выработка условий торговых договоров
Какие условия договора являются существенными
Существенные условия договора — это положения сделки, которые стороны обязательно должны согласовать. Если по тексту не указать эти положения — сделка считается незаключенной.
Что такое существенные условия контракта
Сделка — это письменные договоренности её участников о взаимных правах и обязанностях. Она содержит ряд характеристик, которые согласовали её участники.
Закон разделяет положения контракта на общие — не требующие обязательного согласования подписантами, и специальные — по которым соглашение участников обязательно. Без специальных положений документ не может существовать и иметь юридической силы.
Общие положения регламентируют права и обязанности, порядок выполнения работ, правила расторжения, иные правила. Если их не согласовать — документ не признают незаключенным, он сохранит юридическую силу. Большинство общих требований контрактов регламентирует закон, дублировать их в тексте не требуется.
Виды контрактов регламентируют главы ГК РФ. В каждой главе названы пункты, которые необходимы в нём — обязательные условия договора, если их нет, то документ можно оспорить в суде по заявлению одной из сторон. Обязательные положения допустимо указать в приложениях.
Законодательством определено, при каких условиях договор считается заключенным: если по тексту прописаны обязательные пункты. При их отсутствии контракт ничтожен ( ст. 162 ГК РФ ). Например, если в купле-продаже не указать, какой товар продавец передаёт покупателю, — документ теряет смысл. При наличии цены, порядка и сроков передачи и в отсутствие указания на товар и его характеристики — не ясно, в отношении чего заключили контракт. Необходимо подробно описать передаваемый объект: указать характеристики, идентификационные номера и пр.
В действующем законодательстве указано, можно ли менять существенные условия договора: ст. 421 ГК РФ допускает изменения по согласованию сторон. Если стороны достигнут договоренности, то они вправе поменять положения документа. Например, допустимо по согласованию продавца и покупателя заменить один товар на другой, это не нарушение. Замену оформляют дополнительным соглашением.
Обязательные положения фиксируют:
Существенные положения отдельных видов сделок
Для всех гражданско-правовых, трудовых и прочих сделок предмет договора является существенным условием договора, это закреплено в п. 1 ст. 432 ГК РФ.
Под предметом понимают цель заключения сделки: обязательство передать товар, выполнить работу, оказать услугу и пр.
Объект — это имущество, в отношении которого стороны совершают действия: помещение при аренде, квартира при найме, результат работ при подряде, товар при купле-продаже. Допустимо слияние предмета и объекта, например недвижимое имущество при купле-продаже.
На конкретных примерах: что относится к существенным условиям договора, помимо предмета.
Пример 1. Для поставки — наименование товара и условие о его качестве, срок поставки.
Пример 2. Для аренды — стоимость.
Пример 3. Для купли-продажи — предмет.
Пример 4. Для страхования — объект, страховой случай, срок действия, размер выплат.
Чтобы ответить на вопрос, является ли срок действия договора существенным условием, необходимо определить тип сделки. Срок необходим не для всех контрактов. Его согласование требуется для банковского вклада и кредита, срочного трудового договора, страхования, поставки и пр.
Положения закона об обязательных реквизитах сделок направлены на защиту интересов сторон. Без указания товара, объекта страхования, перечня услуг и пр. невозможно обеспечить защиту интересов сторон в суде. Суд не может вместо сторон определить, какой товар отчуждают, какие услуги оказывают и пр., поэтому при отсутствии конкретизации сделку признают незаключенной. Правила о недействительности не применяют, поскольку в таких случаях сделка фактически отсутствует ( пункт 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 165 ).
Шпаргалка по коммерческому праву.
70. Выработка условий торговых договоров.
Договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Исходя из содержания предпринимательской деятельности (абз.3 п.1 ст.2 ГК РФ) соответственно выделяются торговые договоры по продаже (реализации) товаров, передаче имущества в пользование, выполнению (производству) работ, оказанию услуг и некоторые другие.
Для признания того или иного договора торговым необходимо выделить его признаки.
Во-первых, заключение торгового договора является средством продвижения товаров от изготовителей (а при приобретении сырья от предприятий, осуществляющих добычу и первичную переработку полезных ископаемых) к конечному потребителю: в организации розничной торговли и другим потребителям, использующим товары для предпринимательских и (или) хозяйственных целей.
Во-вторых, сторонами торгового договора являются юридические лица и граждане-предприниматели. Договоры, заключенные гражданином и не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности (в том числе и договор розничной купли-продажи), по своей правовой природе не являются торговыми.
