вычет чередующаяся гласная или проверяемая
Примеры слов с чередующимися гласными е/и в корне
Приведем примеры слов с чередующимися гласными «е», «и» в корне.
В корне некоторых слов в безударной позиции пишется то буква «е», то «и», например:
Как правильно написать эти слова? В этих случаях невозможно проверить безударные гласные в корне слов с помощью ударения, подобрав родственные слова или изменив форму слова. В корне подобных слов отметим чередование гласных е//и.
Правило написания е/и в корнях слов с чередованием гласных
Чтобы выбрать правильное написание слов с чередующимися гласными е//и в корне, руководствуемся орфографическим правилом.
Например:
Поможет в написании таких слов стишок-запоминалка:
Собирать, стирать, задира —
Повнимательней гляди!
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква «и».
Если после корня «а»,
В корне будет «и» всегда.
Вот пример, запоминай:
— Ноги вытер? — вытирай!
Слова с чередующимися гласными е//и в корне
1. бер-/бир-
2. дер-/дир-
3. мер-/мир-
4. пер-/пир-
5. тер-/тир-
6. блест-/блист-
7. жег-/жиг-
8. стел-/стил-
9. чет-/чит-
Дополнительный материалПримеры слов с корнем раст-/ращ-/рос-.
Примеры слов с корнем бер-/бир-.
Примеры слов с корнем лаг-/лож-.
Примеры слов с корнем гар-/гор-.
Примеры слов с корнями кас-/кос-.
Примеры слов с корнями зар-/зор-.
Чередование гласных в корне
Чередующиеся гласные в корне — явление, при котором гласные «а» и «о», «и» и «е» могут меняться в разных формах одного и того же слова или в родственных словах.
Чередующиеся гласные «а» или «о», «и» или «е» в корне слов пишутся в зависимости от разных условий:
Безударные гласные в корне с чередованием невозможно проверить ударением. В таких словах в ударном положении нужно писать ту гласную, которая слышится.
Для удобства мы собрали корни с чередованием гласных, примеры и исключения на каждое правило в таблицу.
Таблица «Чередование гласных в корне слова»
От чего зависит написание
От следующей буквы в корне слова:
1) перед ст (щ) пишем а, перед с — о;
2) перед г пишем а, перед ж — о;
3) перед к пишем а, перед ч — о.
1) Выросли, растение, выращенные.
Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, подростковый, вырост.
2) Приложить, полагающий.
3) Скакать, вскочить.
Исключения: формы спряжения глагола скакать (скачу, скачешь, скачет), скачок.
От ударения — в безударном положении пишем букву о.
4) Загорáть, выгорáющий; под ударением — как слышится: загáр.
Исключения: при́гарь, вы́гарки.
5) Творе́ние, творе́ц.
Исключение: у́тварь.
6) Поклони́ться, уклони́ться; под ударением — как слышится: поклóн, клáняться.
От ударения — в безударном положении пишем букву а.
7) Заря́, зарева́ть, заря́нка; под ударением — как слышится: зо́рька, зо́ри.
8) Поплаво́к, плаву́честь.
Исключения: плове́ц, пловчи́ха, пловцы́, плывуны́.
От оттенков значения:
9) «погружать в жидкость» — с буквой а; «пропускать жидкость» — с буквой о;
10) «делать(-ся) ровным, гладким» — с буквой о; «быть/делать равным кому-то, чему-то» — с буквой а;
9) Макать, обмакнуть, промочить, вымокнуть.
10) Выровнять (ряды), уравнять (количество).
Исключения: ровесник, равнина, уровень, равнение (направо).
11–19) при наличии суффикса пишем букву и, если суффикса нет — букву е;
11) Выбирать, соберу.
12) Выдирать, сдерут.
13) Запирать, отпереть.
14) Стирать, стереть.
15) Умирать, умереть.
16) Сжигать, выжег.
17) Расстилать, застелить.
18) Блистать, блестеть.
19) Вычитать, вычет.
Исключения: сочетание, сочетать.
20) Прикасаться, прикоснуться
21) Корни с чередованием а(я)//им, а(я)//ин
21) Сжать — сжимать, понять — понимать, начать — начинать.
Вычет чередующаяся гласная или проверяемая
Исключения : вы́г а рки, и́зг а рь, при́г а рь (специальные и диалектные слова) и др.
2. В корне зар- // зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — буква а : з а́ рево, з о́ рька; з а рни́ца, оз а ря́ть.
Исключение : з о рева́ть.
4. В корне клан-//клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — буква о : кл а́ няться, покл о́ н; покл о ни́ться, покл о не́ние.
Исключение : по́л о г (это слово уже не связывается с корнем лаг-//лож-).
Корень мок- содержится в глаголах со значением ‘пропускать жидкость’ и производных словах: вым о кнуть под дождём; пром о кнуть написанное, пром о кательная бумага, непром о каемый плащ.
7. Корень плав- имеют слова: пл а́ вать, пл а ву́честь, попл а во́к и др.
Корень плов- имеют слова пл о вец, пл о вчиха.
Корень плыв- — в терминологическом слове пл ы вуны.
8. Корень равн- имеют слова со значением ‘равный, одинаковый, наравне’: ур а внение, ср а внить, пор а вняться (‘стать наравне’).
Корень ровн- имеют слова со значением ‘ровный, прямой, гладкий’: зар о внять, р о весник, ср о внять, ур о вень.
Ср.: подр а внять (‘сделать равным’) — подр о внять (‘сделать ровным’); выр а внен (‘сделан равным’) — выр о внен (‘сделан ровным’).
9. В корне раст-/ рос- перед ст (также перед щ ) пишется буква а ; в остальных случаях пишется буква о: р а сти, нар а щение; выр о сший, зар о сль, пор о сль.
Исключения: отр а сль, р о сток, выр о сток, р о стовщик, Р о стов и др.
Исключения: ск а чок, ск а чу.
11. В корне твар-//твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — буква о : тв а рь, тв о́ рчество; тв о ри́ть, тв о ре́ц.
Исключения: соч е тать, соч е тание.
Задание 9 ЕГЭ по русскому языку. Правописание корней
Задание 9 ЕГЭ по русскому языку. Правописание корней
Раньше задание №9 было простым, и оно нравилось многим учащимся. Однако после внесения некоторых изменений в структуру экзамена оно стало намного сложнее и запутаннее. Из-за того, что в задании №9 и в последующих заданиях теперь требуется выбрать несколько вариантов ответа (от 2 до 4), выпускники стали совершать гораздо больше ошибок, чем раньше. Но это не повод для переживаний! Давайте разберемся в этой теме вместе и научимся правильно ее решать. Готовы? Тогда начинаем!
Согласно кодификатору, задание №9 проверяет, насколько хорошо учащиеся разбираются в правописании корней. Важно выучить теорию и исключения, чтобы точно понимать, какое слово находится перед вами, а также подходит ли оно вам или нет. За правильное выполнение данного задания дается 1 балл.
Вот как звучит формулировка задания:
«Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов».
Алгоритм выполнения задания
б) Если раньше в задании было четко прописано, что нужно найти один вариант ответа (а слов кстати было гораздо меньше), то сейчас в ответе может быть от 2 до 4 цифр. Вот такая вот небольшая подсказка. Получается, что в данном задании не может быть ответа в виде одной цифры;
в) Глаголы несовершенного вида нельзя проверять глаголами совершенного вида: опоздать (проверочное слово — пОздно, а не опАздывать);
Корень — это главная часть слова, которая служит для образования новых слов. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными. Например: игра, игровой, игрушка, поиграть (в данном случае у всех слов один и тот же корень — игр).
Всего выделяют три группы корней:
Корни с безударными проверяемыми гласными
Чтобы понять, есть ли в корне слова безударная проверяемая гласная, нужно подобрать такое однокоренное слово, с помощью которого можно проверить данную гласную. Помните, что нужно подобрать такое однокоренное слово, где эта гласная находится в ударной позиции:
Смотреть — смОтрит, звезда — звЁздный, жара — жАркий, волна — вОлны, зеленый — зЕлень.
Как мы уже упоминали выше, глаголы несовершенного вида нельзя проверять глаголами совершенного вида: опоздать (проверочное слово — пОздно, а не опАздывать).
Довольно часто в этом задании, когда необходимо выбрать слова с проверяемой гласной, встречаются корни-омофоны (обычно в скобках указано слово, помогающее понять его значение). Например:
Корни с безударными непроверяемыми гласными
Чтобы определить, есть ли в корне слова непроверяемая безударная гласная, необходимо понять, можно ли проверить эту гласную или нет. На самом деле, в русском языке довольно много слов, которые невозможно проверить. Их называют словарными словами. Полностью ознакомиться с ними вы можете в орфографическом словаре. Сейчас же мы предлагаем вам просто познакомиться с некоторыми из них:
Корни с чередующимися гласными
Гласные корни могут зависеть от:
Гласная в корне зависит от ударения
Сюда относятся следующие корни:
Без ударения пишется О: загорать, пригорелый, горелка, обгореть, сгореть и др.
Исключения: изгарь, пригарь, гаревой, выгарки, выгарь.
Обратите внимание на то, что омонимичные корни в словах: горе, огорченный, горький, горевать, огорчать, огорчение, горчица, горчичный и т.д. не относятся к корням с чередованием.
Без ударения пишется О: склоняться, наклон, преклонение, непреклонный, кланяться, наклонение и др.
Без ударения пишется О: творение, творить, творческий, тварь, удовлетворить и др.
Исключение:утварь.
Обратите внимание на то, что омонимичные корни в словах: затворить, затвор, створка не относятся к корням с чередованием.
Без ударения пишется А: заря, зарница, озарение, озарить, зори, зорька, зарянка (птица) и др.
Омонимичные корни в словах: взор, подзорный, прозорливый, озорной, позор, узор, обзор, надзор не относятся к корням с чередованием.
Корень ПЛАВ- пишется во всех случаях: поплавок, плавунец (жук), сплавлять, плавучий, плавник и др.
Исключения: пловец, пловчиха, плывуны.
Гласная в корне зависит от согласного
Сюда относятся следующие корни:
В корнях РАСТ- и РАЩ- пишется А. В корне РОС- пишется О: вырасти, растение, растить, возраст, отрастить, вырос и др.
Исключения: ростовщик, Ростислав, на вырост, росток, Ростов, отрасль.
Перед Ж пишется О, перед Г пишется А: приложение, прилагательное, положить, полагать, полагаться, приложить, возложить и др.
Исключения: полог, слоговой, залогодатель.
Букву А пишется перед К, а букву О – перед Ч: скакалка, скакун, выскочить, заскочить, скакать и др.
Исключения: скачу, скачи, скачок.
Гласная в корне зависит от суффикса
Для всех следующих корней подходит одно правило: если после корня стоит суффикс А, значит в корне пишем И. В остальных случаях пишем Е:
Например: вычет, вычитать, считаться, предпочитать и др.
Исключения: сочетать, сочетание, бракосочетание, сочетательный, чета, вычитка.
Например: застилать, расстелить, стелить, застилать, выстилать и др.
Исключение: выстилка.
Например: выжигать, выжигание, выжечь, разжигатель, зажигательный и др.
Исключения: обжиг, розжиг, обжиговый, выжиг, выжига.
Например: обтирать, вытирать, стереть, вытереть, тереть и др.
Исключение: простирнуть
Например: запереть, взаперти, перила, запирать, отпереть, опереться и др.
Обратите внимание на то, что омонимичные корни МЕР- (в значении “мера, мерка”) и МИР- (в значении “мир”) не относятся к корням с чередованием.
Например: выдирать, обдирала, удирать, продерусь, выдеру и др.
Исключение: выдирки.
Например: блистать, блестящий, проблеск, блестеть, блистательный и др.
Например: собирать, избирать, выбирать, избирательный, собирательный и др.
Например: понимать, поднимать, вынимать, внимательный, обнимать, иметь, взимать, нанимать и др.
Гласная в корне зависит от значения
Корень РАВН- пишется в словах со значением “равный, наравне, одинаковый”, а РОВН- пишется в словах со значением “прямой, гладкий, ровный”.
Например: уравнять, подравнять, равняться, сравняться, наравне, ровнять, уровнять.
Исключения: равнина, поровну, уровень, равняйсь, ровесник.
Корень МАК- пишется в словах со значением “погружать в жидкость”. Корни МОК-, МОЧ- пишутся в словах со значением “пропускать жидкость, становиться мокрым”.
Например: вымокнуть, непромокаемый, макать сухарь в воду, намочить, намокать.
Исключение: промокнуть.
Обратите внимание на то, что омонимичные корни в словах: мочалка, маковый, замок, замочный не относятся к корням с чередованием.
Рассмотрим образцы задания №9
Теперь давайте перейдем к практике и посмотрим, какие примерно тестовые задания могут попасться вам на ЕГЭ по русскому языку. После решения нижеприведенных заданий обязательно закрепите пройденный материал самостоятельно: на официальном сайте ФИПИ найдите задания из открытого банка заданий ЕГЭ по русскому языку.
«Укажите варианты ответов, в коорых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов
1) авиак..мпания, импр..визацияб б..лагур
2) оз..риться, прост..раться, г..рит
3) опп..нент, д..скуссия, в..трушка
4) стр..жайший, приз..мленный, посв..тил (в темноте)
5) сл..жившийся, т..тальный, ум..лять (значение)»
В первом в третьем вариантах все слова являются словарными, а значит проверить их никак нельзя.
Правильный ответ: 13
«Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
3) Наслаждение (слАдко), лесник (лЕс), полоскать (полОщет) (бельё) — во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная.
4) логичный (лОгика), пИровать (пИр), скрепите (скрЕпка) — во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная.
Правильный ответ: 34
2) опираясь, вырасти, наклониться — во всех словах пропущена чередующаяся гласная.
4) соберёшь, безотлагательный, озарило — во всех словах пропущена чередующаяся гласная.
Правильный ответ: 24
На этом разбор данной темы закончен. Удачи вам в подготовке к ЕГЭ по русскому языку!
Вычет чередующаяся гласная или проверяемая
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) прим..чательный, выч..тание, пол..жение
2) сб..регать, обн..мать, зам..реть
3) проск..чить, непон..мание, р..сток
4) вып..рающий, выч..т, зан..мательный
5) п..риод, выб..рать, оз..рничать
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведём верное написание.
1) примечательный − приме́та − ПГ, вычитание, положение − ЧГ
2) сберегать − ПГ (бЕрежно), обнимать, замереть − ЧГ
3) проскочить, непонимание, росток − ЧГ
4) выпирающий, вычет, занимательный − ЧГ
5) период − НГ, выбирать − ЧГ, озорничать − НГ
ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.
Общее понятие о корне как части слова
Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).
В задании 8 встречаются:
Для успешного выполнения задания необходимо:
— уметь определять тип корня;
— применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.
В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.
8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением
Краткое обозначение в пояснении ПГ
В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: леса (лес), лиса (ли́сы), ; холодильник (хо́лод, холо́дный), принести (принёс), выполнять (полный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы на эту гласную падало ударение.
Например: в корне слова пот. плело будет писаться буква е, так как в однокоренном слове тЁплый под ударением слышится и пишется ё (для проверки корней е и ё равнозначны); в корне слова прит. рм..зить будут писаться две буквы о, так как в однокоренных словах тОрмоз и затормОженный под ударением слышится и пишется о
Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение — вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый; бежать и бежевый; кофта и кафтан, ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга
8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением
Краткое обозначение в пояснении НГ
Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.
8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием
Краткое обозначение в пояснении ЧГ
Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.
Все чередующиеся корни следует выучить наизусть.. Поделим их на типы.