вы должны зарегистрировать приложение ниже
Инструкция по публикации Android-приложения в Google Play
Вслед за инструкцией по публикации приложения в App Store выкладываем внутренний свод правил Лайв Тайпинг по публикации приложений в Google Play, составленный отделом менеджеров при активном участии тимлида отдела Android-разработки Александра Мирко. Вне зависимости от того, насколько ты крутой и опытный проджект-менеджер, всегда есть шанс забыть что-нибудь. Эта инструкция призвана облегчить вам жизнь.
Итак, что нужно сделать PM`y в ходе публикации:
UPD от 25.04.2017: добавлены разделы про альфа- и бета-тестирование и поэтапное внедрение, дополнены разделы «Обеспечение сборки наличием цифровой подписи» и «Технические требования к apk-файлу», сделано замечание про ASO и внесены косметические правки.
Создание аккаунта
Для того, чтобы опубликовать приложение в Google Play, нужен аккаунт разработчика. Это особый тип аккаунта, который позволяет выкладывать приложение в Google Play. Создать его можно с помощью стандартного аккаунта Google. Необходимая часть процесса — внесение разовой оплаты за соглашение разработчика в размере 25$.
→ По ссылке можно завести аккаунт разработчика.
После оплаты нужно будет заполнить данные для аккаунта разработчика и завершить регистрацию.
Пользовательское соглашение
Основные положения из Соглашения Google Play о распространении программных продуктов о которых вы должны знать:
Подготовка маркетинговых материалов
К маркетинговым материалам существуют следующие требования:
Текст
Начинать подготовку маркетинговых материалов стоит с текстов.
Требования стора к тексту
Требования у Google Play к ним следующие:
Посмотреть полные требования Google Play к тексту и его особенностях можно здесь (Как указать данные для Google Play → О продукте).
В целом, оформление приложения в сторах (App Store Optimization, или ASO) — целое искусство, на которое выделяется отдельный самообразованный человек, и в двух словах об этом не рассказать. На эту тему уже есть хорошие материалы, как например, такой.
Согласование текста с клиентом
Текст, как и любой другой маркетинговый материал, нужно согласовывать с клиентом. Происходит это так: перед встречей PM делает различные варианты материалов и в ходе встречи обсуждает с клиентом.
Эта статья на Appractor поможет написать хороший текст для Google Play (также подходит для App Store).
Скриншоты
Количество скриншотов
Максимум скриншотов, доступных для загрузки к одному приложению — восемь штук. Минимум — два. Сколько скриншотов загружать — вопрос открытый. С одной стороны, нам нужно наглядно и с выгодной стороны показать функциональные особенности приложения для пользователя. С другой стороны, нужно сформировать у пользователя стремление загрузить приложение и посмотреть, что же там есть ещё, чего не было на скриншотах. Поэтому, прежде чем делать максимальное количество скриншотов, нужно подумать об их необходимости.
Для создания скриншотов прямиком с устройства существует приложение Clean Status Bar. Оно очистит статус бар от мусора: сделает батарею полной, выставит 12:00 на часах и по желанию отобразит иконки 3G и WiFi. Установить приложение можно по ссылке.
Требования стора к скриншотам
Советы по выбору скриншотов
Основная цель скриншотов — дать пользователю сходу понять, о чём ваше приложение. Поэтому первый скриншот должен быть максимально информативным и наиболее привлекательным. Остальные скриншоты показывают различные функциональные особенности приложения.
Если у вашего приложения есть версия под планшеты, то нужно заливать отдельные скриншоты для семи- и десятидюймовых экранов (тем самым вы докажете, что ваше приложение оптимизировано под планшеты). Хорошее решение — делать исходник скриншота максимально большим (например, десять дюймов) и при надобности делать более мелкие копии скриншотов для маленьких девайсов.
Хорошая статья с множеством информации, но изображения недоступны.
Пример качественных скриншотов
Иконка
Иконка — небольшое изображение, идентифицирующее наше приложение среди остальных. Если у клиента есть какой-нибудь логотип, то его зачастую делают иконкой. Возможно, перед нами поставят цель — разработать иконку и логотип. В любом случае подход к иконке такой же, как и к любому другому маркетинговому материалу: сначала делаем варианты, потом идём с этими вариантами к заказчику и обсуждаем.
Требования стора к иконке
Отображение иконки в магазине
Проморолик
Это важная часть маркетинговой компании, т.к позволяет наиболее выгодно презентовать приложение для пользователя. Добавление ролика само по себе опционально, но если мы заботимся о клиенте и пользователях и у нас есть время и бюджет, то это лучше сделать.
Требования стора к проморолику
Требования Google Play:
Советы по созданию видео
Видео должны быть короткими (от 30 секунд до 2 минут) и демонстрировать самые привлекательные функции приложения. На устройстве с Android 4.4 или более поздней версии можно записать видео с устройства с помощью команды оболочки ADB screenrecord.
Баннер
На картинке для раздела «Рекомендуемые» можно продемонстрировать потенциальным пользователям графические возможности приложения. Это изображение необходимо, чтобы показывать приложение на разных страницах Google Play.
Требования стора к баннеру
Требования Google Play к баннерам:
Пример расположения баннера в Google Play
Советы
Возрастные ограничения
Требования стора
Система возрастных ограничений для игр и приложений учитывает особенности законодательства и культуры отдельных стран. Это позволяет разработчикам более точно определять ограничения для контента и распространять приложения среди той аудитории, для которой они предназначены.
Чтобы установить возрастное ограничение, войдите в Google Play Developer Console и заполните специальную анкету для каждого из своих приложений. Программы, которым не присвоен рейтинг, могут быть заблокированы для отдельных пользователей или стран.
Вы обязаны заполнять анкеты для установления возрастных ограничений и соблюдать рекомендации по оценке контента. Приложения, которым не присвоено ограничение, могут быть удалены из Google Play.
Внимание! В анкете давайте правдивые и максимально точные ответы, иначе приложение может быть удалено или заблокировано.
Заполнение анкеты
Технические требования к apk-файлу
Обеспечение сборки наличием цифровой подписи
Цифровая подпись необходима для того, чтобы Google Play мог идентифицировать разработчика, и в дальнейшем только этот разработчик мог обновлять/изменять приложение. К тому же, на цифровую подпись завязаны множество сервисов, таких как Facebook SDK, Vk SDK и большинство Google сервисов.
Внимание! Хранилище ключей должно находиться в надежном месте. Если вы потеряете доступ к хранилищу или пароли к нему, то назад пути нет. И даже Google ничем не поможет. Вам придётся опубликовать приложение с новым названием пакета и новым ключом. Кроме того, потребуется обновить описание исходного приложения и закрыть к нему общий доступ. Потеря файла или паролей обернётся для вашего приложения полной трагедией: пользователям придётся удалять текущую версию и скачивать из Google Play новую, а вы потеряете статистику, скачивания, аудиторию и многое другое, ради чего вы столько трудились. В общем, малоприятное событие. (см. п. «Подпись для приложения»)
Хорошей практикой считается подписывать группу своих приложений одной и той же цифровой подписью. Во-первых вы не запутаетесь в них, а во-вторых вы получаете ряд приятных бонусов. Например можно организовать безопасное общение между своими приложениями через Intent, кастомный и его свойство android:protectionLevel=«signature». Но это уже должен знать разработчик.
Настройка оплаты за пользование приложением
Иногда заказчик планирует продавать контент в приложении, либо делать само приложение платным. Начать следует с того, что в своем аккаунте разработчика после загрузки приложения вы можете выбрать тип приложения: платное или бесплатное.
Смена типа приложения
Вы можете сделать платное приложение бесплатным без повторной выкладке приложения в стор. Но для того, чтобы сделать бесплатное приложение платным, вам нужно будет выкладывать приложение в стор с новым названием пакета и указанием цены.
Привязка к Merchant Center
Чтобы указать цену на приложение, вам потребуется привязать свой аккаунт разработчика к Google Payments Merchant Center. Это необходимо для того, чтобы указать налоговые ставки.
Важно: привязку аккаунта к Merchant Center можно произвести только один раз, обратите на это внимание. Если допущена ошибка при привязке Google Payments Merchant Center, то придётся отдавать 25$ за создание нового аккаунта разработчика.
→ Шаги по созданию аккаунта описаны здесь.
После того, как вы произвели привязку, необходимо указать налог с продаж для региона. На сегодняшний день у нас нет опыта в подобных операциях, поэтому желательно будет проконсультироваться с кем-нибудь, кто его имеет. Как указать налог с продаж для региона, указано по ссылке.
Особенности работы с налогами в некоторых странах
В случае, если клиент российский, все проще и сложнее одновременно, т.к для клиентов из Аргентины, России, Тайваня, Индии налоговые вычеты осуществляются самостоятельно. Таким образом, мы должны зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель и платить налоги с продажи приложения самостоятельно. Исходя из этого, мы включаем в цену приложения ВСЕ налоги, которые впоследствии будем выплачивать сами. Google не будет производить НИКАКИХ отчислений с продажи.
Отчисления Google не производит, но осуществляет операционный сбор в виде 30% с чистой цены. Чистая цена — цена за вычетом всех налоговых сборов.
Пример
Предположим, что цена приложения равна 100 японским иенам, а НДС составляет 20%.
Разработчик перечисляет в соответствующие органы НДС в размере 17 японских иен.
Формула: Цена приложения — (цена приложения * 1/(1 + налоговая ставка))
100 яп. иен — (100 яп. иен * 1/1,2) = 17 яп. иен
Доход разработчика после уплаты операционного сбора в размере 30% и НДС: 58 японских иен.
Формула: цена без НДС * 70%
83 яп. иены * 0,7 = 58 яп. иен
Больше информации о налоговых сборах и правилах Google Play доступны по ссылке.
После того, как вы зарегистрировали аккаунт и указали информацию о налоговых сборах, можно указать цену на приложение, удостоверившись, что цена попадает в диапазон цен, установленный для вашей страны. Все диапазоны есть здесь.
Цена приложения и валюты
Цена на приложение устанавливается в местной валюте. Для того, чтобы посмотреть цену на приложение, необходимо:
Обновление цен
Важно: если клиент планирует зарабатывать на приложении как основном источнике дохода, стоит сказать ему о необходимости обновлять цены на приложение в соответствие с курсом валют. Для этого необходимо выставить флажки рядом с нужными странами и нажать Обновить курсы валют на экране «Цены и ценообразование».
Настройка альфа- и бета-тестирования
Альфа- и бета-тестирование позволяет опробовать ваше приложение на узком круге пользователей. Существует открытое и закрытое тестирование. В обоих случаях тестовая группа пользователей не сможет оставлять публичные отзывы в Google Play — только личные, которые не являются общедоступными. В любом случае полезно предложить им дополнительный общий канал для обратной связи. Стоит отметить, что неважно, публикуете вы приложение впервые, обновляете существующее или меняете его описание, изменения будут доступны в Google Play не мгновенно, а только через пару часов.
Подробнее можно посмотреть тут.
Поэтапное внедрение обновлений
Обновления приложений можно внедрять поэтапно, начав с небольшой части пользователей, которая указывается в процентах, и постепенно увеличивая их количество. Поэтапное внедрение доступно только для обновлений приложения, а не для его первоначальной версии. Выбор пользователей происходит абсолютно случайным образом и вы никак не можете указать какие-либо параметры выбора. Также вы не можете откатить версию приложения у пользователей, которые уже установили обновление.
Несмотря на ограничения, поэтапное внедрение — очень мощный и полезный инструмент. Предположим, случился ужасный сценарий: на этапе разработки и регрессионного тестирования вы пропустили какую-либо блокирующую проблему. С поэтапным внедрением проблему при публикации обновления обнаружат не все ваши пользователи, а лишь их часть. Конечно, моментально исправить или откатить версию не получится, однако остальные ваши пользователи с проблемой не столкнутся, а у вас появляется возможность пофиксить неисправность и выкатить обновления для той же группы пользователей.
Крайне рекомендуем не пренебрегать и пользоваться данной возможностью. Для внедрения можно воспользоваться шагами в 10, 25, 50, 75 и 100% и растягивать в соответствии с длиной спринта.
Подробнее можно посмотреть тут.
Публикация приложения
Если вы готовы опубликовать версию, сделайте следующее:
Регистрация приложения
Разработчик приложения должен зарегистрировать его на OAuth-сервере, чтобы получать токены для пользователей Яндекса.
Зарегистрировать приложение можно на странице Создание приложения. Для каждого приложения обязательно указать только название и доступы. Но чем больше информации о приложении вы предоставите, тем легче пользователям будет понять, кому именно они разрешают доступ к своему аккаунту.
Все приложения, которые вы создали, перечислены в списке ваших приложений.
Описание приложения
Название, иконка и набор нужных прав доступа будут отображаться:
Платформы
iOS Appid (Prefix + Bundle id)
Подробнее про идентификаторы iOS-приложений читайте в документации Apple.
Ссылка на приложение в AppStore.
Android package name
Название пакета приложения (поле applicationId в файле build.gradle вашего модуля).
Подробнее про идентификаторы Android-приложений читайте в документации Android.
Адрес, на который пользователь возвращается после того, как он разрешил или отказал приложению в доступе (соответствует параметру redirect_uri протокола OAuth).
iOS Appid (Prefix + Bundle id)
Подробнее про идентификаторы iOS-приложений читайте в документации Apple.
Ссылка на приложение в AppStore.
Android package name
Название пакета приложения (поле applicationId в файле build.gradle вашего модуля).
Подробнее про идентификаторы Android-приложений читайте в документации Android.
Адрес, на который пользователь возвращается после того, как он разрешил или отказал приложению в доступе (соответствует параметру redirect_uri протокола OAuth).
Доступы
Чтобы выбрать права для вашего приложения, разверните нужные секции и отметьте флажки нужных прав доступа.
В зависимости от выбранных прав могут меняться требования к модерации и время жизни токена (отображаются в блоке Параметры приложения внизу страницы).
Параметры приложения
В этом блоке отображаются ограничения, которые накладываются на приложения выбранными правами доступа. Например, для API Вебмастера время жизни токена ограничено 180 днями.
Регистрация прав на мобильное приложение для iOS, Android, Windows
Сфера мобильных приложений является относительно «молодой» – датой ее рождения считают 2008 г., когда компания «Apple» запустила первый онлайн-магазин. Однако она быстро развивается и приносит большую прибыль. Так, по прогнозам аналитиков, в 2021 г. объем рынка в России может достигнуть 64 млрд. рублей, а на мировом уровне – более 100 млрд. долларов. С точки зрения патентного законодательства мобильное приложение является полноценным объектом авторского права. Так как оно включает разнородные элементы – функционал, алгоритм, логотип, дизайн, то регистрация исключительных прав должна производиться комплексно.
Для чего нужна правовая защита мобильного приложения?
Мобильные приложения можно продавать через онлайн-магазины Apple App Store, Google Play, Windows Phone store, BlackBerry App World и другие без получения свидетельств и патентов, подтверждающих исключительные права на этот вид цифровых продуктов. Однако проведение государственной регистрации приложений, программ и баз данных дает следующие преимущества:
Мобильные программы являются одним из инструментов маркетинга. Они помогают привлечь новых потребителей или клиентов. Их преимуществом является то, что смартфоны всегда находятся «под рукой» и дают возможность их использования в любой точке мира.
Охраняемые элементы мобильного приложения
Следует отметить, что сама идея для создания мобильного приложения не патентуется. Правовой охране подлежат результаты интеллектуальной деятельности, выражающиеся в техническом решении, а именно:
Например, для широко известного мобильного приложения Whatsapp можно выделить следующие элементы, охраняемые патентным правом:
В целом правовая защита мобильных приложений имеет много общего с таковой для интернет-сайтов. Главным условием для регистрации вышеперечисленных компонентов является их новизна. Если они не содержат ничего принципиально нового, то патентование невозможно. У каждого объекта интеллектуальной собственности своя специфика охраноспособности, проведения экспертизы и оформления заявки. Регистрация всех элементов – сложная комплексная задача, требующая привлечения специалистов в области патентного права. Полный комплекс услуг в области защиты IT-технологий можно получить в патентном бюро «Ezy Brand».
Порядок регистрации
Регистрация производится по следующей схеме:
Взаимодействие с федеральным органом исполнительной власти в области защиты прав на интеллектуальную собственность может осуществляться непосредственно заявителем или через патентного поверенного. Необходимо учитывать, что неправильно составленная заявка служит основанием для отказа для дальнейшего ее рассмотрения и выдачи охранного документа. Любые юридически значимые действия (включая внесение изменений) должны сопровождаться уплатой дополнительных пошлин.
Не следует также путать регистрацию в ФГБУ ФИПС с внесением сведений о программе в Единый реестр Минкомсвязи. Последняя процедура предписана Правительством РФ для расширения использования отечественного программного обеспечения в государственных закупках.
Взаимодействие между разработчиками
Так как современные приложения являются сложными и состоят из множества компонентов, то их создание производится целой группой работников – программистов, дизайнеров, тестировщиков, маркетологов. При этом программист или дизайнер имеют авторские права на продукт своей деятельности, которые нельзя никому делегировать (по аналогии с художественными произведениями). Но права на использование программного кода (дизайна) можно передать другому лицу – заказчику или работодателю.
С юридической точки зрения, если между работодателем и разработчиком, занимающимся непосредственным проектированием мобильного приложения, не заключен один из видов авторско-правового договора (договор отчуждения исключительных прав по ст. 1285 ГК РФ, лицензионный договор по ст. 1286 ГК РФ, договор авторского заказа по ст. 1288 ГК РФ, договор на создание произведения по ст. 1296 ГК РФ, договор подряда с положением о создании произведения ст. 1297 ГК РФ, трудовой договор или договор ГПХ, по которому работник создает служебное произведение по ст. 1295 ГК РФ), то разработчик обладает всеми правами на результат своей интеллектуальной деятельности, вплоть до передачи его третьим лицам, в том числе конкурентам.
Особенно остро этот вопрос стоит в отношении работников, работающих удаленно (фрилансеров). Поэтому перед началом создания мобильного приложения и набором профессиональной команды необходимо четко прописать в договорах компетенции и передачу исключительных прав. В этом случае авторство за работниками по-прежнему сохраняется, но распоряжаться своим результатом труда в коммерческих целях они не смогут.
Оформление заявки и особенности правовой охраны
Оформление заявки на регистрацию исключительных прав на тот или иной объект собственности производится по определенным правилам, не в произвольном виде, а на официальных бланках. При этом необходимо учитывать нюансы, характерные для каждого из них.
Так, если создание базы данных потребовало значительных финансовых затрат или она содержит не менее 10 000 самостоятельных информационных элементов, то ей предоставляется охрана правом, смежным с авторским, что должно быть отражено в заявлении. Это положение введено для защиты капиталовложений в базы данных, систематизация которых проводится по очевидным критериям. Существуют и другие «тонкости» в оформлении документов.
Заявки можно подавать одним из нескольких способов:
Возможна ускоренная регистрация объектов интеллектуальной собственности в более сжатые сроки. В ФГБУ ФИПС регистрируются также лицензионные договора по передаче исключительных прав, договоров об отчуждении и залоге прав, в которых могут оговариваться размеры вознаграждения автору (правообладателю).
Программы и базы данных
Заявка на регистрацию программ может подаваться физическими (к ним относятся и индивидуальные предприниматели) и юридическими лицами. При этом предоставляются следующие документы:
В реферате должны быть указаны следующие данные:
Реферат позволяет в дальнейшем осуществить поиск среди зарегистрированных программ (баз данных) и дает возможность связаться заинтересованным лицам с правообладателем. Общий срок рассмотрения составляет порядка 60 дней. Образцы всех форм заявлений можно найти на сайте ФГБУ ФИПС.
Согласно ст. 1335 ГК РФ, исключительное право на базы данных и программы ЭВМ действует в течение 15 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом их создания.
Логотип и название
Пакет документов для регистрации логотипа (названия) мобильного приложения, должен содержать следующие данные:
Общая длительность регистрации составляет 18,5 месяцев, а срок правовой охраны – 10 лет с возможностью продления неограниченного количества раз еще по 10 лет. Заявителем может выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Алгоритм, программно-аппаратный комплекс (или технология)
Алгоритмы, или IT-технологии, регистрируются чаще всего как изобретения. Пакет документов, подаваемый в патентное ведомство, должен включать следующее:
В качестве примера ниже на иллюстрации приведен фрагмент формулы изобретения для обработки визуальных изображений на мобильных устройствах.
Пример формулы
Срок действия правовой защиты составляет 20 лет, а средняя длительность получения патента – 1 год.
Дизайн и шрифты
Оригинальный дизайн и шрифты можно зарегистрировать в качестве промышленного образца. Для этого необходимо предоставить следующие документы:
Срок действия патента составляет 5 лет с возможностью продления еще на 5 лет (но в общей сложности не более, чем 25 лет). Длительность предоставления государственной услуги по регистрации – порядка 14 месяцев.
Размер пошлин
Основные пошлины в зависимости от вида юридически значимых действий в отношении регистрации и взаимодействия с ФГБУ ФИПС (Роспатент) приведены в таблице ниже.
Действия | Программный код | База данных | Логотип, название | Алгоритм | Дизайн и шрифты (промышленный образец) |
Регистрация заявки, формальная экспертиза | 4500 для юридического и 3000 для физического лица | 3500 + 1000 за каждый класс МКТУ свыше 5 | 3300 + 700 за каждый пункт формулы свыше 10 | 1700 + 700 за каждый промышленный образец свыше 1 | |
Экспертиза по существу | 11500 + 2500 за каждый класс МКТУ свыше 1 | 12500 + 9200 за каждый пункт формулы свыше 1 (до истечения 7 мес.) | 3000 + 2500 за каждый образец свыше 1 | ||
Регистрация | 16000 + 1000 за каждый класс МКТУ свыше 5 | 3000 | 3000 | ||
Выдача свидетельства/патента | 2000 | 1500 | 1500 | ||
Внесение изменений в документы и материалы заявки, руб. | 1200 | 2800 или 5000 в зависимости от характера изменений | 800 | 800 | |
Выдача дубликата, руб. | 1300 | 2000 | 1500 | 1500 |
Защита прав на международном уровне
Для мультиязычных мобильных приложений, предназначенных не только для российской аудитории, необходима также международная регистрация, гарантирующая защиту прав в других странах. Для каждого объекта интеллектуальной собственности существуют свои особенности патентной охраны.
Программы ЭВМ и базы данных
В большинстве зарубежных стран программы ЭВМ защищаются авторским правом (как художественные произведения), то есть не требуется их дополнительная регистрация или соблюдение других формальностей. Если они были созданы другим лицом, то исключительные права подтверждаются одним из видов договоров, перечисленных выше. Устройства, использующие программное обеспечение, должны быть защищены патентом на изобретение.
Однако при возникновении судебных споров может появиться необходимость доказательства авторских прав на программный продукт. Лицо, осуществившее это на более раннюю дату, признается автором (право приоритета). Поэтому рекомендуется регистрация программы ЭВМ, причем ее депонирование в ФГБУ ФИПС обладает полноправной силой подтверждения авторских прав на территории других стран участниц Бернской конвенции «Об охране литературных и художественных произведений». Можно также это сделать в США в Бюро по авторским правам.
Существуют и другие способы подтверждения авторского права на программу ЭВМ – отправка кода на бумажном или электронном носителе по почте на свой же адрес, а также нотариальное заверение. Последняя процедура производится на основании ст. 85 «Основ законодательства РФ о нотариате» (удостоверение времени предъявления документов).
В 1996 г. в большинстве европейских стран и в США принята директива ЕС, по которой базы данных рассматриваются как сборники (аналогично каталогам, энциклопедиям). Они охраняются авторским правом как коллекции. Однако в некоторых странах (например, в Японии), базы данных выделяются в качестве специальных объектов правовой охраны.
Логотип и название
Более четкая процедура предоставления правовой защиты существует в отношении логотипа и названия приложения, так как они охраняются в качестве товарного знака. Возможны 3 способа регистрации:
Дизайн и шрифт
Международная регистрация промышленного образца проводится двумя способами – в каждом национальном патентном ведомстве или в рамках Гаагского соглашения (на февраль 2020 г. насчитывается 73 страны-участницы), ратифицированного Россией в 2017 г. Заявка может быть подана в электронном виде на сайте ВОИС, при этом, в отличие от товарных знаков, не требуется базовая регистрация в государстве, где проживает заявитель.
Так же, как и программный код, дизайн мобильного приложения охраняется авторским правом.
Алгоритмы
Алгоритмы и программно-аппаратные комплексы, перед подачей международной заявки должны быть зарегистрированы в «Роспатенте» как изобретения. Правовую охрану можно получить такими же способами, как и для товарного знака. Следует отметить, что для стран СНГ возможна упрощенная регистрация патента в Евразийской патентной организации.
Примеры
В качестве примеров регистрации элементов мобильного приложения можно привести следующие:
Товарный знак Инстаграм, номер регистрационной заявки 580746 (действует до 25 августа 2025 г.).
Технология, позволяющая предоставить водителю информацию о прохождении того или иного участка дороги – зарегистрировано как изобретение №2629875 ООО «Яндекс».
Технология повышения правильности распознавания текста на выбранной части изображения – зарегистрировано как изобретение №2578406.
Шрифт «ARTEMIUS TEXT REGULAR». Зарегистрирован как промышленный образец №86428.
Мобильное приложение «Смарт университет», для взаимодействия университета со студентами. Регистрационный номер в реестре программ ЭВМ 2020610027.
Судебные прецеденты в мировой практике
Хрестоматийный случай нарушения исключительных прав на товарный знак был зафиксирован в 2017 г. в отношении такого IT-гиганта, как «Apple».
Японская компания «Emonster» является правообладателем iOS-приложения Animoji, которое было запущено в 2014 г. Оно позволяет отправлять анимированные смайлики.
«Emonster» подала иск в федеральный суд США на американскую корпорацию за незаконное использование своего товарного знака Animoji, которое было реализовано «Apple» в новой функции iPhone X для преобразования лица пользователя в настроенные движущиеся смайлики с помощью специальной технологии распознавания. В свете этих событий «Apple» пришлось отозвать заявку на товарный знак в Европе.
Однако американский производитель подал встречный иск о неправомерной регистрации данного товарного знака на несуществующий бизнес, связанный с ошибкой со стороны компании «Emonster» при оформлении заявки. В результате «Apple» удалось зарегистрировать Animoji в качестве своего товарного знака в апреле 2018 г. Этот случай наглядно демонстрирует, как важно провести патентные исследования еще на этапе проектирования приложения и правильно составить заявку в патентное ведомство.
С именем этой известной корпорации связано и другое судебное дело, уже в отношении государственной российской компании. В 2013 г. руководством «Российских железных дорог» был подан иск в отношении «Apple» о незаконном использовании логотипа компании в приложении «РЖД Тариф», разработанного программистом Алексеем Сироткиным и выложенного в онлайн-магазине App Store. Следует отметить, что цена на него была достаточно высока – около 200 рублей.
Однако судебный иск на 2 млн. руб. был отклонен в Арбитражном суде Москвы, так как ответственность за подобные нарушения ложится на разработчиков программного обеспечения. Данное приложение было удалено из App Store, хотя впоследствии оно вновь появилось уже без логотипа известной железнодорожной компании. Это дело было первым прецедентом в отношении мобильного приложения в российской судебной практике.
Как отмечает руководство американской компании «Arxan Technologies», специализирующейся на защите программ, количество пиратских активов на рынке мобильных приложений превышает 1 млн. долларов. Дублируются самые популярные приложения, причем это происходит очень быстро.
Правовая защита мобильного приложения – комплексная задача, требующая специальных знаний в области патентного права. Получить консультации, а также заказать полный спектр услуг – от патентных исследований до регистрации на международном уровне – можно в патентном бюро «Ezy Brand».
Бондарева Ольга
- вы добавлены в сделку на домклик
- вы должны предоставить приложению доступ к внутреннему хранилищу fifa mobile huawei