выплаты миротворцам в армении
Юристы пояснили особенности права на компенсации в случае гибели российских миротворцев в Карабахе
Как писал «Кавказский узел», 18 декабря во время работ по разминированию близ Шуши смертельное ранение получил российский офицер, сотрудник Международного противоминного центра. 24 декабря в Башкортостане был похоронен другой военнослужащий, находившийся в составе российского миротворческого контингента в Нагорном Карабахе, который погиб, по данным источников, в результате падения в ущелье военной техники.
В миротворческих миссиях обычно нет призывников, сообщила представитель отделения Комитета солдатских матерей в Нижнем Новгороде Наталья Жукова. Однако, по ее словам, в случае с карабахским конфликтом однозначной информации по этому поводу нет.
В свою очередь, представительница Межрегионального благотворительного общественного фонда «Право Матери» Вероника Марченко сообщила корреспонденту «Кавказского узла», что у всех членов семей погибших при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих практически одинаковые по наименованию выплаты и компенсации.
Также осуществление определенных выплат связано с достижением, например, родителями погибшего определенного законом возраста (50/55 лет), в ряде случаев может требоваться подтверждение нахождения их на иждивении у погибшего; и ряд других условий, отметила представитель фонда «Право матери».
Напомним, миротворцы в Нагорном Карабахе сопровождают возвращающихся домой беженцев, участвуют в процессе обмена пленными между Арменией и Азербайджаном, разминированием и восстановлением домов местных жителей в зоне конфликта.
Подробности о новом обострении карабахского конфликта можно узнать из справки «Кавказского узла» «Карабах: эскалация конфликта или новая война?» и хроники боевых действий. Материалы о событиях в зоне карабахского конфликта «Кавказский узел» размещает на специальной тематической странице «Карабах: худой мир или война?«
Автор: Рустам Джалилов источник: корреспондент «Кавказского узла»
Кто оплатит миротворческую операцию в Карабахе
Ежегодное пребывание российских военных в зоне конфликта обойдется как минимум в 35–50 миллионов долларов
Об авторе: Юрий Игоревич Сигов – журналист-международник.
Фото сайта mil.ru
Временное (подчеркиваю это слово) прекращение военных действий в Нагорном Карабахе и размещение в зоне соприкосновения армянских и азербайджанских вооруженных сил российских миротворцев на данном этапе снизило шанс на полномасштабную войну Баку и Еревана. Многие эксперты сейчас пытаются просчитать, кто же от этого перемирия выигрывает, какие страны (Турцию упоминают в первую очередь) укрепили свое присутствие в Закавказье и кого (здесь чаще других фигурирует Россия) потихоньку оттуда выдавливают.
А между тем весьма важным остается и вопрос финансирования пребывания российских миротворцев в Нагорном Карабахе, которых сейчас исключительно за счет российского бюджета – но, судя по всему, надолго – разместили в этом регионе. С учетом же того, что мандат миротворцев определен в пять лет и даже планируется как минимум его один раз продлевать, то за такие сроки на их содержание кому-то придется выплачивать очень серьезные деньги.
Уже подсчитано, что ежегодное пребывание российских миротворцев в зоне конфликта обойдется в сумму от 35 до 50 млн долл. (и это в случае, если Армения и Азербайджан не возобновят военные действия в Карабахе раньше, что никто и никому гарантировать не сможет). В то же время решение финансового вопроса на базе прецедентов именно по миротворческим миссиям вполне достижимо – в том числе и с международным участием.
В середине 1990-х годов мне доводилось принимать участие со стороны ООН в переговорах с представителями правительства Анголы по поводу финансирования на тот момент крупнейшей миротворческой миссии этой организации, насчитывавшей более 7 тыс. военнослужащих. И тогда достаточно активно обсуждался вопрос покрытия расходов на содержание этого ооновского контингента не только из взносов стран-членов, но и за счет (хотя бы частично) ангольского руководства (доходы от продажи полезных ископаемых, в частности нефти и алмазов). Переговоры те завершились ничем, поскольку одна из сторон конфликта (вооруженные отряды УНИТА) категорически не желала присутствия ооновских миротворцев на ангольской территории и создавала им массу помех.
Между тем еще в советские времена, сначала когда у власти в Москве был Хрущев, а затем Брежнев, позиция Москвы по финансированию ооновского миротворчества предусматривала, что при необходимости развертывания таких сил в результате агрессии одного государства против другого покрытие расходов могло бы осуществляться за счет агрессора. Естественно, что сразу же возникали противоречия относительно термина «агрессор» и кто кого таковым посчитает.
В те годы все базировалось на классово-идеологической основе, а посему ни разу ООН так и не смогла заставить «агрессора» заплатить за поддержание мира силами этой организации, потому как ни одна сторона конфликта никогда себя таковой не признавала. Где-то с середины 1990-х довольно активно продвигалась идея финансирования ооновских миротворцев хотя бы частично за счет природных ресурсов принимающего миссию государства (в той же Анголе, Кот-д’Ивуаре и недавно – в Демократической Республике Конго). Однако идея эта своего практического развития так и не получила.
А вот правительство Кипра добровольно оплачивает миротворческую операцию ООН на острове, если мне не изменяет память, на 40% ее бюджета. Кстати, была идея поделить расходы на самую старую по времени нахождения миссию в Кашмире между Индией и Пакистаном, но там обе стороны считают правыми только себя и не желают оплачивать пребывание ооновской миссии. Тут, правда, стоит отметить, что обе миссии – довольно небольшие по численности и не предусматривают развертывания дорогостоящих и многочисленных воинских контингентов.
А что можно было бы сделать с содержанием миротворцев в Карабахе? Кто-то уже предложил содержать эту миссию либо за счет правительств Армении и Азербайджана, либо «по-дружески попросить» армянских и азербайджанских бизнесменов, базирующихся в России, скинуться на столь деликатное дело. Насколько подобное реально, или все-таки расходы будет нести за миротворческую миссию в этом регионе исключительно российский бюджет?
Начну с того, что нынешняя российская миротворческая операция в Карабахе не была одобрена Советом Безопасности ООН. Соответственно и шансы на то, что такое одобрение состоится, крайне невелики – прежде всего по политическим причинам (а именно из-за негласного неприятия в любом виде миротворческой роли России ключевыми западными государствами). Да и само предложение о рассмотрении подобного вопроса на Совбезе, похоже, российской стороной даже не вносилось – по тем же самым причинам.
Тем не менее карабахский вопрос в повестке дня работы СБ ООН стоит – и не первый год. Вариантов в этой ситуации два. Либо Россия все-таки попытается вынести данный финансовый вопрос на заседание Совбеза и попробует получить за содержание миротворческого контингента средства из казны ООН. Либо будет финансировать миссию сама с возможным привлечением неких денежных средств со стороны обоих участников конфликта.
Что касается первого варианта, то даже если СБ ООН и согласится на открытие в Карабахе своей миротворческой миссии, туда кроме России гарантированно будет послан военный и гражданский персонал других государств, чего Москва вряд ли захочет. Помимо всего прочего, придание этому конфликту сугубо международной подоплеки может серьезно подорвать именно российское влияние в регионе, тем более что «заместить» Россию в Закавказье желающих более чем достаточно.
Второй вариант финансирования миротворческой миссии требует решения уже сегодня. Ведь находиться российские военные в этом не самом приветливом во всех отношениях регионе могут долго, там придется создавать и всю инфраструктуру, и ротировать воинский контингент, направлять туда военную технику и транспортные средства. А это с каждым месяцем потребует все более существенных расходов. Что при целом ряде серьезных международных проблем (санкции, низкие цены на энергоресурсы) создаст на российский бюджет дополнительную нагрузку.
Сколько заплатят за мир в Карабахе российские налогоплательщики
В первой части материала мы рассказали о том, почему Россия решила действовать в одиночку. Теперь же вместе с экспертами разбираемся, что ждёт нашу страну, втянувшуюся в урегулирование карабахского конфликта. На карту поставлено многое: в первую очередь жизни наших военнослужащих, но и про финансы забывать не стоит, особенно в период кризиса. Любая военная операция – это очень большие деньги.
В ООН для компенсации расходов стран-участников существуют разработанные тарифы. Например, жалование «голубых касок» из бюджета ООН сейчас составляет 1428 долларов в месяц. А всего за прошлый год ООН выплатило компенсации на 3 млрд долларов – по 250 млн долларов на каждую миссию (только в Индии и Пакистане отдельный источник финансирования) в год. Существенные деньги! А США и вовсе на операции «Новая Надежда» и «Продолжение Надежды» в 90-е годы в Сомали потратили 1 млрд долларов. С учётом инфляции это почти 1,7 млрд современных долларов.
Конечно, как отмечают эксперты, напрямую сравнивать расходы ООН и России некорректно – разные нормы обеспечения. Как нельзя сравнивать и с другими, ранее проводившимися российскими миротворческими операциями. Но без сомнений, текущая история будет недешёвая хотя бы из-за масштаба и сложности, превосходящих предыдущие миссии.
Виктор Литовкин:
Так что лёгкой прогулки в Карабахе ожидать не стоит. Но, как заявляет Минобороны, туда отправлены люди с опытом войны в Сирии. Им на что рассчитывать, кроме выполнения благородной миссии защиты мирного населения? Во время службы в Сирии они могли рассчитывать на неплохие зарплаты. По данным командования в регионе, сержанты-срочники получали до 200 тыс. рублей в месяц, офицеры – до 300 тыс., пилоты – в среднем по 400 тыс. рублей. Плюс командировочные от 42 до 63 долларов в день и бесплатное питание. Но нет никаких гарантий, что получится столько же зарабатывать и во время службы в Нагорном Карабахе. Как объясняет Виктор Литовкин, дело в иной системе финансирования.
— Сирия и Карабах – разные места, и военнослужащие разные задачи выполняют. В Сирию мы отправились по приглашению сирийского правительства, и там свои расчёты с Россий. И уже исходя их этих расчётов идёт оплата работы офицеров, прапорщиков, эксплуатации техники и прочего. Сейчас же наши миротворцы отправились после договоренностей двух президентов и одного премьер-министра. И пока никакого решения Совета безопасности ООН нет. Поэтому никакие нормы ООН на них не распространяются. Военнослужащие будут получать свои оклады и командировочные, положенные по должности, званию и выслуге лет, плюс надбавки за пребывание в горячей точке. Естественно, есть гарантии на случай ранения и гибели по страховке.
Российские военнослужащие, заключившие с армией контракт, по данным Комитета солдатских матерей вместе с надбавками получают в среднем от 50 до 100 тыс рублей в месяц. В данном случае речь идёт не о новичках, а о специалистах, получивших направление в Сирию. Суточные в установленном размере тоже никто не отменял. Таким образом, если взять по минимуму зарплату в 50 тыс рублей и суточные в 1290 долларов в месяц, то получается доход в 150 тыс рублей в месяц. Итого минимум 294 млн рублей в месяц будет уходить только на денежное довольствие. С учётом офицеров, которые получают больше порядка 240 тыс. рублей, сумма в 350 млн рублей выглядит более реальной. Итого на вскидку около 4,2 млрд рублей за год и 21 млрд рублей за 5 лет, на которые рассчитан первый договор между Арменией, Россией и Азербайджаном, может потратить наша страна. И это без учёта расходов на материально-техническое обеспечение. 20 рейсов грузовых самолётов Ил-76 – это только начало.
Как пишет [орфография и пунктуация автора сохранены – Прим.ред.] участник миротворческой операции в Абхазии Илья Зимин, просто так первого попавшегося в подобные миссии не берут:
«Набирали со всей России. Мне пришлось пройти три медицинские комиссии. Обычно одной медкомиссии хватало. Огромная куча тестов. Такое впечатление, что набирали в ООН».
Только тогда, в 2002 году многое было иначе: беспредел устраивали и бойцы, и высшее руководство. Доходило до открытого обмана и невыплаты денежного довольствия:
В сухом остатке: миротворческая миссия в Нагорном Карабахе – сложная и дорогая. США, например, вообще стремятся вывести своих людей из миротворческих операций в Африке с непрозрачными перспективами.
Виктор Литовкин:
— В Приднестровье уже 30 лет нет войны, нет убитых. Страна живёт мирно благодаря усилиям миротворцев. В Абхазии и Южной Осетии тоже всё было хорошо, пока Саакашвили кто-то не клюнул в нужное место. Всё это было не зря.
Польза, конечно же, есть. В первую очередь польза для Армении, которая сохраняет контроль над частью непризнанного Нагорного Карабаха, и для армян, населяющих Карабах. Азербайджану тоже такой вариант выгоден – Ильхам Алиев закрепил статус победителя, при этом без риска возникновения ополчения и партизанского сопротивления со стороны жителей Карабаха.
Россия из этого извлекает наименьшую по сравнению с враждующими странами геополитическую выгоду, но самой дорогой ценой – ценой риска жизни и здоровья россиян. И еще миллиардов рублей из карманов налогоплательщиков.
Во сколько России обходится миротворческая миссия в Карабахе?
В ноябре уже были проведены подсчеты в системе оплаты службы самих миротворцев:
Армения полностью из этого дела самоустранилась и добровольно сложила на Россию не только проблемы остова от Карабаха, но и свою собственную гос. границу (Сюникская область).
Россия же этим временем направляет свой персонал, стройматериалы (а на свои аварийные дома почему бы не отправить?), оборудование, технику, воду и т.д. Грубо говоря, местное население теперь уже надолго село на шею РФ.
Восстановить собственный экономический потенциал Карабах уже не сможет. Азербайджан получил все экономически важные земли, окружив со всех сторон новый анклав, который теперь под российским управлением. Даже ГЭС на 80% теперь под его контролем. В зоне нынешнего проживания армянского населения осталась лишь небольшая и всесторонне заминированная горная цепь, инфраструктура которой на большую часть сметена азербайджанской армией (может быть, Азербайджан просто заранее знал, что восстановление будет потом идти не из его кармана?).
В обозримом будущем расходы по восстановления подконтрольной миротворцам территории, оклад военнослужащих, транспортировка всего необходимого, гуманитарная помощь, обеспечение кадрами и прочими ресурсами кладутся на финансы России. И в расходах буду фигурировать миллиарды рублей. Безусловно, РФ будет продолжать финансирование этого проекта, но как относится само население к такой маленькой, но всесторонне затратной деятельности?
Армянский фонд анонсировал выплаты семьям погибших и раненных в Нагорном Карабахе
Каждая семья военного, погибшего или получившего инвалидность в боях в Нагорном Карабахе, в течение 20 лет получит от 58 до 82 миллионов драмов (от 120 до 160 тысяч долларов), пообещал 25 октября глава армянского Фонда страхования военнослужащих.
Как писал «Кавказский узел», полномасштабные боевые действия начались в Нагорном Карабахе 27 сентября. Стороны дважды, 10 и 17 октября, объявляли о перемирии, однако бои на фронте и обстрелы населенных пунктов продолжились. 24 октября министры иностранных дел Армении и Азербайджана Зограб Мнацаканян и Джейхун Байрамов встретились с первым заместителем госсекретаря США Стивеном Бигэном и договорились о том, что с 07.00 мск 26 октября вступит в силу очередной режим прекращения огня. Власти Нагорного Карабаха заявили о готовности соблюдать объявленное перемирие. Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что размещение российских миротворцев может стать выходом из ситуации, в иных случаях будет невозможно предотвратить гуманитарную катастрофу в регионе.
Подробнее о новом обострении карабахского конфликта можно прочитать в справке «Кавказского узла» «Карабах: эскалация конфликта или новая война?» и в хронике боевых действий.
Семья каждого военнослужащего или добровольца, который погиб, пропал без вести или стал инвалидом в результате боевых действий в Нагорном Карабахе, каждый месяц будет получать пособия, сообщил директор Фонда страхования военнослужащих Варужан Аветикян.
Фонд страхования военнослужащих был создан для страхования и выплаты компенсаций семьям погибших во время конфликта в Нагорном Карабахе, а также военнослужащим, которые стали инвалидами в ходе военных действий, говорится в справке на сайте фонда. Средства фонда формируются за счет ежемесячных взносов со стороны граждан Армении. Каждый официально зарегистрированный работник выплачивает ежемесячно 1000 драмов (чуть больше 2 долларов), сообщил «Sputnik-Армения». Председателем совета попечителей фонда в 2017 году был избран министр обороны Армении Виген Саргсян.
За 20 лет, в течение которых будут выплачиваться пособия, каждая семья получит от от 58 до 82 миллионов драмов (от 120 до 160 тысяч долларов) в зависимости от воинского звания участника боевых действий, написал 25 октября со ссылкой на Аветикяна «Sputnik-Армения».
В фонд уже перечислены 30 миллиардов драмов (порядка 60 миллионов долларов), отметил Аветикян, призвав соотечественников из Армении и из диаспоры продолжать совершать пожертвования, «потому что [. ] война еще не закончилась».
С начала конфликта армянские соотечественники из 60 стран пожертвовали в Фонд страхования военнослужащих 4,5 миллионов долларов, информировали со ссылкой на пресс-секретаря Минобороны Армении Шушан Степанян «Новости-Армения».
Новости о событиях в зоне карабахского конфликта «Кавказский узел» публикует на специальной тематической странице «Карабах: худой мир или война?». В разделе «Справочник» на «Кавказском узле» размещены справки «Общие сведения о Нагорном Карабахе» и «Кто же все-таки признал Карабах?». «Кавказский узел» регулярно обновляет хронику боевых действий в сентябре-октябре.
Автор: Кавказский Узел