всеобщее избирательное право плюсы и минусы

Всеобщее избирательное право плюсы и минусы

Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме

(в ред. Федеральных законов от 09.11.2009 N 250-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения п. 3.1 ст. 4 (в ред. ФЗ от 25.07.2006 N 128-ФЗ) применяются при замещении вакантного депутатского мандата по единому избирательному округу.

3.1. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ)

3.2. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

(пп. «а» в ред. Федерального закона от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. «а.1» введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

(пп. «а.2» введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов «а.1» и «а.2» настоящего пункта;

(в ред. Федерального закона от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ст. 4 (в ред. ФЗ от 23.05.2020 N 153-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 23.05.2020.

(пп. «б.1» введен Федеральным законом от 23.05.2020 N 153-ФЗ)

в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 настоящего Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 05.12.2006 N 225-ФЗ)

3.3. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами «а.1», «а.2» и «б.1» пункта 3.2 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.

(п. 3.3 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.05.2020 N 153-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.4. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами «а», «а.1» и «а.2» пункта 3.2 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.

(п. 3.4 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

3.5. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами «а.1» и «а.2» пункта 3.2 настоящей статьи, действуют до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости.

(п. 3.5 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

П. 3.6 ст. 4 применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 04.06.2021 (ФЗ от 04.06.2021 N 157-ФЗ).

Положения настоящего пункта распространяются на участников, членов, работников экстремистской или террористической организации и иных лиц, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской или террористической организации: непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в том числе отдельных мероприятий), в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и (или) выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети «Интернет», либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической.

Лица, являвшиеся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

Лица, являвшиеся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

(п. 3.6 введен Федеральным законом от 04.06.2021 N 157-ФЗ)

4. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

4.1. Активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, правом голосовать на референдуме субъекта Российской Федерации обладает также гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, не имеющий регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, зарегистрированный по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона для голосования в пределах избирательного округа, округа референдума, где он зарегистрирован по месту пребывания.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 29.05.2019 N 104-ФЗ)

5. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

6. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

7. При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

8. Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 11.12.2004 N 159-ФЗ, от 09.11.2009 N 250-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 05.04.2021 N 89-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Положения ст. 4 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.

11. В случае принятия комиссией решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона, установленные настоящим Федеральным законом условия реализации гражданами Российской Федерации активного избирательного права, права на участие в предусмотренных законом избирательных действиях, права на участие в референдуме Российской Федерации, других действиях по подготовке и проведению референдума, связанные с достижением возраста 18 лет, определяются исходя из последнего возможного дня голосования на соответствующих выборах, референдумах.

(п. 11 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

12. В случае принятия комиссией решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона, установленные настоящим Федеральным законом условия реализации гражданами Российской Федерации права быть избранными определяются исходя из первого возможного дня голосования на соответствующих выборах, референдумах.

(п. 12 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

Источник

Всеобщее избирательное право: плюсы и минусы

всеобщее избирательное право плюсы и минусы. всеобщее избирательное право плюсы и минусы фото. картинка всеобщее избирательное право плюсы и минусы. смотреть фото всеобщее избирательное право плюсы и минусы. смотреть картинку всеобщее избирательное право плюсы и минусы.

В России, как известно, всеобщим является избирательное право, но не обязанность (ходить на выборы). И это плохо уже потому, что избирательное право должно оставаться уделом лишь тех, кто готов исполнять обязанности, присущие членам общества. Это мы ещё обсудим, а пока обратимся к основному закону государства, то есть к Конституции, закрепляющей за гражданами всеобщее право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

В Конституции ничего не говорится о том, что участие в выборах может быть такой же «повинностью», как, например, служба в вооружённых силах. «Впрочем, есть и такие страны, где неявка зарегистрированного избирателя на выборы признаётся административным правонарушением, — поясняет кандидат юридических наук, правовой эксперт Общественной палаты России, советник юстиции Борис Пантелеев. — Ведь если гражданин добровольно отказывается от участия в выборах, то он тем самым лишает себя права контролировать исход голосования».

Поскольку избирательная машина остаётся в руках государства, деятельность которого мы — члены общества контролировать должным образом не способны, у нас нет оснований в полной мере доверять результатам выборов. Не потому ли некоторые граждане отказываются от участия в выборах, что, с точки зрения Бориса Пантелеева, «нельзя признать ответственным поведением добросовестного гражданина».

Гайдпаркер Александр Гершаник считает, что голосование — это наше право, но не обязанность. А это значит, что «отказаться от этого права мы можем в любой момент, никому ничего не объясняя. Ведь даже после получения бюллетеня никто не может лишить нас конституционного права выбора в форме отказа от голосования.

Автор провёл в социальной сети Гайдпарк опрос на тему «Существует ли избирательная «повинность»? 946 человек (81% участников опроса) посчитали, что такой повинности не существует, 153 человека (13%) согласились с тем, что она существует, и 62 человека (5%) предпочли высказать своё особое мнение в комментариях.

Очевидно, что правами гражданина России и, в частности, избирательным правом нас наделяет государство «Российская федерация», гражданами которого большинство из нас является в силу того, что наши родители, в свою очередь, являются гражданами России. И, похоже, что до рождения, находясь в утробе матери, мы никаких прав не имеем и, соответственно, не несём никаких обязанностей.

Дело в том, что, находясь в утробе матери, мы, с точки зрения права, являющегося, как известно, атрибутом государства, как бы и не существуем. И если вдруг беременная женщина даже на позднем сроке решится на искусственные роды, а медики согласятся их провести, плоду не жить. Ему попросту не на кого надеяться, включая государство, под защиту которого граждане попадают по факту своего появления на свет Божий. Именно тогда они и обретают права гражданина.

Достигнув определенного возраста, граждане обретают право избирать и быть избранным. Но, как сказала 12 ноября 2011 года ведущая программ «Код доступа» на радио «Эхо Москвы» Юлия Латынина, не каждый заслуживает право быть избирателем. Этим правом должен быть наделён лишь тот, «кто платит хоть на копейку больше налогов, чем получает дотаций от государства».

Так является ли абсолютным благом всеобщее избирательное право (ВИП)? И это своего рода нежелательное обременение? В нищих странах ВИП, как правило, кончается диктатурой. «Если ваше общество состоит из собственников и ответственных граждан, как в Швеции или в Израиле, где граждане чрезвычайно ответственны, то даже при высоком уровне социальных гарантий в его главе окажется ответственный политик. Если ваше общество состоит из людоедов, как в Африке, или люмпенов, как в России, то на выходе вы получаете президента-людоеда или президента-люмпена», — подчеркнула Латынина.

С её точки зрения, ВИП — это некое случайное историческое условие, которое сложилось в Европе в конце XIX века, в основном, благодаря росту массовых армий, которое вызвало, в свою очередь, приход к власти фашистов, национал-социалистов и социалистов. Оно ведёт к государству всеобщего социального обеспечения.

«ВИП чрезвычайно опасно даже для богатых обществ. Для бедных оно приводит к диктатуре, как только найдётся политик достаточно беспринципный, чтобы сказать народу, что если мы всё разделим на всех, то у всех будет всё. В результате, конечно, получается, что все есть только у него, а у всех есть шиш, но это уже происходит потом, когда политик пришёл к власти. И если демократия означает всеобщее избирательное право, то да, я против демократии. Я за власть собственников. Называйте это «ктиторократией» — от древнегреческого «ктитор», то есть собственник. Называйте как угодно. Я за то, чтобы избирательное право в явном или скрытом виде принадлежало только собственникам и налогоплательщикам», — отметила Латынина.

В этом, пожалуй, есть свой резон. Ведь если человек содержит государство, финансируя не только его собственные нужды, но и деятельность, направленную на жизнеобеспечение населения и страны в целом, то у него, наверное, есть право диктовать государству свои условия.

Недовольство государством выражают многие. Но отказываться от этого учреждения нам не стоит. Ведь в том-то и заключается парадокс, что ничто кроме государства не способно обеспечить прав и свобод граждан. То есть в отсутствие государства нет ни свобод, ни прав. В отсутствие государства есть либо стадо, либо война.

Задачу общества в отношении государства Юлия Латынина усматривает в том, чтобы использовать его силу для обеспечения свободы: «Вопреки мечтаниям анархистов, государство нельзя отменить, его можно только использовать. Как же использовать государство? Ответ на этот вопрос, к сожалению, нельзя дать на все века и на все обстоятельства».

Думаю, что общество должно использовать государство примерно так же, как господин использует раба. Правда, у государства, в отличие от раба, есть «писаные» правила. Эти правила как раз и содержит Конституция, которой государство и должно руководствоваться в своей деятельности. Что же касается общества, то, наделяя государство основным законом, оно должно принять меры к тому, чтобы государство не отклонялось от прописанных в нём норм.

Итак, с государством всё более или менее понятно. Представляет собой не что иное, как учреждение общества, оно должно действовать сообразно Конституции и вытекающим из неё законам. А чем должно руководствоваться общество?

Общество — это совокупность субъектов, каждый из которых изначально наделен правами человека. Кто же наделяет их такими правами? Верующие источником прав человека считают своего Создателя. Что же касается атеистов, то они разработчиком прав человека могут считать слепую природу, у которой нет иного метода, кроме так называемого естественного отбора.

Спрашивается, достаточно ли иметь права человека, чтобы обладать избирательным правом? Думаю, что нет, не достаточно. Очевидно, что избирательным правом может быть наделен лишь тот, кто участвует в финансировании государства. Условия подобного финансирования можно зафиксировать в договоре об учреждении государства, то есть в общественном договоре, идею которого обсуждали многие мыслители, включая, например, Жан-Жака Руссо. Придти к согласию между собой учредители государства могли бы путём подписания общественного договора. Но не ясно, кто бы мог заказать разработку такого договора, который обеспечил бы достижение согласия между членами российского общества.

Источник

Всеобщее избирательное право: плюсы и минусы

всеобщее избирательное право плюсы и минусы. всеобщее избирательное право плюсы и минусы фото. картинка всеобщее избирательное право плюсы и минусы. смотреть фото всеобщее избирательное право плюсы и минусы. смотреть картинку всеобщее избирательное право плюсы и минусы.

В России, как известно, всеобщим является избирательное право, но не обязанность (ходить на выборы). И это плохо уже потому, что избирательное право должно оставаться уделом лишь тех, кто готов исполнять обязанности, присущие членам общества. Это мы ещё обсудим, а пока обратимся к основному закону государства, то есть к Конституции, закрепляющей за гражданами всеобщее право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

В Конституции ничего не говорится о том, что участие в выборах может быть такой же «повинностью», как, например, служба в вооружённых силах. «Впрочем, есть и такие страны, где неявка зарегистрированного избирателя на выборы признаётся административным правонарушением, — поясняет кандидат юридических наук, правовой эксперт Общественной палаты России, советник юстиции Борис Пантелеев. — Ведь если гражданин добровольно отказывается от участия в выборах, то он тем самым лишает себя права контролировать исход голосования».

Поскольку избирательная машина остаётся в руках государства, деятельность которого мы — члены общества контролировать должным образом не способны, у нас нет оснований в полной мере доверять результатам выборов. Не потому ли некоторые граждане отказываются от участия в выборах, что, с точки зрения Бориса Пантелеева, «нельзя признать ответственным поведением добросовестного гражданина».

Гайдпаркер Александр Гершаник считает, что голосование — это наше право, но не обязанность. А это значит, что «отказаться от этого права мы можем в любой момент, никому ничего не объясняя. Ведь даже после получения бюллетеня никто не может лишить нас конституционного права выбора в форме отказа от голосования.

Автор провёл в социальной сети Гайдпарк опрос на тему «Существует ли избирательная «повинность»? 946 человек (81% участников опроса) посчитали, что такой повинности не существует, 153 человека (13%) согласились с тем, что она существует, и 62 человека (5%) предпочли высказать своё особое мнение в комментариях.

Очевидно, что правами гражданина России и, в частности, избирательным правом нас наделяет государство «Российская федерация», гражданами которого большинство из нас является в силу того, что наши родители, в свою очередь, являются гражданами России. И, похоже, что до рождения, находясь в утробе матери, мы никаких прав не имеем и, соответственно, не несём никаких обязанностей.

Дело в том, что, находясь в утробе матери, мы, с точки зрения права, являющегося, как известно, атрибутом государства, как бы и не существуем. И если вдруг беременная женщина даже на позднем сроке решится на искусственные роды, а медики согласятся их провести, плоду не жить. Ему попросту не на кого надеяться, включая государство, под защиту которого граждане попадают по факту своего появления на свет Божий. Именно тогда они и обретают права гражданина.

Достигнув определенного возраста, граждане обретают право избирать и быть избранным. Но, как сказала 12 ноября 2011 года ведущая программ «Код доступа» на радио «Эхо Москвы» Юлия Латынина, не каждый заслуживает право быть избирателем. Этим правом должен быть наделён лишь тот, «кто платит хоть на копейку больше налогов, чем получает дотаций от государства».

Так является ли абсолютным благом всеобщее избирательное право (ВИП)? И это своего рода нежелательное обременение? В нищих странах ВИП, как правило, кончается диктатурой. «Если ваше общество состоит из собственников и ответственных граждан, как в Швеции или в Израиле, где граждане чрезвычайно ответственны, то даже при высоком уровне социальных гарантий в его главе окажется ответственный политик. Если ваше общество состоит из людоедов, как в Африке, или люмпенов, как в России, то на выходе вы получаете президента-людоеда или президента-люмпена», — подчеркнула Латынина.

С её точки зрения, ВИП — это некое случайное историческое условие, которое сложилось в Европе в конце XIX века, в основном, благодаря росту массовых армий, которое вызвало, в свою очередь, приход к власти фашистов, национал-социалистов и социалистов. Оно ведёт к государству всеобщего социального обеспечения.

«ВИП чрезвычайно опасно даже для богатых обществ. Для бедных оно приводит к диктатуре, как только найдётся политик достаточно беспринципный, чтобы сказать народу, что если мы всё разделим на всех, то у всех будет всё. В результате, конечно, получается, что все есть только у него, а у всех есть шиш, но это уже происходит потом, когда политик пришёл к власти. И если демократия означает всеобщее избирательное право, то да, я против демократии. Я за власть собственников. Называйте это „ктиторократией“ — от древнегреческого „ктитор“, то есть собственник. Называйте как угодно. Я за то, чтобы избирательное право в явном или скрытом виде принадлежало только собственникам и налогоплательщикам», — отметила Латынина.

В этом, пожалуй, есть свой резон. Ведь если человек содержит государство, финансируя не только его собственные нужды, но и деятельность, направленную на жизнеобеспечение населения и страны в целом, то у него, наверное, есть право диктовать государству свои условия.

Недовольство государством выражают многие. Но отказываться от этого учреждения нам не стоит. Ведь в том-то и заключается парадокс, что ничто кроме государства не способно обеспечить прав и свобод граждан. То есть в отсутствие государства нет ни свобод, ни прав. В отсутствие государства есть либо стадо, либо война.

Задачу общества в отношении государства Юлия Латынина усматривает в том, чтобы использовать его силу для обеспечения свободы: «Вопреки мечтаниям анархистов, государство нельзя отменить, его можно только использовать. Как же использовать государство? Ответ на этот вопрос, к сожалению, нельзя дать на все века и на все обстоятельства».

Думаю, что общество должно использовать государство примерно так же, как господин использует раба. Правда, у государства, в отличие от раба, есть «писаные» правила. Эти правила как раз и содержит Конституция, которой государство и должно руководствоваться в своей деятельности. Что же касается общества, то, наделяя государство основным законом, оно должно принять меры к тому, чтобы государство не отклонялось от прописанных в нём норм.

Итак, с государством всё более или менее понятно. Представляет собой не что иное, как учреждение общества, оно должно действовать сообразно Конституции и вытекающим из неё законам. А чем должно руководствоваться общество?

Общество — это совокупность субъектов, каждый из которых изначально наделен правами человека. Кто же наделяет их такими правами? Верующие источником прав человека считают своего Создателя. Что же касается атеистов, то они разработчиком прав человека могут считать слепую природу, у которой нет иного метода, кроме так называемого естественного отбора.

Спрашивается, достаточно ли иметь права человека, чтобы обладать избирательным правом? Думаю, что нет, не достаточно. Очевидно, что избирательным правом может быть наделен лишь тот, кто участвует в финансировании государства. Условия подобного финансирования можно зафиксировать в договоре об учреждении государства, то есть в общественном договоре, идею которого обсуждали многие мыслители, включая, например, Жан-Жака Руссо. Придти к согласию между собой учредители государства могли бы путём подписания общественного договора. Но не ясно, кто бы мог заказать разработку такого договора, который обеспечил бы достижение согласия между членами российского общества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *