все межнациональные отношения регулируются правовыми нормами
Международное частное право: понятие, предмет, методы
1. Понятие и предмет международного частного права. Само название «международное частное право» (далее также — МЧП) отчасти отвечает на вопрос, что оно регулирует. Международным право называется потому, что регулируемые им отношения носят не внутригосударственный, а международный характер, они осложнены иностранным элементом. Частным — потому, что предметом регулирования являются частные, не публичные отношения: гражданские, семейные и трудовые.
Международное частное право — система норм, регулирующих гражданские, семейные и трудовые отношения, осложненные иностранным элементом.
Существует три вида иностранного элемента. Субъект — иностранное физическое или юридическое лицо, иногда иностранное государство или международная организация. Например, иностранный гражданин, вступающий брак с гражданином РФ или являющийся потерпевшим в деликтном правоотношении, — иностранное юридическое лицо как сторона в сделке с российским юридическим лицом и т.д. Объект — имущество, иной объект, находящийся на территории иностранного государства, например, недвижимость в Испании, которой обладает гражданин РФ, товарный знак, зарегистрированный в Германии, и т.д. Юридический факт — любое действие, событие и т.д., имевшее место на территории иностранного государства, например, заключение брака в Египте, открытие наследства во Франции и т.д. Возможно также и сочетание элементов в одном правоотношении: заключение брака гражданином РФ в Польше с гражданином Литвы и т.д.
2. Международное частное право возникло в силу объективного существования в мире около двухсот правовых систем, каждая из которых устанавливает свои нормы для регулирования одних и тех же общественных отношений. Не случайно второе название международного частного право — «коллизионное право». Коллизии, «столкновения» между правовыми системами разных стран происходят тогда, когда на регулирование отношений «претендует» право разных стран. В самом деле, право какого государства применить, если продавец зарегистрирован в ФРГ, а поставку он осуществляет на территорию РФ? Право какого государства применить для раздела имущества супругов, если брак они заключили в РФ, дом построили в Испании, проживают при этом большую часть времени в Египте? При этом игнорирование иностранного права и подчинение отношений только праву того государства, где разрешается спор, не может обеспечить объективного правового регулирования, поэтому международное частное (коллизионное) право регулирует отношения прежде всего посредством определения компетентного права, т.е. права того государства, которое должно быть применено в каждом конкретном случае, когда отношения оказываются осложненными иностранным элементом.
3. Методы международного частного права. Международному частному праву присущи два метода регулирования: коллизионно-правовой, или отсылочный, и прямой, или материально правовой. Кроме того, следует указать и на другую классификацию методов: императивный и диспозитивный.
Коллизионно-правовой, или отсылочный, метод — выбор компетентного права, которое должно быть применено судом или другим органом. Коллизионная норма, отсылает, направляет нас к компетентному праву, при этом не регулируя отношения в привычном нам смысле. Так, коллизионные вопросы вещных прав разрешаются следующим образом: «Право собственности и иные вещные права на недвижимое и движимое имущество определяются по праву страны, где это имущество находится» ( ст. 1205 ГК). Если имущество находится в Испании, то для определения правомочий собственника необходимо обратиться к Гражданскому кодексу Королевства Испании, даже если собственник — гражданин РФ, и т.д.
Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.). Для России действует с 1 сентября 1991 г.
Заметим, что большинство отношений с иностранным элементом подпадают под действие отсылочных, коллизионных норм. Однако ГК устанавливает своеобразный приоритет материально-правовых норм, определяя, что, если международный договор РФ содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, применение коллизионных норм права к вопросам, полностью урегулированным такими материально-правовыми нормами, исключается.
Императивность норм МЧП проявляется в том, что участникам отношений не разрешается выбирать применяемое право. Приведенный выше пример ст. 1205 ГК «Право, подлежащее применению к вещным правам» как раз иллюстрирует реализацию императивного метода. Большинство норм в МЧП императивные.
Социальный конфликт. Межнациональные отношения.
Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Конфликтная ситуация объективно содержит явные предпосылки для конфликта, провоцирует начало противостояния.
2) Следствием любого социального конфликта является смена государственной власти.
