выбор форм воспитательной работы
Выбор форм воспитательной работы
|
Разнообразие форм воспитательной работы ставит перед педагогом вопрос об их выборе. Несмотря на большое количество публикуемых в педагогической литературе описаний различных классных часов, конкурсов, шоу-программ, праздников, чаще всего оказывается, что их формы на практике невоспроизводимы. И тут нет никакого парадокса, поскольку все эти планы, конспекты, сценарии разработаны для конкретных учащихся, в них отражены индивидуальность педагогов-авторов и местные условия. Ясно, что вероятность совпадения стольких признаков слишком ничтожна, чтобы можно было, слепо копируя чужую идею, надеяться на такой же успех.
Однако нельзя отрицать возможность использования в воспитательной работе описанных и апробированных форм, если педагог подходит к заимствуемой форме творчески, наполняет её новым содержанием, адаптирует к местным условиям. Можно, заимствуя идеи и элементы формы, выстраивать свою форму. Наконец, в практике начинающих педагогов приемлемо полное (насколько возможно) копирование чужих воспитательных разработок – при условии, что практикант или стажёр постепенно учится самостоятельному конструированию из готовых элементов.
Форма воспитательной работы может рождаться и в процессе её осуществления, если это, например, форма коллективного творческого дела, в планировании и организации которого участвуют воспитанники.
При выборе форм воспитательной работы педагогу необходимо учесть…
— возможности и потребностей детей,
— свои возможности,
— возможности других педагогов, родителей и прочих участников, которых педагог хотел бы привлечь для осуществления отобранных форм,
— внешние условия (особенности социального и производственного окружения школы, ближайшие культурные центры и т. д.).
Форма определяет содержание, а содержание – форму. Эта философская аксиома действует и при планировании любого звена воспитательной работы. В воспитательном процессе содержание и форму условно можно выразить вопросами, на которые приходится отвечать педагогу:
содержание – «Что сделать?»
форма – «Как организовать деятельность?»
Форма может конструироваться одним из двух способов: «от формы к содержанию» или «от содержания к форме» (см., например: Классному руководителю / под ред. М. И. Рожкова. – М., 2001. С. 45-49).
Путь «от формы к содержанию» заключается в том, что известная форма наполняется новым содержанием. Например, выбирается форма какой-либо популярной телеигры, или тематического вечера, путешествия. Затем решается вопрос о том, чему они будут посвящены, каким должно быть содержание для того, чтобы решить поставленные задачи. На этом пути сначала даётся ответ на вопрос «как?», а потом – на вопрос «что?».
Путь «от содержания к форме» начинается с задач и содержания мероприятия: на основе содержательной идеи осуществляется поиск формы. Вопросы, на которые приходится отвечать на этом пути, расположены в последовательности: «что?» –> «как?».
Проблема выбора форм воспитательной работы
Многообразие форм и необходимость их постоянного обновления в практике школы ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников и т.д. Часть педагогов получает удовлетворение, работая по чужим сценариям. В то же время это вредное явление, т.к. педагог навязывает воспитанникам форму кем-то придуманную и мероприятие на кого-то ориентированное.
Такая деятельность тормозит проявление и развитие творческих способностей детей, лишает их самостоятельности и возможности удовлетворить свои потребности. Однако использовать чужие сценарии и вносить собственные коррективы это реально. Особенно эти варианты полезны молодым специалистам. Можно заимствовать идеи, но вносить туда изменения, учитывая возрастные особенности и интересы, способности, своих воспитанников.
Таким образом, для того чтобы правильно использовать форму воспитательной работы важно учитывать следующие положения:
1) Наличие воспитательной задачи;
2) Определить содержание на основе поставленных задач и основные виды деятельности, в которые можно включить детей;
3) Учет принципов организации воспитательного процесса;
4) Наличие необходимых условия для проведения;
5) Учет творческого потенциала и возможностей самого педагога;
6) Обогащение опыта детей новыми идеями;
7) В процессе поиска и выбора важно обеспечить непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.
Планирование воспитательного процесса в школе.
План.
1. Планирование воспитательной работы в школе: значение, требования, функции и формы планирования;
2. Классификация видов планирования в школе и их структура;
Планирование воспитательной работы классного руководителя.
Планирование воспитательной работы в школе: значение, требования, функции и формы планирования
Планирование – подготовительный этап, которому отводится важное место в системе управления школой.
В основе планирования лежит план воспитательной работы учебного заведения.
Разработать план – это значит предусмотреть большой комплекс мероприятий по улучшению организации воспитательного процесса.
План – это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем и временные границы.
Объектом планирования является педагогический процесс.
При планировании необходимо учитывать закономерности развития учащихся и их индивидуальные особенности.
Планирование воспитательного процесса в школе имеет определенные значение:
1) Способствует определению содержания работы на конкретный отрезок времени;
2) Дает возможность отобразить разнообразные формы, методы и приемы воспитательной работы;
3) Обеспечивает четкую, систематическую и целенаправленную организацию деятельности;
4) Способствует профессиональному развитию педагога.
Планирование осуществляет следующие функции:
1) Направляющая (определяющая), т.е. она содержит конкретные направления и виды деятельности;
2) Прогнозирующая – она отражает замысел и представляет результаты через конкретные действия;
3) Организаторская – эта функция отражает средства. С помощью, которых деятельность организуется, указывает кто является ее объектом и субъектом и указывает порядок деятельности, отвечая при этом на вопросы: Кто? Что? Когда? Где? должен делать;
4) Контрольная, т.е. сам педагог, пользуясь планом воспитательной работы, может контролировать реализацию поставленных задач и по плану легко осуществлять деятельность.
Планирование позволяет предопределить результат и эффективность системы воспитательной работы.
Предназначение плана – это значит упорядочить педагогическую деятельность и обеспечить выполнение таких требований, как планомерность, систематичность, управляемость, преемственность и целенаправленность. По этому, план будет помощником в работе в том случае, если будут соблюдаться следующие требования:
1) Целенаправленность – в основе лежит цель, которая должна быть реализована в ходе содержания деятельности;
2) Перспективность – когда цели деятельности реально осознаются и принимаются как близкие, понятные и доступные;
3) Преемственность – учет предыдущего опыта исключая дублирование и видение перспективы (будущего);
4) Комплексность – использование разнообразных форм, средств, методов и видов деятельности в их единстве и взаимосвязи;
5) Объективность – знание объективных условий деятельности школы, ее условий и возможностей педагогов и учащихся.
План должен быть четким, кратким и ясным.
По форме планирование может быть:
· Текстовым – подробное описание задач и мероприятий, направленных на их решение;
· Графический – полная, но краткая картина предстоящей деятельности в виде таблицы;
· Смешанный – и таблица и текст (описание + таблица);
· План-циклограмма – представление задач и воспитательной работы на определенный промежуток времени, посвященный определенной проблеме.
Классификация видов планирования в школе и их структура
В школе должно существовать календарное планирование. Т.е. все общешкольные мероприятия должны располагаться по четвертям, месяцам, неделям и отдельным числам.
В современной школе выделяют 3 вида планов (перспективный, годовой, текущий).
Сроки планирования определяются целями планирования.
Перспективный план. Он разрабатывается на 5 лет на основе глубокого анализа работы школы за последние годы. Перспективный план согласуется с планами городского управления образования и науки и составляется на 1 января текущего года. Этот план не должен быть слишком детальным. Его задача:наметить важные ориентиры функционирования и развития школы на определенный период.
Структура перспективного плана:
1) Задачи школы на планированный срок;
2) Перспективы развития контингента учащихся по годам, возможное количество классов;
3) Перспективы обновления образовательного учреждения и внедрения педагогических инноваций;
4) Обеспечение школы педагогическими кадрами;
5) Повышение квалификации педагогических кадров через различные формы (курсы, семинары, тренинги и т.д.);
6) Развитие материально-технической базы и учебно-методического оснащения школы;
7) Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий для отдыха.
Особое место отводится повышению квалификации учителей и распределению сил и средств на длительный период.
Годовой план. Он охватывает время работы школы на весь учебный год, включая летние каникулы. Годовой план составляется в мае – июне и утверждается педагогическим советом школы в конце августа. Изменения в годовом плане происходят очень редко и о них ставят в известность педагогический совет школы.
План воспитательной работы школы на год включает основные вопросы, над которыми нужно работать всему педагогическому коллективу.
Структура годового плана:
1) Введение. Оно включает в себя:
a. Краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и задачи на новый учебный год;
b. Особенности микрорайона и условия работы школы;
c. Работа коллектива школы по выполнению всеобуча (все дети должны получать образование);
d. Деятельность педагогического коллектива по повышению качества образовательного процесса;
e. Совместная работа школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся;
f. Работа с педагогическими кадрами;
g. Система внутришкольного контроля;
h. Укрепление учебно-материальной базы школы;
i. Организационно-методические мероприятия (тематика заседаний совета школы, педсоветы, тематика производственных совещаний и т.д.).
На основе общешкольного годового плана составляется текущий (календарный план) организационной, методической и внеклассной работы на текущую четверть. Отдельно педагогического и ученического коллектива.
По горизонтали обозначается:
Недели и дни учебной четверти.
По вертикали:
Организационные формы работы с педагогами и учащимися, фамилии учащихся (ответственных), тематика.
Разделы:
2) Заседание методических объединений;
3) Профсоюзные собрания и производственные совещания;
4) Совещания при директоре;
5) Заседания местного комитета;
6) Общешкольные родительские собрания;
8) Спортивные вечера;
9) Массовые культ.походы;
10) Общешкольные газеты;
11) Работа научных клубов, организация выставок и олимпиад.
Планирование воспитательной работы классного руководителя
Классный руководитель может составлять различные планы:
1) План работы на год (годовой), полугодие (перспективный), четверть, месяц, неделю, день (текущие) + календарное планирование;
2) План работы по основному направлению на определенный период (месяц, год и т.д.) например по нравственному воспитанию, зож, правовому и познавательному;
3) План работы с родительским комитетом, родительские собрания;
4) План самообразования по совершенствованию педагогического мастерства.
Педагогу необходимо творчески подойти к составлению плана, учитывая особенности класса, условия школы. Опыт своей работы. Общий ход планирования можно представить тремя этапами:
1) Составление педагогом проекта плана;
2) Коллективное планирование (сбор идей, предложений);
3) Окончательное оформление плана, внесение педагогом корректив.
Характер и уровень взаимодействия классного руководителя и учащихся зависит от многих о бстоятельств: возраста детей, подготовленность педагога, типа планирования.
Основным документом в работе классного руководителя является план на учебный год (полугодие). Рекомендуются следующие разделы этого плана:
1) Анализ педагогической работы за прошедший учебный год;
2) Задача работы классного руководителя на новый учебный год;
3) Работа с коллективом учащимся;
4) Взаимодействие с педагогическим коллективом;
5) Работа с семьей общественностью.
Эта форма предполагает соединение в себе перспективного календарного и текущего планировании.
При оформлении плана на каждую неделю отводится один разворот листа. Это позволяет предусмотреть планирование на весь год и в то же время вносить по ходу работы дополнения и изменения.
План работы классного руководителя составляется согласно режиму работы школы – по четвертям. В плане воспитательной работы еще отражают следующие разделы: Количество учащихся, сведения о родителей, группы здоровья детей, их успеваемость, занятия в кружках. Важно сделать на весь класс «социальный портрет класса».
Организационно-воспитательная работа (выбор актива класса, распределение обязанностей, работа с документами – ведение личных дел и составление списка учащихся класса).
Раздел «Внеклассная работа» – отмечается участие класса в общешкольных мероприятиях (олимпиады, конкурсы, спортивные мероприятия, организуются встречи с известными людьми и ветеранами ВОВ). Все это способствует формированию собственного мировоззрения школьников и происходит переоценка ценностей.
Выбор эффективных форм воспитательной работы как основа результативности целостного педагогического процесса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбор эффективных форм воспитательной работы как основа результативности целостного педагогического процесса
Организация воспитательной работы в образовательном учреждении является важной сферой деятельности учителя. Формы проведения занятий с учащимися вне уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное значение для их развития и воспитания. Выбор формы важен и для самого педагога, так как посредством формы воспитательной работы он может сблизиться с детьми, лучше их узнать, установить хорошие отношения, помочь открыть неожиданные и привлекательные для учащихся стороны личности самого педагога, ощутить положительные эмоции от совместной деятельности, установить дружеские отношения. Это дает педагогу ощущение социальной значимости и востребованности его работы, а для учащегося является стимулом для проявления своих личностных качеств, и, как следствие, повышение самооценки, укрепление авторитета среди сверстников.
Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых учителем с целью обеспечения оптимального развития личности учащегося, выбор форм и методов воспитания в соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации.
В качестве приоритетных направлений в воспитании рассматриваются:
физическое и нравственное здоровье детей;
формирование культуры личности и духовных ценностей;
гражданское и патриотическое воспитание;
эстетическое и трудовое воспитание;
формирование жизненных планов учащихся;
подготовка к семейной жизни и др.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств, выбор которых зависит от возраста ребёнка. В образовательное учреждение дети приходят с культурой, сформированной в семье. В процессе общения во время обучения с более взрослыми учащимися, мировоззрение детей расширяется, и задача педагога контролировать и направлять этот опыт в русло духовно нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей.
В поисках формы педагог исходит из содержания: отбирает оптимальное средство, которое бы наилучшим образом несло на себе нагрузку внешнего оформления идеи. Ребенок же от формы идет к содержанию: он воспринимает внешнее, продвигаясь к сути, увлекается формой, чтобы потом принять идею. У формы есть еще одно ключевое назначение: она помогает дифференцировать педагогическое влияние, подчеркивая особенности детей, подростков, несходство групп, индивидуальностей.
Форма воспитательной работы – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия педагога с детьми, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.
Авторы методических изданий предлагают различные подходы к классификации типов форм воспитательной работы.
Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая для отдыха, обучения, развития. Традиционно игра считается приоритетной формой для детей дошкольного и младшего школьного возраста как наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.Но при определенных условиях в игру охотно вступают подростки и взрослые. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения учащихся, эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Мероприятие – это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемая педагогом, с целью непосредственного воздействия на учащихся. Например, знакомство с этикетом, с правилами дорожного движения, беседа на определенную тему, цикл встреч с интересными людьми, приглашение специалиста, занятие по освоению правил безопасности, прогулки, походы и т.д. Мероприятия определяются как события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогом или кем-либо для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Дело – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива с целью оказания помощи кому-либо, в том числе и самим себе.
Щуркова Н.Е. предлагает классифицировать формы воспитательной работы по видам деятельности, которые тесно связаны с учебным процессом и направлены на достижение определенных образовательных и воспитательных целей.
П ознавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей. Организуется она в таких формах работы, как различные экскурсии (очные, заочные, виртуальные), олимпиады, конкурсы, предметные недели, недели книги и т. д.
Трудовая деятельность направлена на приобретение навыков самообслуживания, умений выполнять посильную физическую работу. Это различные субботники, шефская помощь ветеранам, участие в трудовых акциях.
Общественно-полезная деятельность связана с участием детей в органах управления образовательным учреждением, различных ученических и молодежных объединениях в учреждении и вне его, участие в акциях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, дежурство, школьные собрания, выборы и работа Совета учащихся, вечера, праздники и т.д.
Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Это инсценировки, конкурсы, концерты, фестивали, заочные путешествия и многое другое.
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на укрепление здоровья детей, их физическое развитие. Мероприятия могут проходить в самых разных формах: спортивные игры и праздники, соревнования, дни здоровья, прогулки, походы, турслеты, дни совместного отдыха детей и родителей и т.д.
Болдырев Н.И. выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия.
Наглядные – посещение музеев, выставок, оформление стендов, стенных газет и прочее.
Селиванов В.С. делит формы воспитательной работы по воспитательной задаче и называет три группы.
«Защита» –каждая группа (каждый учащийся) выступает, действует сам по себе, а объединяет участников только общая тема.
«Эстафета» – совместно-последовательная деятельность, группы (учащиеся) выступают, действуют в последовательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилом.
«Бой» – соревнование между группами, учащимися, в частности взаимообмен заданиями (классический пример — КВН).
«Хеппинг» – одновременное взаимозависимое действие учащихся, групп без зрителей. Примеры: карнавал, инсценировка, всеобщая ролевая игра.
Анализируя приведенные подходы к классификации, можно говорить о том, что признаками формы воспитательной работы являются:
участники деятельности (учащиеся или группы учащихся), выполняющие какие-либо точно установленные функции — организаторов, выступающих, зрителей и т.д.;
педагогические задачи, которые можно решить при помощи данной формы (потенциал формы, ее содержательность);
организация времени (фиксированный промежуток времени проведения формы);
набор заданий, ситуаций, процедур;
порядок действий (алгоритм);
Воздерживаясь от строгой классификации, можно выделить типы форм воспитательной работы по основному компоненту, методу воздействия в однократном или многократном действии (мероприятии) педагога. Это могут быть слово, переживание, работа, игра, психологическое упражнение. В связи с этим выделяют пять типов форм воспитательной работы с учащимися:
Словесно-логические формы. Основным средством воздействия является слово, вызывающее ответные эмоции у учащихся. К этому типу форм относятся беседы на различные темы, дискуссии, собрания, конференции и т.д. Главное здесь – обмен информацией, сообщения учащихся, педагогов и других взрослых, обсуждение проблем.
Образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела учащихся, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь – вызвать сильные, глубокие коллективные эмоции. Хороший потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т.п. Можно предусмотреть при организации деятельности учащихся, моменты молчания. Например, в музее, сделав небольшой перерыв в речи экскурсовода, учащимся предлагается всем вместе и одновременно каждому в одиночестве посмотреть экспозицию.
Особого внимания требуют психологические формы работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений у педагога.
Профессионализм педагога, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом.
Схему характеристики формы воспитательной работы можно представить следующим образом:
предварительная подготовка или экспромтное проведение,
кто организует деятельность,
характер влияния педагога,
результат совместной деятельности.
Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны. Чаще всего в образовательных учреждениях встречаются праздники, вечера, ярмарки, «огоньки», дискотеки, обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией образовательного учреждения (государственные и народные праздники, европейский день влюбленных и пр.); традиционное дежурство по классу и образовательному учреждению; конкурсы, предметные недели; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного края, экскурсионные поездки в другие города, выход в театр, кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки (в основном во время каникул); спортивные соревнования, дни здоровья; практикумы по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурсы стенгазет, создание и презентация видеопередач о событиях школьной жизни, праздничных плакатов, открыток и другое.