выберите основное уравнение бухгалтерского учета
Типы хозяйственных операций
Очевидно, что раз бухгалтерский баланс состоит из активов и пассивов организации, то и все события хозяйственной деятельности, которые происходят, влияют на эти показатели. Однако одни хозяйственные операции могут больше влиять на актив, а другие — на пассив, и наоборот. Типы хозяйственных операций в бухгалтерском учете зависят именно от того, как они влияют на баланс: больше на его активную часть, на пассивную или на обе одновременно. Разберемся с этим вопросом подробнее.
4 типа хозяйственных операций
Итак, классификация всех операций, совершаемых в компании и фиксируемых бухгалтерией, выглядит так:
Очевидно, что третий и четвертый типы касаются взаимодействия компании с другими организациями, тогда как первый и второй являются внутренними делами самой компании. Эта классификация помогает лучше ориентироваться в делах компании тем людям, которые отдаленно знакомы с бухгалтерией. Кстати, валютой баланса называются не рубли или другие деньги, как многие могли подумать, а его итоговые значения в активной и пассивной частях.
Тип хозяйственной операции: примеры и проводки
Для того чтобы лучше понять, как эта классификация применяется на практике, рассмотрим некоторые примеры по каждому типу, а также проводки, которые должен сделать бухгалтер в каждом конкретном случае.
Дебет 50 «Касса» Кредит 51 «Расчетные счета».
Кроме этой, под этот тип подпадают такие проводки, как:
А также целый ряд других хозяйственных операций, влияющих на актив, но не изменяющих сальдо пассива бухгалтерского баланса.
Дебет 84 «Расчеты с учредителями» Кредит 75 «Нераспределенная прибыль».
Оба счета пассивные, поэтому валюта баланса опять остается неизменной. Но при этом прибыль превратилась в дивиденды. Также наглядно характеризуют этот тип хозяйственных операций такие проводки:
А также другие подобные ситуации, в которых задействованы только пассивные счета.
Третий пример проиллюстрирует +А +П, то есть ситуацию, когда активная и пассивная части увеличиваются. Наглядно это выглядит на примере поступления товара от поставщика, за который по договору существует отсрочка платежа. В этом случае одновременно увеличивается дебет счета 41 «Товары» за счет оприходования материальных ценностей на их стоимость и кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на сумму задолженности. При этом счет 41 является активным, а счет 60 — пассивным. Аналогичная ситуация возникает, когда бухгалтер делает проводки по таким хозяйственным ситуациям:
Таких примеров можно привести множество. Важно одно: все они наглядно характеризуют, как на практике работает метод двойной записи в бухгалтерии, и как важно правильно учитывать все хозяйственные операции в соответствии с первичными документами, а также их содержанием.
Бухгалтерский учет
Бухгалтерский учет – это беспрерывный и систематизированный сбор, фиксация, а также интерпретация специфической информации. Если детально разбирать вопрос бухгалтерии, тогда речь идет о системе, которая позволяет оперировать данными касательно всех производимых в предпринимательстве хозяйственных операций и обязательств, выраженных в финансовом отношении.
Документальная фиксация данной информации ведется по принципу постоянности и непрерывности, то есть с момента регистрации новой фирмы и до ее полной ликвидации, согласно действующим регламентам.
Законодательное регламентирование и основные определения бухучета
На сегодняшний день бухучет обязателен при ведении предпринимательской и хозяйственной деятельности, ведь данное положение закреплено в отечественной законодательной базе. Основные положения прописаны в Положении «О ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», а также в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, который вступил в силу 01 января 2013 года.
Все требования, закрепленные на законодательном уровне и должны выполняться в обязательном порядке на всей территории страны для представителей небанковских коммерческих структур.
Основные определения бухгалтерского учета
Чтобы решить основные задачи бухгалтерского учета, необходим целый набор приемов и способов, которые в совокупности составляют метод бухгалтерского учета. Данный метод включает ряд важных элементов:
Кто может заниматься бухучетом
На предприятии предусмотрена должность главного бухгалтера, которая считается очень важной и серьезной. Однако небольшая организация может и не иметь штатного специалиста, тогда эти обязанности могут выполняться:
Причины необходимости ведения бухучета
Первая и самая весомая причина того, почему необходимо обязательно вести бухгалтерский учет предприятия по общепринятой процедуре – данное требование закреплено законодательно. Поэтому выбора нет, если предприниматель хочет работать, нужно вести свою деятельность согласно букве закона.
В законе нет условия, которое бы могло разрешить организации не вести бухгалтерский учет, ведь он обязателен. Если бухгалтерская отчетность никогда не велась, хозяйственные операции не фиксировались, как следует, а отчеты не подавались контролирующим органам, тогда предприниматель будет привлечен к ответственности:
Цели бухучета
Бухгалтерский учет позволяет формировать полную картину динамики деятельности организации и данных об имущественном состоянии. Эти данные необходимы не только для констатации фактов и отчетности налоговой, ведь с их помощью можно строить прогнозы на будущее. Исходя из этого, бухучет помогает в решении следующих задач управляющего бизнесом и владельца:
Так как интересы заинтересованных пользователей разнятся, данные бухгалтерского учета не могут удовлетворить каждую из сторон в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете для внешних пользователей, частично удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей. Для решений, которые принимаются всеми заинтересованными пользователями, потребуется оценка на предмет способности организации воспроизводить денежные средства и другие подобные активы, а также объемы и регулярность их поступления. Результатом такой проверки станет реальная оценка возможности фирмы осуществлять выплаты государству, работникам, инвесторам, поставщикам, заимодавцам и подрядчикам.
Цель бухгалтерского учета в отношении внутренних пользователей состоит в формировании полной картины для руководства, которая поможет принять верные управленческие решения. Также руководство организации полностью заинтересовано в предоставлении информации внешним пользователям для контроля, анализа и правильного планирования. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовым результатам деятельности, финансовому положению организации, а еще изменениям в ее финансовом положении.
Объекты бухгалтерского учета
Основными объектами бухгалтерского учета принято считать:
Имущество или имущественные активы в свою очередь состоят из оборотных (например, деньги в кассе и на счетах, запасы сырья, дебиторская задолженность) и внеоборотных активов (например, капитальные вложения, земельные участки, основные средства). К обязательствам организации относятся: заработная плата, счета к оплате, налоги к оплате и т.д.
Основные задачи бухгалтерского учета
Главная и первостепенная задача бухгалтерского учета – это постоянное формирование актуальной и достоверной информации касательно деятельности организации, а также полном имущественном положении. Данная бухгалтерская информация обязательно необходима широкому кругу пользователей: учредителям, собственникам имущества организации, руководителям, кредиторам, участникам организации, инвесторам и другим пользователям бухгалтерской отчетностью. При должном анализе, данные позволяют решать целый спектр задач:
Основополагающие принципы бухгалтерского учета
В процессе ведения бухгалтерского учета требуется скрупулезность и точность, поэтому строится на следующих принципах:
1С:Бухгалтерия 8
«1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!
Капитальное (основное) уравнение бухгалтерского учета
Капитальное (основное) уравнение бухгалтерского учета выражает взаимосвязь активов организации с собственным капиталом и обязательствами и имеет следующий вид:
Активы= Пассивы
Активы = Собственный капитал + Обязательства
Данное уравнение можно интерпретировать двумя способами. С одной стороны, уравнение показывает, как финансируются активы организации на дату составления баланса: либо собственниками (собственный капитал), либо кредиторами (обязательства). С другой стороны, уравнение показывает требования различных лиц в отношении активов организации на дату составления бухгалтерского баланса, т.е. требования собственников (собственный капитал) и требования кредиторов (обязательства).
В случае ликвидации организации собственники и кредиторы обладают правом иска на активы организации. Исковые требования удовлетворяются следующим образом:
· кредиторы обладают правом первоочередного иска на активы организации.Если долговые требования кредиторов не выполняются, то они имеют право взыскать долг через суд;
· собственники обладают правом остаточного иска на активы организации. Собственникам организации принадлежит только то, что останется после расчетов с кредиторами, т.е. после платежей по обязательствам.
Используя капитальное уравнение, можно рассчитать величину собственного капитала:
Собственный капитал = Активы–Обязательства
Исходя из данного уравнения, собственный капитал – это то, что получит собственник, если он продаст все активы и рассчитается по всем обязательствам. Таким образом, собственный капитал можно рассматривать как остаточный интерес собственников в активах организации. Такая трактовка капитала показывает приоритет требований кредиторов перед требованиями собственников. В нормативных документах по бухгалтерскому учету собственный капитал называется чистыми активами организации, т.е. активами, очищенными от обязательств.
Все факты хозяйственной жизни (хозяйственные операции) по отношению к величине собственного капитала можно разделить на две группы:
1. хозяйственные операции, которые не изменяют величину собственного капитала;
2. хозяйственные операции, которые изменяют величину собственного капитала.
Собственный капитал не изменяетсяв результате хозяйственных операций, связанных:
· только с изменением активов: один актив увеличивается, а другой актив уменьшается на эту же сумму;
· только с изменением обязательств: один вид обязательств увеличивается, а другой вид обязательств уменьшается на эту же сумму;
· с изменениями и в активах и обязательствах: актив и обязательство увеличиваются или уменьшаются на одну и ту же сумму.
Собственный капитал увеличивается в результате хозяйственных операций, связанных:
· с увеличением активов, которое не сопровождается изменением других активов или обязательств;
· с уменьшением обязательств, которое не сопровождается изменением других обязательств или активов.
Собственный капитал уменьшаетсяв результате хозяйственных операций, связанных:
· с уменьшением активов, которое не сопровождается изменением других активов или обязательств;
· с увеличением обязательств, которое не сопровождается изменением других обязательств или активов.
Поскольку собственный капитал складывается из вложений собственников и прибыли, то хозяйственные операции, в которых затрагиваются эти составляющие, приводят к изменению величины собственного капитала:
1. вложения собственников (увеличение активов) увеличивают собственный капитал, а изъятия собственников (уменьшение активов) уменьшают собственный капитал;
2. доходы увеличивают собственный капитал, а расходы уменьшают собственный капитал, т.к. прибыль = доходы – расходы.
Таким образом, можно дать определения доходам и расходам как элементам финансовой отчетности.
Доходы– это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала, за исключение вложением собственников.
Расходы – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала, за исключение изъятий собственников.
Исходя из вышеизложенного, изменение собственного капитала организации можно представить уравнением:
К1 = К0 + Вс – Ис + Д – Р,где
К1 | – | капитал на конец отчетного периода; |
К0 | – | капитал на начало отчетного периода; |
Вс | – | вложения собственников; |
Ис | – | изъятия собственников; |
Д | – | доходы; |
Р | – | расходы. |
Капитальное (основное) уравнение бухгалтерского учета лежит в основе построения важнейшей формы бухгалтерской отчетности – бухгалтерского баланса – и называется балансовым уравнением.
Бухгалтерские проводки? Сейчас объясню!
Привет всем читателям моего блога!
Эта статья написана в качестве дополнения к большому интерактивному видеоуроку БУХГАЛТЕРСКИЕ ПРОВОДКИ с нуля: ПОЛНЫЙ КУРС за 5 часов [ТЕОРИЯ + ПРАКТИКА].
Материал ориентирован на тех, кто начинает изучать бухгалтерский учет с нуля, но я уверена, что и опытные профессионалы тоже найдут здесь кое-что действительно интересное.
С любовью,
Елена Позднякова
P.S.: Рекомендую начать с видео.
Таймкоды:
Вступление (о том, почему опытному бухгалтеру алгоритм составления проводки не нужен, а начинающему не поможет) 1:50
План работы 12:28
Отступление о налоговом учете на бухгалтерских счетах в в 1С, посмотрим налоговую ОСВ: «Ничего странного не замечаете?!» 🙂 31:57
****** БЛИЦ-ОПРОС 1:00:00
****** КАК РАССЧИТАТЬ ЛЮБОЙ ВЗАИМОЗАЧЕТ: строим треугольник со стрелками 3:39:10
16 «Получен банковский кредит на расчетный счет» 3:44:30
СЛОЖНАЯ ПРОВОДКА «Оплата корпоративной картой» 3:45:56
17 «Оплата корпоративной картой, привязанной к расчетному счету»
18 «Руководитель утвердил авансовый отчет за канцтовары (расходы отнесены в состав общехозяйственных)» 3:49:40
****** БОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ: «Почему расходы отражаются по дебету? СУТЬ РАСХОДОВ НА МОДЕЛИ БАЛАНСА + СХЕМА ЗАКРЫТИЯ МЕСЯЦА» 3:50:55
19 «С расчетного счета списаны расходы на банковские услуги» 4:08:46
20 «Расчет НДС: входящий НДС от поставщиков принят к вычету» 4:10:12
21 «Начислена амортизация ОС» 4:14:30
****** СУТЬ АМОРТИЗАЦИИ НА МОДЕЛИ БАЛАНСА 4:20:37
22 «Закрытие счета 26: списаны общехозяйственные расходы» 4:27:00
23 «Закрытие счета 90: списана прибыль от продаж» 4:30:06
24 «Закрытие счета 91: списано сальдо прочих доходов и расходов» 4:36:30
25 «Начислен налог на прибыль» 4:38:20
26 «Закрытие счета 99: списана чистая прибыль по итогам года» 4:41:56
27 «Начислены дивиденды учредителю» 4:43:38
28 «Удержан НДФЛ с дивидендов» 4:45:33
29 «Выплачены дивиденды учредителю» 4:46:56
****** СОСТАВЛЯЕМ ИТОГОВЫЙ БАЛАНС ИЗ Оборотно-сальдовой ведомости (три финальные цифры: АКТИВЫ, ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ) 4:48:30
****** ПРО 2 ТЕСТА для закрепления и проверки знаний 4:53:35
Уравнение бухгалтерского учета (определение, основной пример) | Как интерпретировать?
Определение бухгалтерского уравнения
Уравнение бухгалтерского учета утверждает, что сумма общих обязательств и собственного капитала равна совокупным активам компании, и это одна из самых фундаментальных частей бухгалтерского учета, на которых основана вся система двойной записи.
Уравнение бухгалтерского учета основано на системе двойной записи, что означает, что все активы должны равняться всем обязательствам в книге счетов. Все записи, которые делаются на дебетовой стороне баланса, должны иметь соответствующую кредитовую запись в балансе. Таким образом, это также известно как уравнение баланса.
Базовое бухгалтерское уравнение
Разрушение уравнения
Следовательно, общая сумма активов всегда должна быть равна общей сумме обязательств в балансе, который является фундаментальной основой всей системы бухгалтерского учета любой компании, если она следует системе двойной записи.
Пример # 1
Денежные средства и обыкновенные акции
Пример # 2
Концепция двойной бухгалтерской системы помогает нам понять поток любой конкретной транзакции от источника до конца. Возьмем еще один простой пример расширенного уравнения бухгалтерского учета.
Когда в компании происходит покупка актива, сумма покупки также должна быть снята с какого-либо счета в компании (обычно с денежного счета). Следовательно, кредитуется счет, с которого снимается сумма, и должен быть дебетован счет для приобретенного актива (счет, связанный с приобретенным активом, дебетуется).
Обратите внимание на следующие записи:
Записи в журнале для вышеуказанных транзакций выглядят следующим образом:
Соответствующие записи в балансе по состоянию на 15 января должны иметь следующий вид:
Видно, что общая сумма кредита равна общей сумме долга. Это основа системы бухгалтерского учета с двойной записью, которая помогает нам понять из иллюстрации выше, что общая сумма активов должна быть равна общей сумме обязательств.
На этом рисунке активами являются: денежные средства, мебель для кондиционера и дебиторская задолженность; Обязательствами являются расходы на заработную плату и доходы от услуг.
В качестве альтернативы, мы также можем понять, что общая сумма обязательств может быть получена, если указана единственная стоимость актива, а собственный капитал также может быть определен, если доступны общие активы и общие обязательства. Базовая формула уравнения бухгалтерского учета также может использоваться следующим образом:
Следовательно, это составляет основу большого объема анализов для рыночных инвесторов, финансовых аналитиков, аналитиков-исследователей и других финансовых учреждений.
Уравнение бухгалтерского учета в отчете о прибылях и убытках
Не только баланс отражает основное уравнение бухгалтерского учета в том виде, в каком оно реализовано, но также и отчет о прибылях и убытках.
Последние мысли
Подразумевается, что система бухгалтерского учета с двойной записью применяется во всем мире и соблюдает правила дебетовых и кредитовых проводок. Эти записи должны совпадать друг с другом в конце определенного периода, и если есть пробел в общих остатках, его необходимо изучить. Эта система значительно упрощает бухгалтерский учет, заставляя нас создавать взаимосвязь между расходом / обязательством и причиной расхода / обязательства (или дохода / актива и источника дохода / актива). Нам необходимо понять основную концепцию и практическое правило бухгалтерского учета, которое относится к дебетовым и кредитовым проводкам на корневом уровне. Таким образом, хотя формула уравнения бухгалтерского учета кажется однострочным, она содержит в себе много смысла и может быть исследована глубже с помощью сложных записей о расходах.