3) Причины социального конфликта связаны с интересами противоборствующих сторон.
4) Одним из эффективных путей разрешения социального конфликта является продолжение конфронтации сторон.
5) Социальный конфликт всегда порождён экономическим неравенством противоборствующих сторон.
Для выполнения этого задания повторите “Социальный конфликт”
Социальный конфликт — это результат развития социальных противоречий, выражающийся в противостоянии отдельных индивидов или социальных групп; спор за обладание чем-либо ценным для конфликтующих сторон.
1) верно
2) нет, далеко не все социальные конфликты происходят в политической сфере и приводят к смене государственной власти; можно выделить экономические, этнические, религиозные, межличностные и другие виды конфликтов.
3) верно
4) нет, продолжение конфронтации не является эффективным способом разрешения социального конфликта
5) нет, кроме экономических причин социального конфликта существуют конфликты экономические, этнические, политические, религиозные, межличностные и т.д.
Этнос — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация), обладающая общностью культуры, языка, психологическим складом, самосознанием и исторической памятью, сознанием своего единства.
Виды этнических общностей:
Род — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).
Племя — совокупность родов, связанных между собой осознанием общего происхождения, общими чертами культуры, общностью диалекта.
Народность — исторически сложившаяся общность людей, объединенных общей территорией, языком, психическим складом, культурой.
Нация — исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией, общностью языка и культуры, этнического самосознания.
1) верно
2) нет, компактное, то есть близкое, тесное расселение представителей различных этносов не является эффективным способом разрешения социальных конфликтов
3) да, гармоничные (мирные, дружественные) отношения между представителями различных этносов могут устанавливаться благодаря развитию культурных связей
4)нет, многие народности не имеет собственных национальных государств.
5) верно, правовое равенство граждан не зависимо от этнического происхождения ведет к снижению социальной напряженности
Выберите верные суждения об этносах и межнациональных отношениях. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Этнос — это естественно сложившаяся общность людей со своими стереотипами поведения, особенностями культуры, психики, осознающая своё единство.
2) Исторически первыми типами этнических общностей были роды и нации.
3) Межэтническая интеграция — процесс взаимодействия народов, не связанных родством, в ходе которого возникает новый этнос.
4) Народности складываются на основе различных племенных союзов, проживающих на определённой территории.
5) Все межнациональные отношения регулируются правовыми нормами.
Этнос — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация), обладающая общностью культуры, языка, психологическим складом, самосознанием и исторической памятью, сознанием своего единства.
Виды этнических общностей:
Род — группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).
Племя — совокупность родов, связанных между собой осознанием общего происхождения, общими чертами культуры, общностью диалекта.
Народность — исторически сложившаяся общность людей, объединенных общей территорией, языком, психическим складом, культурой.
Нация — исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией, общностью языка и культуры, этнического самосознания.
1) верно, приведено корректное определение этноса
2) нет, исторические типы этноса в порядке возникновения: род, племя, народность, нация
3) верно, “интеграция” — это сближение, объединение
4) верно
5) нет, межнациональные отношения регулируются не только нормами права (законами), но и традициями, обычаями
Выберите верные суждения о межнациональных отношениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Межнациональные отношения могут осуществляться как на уровне взаимодействия народов в различных сферах общественной жизни, так и на уровне межличностных отношений людей различной этнической принадлежности.
2) Межнациональная дифференциация — это процесс сближения и объединения народов, расширение связей между этносами, интернационализация общественной жизни, взаимовлияние и взаимообогащение национальных культур.
3) Национальные отношения имеют двойственную природу: с одной стороны, необходимость сохранения уникальной национальной культуры, с другой — обогащение и развитие культуры в ходе межэтнического взаимодействия, постижение общечеловеческих ценностей.
4) Межнациональная интеграция — это разъединение различных наций и этносов, стремление наций к саморазвитию, политической и экономической самостоятельности, сохранению и развитию национальной культуры и национального самосознания.
5) Для успешного развития межнациональных отношений необходимо отказаться от насилия и принуждения, а также признать права и свободы человека важнейшей ценностью независимо от его национальной принадлежности.
Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные конфликты складываются только в экономической сфере общества.
2) Социальный конфликт предполагает противоборство сторон.
3) Конфликтную ситуацию может спровоцировать незначительный повод.
4) Сторонами социального конфликта могут быть большие социальные группы.
5) Причина социального конфликта связана с интересами его участников.
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Социальные конфликты”.
1) неверно, социальный конфликт может возникнуть в любой сфере общества.
2) верно
3) верно
4) верно
5) верно
Социальный конфликт — это результат развития социальных противоречий, выражающийся в противостоянии отдельных индивидов или социальных групп; спор за обладание чем-либо ценным для конфликтующих сторон.
В основе любого конфликта лежит противоречие — фундаментальное несоответствие интересов (политических, экономических и др.), несогласие по каким либо важным вопросам.
Выберите верные суждения о межнациональных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Межнациональные конфликты зачастую переплетены с политическими, экономическими и другими конфликтами
2) Оптимальным способом разрешения межнационального конфликта является полная ассимиляция национальных меньшинств.
3) Межнациональные конфликты часто порождаются социальными причинами, среди которых могут быть требования гражданского равноправия, равенства перед законом; в ·образовании, оплате труда, при приеме на работу и т.п.
4) Межнациональный конфликт — это тип этнического конфликта, который возникает вследствие обострения соперничества в процессе распределения благ и ресурсов.
5) Предоставление национальным меньшинствам прав, равных с правами титульной нации, увеличивает опасность межнационального конфликта.
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Межнациональные отношения”.
1) верно.
2) неверно, ассимиляция не является оптимальным способом разрешения конфликтов, ассимиляция — почти полное поглощение одним этносом другого, бывает мирной и военной.
3) верно.
4) верно.
5) неверно, принятие гуманизма как основного принципа в поиске путей решения является одним из основных путей урегулирования конфликтов.
Межнациональный конфликт — форма межнациональных отношений, характеризующаяся наличием взаимных претензий, состоянием противостояния, соперничества.
Причины возникновения межнациональных конфликтов:
— социальные — борьба за равенство представителей разных национальностей перед законом, в сфере образования, в условиях труда
— экономические — конкуренция этносов за владение ресурсами
— конфессиональные — конфликт возникает изза принадлежности к различным религиям или конфессиям
— исторические — разногласия в отношениях в прошлом (войны, былое соотношение господства и подчинения), в оценке исторических событий
— территориальные — конфликты из-за расположения границ
Пути урегулирования межнациональных конфликтов:
1. Принятие гуманизма как основного принципа в поиске путей решения.
2. Готовность решать конфликты мирным путем, идти на компромисс и отказываться от насильственного воздействия.
3. Применение санкций различных типов.
4. Создание межнациональных союзов, эффективно действующих международных комиссий для предотвращения конфликтных ситуаций.
Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные конфликты могут быть скрытыми или явными.
2) В основе социальных конфликтов всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами.
3) Социальные конфликты охватывают всю совокупность социальных отношений только в политической сфере общества.
4) Социальный конфликт предполагает противоборство сторон, то есть действия субъектов, направленные друг против друга.
5) Субъектами и участниками социального конфликта выступают большие и малые социальные группы, организации.
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Социальные конфликты”.
1) верно
2) верно
3) неверно, социальные конфликты могут происходить в любой сфере общества
4) верно
5) верно. Например, конфликты между фанатами разных футбольных команд, гражданами нескольких стран (война), конкуренция между несколькими фирмами или спор между ними за авторское право и т.д.
Социальный конфликт — это результат развития социальных противоречий, выражающийся в противостоянии отдельных индивидов или социальных групп; спор за обладание чем-либо ценным для конфликтующих сторон.
В основе любого конфликта лежит противоречие — фундаментальное несоответствие интересов (политических, экономических и др.), несогласие по каким либо важным вопросам.
О приоритете международного права над национальным
Давайте разберемся с юридической стороной этого вопроса.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции РФ
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
То есть в Конституции установлено верховенство Основного закона над внутренним правом. Однако нас интересует выше ли Конституция международного права. Прямо на это Конституция ответа не дает.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
При внимательном прочтении этой нормы видно, что ей предусмотрен приоритет международных договоров над законами. Значит для ответа на вопрос о том, выше ли Конституция международного права, и в частности международных договоров, нужно понять является ли Конституция законом в смысле этой нормы, то есть сказано ли в части 4 статьи 15 о том, что международный договор выше Конституции. Для ответа на этот вопрос нужно узнать официальное толкование этой нормы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд (КС) дает толкование Конституции. В соответствии со статьей 6 того же ФКЗ решения КС обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
В силу полномочия КС на толкование Конституции и обязательности его решений правовые позиции этого специального суда составляют неотъемлемую часть самой Конституции и подлежат непосредственному применению как любой закон. Значит если КС сформулировал позицию по вопросу соотношения Конституции и международного права, то мы должны непосредственно применять эту позицию, и принимать изменения в Конституцию нет необходимости.
Так вот такая позиция была сформулирована в пункте 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 N 21-П. Более того, она проходит красной нитью через все Постановление. КС пишет:
Вместе с тем, как следует из Конституции Российской Федерации, ее статей 4 (часть 1), 15 (часть 1) и 79, …, ни Конвенция о защите прав человека и основных свобод как международный договор Российской Федерации, ни основанные на ней правовые позиции Европейского Суда по правам человека, …, не отменяют для российской правовой системы приоритет Конституции Российской Федерации и потому подлежат реализации в рамках этой системы только при условии признания высшей юридической силы именно Конституции Российской Федерации.
Таким образом, КС однозначно решил вопрос о соотношении Конституции и международного права: Конституция имеет приоритет в силу суверенитета Российской Федерации, верховенства Конституции как основного закона и недопустимости имплементации в правовую систему государства международных договоров с нарушением конституционных предписаний.
Итак, мы выяснили каково существующее регулирование.
Необходимо внести изменения, которые гарантируют приоритет Конституции. Это означает буквально следующее: требования международных договоров и решения международных органов могут действовать только в той части, когда они не противоречат нашей Конституции.
То есть, фактически предложено закрепить в Конституции правовую позицию КС, которая итак имеет юридическую силу и непосредственное применение.
Не критикуя данное предложение по существу, скажу о трудностях реализации данного предложения. Дело в том, что статья 15 Конституции, которую мы рассматривали, относится к основам конституционного строя РФ (глава 1 Конституции) и в силу статьи 135 Конституции может быть пересмотрена только в особом порядке, также как и положения глав 2 и 9. Порядок этот следующий:
1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Что написано в этой статье: для внесения изменений в статью 15 Конституции надо пройти голосование в Парламенте, а затем созвать Конституционное Собрание, которое должно либо принять новую Конституцию (либо вынести ее проект на референдум) либо разойтись. Проблема состоит в том, что федеральный конституционный закон, в соответствии с которым должно созываться и работать Конституционное Собрание, еще не принят, хотя проекты этого закона есть. Да-да, Конституция (и данная 135 статья) вступила в силу в 1993 году, и с тех пор до настоящего времени такой важнейший закон не был принят. Что же делать?
Вариант 1. Принять ФКЗ о Конституционном Собрании и уже в соответствии с ним принимать изменения в статью 15. Если этого не сделать, конституционный порядок внесения изменений в Конституцию будет не соблюден.
Вариант 2. Внести изменения не в статью 15, а в статью 79 (глава 3 Конституции)[1].
В соответствии со статьей 79 Конституции
Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.
Предложение дополнить данную статью обоснованно в части приоритета Конституции над решениями международных организаций, но в части приоритета Конституции над международными договорами такое дополнение представляется обходом закона, а именно статьи 135 Конституции.
Вариант 3. Внести изменения не в статью 15, а в статью 125 Конституции (часть 2), то есть дополнить полномочия Конституционного Суда[2].
Сейчас КС не может проверять на соответствие Конституции вступившие в силу международные договоры, а проверка решений международных организаций возможна только силу пункта 3.2 статьи 3 ФКЗ о Конституционном суде. Предлагается дополнить полномочия КС так, чтобы он мог признавать международные договоры и решения международных организаций неконституционными и следовательно не подлежащими применению.
Это предложение в части полномочия по проверке конституционности вступившего в силу международного договора противоречит правовой позиции Конституционного суда, выраженной в Определении от 2 июля 2013 года N 1055-О.
КС пишет об этой позиции:
…проверка конституционности федерального закона о ратификации международного договора, в том числе по порядку принятия, по общему правилу, может быть осуществлена лишь до момента вступления данного международного договора в силу (который обычно не совпадает с моментом завершения процесса принятия соответствующего федерального закона о ратификации международного договора); иное не только противоречило бы общепризнанному принципу международного права pacta sunt servanda и ставило бы под сомнение соблюдение Российской Федерацией добровольно принятых на себя международных обязательств…
Я поддерживаю первый вариант. А Вы что думаете?
Конспект по теме «Этносы»
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле…» – именно с этого начинается Конституция РФ. Но что значит «многонациональный народ»? Почему с понятия нации начинается основной закон государства?
Нация представляет собой один из типов этнических общностей, поэтому для того, чтобы понять ее сущность, сначала нужно разобраться с понятием «этнос».
Этнос – устойчивая межпоколенная группа людей, объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, общими языком, культурой, жизненным укладом и самосознанием.
В ходе исторического развития сложилось четыре вида этнических общностей:
В этническом смысле нация рассматривается как высший тип этнической общности, при котором людей объединяют единство территории, языка, культуры, экономической жизни, национального самосознания и исторической памяти. Стоит отметить, что с этой точки зрения нация складывается в течение длительного времени в результате сближения, «сплавления» представителей различных (родственных и неродственных) родов, племён и народностей.
В гражданском же смысле нация подразумевает совокупность граждан того или иного государства.
Производным от рассмотренного выше понятия является термин «национальность», который употребляется в значении принадлежности человека к какой-либо нации.
Кстати, в большинстве демократических стран определение своей национальной принадлежности – неотъемлемое право каждого человека и одно из условий его свободы. Это право имеют и граждане России.
Межнациональные отношения – это вид социальных отношений, которые осуществляются между разными этносами в разных сферах общественной жизни.
Для межнациональных отношений современности характерны две основные тенденции:
Из схемы не трудно догадаться, что межнациональные отношения могут быть как дружественными, взаимоуважительными, так и, наоборот, конфликтными, враждебными.
История межнациональных отношений переполнена проявлениями неприязни, непримиримости, нередко приводившей к конфликтам. И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое.
Из-за чего этносы конфликтуют?Причин может быть множество:
— Территориальные причины : например, борьба за изменение границ, за присоединение к другому («родственному» с культурно-исторической точки зрения) государству, за создание нового независимого государства;
— Экономические причины: например, борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами, среди которых большую ценность, в частности, имеют земля, недра;
— Социальные причины: например, требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенства при приеме на работу, особенно на престижные места в органах власти;
-Культурно-языковые причины: например, выдвижение требования сохранения или возрождения, развития функций языка, культурной общности) и так далее.
Разрушительной силой может стать и националистическая идеология.
Национализм – это идеология, психология, политика групп людей, утверждающих приоритет национальных ценностей перед всеми другими, верховенство интересов своего этноса, противопоставляемых интересам других этносов.
Но есть и противоположное отношение к другим нациями – толерантность, которая подразумевает уважение, доверие, стремление к сотрудничеству и компромиссу с людьми разной этнической принадлежности; стремление понимать и принимать их культурные ценности и образ жизни.
Возникает вопрос: можно ли исключить появление межнациональных конфликтов?
Политики ведут напряжённый поиск путей преодоления этой проблемы. Основная часть мирового сообщества осознает и признает ценность гуманистического подхода к этническим проблемам.
Гуманистический подход – главный ориентир в реализации морального, политического, правового регулирования межэтнических отношений.
Основные черты этого подхода:
— Признание и уважение многообразия культур, приверженность идеям мира, согласия, неприятие насилия в отношениях между народами;
— Развитие и постоянное функционирование демократии, обеспечение реализации прав и свобод личности, этнических сообществ независимо от их национальной принадлежности;
— Нацеленность государственных органов, средств массовой информации, образования, спорта, всех форм литературы и искусства на формирование у граждан, особенно молодежи, культуры межэтнического общения.