все формы зенита за всю историю
Форма
Форма, в которой «Зенит» выступает в сезоне-2019/20, была представлена сине-бело-голубыми на «Газпром Арене».
Палитра домашнего комплекта формы сине-бело-голубых вдохновлена морской стихией Петербурга и покрыта динамичным орнаментом, который также угадывается в графике клубного самолета «Зенита».
Гостевая форма отражает мастерство, гордость и благородство игроков петербуржцев, а строгость и лаконичность белоснежного комплекта усиливают фокус на деталях, выполненных в традиционных цветах: яркие акценты сочетаются с линиями на спине, манжетами, воротником и гетрами.
Приобрести официальную форму «Зенита» можно в любом из петербургских магазинов клуба и на shop.fc-zenit.ru.
«Сталинец», предшественник «Зенита», использовал в своей форме голубой, зеленый и белый цвета, но официальных цветов не имел из-за существовавших в Советском Союзе проблем с поставками экипировки для профессиональных спортсменов. Игроки выходили на поле не только в синей, белой или голубой форме, но и в экипировке красного цвета.
В 1940 году появился первый логотип команды, от которого и взяла свое начало знаменитая стрелка. Собственно, слово «Зенит» было вписано в волнистую стрелку с поднятым или опущенным острием, исходящую из окончаний верхнего и нижнего скруглений буквы «З».
Номера на футболках появились в СССР в 1946 году.
ДСО «Зенит» определило два цвета команды в 70-е годы, выпустив флаги общества, на которых на голубом фоне в белый треугольник была вписана синим цветом фирменная зенитовская стрелка.
В 1978 году стрелка приобрела более современный вид. Слово «Зенит» (синего и белого цвета) вписано в стрелку с прямыми лучами, при этом буква «З» соответствует расширению, а буква «т» — острию стрелки. Именно такая стрелка считается в среде фанатов и болельщиков классической и часто используется в производстве атрибутики.
До конца 70-х годов понятие клубной верности цветам было условным: советская промышленность не занималась футбольным дизайном, а шить на заказ было очень дорого. Поэтому играли в том, что удалось достать администраторам.
Именно фанаты «Зенита» сделали атрибутику трехцветной, выделив синий, белый и голубой лазурного оттенка. Это было сделано для того, чтобы отличать «Зенит» от многочисленных бело-голубых команд СССР. В итоге «Зенит» стал первой трехцветной командой в Союзе.
После переименования Ленинграда в Санкт-Петербург произошли и соответствующие изменения в логотипе команды. Однако на поле сине-бело-голубые вновь начали выходить в форме со стрелкой без дополнительных украшений — исторический период команды требовал работать не над эмблемой клуба, а над игрой.
Первым титульным спонсором клуба стала строительная компания «XX трест» — ее логотип появился на футболках в 1993 году. С 1995 года спонсором стала пивоваренная компания «Балтика», а с 1997 года на футболках «Зенита» — логотипы группы компаний «Газпром».
Вернувшись в высшую лигу чемпионата России в 1996 году, «Зенит» привел в порядок и всю клубную атрибутику: игроки начали выходить на поле в футболках с официальной клубной эмблемой — стрелкой, мячом и корабликом Адмиралтейства, вписанными в круг, образованный надписью: «Санкт-Петербург Футбольный Клуб».
В 2001 году «Зенит» стал первой командой в России, у которой на форму были нанесены фамилии игроков.
«Электрик» — еще один фирменный зенитовский цвет — в котором «Зенит» провел, в частности, серебряный сезон-2003, болельщикам очень нравился, но в магазинах такую футболку было найти очень сложно.
Первые золотые футболки были выпущены ограниченным тиражом к финалу Кубка УЕФА розыгрыша в Манчестере. Позднее команда надевала их после победы в Суперкубке УЕФА в Монако, а также после следующих успешных сезонов в чемпионате.