В-третьих, договор заключается по поводу движимых вещей, не изъятых из оборота, следовательно, договоры по поводу недвижимости не входят в число торговых.
В-четвертых, продавец товара действует в целях извлечения прибыли. Что же касается покупателя, то договор может заключаться им как для последующей перепродажи товара (т. е. приобретатель действует с предпринимательской целью), так и для удовлетворения собственных потребностей. При этом товар приобретается для целей, связанных не с личным использованием, а с обеспечением деятельности покупателя организации или гражданина-предпринимателя (например, оргтехника, транспортные средства, материалы для ремонтных работ, мебель для детского сада, сырье, оборудование и т. п.). Однако, если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже, а не о договоре поставки.
К торговым договорам применяется общее правило: договоры между юридическими лицами заключаются в простой письменной форме.
К торговым договорам относятся:
1) договоры поставки, в том числе для государственных нужд;
2) договоры оптовой купли-продажи (несмотря на то что законодатель не выделяет указанный договор в самостоятельный вид, статьи ГК РФ, посвященные правовому регулированию купли-продажи, в большей степени относятся к приобретению товаров в определенном (значительном) количестве, а не одной конкретной вещи);
3) государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд;
4) договоры контрактации, в том числе договор о закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;
5) договор товарного кредита (денежное обязательство в рамках торгового договора).
Исполнение торговых договоров неразрывно связано с перемещением товаров. Продвижение товаров к покупателям может осуществляться одной из сторон торгового договора с использованием собственных или арендованных транспортных средств. Однако в подавляющем большинстве случаев стороны прибегают к услугам перевозчика путем заключения договора перевозки груза.
Торговые договоры по реализации товаров имеют исключительно важное значение для предпринимательского оборота, так как развитая цивилизованная торговая деятельность является основой полноценного предпринимательства, стимулирующей производственную, посредническую и иные виды предпринимательской деятельности.
Глава 11. Выработка условий торговых договоров
1. Оценивая значение договоров, известный американский юрист Р. Паунд пишет, что «богатство в коммерческий век вырастает преимущественно из договоров». В этих словах выражается признание ведущей роли договора как правового средства организации взаимосвязанной деятельности субъектов, в том числе при реализации товаров.
Для ведения такой работы требуются новые подходы к праву, а также специальная подготовка, овладение техникой договорной работы, умением проектирования договоров, что гораздо сложнее, чем традиционное толкование норм. Российские ученые-юристы одними из первых стали осваивать эти важные для хозяйственной жизни направления. Первые публикации по технике договорной работы, методике формирования условий договоров появились уже лет 25-30 назад. Здесь можно назвать труды Д.Н. Сафиуллина, С.А. Хохлова и других авторов.
Для ведения договорной работы следует, прежде всего, установить соотношение нормативных актов и усмотрения сторон в определении содержания договоров.
В любом договоре можно выделить два вида условий: прямые (вырабатываемые самими сторонами) и подразумеваемые. Подразумеваемые условия входят в договор из закона, иных правовых актов и обычаев делового оборота. Подразумеваемые условия не записываются в текст договора, ибо они и так обязательны для сторон. Они становятся обязательными для участников договора в силу самого факта заключения договора. Обязательными всегда являются относящиеся к данному виду договора императивные положения закона и иных правовых актов. Такими являются и диспозитивные правила, если стороны намеренно или по недосмотру не выработали собственную формулировку соответствующего условия.
Во-первых, закон содержит общедозволительные положения. Они позволяют сторонам заключать договоры, вообще не предусмотренные законом; разрешают включать в договоры по своему усмотрению любые условия, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия определено законом или иными правовыми актами. Методом регулирования коммерческого права, как и гражданского, является дозволительность.
Во-вторых, закон может предписывать сторонам выработать определенные условия, не касаясь их содержания. Это может выглядеть как требование о наличии в договоре условия о предмете, сроках и других существенных условий. Имеется немало указаний правовых актов о необходимости решения соответствующих вопросов в договоре. Подобные нормы уполномочивают субъектов на самостоятельную выработку содержания договорных пунктов. Такие нормы можно назвать управомочивающими.
Закон нередко (и это специфика частного права) предусматривает договорные условия в диспозитивном виде. Стороны могут выработать любую формулировку такого условия, но если они этого не сделали, то будет действовать условие, содержащееся в диспозитивной норме.
Наконец, многие правовые нормы рассчитаны на конкретизацию их содержания. В правовых актах даются предельно общие правила, которые зачастую должны «развертываться», подгоняться сторонами под конкретные условия их деятельности.
Имеются и другие способы воздействия законодательства на определение субъектами содержания заключаемых договоров.
Нельзя обойти такой вопрос, как соотношение стандартизированных (типовых) текстов и индивидуально вырабатываемых договоров. Порой высказываются утверждения, что на Западе работают в основном по стандартизированным проформам договоров; существует множество таких проформ договоров, разработанных промышленными и торговыми ассоциациями.
Конечно, когда купля-продажа осуществляется в типовом режиме, например, при биржевых операциях или при регулярной продаже производителем или крупной оптовой организацией своих товаров, то приходится использовать стандартизированные тексты. Применение шаблонных проформ договоров вполне допустимо, когда речь идет о продаже незначительных количеств товара и в отношениях сторон нет существенных особенностей.
Однако в нашей договорной практике, к сожалению, дело обстоит совершенно иначе. Если на Западе используются сотни договорных проформ, которые разработаны для реализации конкретных видов товаров, то российские фирмы нередко по имеющемуся у них общему образцу договора реализуют любые товары. Точно так же в издаваемых брошюрах с образцами договоров предлагается один общий текст для каждого вида договоров.
Если составлять договор, руководствуясь текстом закона, комментариями к нему либо взяв за основу общий образец, то в таком договоре всегда будет отсутствовать главное: согласованность содержания договора с конкретными условиями деятельности субъектов, их реальными возможностями и хозяйственными интересами. Исполнение подобного договора всегда будет сопряжено с трудностями, излишними затратами.
Поэтому необходимо использовать другой способ работы. Каждое включаемое в договор условие должно вырабатываться индивидуальным образом, с тем чтобы максимально учитывать конкретные возможности и интересы контрагентов, обеспечивать достижение необходимого им результата. В этом состоит основной смысл техники договорной работы, в этом же заключается важное правило коммерческого права.
Оптимальное определение условий договоров предполагает привлечение к их выработке наиболее квалифицированных специалистов фирмы по соответствующим вопросам. Согласование с другой стороной приемлемых формулировок производится в ходе преддоговорных контактов. Когда проведение переговоров представляется неоправданным из-за значительных затрат, стороны могут достичь необходимого результата путем переписки, излагая возможные формулировки соответствующих пунктов и основания, по которым не могут быть приняты требования контрагента.
2. Для торговых договоров, как и любых других, существенным является условие о предмете. В российском законодательстве содержание предмета купли-продажи впервые предусмотрено ст. 455 ГК РФ. Условие о предмете считается согласованным, если из него можно определить наименование и количество товара. Итак, предмет реализационных договоров выражается через наименование товара и через его количество.
На практике приходится сталкиваться с затруднениями, когда указанное в договоре наименование нечетко или неполно обозначает предмет сделки. Так, стороны нередко используют обобщенные, видовые понятия, например, «нефтепродукты», «кондитерские изделия». Это серьезный дефект договора, поскольку такого наименования явно недостаточно для исполнения обязательства. В подобных случаях возникает необходимость дополнительно учитывать сведения об ассортименте или о качестве товара. Они позволяют уточнить, конкретизировать предмет.
В торговых отношениях часто встречается примерное определение количества товара путем указания минимального и максимального пределов. Разновидностью установления верхнего и нижнего пределов являются предусматриваемые допустимые отклонения. Они устанавливаются при массовых поставках товаров и предполагают, что договор выполнен надлежащим образом, если отступление не превышает допустимого процента. Согласно обычаям международной торговли, если количество товара указано со словами «около» или «приблизительно», то допустимая разница при поставке может составлять плюс-минус 10 процентов.
Вместе с тем нельзя определять один, только высший или только низший, предел либо указывать количество со словами «до» или «не более такого-то размера». Такие слова могут быть истолкованы как любое количество не свыше или не ниже указанного в договоре.
Количество продаваемого товара может дробиться на отдельные партии с отгрузкой в частные сроки (сроки для отгрузки частей от общего количества). Когда в договоре определены партии, то они также рассматриваются как предмет, но уже для соответствующего периода. Понятие партии товара как количества, подлежащего поставке в частный срок, появилось в российском законодательстве лишь в последние годы. Раньше такого термина вообще не существовало, что создавало известные затруднения. Это также свидетельствует о значительном отставании в разработке повседневно необходимых понятий отечественного торгового права.
Размеры отдельных партий могут быть одинаковыми, однако могут определяться в несовпадающих количествах. Необходимость различного размера партий может диктоваться неодинаковым спросом на товар в разных сезонах, колебаниями объемов производства в течение года в связи с остановкой оборудования на профилактический ремонт или массовыми летними отпусками рабочих. Указанные обстоятельства надлежит учитывать на стадии заключения договора.
