выплаты миротворцам в нагорном карабахе

Юристы пояснили особенности права на компенсации в случае гибели российских миротворцев в Карабахе

Как писал «Кавказский узел», 18 декабря во время работ по разминированию близ Шуши смертельное ранение получил российский офицер, сотрудник Международного противоминного центра. 24 декабря в Башкортостане был похоронен другой военнослужащий, находившийся в составе российского миротворческого контингента в Нагорном Карабахе, который погиб, по данным источников, в результате падения в ущелье военной техники.

В миротворческих миссиях обычно нет призывников, сообщила представитель отделения Комитета солдатских матерей в Нижнем Новгороде Наталья Жукова. Однако, по ее словам, в случае с карабахским конфликтом однозначной информации по этому поводу нет.

В свою очередь, представительница Межрегионального благотворительного общественного фонда «Право Матери» Вероника Марченко сообщила корреспонденту «Кавказского узла», что у всех членов семей погибших при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих практически одинаковые по наименованию выплаты и компенсации.

Также осуществление определенных выплат связано с достижением, например, родителями погибшего определенного законом возраста (50/55 лет), в ряде случаев может требоваться подтверждение нахождения их на иждивении у погибшего; и ряд других условий, отметила представитель фонда «Право матери».

Напомним, миротворцы в Нагорном Карабахе сопровождают возвращающихся домой беженцев, участвуют в процессе обмена пленными между Арменией и Азербайджаном, разминированием и восстановлением домов местных жителей в зоне конфликта.

Подробности о новом обострении карабахского конфликта можно узнать из справки «Кавказского узла» «Карабах: эскалация конфликта или новая война?» и хроники боевых действий. Материалы о событиях в зоне карабахского конфликта «Кавказский узел» размещает на специальной тематической странице «Карабах: худой мир или война?«

Автор: Рустам Джалилов источник: корреспондент «Кавказского узла»

Источник

Кто оплатит миротворческую операцию в Карабахе

Ежегодное пребывание российских военных в зоне конфликта обойдется как минимум в 35–50 миллионов долларов

Об авторе: Юрий Игоревич Сигов – журналист-международник.

выплаты миротворцам в нагорном карабахе. выплаты миротворцам в нагорном карабахе фото. картинка выплаты миротворцам в нагорном карабахе. смотреть фото выплаты миротворцам в нагорном карабахе. смотреть картинку выплаты миротворцам в нагорном карабахе.Фото сайта mil.ru

Временное (подчеркиваю это слово) прекращение военных действий в Нагорном Карабахе и размещение в зоне соприкосновения армянских и азербайджанских вооруженных сил российских миротворцев на данном этапе снизило шанс на полномасштабную войну Баку и Еревана. Многие эксперты сейчас пытаются просчитать, кто же от этого перемирия выигрывает, какие страны (Турцию упоминают в первую очередь) укрепили свое присутствие в Закавказье и кого (здесь чаще других фигурирует Россия) потихоньку оттуда выдавливают.

А между тем весьма важным остается и вопрос финансирования пребывания российских миротворцев в Нагорном Карабахе, которых сейчас исключительно за счет российского бюджета – но, судя по всему, надолго – разместили в этом регионе. С учетом же того, что мандат миротворцев определен в пять лет и даже планируется как минимум его один раз продлевать, то за такие сроки на их содержание кому-то придется выплачивать очень серьезные деньги.

Уже подсчитано, что ежегодное пребывание российских миротворцев в зоне конфликта обойдется в сумму от 35 до 50 млн долл. (и это в случае, если Армения и Азербайджан не возобновят военные действия в Карабахе раньше, что никто и никому гарантировать не сможет). В то же время решение финансового вопроса на базе прецедентов именно по миротворческим миссиям вполне достижимо – в том числе и с международным участием.

В середине 1990-х годов мне доводилось принимать участие со стороны ООН в переговорах с представителями правительства Анголы по поводу финансирования на тот момент крупнейшей миротворческой миссии этой организации, насчитывавшей более 7 тыс. военнослужащих. И тогда достаточно активно обсуждался вопрос покрытия расходов на содержание этого ооновского контингента не только из взносов стран-членов, но и за счет (хотя бы частично) ангольского руководства (доходы от продажи полезных ископаемых, в частности нефти и алмазов). Переговоры те завершились ничем, поскольку одна из сторон конфликта (вооруженные отряды УНИТА) категорически не желала присутствия ооновских миротворцев на ангольской территории и создавала им массу помех.

Между тем еще в советские времена, сначала когда у власти в Москве был Хрущев, а затем Брежнев, позиция Москвы по финансированию ооновского миротворчества предусматривала, что при необходимости развертывания таких сил в результате агрессии одного государства против другого покрытие расходов могло бы осуществляться за счет агрессора. Естественно, что сразу же возникали противоречия относительно термина «агрессор» и кто кого таковым посчитает.

В те годы все базировалось на классово-идеологической основе, а посему ни разу ООН так и не смогла заставить «агрессора» заплатить за поддержание мира силами этой организации, потому как ни одна сторона конфликта никогда себя таковой не признавала. Где-то с середины 1990-х довольно активно продвигалась идея финансирования ооновских миротворцев хотя бы частично за счет природных ресурсов принимающего миссию государства (в той же Анголе, Кот-д’Ивуаре и недавно – в Демократической Республике Конго). Однако идея эта своего практического развития так и не получила.

А вот правительство Кипра добровольно оплачивает миротворческую операцию ООН на острове, если мне не изменяет память, на 40% ее бюджета. Кстати, была идея поделить расходы на самую старую по времени нахождения миссию в Кашмире между Индией и Пакистаном, но там обе стороны считают правыми только себя и не желают оплачивать пребывание ооновской миссии. Тут, правда, стоит отметить, что обе миссии – довольно небольшие по численности и не предусматривают развертывания дорогостоящих и многочисленных воинских контингентов.

А что можно было бы сделать с содержанием миротворцев в Карабахе? Кто-то уже предложил содержать эту миссию либо за счет правительств Армении и Азербайджана, либо «по-дружески попросить» армянских и азербайджанских бизнесменов, базирующихся в России, скинуться на столь деликатное дело. Насколько подобное реально, или все-таки расходы будет нести за миротворческую миссию в этом регионе исключительно российский бюджет?

Начну с того, что нынешняя российская миротворческая операция в Карабахе не была одобрена Советом Безопасности ООН. Соответственно и шансы на то, что такое одобрение состоится, крайне невелики – прежде всего по политическим причинам (а именно из-за негласного неприятия в любом виде миротворческой роли России ключевыми западными государствами). Да и само предложение о рассмотрении подобного вопроса на Совбезе, похоже, российской стороной даже не вносилось – по тем же самым причинам.

Тем не менее карабахский вопрос в повестке дня работы СБ ООН стоит – и не первый год. Вариантов в этой ситуации два. Либо Россия все-таки попытается вынести данный финансовый вопрос на заседание Совбеза и попробует получить за содержание миротворческого контингента средства из казны ООН. Либо будет финансировать миссию сама с возможным привлечением неких денежных средств со стороны обоих участников конфликта.

Что касается первого варианта, то даже если СБ ООН и согласится на открытие в Карабахе своей миротворческой миссии, туда кроме России гарантированно будет послан военный и гражданский персонал других государств, чего Москва вряд ли захочет. Помимо всего прочего, придание этому конфликту сугубо международной подоплеки может серьезно подорвать именно российское влияние в регионе, тем более что «заместить» Россию в Закавказье желающих более чем достаточно.

Второй вариант финансирования миротворческой миссии требует решения уже сегодня. Ведь находиться российские военные в этом не самом приветливом во всех отношениях регионе могут долго, там придется создавать и всю инфраструктуру, и ротировать воинский контингент, направлять туда военную технику и транспортные средства. А это с каждым месяцем потребует все более существенных расходов. Что при целом ряде серьезных международных проблем (санкции, низкие цены на энергоресурсы) создаст на российский бюджет дополнительную нагрузку.

Источник

Сколько заплатят за мир в Карабахе российские налогоплательщики

В первой части материала мы рассказали о том, почему Россия решила действовать в одиночку. Теперь же вместе с экспертами разбираемся, что ждёт нашу страну, втянувшуюся в урегулирование карабахского конфликта. На карту поставлено многое: в первую очередь жизни наших военнослужащих, но и про финансы забывать не стоит, особенно в период кризиса. Любая военная операция – это очень большие деньги.

В ООН для компенсации расходов стран-участников существуют разработанные тарифы. Например, жалование «голубых касок» из бюджета ООН сейчас составляет 1428 долларов в месяц. А всего за прошлый год ООН выплатило компенсации на 3 млрд долларов – по 250 млн долларов на каждую миссию (только в Индии и Пакистане отдельный источник финансирования) в год. Существенные деньги! А США и вовсе на операции «Новая Надежда» и «Продолжение Надежды» в 90-е годы в Сомали потратили 1 млрд долларов. С учётом инфляции это почти 1,7 млрд современных долларов.

Конечно, как отмечают эксперты, напрямую сравнивать расходы ООН и России некорректно – разные нормы обеспечения. Как нельзя сравнивать и с другими, ранее проводившимися российскими миротворческими операциями. Но без сомнений, текущая история будет недешёвая хотя бы из-за масштаба и сложности, превосходящих предыдущие миссии.

Виктор Литовкин:

Так что лёгкой прогулки в Карабахе ожидать не стоит. Но, как заявляет Минобороны, туда отправлены люди с опытом войны в Сирии. Им на что рассчитывать, кроме выполнения благородной миссии защиты мирного населения? Во время службы в Сирии они могли рассчитывать на неплохие зарплаты. По данным командования в регионе, сержанты-срочники получали до 200 тыс. рублей в месяц, офицеры – до 300 тыс., пилоты – в среднем по 400 тыс. рублей. Плюс командировочные от 42 до 63 долларов в день и бесплатное питание. Но нет никаких гарантий, что получится столько же зарабатывать и во время службы в Нагорном Карабахе. Как объясняет Виктор Литовкин, дело в иной системе финансирования.

— Сирия и Карабах – разные места, и военнослужащие разные задачи выполняют. В Сирию мы отправились по приглашению сирийского правительства, и там свои расчёты с Россий. И уже исходя их этих расчётов идёт оплата работы офицеров, прапорщиков, эксплуатации техники и прочего. Сейчас же наши миротворцы отправились после договоренностей двух президентов и одного премьер-министра. И пока никакого решения Совета безопасности ООН нет. Поэтому никакие нормы ООН на них не распространяются. Военнослужащие будут получать свои оклады и командировочные, положенные по должности, званию и выслуге лет, плюс надбавки за пребывание в горячей точке. Естественно, есть гарантии на случай ранения и гибели по страховке.

Российские военнослужащие, заключившие с армией контракт, по данным Комитета солдатских матерей вместе с надбавками получают в среднем от 50 до 100 тыс рублей в месяц. В данном случае речь идёт не о новичках, а о специалистах, получивших направление в Сирию. Суточные в установленном размере тоже никто не отменял. Таким образом, если взять по минимуму зарплату в 50 тыс рублей и суточные в 1290 долларов в месяц, то получается доход в 150 тыс рублей в месяц. Итого минимум 294 млн рублей в месяц будет уходить только на денежное довольствие. С учётом офицеров, которые получают больше порядка 240 тыс. рублей, сумма в 350 млн рублей выглядит более реальной. Итого на вскидку около 4,2 млрд рублей за год и 21 млрд рублей за 5 лет, на которые рассчитан первый договор между Арменией, Россией и Азербайджаном, может потратить наша страна. И это без учёта расходов на материально-техническое обеспечение. 20 рейсов грузовых самолётов Ил-76 – это только начало.

Как пишет [орфография и пунктуация автора сохранены – Прим.ред.] участник миротворческой операции в Абхазии Илья Зимин, просто так первого попавшегося в подобные миссии не берут:

«Набирали со всей России. Мне пришлось пройти три медицинские комиссии. Обычно одной медкомиссии хватало. Огромная куча тестов. Такое впечатление, что набирали в ООН».

Только тогда, в 2002 году многое было иначе: беспредел устраивали и бойцы, и высшее руководство. Доходило до открытого обмана и невыплаты денежного довольствия:

В сухом остатке: миротворческая миссия в Нагорном Карабахе – сложная и дорогая. США, например, вообще стремятся вывести своих людей из миротворческих операций в Африке с непрозрачными перспективами.

Виктор Литовкин:

В Приднестровье уже 30 лет нет войны, нет убитых. Страна живёт мирно благодаря усилиям миротворцев. В Абхазии и Южной Осетии тоже всё было хорошо, пока Саакашвили кто-то не клюнул в нужное место. Всё это было не зря.

Польза, конечно же, есть. В первую очередь польза для Армении, которая сохраняет контроль над частью непризнанного Нагорного Карабаха, и для армян, населяющих Карабах. Азербайджану тоже такой вариант выгоден – Ильхам Алиев закрепил статус победителя, при этом без риска возникновения ополчения и партизанского сопротивления со стороны жителей Карабаха.

Россия из этого извлекает наименьшую по сравнению с враждующими странами геополитическую выгоду, но самой дорогой ценой – ценой риска жизни и здоровья россиян. И еще миллиардов рублей из карманов налогоплательщиков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *