫ | |
---|---|---|
О ВЗЫСКАНИИ НЕИСПОЛЬЗОВАННЫХ ОСТАТКОВ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ В ФОРМЕ СУБСИДИЙ, СУБВЕНЦИЙ, ИНЫХ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ, ИМЕЮЩИХ ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ, МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ БЮДЖЕТАМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 ЯНВАРЯ 20_ г. | ||
Форма по ОКУД | 0501214 | |
от “___” __________ 20___ г. | Дата | |
Наименование финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) | по Сводному реестру | |
по КОФК | ||
Наименование территориального органа Федерального казначейства 1 | по ОКПО | |
БИК | ||
Номер единого казначейского счета 2 | ||
Номер казначейского счета 3 | ||
Наименование финансового органа публично-правового образования (органа управления государственным внебюджетным фондом), из бюджета которого взыскиваются неиспользованные остатки целевых средств | по Сводному реестру | |
Наименование бюджета, из которого взыскиваются неиспользованные остатки целевых средств | по ОКТМО | |
Наименование бюджета, в доход которого взыскиваются неиспользованные остатки целевых средств | по ОКТМО | |
Единица измерения: руб | по ОКЕИ | 383 |
Администратор доходов бюджета от возврата неиспользованных остатков целевых средств, из которого были предоставлены целевые средства | Код по бюджетной классификации Российской Федерации | Сумма неиспользованных остатков целевых средств, подлежащая взысканию в доход бюджета | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
наименование | ИНН | КПП | код главы по бюджетной классификации Российской Федерации | доходов бюджета 4 от возврата неиспользованных остатков целевых средств | целевой статьи расходов по предоставленным целевым средствам | доходов бюджета по возврату неиспользованных остатков целевых средств | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Итого: |
Руководитель (уполномоченное лицо) | ||
---|---|---|
(должность) | (подпись) | (расшифровка подписи) |
Ответственный исполнитель | ||
---|---|---|
(должность) | (фамилия, инициалы) | (телефон с указанием кода города, населенного пункта) |
“___” _____________ 20___ г.
1 Указывается территориальный орган Федерального казначейства, которому направляется решение.
2 Указывается номер единого казначейского счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, на который подлежат зачислению неиспользованные остатки целевых средств.
3 Указывается номер казначейского счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, на который подлежат зачислению неиспользованные остатки целевых средств.
4 Указывается код по бюджетной классификации Российской Федерации без указания кода администратора доходов бюджета.
Приложение N 2
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 13.04.2020 г. N 68н
Порядок
взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, предоставленных из федерального бюджета
2. Формирование и обмен документами (за исключением документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну) в соответствии с настоящим Порядком осуществляется в форме электронных документов с использованием усиленных квалифицированных электронных подписей уполномоченных лиц в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».
При формировании документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, используются классификаторы, реестры и справочники, ведение которых осуществляется в соответствии с Положением о государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 658 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4228; 2018, N 53, ст. 8638).
5. Решение формируется на основании проекта Решения, представленного в Министерство финансов Российской Федерации Федеральным казначейством не позднее 25 рабочих дней, следующих за днем истечения установленного законодательством срока, по форме согласно приложению к Общим требованиям, по каждому субъекту Российской Федерации (государственному внебюджетному фонду), не перечислившему неиспользованный остаток целевых средств в доход федерального бюджета в течение установленного законодательством срока.
7. Взыскание неиспользованных остатков целевых средств из бюджета, указанного в Решении, осуществляется территориальным органом Федерального казначейства с соответствующих администраторов доходов по возврату на казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений по месту нахождения администраторов доходов федерального бюджета от возврата неиспользованных остатков целевых средств в соответствии с Порядком учета поступлений с их отражением на открытых им лицевых счетах администратора доходов бюджета.
8. Суммы остатков целевых средств, излишне полученных в соответствии с настоящим Порядком, подлежат возврату соответствующим администраторам доходов по возврату администраторами доходов федерального бюджета от возврата в пределах отраженных на их лицевых счетах администратора доходов бюджета сумм соответствующих доходов от возврата неиспользованных остатков целевых средств на основании оформленных ими Распоряжений на возврат (с указанием информации, позволяющей определить целевые средства, по которым производится возврат неиспользованных остатков).
1 В соответствии с абзацем первым пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823; 2019, N 52, ст. 7797).
2 Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 апреля 2020 г. N 66н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 июня 2020 г., регистрационный номер 58647).
3 Приказ Федерального казначейства от 14 мая 2020 г. № 21н «О Порядке казначейского обслуживания» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 июля 2020 г., регистрационный номер 58914).
Обзор документа
Минфин определил новый порядок взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов. Процедуры совершаются с использованием ГИИС «Электронный бюджет». Обновлены правила утверждения порядка взыскания.
Ранее изданные приказы по этим вопросам утратили силу.
Возврат в бюджет неиспользованных субсидий
В письме приведен перечень типовых корреспонденций для отражения бюджетным (автономным) учреждением целевой субсидии текущего характера в соответствии с СГС «Доходы», утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н.
Получение субсидии
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ из бюджетов могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (далее – целевые субсидии). Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий из бюджетов устанавливаются в зависимости от уровня бюджета:
Такие субсидии предоставляются на различные цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания. Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий устанавливаются (абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ):
Основанием для предоставления субсидии служит соглашение между учредителем и бюджетным (автономным) учреждением. Этот документ определяет права, обязанности и ответственность сторон (в т.ч. объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года, порядок и сроки возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм).
Целевая субсидия может быть текущего или капитального характера. Если она в полном объеме предназначена для увеличения стоимости основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, то субсидия носит капитальный характер (п. 7 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее – Порядок № 209н). Если за счет субсидии предусмотрены расходы как капитального, так и некапитального характера, то субсидия носит текущий характер.
Доходы учреждения в виде целевой субсидии текущего характера отражаются по статье 150 аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 152 КОСГУ. Это установлено п. 12.1.3 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее – Порядок № 85н), п. 9.5.2 Порядка № 209н.
Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях ведется в соответствии с инструкцией, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н), в автономных учреждениях – по инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н). Операции с целевыми субсидиями текущего характера учитываются по коду финансового обеспечения 5.
Доходы от безвозмездных поступлений (включая субсидии и гранты), предоставленных на условиях при передаче актива, признаются в бухгалтерском учете в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов (п. 40 федерального стандарта «Доходы», утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н, далее – СГС «Доходы»). Целевые субсидии, как правило, предоставляются с условием. Основанием для начисления доходов будущих периодов служит соглашение (п. 93 инструкции № 174н, п. 96 Инструкции № 183н).
Исключение – целевая субсидия на возмещение затрат. В порядке возмещения затрат предоставляются целевые субсидии автономным учреждениям, которым открыты расчетные счета в банках (ч. 3, 3.7 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, далее – Закон № 174-ФЗ). Сначала учреждение тратит свои собственные средства для достижения целей, на которые будет предоставлена субсидия. Учредитель перечисляет субсидию после проверки представленных на возмещение расходов документов. Никаких дополнительных условий учреждению в будущем выполнять не надо. Поэтому на основании соглашения начисление субсидии на возмещение затрат можно сразу отразить по кредиту счета 5 401 10 152.
Признание доходов текущего года, корректировка показателей
Доходы будущих периодов признаются доходами текущего года по мере реализации условий предоставления субсидии в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива) (п. 40 СГС «Доходы», п. 158 Инструкции № 174н, п. 186 Инструкции № 183н).
Если отчет представляется в срок, который не позволяет отразить показатели доходов (расходов) текущего финансового года, незавершенных расчетов по субсидии в качестве событий после отчетной даты, результаты использования субсидий учитываются на основании извещения (ф. 0504805). Его составляет учреждение – получатель субсидии (не менее двух экземпляров) и направляет учредителю в сроки, обеспечивающие сопоставимость показателей в бухгалтерской отчетности учреждения и бюджетной отчетности учредителя, допускается представлять извещения (ф. 0504805) в виде скан-копий по электронной почте. Сведения в копии должны соответствовать оригиналу документа.
