второй этап развития налогового учета этап становления характеризуется

Понятие налогового учета и этапы его развития

В современной России механизм налогообложения формируется при взаимодействии двух видов учета: бухгалтерского и налогового.

Как правило, бухгалтерский и налоговый учет входят составными частями в общую структуру управления финансовыми отношениями на предприятии. Во многих странах налоговый учет является элементом системы бухгалтерского учета.

Налоговый учет — один из основных элементов информационной системы финансово- экономической деятельности организации. Он предполагает полное соответствие хозяйственной деятельности административным нормам и связан с обязательствами предприятий перед государством.

Налоговый учет в системе управления финансами российских предприятий долгое время играл второстепенную роль, но в настоящее время он все больше выделяется в качестве основного. Рассмотрим основные этапы его развития.

Реформа финансовой системы РФ, начавшаяся в 1990-1991 гг. привела к серьезным изменениям в бухгалтерском учете и налогообложении. Кардинально изменились задачи бухгалтерского учета. Бухучет стал выполнять две основные задачи:

1)задачу внутреннего контроля предпринимательской деятельности. (задача решалась в рамках управленческого учета);

2)задачу внешнего контроля со стороны заинтересованных лиц в части исполнения различных обязательств (в основном налоговых).

Таким образом, до 1992 г. бухучет выполнял преимущественно не свойственную ему фискальную функцию. С 1992 г. началось реформирование бухгалтерского учета в направлении отделения его от системы налогообложения. И именно тогда появились первые признаки зарождения системы налогового учета.

Первый этап 1.01.1992 — 1.07.1995 гг. 1 января 1992 г. была введена в действие новая налоговая система России.

С этого времени в российском законодательстве появляются первые элементы налогового учета. Согласно п.5 ст.2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» впервые было предусмотрено, что для предприятий, осуществляющих прямой обмен или реализацию продукции, работ, услуг по ценам ниже себестоимости, под выручкой для целей налогообложения понимается сумма сделки, которая определяется исходя из рыночных цен реализации аналогичной продукции. Таким образом, начиная с 1.01.1992 г. выручка в отдельных случаях стала определяться не по цене фактической реализации, а по «фиктивной» рыночной цене. В результате возникло первое отличие налогового и бухгалтерского учета

В этот период для целей бухгалтерской отчетности и для целей налогообложения стали использоваться специализированные показатели, например, «Балансовая прибыль или убыток» по строке 090 отчета о финансовых результатах ( форма №2) и «Валовая прибыль» по строке 1 «Расчета налога от фактической прибыли»

Второй этап — 1.07.1995 — 1.01.2002 гг. Он ознаменован принятием Правительством РФ Постановления от 01.07.1995 г. № 661 «О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продук­ции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли».

В соответствии с вышеуказанным Постановлением было установлено, что всезатраты организации, связанные с производством продукции (выпол­нением работ, оказанием услуг), в полном объеме формируют фактическую производственную себестоимость продукции (работ, услуг).Однако для целей налогообложения произведенные предприятиями затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.

Согласно данным изменениям, предприятие обязано было вести два вида учета затрат на производство и реализацию продукции. Первый – это учет фактических затрат пред­приятия по производству и реализации продукции. Второй – это учет затрат по производству и реализации продукции для целей налогообложения. На основании расходов, которые указаны в Положении о составе затрат, по данным первичного учета фор­мируется полная (фактическая) себе­стоимость продукции. Причем состав расходов не подлежит коррек­тировке. Вторая себестоимость определена как налоговая себесто­имость. Особенность затрат для целей налогообложения состоит в том, что все фактические расходы предприятия корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.

К расходам, корректировка которых должна осуществляться для целей налогообложения, стали относиться: компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей; затраты на командировки; представительские расходы; оплата за обучение по договорам с учебными учрежде­ниями по подготовке, повышению квалификации и переподго­товке кадров; расходы на рекламу; начисленные банку проценты за полученные кредиты и т. д.

Следующим шагом в направлении дальнейшего разделения бухгалтерского и налогового учета стало издание приказа Минфина № 115

(19 октября 1995 г.) «О годовой бухгалтерской отчетности организаций за 1995 год», с принятием которого произошло окончательное выделение налогового учета в самостоятельную систему финансовых отношений.

Согласно п. 3.1 данного нормативного документа все предприятия, начиная с отчетности 1995 г., обязаны исчислять выручку по моменту перехода права собственности на отгруженную продукцию к покупателю. Это означает, что момент отгрузки продукции покупателю для целей финансового учета является моментом определения выручки от реализации продукции.

Для организаций, избравших для налогообложения метод расчета прибыли по факту оплаты отгруженной продукции, выручка в бухгалтерском учете неизбежно не совпадает с выручкой от реализации для целей налогообложения. В этих организациях, для того чтобы определить налогооблагаемую прибыль, данные бухгалтерского учета приходится корректировать как по сумме выручки от реализации, так и по сумме себестоимости реализованной продукции (работ, услуг).

Названные Положения изменили в бухгалтерском учете порядок отражения доходов и расходов, увеличив тем самым количество различий между бухгалтерским и налоговым учетом.

До 1 января 2000 г. себестоимость и в бухгалтерском учете и для целей налогообложения определялась в соответствии с одним и тем же документом — Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 № 552.

Начиная с 1 января 2000 г., в бухгалтерском учете в себестоимость включаются все расходы, понесенные организацией по обычным видам деятельности. А для целей налогообложения продолжает действовать старый порядок, в соответствии с которым в себестоимость включаются только те затраты, которые предусмотрены Положением о составе затрат.

Следовательно, себестоимость реализованной продукции, сформированная в бухгалтерском учете, подлежит корректировке на виды затрат, не предусмотренные в Положении о составе затрат. Одновременно часть этих расходов учитывается для целей налогообложения в пределах установленных норм.

В связи с введением с 1 января 2001 г. части второй Налогового кодекса впервые определено понятие «учетная политика в целях налогообложения» (глава 21 «Налог на добавленную стоимость»).

В соответствии с пунктом 12 статьи 167 части второй Налогового кодекса учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации. Эта норма соответствует содержанию пункта 9 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 09.12.98 № 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98».

Становится целесообразным разделить Приказ об учетной политике на два документа:

— приказ об учетной политике, где в основном определяются правила бухгалтерского учета;

— приказ о налоговой политике, где как раз определяются главные элементы учетной политики в целях налогообложения.

Третий этап – с 1.01.2002 г. по настоящее время.

1.01.2002 г. введена в действие глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», которая законодательно закрепила понятие «налоговый учет».

Впервые определение налогового учета дано в ст.313 НК РФ в отношении налога на прибыль. Однако налоговый учет в соответствии с требованиями налогового законодательства (ст.167,ст.210,ст.237, ст.346.24 НК РФ и др.) должен быть организован и в отношении других налогов

«Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом».

Основными задачами налогового учета являются:

1)формирование полной и достоверной информации о порядке предоставления данных о величине объектов налогообложения;

2)обоснование применяемых льгот и вычетов;

3)формирование полной и достоверной информации об определении размера налоговой базы отчетного (налогового) периода;

4)обеспечение раздельного учета при применении различных ставок налога или различного порядка обложения;

5)обеспечение своевременной, достоверной и полной информацией внутренних и внешних пользователей, контроль за правильностью исчисления и перечисления налогов в бюджет [35].

Предметом налогового учета в обобщенном виде выступа­ет финансово-хозяйственная деятельность пред­приятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате (удержанию) налога. Причем ведение налогового учета может быть возложено как непосредственно на налогоплательщика, так и на лиц, кото­рые, согласно налоговому законодательству, обязаны осуществ­лять исчисление налога.

Основные принципы налогового учета:

1) предприятие рассматривается как обособленный объект налогового учета. Имущество и обязательства данного предприятия учитываются отдельно от имущества и обязательств владельцев и других предприятий;

2) использование метода начисления и разграничения деловой активности между смежными отчетными периодами. Доходы и расходы признаются и отражаются в те периоды, когда имел место факт совершения сделки;

3) предприятие функционирует в настоящее время и в ближайшей перспективе. У него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

4) имущество и обязательства имеют стоимостную оценку. Оценка должна производиться с возможной точностью и осторожностью.

Ведение системы налогового учета включает в себя:

-заполнение первичных учетных документов (включая бухгалтерские справки);

-составление и ведение аналитических регистров;

-налоговые расчеты (расчет налоговой базы, суммы налога);

— учет и уплата налогов;

-учет и перечисление штрафных санкций.

Цели налогового учета ( ст.313 НК РФ):

— формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

— обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налогов.

Содержание данных налогового учета ( в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну (ст.313 НК РФ).

Источник

Этапы развития налогового учета в РФ

Первый этап развития и становления налогового учета начался 01.01.1992 г. С этого времени в российском законодательстве появляются первые элементы налогового учета. Согласно п. 5 ст. 2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (в ред. от 27.12.1991) было впервые предусмотрено, что «для предприятий, осуществляющих прямой обмен или реализацию продукции, работ и услуг, по ценам ниже себестоимости, под выручкой, для целей налогообложения, понимается сумма сделки, которая определяется исходя из рыночных цен реализации аналогичной продукции». Таким образом, выручка стала определяться не по цене реализации, а по мифической среднерыночной цене, независимо от того, была ли фактическая цена реализации выше или ниже фактической себестоимости.

Второй этап начался с декабря 1994 г. Конфликт между бухгалтерским учетом и учетом для целей налогообложения особенно обострился в 1994 г., когда предпринимательские круги выступили против учета для целей налогообложения курсовых разниц, возникающих вследствие изменения курса рубля. До конца 1994 г., согласно п. 14 Положения о составе затрат, к налогооблагаемым доходам относились положительные курсовые разницы. В конце 1994 г. был принят Федеральный закон от 03.12.1994 № 54-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций». В результате второго этапа налоговой реформы окончательно разделились понятия бухгалтерского учета доходов и затрат от их налогового учета. Изменение бухгалтерского и налогового учетов потребовало корректировки отчетности. В результате были разработаны и приняты соответствующие формы отчетности и порядок их заполнения.

Третий этап формирования и развития налогового учета начался с 01.07.1995, который ознаменовался принятием Правительством РФ постановления № 661 «О внесении изменений и дополнений в положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли».

В соответствии с указанным постановлением было установлено, что все затраты организации, связанные с производством продукции, в полном объеме формируют фактическую себестоимость, тогда как для целей налогообложения затраты корректируются с учетом утвержденных лимитов, норм и нормативов.

С этого момента государство отказалось от функции контроля за формированием фактической себестоимости и сосредоточилось на максимальном взимании налогов. То есть фактическая себестоимость и себестоимость для целей налогообложения окончательно стали самостоятельными понятиями, отличными друг от друга. Согласно данному положению, не все фактические затраты можно отнести к затратам в целях налогообложения. Список налоговых затрат был четко ограничен Положением о составе затрат и не подлежал расширенному толкованию. При этом были определены виды затрат, которые должны были корректироваться:

1. затраты на содержание автотранспорта;

2. компенсации за использование личного транспорта в служебных целях;

3. командировочные расходы;

4. представительские расходы;

5. затраты на обучение;

6. расходы на рекламу;

7. уплаченные банку проценты за кредиты.

На практике это привело к тому, что бухгалтерский учет на предприятии стал выполнять две самостоятельные функции: с одной стороны, он обеспечивал достоверные данные о полной себестоимости, с другой стороны, он обеспечивал учет расходов в целях налогообложения.

Четвертый этап становления налогового учета начался 19.10.1995, когда Министерством финансов РФ был издан приказ № 115 «О годовой бухгалтерской отчетности организаций за 1995 г.» и для целей налогообложения определяющим фактором стала учетная политика. В учетной политике стали определять дату возникновения налогового обязательства либо на дату отгрузки, либо на дату платежа. Налоговый учет на дату платежа, который предпочтительнее для предприятия, дополнительно усложнил работу главного бухгалтера. Появились приложения к декларации по налогу на прибыль.

Возникновение налоговых обязательств по оплате, принятой в учетной налоговой политике, стало отражаться с учетом кассового метода начисления налогов.

Пятый этап становления налогового учета начался с принятия части первой НК РФ 31 июля 1998 г. На этом этапе было введено единообразное определение обязательств налогоплательщиков, их прав и ответственности, прав налоговых органов, перечень федеральных и местных налогов, порядок их взыскания. Но часть первая НК РФ не описывала налогообложение по конкретным видам налогов. Эти функции впоследствии были возложены на часть вторую НК РФ, вступившую в силу с 01.01.2001.

В настоящее время НК РФ дополняется новыми главами, которые описывают конкретный механизм взимания соответствующего налога. В дальнейшем введение в действие последующих глав НК РФ выявило ряд недоработок и потребовало внесения изменений и дополнений к нему, в том числе и по гл. 25 «Налог на прибыль организаций».

Шестой этап становления налогового учета начался с принятия части второй НК РФ 5 августа 2000 г. Таким образом, в 2001 г. со вступлением в силу гл. 21 «Налог на добавочную стоимость» Кодекса в налоговом законодательстве появилось понятие «учетная политика для целей налогообложения». Значение этого понятия в НК РФ не раскрыто, но анализ положений п. 12 ст. 167 НК РФ дает возможность определить основные положения, регламентирующие применение учетной политики в целях налогообложения.

Седьмой этап становления налогового учета начался в 2002 г. и продолжается в настоящее время. С 1 января 2002 г. ст. 313 НК РФ вводится понятие налогового учета на законодательном уровне.

Источник

Второй этап развития налогового учета этап становления характеризуется

9. Организация налогового учета

Согласно статье 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если статьями главы 25 НК РФ предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета. При этом, если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, предусмотренный статьями главы 25 НК РФ, соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленному правилами бухгалтерского учета, данные налогового учета могут быть получены из регистров бухгалтерского учета.

Систему налогового учета налогоплательщик организует самостоятельно. При этом система должна обеспечить возможность осуществления контроля за правильностью формирования тех или иных показателей, которые будут учтены при расчете налоговой базы, как при осуществлении внутреннего контроля, так и со стороны проверяющих органов. То есть должна быть обеспечена «прозрачность» формирования показателей Декларации начиная с первичного документа. При этом организацией должен быть обеспечен набор регистров, в которых аккумулируются возникающие у организации доходы и расходы, определен порядок формирования объектов учета. Под объектом учета в целях применения главы 25 НК РФ понимается формирование показателей, которые отражают данные о доходах, учитываемых в отчетном периоде, а также затратах, учитываемых в составе признанных расходов отчетного периода, через алгоритм расходов будущих периодов, формирование стоимости амортизируемого имущества и т.п.

В частности, к подобным расходам относятся расходы на освоение природных ресурсов, на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Подобные расходы, осуществленные в отчетном периоде, учитываются при расчете налоговой базы в последующие отчетные (налоговые) периоды.

С учетом требований соответствующих статей главы 25 НК РФ необходимо расходы, подразделяемые на материальные расходы, на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы, учесть по соответствующим направлениям учета (объектам учета), для того, чтобы сформировать стоимость этого объекта и учитывать сформированные в подобном порядке расходы при исчислении налоговой базы отчетного периода.

Аналитический учет данных должен быть организован налогоплательщиком так, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

При этом для целей налогообложения принимаются экономически оправданные затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет). Исходя из принципа непрерывности отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения, регистры налогового учета формируются по всем операциям, тем или иным образом учитываемым для целей налогообложения. Если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учете, то регистры бухгалтерского учета могут быть заявлены налогоплательщиком как регистры налогового учета и, следовательно, объекты, учтенные в подобных регистрах, будут учтены для исчисления налоговой базы в размерах и порядке, предусмотренном как в бухгалтерском учете, так и в законодательстве о налогах и сборах.

Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции, возникающие при осуществлении им деятельности, и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должна быть обеспечена совокупность всех данных, необходимых для правильного определения показателей Декларации, исходя из требований главы 25 НК РФ по вопросу учета соответствующих доходов и расходов.

Согласно статье 313 НК РФ подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Порядок составления расчета налоговой базы подразумевает механизм расчета налоговой базы отчетного (налогового) периода, который реализован в Декларации.

Согласно статье 9 Закона N 129-ФЗ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Таким образом, первичные документы служат основанием для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета.

Перечень аналитических регистров налогового учета, размещенный на сайте МНС России, определяет перечень регистров, которые нужно создать налогоплательщику для формирования в них показателей, необходимых для расчета налоговой базы в текущем и последующих отчетных (налоговых) периодах. При этом подобные регистры могут быть сформированы как в рамках ведения бухгалтерского учета (с учетом требований, изложенных в настоящем разделе), так и в самостоятельной системе регистрации фактов хозяйственной деятельности, которая группирует доходы и расходы, возникающие у налогоплательщика только с точки зрения требований главы 25 НК РФ.

Источник

Формирование налоговой отчетности

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны формировать и предоставлять в ФНС РФ ту или иную отчетную документацию, состав которой во многом зависит от применяемого режима налогообложения. Формирование налоговой отчетности, таким образом, — одна из основных и неотъемлемых обязанностей предпринимателей и компаний, так как только таким образом контролирующие органы могут получить информацию о доходах и правильности уплаты налогов.

Таблицу основных отчетов можно посмотреть в статье «Налоговая отчетность: что сдаем в 2020 году».

Составление налоговой отчетности осуществляется на основании первичных документов бухгалтерского учета. В ст. 313 НК РФ лишь сказано, что для того чтобы подтвердить корректность данных учета, можно использовать:

В настоящее время формирование документации производится чаще всего при помощи специальных программ, например, подготовленной ФНС РФ — «Налогоплательщик ЮЛ». Причем они используются даже в том случае, если впоследствии предоставление в ФНС форм производится на бумажных носителях.

Способы составления и предоставления сведений в ФНС РФ

Способ предоставления в ФНС

Лично специалистам инспекции (руководителем или уполномоченным лицом на основании доверенности).

По почте (заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении).

Посредством телекоммуникационного порядка связи.

Через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС РФ.

Посредством использования специального сервиса на том же портале.

Важно знать, что для некоторых видов отчетных бланков законом предусмотрен исключительно электронный способ подачи. Например, это касается НДС.

Как составляют отчетные документы граждане

Обычные граждане обязаны составлять декларации в редких случаях, например, когда проданное жилье находилось в собственности меньше минимально установленного срока. Заполнить ее можно несколькими способами: в бумажном виде, при помощи специальной программы (ее можно скачать на сайте ФНС РФ), через личный кабинет в онлайн-режиме (так заполняются налоговые декларации для физических лиц) — формы 3-НДФЛ и 4-НДФЛ. Подробно о том, как заполнить декларацию, можно прочитать в статье «Образец заполнения бланка декларации 3-НДФЛ».

При неправильном отражении данных в декларациях возможно применение штрафов, доначисление сборов, применение пени. Первое актуально, например, для декларации 6-НДФЛ, второе касается вообще всех предпринимателей и обычных граждан — физических лиц. Поэтому важно формировать отчетные документы с учетом всех требований контролирующих и надзорных органов и предоставлять их своевременно, без опозданий и пропуска сроков. Недостаточное начисление сборов и платежей может быть выявлено в ходе проведения проверочных мероприятий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *