выплаты за использование природных ресурсов
1. Источником выплаты доходов граждан от использования природных ресурсов являются доходы, полученные от взимания рентных платежей за пользование отдельными видами природных ресурсов, подлежащих к уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации в федеральный бюджет.
2. Средства на выплату доходов граждан от использования природных ресурсов в полном объеме выделяются бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета целевым назначением.
Выплата гражданам доходов от использования природных ресурсов производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации ежеквартально.
3. Расходы на доставку и пересылку доходов граждан от использования природных ресурсов осуществляются из тех же источников, из которых производится выплата доходов граждан от использования природных ресурсов.
Финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке указанных средств производится в размерах, установленных законодательством Российской Федерации, определяющим финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пенсий.
4. Плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на выплату доходов граждан от использования природных ресурсов, не взимается.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Выплаты за использование природных ресурсов
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 4 августа 2020 г. N 06-04-12/03/68002 О получении гражданами доходов от использования природных ресурсов, о предоставлении возможности перечисления средств из «бюджета одного гражданина»
Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с письмом рассмотрел обращение о получении гражданами доходов от использования природных ресурсов, о предоставлении возможности перечисления средств из «бюджета одного гражданина» и сообщает.
Вопрос о перечислении средств из «бюджета одного гражданина» рассмотрен Департаментом межбюджетных отношений ранее, позиция по нему направлена письмом от 06.07.2020 N 06-04-12/03/58297 и в настоящее время сохраняется.
По вопросу получения гражданами доходов от использования природных ресурсов дополнительно сообщаем следующее.
В соответствии с конституционными нормами природные ресурсы используются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Соответственно, каждый гражданин имеет право на часть доходов от использования природных ресурсов.
Такое право реализуется бюджетными правоотношениями и самой бюджетной системой Российской Федерации. В соответствии с нормами Кодекса доходы бюджетов формируются, в том числе, за счет налоговых и неналоговых доходов от использования природных ресурсов, зачисляемых в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах.
Направление доходов от взимания рентных платежей за пользование отдельными видами природных ресурсов на выплату доходов гражданам предполагает реализацию уравнительного принципа расходования этих государственных средств, независимо от уровня благосостояния граждан.
Реализация такого подхода приведет к сокращению возможностей государства направлять дополнительные доходы от эксплуатации природных ресурсов, находящихся в его собственности, которые могут быть получены при введении рентных платежей, на реализацию программ социально-экономического развития страны и социальную поддержку малообеспеченных граждан.
Кроме того, часть доходов от пользования природных ресурсов расходуется на обеспечение всех функций государства, в том числе на оборону страны и безопасность государства, мобилизационную подготовку, реализацию государственных программ вооружения, развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, охрану прав и свобод гражданина, обеспечение политической стабильности, обеспечение правопорядка, организацию, координацию и регулирование экономических процессов, формирование государственной культурной политики, осуществление контроля за исполнением законов, обеспечение демократизации образования, установление режима природопользования и обеспечение здоровой среды обитания.
Таким образом, право каждого гражданина на получение доходов от использования природных ресурсов реализуется вышеперечисленными расходами государства в рамках прав, льгот и выплат, гарантируемых Конституцией и законодательством Российской Федерации. При этом перераспределение бюджетных средств путем предоставления межбюджетных трансфертов осуществляется только между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений | Д.С. Хворостухина |
Обзор документа
Право каждого гражданина на получение доходов от использования природных ресурсов реализуется расходами государства в рамках прав, льгот и выплат, гарантируемых Конституцией и законодательством. Перераспределение бюджетных средств путем предоставления межбюджетных трансфертов осуществляется только между бюджетами бюджетной системы.
Почему мы не получаем выплат с нефтяных и газовых доходов России?
Мировая практика
Почему подобные выплаты не получают россияне?
Так, согласно мировой практике долю доходов от реализации природных ресурсов получают там, где природных ресурсов много, а населения мало. Например, население Саудовской Аравии составляет 31,5 млн человек. За 2017 год в стране было добыто 494,7 млн тонн нефти, таким образом, на одного человека приходится примерно 16 тонн нефти в год. В Кувейте при населении в 3,2 млн человек в том же 2017 году добыли 134,4 млн тонн нефти, то есть на человека здесь приходится уже 42 тонны в год. В американском штате Аляска по причине немногочисленного населения этот показатель вообще превышает 250 тонн добытой в год нефти на человека, поскольку там живёт всего около 710 тысяч человек.