Шаблон извещения (ф. 0504805), порядок отражения расчетов по субсидиям с заполненными примерами извещения (ф. 0504805) размещены на сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора», подразделе «Методический кабинет».
Если учредитель решил формировать расчеты по субсидиям по итогам отчетного года на основании извещения (ф. 0504805), бухгалтерская служба учредителя подтверждает отражение в бюджетном учете соответствующих корреспонденций и направляет второй экземпляр извещения (ф. 0504805) (его скан-копию) учреждению.
Формирование извещения (ф. 0504805) не отменяет обязанность представления отчета о достижении целевых показателей, в т.ч. после представления годовой отчетности. В результате рассмотрения отчета о достижении целевых показателей показатели, сформированные ранее на основании извещения (ф. 0504805), могут корректироваться. Учредитель направляет учреждению извещение (ф. 0504805) с корректирующими бухгалтерскими записями. Такие записи не считаются исправлением ошибки и отражаются в том году, в котором принято решение о корректировке расчетов по субсидии.
Возврат субсидии
Остаток целевой субсидии, который не был использован в текущем финансовом году, бюджетные и автономные учреждения должны перечислить в бюджет (ч. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, ч. 3.17 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). По решению учредителя этот остаток средств учреждение может использовать в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении средств на те же цели.
После представления отчетности учреждению может быть предъявлено требование о возврате субсидии (вследствие рассмотрения отчета о выполнении условий предоставления субсидии, выявления нецелевого использования субсидии, невыполнения условий предоставления субсидии). Бухгалтерские записи по начислению требования возврата субсидии не являются исправлением ошибки и отражаются в финансовом году их предъявления в качестве новых расчетов.
Возврат целевой субсидии прошлых лет в бюджет отражается по статье 610 аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов в увязке со статьей 610 КОСГУ (п. 62.5.1 Порядка № 85н, п. 14.1 Порядок № 209н).
Типовые корреспонденции по учету целевых субсидий текущего характера
КДБ 5 507 30 152
200, 206
Структура номера счета для отражения операций в бухгалтерском учете определена п. 21.2 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), п. 2.1 Инструкции № 174н, п. 3 Инструкции № 183н.
Номера счетов 205 52, 401 10, 401 40, 504 00, 507 00, 508 00 формируются так:
Номер счета 303 05 формируется так:
По счетам аналитического учета счета 201 00 «Денежные средства учреждения» в разрядах 1 – 17 номера счета ставятся нули.
Типовые корреспонденции по принятию обязательств за счет целевой субсидии текущего характера
КРБ 5 506 10 3XX
КРБ 5 506 30 XXX
196, 203
КРБ 5 401 20 ХХХ
КРБ 5 303 XX 731
КРБ 5 302 XX 83X,
КРБ 5 303 XX 831
В целях формирования сведений о денежных обязательствах для представления в ГИИС «Электронный бюджет», СУФД, другие внешние системы денежное обязательство, принятое на сумму аванса, сторнируется после исполнения поставщиком (исполнителем) условий договора. При этом в момент поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг денежное обязательство принимается на всю сумму согласно выставленным документам.
Подробно об отражении в программе операций по принятию денежных обязательств см. здесь.
* Согласно п. 200 Инструкции № 183н сумма уменьшений сметных назначений по доходам отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 507 00 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 504 00 способом «красное сторно».
** Соответствующие изменения планируется внести в пп. 97, 186 Инструкции № 183н.
*** Бухгалтерские записи следует согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции № 174н, п. 5 Инструкции № 183н.
**** Соответствующие изменения планируется внести в п. 133 Инструкции № 174н, п. 161 Инструкции № 183н. Проекты приказов размещены на сайте Минфина России во вкладке «Документы», подразделе «Проекты», а также на федеральном портале проектов нормативных правовых актов: https://regulation.gov.ru/.