вшэ менеджер по компенсациям и льготам
Master of Human Resource Management in Compensation and Benefits «Мастер по управлению вознаграждением (Rewards Manager)»
Уникальная программа, позволяющая по окончании обучения создавать эффективные системы управления вознаграждением персонала организации. Выпускники программы способны выстраивать современные модели оплаты труда, гарантий и компенсаций, связывая воедино управленческие, экономические, финансовые и юридические процессы в области управления вознаграждением.
Программа построена на основе ведущих мировых C&B практик с учетом требований национального законодательства.
Диплом о профессиональной переподготовке НИУ ВШЭ
Обучение носит практико-ориентированный характер и предполагает освоение комплексных системных компетенций в управлении человеческими ресурсами, финансовом менеджменте, экономике труда и трудовом праве.
В 2021 году состоялся восьмой выпуск.
Для кого
Для участия в онлайн программе «Цифровая трансформация кадровых бизнес-процессов» приглашаются
Специалисты в области C&B, планирующие рост
Руководители подразделений, заинтересованные в управлении мотивацией подчиненных
Формат обучения
Лица имеющие высшее образование принимаются на программу по итогам собеседования
Количество мест ограничено. В группе не более 25 человек
Вебинары и занятия в аудитории
Подготовка и защита проекта
Занятия 2 раза в неделю c 18.50. до 22.00.
Почему слушатели выбирают нашу программу
Программа построена на оптимальном сочетании теории и прктики
Изучение успешного опыта реализации проектов в России в области C&B
Связь с бизнесом — менторы и преподаватели — профильные эксперты из ведущих компаний
Программа обучения
1. Современные системы управления вознаграждением
1.1 Мотивация персонала. Введение в управление вознаграждением. Бизнес стратегии, стратегии управления социальным капиталом и стратегии вознаграждения. Total Rewards
1.2 Анализ эффективности системы вознаграждения
1.3 Современные технологии сбора, обобщения и группировки информации о функционале ролей. Семьи должностей и индивидуальные описания должностей
1.4 Статистика и количественные методы
1.5 Финансовая структура компании. Бюджетирование расходов на персонал
1.6 Анализ рынка труда
1.7 Льготы
1.8 Управление изменением системы вознаграждения. Внедрение новых систем и инструментов
2. Практика применения трудового законодательства
2.1 Современный этап развития трудового права: принципы, источники, пробелы и коллизии
2.2 Риск-ориентированный подход при проведении мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства
2.3 Соотношение нормативно-правового, коллективно-договорного, локального-нормативного и индивидуально-договорного способов регулирования трудовых отношений
2.4 Система социального партнерства
2.5 Трудовой договор: заключение, изменение и прекращение
2.6 Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Ответственность работодателя за нарушения в сфере труда
3. Современные технологии построения зарплатной структуры и управление доходами сотрудников
3.1 Оценка стоимости должности (job pricing), сопоставление должностей с каталогом стандартных описаний должностей (job mapping)
3.2 Оценка должностей: количественные и неколичественные методы (job evaluation): теория и практика
3.3 Построение зарплатной структуры
3.4 Подходы к управлению окладами в зарплатной структуре. Моделирование компетенций. Оценка по компетенциям в рамках грейдов
3.5 Управление эффективностью деятельности. MBO.BSK.KPI. Цикл управления эффективностью
4. Организационно-правовое обеспечение управления вознаграждением
4.1 Системы оплаты труда. Правовое регулирование заработной платы
4.2 Компенсационные выплаты
4.3 Стимулирующие (поощрительные) выплаты. Системы премирования
4.4 Системы гарантий и компенсаций
4.5 «Золотые парашюты». Выходные пособия и денежные компенсации. Опционные программы
4.6 Социальное партнерство и локальное нормотворчество в сфере оплаты труда, гарантий и компенсаций
5. Комплексное управление вознаграждением персонала
5.1 STI (Short Term Incentive): построение концепции переменного вознаграждения. LTI (Long Term Incentive): виды планов
5.2 Проектное премирование и премирование продающих подразделений
5.3 Система нематериальной мотивации. Wellbeing-программы. Система Сбалансированных Ценностей. Employer Value Proposition
6. Экономика труда и персонала
6.1 Современная экономика труда
6.2 Управление организационной структурой и численностью персонала.
6.3 Системы нормирования труда
Формируемые компетенции
В ходе освоения программы слушатели научатся:
разрабатывать KPI для всех функций в организации и внедрять систему управления эффективностью
ВШЭ впервые в России открывает программу для менеджеров по компенсациям и льготам
Каждый год в России за нарушения дисквалифицируются около 5 тысяч специалистов в сфере оплаты труда. Высшая школа юриспруденции НИУ ВШЭ предлагает новую программу профессиональной переподготовки, которая находится на стыке экономики труда, трудового права и управления человеческими ресурсами. Ее выпускники будут обладать значительно более широкими компетенциями, чем обычные специалисты отделов труда и заработной платы.
Кто такие менеджеры по компенсациям и льготам
Профессия менеджера по компенсациям и льготам (compen-ben или rewards manager) — одна из самых популярных в структуре службы персонала или финансовой службы западных компаний. Существует негласная традиция, в соответствии с которой должность менеджера по компенсациям является последней «ступенькой» перед должностью HR-директора или даже финансового директора фирмы. В последние годы менеджеры по компенсациями стали появляться и в российских компаниях, прежде всего в нефтяной и электроэнергетической отраслях, которые переходят к системе управления на основе компетенций и активно используют KPI при разработке системы премирования персонала.
Менеджеры по компенсациям и льготам отвечают за создание и реализацию компенсационных пакетов компаний, за создание системы мотивации и материального стимулирования сотрудников. То есть они должны уметь не просто рассчитать все показатели «зарплатного» бюджета компании, но и разработать его концепцию, принципы и юридически закрепить все механизмы оплаты труда.
Чем менеджер по компенсациям и льготам отличается от руководителя ОТИЗ
В российской управленческой традиции часть функций rewards managers традиционно выполняли начальники отделов труда и заработанной платы (ОТИЗов). Но обязанности ОТИЗ сводились в основном к тому, чтобы обеспечить текущее функционирование системы оплаты и нормирования труда.
Менеджер по компенсациям и льготам — это управленец, который решает более комплексные задачи. Он работает с бюджетом, выделенным на персонал компании, формирует фонд оплаты труда, создает систему нормирования труда, участвует в разработке положения об оплате труда, систем надбавок и премий, системы KPI. Он выполняет еще и функции переговорщика при формировании компенсационного пакета — ищет на рынке и согласует наиболее выгодные продукты в сфере пенсионного и медицинского страхования, работает с такими современными инструментами, как опционные программы и «золотые парашюты».
Почему компании выгодно иметь менеджера по компенсациям
Современному российскому бизнесу, находящемуся под большим административным прессингом, важно иметь ясные и грамотно прописанные схемы и процедуры оплаты труда и компенсаций, к которым не было бы претензий ни у работников, ни у инспекции труда, ни у налоговых органов. Ежегодно более пяти тысяч руководителей дисквалифицируются за нарушения в этой сфере. А когда спор между работодателем и работником доходит до суда, то, по статистике последних лет, работник в 90% случаях выигрывает иск.
Цена нарушений в оплате труда будет только возрастать. Так, с 1 января 2015 года вступает в силу новая редакция статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Теперь штраф за любое нарушение, допущенное компаниями в этой сфере, будет начинаться от 50 тысяч рублей, а за повторное нарушение предусмотрена дисквалификация ответственного должностного лица на срок до трех лет.
И, конечно, с системой оплаты труда и наличием «социального пакета» напрямую связаны качество работы персонала, общая корпоративная «атмосфера» и, в конечном счете, производительность труда.
Почему программа может быть интересна руководителям бюджетных организаций
В России уже несколько лет идет реформа системы оплаты труда в бюджетной сфере. Успехи невелики: бюджетные организации, за редким исключением, не смогли перейти на современные системы оплаты и нормирования труда. Внедрение «эффективного контракта» также проходит с трудом.
По словам директора Высшей школы юриспруденции НИУ ВШЭ Дмитрия Кузнецова, «все увлеклись прописыванием в трудовых договорах с работниками условий оплаты их труда и гарантий». Между тем главной задачей перехода на эффективный контракт была разработка новых систем стимулирующих и поощрительных выплат, которые были бы привязаны к показателям эффективности бюджетных организаций. Реформа предполагает отказ от неэффективных и формальных выплат, не привязанных к конкретным результатам труда, которые можно было бы измерить и оценить.
«Руководителю государственного или муниципального учреждения принципиально важно обладать теми компетенциями, которым мы в рамках программы будем обучать своих слушателей», — уверен Дмитрий Кузнецов.
Как организовано обучение
Учебный план включает шесть основных модулей, охватывающих все аспекты деятельности современного менеджера по компенсациям и льготам — экономические, правовые и психологические. Помимо прочего, слушатели программы изучат механизмы социального партнерства (в частности, технику разработки соответствующих разделов коллективных договоров и локальных правовых актов) и пройдут тренинги по ведению переговоров и управлению конфликтами.
Преподавать на программе будут не только специалисты Высшей школы юриспруденции, но и ведущие практики по этим направлениям, например, Юлия Корякина (Пенсионный фонд РФ), Дарья Кузнецова (компания «Джонсон и Джонсон»), выпускник ВШЭ Артем Корсаков (компания «Информзащита»). Комплексный характер обучения подчеркивается тем фактом, что у программы будут сразу два руководителя — Юрий Левичев из компании HayGroup, один из лучших специалистов в области управления вознаграждениями, работавший с крупнейшими российскими корпорациями, и Татьяна Смирнова, начальник отдела документальных проверок в Федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ.
Слушателям программы необходимо иметь высшее образование. Обучение продлится девять месяцев. Занятия будут проходить два раза в неделю с 19.00 до 21.50 в здании ВШЭ на Малой Ордынке. В случае успешной сдачи экзаменов и защиты проектной работы выпускники получат диплом ВШЭ о профессиональной переподготовке по специальности «Менеджер по компенсациям и льготам».
Узнать, как поступить на программу, можно здесь.
Профессия специалист по компенсациям и льготам
В настоящее время существует широкий спектр представлений о том, кто такой специалист по льготам и компенсациям, какими знаниями и умениями он должен обладать, и что входит в его обязанности. Представим эту новую профессию с точки зрения 1) самих специалистов, 2) работодателей и 3) требований европейских стандартов.
Планирование фонда оплаты труда, управление выплатами сотрудникам, расчет заработной платы достаточно долго находились в зоне ответственности специалистов планово-экономических отделов, отделов финансового анализа и бюджетирования (в некоторых компаниях эта традиция сохраняется и по сей день). Специалисты по управлению персоналом относительно недавно стали принимать реальное участие в решении вопросов, связанных с планированием расходов на заработную плату, формированием политики льгот и компенсаций.
В зависимости от специфики и размеров компании задачи управления выплатами могут входить как в обязанности HR-генералиста наряду с другими HR-функциями, так и возлагаться на сотрудника, специализирующегося только на этих направлениях. Название должности будет существенно отличаться в зависимости от того, какой функционал (аналитика, администрирование соцпакета, мотивационная политика или другое) считается приоритетным в работе этого специалиста.
На рынке труда встречаются следующие названия вакансий специалистов направления C&B:
а также англоязычные варианты:
Специалисты C&B, как правило, работают в крупных торговых или производственных компаниях, банках, компаниях — операторах мобильной связи. По мнению работодателей, в обязанности таких специалистов входит работа по следующим направлениям:
Помимо достаточного опыта работы на подобной должности, к кандидатам предъявляют следующие требования:
Кроме унифицированных требований в описаниях вакансий встречаются и специальные:
В перечень личностных качеств, умений и навыков для специалистов в сфере льгот и компенсаций обычно входят:
Обобщая вышесказанное, отметим, что в задачи специалиста по компенсациям и льготам может входить большое количество направлений, включающее разработку и внедрение компенсационной и мотивационной политик; анализ и совершенствование системы оплаты труда; грейдирование должностей; оценка персонала; программы социальной защиты; участие в обзорах зарплат и других исследованиях.
Поскольку в разных компаниях во главу угла ставятся различные направления C&B, а требования к образованию занятых на этих должностях людей пока не стандартизированы на государственном уровне, существует большой разброс уровня квалификации и практических навыков данных специалистов.
При отсутствии отечественных стандартов для этой должности можно обратиться к стандартам международным.
Специалист по льготам, компенсациям и развитию в соответствии с европейскими стандартами имеет:
В его функционал входят:
Специалист по C&B: требования и ожидания рынка
HR-сфера
Спрос
Предложение
Мотивация, премирование, расчет заработной платы
• Разработка, внедрение, контроль функционирования системы оплаты труда в компании
• Обеспечение соответствия системы оплаты труда действующему законодательству
• Разработка системы премирования, в том числе на основе ключевых показателей эффективности (KPI)
• Разработка KPI по подразделениям и должностям
• Разработка «коридоров» заработных плат, компенсационного пакета, системы бонусов, льгот и премий
• Расчет премий для сотрудников
• Сопровождение процессов начисления зарплаты
• Формирование тарифных ставок на сдельные и повременные работы
• Отслеживание бизнес-процессов в компании для корректировки компенсационных систем
• Разработка стратегии и политики компании в области компенсаций и льгот
• Разработка, утверждение и внедрение системы оплаты труда, мотивационных программ, компенсационных пакетов
• Разработка бонусных систем для различных категорий персонала
• Отслеживание бизнес-процессов в компании для корректировки компенсационных систем
• Разработка краткосрочных и долгосрочных программ по мотивации и удержанию сотрудников
• Администрирование систем оплаты труда и премирования
• Контроль соблюдения процедур оплаты компенсаций и доплат, контроль фактических выплат
• Разработка и корректировка тарифных сеток.
• Расчеты:
– премий (ежемесячные, ежеквартальные, единовременные), в том числе на основе KPI и/или системы грейдов
– бонусов, компенсаций, льгот
– региональных коэффициентов оплаты
Бюджетирование и контроль затрат на персонал
• Планирование, формирование и анализ расходования фонда оплаты труда по категориям персонала и видам оплаты, уровню заработной платы по участкам и профессиям с учетом достигнутых показателей работы подразделения
• Составление, согласование, контроль исполнения бюджета расходов на персонал
• Разработка мероприятий по оптимизации затрат на оплату труда
• Расчет ФОТ и налоговой нагрузки на него
• Бюджетирование и контроль затрат на персонал (годовой бюджет)
• Расчет фонда оплаты труда и создаваемого резерва на выплату отпускных и годовой премиальной выплаты
• Подготовка аналитических записок и отчетов для руководства в части ФОТ, бюджетирования
• Разработка бизнес-плана предприятия в части затрат на оплату труда и социальные льготы
• Внедрение системы отчетности об использовании HR-бюджета
• Сопровождение процесса бюджетирования в компании
• Составление рекомендаций и координация фонда оплаты труда компании и других затрат, связанных с персоналом
• Планирование бюджета компании по направлениям мотивации и корпоративной культуры
Нормирование, численность, график работы
• Расчет штатной численности, формирование штатного расписания, контроль численности
• Разработка режимов труда и отдыха, графиков работы
• Участие в разработке и контроль проведения мероприятий по укреплению трудовой дисциплины, использованию рабочего времени и соблюдению режима загрузки персонала. Проверка табелей учета рабочего времени
• Организация и проведение фотохронометражных наблюдений, обработка и анализ полученных данных
• Формирование методологии нормирования процессов на предприятии
• Выявление резервов роста производительности труда; введение в действие новых нормативов
• Нормирование производственных процессов и тарифицирование видов работ
• Ведение учета выполнения норм по продукции и предприятия в целом
• Планирование и оптимизация численности персонала
• Анализ и оценка структуры и численности персонала, подготовка аналитических записок для руководства, разработка организационной структуры
• Анализ эффективности использования рабочего времени
• Контроль ведения учета рабочего времени сети
• Расчет фонда рабочего времени, разработка графиков рабочих смен
Оценка, грейдирование, исследования, обзоры
• Проведение обзоров рынка труда по различным направлениям, анализ уровней зарплат и компенсационного пакета
• Контроль изменений экономических показателей (потребительская корзина, безработица и уровень инфляции)
• Участие в обзорах заработных плат и компенсаций внешних провайдеров
• Проведение опросов с целью выявления конкурентоспособности действующей в компании системы оплаты труда по сравнению с другими предприятиями в данном секторе рынка
• Разработка системы грейдирования должностей; оценка должностей по принятой системе грейдов
• Анализ эффективности действующих систем оплаты труда
• Составление аналитической отчетности, основанной на результатах исследований
• Участие в процедурах оценки эффективности деятельности сотрудников подразделения
• Проведение и анализ обзоров рынка труда. Сравнительный анализ внутренней практики компании в области компенсаций и льгот с ситуацией на рынке труда. Подготовка предложений по внесению изменений в структуру компенсационного пакета.
• Подготовка документов для проведения аттестации рабочих мест. Оценка результатов трудовой деятельности работников
• Проведение исследований вовлеченности сотрудников
• Анализ организационной структуры компании и разработка предложений по ее оптимизации
• Подготовка информации для участия в обзорах заработных плат внешних провайдеров
• Описание, анализ, оценка должностей, грейдирование, установление разрядов для рабочих
Страховые, пенсионные и другие социальные программы
• Разработка и администрирование социального пакета для сотрудников компании (различные виды страхования, пенсионная программа, оплата питания, компенсация за использование личного автомобиля, мобильного телефона и т. д.)
• Сопровождение базы данных по компенсационным пакетам
• Организация взаимодействия со страховыми компаниями
• Организация оформления путевок на санаторно-курортное лечение сотрудников
• Разработка и внедрение социальной политики компании (медицинское страхование, льготное кредитование, организация отдыха сотрудников)
• Расчет корпоративных пенсий, тесное сотрудничество с негосударственным пенсионным фондом
• Учет и анализ выплат социального характера
• Проведение тендера и контроль за администрированием программ страхования (ДМС, страхования жизни, НПФ, транспорт)
• Оказание помощи работникам при выборе страховщика по ОПС (обязательное пенсионное обеспечение)
• Курирование вопросов в рамках договора ДМС, взаимодействие со страховой компанией и лечебными учреждениями, ведение базы договоров, формирование списков на открепление и прикрепление, подготовка расчетов, отслеживание платежей
• Оформление справок сотрудникам, бывшим работникам и пенсионерам по сведениям из архива для предоставления в пенсионный фонд, по требованию
• Проведение разъяснительной работы по порядку оформления государственной пенсии, предоставление необходимых справок, копий, документов, консультирование работников
Автоматизация кадровых процессов и процедур
Оптимизация операций и написание технических заданий по автоматизации учета расчетов с персоналом, разработанных мотивационных программ, поддержке штатного расписания и других кадровых процедур (Oracle, Boss-Кадровик, 1С: Предприятие). Тестирование, внедрение новых процедур, администрирование
Делопроизводство, учет и отчетность; разработка нормативных документов
• Составление отчетов по численности и оплате труда персонала, ведение ежемесячной статистической отчетности, подготовка необходимой отчетности и аналитических справок по заданию руководства, подготовка аналитической информации по компенсациям
• Кадровое сопровождение приема, перевода, увольнения, оформления отпусков и больничных листов сотрудникам подразделения
• Составление и актуализация штатного расписания
• Ведение учета показателей по труду и зарплате
• Организация учета использования рабочего времени в подразделениях и контроль правильности оформления первичной документации (табели, рапорты, наряды и т. д.)
• Координация и организация процесса предоставления внутренней и внешней отчетности, консолидация отчетной информации подразделения
• Администрирование трудовых договоров
• Разработка положений о компенсациях и льготах
• Разработка должностных и рабочих инструкций
• Оформление документов на прием, увольнение, перевод, отпуск; оформление больничных листов; создание и учет кадровой документации (приказы, учет трудовых книжек и т. д.). Ведение табельного учета и учета численности. Ведение и учет личных карточек
• Составление и оформление трудовых договоров (контрактов)
• Получение разрешительных документов для работы иностранцев
• Работа со штатным расписанием, подготовка и проведение изменений в ШР, изменение оргстуктуры в автоматизированной системе учета (АСУ)
• Контроль за перечислением зарплаты, налогов, сдачи отчетов в налоговую инспекцию и социальные фонды
• Внедрение новой документации для повышения эффективности сбора, контроля и анализа данных о зарплате
• Подготовка приказов об оплате труда, премировании, установлении персональных надбавок работникам, материальной помощи; внесение данных о премировании в АСУ
• Организация заключения и сопровождение коллективного договора
• Учет и анализ показателей по труду и заработной плате
• Составление статистической и внутренней аналитической отчетности, HR-статистика. Составление ежемесячных отчетов по труду, соблюдению правил внутреннего трудового распорядка, а также в разрезе мотивации и корпоративной культуры.
• Аудит службы управления персоналом; помощь в проведении аудиторских проверок для службы внутреннего контроля и внешних аудиторов
• Разработка и совершенствование положений об оплате труда и премировании, внутренних нормативных актов, политик и процедур, связанных с материальным и нематериальным стимулированием
• Оказание методической помощи в разработке положений о структурных подразделениях. Разработка должностных инструкций
Успешно состоялся третий выпуск менеджеров по компенсациям и льготам
Также слушателями отмечается высокая степень эффективности содержания модулей программы.
89% выпускников пошли бы обучаться по программе, если бы принимали решение об обучении сегодня.
Семеро слушателей вступило в Клуб выпускников Высшей школы юриспруденции НИУ ВШЭ.
Лучшими преподавателями программы в 2017 году стали:
Белицкая Ирина Яковлевна – заместитель директора Высшей школы юриспруденции НИУ ВШЭ, руководитель программы профессиональной переподготовки «Руководитель кадровой службы» Высшей школы юриспруденции НИУ ВШЭ, партнер-руководитель практики трудового права Юридической компании «Аронов и партнеры»; лучший преподаватель НИУ ВШЭ – 2013, 2014, 2015, 2016, лучший преподаватель Высшей школы юриспруденции НИУ ВШЭ – 2014, 2015, 2016, 2017
Дадим слово выпускникам третьего цикла программы:
«Курс хороший, емкий и практикоориентированный. На мой взгляд, программа позволит достичь максимальный эффект для слушателей, которые работают в изучаемой сфере, либо смежных.
Курс позволяет получить теоретические и практические навыки, связанные с работой в C&B.
За счет решения непростых кейсов складывается понимание, каким образом необходимо реализовывать проекты на практике. Это весьма полезно.
Отдельно хочу поблагодарить профессиональных руководителей программы – Юрия Валерьевича Левичева и Дмитрия Левоновича Кузнецова за переданный опыт и комфортную атмосферу обучения. Спасибо».
«Спасибо за возможность пройти обучение. Современные системы управления вознаграждением очень интересны и актуальны. Модуль по организационно-правовому обеспечению управления вознаграждением дан очень полно. Раскрыты многие полезные и сложные темы, тонкие моменты применения законодательства. На программе работает профессиональный преподавательский состав. Комфортная атмосфера на занятиях. Хочется отметить внимательный индивидуальный подход организаторов».
Е. А. Алексеева,
EsteeLauderCompanies,
HRSpecialist
«С большим удовольствием прошла обучение в коллективе профессионалов. Курс насыщенный, интересный, опирающийся на последние тренды в области C&B. Рекомендую курс для менеджеров по компенсациям и льготам, а также для руководителей служб персонала. С благодарностью и наилучшими пожеланиями».
В. В. Потапова,
ООО «Атак»
28 августа 2017 года начинается прием документов на четвертый цикл программы профессиональной переподготовки «Менеджер по компенсациям и льготам» /C&B Manager/»