Россия в 2017 году, по разным оценкам, была на первом-втором месте по добыче нефти в мире, но в нашей стране и население намного больше вышеназванных стран. При населении в 146,8 млн человек добыча в 2017 году составила 546,7 млн тонн — на человека приходится всего 3,7 тонны нефти.
Власти нашей страны утверждают, что если распределить долю природных ресурсов между населением, то в итоге получатся крайне маленькие суммы выплат, что, соответственно, будет абсолютно неэффективно. Поэтому у нас в стране к гражданам «нефтяные деньги» приходят в форме субсидий, пенсий, пособий и социальных льгот.
Логика понятна, но.
На самом деле хороший план, но в России он, к сожалению, не прижился.
В нашей стране все происходит так: население России большое, добываем очень много, но делить на всех граждан смысла нет, потому что получатся очень маленькие выплаты. Поэтому решили выбрать несколько самых достойных наших сограждан и дать им возможность присваивать себе колоссальные суммы денег от дохода с продажи природных ресурсов. А если что-нибудь еще останется, то это можно будет пустить на социальные программы для обманутого народа.
Ежемесячная заработная плата главы «Газпрома», того что «национальное достояние», Алексея Миллера, по неофициальным данным, вообще составляет около 56 млн руб. (почти по 2 млн руб. в день).
Как говорится, комментарии здесь излишне. В такой вот стране мы живем.
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.
Выплаты за использование природных ресурсов
Вносится
депутатом Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.К.Гартунгом
О правах граждан России на доходы от использования природных ресурсов Российской Федерации
Граждане России имеют право на получение доходов от использования природных ресурсов Российской Федерации.
Глава 1. Общие положения.
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с формированием и использованием средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов.
Статья 2. Законодательство о формировании и использовании средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов
Законодательство о формировании и использовании средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, регулирование отношений, связанных с формированием и использованием средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации применяется к отношениям по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Статья 3. Средства, составляющие доходы граждан от природных ресурсов
1. Доходы граждан от природных ресурсов представляют собой совокупность средств, включающую в себя:
доходы, полученные Фондом прав граждан в результате размещения средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, в кредитных организациях в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
доходы, полученные Фондом прав граждан в результате инвестирования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, на основаниях и в порядке, установленных отдельным федеральным законом;
3. Средства, составляющие доходы граждан от природных ресурсов, не подлежат изъятию в бюджеты всех уровней, не могут быть предметом обеспечения обязательств участников отношений, связанных с их формированием и использованием, и на них не может быть обращено взыскание по обязательствам этих участников.
Статья 4. Участники отношений по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов
Участниками отношений по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, являются
Глава 2. Государственное регулирование, контроль и надзор в сфере формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов
Статья 5. Органы государственного регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов
Статья 6. Уполномоченный федеральный орган
1. Уполномоченный федеральный орган определяется Правительством Российской Федерации.
2. Уполномоченный федеральный орган осуществляет свою деятельность на основании утверждаемого Правительством Российской Федерации положения.
3. Уполномоченный федеральный орган выполняет следующие функции:
1) осуществляет контроль за соблюдением специальными субъектами законодательства о формировании и использовании средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;
2) принимает в пределах своей компетенции обязательные к исполнению гражданами Российской Федерации и специальными субъектами нормативные правовые акты по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;
3) проводит конкурс по отбору специализированного депозитария для заключения с ним Фондом прав граждан договора об оказании услуг специализированного депозитария;
4) направляет специальным субъектам запросы о предоставлении информации, связанной с осуществлением ими деятельности по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;
5) организует проведение проверок специальных субъектов и осуществляемой ими деятельности по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, на предмет ее соответствия требованиям законодательства о формировании и использовании средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;
6) выдает специальным субъектам предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о формировании и использовании средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;
В случае если необходимость выдачи указанных предписаний связана с вмешательством в компетенцию иных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченный федеральный орган направляет обращение о выдаче предписаний в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, который в свою очередь обязан безотлагательно согласно указанному обращению направить соответствующее предписание специальному субъекту.
7) рассматривает отчетность специальных субъектов и аудиторские заключения на нее;
8) публикует в общероссийских средствах массовой информации ежегодную отчетность специальных субъектов и аудиторские заключения на нее в составе и объеме, определяемом Правительством Российской Федерации;
9) обращается в суд с исками о защите прав и законных интересов участников отношений в сфере формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;
10) предпринимает иные действия, предусмотренные законодательством о формировании и использовании средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;
3. Нормативные правовые акты уполномоченного федерального органа не могут противоречить нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации и ранее принятым нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять регулирование и контроль профессиональной деятельности специальных субъектов.
Статья 7. Аудит специальных субъектов
2. Ведение бухгалтерского (финансового) учета иными специальными субъектами и их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат ежегодному аудиту в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
3. Необходимость проведения аудита в соответствии с требованиями настоящей статьи не освобождает специальных субъектов от обязанности предоставлять всю необходимую информацию и отчетность для проверок, проводимых иными уполномоченными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 3. Общественный контроль за формированием и использованием средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов
Статья 8. Орган общественного контроля за формированием и использованием средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов
2. Попечительский совет формируется и действует на основании положения, утверждаемого Президентом Российской Федерации.
3. В состав Попечительского совета не могут входить лица, замещающие государственные должности государственной службы.
4. Члены Попечительского совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.
5. Попечительский совет имеет право:
1) в порядке, предусмотренном положением о Попечительском совете, запрашивать и получать от уполномоченного федерального органа, специальных субъектов любую информацию о деятельности по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;
2) заслушивать доклады уполномоченного федерального органа;
3) обращаться в уполномоченный федеральный орган с предложениями о совершенствовании деятельности в сфере формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, а также с требованиями об устранении выявленных нарушений, о проведении дополнительных расследований и проверок деятельности специальных субъектов, принятии иных неотложных мер, устраняющих выявленные факты нарушения прав и законных интересов участников отношений по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;
Глава 4. Фонд прав граждан
Статья 9. Фонд прав граждан
1. Фонд прав граждан осуществляет управление средствами, составляющими доходы граждан от природных ресурсов, исключительно в интересах получателей средств.
2. Фонд прав граждан осуществляет свою деятельность на основании положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации.
3. Бюджет Фонда прав граждан и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом.
4. Формирование и использование средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, осуществляется через счет Фонда прав граждан, открытый в Центральном банке Российской Федерации, в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Обязанности Фонда прав граждан
Фонд прав граждан обязан:
1) использовать средства, составляющие доходы граждан от природных ресурсов, исключительно в целях, порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом;
2) заключать в ходе использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, предусмотренные настоящим Федеральным законом договоры только со специальными субъектами, отвечающими требованиям, установленным законодательством о формировании и использовании средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;
3) обеспечивать эффективное функционирование системы формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;
При этом Фонд прав граждан вправе представлять компетентным органам государственной власти обязательные к рассмотрению предложения по совершенствованию законодательства и организационных мер, обеспечивающих наиболее полное формирование средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, а также заявления о выявленных нарушениях, касающихся формирования и использования средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;
4) обеспечивать осуществление контроля за выполнением иными специальными субъектами их обязанностей, предусмотренных законодательством о формировании и использовании средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов, а также договорами, заключенными с Фондом прав граждан;
5) незамедлительно принимать все необходимые меры для обеспечения защиты предусмотренных настоящим Федеральным законом интересов получателей средств, в том числе обращаться за защитой нарушенных прав и законных интересов Фонда прав граждан в суд;
6) оплачивать предусмотренные в соответствии с настоящим Федеральным законом необходимые расходы, связанные с осуществлением деятельности по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;
7) вести общий бухгалтерский (финансовый) учет и персонифицированный учет, составлять соответствующую бухгалтерскую (финансовую) и иную отчетность;
8) открывать и вести индивидуальные лицевые счета, зачислять на них причитающиеся получателям в соответствии с настоящим Федеральным законом средства, составляющие доходы от природных ресурсов;
9) передавать специализированному депозитарию в порядке и объемах, установленных уполномоченным федеральным органом, копии документов, связанных с деятельностью по формированию и использованию средств, составляющих доходы граждан от природных ресурсов;
10) представлять в уполномоченный федеральный орган ежеквартальные и ежегодные отчеты о своей деятельности в объеме и по формам, установленным уполномоченным федеральным органом;
Почему государство не делится с нами доходами от продажи полезных ископаемых?
Россия — богатая природными ресурсами страна. Но гражданам ничего от этого не перепадает. Например, я слышал, что в Норвегии и Саудовской Аравии доходы от продажи нефти идут на личные счета граждан. А у России есть не только нефть и газ, еще золото, медь и другие цветные металлы. Почему государство с нами не делится? Где справедливость?
По данным Worldatlas.com, Россия входит в десятку стран с самыми большими природными ресурсами. Кажется, что россияне станут богаче, если полученные доходы с проданных ресурсов поделить на всех граждан.
Я собрал финансовые результаты всех добывающих компаний в гугл-таблицу и поделил результат на 144,5 млн граждан России. Компании брал из отчета Минприроды — там указаны крупные месторождения и их владельцы.
Получилось не так много — максимум 119 тысяч рублей на человека в год. Это оптимистичный вариант: у предпринимателей придется отнять право на дивиденды, а у государства — налоги на добычу полезных ископаемых, которые тратят на образование, безопасность и другие потребности граждан.
Как считал
Подсчитать все финансовые результаты мелких сырьевых компаний будет трудозатратно, а сильного влияния они на общую картину не окажут. Чтобы быстрее сделать расчет, я использовал отчетность крупных компаний, в которой суммированы результаты всех заводов и дочерних компаний — например, у «Русала», «Норильского никеля», «Газпрома» и других. Минус такого подхода в том, что в нем учтены результаты и иностранных заводов.
А еще компании за время приватизации успели построить перерабатывающие заводы, которые никак не связаны с добычей полезных ископаемых. Их результаты тоже будут учтены. То есть к полученному результату можно прибавить или убавить несколько тысяч — это некритично.
Я считал два варианта. Первый: операционный денежный поток (реально полученные деньги) минус капитальные расходы минус выплаченные дивиденды. Второй: вариант для народа без выплаты дивидендов и налогов по ним, а также с раздачей налогов на добычу полезных ископаемых. В любом случае получившийся результат не такой радужный, как казалось.
Сколько бы получил россиянин с природных ресурсов
Мало: при лучшем раскладе — 28 тысяч рублей за год из расчета на 144,5 млн граждан. Нас слишком много: если бы население России было соизмеримым с населением Саудовской Аравии, то максимальные выплаты в год составили бы 400 тысяч рублей.
Нельзя забывать, что с полученных доходов от продажи природных ресурсов компаниям нужно еще выплатить зарплаты сотрудникам, налоги на добычу ископаемых и проценты по кредитам.
Добывающим компаниям приходится тратить деньги на поддержание текущего производства: закупать технику и модернизировать заводы. Чтобы поддерживать добычу на одном уровне, приходится искать новые месторождения и потом разрабатывать их. Это всё расходы, которые неочевидны для обывателя.
Если государство будет забирать все свободные деньги предприятия и не оставлять деньги на дивиденды, то предпринимателям не будет никакого резона повышать эффективность производства. Скорее всего, такие выплаты уменьшались бы из года в год.
Сколько получил бы гражданин с природных ископаемых России за один год
Ресурс | Оставим на дивиденды | Отдадим все народу |
---|---|---|
Нефть и газ | 9478 Р | 16 217 Р |
Цветные металлы | 3218 Р | 6719 Р |
Уголь | 1314 Р | 610 Р |
Сталь | 616 Р | 2702 Р |
Удобрения | 568 Р | 762 Р |
Цемент | 33 Р | 43 Р |
Налог на добычу полезных ископаемых | 85 433 Р | 85 433 Р |
Налоги на дивиденды | 5551 Р | 5551 Р |
Итого | 106 211 Р | 118 037 Р |
На самом деле компании делятся
Крупные добывающие компании торгуются на российском фондовом рынке — доли в бизнесе, то есть акции, «Газпрома», «Северстали», «Норильского никеля» и других компаний может купить любой гражданин. Главное — открыть брокерский счет.
Большинство компаний платит дивиденды. Вот несколько примеров:
Необязательно разбираться в бизнесе компаний, в инвестиционных планах и корпоративном управлении. Мы подготовили статьи для начинающих инвесторов: с чего начать и на что смотреть.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.