выплаты в связи с заключением брака
Материальная помощь от работодателя на свадьбу
Источники регулирования материальной помощи в связи с бракосочетанием
Среди источников правового регулирования матпомощи, выплачиваемой в связи с регистрацией работником брачных отношений, определяющих вид данной выплаты, порядок и условия ее предоставления, порядок ее налогообложения и начисления на нее страховых платежей, можно выделить следующие:
Практика судов
Так, например, определением Верховного Суда РФ от 03.11.2017 N 309-КГ17-15716, постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.10.2019 N Ф01-4899/2019, было удовлетворено требование заявителя об отмене акта органа Пенсионного фонда о доначислении страховых взносов (и вытекающих пеней и штрафа) на том основании, что материальная помощь при регистрации брака не являлась оплатой труда работника, так как не зависела от условий работы.
Аналогичная позиция излагается в постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2017 № 07АП-5424/2017 по делу № А27-6618/2017, постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2016 № 15АП-8331/2016 по делу № А53-33784/2015 и иных судебных актах. Таким образом, сложилась объемная судебная практика, позволяющая однозначно регулировать вопрос начисления страховых взносов на данную выплату, а также отнести такую выплату к видам доходов, не входящих в состав заработной платы.
Материальная помощь на свадьбу: когда выдается, как получить
Помощь работнику на свадьбу в связи с тем, что она не является составной частью заработной платы и не носит характер обязательной, в силу ст. 8 и 40 ТК РФ должна быть закреплена во внутренних правовых актах предприятия (к коим относится и коллективный договор между представителями работодателя и рабочего коллектива). Детально порядок осуществления такой выплаты должен регламентироваться в указанных документах.
Однако в любом случае получение матпомощи носит заявительный характер, потому лицу, вступающему в брак и состоящему в трудовых отношениях с данной организацией, необходимо написать заявление на имя ее руководства. В нем следует указать:
На основании заявления (при принятии положительного решения) работодатель должен издать соответствующий приказ, в котором, помимо прочего, должны быть указаны все сведения, позволяющие определить данную выплату как материальную помощь к свадьбе (реквизиты брачного свидетельства обязательны).
Налогообложение материальной помощи в связи со свадьбой
Физические лица на основании ст. 207 НК РФ обязаны оплачивать налог на любые доходы. В то же время в ст. 217 перечислены исключения, на которые не распространяется обязанность уплаты этого налога. В связи со спецификой данной выплаты (а именно ее основания — вступления в брак), она подпадает под действие п. 28 ст. 217 НК РФ, который регулирует вопрос освобождения от уплаты НДФЛ с доходов, полученных в виде материальной помощи от работодателя. На основании данной нормы налог не подлежит уплате лишь в том случае, если размер матпомощи не превышает 4000 рублей.
Эксперты КонсультантПлюс подготовили пошаговую инструкцию по расчету НДФЛ с материальной помощи в различных ситуациях:
Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
В случае если сумма такой помощи превышает установленные пределы в течение одного отчетного периода (равного одному календарному году в соответствии со ст. 216 НК РФ), то налогом на доходы сумма до 4000 рублей включительно облагаться не будет, а сумма более указанной подлежит обложению НДФЛ.
За работника данный налог должен быть исчислен и перечислен его работодателем на основании ст. 226 НК РФ. Это означает, что на руки работник должен получить сумму матпомощи уже за вычетом налога на доходы.
Итоги
Матпомощь сотруднику при вступлении его в брак может предоставляться работодателем в качестве дополнительной социальной гарантии и закрепляться в локальном правовом акте или коллективном договоре. Размер ее может быть любым, но в соответствии с налоговым законодательством лишь 4000 рублей за отчетный период не облагаются подоходным налогом.
Как получить выплату по случаю юбилея супружеской жизни
1. Для кого проводится торжество?
В Москве для тех, кто прожил в браке 50, 55, 60, 65 или 70 лет, предусмотрены торжественные церемонии чествования юбиляров супружеской жизни, организацией которых занимаются отделы ЗАГС и дворцы бракосочетания.
2. Где проведут и что нужно для юбилейного торжества?
Церемонию по случаю юбилея можно провести в отделе ЗАГС любого района независимо от места вашего жительства и регистрации брака.
Для проведения торжественной церемонии вам нужно обратиться в один из московских отделов ЗАГС или дворцов бракосочетания и приготовить следующие документы:
Помимо торжества, супруги-юбиляры могут рассчитывать на единовременную выплату.
3. Кто получит единовременную выплату?
Если со дня регистрации брака в загсе супруги прожили вместе 50, 55, 60, 65 или 70 лет, они имеют право на единовременную выплату, которую производят органы социальной защиты населения города Москвы. Деньги получит только один из супругов при условии, что юбиляры получают пенсию в Москве и зарегистрированы по месту жительства в Москве.
Чтобы получить единовременную выплату, нужно подать заявление в любой центр госуслуг «Мои документы» по экстерриториальному принципу, то есть без привязки к адресу регистрации в Москве, не ранее чем за 1 месяц до юбилейной даты. Вам понадобятся:
Решение о начислении выплаты принимается в течение 30 дней со дня подачи документов.
4. На какую сумму могут рассчитывать юбиляры?
Срок обращения за единовременной выплатой после даты юбилея не ограничен. Поэтому юбиляры, которые не получали выплат в дни предыдущих юбилеев (но не ранее 1 января 2007 года), имеют право получить их в том размере, который был установлен на дату юбилея.
С 1 января 2007 года:
С 1 января 2009 года по 5 октября 2015 года:
С 6 октября 2015 года по 31 декабря 2017 года:
С 1 января 2018 года по 31 декабря 2019 года:
С 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года:
Для супружеских пар, отметивших юбилей 1 января 2021 года и после этой даты:
5. У меня остались вопросы. Куда обратиться?
Если у вас остались вопросы, позвоните по телефону единой справочной мэрии Москвы: 8 (495) 777-77-77. При необходимости оператор соединит с интересующим вас отделом ЗАГС или дворцом бракосочетания.
Как получить материальную помощь на работе
К рождению ребенка, юбилею или свадьбе
На работе можно получить выплату, которая не связана с трудом.
Это может быть финансовая помощь в связи с рождением ребенка, юбилеем, свадьбой, смертью близкого родственника или другим событием в жизни работника.
Работодатели не обязаны материально поддерживать сотрудников. Поэтому, прежде чем рассчитывать на выплату, узнайте, оказывает ли ваша компания материальную помощь. Если да, пишите заявление и ждите решения руководителя.
Расскажу, как выяснить, имеете ли вы право на материальную помощь, как написать заявление, чтобы вашу просьбу одобрили, как получить выплату и разобраться с налогами.
Что такое материальная помощь
Материальная помощь — это социальная выплата. Вы получаете деньги не за труд, а в связи с жизненными обстоятельствами — подробнее о них я расскажу ниже.
Получить матпомощь по месту работы можно, если работодатель предусмотрел такой вид поддержки. Некоторые компании оказывают помощь членам семьи работников и даже бывшим сотрудникам, но это бывает редко.
Кому положена. Так как работодатель не обязан оказывать материальную помощь сотрудникам, он сам решает, кому и как ее платить. Меры поддержки он может закрепить в локальном акте, если хочет четко обозначить, кому и когда он может выделить помощь.
Документ может называться, например, положением о материальной помощи. Но это не обязательно — работодатель может включить условия и размер выплат в правила внутреннего трудового распорядка, в положение об оплате труда или другой внутренний документ. Если с сотрудниками заключен коллективный договор, материальная помощь может быть разделом такого договора.
В документах о материальной помощи указывается, какие виды помощи выделяет работодатель, в каком размере и в каком порядке сотрудники ее получают.
Узнать, оказывает ли ваша компания матпомощь, можно у бухгалтера или кадровика. Обычно с такими документами знакомят при трудоустройстве, а если локальный акт принят позже — в момент принятия. Но с ними можно ознакомиться и в любой момент. Документ обязаны показать в течение трех рабочих дней после вашей письменной просьбы.
Кто выплачивает. Материальную помощь выплачивает работодатель — организация или индивидуальный предприниматель. В статье я подробно расскажу именно про этот вид поддержки.
Члены профсоюзных организаций также могут рассчитывать на помощь профсоюза, если в нем есть положение об оказании материальной помощи. Студентам и аспирантам помощь может оказать образовательное учреждение. А в чрезвычайных ситуациях можно получить материальную помощь из бюджета — об этом виде помощи тоже кратко расскажу.
Как сделать ремонт и не сойти с ума
Виды материальной помощи
Работодатели могут материально помогать сотрудникам в связи с любым значимым или финансово затратным событием в их жизни. А еще помощь могут оказывать периодически: например, к отпускам, круглым датам, профессиональным праздникам. Вот самые популярные виды материальной помощи.
Материальная помощь до 50 000 Р на каждого ребенка не облагается НДФЛ и взносами, если ее выплатили родителю или усыновителю до того, как ребенку исполнился год.
При этом до 50 000 Р можно выплатить каждому родителю, даже если они работают в одной компании, и не облагать выплату налогами и взносами.
Из-за смерти члена семьи. Материальную помощь в связи со смертью члена семьи работодатель может выплатить в том размере, который предусмотрел в документах. Сумма может быть любой.
Обычно, чтобы получить выплату, сотрудник должен представить документы, которые подтверждают родство и смерть: например, свидетельство о браке или рождении и свидетельство о смерти.
При чрезвычайных ситуациях. ЧС — это обстановка на определенной территории, которая сложилась в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения общественно опасного заболевания, стихийного бедствия. Чрезвычайную ситуацию объявляют органы власти.
Если в регионе, городе или селе объявили чрезвычайную ситуацию, пострадавшие должны получить выплату из федерального бюджета. Размер материальной помощи в чрезвычайных ситуациях устанавливает государство. Оно же и выплачивает помощь.
Размер матпомощи в чрезвычайных ситуациях
За какой ущерб выплачивается | Размер матпомощи |
---|---|
Общая выплата | 10 000 Р на человека |
За утрату имущества первой необходимости | 50 000 Р на человека, если имущество утрачено частично 100 000 Р на человека — если полностью |
За вред здоровью | 200 000 Р на человека за легкий вред 400 000 Р на человека за вред средней тяжести или тяжкий |
За гибель пострадавшего | 1 000 000 Р за каждого погибшего, сумму разделят все члены семьи пособие на погребение в сумме, которую установила местная администрация |
Помощь из бюджета люди получают только в результате чрезвычайной ситуации крупного масштаба. Помощь в происшествиях личного характера — если в квартире случился пожар, затопили соседи, человек попал в ДТП — оказывает работодатель, но только если хочет и может. Также работодатель может выплатить помощь и дополнительно к бюджетной, если работник пострадал или потерял имущество в результате ЧС.
По другим поводам. Еще работодатель может оказывать разовую матпомощь к свадьбе, дню рождения или юбилею. Деньги к отпускам и профессиональным праздникам обычно платят на постоянной основе. И это именно материальная помощь, а не премии. Но могут быть и разовые выплаты.
Как оформляют выплату матпомощи
Правила выплаты материальной помощи в компании лучше уточнить у бухгалтера и кадровика. Они скажут, какое заявление писать и какие документы к нему приложить.
Обычно работник пишет заявление и прикладывает подтверждающие документы. Руководитель рассматривает заявление и либо дает указание подготовить приказ о выплате, либо отказывает в просьбе. В некоторых случаях материальную помощь выдают по инициативе работодателя без заявления работника — например, к юбилею.
Заявление об оказании материальной помощи. В заявлении можно указать сумму, которую просите выдать. Если знаете реквизиты положения о матпомощи, сошлитесь на него. Это ускорит решение руководителя.
В отделе кадров или бухгалтерии попросите шаблон заявления о матпомощи. Если его нет, заявление можно составить в свободной форме: сформулируйте просьбу о выплате и назовите обстоятельства, из-за которых требуется помощь. Обязательно поставьте дату и подпись.
Подтверждающие документы. Работник должен подтвердить документами, что имеет право на материальную помощь. Например, чтобы получить выплату в связи с рождением ребенка, к заявлению нужно приложить копию свидетельства о рождении.
Когда право на выплаты зависит от родства, то в документах работодателя будет указано, о каких членах семьи сотрудников идет речь. Например, в положении может быть такая формулировка: «Материальная помощь предоставляется работнику в связи со смертью члена семьи (супруга или супруги, родителей, братьев или сестер, детей)».
Если работодатель не указал степень родства в документах, скорее всего, он ориентируется на положения семейного кодекса. По закону к членам семьи относятся только супруги, родители и дети, усыновители и усыновленные.
Документы, которые подтвердят степень родства
Документ | Родство с каким членом семьи подтверждает |
---|---|
Свидетельство о рождении ребенка | Ребенок |
Свидетельство о браке | Супруг, супруга |
Свидетельство о рождении самого работника, документы, подтверждающие смену фамилии работника или его родителей | Родители |
Чтобы получить материальную помощь на работе в связи с чрезвычайными происшествиями, скорее всего, придется представить справку из полиции или отделения МЧС.
Расходы на лечение, реабилитацию, лекарства подтверджают договорами и кассовыми чеками.
Приказ об оказании материальной помощи. Бухгалтер выплатит материальную помощь, когда получит приказ руководителя. В приказе будет наименование работодателя, ФИО работника, которому оказывается помощь, сумма и подпись руководителя. Также в приказе может быть указан срок и форма выплаты.
С приказом работника и бухгалтера знакомят под подпись. Так сотрудник узнает, что выплату одобрили, а бухгалтер увидит сумму и сроки выплаты.
Как выплачивается матпомощь
Сроки выплаты. Деньги работнику выплатят в сроки, которые указаны в положении, коллективном договоре или в приказе о выделении матпомощи. Это может быть конкретная дата или определенный период — например, в течение двух недель со дня издания приказа. Обычно материальную помощь перечисляют в ближайший день выдачи зарплаты.
Как рассчитать размер материальной помощи
Бывает материальная помощь, которая полностью не облагается НДФЛ, а бывает та, которая не облагается НДФЛ в пределах установленных лимитов. Если материальная помощь не входит в перечень необлагаемых выплат или превышает лимит, работодатель удержит с нее НДФЛ — 13%.
Матпомощь, полностью не облагаемая НДФЛ. Не облагаются налогом такие виды материальной помощи:
Материальная помощь, частично освобождаемая от НДФЛ. Это все остальные виды матпомощи. Например, лимит выплат к юбилеям и профессиональным праздникам, который не облагается НДФЛ, — 4000 Р в год на одного человека.
Как в Подмосковье получить выплату к юбилею свадьбы
Участники Активного долголетия
В Российской Федерации семья находятся под защитой государства, а материнство, отцовство и детство являются одним из приоритетов государственной политики. Региональные власти поддерживают институт семьи и поощряют граждан, которые долгие годы берегут любовь и хранят верность друг другу. Так, жители Московской области, отмечающие юбилей супружеской жизни, могут получить единовременную выплату. Как ее оформить, читайте в материале портала mosreg.ru.
Кто может получить выплату
Единовременную выплату может оформить один из супругов-жителей Московской области, состоящих в браке 50, 55, 60, 65, 70 и более лет. То есть, пособие назначается к юбилейным датам бракосочетания.
Размер выплаты
Денежные купюры российских рублей.
Размер пособия зависит от длительности брака. При праздновании золотой свадьбы (50-летний юбилей) выплата составляет пять тысяч рублей. В связи с 55-летием заключения брака – шесть тысяч рублей, бриллиантовой свадьбой (60 лет) – семь тысяч рублей. Если муж и жена отмечают 65 лет брака, выплата составляет восемь тысяч рублей, 70 и более лет – девять тысяч рублей.
Куда обращаться
Источник: ©, пресс-служба администрации города Реутов, Ранет Матказин
Для получения выплаты нужно обратиться с заявлением в соцзащиту по месту жительства, многофункциональный центр (МФЦ) или воспользоваться порталом государственных и муниципальных услуг Московской области.
Необходимые документы
Источник: РИАМО, Анастасия Осипова
К заявлению необходимо приложить копии и оригиналы паспорта заявителя, свидетельства о регистрации брака, документа о регистрации каждого супруга по месту жительства в Московской области. Если супруги прописаны по разным адресам в Подмосковье, понадобится справка из соцзащиты по месту жительства мужа или жены заявителя о неполучении такой выплаты. Ее можно оформить в МФЦ.
Если от имени одного из супругов заявление на выплату подает представитель, у него должны быть соответствующая доверенность и документ, удостоверяющий личность.
Подарочный набор
Юбиляры семейной жизни могут также получить подарок от органов ЗАГС Подмосковья, если они сочетались браком в Московской области и оба проживают в регионе не менее 10 лет.
В честь 50-летия со дня свадьбы и каждые последующие пять лет для них предусмотрен набор, куда входит сервиз и поздравительный адрес губернатора Московской области.
Для получения подарка супруги с оригиналами и копиями паспортов и свидетельства о браке должны прийти в ЗАГС по месту жительства и написать заявление.
Особенности предоставления отпуска в связи с бракосочетанием
Гражданину для оформления официального брака по Трудовому законодательству РФ установлена возможность получения краткосрочного отпуска. Одновременно с днями для отдыха согласно внутренним документам предприятия или коллективному соглашению обратившемуся могут производиться выплаты материальной помощи (пособия).
Что гарантируется ТК работнику по заявлению о вступлении в брак
По закону Российской Федерации (ст. 128 ТК РФ) для регистрации брачных отношений предприятие предоставляет гражданину отпуск без сохранения заработка длительностью не больше 5 дней (календарных). Основанием для отгула служит письменное заявление от сотрудника.
Предоставление данного вида времени для отдыха не связано с иными вариантами освобождения от работы или трудовым стажем работника. Предоставляемый компанией по просьбе трудящегося период без начисления заработка засчитывается в стаж, определяющий права трудящегося на основной (ежегодный) оплачиваемый отпуск, если его продолжительность не больше 14 дней (календарных) за один год (ст. 121 ТК РФ).
К СВЕДЕНИЮ! Установленный законодательно срок отдыха для оформления брака может составлять не более 5 дней (календарных) без оплаты содержания. В компаниях могут действовать внутренние нормативные документы, предусматривающие оплату за такое время. Но это условие не является обязанностью для каждого работодателя.
Хотя в большинстве ситуаций отдых без оплаты предоставляется сотруднику только при наличии согласия руководства организации, в случае с бракосочетанием права гражданина на неоплачиваемые дни закреплены ТК РФ (ст. 128). Руководство предприятия не имеет права препятствовать сотруднику в получении им отгула за собственный счет. Сотрудник может подать документы и просто уйти в отгулы в выбранный им день. В данном случае по закону у организации нет оснований для увольнения гражданина за прогулы.
Гражданин имеет право письменно уведомить руководителя компании в любое время, даже за день до ухода на отдых.
Рекомендуется оформлять и подавать руководству необходимые документы за 10-14 дней до желаемой даты ухода, не задерживая подачу заявления без особых причин.
Трудящийся может попросить для отдыха любое количество дней в оговоренных законом пределах (от 1 дня до 5 дней), но одностороннее уменьшение предприятием продолжительности неоплачиваемого периода запрещено. Согласие от работодателя потребуется, если гражданин пожелает оформить дни без содержания в количестве более 5, предусмотренных законом.
ВАЖНО! Если работник заболел в ходе неоплачиваемого времени, то продолжительность периода для отдыха не увеличивается, больничные листы по временной нетрудоспособности гражданина не оплачиваются (ФЗ РФ №255 от 29.12.2006 г.).
Каков порядок действий при оформлении отпуска на бракосочетание
Инициатива для предоставления освобождения от работы в связи с регистрацией брака должна исходить от самого гражданина и выражаться в письменной форме.
На этом стандартная процедура завершена.
При наличии на предприятии соответствующих внутренних нормативных актов дополнительным пунктом приказа работнику может выделяться материальная помощь (пособие). В этом случае приказ доводится до бухгалтерии организации, где происходит начисление суммы к выдаче и зачисление ее на счет сотрудника, который может получить выплату в любое время.
Как заполнить заявление
Стандартный бланк заявления на отпуск в связи с бракосочетанием не предусмотрен законодательно. При его составлении допускается свободный вариант изложения, но при соблюдении общих правил и рекомендаций по оформлению официальных бланков.
Документ составляется на имя руководства организации-работодателя, которое указывается в правом углу вверху бланка. Далее приводятся данные составителя документа (фамилия, имя, отчество, должность в организации). После чего в центре строки указывается наименование документа («заявление»).
В располагаемом далее основном тексте документа указывается:
В конце бланка служащий отмечает дату написания документа, указывает фамилию и инициалы, ставит собственноручно подпись.
Хотя согласие руководства организации в данном случае не обязательно, всё же желательно получить соответствующую разрешительную визу и передать документ в кадровую структуру для оформления приказа.
ВАЖНО! В тексте заявления обязательно должна быть отмечена причина для неоплачиваемого отпуска с четкой формулировкой «на бракосочетание». Если будут указаны иные причины (семейные, личные), то руководство компании имеет право отказать в просьбе служащего о предоставлении свободных дней.
Время на отдых выделяется по причине наступления конкретного события, указываемого гражданином в заявлении, поэтому будет законным требование работодателя о предоставлении подтверждающего документа в виде копии свидетельства о браке (ФЗ РФ №143 от 15.11.1997). В момент подачи заявления (до планируемого события) сотрудник имеет право не предоставлять подтверждающих документов, но обязательно передать после бракосочетания копию свидетельства.
Образец заявления на отпуск для бракосочетания
Генеральному директору ООО «Хронос»
Бараканову Сергею Сергеевичу
главного механика ОИТ
Маховикова Олега Анатольевича
Прошу предоставить мне отпуск с 13 апреля 2017 года на 5 (пять) календарных дней без сохранения заработной платы в связи с моим бракосочетанием, которое состоится 15 апреля 2017 года.
Основание: статья 28 Трудового Кодекса РФ.
Что делать при отказе работодателя предоставить отпуск
По закону работодатель не может препятствовать получению гражданином дней на отдых в связи с бракосочетанием. Если руководитель отказывает в предоставлении дней без содержания, у сотрудника нет оснований менять собственные планы. После подачи заявления с четкой формулировкой («на свадьбу») он вправе использовать по своему усмотрению запрашиваемое время отдыха.
Единственным условием для этого является необходимость сохранения экземпляра заявления на отпуск, переданного руководству организации, с проставленной отметкой о его принятии.
Если сотрудник в такой ситуации будет уволен за прогул, судебным решением данный факт будет признан неправомерным, а работник восстановлен по месту работы и в занимаемой должности с выплатой соответствующих компенсаций.
О каких нюансах свадебного отпуска следует знать
Что следует знать о «свадебном» отпуске:
ВАЖНО! Целевой характер свадебного отпуска обеспечивает невозможность отзыва из него сотрудника руководством предприятия. При этом сам работник по своему желанию может в любой день прервать пребывание в отгуле и вернуться к исполнению должностных обязанностей.
Резюмируем
В законодательстве не оговаривается момент для использования отгулов в связи с бракосочетанием. Поэтому гражданин имеет право использовать эти дни перед регистрацией брака, непосредственно после оформления брака или спустя продолжительное время после дня фактически проведенного бракосочетания. Единственное требование в последнем случае – заявление сотрудника, надлежащим образом оформленное.