все законодательные акты в истории россии

ЕГЭ. История. Основные документы с 11 века по 1917 год. Шпаргалка

Основные документы с 11 века по 1917 год.

все законодательные акты в истории россии. все законодательные акты в истории россии фото. картинка все законодательные акты в истории россии. смотреть фото все законодательные акты в истории россии. смотреть картинку все законодательные акты в истории россии.

За всю историю России было принято множество документов- указов, судебников, положений, манифестов, законов, сыгравших важную роль во внутренней политике страны.

В данной статье даны документы с периода Древней Руси до 1917 года.

Материал представлен в виде таблицы, в которой даны годы принятия документа, при каком правителе, а также кратко основные положения.

О некоторых документах есть отдельные статьи на сайтах. По ссылкам вы ожжете найти их и узнать более подробную информацию. Данный материал поможет при подготовке к ЕГЭ по истории.

Документ, год принятия, при каком правителе

Кратко основное содержание

Русская Правда.

Примерно в 1068-1072

Изяслав, Святослав и Всеволод

Законодательно закреплены феодальные отношения на Руси, отменена кровная месть, определены виды преступлений и др.

Устав о «закупах» и «резах» (процентах), ограничивал размер процентов до 50, то есть это было ограничение размера годового процента, взимаемого ростовщиками.

Сборник законов, сыгравший большую роль в ликвидации феодальной раздробленности, централизации Русского государства и создании общерусского права.

Сохранение Юрьего дня, увеличение пожилого

Временная отмена права крестьян уходить от своего хозяина в Юрьев день. Причина – экономический спад.

Судебник

Сборник законов, дополнивший Судебник Ивана Грозного.

Расширены полномочия крестьянской общины (мира), которая решала вопросы о наделах земли; допускалось наследование земли дочерьми, впервые введена ответственность за содержание дорог, введена присяга судей на неподкупность и др.

Алексей Михайлович

Законодательно утверждена абсолютная, единоличная власть царя, введены новые основы законодательства России, произошло окончательное государственное закрепощение крестьян, сыск беглых крестьян стал бессрочным.

Торговый устав

Регламентировавшего нормы русского торгового права, действовавшего до середины 1750-х гг. и замененного Таможенным уставом 1755 г.

Новоторговый устав

Устав о внутренней и внешней торговле России, действовавший до середины 1750-х гг. протекционистская политика.

Указ об отмене местничества

Упразднялась система раздачи должностей в соответствии со знатностью рода.

Указ «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах»

Генеральный регламент

Устава государственной гражданской службы в XVIII-XIX вв.

Духовный регламент

Реформа церковного управления.

Табель о рангах

Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, cтатские и придворные и делились на четырнадцать классов.

«Устава о наследии престола»

«Об освобождении дворянства от обязательной военной службы»

Полное освобождение дворян от обязательной военной службы

Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»

Манифест о вольности дворянства, который расширял привилегии дворянского сословия: делал необязательной государственную службу, разрешал дворянам выезд за границу и др.

Манифест о секуляризации монастырских земель

Ключевой документ реформы (1763 – 1764) Екатерины II, который произвел обращение церковной земли в пользу государства.

Манифест о введении в России бумажных денег

Введение ассигнаций номиналом 25, 50, 75 и 100 рублей

Указ «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи

Центральный документ губернской реформы Екатерины II. Страна делилась на губернии и уезды. Во главе губернии- губернаторы, уезда- земские исправники. В городах появились городничие.

Манифест о свободном заведении промышленных предприятий

Манифест позволял крестьянам заниматься предпринимательской деятельностью.

«Устав благочиния»

Устав регламентировал правовой статус полицейских органов в период проведения реформ Екатерины II

Свод дворянских привилегий, закрепивший освобождение дворян от обязательной государственной службы, личных податей, телесных наказаний, подтвердивший Манифест о вольности дворянской.

Установление и закрепление основ городского самоуправления, разделение городского населения на 6 разрядов, расширение прав гильдейского купечества под контролем государства.

Указ о «трехдневной барщине»

«Учреждение об императорской фамилии»

Манифеста «Об учреждении министерств»

Манифест учреждал министерства вместо коллегий.

Указ о вольных хлебопашцах

Право помещиков за выкуп отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами.

«Положение о корпусе жандармов»

Указ об обязанных крестьянах

Предусматривал возможность передачи помещиками крестьянам части земель в аренду, за что крестьяне обязывались выполнять повинности, предусмотренные договором, и подчиняться суду помещика

Городовое положение

Положение о проведении реформы городского самоуправления, в соответствии с которым Шестигласная дума заменялась всесословной городской думой.

«Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости», оформило отмену крепостного права в России и начавшуюся крестьянскую реформу 1861 г

Реформирование полицейского аппарата на местах при Александре II.

Определяло устройство муниципального местного самоуправления, вводило бессословную городскую думу и городскую управу.

«Устав о военной повинности»

Центральный документ военной реформы Александра II, изменившего виды и сроки службы, способы комплектования вооруженных сил.

«Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»

«Положение об устройстве секретной полиции в империи»

В наиболее крупных городах создавались розыскные (охранные отделения)

«Циркуляр о кухаркиных детях»

Создан министром просвещения И.Д.Деляновым во время правления Александра III. Предписывал при приёме в гимназии воздержаться «от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат».

«Положение о земских участковых начальниках»

Вводились должности земских участковых начальников, на которые назначались дворяне из местных землевладельцев. Они сосредотачивали в своих руках административную и судебную власть.

«Положение о губернскх и земских уездных учреждениях»

Стеснение прав земств, усиление контроля администрации за их деятельностью. Губернатор решал вопрос о целесообразности постановлений земств.

Городовое положение

Реформа городского самоуправления 1880-1890 гг. Введён высокий имущественный ценз, сократился круг избирателей в 3-4 раза, усилился контроль администрации за деятельностью городских дум.

«Положение о выборах» в Государственную Думу

Документ принят в нарушение Манифеста от 17 октября 1905 года. Царь не имел права самостоятельно издавать законы. Июньские события называют государственным переворотом.

Закон «О землеустройстве»

Принят во время столыпинской аграрной реформы (1906 – 1911)? регламентировал новый порядок землеустройства в России.

Манифеста «Об отречении Государя Императора Николая II от престола Российского и о сложении с себя верховной власти»

Манифест подписан Николаем II в пользу брата Михаила Александровича во время Февральской революции 1917 г.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

История права России

Правовая мысль и практика законодательного регулирования общественной жизни берут начало в период формирования Киевской Руси. Главный древнерусский источник права — Русская правда (IX—XIII века). Древнерусский правовой сборник сохранился только в «списках» (копиях) XIV, XV веков и более позднего времени. Историки относят его даже к VII веку. Однако большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду с именем киевского князя Ярослава Мудрого. Примерный период её создания: 1019—1054 годы. Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного племенного права, с включением моментов скандинавского и византийского права, а также церковного влияния. Влияние кодекса прослеживается в последующих памятниках права: Новгородская судная грамота, Псковская судная грамота 1467 года, московский Судебник 1497 года, литовский Устав Казимира IV — 1468 года, Литовский статут 1588 года.

В XVI веке в России появляется идеологическое обоснование сильного самодержавного государства и органов центральной власти.

В 1497 г. в правление Ивана Третьего был принят первый законодательный кодекс Российского государства — Судебник. Судебник 1497 года основывался на предшествующем законодательстве. Источниками этого нормативно-правового акта явились:

Русская правда и её редакции.

Псковская судная грамота.

Уставные грамоты — нормативные документы, издаваемые верховной властью по вопросам местного управления.

Судные грамоты — постановления о судоустройстве, даруемые отдельным местностям и содержащие, кроме того, некоторые нормы гражданского и уголовного права.

Судебные решения по отдельным вопросам.В Судебнике 1497 года, как и любом феодальном своде законов, нормы права излагались без чёткой системы, казуально (то есть на каждый случай, вдаваясь в частности), открыто определяли привилегии господствующего слоя населения. Однако уже наметилась определённая систематизация материала, чего не знали предшествующие законы.

