вторые летние олимпийские игры форма медали
Олимпийские медали
Помимо традиционных наградных олимпийских медалей, существуют ещё и памятные. Они вручаются как отдельным лицам, так и организациям, которые принимают деятельное участие в подготовке и проведении международных состязаний, а также всем участникам, независимо от уровня достижений. Именно памятные медали чаще всего можно встретить на аукционах, в отличие от наградных, почти не выставляемых на продажу. Цены на олимпийскую атрибутику формируются, в первую очередь, самими коллекционерами, желающими сохранить историю мирового спорта. Согласно статистике, награды и памятные экземпляры стоят €4000 – 60 000, с учётом личности бывшего владельца и даты выпуска.
Справочная информация
Три вида медалей – золотая, серебряная и бронзовая, составляют так называемый олимпийский комплект. Он является обязательной атрибутикой международных спортивных состязаний и должен соответствовать определённым стандартам. Дизайн наград разрабатывается принимающей стороной и утверждается Международным олимпийским комитетом (МОК). За редким исключением, медали летних Олимпийских игр тяготеют к античным образцам, в то время как для зимних предлагаются более современные и креативные варианты.
Это различие объяснимо. Ведь именно летние игры считаются преемниками древнегреческих состязаний в Олимпии, которые регулярно проводились с VIII века до н. э. по IV век н. э. Неравнозначность спортивных событий косвенным образом сказалось на отношении коллекционеров. Награды летних игр традиционно пользуются большей популярностью и стоят дороже зимних. Хотя и здесь бывают исключения.
Не всё то золото…
До сегодняшнего дня сохраняется следующий, установленный комитетом стандарт:
Минимальный диаметр спортивных наград должен составлять 60 мм при толщине не менее 3 мм. Уже стало традицией изготавливать зимнюю атрибутику более масштабной. На сегодняшний день самыми гигантскими размерами отличаются регалии для Белой олимпиады 2006 года в Турине – их диаметр составил 107 мм, правда, они были выполнены в форме тора, чтобы снизить вес.
Исторический обзор
Древнегреческие спортивные состязания, давшие старт современному олимпийскому движению, впервые были проведены в 776 году до н. э. Эта дата упоминается в сохранившихся письменных источниках, хотя, возможно, традиция зародилась намного раньше. Состязания входили в комплекс культовых мероприятий, посвящённых Зевсу и некоторым другим богам греческого пантеона. Красота физического тела в античной цивилизации ценилась не меньше духовной и, так или иначе, демонстрировалась во время религиозных ритуалов. Самыми известными и массовыми были соревнования в святилище Олимпии, на полуострове Пелопоннес. Отсюда и называние Игр в целом.
Поскольку состязания посвящались богам и носили культовый характер, награды победителей также имели сакральное значение. Их головы украшали венками из ветвей оливы – дерева, наиболее почитаемого древними греками. Когда в конце XIX века французский историк и реформатор барон де Кубертен возродил Олимпийские игры, он предложил использовать ту же награду. Венок – котинос, только уже из лавровых ветвей, возложили на головы спортсменов первой современной Олимпиады, проводившейся в 1896 году в Афинах. Таким образом, устроители подчеркнули преемственность традиций.
Однако ценность эллинистического атрибута была утеряна, поэтому главной наградой состязаний стали более привычные и понятные медали. Их дизайн обсуждался двумя годами ранее на первом конгрессе МОК. Изначально планировалось награждать только двух победителей: абсолютному чемпиону полагалась серебряная медаль с позолотой, а обладателю второго места – бронзовая. Для регалии выбрали классическую круглую форму, от которой в дальнейшем на летних играх отступили только раз. О греческом происхождении Олимпиады напоминал изображённый на аверсе Зевс, на ладони которого поместили земной шар с богиней победы Никой. Реверс украсили видом на Акрополь.
Плакетка II Олимпиады
Игры, которые в 1900 году принимала столица Франции, преподнесли немало сюрпризов. Во-первых, событие затмила Всемирная промышленная выставка, которая проводилась в тот же период. Во-вторых, оргкомитет ввёл сразу несколько новых видов спорта, казавшихся довольно экзотическими. Например, гонку на воздушных шарах или стрельбу по живым голубям. И, наконец, впервые в играх приняли участие женщины, что прошло незамеченным только из-за слабого информационного освещения.
Нестандартными можно назвать и наградные знаки – они имели прямоугольную форму, поэтому назывались плакетками. Все регалии изготавливались из бронзы, однако для победителей, занявших I место, их посеребрили методом гальванопластики. Какие-либо надписи, говорившие о принадлежности плакетки к олимпийской атрибутике, отсутствовали. На аверсе изобразили летящую Нику с венком из оливковых ветвей на фоне корпусов Всемирной выставки. На реверсе – древнегреческого атлета на пьедестале почёта.
Полный комплект
III Олимпиада, которую провели в американском городе Сент-Луис, оказалась провальной с точки зрения организации. Вновь с мероприятием совпала Всемирная выставка, кроме того, далеко не все европейские команды решились на дорогое путешествие за океан. В результате, состязались не участники из разных стран, а преимущественно спортивные команды США, выигрывая друг у друга. Позорными назвала международная общественность добавленные в программу «Антропологические дни», когда выступали представители индейских народностей и пигмеи, совершенно не подготовленные к атлетическим дисциплинам. Организаторы эксперимента заявили, что хотят доказать превосходство цивилизованных людей на «дикарями». Всё перечисленное едва не поставило крест на «новорожденном» олимпийском движении.
Единственное достижение Сент-Луиса – введение трёхступенчатой системы награждения, которая используется до настоящего времени. Золотая медаль III Олимпиады была выполнена из серебра с золочением. Что касается дизайна, то, позаимствовав идею у своих французских предшественников, американцы интерпретировали её по-своему, выбрав скорее стилистику ар-нуво, чем европейскую неоклассику.
Золотая атрибутика
В 1908 году в Лондоне ювелирной компанией Vaughton & Sons был представлен первый в истории Олимпиады высший знак отличия из золота 583-й пробы. Он был одновременно самым дорогим и самым маленьким – при диаметре 33 мм, напоминая скорее юбилейную монету. Отличал атрибутику IV Олимпиады и изысканный дизайн. На аверсе наградных знаков изображался атлет, над которым богини держат лавровый венок, на реверсе – покровитель Англии, Георгий Победоносец, пронзающий дракона. На памятных аналогах соответственно чеканили богиню победы Нику и квадригу, везущую судью состязаний и победителя.
На V Олимпиаде в Стокгольме золотую атрибутику изготовили только для индивидуальных награждений, а команды получили позолоченное «серебро». Аверс знака отличия полностью копировал лондонский. А вот на реверсе всадника сменил пеший герольд в средневековом костюме на фоне бюста Пера-Хенрика Линга – пропагандиста физической культуры и спорта в Швеции.
Введение единого дизайна
В 1928 году в Амстердаме был представлен новый дизайн знаков отличия, который затем повторялся в течение 40 лет. Его автор – итальянский скульптор Джузеппе Кассиоли изобразил аллегорию спортивного триумфа, однако по ошибке смешал греческую и римскую мифологию. Годы спустя, этот промах стал причиной международного скандала и внесения корректив в исходный рисунок.
На аверсе предложенного Кассиоли варианта, греческая богиня Ника сидит на парапете храма. В правой руке она держит традиционный венок из оливы, в левой – пальмовую ветвь. На заднем плане виден фрагмент римского амфитеатра Колизей, где часто проводились спортивные состязания. Кассиоли оставил пустое поле, чтобы вписывать порядковый номер Олимпиады, место проведения и год. На реверсе регалии можно увидеть восторженную толпу, которая несёт на руках атлета-победителя.
В 1972 году в Мюнхене реверс наградных знаков был изменён. Вместо спортивного триумфа на нём изобразили мифических близнецов-Диоскуров Кастора и Поллукса. Они символизировали силу духа и мастерство владения своим телом. С этого момента каждая принимающая страна разрабатывала свой дизайн реверса. В 2004 году Олимпиаду вновь принимали Афины. Организаторы состязаний выразили удивление и недовольство по поводу фрагмента Колизея на лицевой стороне наград. По их мнению, фоном для греческой богини победы должен был служить афинский Парфенон, что казалось вполне логичным. В результате рисунок лицевой стороны также кардинально изменили – Нику стали изображать идущей по олимпийскому стадиону Панатинаико. К тому же богине вернули крылья, которые по каким-то причинам «упустил» Кассиоли.
Подвеска
В 1960 году оргкомитет Рима, где проводились XIV игры, предложил сделать награды на подвеске. До этого они выдавались спортсменам в руки, что было неудобно и, главное, не зрелищно. Знаки отличия окружили бронзовым ободком в форме венка победителя, а уже к нему прикрепили цепочку, напоминавшую оливковую ветвь. Вопреки опасениям итальянцев, новшество было восторженно принято консервативными членами МОК. Наградные олимпийские медали теперь выпускают только шейными, а памятные – настольными.
Зимняя Олимпиада
Зимние или Белые игры проводятся с 1924 года. В 1992 году их сдвинули относительно летней Олимпиады. Решение было, в первую очередь, коммерческим, поскольку уделять внимание сразу двум разновидностям масштабных состязаний и проводить их на одном уровне достаточно сложно. После разделения, Белая олимпиада, ранее воспринимаемая как дополнение к основной летней, прибрела более высокий статус. Зимние награды часто имеют нестандартный дизайн и этим особенно привлекательны для коллекционеров. Среди самых креативных решений следует выделить:
МОК строго следит за тем, чтобы по каким-то причинам не выданные награды, не остались в стране проведения игр. Кроме того, запрещено без ведения комитета изготавливать и продавать реплики. Это повышает ценность олимпийской фалеристики и делает её выгодным объектом инвестиций.
Медали Летних Олимпийских игр 1900
Медали летних Олимпийских игр 1900 — отличительные награды за коллективные или индивидуальные спортивные достижения участников Игр II Олимпиады, проходившие в Париже, Франция.
Содержание
История
Таким же образом, как и на предыдущих играх, на летних Олимпийских игр 1900 года распределялись медали участникам, занявшие первые два места в каждом виде спорта. Победителям вручали серебряные, а участникам, занявшим второе место, бронзовые медали.
Производство
Изображения наградной плакетки и памятной медали отличались, но изготовлены были из одинаковых металлов, в основном из бронзы, но наградная плакетка покрыта слоем серебра, и ее легко принять за серебряную.
Дизайн
Памятная награды сильно отличались своей формой — первый и единственный раз в истории летних Олимпийских игр награды имели прямоугольную форму (назывались «плакетками»). Фраза «Олимпийские игры» на наградной плакетке, так и на памятной медали отсутствовали, в связи с одновременным проведением Олимпийских игр и Всемирной выставке, которая проходила в Париже.
Французские слова — «Championnat De Gymnastique» — Чемпионат по гимнастике (англ. The championship on gymnastics ; фр. Le championnat selon la gymnastique ), единственные, имеющие отношение к спорту, — можно прочитать на наградной плакетке. Но, видимо, и эта плакетка не специально выпущена к Олимпиаде, поскольку существуют такие же плакетки с надписью: «Exercises Physiques Et Spots» — Физические упражнения и спорт (англ. Physical exercises and sports ; фр. Les exercises physiques et le sport ).
Существуют точно такие же медали, но с названиями фирм, участвовавших во Всемирной выставке, выбитыми вместо этой надписи. Встречаются и медали с названиями русских фирм — участников Парижской выставки. На оборотной стороне — символ Франции — Марианна на фоне силуэта моста через реку Сена и дуба, а также надпись: «Republique Francaise» — Республика Франция (англ. Republic France ; фр. La république de France ).
Золотая медаль
Золотая награда в этих Играх отсутствовала вообще, даже не использовалось позолота в производстве медалей.
Серебряная медаль
Бронзовая медаль
Медаль в филателии
Несмотря на «удобную» форму плакетки государства производили марки и открытки с изображением медали не с большим интуциазмом. Было выпущено минимум 2 вида марок странами: Лаос и Гренада. Лаос выпустила марку посвященную победителям в женском волейболе, а в нижнем левом углу нарисована оборотная сторона плакетки. Гренада решила изготовить марку, на которой полностью во весь размер представлена фотография лицевой стороны бронзовой памятной медали с изображением Ники.
Литература
Примечания
Ссылки
Олимпийские игры
² Летние игры 1916 были отменены из-за Первой мировой войны, летние и зимние игры 1940 и 1944 — из-за Второй мировой.
Медали Олимпийских игр | |
---|---|
Медаль · Спортивные награды · Олимпийская медаль · Олимпийская символика · Олимпийские игры | |
Медали летних Игр | Игры I Олимпиады · Игры II Олимпиады · Игры III Олимпиады · Внеочередные игры¹ · Игры IV Олимпиады · Игры V Олимпиады · Игры VI² Олимпиады · Игры VII Олимпиады · Игры VIII Олимпиады · Игры IX Олимпиады · Игры X Олимпиады · Игры XI Олимпиады · Игры XII³ Олимпиады · Игры XIII³ Олимпиады · Игры XIV Олимпиады · Игры XV Олимпиады · Игры XVI Олимпиады · Игры XVII Олимпиады · Игры XVIII Олимпиады · Игры XIX Олимпиады · Игры XX Олимпиады · Игры XXI Олимпиады · Игры XXII Олимпиады · Игры XXIII Олимпиады · Игры XXIV Олимпиады · Игры XXV Олимпиады · Игры XXVI Олимпиады · Игры XXVII Олимпиады · Игры XXVIII Олимпиады · Игры XXIX Олимпиады · Игры XXX Олимпиады · Игры XXXI Олимпиады · Игры XXXII Олимпиады · Игры XXXIII Олимпиады · Игры XXXIV Олимпиады · Игры XXXV Олимпиады |
Медали зимних Игр | Игры I Олимпиады · Игры II Олимпиады · Игры III Олимпиады · Игры IV Олимпиады · Отменённые Игры V³ Олимпиады · Отменённые Игры V³ Олимпиады · Игры V Олимпиады · Игры VI Олимпиады · Игры VII Олимпиады · Игры VIII Олимпиады · Игры IX Олимпиады · Игры X Олимпиады · Игры XI Олимпиады · Игры XII Олимпиады · Игры XIII Олимпиады · Игры XIV Олимпиады · Игры XV Олимпиады · Игры XVI Олимпиады · Игры XVII Олимпиады · Игры XVIII Олимпиады · Игры XIX Олимпиады · Игры XX Олимпиады · Игры XXI Олимпиады · Игры XXII Олимпиады · Игры XXIII Олимпиады · Игры XXIV Олимпиады · Игры XXV Олимпиады · Игры XXVI Олимпиады |
Медали юношеских Игр | Летние: Медали летних юношеских Олимпийских игр 2010 · Медали летних юношеских Олимпийских игр 2014 Зимние: Медали зимних юношеских Олимпийских игр 2012 · Медали зимних юношеских Олимпийских игр 2016 |
Кольца · Гимн · Клятва · Девиз · Медаль · Огонь · Олива · Талисман · Флаг · Эмблема · Салют |
Полезное
Смотреть что такое «Медали Летних Олимпийских игр 1900» в других словарях:
Медали летних Олимпийских игр 1900 — Серебряная наградная плакетка Олимпийских игр 1900 года, лицевая сторона Медали летних Олимпийских игр 1900 отличительные награды за коллективные или индивидуальные спортивные достижения участников Игр II Олимпиады, проходивши … Википедия
Медали летних Олимпийских игр 1904 — Медали летних Олимпийских игр 1904 отличительные награды за коллективные или индивидуальные спортивные достижения участников Игр III Олимпиады, проходившие в Сент Луисе, США. Содержание 1 История 1.1 Производство 1.2 … Википедия
Медали Летних Олимпийских игр 1896 — Серебряная медаль Игр I Олимпиады Медали летних Олимпийских игр 1896 отличительные награды за коллективные или индивидуальные спортивные достижения участников Игр I Олимпиады, проходившие в Афинах, Греция. Содержание 1 История 1.1 Производс … Википедия
Медали летних Олимпийских игр 1896 — Серебряная медаль Игр I Олимпиады Медали летних Олимпийских игр 1896 отличительные награды за коллективные или индивидуальные спортивные достижения участников Игр I Олимпиады, проходившие в … Википедия
Итоги летних Олимпийских игр 1900 года — Основная статья: Летние Олимпийские игры 1900 Это полный медальный зачёт летних Олимпийских игр 1900, упорядоченный по количеству золотых медалей. На Играх вручались только серебряные медали за первые места и бронзовые за вторые. Обладатели… … Википедия
Календарь летних Олимпийских игр 2008 — XXIX летние Олимпийские игры Город организатор Пекин, Китай Страны участницы 204 Количество атлетов 11 099 Разыгрывается медалей 302 комплекта наград в 28 видах спорта … Википедия
Франция на летних Олимпийских играх 1900 — Франция на Олимпийских играх Код МОК: FRA … Википедия
Великобритания на летних Олимпийских играх 1900 — Великобритания на Олимпийских играх Код МОК … Википедия
Бельгия на летних Олимпийских играх 1900 — Бельгия на Олимпийских играх Код МОК … Википедия
Германия на летних Олимпийских играх 1900 — Германия на Олимпийских играх Код МОК … Википедия
Медали летних Олимпийских игр
Олимпийские медали всегда были больше, чем простые награды. Они – символ, что их владелец добился практически невозможного: стал лучшим атлетом в мире. Потому и отношение к их дизайну и изготовлению было всегда трепетным и особенным.
1896
Вместе с возрождением Олимпийских игр появились и олимпийские медали. Первыми их обладателями стали победители и призеры Олимпиады-1896 в Греции. Тогда олимпийским чемпионам были вручены серебряные медали, оливковые венки и дипломы, а обладатели вторых мест – медные медали и лавровые венки с дипломами. На тех, самых первых медалях на лицевой стороне было размещено изображение Зевса, держащего в руке земной шар со стоящей на нем богиней Никой. Рядом надпись по-гречески: «ОЛИМПИЯ». На оборотной стороне было размещено изображение Акрополя с греческой надписью «Международные Олимпийские игры в Афинах в 1896». Весили эти награды всего 47 граммов и были отчеканены в парижском Монетном дворе.
1900
Через четыре года, в 1900 году, Олимпиада прошла в Париже и французы решили удивить спортсменов – отчеканенные снова в Парижском монетном дворе награды были… прямоугольными, высотой 59 миллиметров и шириной 41 миллиметр. Весили они 53 грамма. На лицевой стороне была изображена окрыленная и полуобнаженная богиня Ника, державшая в руках лавровый венок. На фоновом рисунке внизу можно было рассмотреть вид Парижа и памятников Универсальной выставки. На обратной стороне был изображен стоящий на пьедестале атлет с лавровым венком на фоне афинского Акрополя.
1904
К 1904 году Олимпийские игры перебрались через океан и состоялись в американском Сент-Луисе. Медалям этой Олимпиады вернули круглую форму, однако с лицевой стороны исчезла богиня Ника, уступившая место анонимному спортсмену с неизменным лавровым венком. Ника обнаружилась на оборотной части медали: она стояла на земном шаре, держа в руке пальмовый лист. Перед ней красовалась «корона» из оливковых ветвей, в центре которой было выгравировано наименование спортивной дисциплины. За спиной Ники – голова Зевса на пьедестале, вверху надпись: UNIVERSAL EXPOSITION ST.-LOUIS U.S.A. Похоже, американская фирма «Dieges and Clust Staff», изготовившая медали, вдохновилась наградами прошлых Олимпиад. Вес сент-луисских медалей составил всего 21 грамм.
1912
Дизайнер медалей для Олимпиады в Стокгольме в 1912 году Эрик Линдберг не стал сильно утруждать себя, оставив на лицевой стороне все тех же женщин, держащих лавровый венок над спортсменом. А вот на обороте красовалась статуя Линга, основателя ряда шведских учреждений и гимназии и надпись OLYMPISKA SPELEN STOCKHOLM 1912. Вес медали составил 24 грамма.
1920
Победители следующих Игр, состоявшихся в 1920 году в Антверпене, получили медали с красующимся на них обнаженным атлетом, которого отчасти прикрывает пальмовый лист. Фоновым рисунком стал узор в греческом стиле и надпись внизу: VII OLYMPIADE.
1924
В 1924 году, когда Олимпиада вернулась в Париж, французы не стали оригинальничать с формой медалей, как сделали это в прошлый раз, и изготовили стандартные круглые награды. На 79-граммовых «кругляшах» был изображен обнаженный спортсмен-победитель, подававший руку, чтобы помочь встать поверженному сопернику. Внизу, впервые на медалях Игр, появились олимпийские кольца. На оборотной стороне можно увидеть арфу, символизирующую культурную программу Игр. В центре медали была расположена надпись: VIIIe OLYMPIADE PARIS 1924. Всего было отчеканено 912 копий – по 304 золотых и серебряных и 306 бронзовых.
1928
На медали Олимпийских Игр в Амстердаме в 1928 году вернулась богиня Ника. Да еще так удачно! На лицевой стороне медали богиня победы держит в руках пальмовую ветвь и лавровый венок победителя. Это изображение, созданное флорентийским художником Джузеппе Кассиоли, настолько понравилось Международному олимпийскому комитету, что он обязал всех организаторов последующих Игр использовать только его. Менялись только надписи, обозначающие место проведения, год и номер Олимпиады. На обратной стороне медали на фоне олимпийского стадиона изображалась толпа, несущая триумфатора-чемпиона. Весила медаль 66 грамм. Такие «стандартные» награды использовались вплоть до Олимпиады в Мюнхене в 1972 году.
1932
Внешний облик наградных медалей остался таким же, как и на предыдущих Играх. Единственная новая деталь — надпись на лицевой стороне: X Olympiad Los Angeles 1932 (X Олимпиады, Лос-Анджелес, 1932).
1936
Наградные медали Берлинской Олимпиады сохранили ставший привычным облик, созданный к Играм 1928. Изменилась только надпись о годе и месте проведения Игр: XI Olympiade Berlin 1936 (XI Олимпиада, Берлин, 1936).
1948
Сюжет наградной медали не отличался от тех, что вручались на трех предыдущих Играх, естественно, за исключением текста, указывающего на год и место проведения Игр: XIV Olympiad London 1948 (XIV Олимпиада, Лондон, 1948).
1952
Оргкомитет Хельсинкской Олимпиады в 1949 выступил с предложением об изменении традиционного вида наградной медали и представил свой вариант, но на сессии МОК в 1951 эта идея поддержки не нашла. Вновь, как и прежде, награды были изготовлены по эскизу Кассиоли. Лишь надпись: XV Olympia Helsinki 1952 (XV Олимпиада, Хельсинки, 1952) была исполнена финским художником А. Тухка.
1956
Наградные медали Игр XVI Олимпиады сохранили традиционный облик. Лишь, как всегда, новым на медали был год и место проведения: Melbourne 1956 (Мельбурн, 1956). Новое правило МОК гласило, что на медали должно быть выгравировано название вида спорта, за победу в котором она предназначена. Однако это правило МОК в Мельбурне воплотить не удалось, поскольку все призовые медали к моменту принятия решения были уже изготовлены.
1960
Медали победителей Римской Олимпиады сохранили традиционный облик, несмотря на то, что многие итальянские критики и художники выступали за изменение дизайна. 54-я сессия МОК в Токио тем не менее оставила прежний сюжет без изменений. Единственное новшество, вернее отступление от привычных канонов, заключалось в том, что медаль была снабжена бронзовой цепью в форме оливковых листьев и вставлена в круглую рамку, также с орнаментом из оливковых листьев. Такие медали вручались победителям и призерам в индивидуальных соревнованиях. За победу в командных соревнованиях вручались медали в обычном исполнении, т. е. без цепочки и рамки.
1964
Олимпийские награды XVIII Олимпиады повторяли традиционный мотив, впервые созданный к ОИ 1928. Отличие лишь в надписи на лицевой стороне справа в верхней части медали в пять строк: XVIII Olympiad Tokio 1964 Gymnastics (XVIII Олимпиада, Токио, 1964). На медали указано название вида спорта (в данном случае гимнастика).
Дополнительным новым элементом также является и съемное обрамление, выполненное из того же металла, что и медаль, с отверстием для белой шелковой ленты с пятью продольными полосами олимпийских цветов.
1968
На олимпийских наградах, подготовленных для лучших спортсменов Игр XIX Олимпиады, появились новые элементы. Это ушко, к которому прикреплялась колодка с красной шелковой лентой шириной 20 мм (для различных видов олимпийской программы — различные оттенки красного цвета). На лицевой стороне колодки — название вида спорта, на оборотной — его графический символ. Наградная медаль и на этот раз сохранила традиционный облик, созданный Кассиоли. Только надпись, естественно, была иной на лицевой стороне. Она располагалась в четыре строки: XIX Olimpiada Mexico 1968.
1972
После почти пятидесятилетнего «застоя» в «медальном искусстве» награды претерпели изменения на Играх-1972 в Афинах. Дизайнер Герхард Маркс не стал менять лицевую сторону, где по-прежнему правила бал богиня Ника. А вот на оборотной стороне вместо уносящей невесть куда спортсмена-победителя толпы, появились двое обнаженных юношей – мифические сыновья Зевса и Леды Кастор и Поллукс, покровители спортивных соревнований и дружбы. Награды весили 102 грамма и были изготовлены в Монетном дворе Баварии.
1976
В Монреале, где прошли Олимпийские игры-1976, не последовали примеру Мюнхена, и не стали особо изощряться. Лицевая сторона медали осталась традиционной, а оборотную преднамеренно не стали «разукрашивать», поместив туда лишь изображение лаврового венка и эмблему Игр.
1980
На московской Олимпиаде-1980 вручались медали нового дизайна. Вернее, модифицированного, ибо использовались как классические элементы Джузеппе Кассиоли, так и «новинки» советского художника Ильи Постола. Дело в том, что лицевая сторона осталась прежней, если не считать того, что впервые в истории Олимпийских игр на наградах появилась надпись на русском языке: ИГРЫ XXII ОЛИМПИАДЫ МОСКВА 1980. А вот на обороте появился стилизованный олимпийский факел с горящим пламенем на фоне стадиона. В верхнем правом углу размещен символ московской Олимпиады. На ободке гравировалось название вида спорта. Медали весили 125 граммов и были отчеканены на Московском монетном дворе.
1984
Эскиз наградной медали разработал американский художник Дугард Стермер. Он не стал искать новый сюжет, а взял за основу традиционный облик медали 1928 и оформил его в современной манере. Автор полагал, что символ Игр в Лос-Анджелесе — «Звезда в движении» или стилизованный олимпийский факел не гармонировали бы с неоклассическим сюжетом Дж. Кассиоли на лицевой стороне. Американский художник считал, что все фигуры и символы, изображенные на медали, должны подчеркивать интернациональный характер олимпийского движения, этническое разнообразие участников состязаний, он стремился более совершенно изобразить пропорции фигур атлетов, их мускулатуру.
1988
Создавая эскизы наградной и памятной медалей, корейские художники включили в них традиционные и оригинальные элементы. На лицевой стороне наградной медали неизменный сюжет, а вот оборотная сторона в очередной раз была изменена. На ней изображен голубь — символ мира с оливковой ветвью в клюве и эмблема Игр.
1992
Занявшийся дизайном олимпийских наград для Игр-1992 в Барселоне Хавьер Корберо лишь немного изменил классический дизайн лицевой стороны, добавив пальмовых ветвей, еще больше сдвинул Нику в сторону, а вместо «фонового» краешка арены, присутствовавшего на медалях предыдущих Олимпиад, разместил пять олимпийских колец. На обратной стороне – официальная эмблема Олимпиады в Барселоне. Медали диаметром в 70 миллиметров «потянули» на 231 грамм каждая.
1996
Олимпиада в Атланте в 1996 году вернула на лицевую сторону медалей дизайн Джузеппе Кассиоли, а на обратной стороне были размещены официальный логотип Игр-1996 и стилизованная оливковая ветвь.
2000
Уроженец Польши и гражданин Австралии, сотрудник Королевского Австралийского монетного двора Войцех Пьетранек, которому было поручено разработать дизайн олимпийских наград, признался, что он трудился над эскизами медалей 7 лет, с того самого дня, когда стало известно, что Олимпиада 2000 пройдет в Австралии. По замыслу художника, облик медали сохранил как традиционные черты, так и приобрел новые символы, отображающие красоту Зеленого континента и его природные богатства.
На лицевой стороне медали изображена древнегреческая богиня Ника, колесница, ветки австралийской акации, которая растет только на Зеленом континенте. Справа — надпись на английском языке: XXVII Olympiad Sydney 2000 (XXVII Олимпиада, Сидней, 2000). Как оказалось, художник допустил промах в дизайне наградных медалей. Вместо силуэта греческого амфитеатра, который традиционно изображался на олимпийских наградах, на медалях видны очертания римского Колизея. Но когда обнаружили допущенную неточность, менять что-либо было уже поздно.
На оборотной стороне — Сиднейская опера, самое знаменитое здание столицы Игр, расположенное на берегу Сиднейского залива, олимпийский огонь и пять олимпийских колец. Название вида спорта выгравировано на внешней кайме оборотной стороны медали. Впервые по желанию спортсменов они могли выгравировать свое имя на медали, выигранной на олимпийских соревнованиях.
2004
На лицевой стороне олимпийских наград, вручавшихся победителям на ОИ, начиная с Амстердама в 1928 и завершая Сиднеем в 2000, сюжет неизменен: сидящая богиня Нике с лавровым венком в руке и колосьями зерна в другой. Облик медалей 2004 совершенно иной. Крылатая богиня влетает на стадион, принося победу сильнейшему атлету.
На оборотной стороне — три основных элемента: негасимый олимпийский огонь, зажженный в древней Олимпии от солнца, строки из Олимпийской оды греческого поэта Пиндара, созданной в 460 до н. э. в честь победы в борьбе прославленного атлета Алкимедона, и эмблема ОИ 2004.
2012
Медали правильной круглой формы созданы британским художником Дэвидом Уоткинсом. На них он изобразил логотип лондонских Игр в квадрате, обрамленном многочисленными лучами. С другой стороны помещена греческая богиня победы Ника, покидающая Парфенон ради прибытия в Лондон
Медали Олимпиады в Лондоне будут самыми большими в истории Игр – их вес будет составлять около 400 грамм.