всегда ли клиент прав по вашему мнению
Почему клиент не всегда прав
Если требования клиента противоречат вашим ценностям, это не ваш клиент. Выбирайте ценности. Неукоснительное следование этому правилу помогло основателю группы компаний «Автоспеццентр» Владимиру Моженкову стать крупнейшим дилером Audi в Европе. Об этом и других своих бизнес-принципах он рассказывает в книге «Ген директора. 17 правил позитивного менеджмента по-русски», которую выпустило издательство «Манн, Иванов и Фербер» при поддержке «Лаборатории «Однажды»». «Секрет» публикует фрагмент, посвящённый границам клиентоориентированности.
Нет, в заголовке нет опечатки. Да, клиент не всегда прав. Я тоже тысячу раз слышал эту фразу без частицы «не», но чем больше управлял собственным бизнесом, тем чаще сталкивался с ситуациями, когда это правило не работает.
Вот лишь один такой пример.
Был у нас один клиент, причём клиент постоянный, из числа тех, чьи проблемы я готов решать лично. И вот однажды мой секретарь переводит его звонок на меня. Голос страшно недовольный.
— Алло! Здравствуйте! Я такой-то и такой-то. Вы меня помните?
— Здравствуйте. Конечно, помню.
— Я тут звоню этой вашей овце в call-центр, а она бросает трубку. Увольте её! Иначе я у вас не буду больше машины покупать.
— Очень странно. Но вы не беспокойтесь. Мы сейчас всё выясним и вам перезвоним.
— Да что тут выяснять! Я же говорю — бросает трубку, когда с ней разговаривает клиент. Увольняйте её без разбирательств!
— Нет, позвольте всё-таки выяснить, в чём дело. Это займёт не больше часа.
Вызываю операционного директора Эдуарда Гусара, поручаю срочно проверить сигнал, благо у нас все разговоры пишутся. Отматываем запись назад, слушаем. Длинные гудки. Девочка Анна — «эта овца» — берёт трубку, вежливо представляется, задаёт вопросы, отвечает по регламенту. Клиенту вопросы кажутся избыточными, он с ходу начинает материться: мол, чего ты мне тут вола крутишь, давай сразу к главному. Она делает ему замечание. В ответ его мат становится многоэтажным. Аня кладёт трубку, и правильно делает: это предписано нашими правилами. Он снова звонит, требует соединить именно с ней и опять начинает её воспитывать матом. Она снова кладёт трубку и снова правильно делает. Идиот? Идиот.
Что я как генеральный директор должен в такой ситуации предпринять? Кем пожертвовать — добросовестным сотрудником или хамоватым клиентом? Предположим, выберу первое. И вот нехороший человек купит у нас ещё одну дорогую машину, мы заработаем на сделке, но при этом неизбежны кое-какие побочные издержки. Во-первых, мне придётся искать нового сотрудника, затратить время, усилия, а значит, и деньги. Во-вторых, весь коллектив увидит, что из-за клиента-идиота дурак-руководитель уволил хорошего специалиста Анну и пошёл наперекор собственным принципам. Это прямой путь к состоянию войны как минимум в одном из наших подразделений. Весь коллектив будет демотивирован, а значит, упадут продажи. Наконец, в-третьих, нехороший человек теперь будет так вести себя всегда, и не факт, что среди наших покупателей он один с такими наклонностями. А если я выбираю принцип «клиент всегда прав», то придётся идти на поводу у каждого и увольнять своих ни в чём не повинных сотрудников едва ли не ежемесячно.
Разумеется, я не стал выполнять его ультиматум. Через час мы ему перезвонили, и, как только он узнал, что мы прослушали телефонный разговор, сам бросил трубку. Потому что, конечно, в глубине души понимал, что хоть он и клиент, но в конкретном случае глубоко не прав.
Если выбрать принцип «клиент всегда прав», придётся идти на поводу у каждого
Когда требования ваших покупателей грубо противоречат вашим принципам и ценностям, выбирать нужно принципы и ценности. Это лишь один из типичных примеров конфликта между «правотой клиента» и «правотой компании». Другой, более важный, но не столь очевидный пример — когда предпочтения клиентов противоречат самой стратегии вашего бизнеса.
Вы, наверное, сейчас опять испытаете когнитивный диссонанс, но не все люди, которые приходят и предлагают вам деньги, называются клиентами. Клиенты бывают свои и чужие. Из этого, конечно, вовсе не следует, что от денег надо отказываться (хотя в некоторых видах бизнеса бывает и так). Но совершенно точно не стоит на этих людей ориентироваться в своей стратегии.
Тот, кто любой ценой старается угодить каждому потенциальному покупателю, в конце концов проигрывает. Всем угодить невозможно. Один хочет, чтобы машина была как можно дешевле, и пусть продаётся хоть в свинарнике. Для другого цена имеет второстепенное значение, но ему нужно, чтобы ритуал покупки соответствовал его статусу. Один берёт А3, потому что у него не хватило денег на А4, а другому денег хватит на вертолёт, но он покупает А3 жене, потому что ей нравятся маленькие машинки.
Отдельная история — корпоративные клиенты. Рассказать вам, как «Ауди» взял Китай?
Те, кто бывал в этой стране, подтвердят: любимая машина китайских чиновников — «Ауди» серии Long. «Мерседесы» и «БМВ» пришли в эту страну с опозданием и так и не смогли взять реванш. «Ауди» первым из европейских премиальных брендов построил в Китае завод, и чиновники стали ездить именно на этих машинах, потому что круче ничего не было. Самые высокопоставленные госслужащие облюбовали А8L, не самые высокопоставленные — А6L, ещё попроще — А4L. Уважающий себя китайский чиновник купит не А6, а именно А4L, потому что если ты ездишь не на серии Long, то тогда кто ты вообще такой. К слову сказать, подобные экзотические модели немцы выпускают только в Китае, и больше нигде.
«Мерседес» и «БМВ» пришли в Поднебесную как раз тогда, когда «Ауди» выпустила и продала 6000 машин серии Long. В этот момент у конкурентов был шанс потеснить «Ауди» на рынке, но они его упустили благодаря маленькому, но очень своевременному маркетинговому приёму «Ауди». В один прекрасный день все шофёры китайских чиновников, которые ездят на серии Long, получили подарок — фирменную кожаную куртку «Ауди». Дорогую, очень хорошую, за 250 дойчемарок. Для людей с зарплатой 150 долларов достаточно, чтобы полюбить марку «Ауди» навсегда. А персональный шофёр — это человек, который дует своему начальнику в уши, какую машину купить, и тот ему доверяет. Поэтому, когда пришло время менять машины, чиновники снова сели на «Ауди». А если бы маркетологи предпочли биться за сердца конечных клиентов, то есть самих госслужащих, как «Мерседес» и «БМВ»? Потери в этой битве были бы неизбежны, а приобретения — гораздо дороже.
Поэтому повторю: не всякий клиент всегда прав. Сколько клиентов, столько и правоты. И ваша задача не в том, чтобы всем понравиться, а в том, чтобы, учитывая разнообразие предпочтений, выстроить оптимальную стратегию продаж своей компании и работать только на своего клиента. Остальные придут сами.
Когда требования покупателей грубо противоречат вашим принципам, выбирать нужно принципы
Задачка на клиентоориентированность. Вы официант. К вам в ресторан зашли два клиента. Один заказал чай, а другой чуть позже — дорогой коньяк. Кого вы будете обслуживать первым?
Большинство людей на моих мастер-классах отвечают: «Того, который заказал чай, потому что он сделал заказ первым». Ответ неверный. Первым надо обслужить того, кто заказал коньяк. «Но почему? — возражают слушатели. — Ведь для заведения все клиенты должны быть одинаково желанны и дороги». Да, конечно, всех нужно обслуживать достойно, и недопустимо, чтобы клиент с чаем почувствовал бы себя ущербным. Но если говорить о развитии ресторана в целом, то приоритет — за теми клиентами, которые заказывают дорогой коньяк. Потому что клиент с чаем, возможно, ограничится чаем. И едва ли вы хотите строить бизнес на тех, кто приходит в ресторан пить только чай. Вам нужны клиенты, которые заказывают и дорогой коньяк, и стейк, и десерт, и много чего другого.
По крайней мере, именно такая стратегия позволила моей собственной компании очень скоро стать лучшим дилерским центром «Ауди» в Европе. Нашим «коньяком» стала модель «Ауди А8», на которую я сделал ставку. А8 — самый дорогой продукт в линейке бренда «Ауди». Продажа очередной такой машины — событие даже на уровне всего концерна. Её покупают только самые состоятельные люди. А если человек способен купить себе машину за 100 с лишним тысяч долларов, скорее всего, он может купить А3 своей жене, А6 — родителям, А4 — детям и ещё на всякий случай Q7 или RS-6 себе самому. Кроме того, на этого человека ориентируются многие люди из его окружения и свои потребительские предпочтения выстраивают, подражая именно ему. Амбициозный сотрудник его компании наверняка мечтает о такой же машине, как у шефа, и когда-нибудь он свою мечту осуществит. Со своими друзьями и деловыми партнёрами этот человек тоже обсуждает марки машин, и если мы обеспечим ему высокий сервис, то он станет нашим апостолом в самой платёжеспособной среде.
Поначалу мы думали, что учимся продавать машины дорогих моделей. Но оказалось, что, научившись продавать премиум-класс, мы обрели правильную стратегию продажи всего модельного ряда. Покупатель А8 — комета, в хвосте которой к нам прилетают покупатели остальных марок. Именно поэтому всю стратегию продаж я выстроил именно под него. Мы давали рекламу только в тех СМИ, которые читают, смотрят, слушают люди с достатком, позволяющим купить А8. Мы предпочитали брать на работу продавцов старше 30 и даже 40 лет, потому что они более соответствуют возрастной категории покупателей А8 и лучше смогут наладить с ними коммуникацию. Мы стали обучать наш персонал продавать именно дорогие марки и выстроили систему мотивации так, чтобы люди думали прежде всего о том, как продать больше автомобилей А8.
Наконец, всем, кто приезжал к нам на сервис на машинах премиум-класса других марок, мы первыми в Москве стали давать на время ремонта подменный автомобиль бесплатно. Какой марки? Правильно, А8! Так мы достигали двух целей. Во-первых, получали постоянного клиента как минимум для нашего сервиса, ведь в то время никто ещё не предлагал подменные машины такого уровня, это было что-то из области фантастики. Теперь клиент не только сам всегда будет ремонтироваться у нас, но и всем своим друзьям расскажет, и многие из них придут следом. А во-вторых, пока он катается на А8, оценит все его преимущества и, когда придёт время менять машину, то с большой долей вероятности задумается, не поменять ли заодно и марку. Именно так мы пересадили на «Ауди» тысячи поклонников других брендов: «Мерседеса», «БМВ», «Вольво», «Сааба».
Книга предоставлена издательством «Манн, Иванов и Фербер»
Всегда ли клиент прав?
Стоит ли делать большую ставку на мнение пользователя? С одной стороны, известная фраза «покупатель всегда прав», безусловно, имеет под собой резонные основы. Клиент знает чего хочет, но осознает ли он в чем он нуждается в действительности?
Вспомним расхожую фразу Генри Форда ««Если бы я спросил у людей, что им нужно, они бы попросили более быструю лошадь». Мы не можем быть уверены, что мистеру Форду действительно принадлежат эти слова. Но если бы он опросил своих потенциальных покупателей (воспользовавшись сервисом для обратной связи, вроде Qualaroo)- высока вероятность, что «быстрая лошадь» — был бы самый популярный ответ. Стиву Джобсу приписывают схожий взгляд на проблему «Покупатель не знает чего он хочет, пока мы ему это не покажем».
В истории существует множество примеров успешных продуктов, в основе создания которых лежит не «ответ на запрос клиента», а понимание в чем клиент действительно нуждается, часто, неосознанно. Если ты всю жизнь ездил на лошадях, вред ли тебе в голову придет мысль ездить без лошади вообще. Опрашивая клиентов, нужно понимать, что мыслят они в категориях, которые уже им известны.
Понять, что хочет клиент, не так просто.
Для начала, давайте признаемся себе — мы не очень хорошо справляемся с задачей понимания что именно хочет наш клиент. В противном случае у поставщиков услуг не было бы отбоя от клиентов, а ассортимент раскупался бы в считанные часы. Основатели и разработчики во всем мире не ломали бы голову пытаясь понять, почему покупатели уходят, так и не сделав покупку. По статистике это 2/3 посетителей сайта. рассылки, скидочные купоны, «два по цене одного» Целый мир вырос на проблеме неоплаченных корзин.
Что же хочет клиент? У нас нет ответа по двум причинам:
1. Среди посетителей немалая доля приходится на рыщущих конкурентов и шопоголиков «на охоте» в поисках выгодной цены.
2. Люди не всегда знают чего именно хотят. Иначе говоря, то, что им кажется им нужно, не обязательно является их реальной потребностью.
Как выявить потребность клиента?
Метод проб и ошибок, один из оптимальных способов разгадать потребность клиента. Проблема заключается в том, что любые попытки изменить сразу, даже если речь идет о MPV (минимально жизнеспособный продукт) сталкиваются с враждебностью аудитории. Что уж говорить о релизе нового логотипа у таких мамонтов как Facebook или Instagramm, вспомните сколько недовольства было у публики.
Томас Ларнициус утверждает: «Не нужно строго относиться к работе дизайнеров. Попытка изменить и получить обратную связь в разы более плодотворный путь для понимания потребностей клиента, чем теоретические рассуждения о том, чего не хватает в том или ином продукте».
Хотя, чаще смена дизайна логотипа компании сопряжена с обновлениями функций самого приложения. Это дает возможность привлечь больше внимания аудитории создать шумиху.
Не будем на долго останавливаться на такой незначительной попытке раздразнить публику. Мысль заключается в том, что мы, как потребители, часто не имеем никакого представления какая конечная цель была в обновлении дизайна того или иного брэнда. Но мы можем предположить, что в основе было желание разработчиков распознавать и удовлетворить нашу потребность.
А знают ли сами клиенты чего они хотят?
50% пока не готовы покупать
20% отвлекаются на еще.
16% просто пришли посмотреть. То есть, 2 из 10 посетителей, изначально, заходят на сайт, не собираясь приобретать.
Майкл Суока пишет:«В повседневной жизни люди не могут точно сказать чего они хотят, они могут только предполагать. Как дойдет до дела — им может захотеться другого. И уж тем более они не могут предположить чего им захочется завтра». Помните шумиху вокруг нового дизайна ВКонтакте? И где сейчас все эти критики?
Не исключено, аудитория просто послушно привыкает к новому дизайну, а, возможно, новый дизайн — это то, что в действительности ей было необходимо, но она не давала себе в этом отчет.
В блоге inbound.org Джефф Уайт высказал свое мнение о новом дизайне логотипа instagram: «То, что непрофессионалу кажется работой на 5 минут, на самом деле несет под собой месяцы, а то и годы кропотливого труда, экспериментов, усовершенствований и профессиональных навыков. Меня всегда поражало на сколько публика не осознает (или, скорее, не испытывает уважения) к титанической работе, проделанной для создания новой иконки или функции для приложения. Не говоря уже о мужестве, которым нужно обладать, чтобы анонсировать обновление для приложения, которым пользуются миллионы людей. Есть ли в этом острая необходимость? Нет. Но это первый шаг к модернизации».
Клиент может ошибаться в своих желаниях.
Пара последних популярных приложений — прекрасно демонстрируют нам: давать аудитории то, чего она хочет (или думает, что хочет) не всегда прямой путь к успеху.
— Twitter изначально был создан как платформа для подкастов Odeo. — Инстраграмм, созданный как Burbn изначально, был локальным приложением, позволяющим добавлять друзей, отмечать геолокацию и постить фото.
Если представить, что каждое новый продукт создается как ответ на запрос аудитории и попытка удовлетворить ее желания, то, судя по тому с чего начинались успешные сегодня приложения, создатель плохо понимает что хочет потребитель…либо потребитель сам плохо понимает свои потребности.
Об этом можно долго рассуждать, но, факт остается фактом: успешные брэнды/ приложения/ продукты не решали озвученную клиентом проблему, а предложили принципиально новое. о чем сам клиент, возможно, и не догадывался. Бывает, компании предлагают продукты, которые только в последствии оцениваются публикой положительно.
Подытожим
Хорошая ли это идея, позволить клиентам и потенциальным покупателям диктовать в каком направлении должна развиваться ваша компания? Нет. Как гласит английская поговорка, «верблюд — это лошадь, назначенная сообществом». Иными словами, если попробовать удовлетворить потребности каждого, то, в итоге, не получится удовлетворить никого.
С другой стороны, видеть хорошую идею перед глазами и упираться того, что она не соотносится с первоначальным планом, столь же безрассудно. Так существует ли «золотая середина?». Конечно же. Но вот найти ее очень сложно. На самом деле, если бы мы знали, как найти тот самый «идеальный баланс» между потребностями клиента и тем, что необходимо вашей компании, мы бы работали над «новым подходом» Большого Бренда минимум за 500 долларов в час.
Попытаться дать клиентам то, в чем они нуждаются (и это не всегда то, чего они на самом деле хотят) — хорошее начало, но вам необходимо сосредоточиться на том, что на самом деле приносит прибыль. Помните, вашими самыми ярыми критиками могут быть отнюдь не ваши клиенты. Да, принять на себя риск и идти «против толпы» нелегко, но, как Армин Вит заявляет в своей статье о новом логотипе Instagram, «у людей очень короткая память»: «Это всего лишь вопрос времени — трех месяцев, примерно, — до тех пор как люди начнут узнавать это и считать логотипом приложения Instagram».
Если вы сможете уловить хоть малую толику такого успеха, то сможете понять, как это работает, даже если ваши клиенты считают, что ваши инновации им вовсе не нужны.
3 главных причины, почему клиент не всегда прав
А вы тоже считаете, что «клиент всегда прав»? Вы готовы терпеть любую мерзость и выходки со стороны неадекватных клиентов, лишь бы продать часть ваших товаров и услуг, получив мизерную прибыль, потому что, ориентируясь на фразу «клиент всегда прав», вы ограничиваете свой бизнес в доходах?
Ведь получить прибыль, обслуживая неадекватных клиентов — сложно, трудно, долго… Поэтому в этой статье давайте вместе порассуждаем на тему, всегда ли клиент прав.
Почему клиент не всегда прав
1. Незаслуженное преимущество неадекватных клиентов. Вы знаете, что не все клиенты полезны и нужны вашему бизнесу. Здесь можно вспомнить про правило Парето, когда 20% действий приносят 80% результата. Так и с клиентами: 20% клиентов могут приносить 80% прибыли, если это адекватные и воспитанные клиенты, которые влюблены в ваш продукт и компанию. Поэтому тщательно отбирайте себе клиентов, с которыми вы будете работать.
Если клиент хамит вашему менеджеру, требует то, что не входит в ваши услуги и обязанности, позволяет себе позвонить вам в три часа ночи, чтобы выяснить, где находится терминал D в Шереметьево, только лишь потому что он купил у вас путевку в Египет, смело увольняйте этого клиента!
Потому что прикрываясь фразой «клиент всегда прав» мы даем молчаливое согласие на неадекватное поведение некоторых людей. И если человек тоже оправдывает свое хамство этой фразой, значит, у него нет других аргументов, а вам зачем такой клиент?
Ведь на самом деле клиент не всегда прав, а мы оправдываем его поведение и позволяем дальше так в нами обращаться.
2. А как же ваши сотрудники? Если вы руководствуетесь фразой, что ваши клиенты — это ваш бизнес, то вы глубоко заблуждаетесь. Ваши сотрудники — это ваш бизнес. Мы не раз уже говорили, что больше всего о вашем бизнесе и о ваших клиентах знают ваши сотрудники. В случае неудачи с бизнесом, вы можете переориентировать проект в другую нишу, но с вами останутся ваши сотрудники, ваша команда, их опыт и навыки.
Поэтому, отчитывая сотрудников при клиентах, вставая на сторону неадекватных клиентов, которые поднимают скандал на ровном месте только лишь потому, что продавец в данный момент обслуживал другого клиента, вы теряете уважение и снижаете мотивацию ваших сотрудников. А признание на работе — это часть мотивации вашего персонала. Без этого вам не удержать толковых людей в команде.
Поэтому некоторым клиентам все же требуется разъяснить, что они не правы и если их не устраивает ваше обслуживание, то вам с ними лучше расстаться, потому что вы хотите работать с людьми, которые с вами на одной волне и уважают ваш персонал и вашу фирму.
К тому же, клиенты, устраивающие склоки при других клиентах, портят вашу репутацию, а зачем вам это? А сотрудники, зная, что вы на стороне всех клиентов, даже тех, кто не прав, начнут ненавидеть абсолютно всех клиентов, улыбаться и работать через «не хочу», и клиенты это обязательно почувствуют…
Таким образом, мы выяснили, что клиент не всегда прав, и очень надеемся, что если вам свойственен перфекционизм в бизнесе, то вы пересмотрите свою точку зрения и выберете лишь тех клиентов, с которыми вы хотите работать и сотрудничать, с которыми вам приятно. От этого польза будет всем — вам, вашей команде и бизнесу в целом!
Начинаете свой интернет-проект? Приглашаем на онлайн-встречу «Как собрать подписчиков и превратить их в деньги». Расскажем как создать актив в интернете который будет приносить вам стабильный доход уже через 100 дней. Регистрация здесь (клик).
Хотите узнать, почему так происходит? Тогда прямо сейчас читайте статью «Зачем компании отзывы клиентов. 5 неочевидных фактов».
Всегда ли клиент прав: как выходить из конфликтных ситуаций
Систематизируем всех проблемных клиентов по классам опасности. Для каждого найдем свой подход и способ спасения. И эти советы не только для бухгалтеров на аутсорсе.
«Клиент всегда прав» — этот лозунг ассоциации защиты прав потребителей любят повторять все обыватели. Потому что они не знают, как работать с «токсичными» и неадекватными клиентами. Не нужно идти на поводу и выполнять любые абсурдные требования.
Начинающие аутсорсеры часто совершают подобные ошибки. Из-за отсутствия опыта и готовой базы они соглашаются работать со всеми без разбора. В таком случае есть шанс нарваться на «токсичного» заказчика. В чем здесь подвох? Вы тратите больше рабочих часов и даже личное время, всё чтобы получить хоть небольшую прибыль и покрыть издержки, добавьте к этому нервные клетки, которые не восстанавливаются.
3 приема выхода из конфликта и снижения стресса для бухгалтера:
Давайте познакомимся с правилами поведения в зависимости от степени токсичности субъекта.
1. Вечно занятой клиент, обожает дедлайны. Ему чужды партнерские отношения. Ваше время он не ценит, на запросы отвечает с задержкой, но требует сдать отчетность за короткий срок.
Распознали такого? Ведите себя с ним строго по регламенту. Пропишите в договоре сроки и условия работы. Обратите его внимание на наличие дополнительного прайса за срочность и опоздание с предоставлением документов и главное — не жалея выставляйте доплату, раз, два таких дополнительных счетов и глядишь появится дисциплина.
2. Знакомый знакомого. А вам такие встречались? Обидеть его неудобно, он же результат «сарафанного радио» или пришел по рекомендации.
Разумнее предусмотреть появление таких вариантов, чтобы заранее уложить в своей голове: не путать бизнес и бесплатную помощь. Не стесняйтесь сразу оговорить стоимость услуг, главное аргументируйте каждую позицию. Условия работы и связи должны оставаться деловыми.
3. Всезнайка. Утверждает, что вашу работу знает лучше вас. Диктует и устанавливает свои правила игры, вы лишь пешка в его руках. В таких отношениях результат под угрозой. Словесные споры не вразумят всезнайку. Чтобы работать дальше, нужно обладать повышенным самообладанием и большим запасом нормативных актов, для доказательства своей правоты. Пока клиент изучает теорию — делайте свою работу, как считаете нужным. Пляски под дудку могут иметь плачевные последствия для всех сторон.
4. Мистер-дисконт. «Сейчас всё автоматизировано, за какие работы вы деньги берете?» — вот что вы можете услышать на первичной консультации. И против таких есть противоядие. Обоснованная тарификация спасет ситуацию. У подобного контингента может появиться просрочка по оплате услуг. На основании заранее заключенного договора обслуживания вы сможете приостановить работу и перевести клиента на предоплату.
5. Думаете, долгие и задушевные беседы могут быть только между друзьями? Есть такой тип клиентов, который жаждет внимания и общения. Он без зазрения совести использует всевозможные мессенджеры, соцсети и телефоны. Под предлогом решения рабочих моментов беспокойный заказчик может увлечься и болтать без остановки.
Клиент не прав, если в соглашении о сотрудничестве вы прописали свои рабочие часы. Вы имеете полное право игнорить его в свое свободное время. Или предупредите, что беседы по телефону приравниваются к консультации — N рублей в час.
Не всегда есть возможность выбрать хорошего и порядочного клиента. Скажем больше — не всегда есть возможность выбирать. Поэтому проведите подготовительные мероприятия и настройтесь психологически (о ментальных приемах, методах вербального и невербального общения с клиентами мы рассказывали в одной из предыдущих статей).
Если хотите, чтобы ваш бизнес приносил положительные эмоции и цифры на расчетном счете радовали глаз — приходите на обучение в Школу бухгалтерского бизнеса. Программа курса в Школе состоит из 8 основных и 2 дополнительных модулей, каждый из которых полностью адаптирован под нишу бухаутсорсинга.