выбор формы налогового контроля
Какие есть виды налоговых проверок?
Понятие налоговой проверки
Контроль ФНС по правильному и своевременному начислению и уплате налогов называется налоговой проверкой. При этом ФНС берет за основу декларации по налогам, предоставленные плательщиками в течение определенного периода (за который проводится проверка). Проверка основывается на Налоговом кодексе и законодательстве РФ.
Налоговая проверка является одним из способов налогового контроля (ст. 82 НК РФ) наряду:
Помогает ли налоговый мониториинг избежать налоговых проверок, узнайте из публикаций:
Существует несколько видов налоговых проверок.
Официально термин «встречная проверка» не применяется с 2007 года, но на практике бухгалтеры используют его и сейчас.
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, узнайте чем отличается выездная проверка от камеральной. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Выездная проверка
При осуществлении данного вида проверки ФНС контролирует, как плательщик выполняет обязательства, отраженные в договорах, а также наличие и соблюдение протоколов, приказов и других внутренних документов. Подвергаются проверке кассовая дисциплина, начисление НДФЛ с зарплаты, учет доходов, расходов и экономическая обоснованность хозяйственных операций, то есть практически вся деятельность плательщика за определенный период.
Основные отличительные признаки выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ):
Выездные проверки могут включать в себя несколько подвидов:
Подвиды выездных налоговых проверок
Производится в области хозяйственной и финансовой деятельности организации за определенный период времени
Нацелена на контроль правильности начисления и уплаты конкретного налога — на прибыль, НДС и др.
Она осуществляется, если налоговиками обнаружены нарушения в части начисления и уплаты налогов
Анализ конкретных взаиморасчетов между покупателями и продавцами, проверка импортных и экспортных операций, правомерности применения льгот.
Этот вид проверки оформляется в виде отдельного приложения
Проводится только в том случае, когда первоначальная проверка была проведена некачественно.
Она может осуществляться только вышестоящей ФНС.
Если при такой проверке выявят нарушения, на налогоплательщика будут наложены санкции. А ФНС, первоначально проверяющая организацию, может быть привлечена к ответственности
Камеральная проверка
Камеральная проверка осуществляется в отношении правильности начисления и уплаты того или иного налога и отражения этих данных в поданной налогоплательщиком декларации.
Основные отличительные признаки камеральной налоговой проверки:
Проводится она инспекторами без специальных согласований с руководителем ФНС. Данный вид налоговой проверки начинается сразу после сдачи декларации по налогу. Основной ее задачей является выявление нестыковок в отчетности, несвоевременности отражения хозопераций и уплаты налогов, неверного заполнения деклараций. При обнаружении нарушений в расчете налогов инспекторами налогоплательщику будут доначислены недостающие суммы, а также выставлены штрафы и пени.
Встречная проверка
Со встречной проверкой сталкивается практически каждый налогоплательщик, хотя в НК РФ отдельно как один из видов налоговых проверок она не обозначена. Скорее ее можно назвать одной из процедур налогового контроля.
Встречная проверка может проводиться (ст. 93.1 НК РФ):
Встречная проверка осуществляется по каким-либо конкретным документам — накладным, счетам-фактурам. При этом производится проверка их идентичности у покупателя и продавца: в бумагах должны отсутствовать расхождения по датам, наименованиям, количеству товара, суммам и т.д. Если же инспекторы найдут несовпадения, это будет означать, что какая-то из сторон сделки скрывает доходы и занижает базу по налогам.
О нюансах встречной проверки рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите к Готовому решению.
Нюансы налоговых проверок с учетом требований новой ст. 54.1 НК РФ
С июля 2017 года в НК РФ появилась новая ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».
С учетом норм ст. 54.1 НК РФ налоговики во время налоговых проверок будут с еще большей тщательностью:
Собирать такие доказательства налоговики будут во время камеральных и выездных проверок. Налогоплательщику остается только заранее побеспокоиться о сборе необходимых документов и иных доказательств, свидетельствующих о применении законных схем налоговой оптимизации, должной осмотрительности при выборе контрагентов и т. д.
Получить полное представление о том, как инспекции теперь будут обосновывать свою позицию в спорах с налогоплательщиками с учетом ст. 54.1 НК РФ, и подготовиться к таким спорам вам поможет аналитический обзор, который подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.
Итоги
В НК РФ предусмотрено 2 вида налоговых проверок: выездные и камеральные. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика и не может длиться более 2 мес. (с возможностью продления до 4 или 6 мес.), а камеральная проверка происходит в инспекции, а ее продолжительность – не более 3 месяцев.
Встречная проверка является элементом выездной или камеральной налоговой проверки либо дополнительной мерой налогового контроля.
Налоговый контроль
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля.
Цель налогового контроля
Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.
Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:
обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;
обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;
улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;
проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;
проверки целевого использования налоговых льгот;
пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.
Объекты и предметом налогового контроля
Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.
Формы налогового контроля
Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.
Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
Права налоговых органов при осуществлении налогового контроля
Формы налогового контроля складываются из установленных НК РФ прав налоговых органов:
требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.
Виды налогового контроля
Виды налогового контроля:
1) В зависимости от времени проведения:
Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д.
Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.
Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц.
2) В зависимости от субъекта:
органов внутренних дел;
3) В зависимости от места проведения:
выездной — в месте расположения налогоплательщика;
камеральный — по месту нахождения налогового органа.
Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
О формах налогового контроля
Камеральная налоговая проверка выступает формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, проводимого на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документах о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, на побуждение налогоплательщика к добровольному уточнению налоговых обязательств.
Выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий налогового контроля. Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения.
Для налогоплательщиков при проведении данной формы налогового контроля преимущества тоже очевидны: частичное освобождение от камерального и выездного контроля, постоянное налоговое квалифицированное консультирование, освобождение от штрафных санкций при своевременном устранении выявленных в ходе налогового мониторинга нарушений.
Налогоплательщикам и налоговым агентам необходимо не только иметь представления о действующих формах налогового контроля, но и быть готовыми к реальному взаимодействию с органами, осуществляющими налоговый контроль, быть в курсе правоприменительных позиций Минфина России и ФНС России, судебной практики.
Об этом можно узнать, пройдя обучение в Приволжском институте повышения квалификации ФНС России (г. Нижний Новгород).
Запишитесь на обучение!
Г.А. Терентьева, старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения
Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды
Формы и методы налогового контроля
Налоговые проверки — основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации. В рамках камеральной проверки мероприятия налогового контроля проверяющие используют не так широко, как при выездной.При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения.
Вторая форма налогового контроля — это получение объяснений. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. Пояснения предоставляются в устной или письменной форме и в ходе проведения налогового контроля протоколируются.
О подаче пояснений читайте в этой статье.
Третья форма налогового контроля — проверка данных учета и отчетности. В требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые для налогового контроля документы, которые должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней. В ходе выездной проверки в рамках налогового контроля может быть назначена инвентаризация.
Осмотр помещений и территорий — еще одна форма налогового контроля. Налоговый инспектор вправе проводить его согласно ст. 92 НК РФ в рамках проводимой проверки. Осмотр происходит в присутствии понятых, при необходимости при этом мероприятии налогового контроля производится фото- и видеосъемка.
Налоговый мониторинг — еще одна форма налогового контроля, введенная с 01.01.2015.
Подробнее о налоговом мониторинге узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Период, проверяемый в ходе данного вида налогового контроля, проверяющие не вправе включать в план проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Деятельность организации при проведении налогового контроля в форме мониторинга становится прозрачной, но любые бухгалтерские и юридические документы инспекция вправе затребовать.
Налоговый контроль при мониторинге базируется на утвержденном регламенте, по которому инспекция может в течение года проверять хозяйственные операции, а организация сможет обезопасить себя от возможных ошибок при начислении налогов, ведь налоговая служба еще до момента сдачи деклараций даст разъяснения по интересующим вопросам.
В налоговом контроле используются следующие методы:
Методы налогового контроля
Документальный налоговый контроль
Фактический налоговый контроль
включает следующие приемы:
включает следующие приемы:
Виды налогового контроля
НК РФ не дает точного толкования видов налогового контроля, поэтому классификация их разнообразна. Например, она может быть такой:
Виды налогового контроля
Налоговый контроль по времени проведения
Налоговый контроль по способу проверки
Налоговый контроль по месту проведения
Налоговый контроль по периодичности
Минфин планирует ввести оперативный контроль за правильностью фиксации расчетов, включая полноту учета выручки. Ожидается, что закон «О ККМ» №54-ФЗ будет отменен, а нормы административного наказания из КоАП «переедут» в НК РФ. Подробнее о планируемых нововведениях читайте в Обзоре от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к справочно-правовой системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Подробнее о процедуре проверок читайте в материалах:
Формы и методы налогового контроля в РФ
В целях расширения и усиления налогового контроля предусмотрено, что:
1. Плательщики, которые сдают отчетность в электронном виде, должны так же электронно уведомлять инспекцию о поступлении от нее требований, высылая квитанцию о получении. Иначе налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет организации (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, письмо ФНС России от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553).
2. В течение 3 лет инспекция может приостановить операции по счетам в банках, если организацией или ИП не будет предоставлена налоговая отчетность (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК).
3. Налоговый контроль затрагивает и декларацию по НДС. При установленных несоответствиях проверяющие в рамках налогового контроля вправе потребовать любые документы по операциям, отраженным в декларации, а также проводить осмотр территории и помещений организации.
4. Если гражданин, имея в собственности различные объекты имущества, не получает извещения об уплате налогов, он должен сам сообщить об этом в инспекцию для целей налогового контроля (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).
ВАЖНО! Юридические и физические лица могут теперь видеть свою «налоговую историю» на сайте ФНС РФ, в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика». Здесь есть вся информация об объектах налогообложения, суммах налогов, о наличии переплаты или недоимки.
5. Налоговый контроль теперь охватит и сбор такой информации, как факты заключения и расторжения браков, а также случаи установления и прекращения опеки (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ).
Итоги
Налоговый контроль направлен на решение главной задачи государства — пополнение бюджета любого уровня своевременно и в полном объеме. Проверки являются самой эффективной формой налогового контроля, дисциплинирующей налогоплательщиков.
Налоговый мониторинг или как получить максимум от инновационной формы налогового контроля
Кратко о Налоговом мониторинге
Динамика количества организаций, перешедших на Налоговый мониторинг за период с 2016 по 2019 г., выглядит так:
На апрель 2020 года 95 налогоплательщиков работают в рамках Налогового мониторинга, а в следующем году количество участников вырастет до 200.
Основные этапы, которые обязательны к выполнению при подключении к налоговому мониторингу
Первая фаза «Обследование и аудит»:
Провести анализ методологии и связи налоговых и бухгалтерских регистров.
Провести организацию процессов.
Провести анализ ИТ-систем. Это необходимо для оценки информационных систем, которые применяются для ведения учета на предприятии.
Провести налоговый аудит.
Составить карту налоговых рисков, в т.ч. операционных и связанных с выбранной методологией, рисков налогового окружения.
Провести мониторинг зрелости СВК (систем внутреннего контроля).
Вторая фаза «Вступление в мониторинг»:
Разработка и реализация мероприятий по повышению качества учетных процессов, ИТ-систем, СВК и урегулированию фискальных рисков.
Формирование регламента информационного взаимодействия, отчетности по СВК и других документов для вступления в НМ, согласование с фискальным органом.
Унификация налогового учета (приведение к единым принципам ведения налогового учета) во всех предприятиях группы, которые вступают в мониторинг.
Выбор способа информационного взаимодействия и формирование Методологических проектных решений для внедрения «витрины данных» или предоставления и настройки «прямого доступа» в свою учетную систему.
Существует 3 варианта информационного взаимодействия с ИФНС для целей налогового мониторинга:
Третья фаза «Автоматизация информационного взаимодействия на основе Налоговой витрины данных»:
Разработка автоматизированного рабочего места (АРМа) Налогового инспектора.
Внедрение гибкой настройки доступа к регламентированной отчетности и налоговым регистрам.
Разработка интерфейса для осуществления запросов первичной документации и возможности предоставления доступа к сканам запрошенной первичной документации.
Предоставление доступа к электронному журналу документов СВК и реестру мотивированных мнений.
Логирование действий внешнего пользователя.
Что из себя представляет «Налоговая витрина данных» и зачем она нужна? Какие готовые решения уже есть?
С помощью внедрения на предприятии Налоговой витрины данных можно решить следующие задачи:
оптимизация и цифровая трансформация бизнес-процессов;
предоставление фискальным органам защищенного online-доступа к информационной системе;
масштабирование точек взаимодействия с фискальными органами;
снижение рисков получения санкций, штрафов, дополнительных начислений и претензий;
формирование практичной в использовании электронной предметно-ориентированной информационной базы данных;
произведение контроля доступа инспекторов ФНС в системе протоколирования активности;
реализация системы внутреннего контроля, чтобы максимально снизить налоговые риски;
оперативный поиск необходимых документов и показателей, используя инструменты «умного» поиска;
гарантия точной, целостной и прозрачной информации;
реализация функциональной настройки прав доступа.
Данные информационной базы, к которым получает доступ налоговый инспектор:
сканы первичных документов;
аналитические регистры налогового или бухгалтерского учета;
На сегодняшний день уже есть несколько готовых программных решений «Налоговой витрины данных» от лидеров разработки программного обеспечения по автоматизации бизнеса на российском рынке:
«1С: Налоговый мониторинг» для конфигураций «1С: Управление холдингом», «1С: Управление холдингом. ERP» и «1С: Бухгалтерия предприятия КОРП. МСФО» от компании 1С.
«Central Finance (CFIN)», «Advanced Compliance Reporting (ACR)» и «Tax Compliance» от компании SAP.
«Планета. Налоговый мониторинг» от компании IBS.
Любая из перечисленных платформ способна обеспечить:
удаленный доступ сотрудника ФНС к декларациям и регистрам с возможностью расшифровки вплоть до первичного документа;
доступ к документам СВК;
поиск и запрос первичных учетных документов;
информационное взаимодействие, коммуникации.
Так как ключевые возможности решений на 1С, SAP и Планета практически идентичны, то при выборе подходящего решения стоит в первую очередь ориентироваться на платформу, на которой реализована ваша учетная система.
Сравнение существующих решений «Налоговой витрины данных»
Базовая функциональность решения «1С: Налоговый мониторинг»
АРМ налогового инспектора;
раскрытие налоговых показателей;
расшифровка налоговых деклараций до документа;
сканы первичных документов и ЭДО;
публикация и отправка отчетности через 1С:Отчетность;
чек-лист закрытия периода;
контрольные соотношения деклараций;
сравнение первичной и уточненных деклараций;
проверка контрагентов через 1С:Контрагент, 1СПАРК Риски;
отчет о работе налогового инспектора с данными налогоплательщика.
Базовая функциональность решения от компании SAP
раскрытие показателей налогового учета в структурированном виде по всем видам налогов;
встроенные контроли полноты и непротиворечивости раскрываемых данных;
ограничение предоставляемых данных отчетным периодом;
удобная настройка интерфейса в зависимости от требований фискального органа;
передача скан-копий первичных документов по требованию налогового органа в установленные сроки (например, из электронного архива);
раскрытие структуры системы внутренних контролей;
раскрытие информации о контрольных процедурах с указанием ответственных сотрудников;
раскрытие информации о налоговых рисках и системе управления рисками;
возможность обращения со стороны налогового органа с запросом по разъяснению предоставленной налогоплательщиком информации;
возможность направления мотивированного мнения (по запросу налогоплательщика и по инициативе налогового органа);
интеграция с оператором электронного документооборота;
возможность отслеживать действия инспектора.
Базовая функциональность решения «Планета. Налоговый мониторинг» от компании IBS
формирование и представление налоговых деклараций, регистров; обеспечение связи с хозяйственными операциями;
ведение матрицы рисков и контрольных процедур; наличие контрольных соотношений, формирование отчетности;
наличие связи с хранилищем первичных учетных документов;
обеспечение целостности данных и контроль изменений;
поддержка расширенных типов коммуникаций с ФНС.
Индивидуальное решение (проектный подход)
Индивидуальная разработка будет обладать тем набором инструментов, который вы в нее заложите. И если мы говорим про базовую функциональность, то она будет повторять функциональность существующих решений.
Прогнозы развития Налогового мониторинга
Тенденции налогообложения крупных компаний таковы, что внедрение налогового мониторинга расширяется с каждым годом. В феврале 2020 распоряжением правительства РФ была подписана концепция развития налогового мониторинга.
Результатами реализации данной концепции станут:
еще 52 крупных налогоплательщика планируют присоединиться к налоговому мониторингу в 2020 году;
к 2022 году это будут компаний, которые обеспечивают более 50 % поступления в федеральный бюджет;
к 2024 году количество участников мониторинга возрастет до 7,8 тыс.;
увеличение процента электронных документов плательщиков в общей совокупности документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов – не меньше 10% в год.
По официальной статистике ФНС после подключения к налоговому мониторингу бизнес получает следующие выгоды:
на 30% сокращаются трудозатраты на проведение проверок
на 93% снижается сумма начисленных пеней
на 9% снижается среднее количество уточненных налоговых деклараций
на 54% сокращается количество требований о предоставлении пояснений и документов
на 77% уменьшается среднее количество документов представленных по требованию ФНС