Специальный цвет формулы Pantone Hexachrome Cyan C использовался в 2010-м. В создании этих футболок активное участие приняли болельщики — Nike консультировался у Координационного совета по поводу всех элементов и цветов экипировки.
Перед началом сезона-2013/14 клуб представил форму с обновленным логотипом — вернувшейся на футболки стрелкой. В 2015-м произошло еще одно историческое изменение — завоевав пятое чемпионство, «Зенит» впервые нанес на эмблему золотую звезду.
Все формы «Зенита» в истории
Футбольный клуб «Зенит» и старейший универмаг Петербурга ДЛТ открыли ретроспективную выставку «FORMALISM. История формы», посвященную спортивной экипировке команды.
Экспозиция расположилась в атриуме на 6-м этаже ДЛТ на Большой Конюшенной улице. Стены павильона оформлены изображениями легендарных футболистов «Зенита», а 15 манекенов демонстрируют 15 уникальных комплектов игровой формы ленинградцев-петербуржцев, в которых команда выступала на протяжении 90 лет своей истории, — черный, лазурный, красный, голубой и другие.
Каждый экспонат оборудован аудиогидом, голосом которого выступил Михаил Боярский.
При подготовке выставки клуб и ДЛТ провели исследование архивных материалов, фотографий и кинохроники для того, чтобы восстановить историю формы «Зенита». Среди экспонатов есть как экземпляры не дошедших до наших дней комплектов, так и оригинальные футболки и бутсы легендарных игроков. По окончании выставки все они будут переданы в музей «Зенита».
На церемонию открытия, ведущим которой стал Георгий Черданцев, пришли тренеры во главе с Виллаш-Боашем и игроки с женами — Халк, Гарай, Хави Гарсия, Нету, Кришито, Лодыгин, Рязанцев, Смольников и Шатов.
— Какие-то комплекты выглядят не так привычно, как, например, красная форма, в которой команда играла в 50-х, — отметил Виллаш-Боаш. — Какие-то ближе нам, как форма, в которой мы завоевали чемпионство и смогли нанести звезду на эмблему. Желаю всем, кто посетит экспозицию, отличных эмоций от ее просмотра!
Еще одним украшением атриума стал огромный мяч с символикой «Зенита», ДЛТ и благотворительного марафона «90 добрых дел». Планируется, что выставка станет последним «добрым делом» в его рамках: все ее посетители смогут приобрести мяч с автографами футболистов сине-бело-голубых и подписанную Виллаш-Боашем во время церемонии открытия книгу «Зенит. Азбука болельщика». Все вырученные средства пойдут на адресную благотворительную помощь.
«FORMALISM. История формы» будет работать до 31 января 2016 года. Вход свободный, время работы — с 10:00 до 22:00. Адрес — Большая Конюшенная улица, 21–23, 6-й этаж универмага ДЛТ.
Фото: Евгений Асмолов, Виктория Ламзина, Анна Мейер / ФК «Зенит»
Как изменилась футбольная форма за 10 лет? Годовщина сотрудничества «Зенита» и Nike
9 марта игроки ФК «Зенит» вышли на построение перед матчем против ФК «Уфа» в домашней форме прошлых сезонов в честь десятилетия партнёрства с Nike. Зрителям, посетившим футбольную встречу, удалось напрямую соприкоснуться с историей. За 10 лет сотрудничества питерская команда завоевала 9 трофеев, и, скорее всего, это только начало.
Как началось сотрудничество «Зенита» и Nike?
В сезоне-2008/2009 ФК «Зенит» провёл последний матч в форме компании Puma.
Безусловно, тот год для болельщиков питерской команды выдался незабываемым. Под руководством Дика Адвоката команда завоевала Кубок и Суперкубок УЕФА, одержав победы над шотландским клубом «Рейнджерс» и «Манчестер Юнайтед».
1 января 2010 года — дата, с которой началась новая история. Новые партнёрские отношения Берт Хилле, генеральный менеджер категории футбол в России, прокомментировал:
Мы гордимся тем, что стали партнёром ФК «Зенит» – команды с богатым футбольным наследием. «Зенит» является одним из лидеров Российского чемпионата, а также обладателем престижных европейских клубных трофеев – Кубка и Суперкубка УЕФА. Кроме того, «Зенит» – уникальная команда, которая олицетворяет свой город и воплощает его характер. Мы уверены, что наше сотрудничество будет долгосрочным и продуктивным.
С того момента, как компания стала официальным партнёром клуба, питерский «Зенит» прошёл долгий путь, завоевав при этом большое количество трофеев.
10 лет в форме. «Зенит»
Nevasport поможет вам проследить за тем, как менялся дизайн футболок «Зенита» за последние 10 лет.
В последние несколько лет создается ощущение, что внешний вид футболок из первого комплекта формы «Зенита» вообще не меняется. Вечно лазурно-голубой цвет, эмблема со стрелкой, «Газпром» и Nike всегда на одних и тех же местах. Ничего нового. Доля правды в этом есть — разработчики Nike в последние годы не блещут воображением. И все же так было не всегда.
Дольше всех форму для «Зенита» производил вовсе не Nike, а Adidas. В футболках немецкой фирмы зенитовцы выступали с 1977 по 2000 год. Потом вдруг возникла итальянская Diadora, затем британский Umbro. В 2005-м еще на три сезона вернулся Adidas, с ним же и было выиграно первое российское чемпионство 2007 года. Ему на смену пришла конкурирующая Puma, которая продержалась пару сезонов. А с первого сезона Лучано Спаллетти в 2010 году «Зенит» уже неизменно выступал в форме от Nike. По количеству зенитовских чемпионских кубков Nike уже превзошел Adidas 3-2.
Самым богатым на трофеи для клукба за этот период вышел 2008-й год, когда были завоеваны Кубо УЕФА, Суперкубок УЕФА и Суперкубок России. Несчастливыми можно признать формы сезонов 2009, 2012/13, 2013/14 и 2017/18 — в эти периоды наград «Зенит» не получал.
В 60 и 70-х «Зенит» играл в красно-белой форме. И это никого не беспокоило
Рассказывают Геннадий Орлов и другие легенды.
Красно-белую форму «Зенита» вы могли увидеть три года назад. Тогда клуб вместе со старейшим универмагом Санкт-Петербурга проводил выставку, где показал почти все варианты за последние 90 лет – начиная с 1930-х годов. Комплект-1974 был максимально спартаковским – красные майки, белые трусы и красные гетры.
Эти цвета появились в 1961 году (и сохранялись до конца 70-х), когда ликвидировали общества «Зенит», «Авангард» и «Буревестник». Вместо них создали новое добровольное спортивное общество – «Труд». В его ведение перешел и футбольный клуб «Зенит».
В таком виде в 1963 году питерцы провели 16 матчей подряд без поражений, в 72-м ездили в турне по Англии, в 74-м играли с «Болоньей» (1:1) и «Фулхэмом» (3:0) в Кубке Болоньи, в 76-м занимали пятое место в осеннем чемпионате СССР, а в 77-м в Штатах рубились в американский соккер.
«Я сохранил членский билет общества «Труд», – рассказал Sports.ru главный историк «Зенита» Юрий Лукосяк, который болеет за питерский клуб уже 60 сезонов. – На эмблеме членского билета есть красные цвета, поэтому красно-белая форма «Зенита» исторически была оправдана. И только в конце 70-х – начале 80-х активно вторгался голубой цвет, который сейчас стал сине-бело-голубым».
Лукосяк уверен: нельзя однозначно сказать, что «Зенит» 20 лет играл в красно-белой форме. Цвета команды постоянно менялись и сочетались. Команда играла то в белых майках с красной окантовкой, то с синей. Или целиком в красном или синем. Ветераны «Зенита» с трудом вспоминают, в чем они тогда выходили на поле – форма действительно всегда была разной.
«Тогда не было такого фанатизма, чтобы кого-то беспокоили цвета, – вспоминает ветеран «Зенита» Михаил Лохов. – Какая разница – мы и в бирюзовой играли. Только у динамовских команд были фабрики по изготовлению формы, они себе делали качественную. А «Зенит» – профсоюзная команда. Что было в магазинах, то и покупалось. Номера вышивали в ателье Мариинского театра.
Администратор привозил на игру футболки и трусы, вываливал на стол кучей, а мы брали. Майки хотя бы по номерам знали, трусы выбирали по размеру. Они были без [вшитых] плавок, просто обыкновенные ситцевые. Могли в разных трусах каждую игру играть, потом подписывать стали. И гетры были двух видов – рваные и не рваные».
Капитаны «Зенита» и СКА (Ростов-на-Дону) Лев Бурчалкин (№9) и Валентин Афонин (№3) на матче чемпионата СССР. 1971-й
Однажды «Зенит» играл в еще более экзотическом цвете. В матчах против турецких команд в турне 1962 года питерские футболисты появились в зеленых майках – причем не лучшего качества. Как-то во время игры пошел дождь, который смыл зеленую краску. Наутро это стало главным хитом турецких газет.
«Я не знаю, почему так часто меняли расцветку формы, – говорит Лукосяк. – Блажь, наверное. А сейчас разве что-то изменилось? Посмотрите, «Зенит» как капризная дама постоянно делает самые разные формы. Но для меня правильные цвета – бело-голубые, это исторические цвета города. У нас же и клуб «Коломяги» (легендарная дореволюционная команда из Санкт-Петербурга, которая была многократным чемпионом города – Sports.ru) играл в таких цветах.
Московский «Спартак» в 60-е и 70-е не считался раздражителем для «Зенита». В Санкт-Петербурге был вообще свой «Спартак», но есть и другая история. Комсомольское физкультурное движение, которое появилось в городе после гражданской войны, тоже называлось «Спартак». И всех спортсменов в Санкт-Петербурге в те времена называли спартаковцами.
«Никакой ненависти и отторжения от «Спартака» тогда и близко не было, – говорит Sports.ru Геннадий Орлов. – Я никогда не видел, чтобы болельщики шли на болельщиков. Было другое. В 1957 году в матче против «Торпедо» на поле выбежал человек и отодвинул вратаря Фарыкина: «Мол, дай я встану в ворота». Тогда же Стрельцов забивал голы. Милиционеры стали мутузить этого человека. И болельщики пошли на милицию, там побоище было страшное. Потом появились моряки, сняли пряжки и тоже приняли участие. Так что противостояния если и были, то не болельщики на болельщиков, а болельщики против милиции».
Стадион имени Кирова во время матча «Зенит» – «Торпедо», 1957-й («Ленинградский бунт»)
«Да, нас «Спартак» вообще раньше не злил в городе. И воспринимался нормально, – подтверждает Лукосяк. – А спортивное противостояние было, но оно зацикливалось не вокруг названия «Спартак», а вокруг названия «Москва». Исторически статьи писались так: «Война двух столиц».
Спартаковские игроки тех времен – например, Евгений Ловчев и Валерий Гладилин – вообще не помнят, что «Зенит» когда-то был красно-белым и что нужно было как-то делить форму. Потому что тогда много команд играли в красном: например, ворошиловградская «Заря». Вопрос с формой решали администраторы: звонили друг другу накануне матчей и договаривались о цветах. Гости всегда подстраивались под хозяев.
«Сейчас невозможно даже представить, чтобы третий комплект формы «Зенита» был красно-белым, – говорит Орлов. – Сегодня «Спартак» – антагонист, конкурент в борьбе за медали. На этом воспитано целое поколение, да и «Газпром» – газ-то голубой».
Текст: Глеб Чернявский, Иван Карпов