второй этап развития проблематики прав человека в мировой общественно политической мысли
Второй этап развития проблематики прав человека в мировой общественно политической мысли
Библиографическая ссылка на статью:
Афанасьева С.А., Конев Ф.Ф., Конева Е.М., Шишенина И.В. Этапы формирования и развития прав человека // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/02/77850 (дата обращения: 20.10.2021).
История прав человека изучается в различных аспектах: во-первых, подлежат исследованию общественные отношения, сам исторический процесс, а именно: законодательство, история идей о правах человека, концепции прав человека. Во-вторых, при изучении истории прав человека особое внимание уделяется понятиям, связанным с правами человека. Права человека обладают исторически преходящим характером; изменяясь, они пытаются отвечать на вызовы своего времени. Динамичность прав человека является следствием конкретно-исторических условий, которые корректируют значимость и актуальность тех благ, что стоят за правами. Развитие прав человека показывает, что, развиваясь на каком-то этапе, они приобретают новые свойства, позволяющие расширять и изменять оценку возможностей прав.
Большинство исследователей считает, что только в XVII-XVIII вв. возникают права человека в современном их понимании, но общие идеи появляются еще в античное время. История прав человека является составной частью человеческой истории, а закономерности развития прав человека – это закономерности развития истории человечества.
В научной литературе нет единого взгляда на классификацию этапов развития прав человека. Так, профессор Ф.М. Рудинский выделял три этапа развития прав человека. Первый этап охватывает период Древнего мира до конца XVIII в., то есть до принятия Декларации независимости США 1776 г. и Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Второй этап связан с принятием Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и длится до принятия Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 г. Третий этап связан с принятием Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 г. и продолжается до конца XX-начала XXI вв.
С другой стороны, профессор Л.И. Глухарева выделяет пять этапов развития прав человека: «первый этап – зарождение идеи (со второй половины V в. до н.э.) и формирование учения о правах человека (с Нового времени); второй этап – позитивное закрепление прав человека как системного образования (со второй половины XVIII в.); третий этап – социализация прав человека (с начала XX века); четвертый этап – интернационализация прав человека (с середины XX столетия); пятый этап – глобализация прав человека (на рубеже XX-XXI вв.)» [1, c.128].
В основу классификации этапов развития прав человека положен исторический критерий. Представляется, что представления о правах человека могли возникнуть только, когда стала ясна ценность человеческой личности. Исходя из этого, предлагаем выделить три этапа: этап зарождения прав человека; этап утверждения, «универсализации» прав человека, а также этап имплементации прав человека в национальное законодательство. Каждый из обозначенных этапов, в свою очередь, делится на отдельные периоды на основе того или иного решающего фактора.
Первый этап: «Этап зарождения прав человека».
Существенное правовое значение имеют суждения о праве, законе, государстве, личности мудрецов Древней Греции: Солона, Пифагора, Гераклита, Демокрита, Протагора, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура.
Первые теоретические разработки и законодательные положения об индивидуальных правах имели место еще в Древних Афинах, широко распространивших и передавших в наследство человечеству опыт политических прав, демократии, прямого законотворчества и личной ответственности за злоупотребление своими свободами. Античные законы провозглашали идеи равенства прав, но это было особое равенство – равенство по достоинству, в зависимости от личного вклада.
Особый интерес представляет понимание Солоном закона и его власти как сочетание права и силы, всеобщности закона и правового равенства. Важную роль в формировании идей правового равенства людей сыграло учение Пифагора и его последователей. Необходимость соблюдения всеми разумных и справедливых законов обосновывал Сократ. В проекте идеального государства Платона отсутствуют частная собственность, деление людей на свободных и рабов, признается равноправие женщин и мужчин. Правовая концепция государства и связь права и прав индивида с государством находят отражение в учении Аристотеля [2, c.25].
Вершина древнегреческой философии, обосновавшая идею достоинства человека знаменитая формула Протагора «мера всех вещей – человек» и сегодня обладает огромным общегуманистическим потенциалом. Софист Ликофрон выводит, что люди равны по природе и поэтому равны их личные права, закон же является договором и гарантией личных прав. Эпикур трактует свободу человека как его ответственность за разумный выбор своего образа жизни и за себя.
Древнегреческие стоики полагали, что мироздание – это взаимосвязанные между собой земные и небесные явления, они управляются божественным провидением, естественным разумом. Жизнь всех людей определяла судьба. Стоики также обосновывали космополитические представления о том, что все люди по своей природе и по закону мироздания являются гражданами единого мирового государства и что человек есть гражданин Вселенной.
Человек в Древнем Риме являлся участником правоотношений, было разработано понятие естественного права как составная часть прав. Идеи естественного права развивал выдающийся мыслитель Марк Туллий Цицерон, который считал, что по природе «все мы подобны и равны друг другу», что «между людьми никакого различия нет», что «человек – гражданин всего мира, как бы единого града». Идеи естественного права нашли отражение и в творчестве римских стоиков. Так, Луций Сенека считал, что всечеловеческие законы и государства подчинены «закону судьбы» (праву природы) [2, c.28].
Феодальный строй характеризуется личной зависимостью крепостного от феодала, но в отличие от раба крепостной – владелец средств труда. Разделение труда создало, в свою очередь, много форм деятельности.
Новое звучание и смысл античные идеи естественно-правового равенства и свободы всех людей получили в Средние века. В этот период христианство выступило как религия свободы и сыграло значительную роль в процессе становления универсальных понятий прав человека. Главная особенность развития правовой мысли в этот период состоит в определяющем влиянии на нее христианства и римско-католической церкви.
В X-XI вв. в Европе возникает система правосудия (суд присяжных). В 1215 г. в Англии была принята Великая хартия вольностей, ее положения были направлены на ограничение прав королевских чиновников, Хартия предусматривала возможность применения наказания свободных граждан не иначе как по законному приговору и по закону страны.
Новое время – эпоха буржуазных революций XVI-XVII вв. В этот период появляются новые идеи о правах человека.
Буржуазные революции XVII-XVIII вв. были направлены на освобождение личности от феодально-сословных ограничений, тормозивших производство, препятствующих развитию производительных сил общества. Поэтому требования естественных прав человека были экономически обусловлены потребностями развития производства и торговли.
Реформация и движение протестантизма (Мартин Лютер, Жан Кальвин, Томас Мюнцер) выступили против засилья и привилегий католической церкви, проявив повышенное внимание к вопросам земного устройства человеческой жизни. Немецкий теолог Мартин Лютер сформулировал ряд тезисов, которые лежат в основе протестантизма: принцип равноправия, т.е. никто из людей не имеет превосходства над себе подобными, клир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы; человек спасается от греха только своей верой, а не обрядом; чтобы молитва дошла до Бога необязательно ходить в церковь и пользоваться услугами священника. Каждый верующий имеет право читать и толковать Библию. Последнее говорит о появлении свободы слова.
В период возрождения и реформирования формируется гражданское общество, отрицающее сословную организацию общественной жизни и предполагающее гражданское равенство и свободу от традиционных государственных, религиозных и других ограничений.
Свое наивысшее социальное звучание идеи естественного права получили в условиях общего кризиса феодализма. Именно в это время окончательно оформилась рационалистическая теория естественного права: естественные права продиктованы разумом; это свойства людей, полученные от природы; это основа общественного договора, когда люди заключили соглашение о том, что правительство должно соблюдать эти права человека; естественные права ставили выше божественного права. Рационалистическая теория естественного права отражена в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Т. Джефферсона. Своей критикой феодализма и обоснованием необходимости господства права в отношениях между индивидуумом и государством, новыми представлениями о правах и свободах личности эта теория внесла большой вклад в идеологическую подготовку буржуазных революций и юридическое закрепление их результатов. В частности, исключительное значение имела концепция общественного договора как источника происхождения и правовой основы деятельности государства [2, c.31].
Так, Ж.Ж. Руссо в работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права» указывает различия между индивидом как частным лицом и индивидом как гражданином – членом «публичной персоны». Как справедливо отмечает Л.И. Глухарева, «его дуализм человека – члена гражданского общества и человека – гражданина государства позже ляжет в основу концепции прав человека и гражданина» [1, c.135].
Второй этап: «Этап утверждения, «универсализации» прав человека».
Датой, положившей начало существованию института прав человека как самостоятельному явлению, следует считать создание в Новое время в Америке и в Европе деклараций прав человека, которые политически и юридически закрепили некоторую совокупность гарантированных возможностей, без которых не могла состояться личная, имущественная и гражданская самостоятельность индивида. Л.И. Глухарева отмечает, что закреплению требования уважения достоинства и свободы личности оказалось возможным благодаря нескольким историческим фактам: «во-первых, важным моментом стала достаточно ранняя по сравнению с Востоком выделенность института частной собственности, его самостоятельное существование. Во-вторых, усвоение европейцами новой веры – иудейско-христианской с ее представлениями о человеке как образе и подобии Божьим привело к сознанию значимости каждой личности, пониманию ценности человеческого достоинства и укоренению взглядов о равенстве людей. В-третьих, сказались некоторые демократические традиции германских племен (народные собрания, выборность вождей, судей и т.п.). В-четвертых, основы прав человека закладывались и юридической системой… Оформление правового статуса личности… стало знаменательным событием… В-пятых, менталитет, образ жизни и дисциплинирующие уклады повседневности благоприятствовали ощущению европейцами повышенного динамизма окружающего времени. В-шестых, ценностные ориентации нравственного, правового и политического характера также сыграли свою роль в возникновении феномена прав человека. В-седьмых, западноевропейская научная мысль со времен античности работала в направлении, теоретически и идейно подготавливающем почву для возникновения и обоснования прав человека» [1, c.121].
Этап «универсализации» прав человека воплощает в себе не только политические, экономические, социальные и правовые учения, но и религиозные доктрины. Религии мира исходят из представления о духовности личности и равенстве всех перед Богом. Ценности христианства как самой распространенной мировой религии о равенстве всех в первородном грехе, ислама, который по примерным подсчетам исповедует примерно около четверти населения планеты – о равенстве в повиновении перед Богом, буддизма – о равенстве в страдании нашли свое воплощение в универсальной концепции прав человека.
Этап утверждения, прав человека можно условно подразделить на несколько периодов, связанных с принятием важных документов в области прав человека. К таким периодам можно отнести принятие Декларации независимости США 1776 г. [3, c.545-548]; Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. [4, c.29]; Гражданский Кодекс Наполеона 1804 г.; Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа 1918 г. [5].
Особенностями рассматриваемого этапа развития прав человека является то, что появляются юридические акты, провозглашающие права и свободы, принадлежащие всем без исключения гражданам; декларациями Нового времени закрепляется система личных и политических прав, которые государства «приравнивают к закону», который сами же и обязаны исполнять в первую очередь.
Декларация независимости США 1776 г. закрепила, что все равны и обладают неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Правительство существует для защиты прав человека. В Конституции США 1787 г. [3, c.549-562] и десяти поправках к ней, составивших американский Билль о правах 1789-1791 гг., юридическое закрепление получила свобода индивида. Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. стала вехой на пути к созданию всемирной концепции прав человека. Декларация зафиксировала права первого поколения – естественные, неотчуждаемые и священные права человека: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Декларация закрепила презумпцию невиновности, свободу мыслей и мнений, право требовать у любого должностного лица отчета о его деятельности. Гражданский Кодекс Наполеона 1804 г. закрепил право частной собственности и свободу договора, создал условия для товарно-денежных отношений, положения которого были реципированы законодательством многих государств мира.
В этот период претерпевают изменения и научные взгляды на права человека. XIX век характеризуется распространением различных философских теорий.
Во-первых, в первой половине XIX в. влиятельным политическим и интеллектуальным течением становится либерализм, который провозгласил свободу; право частной собственности; выступал против вмешательства государства в экономическую жизнь общества; закрепил избирательные права, которые не принадлежали бедным.
И. Кант приступает к систематическому обоснованию идее либерализма. Он утверждал, что каждое лицо обладает совершенным достоинством и не может быть орудием осуществления каких бы то ни было целей даже во имя общего блага. Его «категорический императив» – нравственное требование, которое лежит в основе морали и права; человек должен поступать так, чтобы его поступки были примером для законодателя. Его главная идея, что человек не может быть средством, он всегда ценен, является основой современной теории прав человека.
Г.В.Ф. Гегель разрабатывал концепцию целостной свободы государственно организованного народа, неотъемлемой частью которой считал свободу отдельного человека.
Во-вторых, теории К. Маркса и Ф. Энгельса обосновывали движение пролетариата. Марксизм критиковал либеральные теории, поскольку последние не учитывали социальных реалий, пренебрегали материальными гарантиями.
В-третьих, анархические теории прав человека (Пьер-Жозеф Прудон, М.А. Бакунин) в отличие от марксистов отрицали государственную власть вообще. Общество должно быть основано, по их мнению, на общинных началах.
На рубеже XIX-XX вв. появляется тенденция к демократизации общественно-политических процессов. В этот период происходит борьба рабочего класса за свои права, социалистические революции в ряде стран, национально-освободительное движение в колониальных и полуколониальных странах. Стремление прогрессивных сил к демократии и свободе привели к формированию новых прав человека и закреплению их в законодательстве. Документом, продолжившим идеи французской и американской деклараций в России, стала Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа 1918 г. [5], которая закрепила, что Россия – республика Советов; цель власти – устранение деления общества на классы; подавление эксплуататоров; была введена всеобщая трудовая повинность. При этом экономические, социальные и культурные права были провозглашены позже.
Как было сказано ранее, идея прав человека появилась еще в далекие времена, однако, только с созданием ООН эта идея получила официальное и международное признание. История показывает, что права человека не могут быть только национальной проблемой, ибо все крупнейшие мировые события накладывают на нее свой отпечаток независимо от территориальных или идеологических барьеров. Поэтому закономерно, что права человека были расценены мировым сообществом как важнейшая, фундаментальная проблема. В настоящее время международный кодекс, определяющий права человека, включает в себя большое количество основополагающих международных договоров и деклараций. Особое место среди них занимают Всеобщая декларация прав человека 1948 г. [6]; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. [7]; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. [8]; Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. Как правовые документы они имеют различную юридическую силу. Так, ряд договоренностей носит характер деклараций, а их положения являются нормами-рекомендациями. Другие документы представляют собой международные договоры, содержащие обязательные для государств нормы поведения. В случае ратификации договора его положения становятся обязательными для применения внутри страны. Следует обратить внимание, что достижения сегодняшнего дня в области международных договоренностей и рекомендаций по правам человека – результат длительного их осмысления мировым сообществом и вычленения истинных человеческих ценностей. На международном уровне права человека находят отражение в основных источниках международных стандартов прав человека. К ним можно отнести вышеназванные документы, а также Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Европейскую Хартию о местном самоуправлении, Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ и др.
Важную роль в разработке основных международных стандартов прав человека, в «универсализации» прав человека сыграла Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Этот документ имеет огромное значение, поскольку с ее принятием впервые в истории международных отношений был определен круг основных прав и свобод человека, подлежащих всеобщему соблюдению. Всеобщая декларация прав человека является первым международно-правовым актом, который определил основной комплекс прав и свобод человека. Принятая в форме резолюции Генеральной Ассамблеи ООН Всеобщая декларация прав человека являлась рекомендацией, которая не обладала юридически обязательной силой. А сегодня права и свободы, провозглашенные в ней, рассматриваются в качестве юридически обязательных обычных норм. Всеобщая декларация прав человека рассматривается мировым сообществом как система выработанных и согласованных на высшем уровне правил и ориентиров человеческого общежития, как своего рода кодекс взаимоприемлемого, цивилизованного поведения различных стран, народов, корпоративных образований, а также отдельных граждан. Универсальное значение этого документа, в котором выражена консолидированная воля свыше 200 государств планеты, убедительно продемонстрировано практикой его действия [9, c.35].
Причины, которые заставляют не один раз обращаться к тексту Всеобщей декларации прав человека, видятся в следующем. Во-первых, Декларация была самым первым международным документом, в котором государства попытались описать (очертить) правовой статус личности, зафиксировать перечень прав, принадлежащих каждому человеку, которые государства должны уважать и обеспечивать. Во-вторых, Декларация – документ, который был принят именно как рекомендация, а не как юридическое обязательство. В-третьих, Всеобщая декларация прав человека стала ориентиром для внутригосударственного законодательства. В-четвертых, Всеобщая декларация прав человека заложила основы унификации в сфере прав человека. В преамбуле Декларации было отмечено: «… всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства», т.е. решено было добиваться положения, при котором права человека одинаково трактовались в государствах с разными политическими системами, в разных точках земного шара. Иначе говоря, Всеобщая декларация заложила начало «стандартизации» в сфере прав человека. Но в этом смысле она явилась лишь первой ступенью. Встал вопрос о необратимости и неизбежности развития, уточнения и дополнения установленного перечня прав человека. Впоследствии положения Всеобщей декларации были расширены и конкретизированы в многочисленных соглашениях по правам человека. В-пятых, Всеобщая декларация прав человека представляет собой универсальную культурно-историческую концепцию человечества. «Мы должны вновь рассматривать Декларацию как констатацию проблемы прав человека в универсальном духе и отвергнуть тенденцию рассматривать ее как всего лишь специфический продукт европейской культуры…» [10, c.52]. Итак, важнейшим направлением международного сотрудничества в гуманитарной области является выработка нормативов, регламентирующих правовой статус личности. И Всеобщая декларация прав человека дала импульс для развития не только универсального, но и регионального сотрудничества по правам человека.
Третий этап: «Этап имплементации прав человека в национальное законодательство».
С юридическим закреплением универсальной концепции прав человека (принятием Всеобщей декларации прав и свобод человека 1948 года) возникает необходимость создания политико-правовых механизмов соблюдения и защиты прав человека на национальном уровне. В современном мире права человека становятся основой конституционализма, ориентиром развития национального законодательства о правах человека. Идеи прав человека легли в основу всех конституционных актов мира. С начала XIX в. конституции наиболее развитых стран мира провозглашают права человека (Франция, Бельгия, Германия и др.). Болгарская Тырновская конституция 1879 года приобретает известность как документ, закрепивший самый широкий перечень прав и свобод для XIX в. Высоким уровнем демократичности прав подданных отличалась Конституция Царства Польского 1815 года. Но главным недостатком первых конституционных закреплений прав человека, требующим исправления, было то, что они весьма скупо фиксировали права и свободы человека, зачастую ограничивались перечнем лишь гражданских и политических прав. Так, этап имплементации прав человека в национальное законодательство характеризуется широким включением в конституционные акты социальных, экономических и культурных прав и свобод, совершенствованием качества юридических формулировок прав и свобод, созданием принципиально нового законодательства о правах и свободах человека и гражданина, соответствующего в целом международным стандартам.
Американская концепция прав человека более широкое развитие получила в 1950 – 1960-е гг., в ряде федеральных законов о гражданских правах, в судебных прецедентах, в конституциях и законах штатов, многие из которых закрепели принципиально новые права и свободы, такие как, право на здоровую окружающую среду, право на информацию, равноправие мужчин и женщин и др. Неоднократно вносились изменения и в Конституцию Франции, а не самый объемный для современного демократического государства перечень прав и свобод, указанный в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Преамбуле к Конституции 1946 г. был обеспечен системой усовершенствованных гарантий. В Великобритании в 1975 – 1976 г. было принято специальное законодательство против дискриминации по расовому и половому признаку, в 1973, 1978, 1984, 2002 – 2003 гг. – система актов, связанных с борьбой против терроризма, в 2000 г. – Закон о политических партиях, выборах и референдумах. Некоторые демократические государства, например, Испания, для более эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина учредила специальный институт – институт омбудсмена, Народного защитника (статья 54 Конституции Королевства Испании). Конституция СССР 1977 года стала первой и единственной за весь советский период конституцией, включавшей в отдельном разделе, посвященном правам, свободам и обязанностям граждан, стандартный для европейских стран комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Принятие Конституции Российской Федерации и выборы 12 декабря 1993 года способствовали формированию политико-правовой определенности в государственном строе России, открывали новые возможности для дальнейшего развития института прав и свобод человека и гражданина. В этот период Россия получила принципиально новое избирательное законодательство, соответствующее в целом международным избирательным стандартам; новое законодательство о печати, общественных объединениях. Был утвержден принцип гласности, отменена цензура.
Глава 2. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ
§ 1. Идеи прав человека в античной и средневековой Европе
В разные эпохи проблема прав человека, по существу оставаясь политико-правовой, в зависимости от расстановки социальных сил, культуры и традиций приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание.
Каталог прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах, явился результатом длительного исторического формирования эталонов и стандартов, которые стали нормой для современного демократического общества. Тысячелетия шел поиск способов взаимоотношений индивида и власти; по мере общественного прогресса и развития человечества по пути свободы все более четко проявлялось стремление ограничить всевластие государства, оградить человека от произвольных действий государственных органов и должностных лиц, предоставить личности как можно более широкое поле для самоопределения.
Объем же этих благ всегда определялся положением индивида в классовой структуре общества, в системе материального производства. Резкая поляризация общества на различных этапах его развития (рабовладение, феодализм), своеобразие цивилизаций (европейской, азиатской и др.) не давали возможности правам человека обрести признак универсальности, основанный на принципе формального равенства, получить современное звучание.
Идея прав человека, несомненно, имеет длительную историю.
Можно выделить три основных направления исторического развития концепции прав человека в античной и средневековой Европе:
1. Формирование идеи человека, личности как чего-то отдельного, выделяемого из рода, общины, государства; как самостоятельного субъекта права.
2. Развитие собственно правовой системы, кодификации законов и становление юридических институтов в древности и средневековье.
См.: Саидов А.И. Международное право прав человека. М., 2002. С. 18.
Возникновение представления о прирожденном, неотчуждаемом характере прав человека относится к античному времени, к идее естественного права человека в правовой мысли Древней Греции.
При всей замкнутости и ограниченности гражданства древних полисов такой институт мог быть порожден лишь высоким уровнем культуры, выступая в то же время как средство функционирования этой культуры, ее дальнейшего развития и обогащения. Не случайно в эту эпоху идея и институт гражданства были характерны лишь для такой уникальной формы государственного устройства, как полития.
Идея справедливости полиса и закона отчетливо присутствует в поэмах Гесиода (VII в. до н.э.).
См.: Права человека в международном и внутригосударственном праве: Учебник для вузов / Отв. ред. Р.М. Валеев. Казань, 2004. С. 9.
В своих элегиях Солон отмечал:
«. всех я освободил. А этого достиг
Закона властью, силу с правом сочетав,
И так исполнил все я, как и обещал,
Законы я простому с знатным наравне,
Для каждого прямую правду указав,
См.: Утченко С.Л. Политические учения Древней Греции и Рима. М., 1977. С. 41.
В содержательном плане их определение справедливости как «воздаяние равным за равное» представляло собой определенную теоретическую абстракцию и формализацию принципа талиона («око за око, зуб за зуб»).
Права человека в международном и внутригосударственном праве: Учебник для вузов / Отв. ред. Р.М. Валеев. С. 11.
Нерсесянц В.С. Права человека в истории политической и правовой мысли (от древности до Декларации 1789 г.) // Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989. С. 24.
При господском (т.е. неполитическом) типе власти и отношений (в варварских деспотиях, в отношениях между господином и рабом и т.д.) право, согласно Аристотелю, невозможно.
Реальное соотношение прав гражданина и полиса (политического целого, государства) в эту эпоху отчетливо отражено в осуждении и казни Сократа, выступившего с принципом индивидуальной свободы и автономии личности.
Одна из ранних страниц распространения идеи прав человека на женщину связана с платоновской концепцией равноправия женщин с мужчинами (правда, с недопущением женщин в высшие чины правителей).
Говоря о формировании представлений о правах человека, следует упомянуть и аристотелевскую защиту прав индивида (особенно в вопросах частной собственности и независимой от государства индивидуальной семьи).
Усилиями греческих и римских стоиков (от Зенона до Сенеки) идея равенства людей как сограждан единого космополитического государства (в сочетании с критикой рабства) была выведена за узкополисные и этические рамки и распространена на всех представителей человеческого рода.
Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А.Лукашева. С. 50.
На новой основе идею всеобщего равенства и свободы людей (независимо от их имущественного положения, социального статуса, этической и государственной принадлежности и т.д.) проповедовали представители раннего христианства. Для развития представлений о правах человека важное значение имели, например, такие их требования и положения: «Где нет закона, нет и преступлений», «Каждый получает награду по своему труду».
Ключевую роль в концепции прав человека играет понятие субъекта права, разработанное в римской юриспруденции. Считая, что по естественному праву все рождаются свободными, римские юристы субъектами права признавали только свободных, оставляя рабов лишь в качестве объектов права.
Римскими авторами был обоснован и такой существенный аспект правового пространства, как всеобщность и единство требований закона: «Под действие закона должны подпадать все».
Юридическая конкретизация смысла и значения представлений о естественно-правовой справедливости, включая и соответствующее противопоставление справедливого права праву несправедливому и т.д., разработанная юристами Модестиком, Павлом, Юлианом, стала важной вехой в научном осмыслении проблем правосубъектности индивида и заложила необходимые теоретические основы для дальнейшего развития юридических положений о естественных правах и свободах человека.
Большое значение для развития концепций прав и свобод человека имели разработанное римскими юристами правовое понимание и толкование государства, правовое определение полномочий и обязанностей должностных лиц и учреждений.
Согласно римской юриспруденции государство в его отношениях с индивидами стоит не вне и не над правопорядком, а внутри его в качестве его составной части, которой присущи все основные свойства права вообще.
Таким образом, римская юриспруденция, распространяя на государство единое понятие права, трактовала взаимосвязи государства и личности как правоотношения.
В Средние века вместо прежней поляризации между правосубъектностью свободного и бесправием раба складывается более разветвленная и детализированная структура права и правового общения в соответствии с сословно-иерархическим принципом строения и функционирования феодального строя в целом.
Возникшая в древности идея всеобщего равенства людей не исчезла в Средние века; она продолжала развиваться с различных позиций, в разных формах и направлениях (например, в творчестве религиозных авторов, идеологов средневековых ересей, в работах средневековых юристов).
Практическое же выражение этой идеи в правовых актах того времени неизбежно носило сословно-ограниченный характер и представляло собой закрепление сословных прав и свобод (вольностей).
Античные идеи свободы и равенства людей были восприняты и развиты светскими и религиозными мыслителями Средневековья.
Применительно к государству такой естественно-правовой подход означал приоритет (и верховенство) естественного права перед государством.
Ряд средневековых мыслителей (Марсилий Падуанский, Генри Брэктон, Филипп де Бомануар и др.) защищали идею свободы, равенства всех людей перед законом.
Новое звучание и смысл античные идеи естественно-правового равенства и свободы всех людей получили в христианстве.
Зародившись в эпоху рабовладения, христианство выступило как религия свободы и сыграло значительную роль в процессе становления универсальных понятий прав человека.
Согласно христианству все люди равны как «дети Божьи».
Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. С. 59.
Новозаветные идеи получили углубленную разработку и развитие в политико-правовых учениях ряда христианских мыслителей (Августин, Фома Аквинский и др.).
Однако следует заметить, что в юридической мысли Средневековья идеи прав человека присутствовали значительно в меньшей степени, чем в римском праве.
См.: Международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 2001. Вып. 2.
К Средневековью относятся и первые международные нормы, касающиеся прав и свобод человека. Так, в 1555 г. в Аугсбургском мирном договоре предусматривалось равенство католиков и лютеран в рамках Священной Римской империи германской нации. Русско-византийские договоры X в. включали в себя нормы защиты прав иностранцев.
Развитие идей прав и свобод человека в период Античности и Средневековья, несомненно, послужило важной отправной точкой для дальнейшего развития идей свободы, равенства и прав людей в эпоху Возрождения, Реформации и Просвещения.
§ 2. Развитие идей о правах человека в период Возрождения,
Реформации и Просвещения. Немецкая классическая философия
В историческом и теоретическом развитии новых представлений о правах и свободах человека в эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение приобретают проблемы политической власти и ее формально равной для всех правовой организации в виде упорядоченной системы раздельных государственных властей, соответствующей новому соотношению социально-классовых и политических сил и вместе с тем исключающей монополизацию власти в руках одного лица, органа или союза. Юридическое мировоззрение нового восходящего строя утверждало новые представления о свободе человека посредством господства режима права и в частных, и в публично-политических отношениях.
Новая рационалистическая теория прав человека была разработана в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона, И. Канта и других мыслителей. Своей критикой феодального строя и обоснованием новых концепций о правах и свободах личностей, о необходимости господства права в отношениях между индивидом и государством эта теория внесла большой вклад в формирование нового юридического мировоззрения, в идеологическую подготовку буржуазных революций и в юридическое закрепление их результатов.
Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1994. С. 74.
Определяющее значение для естественно-правовой теории Т. Гоббса имеют законы эквивалента, справедливости и равенства в отношениях между людьми.
По теории Гоббса, государственная власть нужна для того, чтобы принудить людей к выполнению соглашений. Государство гарантирует своим подданным свободу, которая является правом делать все то, что не запрещено гражданским законом.
Т. Гоббс обосновал положение о единстве естественного и позитивного права. Позитивный закон у него служит политическим средством осуществления естественного закона. Это один из аспектов права, в отличие от произвола, облеченного в форму закона.
Спиноза Б. Избранные произведения. М., 1957. Т. 2. С. 261.
В этой связи Б. Спиноза выделяет и исследует факторы, определяющие пределы государственной власти в ее отношениях с индивидами.
Так, согласно Б. Спинозе вне государства, вмешательства в жизнь и дела гражданина, т.е. в сфере его естественного права, находятся способность суждения, свобода совести, вопросы взаимной любви и ненависти людей, право человека не свидетельствовать против самого себя, право на попытку избежать смерти и т.д.
Это означало, что право государства должно соответствовать мнению большинства и что государственная власть должна считаться с общественным мнением.
Локк Дж. Избранные философские произведения. М., 1960. Т. 2. С. 8.
Дж. Локк стал первым классическим представителем идеологии естественного права. Он придерживался естественной концепции происхождения государства, т.е. концепции его возникновения, развития до создания каких-либо национальных образований или государственной власти, где все люди в общем обладают одинаковыми правами и обязанностями и каждый имеет право защищать свои права на жизнь, свободу и собственность. Естественное состояние людей понималось им как состояние полной свободы. Волевые действия людей в этот период независимы, сдерживаются лишь «голосом природы», требующим не вредить друг другу. Организованная община создается посредством общественного договора, основными задачами которого являются согласование и защита личных прав. Личность отдает в пользу государства ровно столько своих прав, сколько необходимо для более полного и свободного пользования оставшейся их частью, и в случае их нарушения имеет право на восстание против деспотического правительства.
Идеи, высказанные мыслителями эпохи Возрождения и их последователями, получили законодательное выражение в период ранних буржуазных революций в Англии. Так, в 1628 г. английский парламент принял Петицию о праве. Ссылаясь на Великую хартию вольностей, парламент просил короля:
— не вводить новые налоги без согласия парламента;
— не размещать армию на постой в домах населения;
— никого не наделять особыми полномочиями, которые могут служить предлогом для предания подданных смерти «противно законам и вольностям страны».
13 февраля 1689 г. был принят Билль о правах, который действует в Англии до сих пор. Он был принят после свержения в 1688 г. короля Якова II Стюарта в ходе дворцового переворота, получившего название «Славная революция», и призыва на престол Вильгельма Оранского. В качестве компенсации парламент потребовал от нового короля признания ряда гарантий. Утверждая верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики, Билль о правах провозгласил:
— незаконным приостановление действия законов или их исполнения без согласия парламента;
— незаконным взимание налогов и сборов в пользу короны без согласия парламента;
— запрет содержать постоянную армию в мирное время;
Теоретические представления о неотчуждаемых естественных правах человека, увязанные с учением о разделении властей, дальнейшее развитие получили в эпоху Просвещения в трудах Монтескье, Вольтера, Джефферсона.
Эти мыслители в качестве главного выделяли принцип личной свободы. Назначение права они видели в том, чтобы оградить индивида от произвола, особенно со стороны властей, которые только сковывают его творческую инициативу и стремление к предпринимательству. Государственную деятельность при этом сводили до минимума. Идеологи раннего либерализма исходили из того, что свободные и независимые друг от друга индивиды способны сами по взаимному согласию регулировать отношения между собой и нуждаются лишь в том, чтобы эти отношения получили надежную защиту. Функции государства сводились к охране правопорядка и к внешней политике. Теоретически такое взаимоотношение государства и личности должно было максимально обеспечить права последней.
Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 289.
Монтескье Ш. Избранные произведения. С. 289.
В этом втором аспекте политическая свобода заключается в безопасности гражданина.
Рассматривая средства обеспечения такой безопасности, Монтескье придает особое значение доброкачественности уголовных законов и судопроизводства.
— критику феодальной системы уголовного судопроизводства;
— изложение новых принципов, на которых должны быть построены уголовное право и процесс.
Подробный анализ французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. в ее исторической ретроспективе см.: Даниленко В.Н. Декларация прав и реальность: к 200-летию Декларации прав человека и гражданина. М., 1989.
См.: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 1984. С. 209.
Активно использовали авторы Декларации творческое наследие зарубежных теоретиков Г. Гроция, Дж. Локка и др.
В рамках гражданского общества миссия защиты прав человека доверена закону, именно закону, который, как отмечается в ст. 6 Декларации, «есть выражение общей воли».
Права человека были закреплены и в Конституции Франции 1791 г., которая гарантировала следующие естественные и гражданские права:
1. Доступ всех граждан «к местам и должностям без каких-либо иных отличий, кроме проистекающих из их добродетелей и способностей».
2. Равномерный расклад налогов между гражданами «сообразно их состоятельности».
3. «Одни и те же правонарушения будут караться одними и теми же наказаниями, независимо от каких-либо личных разногласий».
Заметный вклад в разработку доктрины и конституционно-правовой практики разделения властей внесли такие американские мыслители, как Т. Пейн, Т. Джефферсон, А. Гамильтон и др.
Таким образом, можно констатировать, что теоретические представления о неотчуждаемых естественных правах человека, увязанные с учением о разделении властей, сыграли важную роль в процессе формирования конституционализма и заметно повлияли на раннебуржуазное конституционное законодательство и государственно-правовую практику.
Идея прав человека кристаллизуется в результате философского обоснования самоценности человеческой личности гуманистами Ренессанса. Важную роль сыграли также внесословное признание основных свобод, появление общих мировых судов, опыт борьбы за независимость швейцарских кантонов, Нидерландская революция.
1) «поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы»;
2) «поступай так, чтобы твоя свобода сочеталась со свободой других по общему закону свободы».
См.: Кант И. Основы метафизики нравственности // Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4 (1). С. 260.
Кант также сделал попытку отделить вопросы международных отношений от идеологических и религиозных. Так, Кант выступает одним из первых мыслителей, поставивших вопрос о правах человека как основном принципе устроения человеческого сообщества.
Кантовское учение об автономии личности, ее правах и свободах, о правовой политике, правовой организации государственной жизни, правовом союзе свободных государств как способе обеспечения международного мира и пути к вечному миру приобретает особую актуальность в современных условиях интенсивного развития общеевропейского и мирового процесса в направлении к повсеместному признанию и повсеместному утверждению идей господства прав и свобод человека.
Гегель. Философия права. М., 1990. С. 89.
Гегель обосновывает формальное, правовое равенство людей: люди равны именно как свободные личности, равны в одинаковом праве на частную собственность.
Различая гражданское общество и политическое государство, Гегель под гражданским обществом понимает по существу буржуазное общество.
Подводя итоги вышесказанному, следует подчеркнуть, что либеральные традиции учения о правах и свободах человека и гражданина (Канта и Гегеля), идеи Канта о правовом государстве и правовом законе, Гегеля о гражданском обществе играли и продолжают играть огромную роль в философии права и в практике государственно-правовой организации общества.
В целом же развитие идей прав человека периода Возрождения, Реформации и Просвещения оказало большое воздействие на дальнейшее развитие данного института и на ход исторического прогресса.
§ 3. Историческое значение Конституции США (1787),
французской Декларации прав человека и гражданина (1789)
Цит. по: Virginia Declaration of Rights // Resources for Teachers on The Bill of Rights / By John J. Patrick and Robert S. Leming. ERIC. 1991. P. 57.
Идеи Декларации прав Вирджинии были развиты в Декларации независимости США 1776 г., написанной Т. Джефферсоном и утвержденной Третьим континентальным конгрессом. В ней говорилось: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами». К ним Декларация относила право на жизнь, свободу, стремление к счастью. Далее говорилось, что для обеспечения естественных прав «люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых». Эта формула полностью порывает с божественной теорией происхождения государства. Согласно Декларации государство основывается на общественном договоре, заключенном между людьми. Кроме того, важнейшее значение имело положение Декларации о праве народа свергнуть неугодное ему правительство.
Во второй части Декларации говорилось о том, что король Англии является узурпатором, что он облагает колонистов налогами без их согласия и пытается вместе с парламентом подчинить колонистов такой юрисдикции, которая чужда их конституции и не признается их законами.
Здесь же присутствует критика организации власти с позиций доктрины разделения (обособления) властей: король поставил судей в исключительную зависимость от своей воли в том, что касается определения срока их службы и размера жалованья (в метрополии существовали другие конституционно-правовые начала); король «прислал сюда толпу своих чиновников, разоряющих народ и высасывающих из него все соки»; «он стремился сделать военную власть независимой от гражданской и поставить первую выше второй». Главный вывод сводился к тому, что государь, характер которого заключает все черты тирана, не способен управлять свободным народом.
В заключительной части Декларации независимости США решение существовать «свободно и независимо» делегаты изложили в таких словах: «. уповая на помощь божественного провидения, мы взаимно обязываемся друг другу поддерживать эту Декларацию жизнью, имуществом и честью».
Эта Декларация провозгласила бывшие английские колонии «свободными и независимыми штатами».
По материалам Информационного агентства США.
Американская конституция в том виде, в каком она была одобрена конвентом и затем ратифицирована, представляет собой весьма краткий документ. Она состоит из преамбулы и семи статей, из которых только четыре разбиты на разделы. В основу организации, компетенции и взаимодействия высших органов власти республики был положен американский вариант принципа разделения властей, созданный не столько в соответствии с теориями Дж. Локка и Ш. Монтескье, сколько с учетом своего собственного опыта. Учредители Конституции не помышляли о создании трех независимых друг от друга властей. Согласно их взглядам власть едина, но она имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Во-вторых, все органы государственной власти имеют различные сроки полномочий, поскольку каждые два года они переизбираются на одну треть. Президент избирается на четыре года, а члены Верховного суда занимают свои должности пожизненно.
Такой порядок, по мысли «отцов-основателей», должен был обеспечивать каждую из ветвей власти определенной самостоятельностью по отношению к другим и не допустить одновременного обновления их состава, т.е. добиться устойчивости и преемственности верхнего эшелона власти.
В-третьих, Конституция предусмотрела создание такого механизма, в рамках которого каждая из ветвей власти могла нейтрализовать возможные узурпаторские поползновения другой. В соответствии с этим конгресс получил право отклонять любые законопредложения президента, которые он может вносить. Сенат может отклонить любую кандидатуру, предложенную президентом для занятия высших гражданских федеральных должностей. Конгресс, наконец, может привлечь президента к ответственности в порядке импичмента и отстранить его от должности.
Важнейшим конституционным средством воздействия президента на конгресс являлось отлагательное вето, которое может быть преодолено только в том случае, если билль или резолюция, отвергнутые президентом, будут повторно одобрены двумя третями голосов в обеих палатах.
Члены Верховного суда назначаются президентом по совету и с согласия сената. Это значит, что предложенные президентом кандидатуры на высшие судебные должности должны быть одобрены двумя третями голосов сената. Конституция создала предпосылки для присвоения Верховному суду права конституционного надзора, которое явилось важнейшим средством сдерживания нормоустанавливающей деятельности как конгресса, так и президента. Сами федеральные судьи могли быть отстранены от должности в соответствии с процедурой импичмента, которая осуществлялась обеими палатами конгресса.
Система «сдержек и противовесов» должна была не только предупредить узурпаторские тенденции каждой из трех ветвей власти, но и обеспечить стабильность и непрерывность функционирования самой государственной власти.
Конституция США заложила основы федеративной формы государственного устройства, хотя соответствующего понятия в ее тексте нет. Американская конституция положила в основу федерации дуалистический (двойственный) принцип, в силу которого устанавливалась предметная компетенция союза, а все остальное (с некоторыми оговорками и уточнениями) относилось к ведению штатов.
Важнейшее значение для прочности учреждаемого союза имело предписание ст. VI, в которой закреплялся принцип верховенства федерального права по отношению к правовым установлениям штатов. Конституция не только провозгласила принцип верховенства федерального права, но и предусмотрела механизм, обеспечивающий его реализацию, а именно положение о том, что в случае коллизии законов судьи штатов всегда должны отдавать предпочтение федеральному праву. Эта конституционная норма является основой американского федерализма.
Такого мнения, например, придерживались Ф.В. Боровик, Г.Г. Санько. См.: Декларации и реальность / Под ред. В.И. Семенкова. Минск, 1987.
См.: Декларации и реальность / Под ред. В.И. Семенкова. С. 81.
Однако с этим утверждением нельзя согласиться. Из анализа Конституции США можно сделать вывод, что она содержит ряд конкретных запретов против нарушения прав и свобод граждан. Например, говоря о законодательной ветви власти, ст. I запрещает приостановление действия привилегии приказа habeas corpus, а также принятие биллей об опале и законов, имеющих обратную силу.
Статья III (о судебной ветви власти) предусматривает, что все уголовные дела рассматриваются судом присяжных, а также устанавливает необходимость наличия строгих правил доказательств при осуждении за государственную измену.
См., напр.: Согрин В.В. Права человека в США: декларации и действительность. М., 1987. С. 17.
Конечно, можно согласиться с тем, что в целом вышеуказанный перечень конституционных положений едва ли представляет собой всеобъемлющую хартию прав и свобод. Провозгласив многие важные демократические принципы и гарантии прав и свобод, Конституция США в то время не воспроизвела некоторые принципиальные идеи Декларации независимости, сохранила институт рабства и т.п. Именно поэтому большую актуальность приобрел Билль о правах, принятый вслед за Конституцией. Но тем не менее тот факт, что в США поддерживается настоящий культ Конституции, может служить достойным примером для подражания, но никак не предметом жесткой критики.
Например, таково было мнение Дж. Вильсона и А. Гамильтона, которое и убедило большинство делегатов в отсутствии необходимости инкорпорации Билля о правах в текст Конституции. См.: Конституция США: история и современность. М., 1987. С. 80.
См.: Согрин В.В. Права человека в США: декларации и действительность. С. 16.
The Great Rights of Mankind. A History of the American Bill of Rights / By Bernard Schwartz. Madison House, 1992.
The Great Rights of Mankind. A History of the American Bill of Rights / By Bernard. Schwartz. Madison House, 1992.
Следует отметить, что правоведы США относят понятие «гражданские права и свободы» главным образом к политическим партиям и нормам гражданских правоотношений, закрепленных в Конституции, вследствие чего понятия «гражданские права» и «политические права» употребляются как тождественные.
Еще в XVIII в. английский юрист Блэкстоун характеризовал гражданскую свободу как «великую цель всех человеческих обществ и управления государством, в котором каждый индивид располагает правом добиваться своего собственного счастья согласно своим взглядам на свой собственный интерес и следовать велениям своей совести, не ограниченным ничем, кроме как справедливыми, беспристрастными и равными для всех законами».
См.: Каримский А.М. Конституция США и проблемы прав человека // Конституция США: история и современность. М., 1998. С. 249.
См.: Каленский В.Г. «Билль о правах» в конституционной истории США. М., 1983. С. 78.
Norman Dorsen. Our Endangered Rights. Pantheon, 1984. P. 47.
Представляется, что с таким определением гражданских прав можно согласиться, хотя данный перечень едва ли можно назвать исчерпывающим.
Рассмотрим конкретные гражданские права, регламентируемые первой поправкой Билля о правах США. Она гласит: «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное вероисповедание либо ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно со