выбор форм воспитательной работы

Выбор форм воспитательной работы

выбор форм воспитательной работы. выбор форм воспитательной работы фото. картинка выбор форм воспитательной работы. смотреть фото выбор форм воспитательной работы. смотреть картинку выбор форм воспитательной работы.Робот советует заглянуть также в список других материалов, который он составил по данной теме. Посмотреть

Разнообразие форм воспитательной работы ставит перед педагогом вопрос об их выборе. Несмотря на большое количество публикуемых в педагогической литературе описаний различных классных часов, конкурсов, шоу-программ, праздников, чаще всего оказывается, что их формы на практике невоспроизводимы. И тут нет никакого парадокса, поскольку все эти планы, конспекты, сценарии разработаны для конкретных учащихся, в них отражены индивидуальность педагогов-авторов и местные условия. Ясно, что вероятность совпадения стольких признаков слишком ничтожна, чтобы можно было, слепо копируя чужую идею, надеяться на такой же успех.

Однако нельзя отрицать возможность использования в воспитательной работе описанных и апробированных форм, если педагог подходит к заимствуемой форме творчески, наполняет её новым содержанием, адаптирует к местным условиям. Можно, заимствуя идеи и элементы формы, выстраивать свою форму. Наконец, в практике начинающих педагогов приемлемо полное (насколько возможно) копирование чужих воспитательных разработок – при условии, что практикант или стажёр постепенно учится самостоятельному конструированию из готовых элементов.
Форма воспитательной работы может рождаться и в процессе её осуществления, если это, например, форма коллективного творческого дела, в планировании и организации которого участвуют воспитанники.

При выборе форм воспитательной работы педагогу необходимо учесть…
— возможности и потребностей детей,
— свои возможности,
— возможности других педагогов, родителей и прочих участников, которых педагог хотел бы привлечь для осуществления отобранных форм,
— внешние условия (особенности социального и производственного окружения школы, ближайшие культурные центры и т. д.).

Форма определяет содержание, а содержание – форму. Эта философская аксиома действует и при планировании любого звена воспитательной работы. В воспитательном процессе содержание и форму условно можно выразить вопросами, на которые приходится отвечать педагогу:

содержание – «Что сделать?»
форма – «Как организовать деятельность?»

выбор форм воспитательной работы. выбор форм воспитательной работы фото. картинка выбор форм воспитательной работы. смотреть фото выбор форм воспитательной работы. смотреть картинку выбор форм воспитательной работы.Форма может конструироваться одним из двух способов: «от формы к содержанию» или «от содержания к форме» (см., например: Классному руководителю / под ред. М. И. Рожкова. – М., 2001. С. 45-49).

Путь «от формы к содержанию» заключается в том, что известная форма наполняется новым содержанием. Например, выбирается форма какой-либо популярной телеигры, или тематического вечера, путешествия. Затем решается вопрос о том, чему они будут посвящены, каким должно быть содержание для того, чтобы решить поставленные задачи. На этом пути сначала даётся ответ на вопрос «как?», а потом – на вопрос «что?».

Путь «от содержания к форме» начинается с задач и содержания мероприятия: на основе содержательной идеи осуществляется поиск формы. Вопросы, на которые приходится отвечать на этом пути, расположены в последовательности: «что?» –> «как?».

Источник

Проблема выбора форм воспитательной работы

выбор форм воспитательной работы. выбор форм воспитательной работы фото. картинка выбор форм воспитательной работы. смотреть фото выбор форм воспитательной работы. смотреть картинку выбор форм воспитательной работы. выбор форм воспитательной работы. выбор форм воспитательной работы фото. картинка выбор форм воспитательной работы. смотреть фото выбор форм воспитательной работы. смотреть картинку выбор форм воспитательной работы. выбор форм воспитательной работы. выбор форм воспитательной работы фото. картинка выбор форм воспитательной работы. смотреть фото выбор форм воспитательной работы. смотреть картинку выбор форм воспитательной работы. выбор форм воспитательной работы. выбор форм воспитательной работы фото. картинка выбор форм воспитательной работы. смотреть фото выбор форм воспитательной работы. смотреть картинку выбор форм воспитательной работы.

выбор форм воспитательной работы. выбор форм воспитательной работы фото. картинка выбор форм воспитательной работы. смотреть фото выбор форм воспитательной работы. смотреть картинку выбор форм воспитательной работы.

выбор форм воспитательной работы. выбор форм воспитательной работы фото. картинка выбор форм воспитательной работы. смотреть фото выбор форм воспитательной работы. смотреть картинку выбор форм воспитательной работы.

Многообразие форм и необходимость их постоянного обновления в практике школы ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников и т.д. Часть педагогов получает удовлетворение, работая по чужим сценариям. В то же время это вредное явление, т.к. педагог навязывает воспитанникам форму кем-то придуманную и мероприятие на кого-то ориентированное.

Такая деятельность тормозит проявление и развитие творческих способностей детей, лишает их самостоятельности и возможности удовлетворить свои потребности. Однако использовать чужие сценарии и вносить собственные коррективы это реально. Особенно эти варианты полезны молодым специалистам. Можно заимствовать идеи, но вносить туда изменения, учитывая возрастные особенности и интересы, способности, своих воспитанников.

Таким образом, для того чтобы правильно использовать форму воспитательной работы важно учитывать следующие положения:

1) Наличие воспитательной задачи;

2) Определить содержание на основе поставленных задач и основные виды деятельности, в которые можно включить детей;

3) Учет принципов организации воспитательного процесса;

4) Наличие необходимых условия для проведения;

5) Учет творческого потенциала и возможностей самого педагога;

6) Обогащение опыта детей новыми идеями;

7) В процессе поиска и выбора важно обеспечить непротиворечивость содержания и форм воспитательной работы.

Планирование воспитательного процесса в школе.

План.

1. Планирование воспитательной работы в школе: значение, требования, функции и формы планирования;

2. Классификация видов планирования в школе и их структура;

Планирование воспитательной работы классного руководителя.

Планирование воспитательной работы в школе: значение, требования, функции и формы планирования

Планирование – подготовительный этап, которому отводится важное место в системе управления школой.

В основе планирования лежит план воспитательной работы учебного заведения.

Разработать план – это значит предусмотреть большой комплекс мероприятий по улучшению организации воспитательного процесса.

План – это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем и временные границы.

Объектом планирования является педагогический процесс.

При планировании необходимо учитывать закономерности развития учащихся и их индивидуальные особенности.

Планирование воспитательного процесса в школе имеет определенные значение:
1) Способствует определению содержания работы на конкретный отрезок времени;

2) Дает возможность отобразить разнообразные формы, методы и приемы воспитательной работы;

3) Обеспечивает четкую, систематическую и целенаправленную организацию деятельности;

4) Способствует профессиональному развитию педагога.

Планирование осуществляет следующие функции:

1) Направляющая (определяющая), т.е. она содержит конкретные направления и виды деятельности;

2) Прогнозирующая – она отражает замысел и представляет результаты через конкретные действия;

3) Организаторская – эта функция отражает средства. С помощью, которых деятельность организуется, указывает кто является ее объектом и субъектом и указывает порядок деятельности, отвечая при этом на вопросы: Кто? Что? Когда? Где? должен делать;

4) Контрольная, т.е. сам педагог, пользуясь планом воспитательной работы, может контролировать реализацию поставленных задач и по плану легко осуществлять деятельность.

Планирование позволяет предопределить результат и эффективность системы воспитательной работы.

Предназначение плана – это значит упорядочить педагогическую деятельность и обеспечить выполнение таких требований, как планомерность, систематичность, управляемость, преемственность и целенаправленность. По этому, план будет помощником в работе в том случае, если будут соблюдаться следующие требования:

1) Целенаправленность – в основе лежит цель, которая должна быть реализована в ходе содержания деятельности;

выбор форм воспитательной работы. выбор форм воспитательной работы фото. картинка выбор форм воспитательной работы. смотреть фото выбор форм воспитательной работы. смотреть картинку выбор форм воспитательной работы.

2) Перспективность – когда цели деятельности реально осознаются и принимаются как близкие, понятные и доступные;

3) Преемственность – учет предыдущего опыта исключая дублирование и видение перспективы (будущего);

4) Комплексность – использование разнообразных форм, средств, методов и видов деятельности в их единстве и взаимосвязи;

5) Объективность – знание объективных условий деятельности школы, ее условий и возможностей педагогов и учащихся.

План должен быть четким, кратким и ясным.

По форме планирование может быть:

· Текстовым – подробное описание задач и мероприятий, направленных на их решение;

· Графический – полная, но краткая картина предстоящей деятельности в виде таблицы;

· Смешанный – и таблица и текст (описание + таблица);

· План-циклограмма – представление задач и воспитательной работы на определенный промежуток времени, посвященный определенной проблеме.

Классификация видов планирования в школе и их структура

В школе должно существовать календарное планирование. Т.е. все общешкольные мероприятия должны располагаться по четвертям, месяцам, неделям и отдельным числам.

В современной школе выделяют 3 вида планов (перспективный, годовой, текущий).

Сроки планирования определяются целями планирования.

Перспективный план. Он разрабатывается на 5 лет на основе глубокого анализа работы школы за последние годы. Перспективный план согласуется с планами городского управления образования и науки и составляется на 1 января текущего года. Этот план не должен быть слишком детальным. Его задача:наметить важные ориентиры функционирования и развития школы на определенный период.

Структура перспективного плана:

1) Задачи школы на планированный срок;

2) Перспективы развития контингента учащихся по годам, возможное количество классов;

3) Перспективы обновления образовательного учреждения и внедрения педагогических инноваций;

4) Обеспечение школы педагогическими кадрами;

5) Повышение квалификации педагогических кадров через различные формы (курсы, семинары, тренинги и т.д.);

6) Развитие материально-технической базы и учебно-методического оснащения школы;

7) Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий для отдыха.

Особое место отводится повышению квалификации учителей и распределению сил и средств на длительный период.

Годовой план. Он охватывает время работы школы на весь учебный год, включая летние каникулы. Годовой план составляется в мае – июне и утверждается педагогическим советом школы в конце августа. Изменения в годовом плане происходят очень редко и о них ставят в известность педагогический совет школы.

План воспитательной работы школы на год включает основные вопросы, над которыми нужно работать всему педагогическому коллективу.

Структура годового плана:

1) Введение. Оно включает в себя:

a. Краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и задачи на новый учебный год;

b. Особенности микрорайона и условия работы школы;

c. Работа коллектива школы по выполнению всеобуча (все дети должны получать образование);

d. Деятельность педагогического коллектива по повышению качества образовательного процесса;

e. Совместная работа школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся;

f. Работа с педагогическими кадрами;

g. Система внутришкольного контроля;

h. Укрепление учебно-материальной базы школы;

i. Организационно-методические мероприятия (тематика заседаний совета школы, педсоветы, тематика производственных совещаний и т.д.).

На основе общешкольного годового плана составляется текущий (календарный план) организационной, методической и внеклассной работы на текущую четверть. Отдельно педагогического и ученического коллектива.

По горизонтали обозначается:

Недели и дни учебной четверти.

По вертикали:

Организационные формы работы с педагогами и учащимися, фамилии учащихся (ответственных), тематика.

Разделы:

2) Заседание методических объединений;

3) Профсоюзные собрания и производственные совещания;

4) Совещания при директоре;

5) Заседания местного комитета;

6) Общешкольные родительские собрания;

8) Спортивные вечера;

9) Массовые культ.походы;

10) Общешкольные газеты;

11) Работа научных клубов, организация выставок и олимпиад.

Планирование воспитательной работы классного руководителя

Классный руководитель может составлять различные планы:

1) План работы на год (годовой), полугодие (перспективный), четверть, месяц, неделю, день (текущие) + календарное планирование;

2) План работы по основному направлению на определенный период (месяц, год и т.д.) например по нравственному воспитанию, зож, правовому и познавательному;

3) План работы с родительским комитетом, родительские собрания;

4) План самообразования по совершенствованию педагогического мастерства.

Педагогу необходимо творчески подойти к составлению плана, учитывая особенности класса, условия школы. Опыт своей работы. Общий ход планирования можно представить тремя этапами:

1) Составление педагогом проекта плана;

2) Коллективное планирование (сбор идей, предложений);

3) Окончательное оформление плана, внесение педагогом корректив.

Характер и уровень взаимодействия классного руководителя и учащихся зависит от многих о бстоятельств: возраста детей, подготовленность педагога, типа планирования.

Основным документом в работе классного руководителя является план на учебный год (полугодие). Рекомендуются следующие разделы этого плана:

1) Анализ педагогической работы за прошедший учебный год;

2) Задача работы классного руководителя на новый учебный год;

3) Работа с коллективом учащимся;

4) Взаимодействие с педагогическим коллективом;

5) Работа с семьей общественностью.

Эта форма предполагает соединение в себе перспективного календарного и текущего планировании.

При оформлении плана на каждую неделю отводится один разворот листа. Это позволяет предусмотреть планирование на весь год и в то же время вносить по ходу работы дополнения и изменения.

План работы классного руководителя составляется согласно режиму работы школы – по четвертям. В плане воспитательной работы еще отражают следующие разделы: Количество учащихся, сведения о родителей, группы здоровья детей, их успеваемость, занятия в кружках. Важно сделать на весь класс «социальный портрет класса».

Организационно-воспитательная работа (выбор актива класса, распределение обязанностей, работа с документами – ведение личных дел и составление списка учащихся класса).

Раздел «Внеклассная работа» – отмечается участие класса в общешкольных мероприятиях (олимпиады, конкурсы, спортивные мероприятия, организуются встречи с известными людьми и ветеранами ВОВ). Все это способствует формированию собственного мировоззрения школьников и происходит переоценка ценностей.

Источник

Выбор эффективных форм воспитательной работы как основа результативности целостного педагогического процесса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбор эффективных форм воспитательной работы как основа результативности целостного педагогического процесса

Организация воспитательной работы в образовательном учреждении является важной сферой деятельности учителя. Формы проведения занятий с учащимися вне уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное значение для их развития и воспитания. Выбор формы важен и для самого педагога, так как посредством формы воспитательной работы он может сблизиться с детьми, лучше их узнать, установить хорошие отношения, помочь открыть неожиданные и привлекательные для учащихся стороны личности самого педагога, ощутить положительные эмоции от совместной деятельности, установить дружеские отношения. Это дает педагогу ощущение социальной значимости и востребованности его работы, а для учащегося является стимулом для проявления своих личностных качеств, и, как следствие, повышение самооценки, укрепление авторитета среди сверстников.

Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых учителем с целью обеспечения оптимального развития личности учащегося, выбор форм и методов воспитания в соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации.

В качестве приоритетных направлений в воспитании рассматриваются:

физическое и нравственное здоровье детей;

формирование культуры личности и духовных ценностей;

гражданское и патриотическое воспитание;

эстетическое и трудовое воспитание;

формирование жизненных планов учащихся;

подготовка к семейной жизни и др.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств, выбор которых зависит от возраста ребёнка. В образовательное учреждение дети приходят с культурой, сформированной в семье. В процессе общения во время обучения с более взрослыми учащимися, мировоззрение детей расширяется, и задача педагога контролировать и направлять этот опыт в русло духовно нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей.

В поисках формы педагог исходит из содержания: отбирает оптимальное средство, которое бы наилучшим образом несло на себе нагрузку внешнего оформления идеи. Ребенок же от формы идет к содержанию: он воспринимает внешнее, продвигаясь к сути, увлекается формой, чтобы потом принять идею. У формы есть еще одно ключевое назначение: она помогает дифференцировать педагогическое влияние, подчеркивая особенности детей, подростков, несходство групп, индивидуальностей.

Форма воспитательной работы – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия педагога с детьми, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

Авторы методических изданий предлагают различные подходы к классификации типов форм воспитательной работы.

Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая для отдыха, обучения, развития. Традиционно игра считается приоритетной формой для детей дошкольного и младшего школьного возраста как наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.Но при определенных условиях в игру охотно вступают подростки и взрослые. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения учащихся, эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Мероприятие – это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемая педагогом, с целью непосредственного воздействия на учащихся. Например, знакомство с этикетом, с правилами дорожного движения, беседа на определенную тему, цикл встреч с интересными людьми, приглашение специалиста, занятие по освоению правил безопасности, прогулки, походы и т.д. Мероприятия определяются как события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогом или кем-либо для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Дело – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива с целью оказания помощи кому-либо, в том числе и самим себе.

Щуркова Н.Е. предлагает классифицировать формы воспитательной работы по видам деятельности, которые тесно связаны с учебным процессом и направлены на достижение определенных образовательных и воспитательных целей.

П ознавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей. Организуется она в таких формах работы, как различные экскурсии (очные, заочные, виртуальные), олимпиады, конкурсы, предметные недели, недели книги и т. д.

Трудовая деятельность направлена на приобретение навыков самообслуживания, умений выполнять посильную физическую работу. Это различные субботники, шефская помощь ветеранам, участие в трудовых акциях.

Общественно-полезная деятельность связана с участием детей в органах управления образовательным учреждением, различных ученических и молодежных объединениях в учреждении и вне его, участие в акциях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, дежурство, школьные собрания, выборы и работа Совета учащихся, вечера, праздники и т.д.

Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Это инсценировки, конкурсы, концерты, фестивали, заочные путешествия и многое другое.

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на укрепление здоровья детей, их физическое развитие. Мероприятия могут проходить в самых разных формах: спортивные игры и праздники, соревнования, дни здоровья, прогулки, походы, турслеты, дни совместного отдыха детей и родителей и т.д.

Болдырев Н.И. выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия.

Наглядные – посещение музеев, выставок, оформление стендов, стенных газет и прочее.

Селиванов В.С. делит формы воспитательной работы по воспитательной задаче и называет три группы.

«Защита» –каждая группа (каждый учащийся) выступает, действует сам по себе, а объединяет участников только общая тема.

«Эстафета» – совместно-последовательная деятельность, группы (учащиеся) выступают, действуют в последовательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилом.

«Бой» – соревнование между группами, учащимися, в частности взаимообмен заданиями (классический пример — КВН).

«Хеппинг» – одновременное взаимозависимое действие учащихся, групп без зрителей. Примеры: карнавал, инсценировка, всеобщая ролевая игра.

Анализируя приведенные подходы к классификации, можно говорить о том, что признаками формы воспитательной работы являются:

участники деятельности (учащиеся или группы учащихся), выполняющие какие-либо точно установленные функции — организаторов, выступающих, зрителей и т.д.;

педагогические задачи, которые можно решить при помощи данной формы (потенциал формы, ее содержательность);

организация времени (фиксированный промежуток времени проведения формы);

набор заданий, ситуаций, процедур;

порядок действий (алгоритм);

Воздерживаясь от строгой классификации, можно выделить типы форм воспитательной работы по основному компоненту, методу воздействия в однократном или многократном действии (мероприятии) педагога. Это могут быть слово, переживание, работа, игра, психологическое упражнение. В связи с этим выделяют пять типов форм воспитательной работы с учащимися:

Словесно-логические формы. Основным средством воздействия является слово, вызывающее ответные эмоции у учащихся. К этому типу форм относятся беседы на различные темы, дискуссии, собрания, конференции и т.д. Главное здесь – обмен информацией, сообщения учащихся, педагогов и других взрослых, обсуждение проблем.

Образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела учащихся, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь – вызвать сильные, глубокие коллективные эмоции. Хороший потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т.п. Можно предусмотреть при организации деятельности учащихся, моменты молчания. Например, в музее, сделав небольшой перерыв в речи экскурсовода, учащимся предлагается всем вместе и одновременно каждому в одиночестве посмотреть экспозицию.

Особого внимания требуют психологические формы работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений у педагога.

Профессионализм педагога, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом.

Схему характеристики формы воспитательной работы можно представить следующим образом:

предварительная подготовка или экспромтное проведение,

кто организует деятельность,

характер влияния педагога,

результат совместной деятельности.

Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны. Чаще всего в образовательных учреждениях встречаются праздники, вечера, ярмарки, «огоньки», дискотеки, обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией образовательного учреждения (государственные и народные праздники, европейский день влюбленных и пр.); традиционное дежурство по классу и образовательному учреждению; конкурсы, предметные недели; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного края, экскурсионные поездки в другие города, выход в театр, кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки (в основном во время каникул); спортивные соревнования, дни здоровья; практикумы по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурсы стенгазет, создание и презентация видеопередач о событиях школьной жизни, праздничных плакатов, открыток и другое.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *