выбор учебников и учебных пособий используемых в образовательном процессе в имеющих гос аккредитацию
Выбор учебников и учебных пособий используемых в образовательном процессе в имеющих гос аккредитацию
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства образования и науки РФ от 16 мая 2018 г. № 08-1211 “Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности”
В соответствии с ФГОС норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы.
Согласно статье 18 Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
Обращаем внимание, что с 1 января 2015 г. все учебники, включенные в федеральный перечень учебников, представлены как в печатной, так и в электронной форме. При этом общеобразовательная организация самостоятельно выбирает форму приобретаемых учебных изданий.
Кроме того, образовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий необходимых для реализации основных общеобразовательных программ общего образования и допускает их к использованию (пункт 9 части 3 статьи 28 Федерального закона).
Термины и определения понятий, употребляемых в области книгоиздания, определены Межгосударственным стандартом (ГОСТ 7.60-2003 введен постановлением Госстандарта России от 25 ноября 2003 г. № 331-ст), в соответствии с указанным стандартом под учебным пособием понимается учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. К учебным изданиям данный ГОСТ относит: учебник, букварь, учебное пособие, учебно-методическое пособие, учебное наглядное пособие, рабочую тетрадь, самоучитель, хрестоматию, практикум, задачник, учебную программу, учебный комплект.
В образовательных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, сложилась многолетняя практика использования рабочих тетрадей. Рабочие тетради в целом с учебником составляют учебно-методический комплект и значительно улучшают усвоение учебного материала, а также повышают успеваемость обучающихся по различным предметам.
Необходимо обратить внимание на недопустимость приобретения за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, и учебных пособий, выпущенных организациями, не входящими в перечень организаций.
Прошу довести указанную информацию до сведения руководителей общеобразовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Директор Департамента | А.Е. Петров |
Обзор документа
С 1 января 2015 г. все учебники, включенные в федеральный перечень, представлены как в печатной, так и в электронной форме. При этом общеобразовательная организация самостоятельно выбирает форму приобретаемых учебных изданий.
Образовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации основных общеобразовательных программ общего образования, и допускает их к использованию.
В российских образовательных организациях сложилась многолетняя практика использования рабочих тетрадей. Они в целом с учебником составляют учебно-методический комплект и значительно улучшают усвоение учебного материала, а также повышают успеваемость обучающихся по различным предметам.
Нельзя приобретать за счет бюджетных ассигнований учебники, не включенные в федеральный перечень, и учебные пособия, выпущенные организациями, не входящими в специальный перечень.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 марта 2016 г. № НТ-393/08 “Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)”
В связи с участившимися обращениями граждан и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам обеспечения учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями), средствами обучения с целью реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и адаптированных основных общеобразовательных программ, Минобрнауки России сообщает:
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится в том числе и обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в части приобретения учебников и учебных пособий, средств обучения в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) согласно части 2 статьи 18 Федерального закона устанавливаются соответствующими ФГОС.
В соответствии с ФГОС общего образования, норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчёта:
— не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы;
— не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы.
Напоминаем, что с 1 января 2015 года все учебники, включённые в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, представлены как в печатной, так и в электронной формах. При этом общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ, выбирает форму учебного издания.
Просим обеспечить исполнение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного общего образования в части приобретения учебников и учебных пособий, средств обучения в полном объёме за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств, предусмотренных на реализацию мероприятий ГП «Доступная среда», ФЦПРО.
Первый заместитель министра | Н. Третьяк |
Обзор документа
Лицам, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), бесплатно предоставляются в пользование учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Нормы обеспеченности учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) устанавливаются соответствующими ФГОС.
Отмечено, что с 1 января 2015 г. все учебники, включенные в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации аккредитованных программ начального, основного, среднего общего образования, представлены как в печатной, так и в электронной формах.
Общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации программ, выбирает форму издания.
Обращается внимание на необходимость обеспечения всех групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальными учебниками и пособиями, в т. ч. изданными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Госпрограммой «Доступная среда» на 2011-2020 гг. предусмотрены субсидии на создание в образовательных организациях (в т. ч. использующих адаптированные программы) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования. Средства могут использоваться и на приобретение учебников, учебных пособий, дидактических материалов для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Регионы также могут приобретать специальные учебники и учебные пособия для реализации адаптированных программ за счет субсидий из федерального бюджета.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Минпросвещения России от 10.06.2019 N ОВ-473/07 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 10 июня 2019 г. N ОВ-473/07
УЧЕБНЫМИ ИЗДАНИЯМИ (УЧЕБНИКАМИ И УЧЕБНЫМИ ПОСОБИЯМИ)
Министерство совместно с Координационным общественным советом по вопросам учебного книгоиздания для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) начиная с 2015 года проводит работу по разъяснению вопросов об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.
В дополнение к ранее направленным письмам прошу обеспечить исполнение государственных гарантий реализации прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью на получение ими качественного, доступного, бесплатного общего образования, заблаговременно до начала 2019/20 учебного года, закупив необходимые учебные издания (учебники и учебные пособия) для всех категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включая обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обучающимся бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) согласно части 2 статьи 18 Федерального закона устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, в соответствии с которыми норма обеспеченности образовательной деятельности при получении общего образования учебными изданиями определяется исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы.
Образовательная организация может использовать только те учебники и учебные пособия, которые включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Указанный перечень утвержден приказом Минпросвещения России от 28 декабря 2018 г. N 345.
При этом общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ, выбирает форму учебного издания.
С 1 января 2015 г. все учебники, включенные в федеральный перечень учебников, представлены как в печатной, так и в электронной формах.
Финансовое обеспечение закупки учебных изданий (специальных учебников, учебных пособий) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью возможно осуществить за счет средств государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363.
Выбор учебников и учебных пособий используемых в образовательном процессе в имеющих гос аккредитацию
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 апреля 2015 г. № 450 “О Порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
В соответствии с частью 8 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562,ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217; ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72, № 14, ст. 2008) и подпунктом 5.2.10 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 марта 2009 г. № 88 «Об утверждении Порядка отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 апреля 2009 г., регистрационный № 13772).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Исполняющая обязанности Министра | Н.В. Третьяк |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июля 2015 г.
Порядок
отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 апреля 2015 г. № 450)
2. Отбор организаций осуществляется с целью обеспечения повышения качества выпускаемых учебных пособий и соответствия содержания учебных пособий требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
В отборе организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке, участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации*.
5. Заявление подписывается руководителем организации или уполномоченным им лицом.
5.1. В заявлении указываются:
адрес местонахождения организации, адрес электронной почты, контактные телефоны, доменное имя официального сайта организации в сети «Интернет»;
сведения об отсутствии в издаваемой организацией литературе информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность;
информация об отсутствии в издаваемой литературе изданий, содержащих только готовые решения к задачам без методического сопровождения;
информация об издании организацией учебников, включенных в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
перечень прилагаемых к заявлению документов.
5.2. К заявлению прилагаются:
список учебных пособий, которые изданы на момент подачи заявления (за последние три года, но изданные не ранее 1 января 2014 г.) с указанием наименования, автора (ов), года издания, вида, формы (печатная и (или) электронная). Список учебных пособий заверяется руководителем организации или уполномоченным им лицом и размещается на официальном сайте организации в сети «Интернет» с копиями обложки и титульного листа учебного пособия.
Если в представленном организацией списке менее 20 учебных пособий, то экспертизе подлежит 1 учебное пособие.
7. Министерство направляет в течение десяти рабочих дней организациям, указанным в пункте 6 настоящего Порядка, перечень учебных пособий, в отношении которых принято решение о проведении выборочной экспертизы.
По результатам экспертиз, проведенных в соответствии с Порядком формирования федерального перечня учебников, оформляются экспертные заключения:
по научной экспертизе без учета положений, предусмотренных подпунктами 3.2, 3.3 и 3.4, абзацами четвертым, пятым и шестым подпункта 4.1, подпунктами 4.4 и 4.5 приложения № 1 к Порядку формирования федерального перечня учебников;
по педагогической экспертизе без учета положений, предусмотренных подпунктами 3.2, 3.3 и 3.4, абзацами четвертым и пятым подпункта 4.1, подпунктами 4.4, подпунктами 5.1, 5.28, 5.29 и пунктом 6 приложения № 2 к Порядку формирования федерального перечня учебников;
по общественной экспертизе без учета положений, предусмотренных подпунктами 3.2, 3.3 и 3.4, абзацами четвертым и пятым подпункта 4.1 и пунктом 6 приложения № 3 к Порядку формирования федерального перечня учебников;
по этнокультурной и региональной экспертизе без учета положений, предусмотренных подпунктами 3.2, 3.3 и 3.4, абзацами четвертым и пятым подпункта 4.1 приложения № 4 к Порядку формирования федерального перечня учебников;
по научной историко-культурной экспертизе без учета положений, предусмотренных подпунктами 3.2, 3.3 и 3.4, абзацами четвертым, пятым и шестым подпункта 4.1, подпунктами 4.4 и 4.5 приложения № 5 к Порядку формирования федерального перечня учебников.
При педагогической экспертизе задачников и практикумов проводится экспертиза на наличие пошаговых решений к задачам.
Организации, определенные в пункте 6 настоящего Порядка представляют положительные экспертные заключения в Совет в течение двух месяцев с момента принятия Советом решения о проведении выборочной экспертизы.
9. На основании представленных организациями в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка документов, а также положительных экспертных заключений (для организаций, определенных в пункте 7 настоящего Порядка) Совет принимает одно из следующих решений:
не рекомендовать Министерству включать организацию в Перечень организаций.
10. Совет принимает решение рекомендовать Министерству включить организацию в Перечень организаций в одном из следующих случаев:
наличие у организации не менее одной завершенной предметной линии учебников, в федеральном перечне учебников;
наличие у организации, указанной в пункте 6 настоящего Порядка, положительных экспертных заключений по результатам выборочной экспертизы учебных пособий, определенных Советом.
11. Совет принимает решение не рекомендовать Министерству включать организацию в Перечень организаций в одном из следующих случаев:
отсутствие положительных экспертных заключений по результатам выборочной экспертизы учебных пособий хотя бы на одно учебное пособие, указанное Советом либо представление указанных заключений в нарушение установленного порядка;
выявление в представленных организацией документах недостоверных сведений.
12. Решения Совета оформляются протоколами, которые направляются в Министерство в течение десяти рабочих дней после заседания Совета, публикуются в официальных печатных изданиях Министерства и размещаются на официальном сайте Министерства в сети «Интернет».
13. Министерство утверждает Перечень организаций на основании решения Совета. В Перечне организаций указываются наименование организации в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, официальный сайт организации в сети «Интернет», адрес местонахождения организации, адрес электронной почты, контактные телефоны.
14. Министерство готовит проект приказа о внесении изменений в утвержденный Перечень организаций в случае изменения информации об организации или исключения организации из Перечня.
В случае изменения информации об организации, указанной в Перечне организаций в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка, изменения в Перечень организаций вносятся на основании письменного заявления организации с приложением подтверждающих документов.
15. Организация исключается из Перечня организаций по следующим основаниям:
15.1. На основании решения Совета, если:
не представлены положительные экспертные заключения на учебные пособия, в отношении которых Советом принято решение о проведении дополнительных или повторных экспертиз;
выявлено использование организацией недостоверных сведений;
обнаружена в учебных пособиях организации информация, направленная на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность;
обнаружена в содержании учебного пособия информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей;
выявлены издания, предлагающие готовые ответы к заданиям, содержащимся в учебниках, включенных в федеральный перечень учебников, в практикумах, задачниках, без пошаговых решений и методического сопровождения.
15.2. При ликвидации и реорганизации организации (за исключением реорганизации организации путем присоединения к ней других юридических лиц).
15.3. По письменному заявлению организации, подаваемому в Министерство.
* Часть 8 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72, № 14, ст. 2008).
Обзор документа
Школы при реализации программ общего образования используют учебные пособия, выпущенные специально отобранными организациями. Речь идет о печатных и электронных учебных изданиях, дополняющих либо замещающих частично или полностью учебник (учебные наглядные пособия, рабочие тетради, хрестоматии, практикумы, задачники). Обновлен порядок отбора таких организаций.
Отбор проводится Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Минобрнауки России. В отборе организаций, выпускающих учебные пособия по родному языку из числа языков народов России и литературе народов России на родном языке, участвуют уполномоченные госорганы регионов.
Процедура отбора предусматривает выборочную экспертизу учебных пособий (научную, педагогическую, общественную, этнокультурную и региональную). Она проводится в отношении организаций, чьи учебники не входят в федеральный перечень рекомендованных к использованию в школе.
Определены критерии включения организаций в перечень отобранных.