В 1649 г. При царе Алексее Михайловиче было принято Соборное Уложение. Интенсивный рост числа указов за период от Судебника 1550 года до Уложения 1649 года виден из следующих данных:

* 1550—1600 гг. — 80 указов;

1641—1648 гг. — 63 указа.Всего за 1611—1648 гг. — 348, а за 1550—1648 гг. — 445 указов итоге к 1649 году в Российском государстве существовало огромное количество законодательных актов, которые не только устарели, но и противоречили друг другу. Этому хаосу «способствовала» разбросанность нормативных актов по ведомствам (по традиции новые законы издавались по запросу того или иного отраслевого приказа, а после утверждения «приписывались» к указной книге этого приказа). Имело место и отсутствие координации в правоприменительной деятельности: зачастую о новой записи в указной книге знали только чиновники конкретного приказа. Кроме того, казуальный характер правовых норм предшествующего периода становился неэффективным. Законодатель теперь стремился регламентировать правовые основы, то есть перейти к нормативному толкованию правовых норм.К принятию Уложения подтолкнул и вспыхнувший в 1648 году в Москве Соляной бунт; одним из требований восставших был созыв Земского Собора и разработка нового уложения. Бунт постепенно затих, но в качестве одной из уступок восставшим царь пошел на созыв Земского собора, который продолжал свою работу вплоть до принятия в 1649 году Соборного Уложения.

К числу важнейших событий относятся отмена крепостного права, реформа местного самоуправления, судебная реформа.

В начале XX века активно развивалось право. Николай Второй зафиксировал основные гражданские права и свободы, среди которых право участвовать в управлении государством. Вскоре были созданы Основные государственные законы Российской империи. Основные положения:

* Глава первая. О существе Верховной самодержавной власти

* Глава вторая. О порядке наследия Престола

* Глава третья. О совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке

* Глава четвертая. О вступлении на Престол и присяге подданства

* Глава пятая. О священном короновании и миропомазании

* Глава шестая. О титуле Его Императорского Величества и о Государственном гербе

* Глава седьмая. О Вере

* Глава восьмая. О правах и обязанностях российских поданных

* Глава девятая. О Законах

* Глава десятая. О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий

Глава одиннадцатая. О совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частямиВ результате в России управление, его органы впервые оказались в строгом подчинении закону. Тем временем активизировалось революционное движение. Страна катилась к революционному 1917 году. В октябре 1917 года к власти пришли большевики. Советское государство официально именовало себя диктатурой после Октябрьской революции 1917 года. В одном из своих выступлений в 1921 году Владимир Ленин отметил, что оно является «рабочим государством с бюрократическим извращением». Сторонники Льва Троцкого и Левой оппозиции считали, что в течение примерно 1923—1929 годов власть в Советском Союзе захватила бюрократическая прослойка, которая отстранила от власти рабочий класс. Сторонники Левой оппозиции, однако, продолжали считать, что СССР остается рабочим государством, но бюрократически деформированным. По их мнению, вернуть себе власть пролетариат мог только через политическую революцию, которая должна свергнуть бюрократию, оставив нетронутым имеющийся в СССР социалистический базис.

Тем не менее, Конституция 1936 года (так называемая «Сталинская конституция») провозгласила, что в СССР социализм победил и в основном построен. Это означало, что в стране официально уничтожена частная собственность на средства производства и эксплуататорские классы. Заявлялось, что в стране в основном победили социалистические производственные отношения, экономической основой провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства, опирающаяся на социалистическую собственность в двух её формах — государственную и колхозно-кооперативную. При этом СССР продолжал официально оставаться государством диктатуры пролетариата.

В дальнейшем Конституция 1977 года провозгласила утверждение в СССР «развитого социалистического общества», в связи с чем определение СССР как государства диктатуры пролетариата было официально заменено на понятие общенародное государство, «ведущей силой которого выступает рабочий класс. Выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным». При этом отмечалось, что «возросла руководящая роль Коммунистической партии — авангарда всего народа».

Источник

История развития правовой информатизации России

История развития правовой информатизации России

История работ по правовой информатизации берет начало в середине 1970-х годов, когда в соответствии с решениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР был дан старт этому направлению работ. Головная роль в решении поставленных задач была отведена Министерству юстиции СССР, при этом министерстве целевым назначением был создан Научный центр правовой информации. До начала 1990-х гг. именно это ведомство занималось проблематикой правовой информатизации.

К началу 1990-х гг. Министерству юстиции удалось создать заслуживающие внимания информационные фонды правовых актов СССР и РСФСР, были сформированы Свод законов СССР и Свод законов РСФСР. Однако существующая в то время идеология развития и ведомственная принадлежность систем связи и телекоммуникаций не позволяли осуществлять широкое информационно-правовое обеспечение деятельности органов власти государства и общества.

В мае 1994 года проблематика работ по правовой информатизации России была включена в составе основных задач ФАПСИ в утвержденное Президентом Российской Федерации Положение о Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.

В достаточно сжатые сроки совместно с Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации были разработаны технология и программные средства ведения эталонного банка данных правовой информации. Первичное поступление текстов правовых актов в НТЦ «Система» для пополнения эталонного банка было организовано в соответствии с официальными перечнями рассылки правовых актов федеральных органов государственной власти. Помимо этого были развернуты работы по информационному наполнению эталонного банка ретроспективными фондами.

В эталонный банк включены указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, федеральные законы и федеральные конституционные законы Российской Федерации, правовые акты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, правовые акты Конституционного Суда Российской Федерации (с 1992 г. по н.в.).

В целях реализации поставленных задач была разработана и практически реализована совместная с издательством «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации технология формирования очередных номеров официальных и периодических изданий в машиночитаемом виде.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 1994 г. N 1181 ФАПСИ было поручено осуществлять через НТЦ «Система» информационно-правовое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти. Во исполнение этого постановления были разработаны и утверждены руководством ФАПСИ Положение по информационно-правовому обеспечению деятельности федеральных органов исполнительной власти и план его реализации. Указанные документы составили основу для организации и осуществления информационно-правового взаимодействия ФАПСИ с федеральными органами государственной и исполнительной власти.
Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1995 г. N 808 была утверждена президентская программа «Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации», разработанная в соответствии с Концепцией правовой информатизации России. Реализация президентской программы «Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации» возлагалась на ФАПСИ, НТЦ «Система» и НЦПИ при Минюсте России.

Основными задачами, которые ФАПСИ решало в первоочередном порядке в рамках координации работ и проведения государственной политики в области правовой информатизации России, являлись:

По образу и подобию президентской программы в субъектах Российской Федерации были приняты в ряде регионов собственные программы правовой информатизации. Непременными участниками реализации этих программ были территориальные органы ФАПСИ, которым отводилась головная роль.

В 1998 году был получен первый опыт использования ГСРПА для организации и проведения широких обсуждений наиболее значимых для страны и общества законопроектов. Совместно с профильными комитетами и аппаратами Государственной Думы успешно было проведено обсуждение проекта Налогового кодекса Российской Федерации. Несколько позже по аналогичной схеме будет организовано обсуждение проектов Лесного и Водного кодексов Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 была утверждена новая редакция Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Среди национальных интересов во внутриполитической сфере были определены интересы в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, единства правового пространства и правопорядка.

Концепция правовой информатизации России, головная роль ФАПСИ в её реализации полностью оказались соответствующими национальным интересам государства в области безопасности.

К этому времени помимо государственного сектора правовой информатизации эффективно работали коммерческие организации, оказывающие информационно-правовые услуги, в первую очередь, НПП «Гарант», «АО «Консультант Плюс», ИПК «Кодекс».

В государственном секторе правовой информатизации чётко обозначилось неоспоримое лидерство ФАПСИ. Информационно-правовые системы (ИПС) ФАПСИ несколько уступали по сервисным возможности коммерческим системам, но за счёт безвозмездности предоставления и надежности имели свое достойное место в органах государственной власти и других государственных организациях.

В 2002 году ФАПСИ была создана новая ИПС «Законодательство России» и как электронное периодическое издание «Эталонный банк правовой информации «Законодательство России» прошла государственную регистрацию в Минпечати России, заменив собой достаточно долго и успешно поработавшую ИПС «Банк правовых актов».

С 1 июля 2003 года функции и задачи ФАПСИ в части правовой информатизации России были переданы созданной Службе специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации (Спецсвязь России).

В августе 2004 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. № 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» была проведена реорганизация ФСО России.
Одновременно этим Указом было утверждено Положение о ФСО России, в соответствии с которым в качестве одной из основных задач ФСО России определена задача осуществления государственной политики в области правовой информатизации Российской Федерации и координации работ, производимых в этой сфере.

Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2005 г. № 329 были внесены изменения в правовые акты Президента Российской Федерации по вопросам правовой информатизации России, головная роль в реализации работ по правовой информатизации была возложена на ФСО России.

Можно констатировать, что к настоящему времени завершен условный первый этап работ по правовой информатизации России, начатый ФАПСИ в 1994 году с «нулевого цикла». Создание ГСРПА на практике реализовало основные теоретические положения Концепции правовой информатизации России, что позволяет в настоящее время реально приступить к дальнейшему решению задач, определённых Концепцией.

Источник

История российского законодательства

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

все законодательные акты в истории россии. все законодательные акты в истории россии фото. картинка все законодательные акты в истории россии. смотреть фото все законодательные акты в истории россии. смотреть картинку все законодательные акты в истории россии.

Описание презентации по отдельным слайдам:

История российского законодательства

Введение В Судебнике 1497 года, как и любом феодальном своде законов, нормы права излагались без чёткой системы, казуально (на каждый случай, вдаваясь в частности), открыто определяли привилегии господствующего слоя населения. Однако уже наметилась определённая систематизация материала, чего не знали предшествующие законы. В 1649 г. при царе Алексее Михайловиче принято Соборное Уложение. Интенсивный рост числа указов за период от Судебника 1550 года до Уложения 1649 года виден из следующих данных: 1550—1600 гг. — 80 указов; 1601—1610 гг. −17; 1611—1620 гг. — 97; 1621—1630 гг. — 90; 1631—1640 гг. — 98; 1641—1648 гг. — 63 указа.

Введение Всего за 1611—1648 гг. — 348 (за 1550—1648 гг. — 445 указов). В итоге к 1649 году существовало огромное количество законодательных актов, которые не только устарели, но и противоречили друг другу. разбросанность нормативных актов по ведомствам (по традиции новые законы издавались по запросу того или иного отраслевого приказа, а после утверждения «приписывались» к указной книге этого приказа); отсутствие координации в правоприменительной деятельности: зачастую о новой записи в указной книге знали только чиновники конкретного приказа; казуальный характер правовых норм предшествующего периода становился неэффективным. Законодатель теперь стремился регламентировать правовые основы, то есть перейти к нормативному толкованию правовых норм.

Введение Основные положения: Глава первая. О существе Верховной самодержавной власти Глава вторая. О порядке наследия Престола Глава третья. О совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке Глава четвертая. О вступлении на Престол и присяге подданства Глава пятая. О священном короновании и миропомазании Глава шестая. О титуле Его Императорского Величества и о Государственном гербе Глава седьмая. О Вере Глава восьмая. О правах и обязанностях российских поданных Глава девятая. О Законах Глава десятая. О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий Глава одиннадцатая. О совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями

Русская правда Сборник правовых норм Древней Руси. Связана с Ярославом Мудрым. Первооткрывателем Русской Правды является В.Н. Татищев, обнаруживший Краткую её редакцию. Русская Правда содержит: нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; источник правовых, социальных и экономических отношений Древней Руси.

Судебник Судебник 1497 года — свод законов Русского государства; нормативный правовой акт. Цель: систематизация существующих норм права, созданных в эпоху правления Ивана III. Наиболее вероятными составителями Судебника были князь И. Ю. Патрикеев, дьяки: Василий Долматов, Василий Жук, Фёдор Курицын

Соборное Уложение 1649 года свод законов Московского государства, регулирующих различные области жизни. Соборное Уложение обобщило и подытожило основные тенденции в развитии российского права XV—XVII веков. Закрепило новые черты и институты, свойственные эпохе наступающего российского абсолютизма. В Уложении впервые осуществлена систематизация отечественного законодательства; была сделана попытка разграничения норм права по отраслям.

Уложенная комиссия Уложенная комиссия Екатерины II. Цель: замена устаревшего Уложения 1649 г. новым 14 декабря 1766 г. Екатерина II опубликовала Указ о сочинении проекта Уложения. Деятельность Уложенной комиссии способствовала распространению в России идей Просвещения. На Уложенную комиссию, помимо составления нового Уложения, возлагалась задача выявить «нужды и чувствительные недостатки нашего народа». Третий итог деятельности Уложенной комиссии состоял в укреплении положения Екатерины на троне.

Конституционные проекты XIX века Конституционный проект М.М. Сперанского Конституционный проект П.А. Шувалова Конституционный проект Д.А. Милютина

Конституционный проект М.М. Сперанского В своем проекте Сперанский предложил выделить две основные категории законов: — законы государственные, регулирующие отношения между государством и подданными; — законы гражданские, определяющие отношения частных лиц между собой. Государством, по мнению автора проекта, «управляют и движут» три силы: законодательная, судная и исполнительная. В соответствии с этим Сперанский определял устройство порядка законодательного, исполнительного и судебного. Порядок законодательный, по Сперанскому, складывается из трех элементов: из предложения закона, рассмотрения и учреждения.

Конституционный проект М.М. Сперанского Предложение закона должно быть прерогативой правительства. Только в двух случаях Сперанский предусматривает возможность внесения законопроекта «законодательным сословием»: — когда правительство нарушит «коренной государственный закон» или свободу личности; — когда правительство в установленное время не представит узаконенных отчетов о своей деятельности. «Уважение законов» принадлежит законодательному сословию, но монарх тоже имеет такое право. Утверждение законов принадлежит державной власти. Сперанский предложил два варианта организации верховной власти. Первый заключался в том, чтобы облечь правление самодержца всеми внешними формами закона, но при этом сохранить в неприкосновенности все его полномочия. Второй вариант устройства предлагал фактически ограничить самодержавие системой учреждений законодательной власти.

Конституционный проект П.А. Шувалова Граф П.А. Шувалов понимал необходимость конституционных реформ. Шувалов высказывал мысль о том, что царь должен разделять законодательную власть с представителями высшего дворянства. При обсуждении собранных комиссией материалов в Комитете министров Шувалов предложил для более конструктивного обсуждения проблем сельского хозяйства собрать совещательный орган, состоящий из председателей земских управ и дворянских собраний. Кроме того, посредством созыва Шувалов хотел создать прецедент, который мог бы, впоследствии, превратиться в постоянный представительный орган. Задуманное Шуваловым учреждение представляло бы интересы в первую очередь дворянства. Комитет министров считал возможным приглашать председателей земских управ и предводителей дворянства в комиссию, но лишь для обсуждения заранее подготовленных чиновниками проектов по отдельным вопросам, касавшихся местных нужд. В том же 1874 г. была создана комиссия под председательством П.А. Валуева для обсуждения проекта Закона о найме рабочих и прислуги.

Конституционный проект Д.А. Милютина Предлагался широкий план преобразования всей системы государственных органов. Государственный совет, по мысли Милютина, следовало превратить в исключительно законосовещательный орган, передав некоторые его департаменты и канцелярии административного характера в другие ведомства и ввести в его состав половину избираемых членов. Милютин выступил с инициативой создать две палаты Верховную судебную и Верховную контрольную и разделить между ними полномочия Сената, являвшегося как судебным, так и административным органом. Столь же радикальными были его предложения и по реформам административного аппарата и местного управления.

Основные государственные законы Российской империи Основные государственные законы Российской империи — свод законоположений, касавшихся общих начал государственного строя Российской империи, включавший в себя предыдущие источники права, конституция России с 23 апреля 1906 по 10 июля 1918 года. 23 апреля 1906 года в Основные законы были внесены изменения. В редакции от 23 апреля 1906 Основные государственные законы стали фактически первой Конституцией России; они состояли из двух разделов, 17 глав и 223 статей.

Конституция СССР 1936 года «Сталинская конституция» — основной закон СССР, принятый VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года. Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 года всем гражданам предоставляла равные права: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и болезни, право на образование (бесплатное).

Конституция СССР 1977 года О возможности существования других партий в Конституции ничего не говорилось. Конституция признавала лишь право граждан «объединяться в общественные организации». Основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственная и колхозно-кооперативная. Раздел III определял национальное и государственное устройство Союза, как и все предыдущие Конституции СССР, закреплял право республик Союза на свободный выход из состава СССР. Данное положение сыграло заметную роль в распаде СССР в 1991 году.

1985 — 1993 Период построение новой правовой системы. В годы перестройки через многочисленные поправки к Конституции РСФСР 1978 года было осуществлено: признание политического плюрализма и многопартийности, принцип разделения властей, частная собственность и свобода предпринимательства. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, 22 ноября 1991 года — Декларация прав и свобод человека и гражданина. С распадом СССР в 1991 году было связано окончательное установление современного суверенного Российского государства. 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *