выплаты при увольнении муниципального служащего по собственному желанию
Выплаты при увольнении муниципального служащего по собственному желанию
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 22 сентября 2020 г. N 02-05-10/83214 Об отражении в учете расходов на выплату единовременного денежного поощрения при увольнении в связи с выходом на пенсию и об обложении страховыми взносами единовременного денежного поощрения, выплачиваемого муниципальным служащим при увольнении из органа местного самоуправления в связи с выходом на пенсию
предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
просьбы граждан о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
Содержащийся в указанном обращении вопрос не соответствует предусмотренным Законом видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.
Кроме того, в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», Министерство финансов Российской Федерации не наделено полномочиями по консультированию физических лиц в вопросах применения бюджетной классификации Российской Федерации, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.
Учитывая изложенное, а также то, что суть вопроса сводится к выполнению функций должностного лица государственного (муниципального) органа сообщаем, что подобные запросы следует направлять надлежащим образом оформленные на бланке государственного (муниципального) органа с подписью лица на то уполномоченного.
Вместе с тем сообщаем следующее.
Исходя из положений Порядка N 85н и Порядка N 209н расходы на выплату единовременного денежного поощрения при увольнении в связи с выходом на пенсию подлежат отражению по соответствующему элементу подгруппы видов расходов 120 «Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов», увязанному в целях бюджетного учета с подстатьей 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» КОСГУ.
Учитывая, что единовременное денежное поощрение, выплачиваемое муниципальным служащим при увольнении их по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, рассчитываемое в зависимости от стажа работы, не поименовано в перечне необлагаемых страховыми взносами выплат согласно статье 422 Кодекса, то такая выплата облагается страховыми взносами на основании пункта 1 статьи 420 Кодекса в общеустановленном порядке.
В отношении обложения налогом на доходы физических лиц сообщаем, что статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.
Положений, предусматривающих освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц единовременного денежного поощрения, выплачиваемого муниципальному служащему, уволенному из органа местного самоуправления по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, статья 217 Кодекса не содержит, и указанный доход подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Директор Департамента | С.В. Романов |
Обзор документа
Расходы на выплату единовременного денежного поощрения при увольнении в связи с выходом на пенсию отражаются по соответствующему элементу подгруппы видов расходов 120 «Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов», увязанному с подстатьей 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» КОСГУ.
Единовременное денежное поощрение, выплачиваемое муниципальным служащим при увольнении в связи с выходом на пенсию, облагается страховыми взносами и НДФЛ.
Выплаты при увольнении муниципального служащего по собственному желанию
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2021 г. № 14-0/10/В-5300 О выплатах, производимых федеральным государственным гражданским служащим за счет бюджетных ассигнований, доводимых до федеральных государственных органов на материальное стимулирование гражданских служащих
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с письмом Федерального казначейства от 5 апреля 2021 г. N 08-06-01/7425 о применении пунктов 6, 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, сообщает.
Таким образом, указанными положениями Федерального закона N 79-ФЗ определен состав денежного содержания гражданского служащего. При этом в структуре денежного содержания единственной выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя.
Частью 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Однако отнесение иных выплат, возможность произведения которых гражданским служащим предусмотрена частью 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, к составным частям денежного содержания гражданского служащего в том понятии, в котором оно установлено нормами Федерального закона N 79-ФЗ, законодательно прямо не предусмотрено.
При этом постановления Правительства Российской Федерации, принимаемые ежегодно в целях утверждения объемов средств материального стимулирования федеральным государственным органам, не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим.
В пункте 2 Правил установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил. Никакие иные выплаты, кроме тех, что перечислены в частях 2 и 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, в указанном пункте Правил не предусмотрены.
Исчисление денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске осуществляется в соответствии с пунктом 6 Правил, согласно которому дополнительно к сохраняемому денежному содержанию, которое состоит из оклада денежного содержания, ежемесячного денежного поощрения и ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы и за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за последние 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Расчет месячного денежного содержания гражданских служащих для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляется в соответствии с пунктом 8 Правил.
Согласно данному пункту Правил месячное денежное содержание в указанных случаях исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, включающих ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также ежемесячное денежное поощрение. Кроме того, при исчислении денежного содержания гражданского служащего в рассматриваемом случае учитываются также 1/12 размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
При этом средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты пунктами 6 и 8 Правил не предусмотрены.
Таким образом, из буквального толкования положений Правил следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом N 79-ФЗ.
В целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами порядка Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий.
Только такой порядок их реализации, по нашему мнению, позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения.
Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика, выплата средств материального стимулирования в отдельных федеральных государственных органах осуществляется в рамках иных выплат, не предусмотренных частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ в составе денежного содержания гражданских служащих.
Такой порядок выплаты средств материального стимулирования не согласуется с положениями Правил, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что, по нашему мнению, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.
Относительно правомерности установления районного коэффициента к средствам материального стимулирования, выплачиваемых не в рамках премий за особо важные и сложные заданий, сообщаем.
В соответствии с частью 9 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).
Таким образом, районный коэффициент и процентная надбавка в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяются ко всем составляющим денежного содержания гражданского служащего, указанного в пунктах 2 и 3 Правил.
Обзор документа
Минтруд разъяснил, как учитываются средства материального стимулирования при исчислении отпускных госслужащим и в целях выплаты компенсации при увольнении по сокращению.
Районный коэффициент и процентная надбавка применяются ко всем составляющим денежного содержания госслужащего.
Инструкция: увольнение со службы муниципального служащего
Увольнение с муниципальной службы по собственному желанию — это не единственное основание, по которому госслужащий может покинуть должность. Это особая категория работников, для которых законодательно установлены дополнительные основания расторжения трудового договора.
Кто относится к муниципальным служащим
Определение находим в статье 10 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ: так называют работника, который занимает муниципальную должность в органе власти местного уровня. Работа на такой должности регулируется местными нормативными актами, а вознаграждение за труд выплачивается ему из местного бюджета.
Нельзя отождествлять гражданских служащих, которые работают в органах федеральной государственной власти и органах власти субъектов Российской Федерации, и местных служащих — это две отдельные системы. Муниципальная служба не является подвидом государственной гражданской службы и регулируется специальными законодательными актами.
Как регулируется увольнение муниципальных служащих
Главным законом, регулирующим общие правила вступления в трудовые отношения и освобождения от должности сотрудников, является Трудовой кодекс РФ. Вопросам увольнения посвящена глава 13.
Специальным законом, устанавливающим особенности, применимые только к местным служащим, является Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Статья 19 указанного закона содержит специальные условия освобождения от должностей местных служащих. Они применяются только к этой категории работников.
Причины увольнения муниципальных служащих
С местной службы гражданин увольняется по общим основаниям, установленным Трудовым кодексом РФ, и к нему применяют специальные основания для увольнения муниципального служащего. Общие основания собрали в таблице:
Трудовой кодекс РФ в ст. 75 содержит основание для увольнения руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера, если в организации сменился собственник. Спорным является вопрос, относятся ли к этому основанию случаи увольнения муниципальных служащих при смене руководства органа власти. Основанием для увольнения является смена собственника. В случае местного органа это приватизация имущества из муниципальной собственности в частную. Если в организации просто сменился руководитель либо даже местный орган реорганизован, у него изменилась подведомственность, форма собственности осталась прежней, оснований для кадровых перестановок нет.
Специальными основаниями для освобождения от должности муниципального служащего являются:
Основание | Пояснение |
---|---|
Достижения предельного возраста нахождения на муниципальной службе | Пункт 2 ст. 13 Федерального закона № 25-ФЗ устанавливает предельный возраст службы в 65 лет. Статья 19 того же закона позволяет расторгнуть трудовой договор с сотрудником, достигшим этого возраста. Продлить срок пребывания на работе можно, но единовременно только на один год. Количество продлений не регламентировано, поэтому продлевать срок работы допустимо сколь угодно долго по согласованию с работодателем |
Утрата гражданства РФ или государства, граждане которых находятся на муниципальной службе в РФ | По общему правилу, местными служащими являются только граждане РФ, но с рядом иностранных государств, в том числе Белоруссией и Арменией, у России есть международные соглашения, позволяющие их гражданам участвовать в российском местном управлении |
Несоблюдение ограничений | Федеральным законом № 25-ФЗ установлен перечень ограничений, которых обязан придерживаться местный служащий, например, он не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, занимать государственные должности или оплачиваемые должности в профсоюзе или избирательном органе |
Дисквалификация | Это вид административных наказаний за совершение, например, административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.63 КоАП РФ. Наложение такой меры исключает возможность работы гражданина на должности |
Полный путеводитель по процедуре увольнения от КонсультантПлюс
1. Как оформить соглашение о расторжении трудового договора
По соглашению сторон трудовой договор может быть расторгнут в любое время в срок, определенный сторонами. Это следует из совокупности положений ст. 78 ТК РФ, п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2. Инициатором расторжения договора по данному основанию может являться как работник, так и работодатель.
Сроки для увольнения
Срок расторжения отношений с муниципальным служащим зависит от основания, по которому это происходит:
Как оформляется увольнение муниципального служащего
Процедура снятия с должности состоит из этапов:
Например, увольнение муниципального служащего по собственному желанию предполагает следующую последовательность действий.
Шаг 1. Муниципальный служащий подает заявление.
Оно не имеет строго определенной формы, сотрудник составляет его в том виде, в котором считает нужным. Важно, чтобы в документе было четко выражено намерение уволиться и дата, с которой трудовые отношения будут прекращены.
Шаг 2. Передача дел.
На следующий день после дня подачи заявления начинает течь двухнедельный срок отработки. Работодатель ищет увольняющемуся сотруднику замену, а тот заканчивает и передает дела.
Шаг 3. Работодатель оформляет приказ об увольнении муниципального служащего по унифицированной форме Т-8, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1.
Шаг 4. В последний день работы в трудовой книжке делают отметку об увольнении. Ее и остальные документы сотрудника выдают ему на руки.
Шаг 5. Полный расчет. Все причитающиеся деньги нужно выдать в последний рабочий день.
Выплаты и компенсации муниципальным служащим
При увольнении гражданину выплачиваются:
Гарантии для муниципальных служащих при увольнении
Гарантии предоставляются в случае, если расторжение трудового договора происходит в связи с ликвидацией или расформированием органа власти. Тогда работодатель обязан предоставить работнику возможность либо перевестись на другую, более низкооплачиваемую должность, либо дать информацию о возможности трудоустройства в другом органе власти. Если работник отказывается от предоставленных возможностей, оформляется расторжение.
Увольнение осужденного к лишению свободы
В пп. 2 п. 1 ст. 13 Федерального закона № 25-ФЗ сказано, что гражданин, осужденный к лишению свободы, не вправе оставаться на местной службе.
Трудовой кодекс РФ относит осуждение сотрудника к лишению свободы к основаниям расторжения договора, не зависящим от воли сторон. Расторжение трудовых отношений в связи с приговором реализуется только после вступления в силу решения суда. Вступившее в силу решение становится для работодателя основанием для расторжения трудового договора.
Работодатель издает приказ и под подпись ознакомит с ним муниципального служащего. Если ознакомление невозможно из-за того, что сотрудник находится в местах лишения свободы, об этом делается отметка в приказе со ссылкой на решение.
В трудовой книжке сотрудника причина прекращения трудовых отношений указывается со ссылкой на п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.
Особенности для полиции
Снятие с должностей сотрудников полиции подчиняется правилам, установленным Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ и Трудовым кодексом РФ (в части, которая не регулируется 342-ФЗ), но не подчиняется Федеральному закону № 25-ФЗ, поскольку полиция, будучи структурой Министерства внутренних дел РФ, не относится к местным органам власти.
Рассматривается инициатива создания муниципальной милиции, обеспечиваемой за счет местных бюджетов, но пока это не реализовано.
Порядок увольнения сотрудника полиции по его инициативе урегулирован Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ. Статья 84 указывает на то, что полицейский вправе принять решение об увольнении до окончания срока его контракта. Чтобы покинуть службу, он подает рапорт не менее чем за один месяц до предполагаемого расторжения контракта.
В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.12.2017 N 56-КГ17-26
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 11 декабря 2017 г. N 56-КГ17-26
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 декабря 2017 г. гражданское дело по иску Джикии Ирины Васильевны к администрации г. Владивостока о взыскании единовременного денежного поощрения при увольнении
по кассационной жалобе представителя администрации г. Владивостока Маркина А.А. на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 7 ноября 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 14 февраля 2017 г., которыми исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав объяснения представителя администрации г. Владивостока Бондарь Т.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
Джикия И.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Владивостока о взыскании единовременного денежного поощрения при увольнении.
Джикия И.В. полагает, что ей необоснованно не было выплачено указанное единовременное поощрение, поскольку за время прохождения муниципальной службы она неоднократно поощрялась и награждалась различного рода знаками отличия. Также считает, что работодателем не было принято решение о выплате ей единовременного поощрения в нарушение установленного муниципальными правовыми актами порядка. Джикия И.В. указала, что необходимость ее увольнения именно с 24 мая 2016 г. была вызвана семейными обстоятельствами, что не могло послужить основанием для непринятия работодателем решения о выплате ей единовременного поощрения, в связи с чем просила взыскать с администрации г. Владивостока не выплаченное ей единовременное поощрение в размере 135 000 руб., денежную компенсацию за невыплату этого пособия в установленные сроки в размере 3 777 руб. 75 коп. и денежную компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.
Представитель администрации г. Владивостока в суде иск не признал.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 7 ноября 2016 г. исковые требования Джикии И.В. удовлетворены частично.
В доход местного бюджета с администрации г. Владивостока взыскана государственная пошлина в размере 4 326 руб. 27 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 14 февраля 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя администрации г. Владивостока Маркина А.А. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены принятых по делу судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 8 августа 2017 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 9 ноября 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Джикия И.В. с 21 февраля 2002 г. проходила муниципальную службу в администрации г. Владивостока на основании трудового договора муниципальных служащих старшей и младшей групп должностей, занимала должность заведующего сектором N 2 по Первомайскому району отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Согласно дополнительному соглашению к трудовому договору от 7 марта 2008 г. Джикия И.В. переведена на должность главного специалиста 1 разряда управления по организации работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В соответствии с пунктом 3.4 дополнительного соглашения к трудовому договору муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и данным трудовым договором.
23 мая 2016 г. Джикия И.В. подала заявление об увольнении с 24 мая 2016 г. в связи с выходом на пенсию по выслуге лет.
Распоряжением администрации г. Владивостока от 23 мая 2016 г. N 1105-рл Джикия И.В. освобождена от замещаемой должности муниципальной службы и уволена по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по выслуге лет). Управлению бухгалтерии администрации г. Владивостока поручено произвести с Джикией И.В. окончательный расчет, выплатить ей единовременную выплату в размере двух должностных окладов пропорционально отработанному времени.
Единовременное денежное поощрение, предусмотренное муниципальным правовым актом г. Владивостока от 5 февраля 2016 г. N 251-МПА «Порядок выплаты единовременного поощрения муниципальным служащим органов местного самоуправления Владивостокского городского округа, Владивостокской городской муниципальной избирательной комиссии в связи с выходом на пенсию за выслугу лет» Джикие И.В. выплачено не было.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Джикия И.В. о взыскании единовременного поощрения муниципальным служащим в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, суд первой инстанции исходил из того, что непосредственным руководителем Джикии И.В. не исполнена обязанность по направлению ходатайства работодателю о выплате ей единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, а работодателем не выполнена обязанность принять решение о его выплате. Также суд указал, что утвержденным муниципальным правовым актом г. Владивостока от 5 февраля 2016 г. N 251-МПА «Порядок выплаты единовременного поощрения муниципальным служащим органов местного самоуправления Владивостокского городского округа, Владивостокской городской муниципальной избирательной комиссии в связи с выходом на пенсию за выслугу лет» не предусмотрена обязанность работника обращаться к руководителю с заявлением для производства указанной выплаты, поскольку данная обязанность возложена на работодателя.
В связи с удовлетворением требования Джикии И.В. о взыскании невыплаченного единовременного поощрения суд признал ее требование о взыскании с ответчика процентов за нарушение сроков выплаты единовременного поощрения и компенсации морального вреда подлежащими частичному удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнив суждением о том, что муниципальными правовыми актами муниципальным служащим гарантирована выплата единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, которое выплачивается за безупречную и эффективную муниципальную службу. Доказательств того, что при прекращении муниципальной службы в связи с выходом на пенсию по выслуге лет Джикия И.В. имела дисциплинарные взыскания, влекущие лишение ее права на получение поощрения, ответчиком не представлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.
Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (статья 42 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 26 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом.
Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
Частью 2 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений федеральных законов следует, что они определяют общие принципы и условия прохождения муниципальной службы. Порядок и условия прохождения муниципальной службы в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, включая оплату труда муниципальных служащих, виды поощрений муниципальных служащих за добросовестный труд, определяются законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.
Особенности прохождения муниципальной службы в Приморском крае, в том числе связанные с оплатой труда муниципальных служащих и мерами их поощрения, определены Законом Приморского края от 4 июня 2007 г. N 82-КЗ «О муниципальной службе в Приморском крае».
Статьей 12 Закона Приморского края от 4 июня 2007 г. N 82-КЗ «О муниципальной службе» установлены общие принципы оплаты труда муниципального служащего.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Приморского края (часть 3 статьи 12 Закона Приморского края от 4 июня 2007 г. N 82-КГ «О муниципальной службе в Приморском крае»).
Порядок применения поощрений устанавливается муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами Приморского края (часть 2 статьи 16 Закона Приморского края от 4 июня 2007 г. N 82-КЗ «О муниципальной службе в Приморском крае»).
Согласно пункту 2 Порядка выплаты единовременного денежного поощрения муниципальным служащим решение о выплате единовременного поощрения муниципальному служащему принимается представителем нанимателя (работодателем) с учетом мотивированного ходатайства руководителя муниципального служащего.
Выплата муниципальному служащему единовременного поощрения предусматривается правовым актом, принимаемым представителем нанимателя (работодателем). Сумма единовременного поощрения начисляется муниципальному служащему одновременно с окончательным расчетом (пункт 3 Порядка выплаты единовременного поощрения муниципальным служащим).
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, муниципальный служащий за выполнение своих обязанностей имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательном о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом). При этом денежное содержание муниципального служащего в Приморском крае, состоящее из оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных частью 2 статьи 12 Закона Приморского края от 4 июня 2007 г. N 82-КЗ «О муниципальной службе в Приморском крае», относится к гарантированным выплатам муниципальному служащему за исполнение обязанностей по замещаемой им должности муниципальной службы. Установленные же статьей 16 Закона Приморского края от 4 июня 2007 г. N 82-КГ «О муниципальной службе в Приморском крае» виды поощрений муниципального служащего, к числу которых относится выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет, не являются составной частью денежного содержания муниципального служащего, носят стимулирующий характер, относятся к дополнительным выплатам, награждение которыми и выплата которых осуществляется в целях поощрения муниципального служащего за безупречную и эффективную муниципальную службу.
Поощрение муниципальных служащих не относится к числу гарантированных выплат, применение указанных в статье 16 Закона Приморского края от 4 июня 2007 г. N 82-КГ «О муниципальной службе в Приморском крае» видов поощрений муниципальных служащих является правом, а не обязанностью представителя нанимателя (работодателя). Решение о применении к муниципальному служащему того или иного вида поощрения принимается представителем нанимателя (работодателя) исходя из совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку представителем нанимателя (работодателем) выполненных муниципальным служащим должностных обязанностей.
Между тем судебные инстанции вследствие неправильного толкования норм материального права, регулирующих основания, порядок и условия применения поощрений к муниципальным служащим, в том числе единовременного поощрения муниципальному служащему в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, пришли к ошибочному выводу о том, что выплата муниципальному служащему данного единовременного поощрения гарантирована законом и в связи с этим на представителя нанимателя (работодателя) возложена обязанность инициировать рассмотрение вопроса о возможности выплаты муниципальному служащему данного вида поощрения.
Судебными инстанциями также не учтено, что в соответствии с Порядком выплаты единовременного поощрения муниципальным служащим решение о выплате единовременного поощрения муниципальному служащему принимается представителем нанимателя (работодателем) с учетом мотивированного ходатайства руководителя муниципального служащего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, такое мотивированное ходатайство о применении к Джикие И.В. вознаграждения в виде единовременного поощрения муниципальному служащему в связи с выходом на пенсию за выслугу лет непосредственным руководителем Джикии И.В. в адрес представителя нанимателя (работодателя) не направлялось.
Вывод судебных инстанций о том, что направление данного ходатайства является обязанностью непосредственного руководителя Джикии И.В., не основан на нормах закона, поскольку ни Закон Приморского края от 4 июня 2007 г. N 82-КЗ «О муниципальной службе в Приморском крае», ни муниципальный правовой акт г. Владивостока от 5 февраля 2016 г. N 251-МПА «Порядок выплаты единовременного поощрения муниципальным служащим органов местного самоуправления Владивостокского городского округа, Владивостокской городской муниципальной избирательной комиссии в связи с выходом на пенсию за выслугу лет» такой обязанности на руководителя муниципального служащего не возлагают.
Решение вопроса о выплате муниципальному служащему единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет с учетом мотивированного мнения непосредственного руководителя муниципального служащего отнесено указанными нормативными правовыми актами к компетенции и на усмотрение представителя нанимателя (работодателя).
С учетом изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 7 ноября 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 14 февраля 2017 г. отменить.