всеобщая декларация прав человека ссылка в курсовой
Юридическая библиотека
Требования к оформлению сносок
Редко кто из авторов (не только студентов, но и начинающих аспирантов, соискателей) оформляет сноски правильно, т. е. в соответствии с ГСТом. Даже у разных редакторов нередко к этому предъявляются разные требования, поскольку есть варианты.
Следует заметить, что оформление сносок, в отличие от оформления списка литературы (библиографического описания источников), осуществляется по ГОСТу 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления», т. е. несколько упрощенно. Далее на это обстоятельство следует обратить внимание.
Можно рекомендовать исследователю (автору) простой выход из этого положения: посмотреть научные публикации (особенно в юридических периодических изданиях) и обратить внимание, как оформляются постраничные сноски в научных публикациях – монографиях, статьях и др.
Существуют такие правила:
1. Если исследователь ссылается на чью-либо работу, не цитирует ее, то в сноске следует ставить См.: – См.: Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. – М., 2003. – С. 142 – 145.
2. Если приведена цитата, то См.: не ставится, сразу же приводятся библиографические данные источника: Безменов А. Рамзан Кадыров обещает схватить Басаева и Масхадова // Российская газета. – 2005. – 3 марта.
3. При указании места издания, номера периодического издания, страницы, на которую следует ссылка,
а) можно ставить тире, например: См.: Известия. RU. – 2005. – 24 марта.
б) а можно этого не делать; например: См.: Известия. RU. 2005. 24 марта.
При этом данное требование должно соблюдаться во всем тексте.
4. Если цитирование производиться не по первоисточнику, то перед описанием следует указать: Цит. по: Например, в книге Я.И. Гилинского приведена цитата из работы Д.А. Дриля «Преступный человек» (1882). Первоисточник мне недоступен, а цитата очень уместная. И я ссылаюсь на Дриля, использую его высказывание, но при этом ссылаюсь на Я.И. Гилинского: Цит. по: Гилинский Я. Криминология. Курс лекций. СПб., 2002. С. 145.
5. Важно помнить различие между знаками «–» (тире) и «-» (дефис). Дефис в два раза короче тире и ставится исключительно внутри сложных слов, атрибутах документах (уголовно-правовой, теоретико-прикладной, № 144-ФЗ и т. п.).
Во всех остальных случая ставится тире.
6. При ссылке на книгу можно указывать издательство и количество страниц. Например: Конев А.А. Типы «преступников» по произведениям Ф.М. Достоевского (социально-психологические и духовно-нравственные портреты): Учебное пособие. Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2005. – 92 с.
Но разрешается и так: Конев А.А. Типы «преступников» по произведениям Ф.М. Достоевского (социально-психологические и духовно-нравственные портреты): Учебное пособие. Нижний Новгород, 2005.
7. Кстати, в ссылках (и во всем в тексте) следует соблюдать нехитрое правило написания фамилии с инициалами: интервал не ставится между инициалами, но ставится между инициалами и фамилией.
Например, следует писать: А.А. Конев (написание А. А. Конев будет неправильным).
Ссылки (на источник) или сноски (написание ссылки) бывают трех видов:
Подтекстовые, или подстрочные, которые располагаются внизу страницы, под текстом за горизонтальной чертой, проводимой через 1,5 интервала (образцы приводятся ниже).
Внутритекстовые ссылки применяются в случаях, когда сведения об анализируемом источнике является органической частью основного текста. Описание в подобных ссылках дается в круглых скобках после цитируемого произведения. Например: Ученый подчеркивал, что «в известных категориях дегенерантов и лиц деклассированных преступление все чаще делается их карьерой» (Тард Г. Преступник и преступление. Пер. Е.В. Выставкиной. Под ред. М.Н. Гернета и с предисл. Н.Н. Полянского. М., 1906. С. 263).
Затекстовые – в которых источники цитат указываются в виде отсылок к пронумерованному списку литературы, помещенному в конце текста (статьи, научной, курсовой или дипломной работы), которые даются в круглых скобках после цитируемого произведения; Например: Ученый подчеркивал, что «в известных категориях дегенерантов и лиц деклассированных преступление все чаще делается их карьерой» (37; 263).
То есть 37 – это порядковый номер источника в пронумерованном списке использованной литературы: 37. Тард Г. Преступник и преступление. Пер. Е.В. Выставкиной. Под ред. М.Н. Гернета и с предисл. Н.Н. Полянского. М., 1906.
1. Сноска на нормативный акт:
См.: Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Российской Федерации от 12.08.1995 № 144-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона РФ от 20 мая 1993 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» в связи с жалобой гражданина В.С. Корнилова от 11 марта 1996 года // Собрание законодательства РФ. 1996. № 14. Ст. 1550.
Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений: Приказ МВД России от 20.06.1996 № 334 // Бюллетень текущего законодательства. МВД РФ. Вып. 16. 1996. Ч. 3.
2. Сноска на книгу, многотомное издание:
Гыскэ А.В. Борьба с преступностью в системе обеспечения внутренней безопасности российского общества: Монография. М., 2001. С. 262 – 263.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т.1: А – З. М., 1994. С. 668.
3. Сноска на статью:
а) в газете: Борисов Т. Самоубийство – дело техники // Российская газета. 2004. 4 декабря;
б) в журнале: Игитова И.В. Механизм реализации Европейской конвенции «О защите прав и свобод» // Государство и право. 1997. № 1. С. 76 – 82;
в) в энциклопедии: Павленко С.З. Безопасность культуры // Российская криминологическая энциклопедия / Под общ. ред. д.ю.н., проф., Засуженного юриста РСФСР, президента Российской криминологической ассоциации А.И. Долговой. М., 2000. С. 67;
г) в сборнике научных трудов: Клейменов М. П. Прогнозирование криминологической безопасности //Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон / Под ред. А. И. Долговой. М., 2001. С.42;
д) в коллективной монографии: Матузов Н.И. Право и личность // Общая теория права. Курс лекций / Под общ. ред. В.К. Бабаева. Н.Новгород, 1993. С. 222.
е) в коллективном учебнике: Долгова А.И. Детерминация и причинность преступности // Криминология: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. М., 1997. С. 179 – 316;
4. Сноска на диссертацию:
См.: Шапиев С.М. Преступность и общество. Криминологическое теоретико-прикладное исследование: Дис…д-ра юрид. наук. СПб, 2000. С. 196.
5. Сноска на автореферат:
Ярошенко О.Н. Убийство: понятие и квалификация: Автореф. дис. канд. юр. наук. Н. Новгород. 2003. С. 15.
6. Выше указаны примеры первичной сноски. Но бывает и первичная, или повторная сноска (на один и тот же источник):
В случае, если ссылка делается повторно на одной или на следующей странице (вскоре после первичной, например: Тер-Акопов А.А. Юридическая безопасность человека в Российской Федерации (Основы концепции) // Государство и право. 2001. № 9. С. 11 – 18), то ссылка оформляется так:
Тер-Акопов А.А. Указ. соч. С. 9.
Если же ссылка делается в третий – четвертый раз, то пишется:
Там же. С. 10.
В более отдаленном месте этого же текста или в случае ссылок несколько работ одного автора впоследствии воспроизводится усеченное название работы: Тер-Акопов А.А. Юридическая безопасность человека в Российской Федерации (Основы концепции). С.27.
Дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче // Собрание законодательства РФ. 2000. № 23. Ст. 2348.
Резолюция Совета Безопасности ООН 1368 от 12 сентября 2001 года // Московский журнал международного права. 2002. № 1. С. 17 – 20.
Всеобщая декларация прав человека // Российская газета. 1998. 9 декабря, или: Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 1998. С. 39 – 43.
Всеобщая декларация прав человека : принята и провозглашена Генер. Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. // Рос. газ. – 1998. – 10 дек. – С. 4.
Устав Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 года // Российская газета. 1993. 12 февраля.
* * *
Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ARP) // Российская газета. – 2009. 21 января №7(4831).
1. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. 2000. 18 января.
2. Определение судебной коллегии Верховного суда РФ от 30 марта 1999 года «Об установлении факта политической репрессии в судебном порядке» // Бюллетень Верховного суда РФ. 1999. № 7. С. 3 – 4.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1999 года № 1040 «О мерах по противодействию терроризму» // Российская газета. 1999. 18 сентября.
II. КНИГИ, СТАТЬИ (располагаются в алфавитном порядке).
III. ДИССЕРТАЦИИ (располагаются в алфавитном порядке).
IV. АВТОРЕФЕРАТЫ (располагаются в алфавитном порядке).
V. СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА (словари, справочники и т. п.).
VI. ИСТОЧНИКИ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ (на языке оригинала, в алфавитном порядке).
VII. Электронное издание.
При описании работ необходимо руководствоваться определенными
правилами (библиографическое описание можно найти в любом издании либо на оборотной стороне титульного листа (2-й странице, номер которой не указывается). Предлагаемые примеры:
1. При библиографическом описании одного автора:
Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. М., 2002. 238 с.
Варианты (в зависимости от требования издателя).
Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. М., 2002.
Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. М.: Гардарики, 2002. 238 с.
Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества / В.Н. Кудрявцев. М., 2002. 238 с.
Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества / В.Н. Кудрявцев. М.: Гардарики, 2002. 238 с.
Далее подобные варианты не приводятся, но их следует иметь в виду. О конкретных требованиях к библиографическому описанию литературы лучше уточнить заранее.
2. При библиографическом описании издания двух, трех авторов (указывается имя первого из них):
Арефьев А.Ю. Определение состояния преступности и криминологическое прогнозирование / А.Ю. Арефьев, А.П. Волков, А.А. Глухова. Нижний Новгород, 1999.
3. При библиографическом описании издания четырех и более авторов все они в алфавитном порядке указываются после основной записи (названия издания):
Преступления в сфере экономики (в определениях и схемах): Учебное пособие / И.Н. Бокова, С.В. Изосимов, В.И. Каныгин, А.П. Кузнецов // Под общ. ред. А.П. Кузнецова. Н. Новгород, 2004. 228 с.
4. При описании сборников:
Новые криминальные реалии и реагирование на них / Под ред. проф. А.И. Долговой. М., 2005. 300 с.
5. При описании материалов конференций, съездов, симпозиумов, «круглых столов»:
Актуальные проблемы обеспечения личной и имущественной безопасности населения на муниципальном уровне: материалы «Круглого стола» (декабрь 2004 года) / Сост. С.Л. Сибиряков, А.И. Бортенев, Ю.М. Фетюхин. Волгоград, 2005. 203 с.
Вехи российско-германских отношений: Материалы Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 24-27 мая 2001г./ Рос. гос. ун-т Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2001. 183с.
8. При описании многотомного издания:
Алексеев С.С. Общая теория права: в 2 т. / С.С. Алексеев. М., 1999. Т. 2. 347 с.
7. При описании отдельного тома (выпуска) продолжающегося
сборника:
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Право. Выпуск 1(6). Идея конституционализма в РФ и за рубежом и практика ее реализации. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2003. 265 с.
8. При описании составной части документа – например, произведения из коллективного издания (учебника, монографии, энциклопедии):
Старков О.В. Пенитенциарная преступность / О.В. Старков // Криминология. Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. докт. юрид. наук, профессора А.И. Долговой. М., 1997. С. 647 – 726.
Горшенков Г.Н. Основы криминологии массовых коммуникаций / Г.Н. Горшенков // Преступность среди социальных подсистем. Новая концепция и отрасли криминологии / Под ред. докт. юрид. наук, профессора Д.А. Шестакова. СПб., 2003. С.117 – 185.
Жилинский С.Э. Правовая культура / С.Э. Жилинский // Российская криминологическая энциклопедия / Под общ. ред. докт. юрид. наук, профессора, Заслуженного юриста РСФСРЮ президента Российской криминологической ассоциации А.И. Долговой. М., 2000. С. 508 511.
9. При описании диссертации:
Кулаков А.Ф. Политическая преступность: криминологический и правовой аспекты: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08: защищена 19.06.02: утв. 27.09.02 / Кулаков Александр Феодосьевич. Рязань, 2002. 158 с. Библиогр.: с.159–173.
10. При описании автореферата диссертации:
Газимзянов Р.Р. Коррупционная преступность в Республике Татарстан на рубеже веков (криминологическое исследование): Автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.08 / Р.Р. Газимзянов. Нижний Новгород, 2005. 24 с.
11. Примеры библиографического описания электронных публикаций
в Интернете:
1. Из Консультант Плюс:
О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах»: Федер. закон Рос Федерации, 27 нояб. 2002 г., № 158-ФЗ // Консультант Плюс Версия Проф [Электрон. ресурс] / АО «Консультант Плюс». М., 2002.
Список использованных источников. 1 Всеобщая декларация прав человека: [принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.] // Рос
4 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации : офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2001. – 39 с. – ISBN 5-94462-025-0.
6 Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации: офиц. текст : по состоянию на 07 апр. 2011 г. – М.: Омега-Л, 2011. – 160 с.
27 Абрамович, A. M. Правовой статус советского гражданина / А. М. Абромович. – Минск: Наука и техника, 1986. – 83 с.
43 Володин, А. Г. Политическая экономическая демократия / А. Г. Володин. – М.: Гуманитарий, 2008. – 288 с.
46 Герасименко, Ю. В. Иностранцы: понятие и содержание их конституционно-правового статуса: лекция / Ю. В. Герасименко. – Омск: Юридический институт МВД России, 1996. – 28 с.
53 Демидов, Н. Н. Положение беженцев и вынужденных переселенцев в Волгоградский области / Н. Н. Демидов, Н. И. Пикуров. – Волгоград: Статус, 2001. – 107 с.
54 Джерри, Д. Большой толковый социологических словарь / Дэвид Джерри, Джулия Джерри. – М.: Вече. Аст., 1999. – Т.1: А-О. – 543 с.
61 Козлова, Е. И. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – М.: Юристъ, 2003. – 587 с. – ISBN 5-7975-0468-5.
82 Международне право / под ред. И. Лукашука, В.А. Василенка. – Киев: Вища школа, 1971. – 377 с.
91 Определение статуса беженцев: материалы семинара. – М., 2004. – 182 с.
102 Состояние административной и судебной практики по вопросам, связанным с положением беженцев и вынужденных переселенцев: материалы семинара.- М.: Статус, 2001. – 152 с.
110 Федотов, М. А. Конституционный статус советского гражданина (вопросы теории): учебное пособие / М. А. Федотов. – М.: ВЮЗИ, 1982. – 71 с.
115 Шамова, Л. Г. Социальное государство. История. Современность / Л. Г. Шамова // Россия: путь к социальному государству: материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2008 г.). – М.: Научный эксперт, 2008. – 1008 с.
118 Эбзеев, Б. С. Советское государство и права человека / Б. С. Эбзеев. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1986. – 184 с.
122 Ястребова, А. Ю. Россия и Европейский союз: правовые подходы к регулированию приема и легализации беженцев / А. Ю. Ястребова.- М.: Проспект, 2000. – 330 с.
126 Обзор Судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2001 года: [утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 июля 2001 г.] // КонсультантПлюс: справочные правовые системы: Судебная практика. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
1) По материалам: Конституционное право России: учебник / под ред. Г. Н. Комковой. – М.: Юристъ, 2005. – С. 13-28.
1) Конституционное право России: учебник / под ред. Г. Н. Комковой. – М.: Юристъ, 2005. – С. 13.
Всеобщая декларация прав человека
История разработки и принятия Всеобщей декларации – универсального документа, впервые закрепившего перечень прав и свобод каждого человека: гражданских и политических, экономических, социальных, культурных. Его значение в развитии международных отношений.
Рубрика | Государство и право |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 08.02.2013 |
Размер файла | 41,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. История создания Всеобщей декларации прав человека
2. Всеобщая декларация прав человека как один из документов Международного Билля о правах человека
3. Значение Всеобщей декларации прав человека
Список используемых источников
Всеобщая декларация прав человека является первым международным документом, в котором признается, что основные права и свободы являются неотъемлемо присущими всем людям и что все люди рождаются свободными и равными. Эта фраза также является призывом к действиям, ибо обещание, касающееся достоинства и справедливости, еще далеко не выполнено применительно к каждому человеку. Она послужила решающим шагом к их пониманию как величайшей общечеловеческой ценности. Тем самым был совершен знаменательный переворот в сознании людей.
Права человека в Декларации трактуются как воплощение в специфической форме высоких идей человеческой свободы и равенства, таких общепризнанных нравственных принципов, как справедливость, милосердие, гуманизм. Именно во Всеобщей декларации прав человека были впервые провозглашены ценности, которые мы сегодня именуем универсальными: права человека неотъемлемо присущи всем людям и все международное сообщество должно обеспечить их соблюдение. Составленная представителями всех регионов и правовых традиций Декларация выдержала испытание временем и нападки, основанные на «релятивизме». Положения Декларации и заключенные в ней основные ценности, в том числе недискриминация, равенство, справедливость и универсальность, применимы к каждому, везде и всегда. Всеобщая декларация прав человека принадлежит всем нам.
Декларация продолжает оставаться актуальным документом, имеющим важное значение не только в периоды конфликтов и в обществах, где царят репрессии, но и в периоды борьбы за социальную справедливость и уважение человеческого достоинства в мирное время в сложившихся демократиях. Недискриминация, равенство и беспристрастность, являющиеся ключевыми составляющими справедливости, образуют ту основу, на которой зиждется Декларация, поэтому тема курсовой работы «Всеобщая декларация прав человека 1948 года» актуальна.
Принятие всеобщей декларации прав человека явилось важным международным событием. Оно показало возможность сотрудничества в области защиты прав человека государств с различным социально-экономическим строем. Хотя по своей юридической силе Декларация носит рекомендательный характер, она, как показал многолетний опыт, имеет огромное позитивное значение для развития государств по пути демократии, свободы, законности. Она стала основой для приятия многих международных документов (деклараций, конвенций, пактов), в том числе положения Декларации нашли свое отражение во многих Конституциях различных государств. Республика Беларусь также является не исключением из этого списка, тем самым это подтверждает значимость Всеобщей декларации прав человека. Изложенные в Декларации нормы постепенно развиваются, конкретизируются и уточняются в ходе заключения все новых и новых международных соглашений.
Ратифицировав эти документы наша республика отдала предпочтение нормам Всеобщей декларации по правам человека как источнику развития внутригосударственного права о правах человека.
В Конституции Республики Беларусь правам и свободам человека посвящен целый раздел.
Учитывая важность и актуальность, стоящей сегодня проблемы защиты прав детей и беженцев в бюллетень также включены Декларация и Конвенция о правах ребенка, Конвенция о правах беженцев.
Для нашего молодого независимого государства, идущего по пути демократических преобразований, создание такого фундамента жизненно необходимо.
Думается, что Декларация прав человека будет содействовать лучшему пониманию норм в области прав человека, а также всеобщему соблюдению прав человека и развитию образования в этой области.
Цель написания курсовой работы: изучить права, гарантированные Декларацией и осознать значимость Всеобщей декларации прав человека и эти знания использовать в своей профессиональной деятельности.
При написании курсовой работы ставились следующие задачи:
— раскрыть историю создания Всеобщей декларации прав человека;
— дать анализ прав человека, провозглашенных в Декларации;
— выявить и оценить значимость Всеобщей декларации прав человека.
Для написания курсовой работы были использованы следующие источники: «Всеобщая декларация прав человека», «Конституция Республики Беларусь», И.И. Котляр «Права человека», Н.Н. Белякович «Права и свободы человека», а также статьи из журналов и газет: А. Гусев «Гуманизм современной эпохи», А. Григорьев «Универсальность стандартов», А. Зыбайло «К вопросу о правовом статусе Всеобщей декларации прав человека и ее влияние на правотворческий и правоприменительный процессы» и др.
1. История создания декларации
Идеи равенства всех людей можно найти и в раннем христианстве. Характерны такие постулаты: «каждый получает награду по своему труду; где нет закона, там нет и преступления; какой мерой мерите, такой отмерено будет и вам».
Статья 38. Впредь никакой чиновник не должен привлекать кого-либо к ответу (на суде, с применением ордалий) лишь на основании своего устного заявления, не привлекая для этого заслуживающих доверия свидетелей.
Статья 39. Ни один свободный человек не будет осужден или заключен в тюрьму или лишен владения или объявлен стоящим вне закона или каким-либо иным способом и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе как по закону приговору равных ему и по закону страны.
Статья 40. Никому не будем продавать права и справедливость, никому не будем отказывать в них или замедлять их [3].
Итак, к началу разработки Всеобщей декларации прав человека имелась сложившаяся концепция прав и свобод человека, получившая закрепление в конституционном законодательстве наиболее развитых государств того времени [1, с. 6].
Вопрос о необходимости разработки Декларации прав человека возник в ходе разработки Устава Организации Объединенных Наций (далее ООН). Почему именно в тот период проблема создания механизма международной защиты в области прав человека стала столь актуальной и насколько правомерно было связывать ее с созданием новой организации? Причины сводились к следующему:
1) Вторая мировая война сопровождалась вопиющим нарушением прав человека фашистскими режимами Германии, Италии, Японии, которые, по словам французского юриста Р. Кассена, действовали «с беспрецедентной варварской методичностью». Разработка универсального международного документа, закрепляющего основные права и свободы, должна была создать убежденность международного сообщества в их первостепенной важности для человеческого существования;
2) вполне оправдано увязывание проблемы защиты прав человека с деятельностью создаваемой международной организации, направленной на обеспечение мира и безопасности. Реализация прав и свобод возможна только в условиях мира и стабильности. Любой вооруженный конфликт сопровождался их грубым нарушением, и наоборот. Попрание прав человека неоднократно приводило к вооруженным конфликтам [4, с.42-43].
Инициатива США в постановке вопроса о разработке Декларации прав человека объяснялась активной деятельностью американских неправительственных организаций (Американский институт права, Комиссия по обеспечению мира, Американская группа планирования), которым принадлежала идея разработки Декларации прав человека и включение её в текст Устава ООН либо в качестве приложения к нему. Такой же позиции придерживались латиноамериканские государства [1, с. 7]. Под давлением американских организаций правительство США на конференции по выработке Устава ООН в Думбартон-Оксе в 1944г. с участием представителей СССР и Великобритании приняло компромиссный вариант: включить в будущий Устав только статьи, касающиеся целей и задач ООН в области прав человека. Эту позицию США и латиноамериканские государства отстаивали на Сан-францисской конференции в мае-июне 1945г., принявшей окончательный вариант Устава ООН. Благодаря их настойчивости большинство государств, в том числе СССР и Великобритания, проголосовали за включение в Устав статей, определяющих стратегию ООН в области прав человека.
Таким образом, в Уставе ООН были закреплены цели и функции ООН в области защиты прав человека и определены органы ООН, ответственные за их реализацию. Одной из главных целей ООН провозглашалось «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин, в равенство больших и малых наций» [4, с. 43].
Для подготовки Декларации была создана временная рабочая группа, в состав которой вошли Элеонора Рузвельт, французский профессор Рэне Кассен, философ по образованию Шарль Малик (Ливан), получивший образование в Гарварде и заменивший впоследствии Элеонору Рузвельт на посту председателя Комиссии по правам человека. Уже на 2-й сессии Комиссии по правам человека, проходившей в декабре 1947г., был представлен практически законный проект Декларации, подготовленный Кассеном, основанный на «Документированных заметках» Департамента по правам человека Секретариата ООН. После обсуждения Комиссии он был отправлен на замечания правительствам.
На 3-й сессии (июнь 1948г.) Комиссия по правам человека, после изучения немногочисленных замечаний правительств, завершила работу над проектом Декларации и представила его в ЭКОСОС, который направил его для окончательной доработки и принятия в III Комитет Генеральной Ассамблеи ООН, проходившей в Париже с сентября по декабрь 1948г. [1, с. 7].
Острые дебаты и разногласия возникли между представителями социалистических и западных стран по поводу содержания прав человека [5, с. 44]. Запад считал, например, что социальный прогресс, права и свободы человека можно обеспечить лишь на основе создания, укрепления и развития рыночной экономики. Советский Союз исходил из того, что общественный прогресс, права человека и демократия могут быть достигнуты в результате уничтожения капитализма и победы коммунизма [6, с. 70].
За принятие Всеобщей декларации прав человека проголосовали 48 делегаций из 56 присутствовавших. При этом воздержались 8 делегаций (в том числе СССР, УССР, БССР) [7, с. 39].
Выступая по мотивам голосования, представители СССР и других социалистических стран отметили, что они воздержались, так как этот документ нарушает суверенитет государств, не содержит целый ряд предложений, внесенный ими, а также не гарантирует осуществления основных прав и свобод.
Сегодня мы можем только сожалеть, что в течение 40 лет наш народ был фактически отлучен от идей подлинной свободы, стремления к счастью и человеческому достоинству, равенства людей в своих правах, уважительного отношения друг к другу, добра и справедливости, которые во все времена вдохновляли человека на возвышенные поступки и благородные дела [6, с. 70].
В ознаменование важности как этого документа, так и самого социально-гуманитарного явления было решено 10 декабря провозгласить Днем прав человека [7, с. 39].
Принятие Всеобщей декларации прав человека подтвердило возможность сотрудничества государств с различным общественным строем в области прав человека. Государства-члены ООН смогли достигнуть договоренности относительно тех общих для них принципов, которыми они должны руководствоваться в интересах соблюдения прав человека. Было установлено, какие основные права и свободы должны подлежать всеобщему уважению. Принятие Всеобщей декларации прав человека стало поворотным, эпохальным событием в жизни народов. Впервые в документе приведен перечень основных прав и свобод человека, дана оценка этому общественному явлению, как жизненно необходимому фактору развития мировой цивилизации.
2. Всеобщая декларация прав человека как один из документов Международного Билля о правах человека
Разработка и принятие в рамках ООН Билля о правах человека ознаменовали качественно новый этап в развитии международных норм по правам человека. Речь шла уже не о каких-то отдельных правах, о защите какой-то особой категории лиц, а о правах всех индивидов во всех сферах общественной жизни. Всеобщая декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и поэтому не является юридически обязательным документом [9, с. 28].
Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 статей.
Концепция прав и свобод человека, закрепленная во Всеобщей декларации, состоит из следующих компонентов:
— основополагающие принципы прав человека;
— классификация прав и свобод человека;
— права человека и общества;
— соотношение прав личности и государства [1, с. 9].
Преамбула раскрывает причины разработки Декларации. Они сводятся к следующему:
? Пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества.
? Стремления людей является создание такого мира (общества), где люди «будут иметь свободу слова и свободу убеждений и будут свободны от страха, нужды» (иначе, для нормальной жизнедеятельности человека нужно обладать всем комплексом прав как гражданских, политических, так и социально-экономических).
? Права человека должны иметь надежную правовую защиту, чтобы «человек не был вынужден прибегать к восстанию в качестве последнего средства против тирании и угнетения».
? Устав ООН накладывает обязанности на государства «содействовать в сотрудничестве с ООН всеобщему уважению и соблюдению прав и свобод человека». Огромное значение для выполнения этой обязанности имеет «всеобщее понимание характера этих прав и свобод», что достигается регламентацией в универсальном международном документе.
? Закрепление прав и свобод в едином документе создает условия для просвещения и образования в области прав человека, содействуя таким образом их уважению, принятию национальных и международных мер для их «всеобщего и эффективного признания и осуществления» [4, с. 45-46].
В статье 1 Декларации предусматривается, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Статья 2: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете» [8, c. 6].
Ключевыми для определения классификационных критериев прав и свобод являются статьи 3 и 22 Декларации. В статье 3 дается общее понимание гражданских и политических прав, включающих право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Далее в статьях 4-21 они перечисляются, трактуются и конкретизируются. К ним относятся:
? недопустимость рабства или подневольного состояния;
? недопустимость пыток, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания;
? право на правосубъектность;
? равенство всех перед законом;
? право на восстановление нарушенных прав;
? право на судебное разбирательство;
? недопустимость произвольного ареста, задержания или изгнания;
? право на личную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции;
? право на свободное передвижение и выбор места жительства;
? право искать убежище, спасаясь от преследования по политическим мотивам;
? право на создание семьи и равенство сторон в браке;
? право на гражданство;
? право на владение имуществом;
? право на свободу мысли, совести, убеждений;
? право на свободу мирных собраний и ассоциаций;
? право на участие в управлении страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей [8, c. 7-10].
Статья 22 является вводной в отношении социально-экономических и культурных прав. Причем в статье подчеркивается их значимость для обеспечения достоинства и свободного развития личности и определяются способы и формы их реализации, а именно: национальные условия, международное сотрудничество, наличие соответствующей структуры и ресурсов [4, с.47].
«Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную плату за равный труд.
Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существования для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов».
Статья 24 Декларации закрепляет право каждого человека на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.
В статье 25 отмечается, что «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой».
Что касается права на образование, то оно закреплено в статье 26 Декларации. Также в этой статье сказано: «образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организаций Объединенных Наций по поддержанию мира.
Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей».
Согласно статье 27, каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является [8, c. 11-12].
Заключительные статьи 28-30 устанавливают для каждого человека такой общественный и международный порядок, при котором права, сформулированные в декларации, могут быть полностью реализованы; они могут быть ограничены только в том случае, если они ущемляют права и свободы других людей и вступают в противоречие с нормами морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Декларация определяет обязанности каждого человека перед обществом, в котором он или она живет [10, с. 268].
Всеобщая декларация прав человека защищает каждого из нас, и в ней закреплен целый ряд различных прав. Составителям Декларации виделось будущее, в котором человек будет свободен не только от страха, но и от нужды. Они считали все права человека одинаково значимыми и подтвердили, что все они играют весьма важную роль в том, что касается обеспечения достойной жизни для людей.
В процессе подготовки Всеобщей декларации участвовали представители всех регионов, источником вдохновения для которых являлись ценности, системы взглядов и политические традиции, существующие в различных культурах и обществах всего мира. Первоначально принятая странами всего мира в качестве «задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства», Декларация со временем стала повсеместно восприниматься как документ, содержащий основополагающие нормы в области прав человека, которые должны уважаться всеми.
С годами эта приверженность воплотилась в законах, в которых дается определение прав человека и содержаться гарантии их соблюдения. На основе Всеобщей декларации были подготовлены многочисленные договоры, декларации и региональные конвенции по правам человека, а также национальные конституции. В своей совокупности эти многочисленные законы о правах человека представляют собой своего рода контракт между правительствами стран и их народами.
На сегодняшний день почти ни одно государство не отвергло принципы, провозглашенные во Всеобщей декларации, и она составляет важнейшую часть Международного билля о правах человека.
3. Значение Всеобщей декларации прав человека
Всеобщую декларацию прав человека 1948г. называют «выдающимся документом человечества», «Хартией вольностей для всего человечества». Таких высочайших оценок не удостаивался ни один международный документ [1, с. 5].
Всемирно-историческое значение Декларации заключается:
— во-первых, в том, что она как бы подвела итог длительной борьбы человечества против угнетения, несправедливости, за уважение человеческого достоинства;
— во-вторых, положила начало разработке основных международных норм и стандартов в области прав человека;
— в-третьих, поставила задачу дальнейшего расширения диапазона основных прав человека и их реализации всеми имеющимися у мирового сообщества средствами [12, с. 24-25].
Принятие Всеобщей декларации подтвердило возможность сотрудничества государств с различным общественным строем в области прав человека. Государства-члены ООН смогли достигнуть договоренности относительно тех общих для них принципов, которыми они должны руководствоваться в интересах соблюдения прав человека. Было установлено, какие основные права и свободы должны подлежать всеобщему уважению.
На международном уровне Декларация стала отправной точкой, а затем и ядром всей системы универсальных международных актов по правам человека, принятых в рамках ООН (около 200 документов), правовым ориентиром и стандартом для десятков и сотен региональных и двусторонних международных договоров, составивших в совокупности разветвленную систему принципов и норм, определяющих виды и содержание прав и свобод человека, а зачастую и порядок их реализации и механизм защиты. На нее ссылаются как универсальные международные конвенции (Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966г. и др.), так и региональные соглашения (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г., Американская конвенция о правах человека 1960г., Африканская Хартия прав человека и народов 1981.). Так, например, в хельсинском Заключительном акте СБСЕ 1975г. подтверждается, что «в области прав человека и основных свобод государства-участники будут действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларацией прав человека» [13, с. 5].
Во внутреннем праве различных стран Декларация воплощалась в виде прямых ссылок на ее положения или непосредственного включения последних в тексты конституций; в отражении ее главных статей в национальном законодательстве; в прямых ссылках на ее положения при истолковании судами национального законодательства и соответствующих норм международного права.
Так, в послевоенных конституциях Италии, Японии, ФРГ права человека были в широком объеме представлены в специальных разделах о правах и обязанностях граждан. Буржуазные конституции «второй волны», принятые в 1970-е гг. в Греции, Португалии, Испании, закрепили еще более развернутую систему прав и свобод человека. Декларация получила признание и в конституционном законодательстве большинства новых независимых государств, возникших после краха колониальных систем (Того, Сенегал, Мадагаскар) и распада социалистических федераций (Российская федерация, Республика Беларусь, Республика Молдова). Причем многие конституции дословно воспроизвели ее основные положения [13, с. 5-6].
В Российской федерации «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (чч. 1 и 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации ) [13, с.6].
Республика Беларусь предпринимает меры, направленные на то, чтобы ее нормативные правовые акты, регламентирующие защиту гражданских прав человека, соответствовали взятым ею международным обязательствам. Одним из ярких примеров этого может послужить раздел II Конституции «Личность, общество, государство», в стст. 24-40 которого закреплены гражданские права и свободы личности, аналогичные тем, которые были провозглашены во Всеобщей декларации прав человека [14, с. 52]. Особый статус международных стандартов прав и свобод человека в Республике Беларусь подтверждается статьей 21 Конституции: «обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства… Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами» [15, с.53].
Как отмечал В. Ягавик, «не менее чем 90 национальных конституций, принятых после 1948г., содержат перечень фундаментальных прав, которые или воспроизводят положения Декларации, или включены в них под ее влиянием». В этом отношении особый интерес представляют Конституции Португалии, Румынии, Испании, каждая из которых требует от судов своего государства толковать конституционные нормы так, чтобы они не противоречили Всеобщей декларации прав человека [13, с. 6].
Показательной является и практика национальных судов, которые используют положения Декларации для трактовки прав и свобод, закрепленных в национальном законодательстве, и выявления их нарушения.
Так, Римский суд в своем решении от 2 июня 1958г. определил содержащиеся во Всеобщей декларации положения как «общепризнанные нормы международного права», подлежащие применению в соответствии со статьей 10 Конституции Италии.
США до последнего времени не ратифицировали большинство международных договоров, касающихся защиты прав человека, и поэтому для американских истцов, оспаривавших судебные или административные решения, главным источником правопритязаний служили наряду с Конституцией нормы международного обычного права. В результате в судах США на Всеобщую декларацию ссылались, пожалуй, чаще, нежели в любых других [13, с. 7].
Значительный опыт в применении Всеобщей декларации приобрел Конституционный суд Республики Беларусь, часто использующий ее положения при определении соответствия белорусского законодательства Конституции и международным стандартам в области прав человека [6, с. 10]. Например, в мотивированной части заключений от 27 ноября 1997г. №3-60/97 или от 1 июня 1999г. № 3-79/99 Конституционный Суд ссылался соответственно на статьи 22 и 23 Всеобщей декларации прав человека [13, c. 7].
Актуализация идей и принципов Всеобщей декларации обусловлена объективной тенденцией мирового развития к демократизации и гуманизации общественных отношений. Но это не означает, что в мире не существуют и иные явления и процессы. Так, например, по данным ООН, более чем в 100 странах мира нарушаются права человека, в том числе и в ряде государств Западной Европы и других индустриально развитых странах. В то же время, несомненно, что Декларация сыграла важную роль в уничтожении позорной колониальной системы. А ведь в год принятия этого документа большинство людей Земли все еще являлись жертвами этой бесчеловечной системы, не совместимой с идеей неотъемлемых прав человека. Права человека за это время превратились из пропагандистского лозунга, широко использовавшегося во время «холодной войны» разными государствами и партиями в своих идеологических и политических целях, в общепризнанную ценность.
Последние десятилетие действительно усилило надежду на успешное достижение гуманистических идей Декларации. Значительно ослабли позиции авторитарных и тоталитарных систем, возникли новые демократические суверенные государства, возрождается национальная культура. Но одновременно во многих странах и регионах произошло резкое обострение социальных, национальных, этнических, религиозных конфликтов, сопровождающихся массовыми и грубыми нарушениями прав человека.
Можно с удовлетворением отметить, что белорусский народ избежал этих потрясений. Но мы не можем не ощущать последствий конфликтов, происходящих в других странах, ибо растет число беженцев в Беларуси. Многие из них приезжают и живут в республике фактически нелегально, что безусловно не способствует безопасности граждан и социальной стабильности.
Права человека являются не только атрибутивным свойством личности, но и составной частью правовой системы общества. Право и права человека существуют и развиваются в известном противоборстве с государством. Это объясняется хотя бы тем, что они связывают, ограничивают всесилие государства, устанавливают для деятельности государственных органов и служащих последовательно разрешенный порядок.
В то же время правовое ограничение деятельности государства не должно превышать разумный уровень, ибо слабая законодательная, исполнительная и судебная власть делает человека беззащитным перед разного рода произволом и беззаконием.
На политико-правовом фундаменте Всеобщей декларации зиждется работа Комиссии, Комитета, Неополитического и социального Совета комитетов организации Объединенных Наций, Страсбургского центра Совета Европы, Европейского и Межамериканского судов по защите прав человека, ряда подкомиссий по правам человека, Третьего Комитета Генеральной Ассамблеи, Экономического и социального Совета ООН, Департамента социальных, гуманитарных наук и культуры ЮНЕСКО и ЮНЕСКО в целом, Международной организации труда, международного Хельсинского движения и регионального движения по сотрудничеству и безопасности в Европе.
На благодатной почве Всеобщей декларации выросли десятки организаций системы ООН, международные образования типа Совета Европы, Организации американских государств и ОБСЕ, другие региональные и межрегиональные организации, национальные комитеты, сотни национальных неправительственных организаций, проведены многие десятки международных форумов, в том числе всемирная Тегеранская конференция 1968г. и всемирная Конференция по правам человека 1993г. в городе Вене.
В качестве последней Всеобщая декларация прав человека дала мощный импульс дальнейшему углублению содержания, совершенствования структуры, увеличению объема правочеловеческого мышления и деятельности.
Можно сказать, что создание Декларации берет свое начало ещё с древних времен, когда были высказаны идеи равенства, как право на жизнь, свободу, безопасность и т.д. И уже к началу разработки Всеобщей декларации прав человека имелась сложившаяся концепция прав и свобод человека.
Всемирно-историческое значение Декларации заключается, во-первых, в том, что она как бы подвела итог длительной борьбы человечества против угнетения, несправедливости, за уважение человеческого достоинства. Во-вторых, положила начало разработке основных международных норм и стандартов в области прав человека. В-третьих, поставила задачу дальнейшего расширения диапазона основных прав человека и их реализации всеми имеющимися у мирового сообщества средствами.
Как уже было выше сказано, Всеобщая декларация прав человека носит лишь рекомендательный характер. Но, тем не менее, на ее текст опираются законодательства многих стран. И наша страна не исключение.
Республика Беларусь делает достаточно многое для реализации норм Декларации. Это можно рассмотреть на примере укрепления семьи, защиты детства и материнства.
Главой государства утверждена и реализуется президентская программа «Дети Беларуси» на 2006-2010 гг., которая определяет основные доходы к совершенствованию системы повышения качества жизни семей с детьми, профилактики безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних, укрепления их здоровья и профилактики сиротства.
С 1 января 2008 года в новой редакции начал действовать Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». В ноябре 2008 года были приняты изменения в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, которые направлены на защиту имущественных прав детей.
Такой принцип Всеобщей декларации, как право передвижения, реализуются следующим образом:
Указом Президента Республики Беларусь от 7.09.2007 года упразднена ранее существовавшая система прописки граждан и заменена на систему регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания. Теперь на граждан не возлагается обязанность сниматься с регистрационного учета в случае изменения места жительства, как это имело место при выписки.
Что касается свободы граждан на объединения, то это право реализуется в полной мере. Вот факты. На 1 января 2011 года в нашей стране зарегистрировано 15 политических партий и 976 партийных организаций, 35 профсоюзов и почти 22,8 тыс. профсоюзных организаций, 2325 общественных объединений, 25 союзов (ассоциаций) общественных объединений.
Также в нашем государстве принимаются правовые, организационные, административные меры, направленные на повышение статуса женщин, защиту их прав и интересов. Реализована Республиканская программа «Женщины Республики Беларусь».
Однако существуют и недостатки в реализации норм Всеобщей декларации прав человека. Так в статье 3 Декларации закреплено, что каждый человек имеет право на жизнь. Однако наше государство является одним из немногих, которое, применяет смертную казнь, как исключительную меру наказания.
Тем не менее, согласно докладу ООН 2009 года о человеческом развитии в рейтинге стран по индексу развития с учетом гендерного фактора Беларусь занимает 52-е место среди 182 стран и первое место в СНГ.
В городе Гомеле действует Первичная организация общественного объединения «Белорусская ассоциация молодых христианских женщин». Ею был создан проект «Выход для тебя», который заключался в адаптации матерей-одиночек и девушек из неполных семей к требованиям рынка труда и содействие в преодолении кризисных ситуаций. Данный проект зарегистрирован в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь.
С момента принятия Декларации прошло 62 года, однако сегодня мы еще не можем сказать, что она в одинаковой степени гарантирует поощрение и защиту прав каждого человека. Мы, как обладатели прав, должны вновь обратиться к положениям Декларации, сделать их неотъемлемой частью нашей жизни. Хотя правительства несут основную ответственность за поощрение и защиту прав человека, негосударственные субъекты, другие ответственные субъекты и все мы также играем важную роль в работе, направленной на то, чтобы всеобщее осуществление прав человека стало реальностью. Только на основе согласованных усилий системы ООН, ее международных и местных партнеров, на основе принципа национальной ответственности и участия людей из самых разных уголков мира мы можем реально рассчитывать на то, что будут обеспечены «человеческое достоинство и справедливость для всех нас».
декларация право документ международный
Список используемых источников