врач и пациент типы и формы взаимоотношений
Врач и пациент: типы и формы взаимоотношений
Социальные роли врача и пациента. Патернализм, коллегиальность, техницизм и договорной вариант в отношениях врач-пациент. Этические нормы в педиатрии. Биологический и биографический диалог терапевта. Причины возникновения ятрогенных заболеваний.
Рубрика | Медицина |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 26.02.2015 |
Размер файла | 20,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ВРАЧ И ПАЦИЕНТ: ТИПЫ И ФОРМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Дело в том, что подобного рода повседневные, рядовые, массовые события с социологической точки зрения составляют то, что можно было бы назвать тканью общественной жизни. В сложившейся, устойчивой социальной системе протекание таких событий обычно строится в соответствии с определенными нормами, за выполнением которых никто специально не следит, но которым люди тем не менее следуют достаточно строго. В своей совокупности эти нормы, которых придерживается каждая из сторон в ходе регулярных взаимодействий с другой стороной, очерчивают то, что принято называть социальной ролью. Поэтому можно говорить о социальной роли врача и социальной роли пациента. Наличие этих норм и ролей организует действия сторон: каждая из них, вступая в контакт, более или менее отчетливо представляет себе, чего следует ожидать от другой стороны и, напротив, чего ожидает от нее другая сторона. Такая определенность взаимных ожиданий не только упорядочивает, но и существенно облегчает социальное взаимодействие.
В устойчивой социальной системе, отметим еще раз, эти нормы и роли всякий раз реализуются без каких-то существенных усилий каждой из сторон. Это, однако, не значит, что во все времена и у всех народов они остаются одними и теми же. Социальная роль врача, а вследствие этого и социальная роль пациента в разных культурах и обществах может пониматься существенно по-разному. В этой связи имеет смысл говорить о различных моделях врачевания.
Традиционно выделяют пять вариантов отношения врач-пациент: патернализм, коллегиальность, техницизм, контрактность и договорной вариант.
Техницизм, которым страдают многие современные врачи, своеобразно проявляются в отношениях с пациентами. Врач предпочитает иметь дело с десятком анализов, данными инструментальных обследований, а не с больным непосредственно. Поставив диагноз, он начинает лечить болезнь, четко следуя известной технологии. Такие «мелочи», как личность страждущего, его переживания, уход за ним, доктора интересуют мало.
Договор предоставляет возможность частично исправить бесчеловечность контрактного варианта отношений. Договорные отношения считаются более основательными и длительными, могут включать широкие моральные обязательства и действовать независимо от контракта. Врач, например, не может отказать больному в помощи при экстренных обстоятельствах.
Учитывая огромное многообразие ситуаций, в которых взаимодействуют врач и пациент, можно предположить, что все выделенные варианты отношений и их сочетание встречается в реальной практике. Предпочтительными, близкими к идеалу являются коллегиальный и договорной варианты отношений.
Совершенно особым образом складываются отношения врача и пациента в педиатрии. Здесь необходимым посредствующим звеном выступают отношения с родителями пациента. Они должны носить особо доверительный характер, чтобы с помощью родителей снять у ребенка страх и ощущение угрозы, возникающее от столкновения с новым, неведомым, непривычным миром лечебного учреждения.
Врач-педиатр должен очень внимательно относиться к назначению диагностических манипуляций и лечебных процедур, максимально возможно избегая болезненных, неприятных, пугающих. Если же они совершенно необходимы, тщательно готовить ребенка психологически к их восприятию.
Любое заболевание человека может быть описано как минимум двумя относительно независимыми способами:
Практически не бывает такого заболевания и такого состояния пациента, которые лечились бы одним-единственным способом. Обычно имеется несколько вариантов. Врач обладает познаниями о предпочтительности того или иного варианта с медицинской точки зрения. Но оптимальное с биологической точки зрения врача не всегда оптимально с биографической точки зрения пациента.
Ятрогенные заболевания определены как «болезни, вызванные таким поведением врача или других медицинских работников, которое оказало неблагоприятное воздействие на психику больного, в результате чего у больного возник ряд новых болезненных ощущений, складывающихся в самостоятельную картину заболевания». Имеется большая группа заболеваний или осложнений, возникших «в результате действия врача», но не по его вине, а вследствие индивидуальной непереносимости или побочного действия правильно применяемых лекарственных средств, диагностических исследований и профилактических мероприятий. Тем не менее, все они относятся к ятрогениям.
Кроме того, о ятрогении можно говорить не только в тех случаях, в которых вследствие лечения или исследования возникло новое заболевание, но и в таких, в которых вследствие неадекватных действий врача или ухудшается течение основного заболевания, или приводит к летальному исходу. Заметный рост числа ятрогенных заболеваний и смертей в последние годы частично обусловлен введением в широкую практику многих новых лекарственных средств, диагностических и лечебных манипуляций.
Можно выделить следующие причины, вызывающие ятрогению:
Низкая общая культура поведения врача и других медицинских работников.
Недостаточное чувство ответственности и профессионального долга.
Переоценка значения инструментально-лабораторных исследований вместо истинно врачебного ознакомления с больным.
Слабая профессиональная подготовка.
Неоправданная самоуверенность, нежелание признавать свои ошибки.
Невнимание к организации обслуживания больных, пренебрежение контролем за медсестрами.
Несвоевременное обследование больных.
Неоправданное проведение активно-диагностических и лечебных процедур.
Нарушение правил асептики и противоэпидемического режима.
Пассивность, уклонение от необходимых активных действий.
Дефекты общения медицинских работников с больными приводят не только к ятрогенным заболеваниям, но и к диагностическим и тактическим ошибкам. врач пациент отношение ятрогенное
Внешний вид медицинского работника должен внушать пациенту уважение, доверие, вызывать положительные эмоции. Подчеркнуто опрятная профессиональная одежда, никаких излишеств в косметике, спокойное, доброжелательное выражение лица, уверенные, неторопливые движения, никогда никакой суетливости, спешки.
Слово врача может и должно оказывать реальное лечебное воздействие. Хирург Н.И. Пирогов учил: «Вести себя у постели больного так, чтобы не подрывать надежды, а вселять веру в скорое выздоровление».
Врач на какое-то время становится активатором воли пациента к выздоровлению, а иногда и частью его воли. В общении врача и пациента важным посредником является медицинская сестра, которая должна способствовать формированию этих отношений в оптимальном направлении. К сожалению, нередки случаи, когда плохо воспитанная и плохо обученная медицинская сестра сводит на нет психотерапевтическую работу врача.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Модусы как составные части системы взаимоотношений «врач-пациент», виды: информационный, цивилизационный, финансовый. Знакомство с основными традициями отечественной медицины. Анализ недостатков информированного согласия. Сущность понятия «патернализм».
презентация [4,3 M], добавлен 04.04.2013
Актуальность психологических и этических аспектов во взаимоотношении врача и пациента. Современные патерналистские и антипатерналистские модели. Принцип целостного подхода к пациенту. Модели информированного согласия: событийная и процессуальная.
курсовая работа [25,5 K], добавлен 12.12.2013
Причины создания позитивного настроя при работе врача с пациентом. Мотивирование пациента на активное участие в лечении. Задача врача при взаимодействии c пациентом, находящимся на стадии осознания проблемы. Особенности работы врача-стоматолога.
презентация [665,8 K], добавлен 23.06.2014
Взаимодействие пациента и системы здравоохранения. Соблюдение пациентом рекомендаций врача: прием препаратов, диета, изменение образа жизни. Причины и предикторы отсутствия приверженности к лекарственной терапии. Врачебная этика и фармацевтический бизнес.
презентация [2,2 M], добавлен 31.03.2015
Рассмотрение проблемы приверженности пациента к лечению. Определение приверженности к терапии. Анализ статистических данных. Характеристика взаимодействия пациента и системы здравоохранения. Основные причины неправильного приема препарата пациентом.
презентация [1,1 M], добавлен 17.02.2015
Общение с пациентом в медицинской сфере. Значение способности практикующих врачей эффективно общаться с пациентами для качества врачебной помощи. Коммуникативная сторона профессионального общения врача с пациентом. Влияние врача на самосознание больного.
реферат [35,0 K], добавлен 19.05.2009
Взаимоотношения между врачом и пациентом как одна из важных проблем медицины. Обратная связь в контексте общения. Языковой, фонетический, стилистический барьер. Умение медработника понять больного человека как одна из основ лечебной деятельности.
презентация [510,4 K], добавлен 25.10.2013
4.3. Типы и формы взаимодействия врача и пациента
В современных отношениях врач-пациент выделяют четыре основные модели:
1.Модель технического типа. Одно из следствий биологической революции – возникновение врача-ученого. Нередко врач ведет себя как ученый-прикладник. Научная традиция заключается в том, что ученый должен быть «беспристрастным». Он должен опираться на факты, избегая всех ценностных суждений. Лишь после создания атомной бомбы и медицинских исследований нацистов мы осознали всю глупость и опасность такой позиции. Ученый не может быть свободным от ценностей. Врач в процессе принятия решения не может избежать суждений морального и иного ценностного характера. Такой образ действий был бы оскорбительным для него самого с моральной точки зрения. Он превратился бы в техника, в водопроводчика, который соединяет трубы и промывает засорившиеся системы, не мучаясь никакими вопросами.
2.Модель сакрального типа. Моральное отвращение от модели, в которой врач превращается в водопроводчика, полностью лишенного собственных моральных установок, приводит к тому, что впадают в другую крайность, превращая врача в нового священника. Социолог медицины Роберт Н. Вилсон характеризует эту модель взаимоотношения «врач-пациент» как сакральную. Основной моральный принцип, который выражает традицию сакрального типа, гласит: «Оказывая пациенту помощь, не нанеси ему вреда». Этот принцип созвучен с патриархатом, где слово «отец» служило метафорой для Бога и для священника. И в классической литературе по медицинской социологии в отношениях между врачом и пациентом всегда употребляются образы родителя и ребенка. Такой патернализм в сфере ценностей лишает пациента возможности принимать решения, перекладывая ее на врача. Тем самым он сводит до минимума моральные основания, необходимые для сбалансированной этической системы.
3. Модель коллегиального типа. Пытаясь более адекватно определить отношение «врач-пациент», сохранив фундаментальные ценности и обязанности, некоторые этики говорят о том, что врач и пациент должны видеть друг в друге коллег, стремящихся к общей цели к ликвидации болезни и защите здоровья пациента. Врач – это «друг» больного. Именно в этой модели доверие играет решающую роль. Какие-то признаки сообщества, движимого реальными общими интересами, возникли в радикальном движении в защиту здоровья в бесплатных клиниках, но этнические, классовые, экономические и ценностные различия между людьми превращают принцип общих интересов, не обходимых для модели коллегиального типа в красивую мечту.
4.Модель контрактного типа. Модель социальных отношений, которая соответствует реальным условиям, это модель, основанная на контракте или соглашении. В понятие контракта не следует вкладывать юридического смысла. Его следует трактовать скорее символически, как традиционный религиозный или брачный обет. Основные принципы свободы, личного достоинства, честности, исполнение обещаний и справедливости необходимы для модели контрактного типа. Лишь в ней может существовать подлинное разделение морального авторитета и ответственности. Она позволяет избежать отказа от морали со стороны врача, что характерно для модели технического типа, и отказа от морали со стороны пациента, что характерно для модели сакрального типа. Она позволяет избежать ложного и неконтролируемого равенства в модели коллегиального типа. В отношениях, основанных на контракте, врач осознает, что в случаях значимого выбора за пациентом должна сохраняться свобода управлять своей жизнью и судьбой. Если же врач не сможет жить в согласии со своей совестью, вступив в такие отношения, что контракт или расторгается, или не заключается.
Чтобы отношения между врачом и пациентом были действительно равноправными необходимо не только уважать автономию личности партнера по взаимодействию, но и способствовать сохранению этой автономии соблюдая важнейшие правила биоэтики – правдивости и конфиденциальности.
Модели общения врача и пациента
В частной медицине пациент, если ему не понравился врач, просто переходит в другую частную клинику. Как построить коммуникацию между врачом и пациентом, чтобы разочарований было меньше?
Существует несколько традиционных моделей поведения врачей, каждая из которых подразумевает разную стратегию поведения врача по отношению к пациенту. Чтобы сделать общение врача с пациентом более комфортным, лечение более эффективным и избежать негативных отзывов, полезно понимать специфику этих моделей:
Прочитайте интервьюДмитрия Андреевича Красножона, одного из лидеров нашего рейтинга хирургов-онкологов о том, как правильно общаться с пациентами.
Инженерная модель
При инженерной модели врач воспринимает пациента безлично, как сломавшийся механизм, нуждающийся в ремонте. Часто такой подход выбирают хирурги, у которых недостаточно времени для личного общения с больным. Инженерная модель не допускает обсуждения процесса лечения.
Плюсы: скорость приёма, и, по мнению некоторых медиков, при такой модели вероятность врачебной ошибки ниже.
Минусы: такой подход малоприменим к частной медицине. Многим пациентам важна вовлеченность врача в процесс лечения, многие привыкли обсуждать с врачом свое состояние и получать живую обратную связь.
Такой пациент, столкнувшись с инженерным подходом, чувствует безразличие и отношение “на потоке”. Вполне вероятно, что пациент не станет принимать назначенную терапию, решив, что врач назначает всем общие стандартные схемы.
Конечно, инженерный подход вовсе не означает безразличие или пренебрежение к пациенту, она лишь свидетельствует об определенном подходе врача к выполнению своих обязанностей — только не все пациенты могут это правильно считать.
Патерналистская модель
Патерналистская модель подразумевает стиль общения, сходный с отношениями родителя и ребенка. Врач относится к пациенту с заботой и вниманием, но вместе с тем, может проявлять настойчивость и в определенном смысле диктовать своему подопечному правила лечения.
На сегодняшний день такая модель является очень распространенной, особенно в государственной медицине. Она может не устроить пациентов, имеющих свои взгляды на лечение, а также тех, кто не любит подчиняться указаниям специалиста без подробных разъяснений.
Плюсы: более легкая коммуникация с точки зрения врача.
Минусы: Врачам может мешать инициатива пациентов, если они не умеют с ней работать и строить диалог так, чтобы не обесценить мнение пациента. Знание пациента мешает, тем более что чаще всего это знание не совпадает с их точкой зрения. Обычно, когда пациент рассказывает: «Я вот прочитал то-то», — врач думает: «Лечитесь сами, если читали».
Коллегиальная модель
При коллегиальной модели между врачом и пациентом преобладает принцип равноправия. Доктор обязуется предоставить максимально полную, правдивую информацию о вашем состоянии и всех возможных методах диагностики и лечения, а вы участвуете в обсуждении этой информации и высказываете свои идеи по поводу оптимизации лечебного процесса.
Плюсы: С образованным пациентом гораздо легче работать, он твой партнер, он берет на себя часть ответственности — это уже коллегиальная модель общения.
Минусы: много противоречивой медицинской информации в интернете — часто пациенты не знают, где можно прочитать достоверный материал о заболевании.
Возникновение коллегиальной модели связано, в первую очередь с интернетом — пациенты получили простой и быстрый доступ к информации о болезнях, симптомах и лечении через поиск.
Зачастую люди не говорят, что предварительно прочитали статьи в интернете, и если слышат от врача что-то другое, не знают, где правда, но в принципе начинают гораздо критичнее относиться к медикам.
Не всегда врачи умеют завоевать доверие. Врачи, которые начинали практику ещё в доперестроечные времена, уверены, что доверие вызывают дипломы на стене, звание кандидата или доктора наук, обилие сложных медицинских терминов в речи. Но в реальности дипломы не влияют на доверие, а неспособность врача простыми словами объяснить, что происходит, доверие даже уменьшает.
Доверие вызывает диалог, выслушивание пациента, объяснение тех или иных симптомов, снятие тревоги за здоровье, в случаях, где это необходимо. Позвольте пациенту озвучить свои опасения, чтобы тот почувствовал, что вы заинтересованы тоже. Сейчас врач в значительной степени становится консультантом, который предлагает решения пациенту.
Контрактная модель
В настоящее время все большую распространенность приобретает контрактная модель, подразумевающая отношения клиента и исполнителя. В соответствии с этим подходом, врач, как поставщик услуг, старается максимально удовлетворить запросы клиента, чтобы тот в будущем снова обратился в данное лечебное учреждение.
А пациент придирчиво оценивает качество работы доктора, исходя из своего понимания целесообразности тех или иных назначений. Несмотря на господствующее положение позиции больного, многим людям не нравится чрезмерная услужливость со стороны врача, и они избегают контрактной модели общения.
Врач и пациент типы и формы взаимоотношений
В настоящее время взаимоотношения врача и пациента являются важной составляющей частью лечения. Однако на протяжении долгого времени врачи не придавали должного значения продуктивному общению с больным. Следует отметить, что в оказании медицинской помощи оно имеет принципиальное значение. Отсюда возникает необходимость установления психологического контакта, который отражают различные модели врачевания.
Проблема тех или иных интерперсональных взаимоотношений, действительно, актуальна, так как положительный результат проводимого лечения определяется не только объемом и уровнем мануальных навыков специалиста, но и эффективностью взаимодействия между врачом и пациентом [2, 3, 6, 20, 22, 24].
Социальная роль как врача, так и пациента в разных культурах неодинакова. Следовательно, существуют различные модели отношений.
Цель: рассмотреть изменение модели отношений врач-пациент в разные периоды истории человечества.
Обзор литературы. Отношения между доктором и пациентом в исторически сложившихся условиях зависят от социального уклада, ценностных приоритетов, а также от типа взаимодействия, изменявшегося на протяжении веков [10].
Американский философ Р. Витч выделил четыре базовые модели: инженерную, патерналистскую, коллегиальную и контрактную [12, 21, 23, 25].
В рамках инженерной модели задачей врача является исправление нарушений в организме больного. Собственное мнение больного по поводу его здоровья не учитывается врачом [10, 12]. Поскольку для нее также характерен технократический подход к пациенту, нарушающий достоинство и права личности, то в настоящее время данная модель является неприемлемой для применения во врачебной практике.
Второй тип взаимодействия, в котором заметен существенный прогресс в нравственном отношении – патерналистский. Его главными моральными характеристиками можно назвать любовь, милосердие, справедливость. Врач стремится помочь больному, избегая нанесения вреда [10, 12, 26, 28, 30].
Для коллегиальной модели свойственно равноправие во взаимоотношениях врача и пациента. Для этого больному необходимо получить информацию от врача. Вследствие этого пациент активно принимает участие в планировании лечения. Однако совпадение интересов очень редко достижимо [10, 12, 25, 27, 29].
Контрактная модель, выделенная Р. Витчем, в наибольшей степени защищает моральные ценности автономной личности. Она предусматривает, что равенство между больным и врачом невозможно. При этом пациент добровольно заключает договор с врачом на приемлемых для него условиях [10, 12, 26, 28, 29].
Рассмотрим следующие периоды развития отношений врач-пациент:
1. Древний Египет (около 4000– 1000 лет до н. э);
2. Древняя Греция (около 600–100 лет до н. э);
3. Средние века (около 1200–1600 гг. н. э);
4. Эпоха Просвещения (конец XVII – начало XIX века);
5. Отношения врач-пациент в XIX–XX веках;
Врачевание и сам врач в Древнем Египте занимали особое место. По предположению Л. Эдельштейна отношения врач-пациент произошли от отношений священника и прихожанина [11, 16]. Человек стремился овладеть природой, избежать болезней и смерти при помощи магии и поклонения богам, ему на помощь приходили целители, которые были священниками и магами. Лечение было в основном сосредоточено на видимых нарушениях, психические расстройства вызывали трудности врачевания. Таким образом, можно с большой долей вероятности предположить, что в Древнем Египте был патерналистский тип отношений: целитель играл роль «отца», обладающего определенными медицинскими знаниями, а пациент – роль ребенка, единственная задача которого – выполнять указания «старшего» [4, 10, 18, 31, 33, 35].
Под влиянием передовых философских идей ведущие врачи Древней Греции рассматривали следующие вопросы: материальные причины заболеваний, их связь с внешней средой, болезнь как изменяющийся процесс, за которым необходим контроль. Новые подходы к болезни и ее лечению способствовали расширению и углублению медицинских знаний [9]. В древнегреческом обществе отказались от магических и религиозных подходов к медицине, так же был сделан шаг в развитии демократических отношений между врачом и пациентом, главной идеей которых было сотрудничество, что свидетельствует о зарождении коллегиальной модели. В меньшей мере сохранялся патерналистский тип, явно выраженный в Клятве Гиппократа, которая являлась Сводом морально-этических норм [10,18]. Она обеспечила более высокую степень гуманизма, поставив интересы пациента выше собственных интересов врача [1,30].
В Средневековье достигло расцвета христианство, образ врача строился на основе принципа теоцентризма, где исцеление человеческого тела уступало исцелению души. [5,13]. Возрождение религиозных идей после распада Римской империи, а так же появление инквизиции ухудшили отношения между врачом и пациентом. Врач наделялся сверхъестественными способностями и поэтому занимал достаточно высокое положение в обществе. Отношения с пациентом складывались на основе модели активность-пассивность, то есть и для Средневековья был характерен патернализм [18,32,34,35].
В период антифеодальных движений и революций происходит переосмысление задачи медицины в обществе, целью которой становится как индивидуальное, так и общественное здоровье, в это же время врачебная этика оформляется как система развернутых конкретных моральных обязанностей врача, регулирующих его профессиональную деятельность [14].
События, которые привели к Великой французской революции, положили конец эпохи, в которой обездоленных людей и тех, у кого имелись психические расстройства, изолировали от общества. При этом отношения между врачом и пациентом начали складываться в направлении коллегиальной модели [18].
В конце 19 века с развитием психоанализа и психосоциальных теорий Й. Брейера и З. Фрейда большое внимание стало уделяться пациенту как личности [15]. Позднее Т. Парсонс отмечал неравноправие в отношениях врача и пациента, который, в основном, подчинялся указаниям специалиста [19,20]. Э. Фрейдсон также указывал на проблему профессионального преобладания врачей [17].
Это привело к развитию коллегиальной модели взаимоотношений. Задачей врача было дать пациенту достаточный объем информации о его состоянии здоровья, варианте лечения, прогнозе течения заболевания и о возможных осложнениях. Больной стал полноценным участником планирования собственного лечения, будучи осведомленным, он смог реализовать право личности на свободу выбора [10, 18].
В результате происходит зарождение пациент-ориентированной медицины. Теперь больной не просто объект, а человек, нуждающийся в помощи, поддержке и просвещении.
В конечном итоге, появляются новые модели взаимоотношений: информационная – где пациент полностью независим от врача, и свободно принимает решения, интерпретационная, при которой врач вынужден убеждать пациента, и совещательная – основанная на вере и взаимопонимании [8].
По данным опроса, проведенного Михальченко Д.В. и др., вопросы лечения с пациентами обсуждают лишь 18 % врачей, а 36 % оговаривают только основные моменты. В то же время большинство из опрошенных желали бы работать с пациентами, которые полностью доверяли врачу [8].
В настоящее время продолжается активный поиск приемлемой модели отечественной системы здравоохранения, выбор которой был бы более рационален на сегодняшний день. Происходит процесс превращения медицинской помощи в направлении предоставления платных медицинских услуг, в том числе стоматологических [6,7]. В итоге врач становится производителем, а пациент – потребителем. Развивается контрактная модель отношений, в рамках которой их взаимодействие происходит таким образом, что каждая из сторон имеет прописанные обязательства, но также достигает определенной выгоды [10,11].
Результаты и обсуждение. Проанализировав литературные источники по данной теме, мы пришли к выводу о том, что наиболее важным аспектом, влияющим на эффективность и продуктивность лечения, является совместная работа врача и пациента, вступающих в межличностные отношения.
Было отмечено, что до недавнего времени в диаде врач-пациент преимущественно господствовал патернализм. Это являлось существенным фактором предоставления медицинской помощи низкого качества, так как больной, не обладая достаточным уровнем знаний, не участвовал в полной мере в планировании лечения.
Как выяснилось в ходе обзорного исследования, патерналистский тип отношений остается нормой для большого количества врачей и пациентов и в настоящее время.
Но с ростом грамотности больных и развитием гуманистических идей потребовалось учитывать и мнение пациента. В результате получили развитие отношения, основанные на сотрудничестве и партнерстве. Это привело к договоренности врача и пациента действовать совместными усилиями для борьбы с болезнью, что в итоге положительно повлияло на уровень удовлетворенности от оказываемого лечения.
Безусловно, данные модели взаимоотношений являются идеальными конструкциями. Выбор того или иного типа взаимодействия зависит от личности врача, а также пациента, особенностей заболевания больного, а также от характера медицинской помощи.
Вывод
Таким образом, изучив достаточно большое количество научной литературы и рассмотрев эволюцию отношений врач-пациент, мы пришли к выводу, что несмотря на изменения в интерперсональном взаимодействии и развитие новых моделей врачевания, наблюдается сохранение всех подходов к лечению, существовавших ранее.