При реализации товаров с ограниченными сроками годности, прежде всего скоропортящихся товаров, приходится использовать сложные конструкции условия о количестве. В договоре согласовывается минимальный объем поставок на год с распределением по месяцам. При этом предусматривается, что отгрузка производится в соответствии с заявками покупателя (получателей): суточными, пятидневными или иными. Общее количество поставленного товара подсчитывается по окончании месяца. Такой порядок позволяет планировать необходимый минимум производства и продаж и вместе с тем оперативно изменять количество с учетом колебаний спроса. Так определяется количество отгружаемых организациям розничной торговли молочных, хлебобулочных, мясных, рыбных и иных подобных товаров.
Если изделие выделено в отдельную ассортиментную позицию, то покупатель заинтересован в передаче ему именно такого товара. Статья 512 ГК РФ предусматривает, что в поставочных отношениях замена изделий одного ассортимента другими допускается с предварительного письменного согласия покупателя, даваемого до отгрузки заменяющего товара. При несоблюдении этого правила поставщик несет ответственность за неисполнение обязательства, даже если покупатель принял и оплатил товар другого ассортимента.
Для договора купли-продажи ст. 468 ГК РФ иначе решает вопросы изменения ассортимента. (Это одно из многочисленных и ничем не обусловленных расхождений общих положений о купле-продаже и норм о поставке, создающих «специфику» договора поставки). Согласно названной норме покупатель вправе отказаться от принятия доставленных продавцом товаров незаказанного ассортимента и потребовать их замены. Однако если покупатель в разумный срок не сообщит об отказе от товаров ненадлежащего ассортимента, то он не может требовать их замены и договор признается выполненным. Такой порядок сопряжен с большим риском для продавца, поэтому целесообразно по аналогии предусматривать в договорах процедуру изменения ассортимента, установленную для отношений по поставкам.
При колебаниях спроса и сложности установления ассортимента на длительные сроки возможно определение ассортимента лишь на ближайшие периоды: квартал или полугодие. В таких случаях, в особенности при заключении договоров на несколько лет, в них следует определять порядок согласования ассортимента на каждый отдельный период. Важно конкретно указывать, кто и в какие сроки высылает проект спецификации на следующие периоды, в какой срок могут заявляться разногласия и как они урегулируются. Когда договор определяет ассортимент на год или на ряд лет, то в нем может предусматриваться противоположное условие, а именно право покупателя уточнять согласованный ассортимент, например, внося предложение об этом за 30 дней до начала каждого квартала.
В обстановке приниженной роли договора в стране весь советский период происходило свертывание, оскудение ассортимента товаров. В настоящее время процесс расширения ассортимента российских товаров идет крайне медленно. Сохраняется дефицит, нехватка многих видов изделий, хотя, по данным статистики, производственные мощности загружены лишь наполовину.
Движущей силой в данном деле должны стать требования оптовых и розничных торговых организаций, других потребителей к производителям при заключении договоров. Промышленность сама в условиях монополизма и слабой конкуренции улучшать ассортимент не начнет. Это подтверждает зарубежная и отечественная практика. Лишь когда в массе договоров начнут предусматриваться условия о последовательном расширении и обновлении ассортимента, только тогда дело изменится к лучшему.
Включение в договор условий об изменении ассортимента нередко требует от производителей инвестиций, финансовых затрат на закупку оборудования и материалов, разработку и освоение новых технологий. Для того чтобы быть уверенным в возмещении ему таких затрат, поставщик должен добиваться точного определения в договоре того, какие конкретно новые изделия, в каких количествах и начиная с какого периода должны будут поставляться покупателю.
С предметом договора тесно связано условие о сроках. Следует, прежде всего, различать срок действия договора и срок передачи или отгрузки товара. По сроку действия различают краткосрочные, среднесрочные (от года до пяти лет) и долгосрочные (пять и более лет) договоры.
В отношении сроков передачи (отгрузки) товара законодательство о купле-продаже не требует их указания в договоре. Такое совершенно неприемлемо для торговых отношений.
Срок передачи или отгрузки, которая приравнивается к передаче, может определяться конкретной датой или указанием периода, в котором должен быть отгружен товар. При регулярном характере отгрузок наряду с общим сроком поставки в договоре устанавливаются частные сроки, т.е. периоды для отгрузок отдельными частями (партиями). Если договор предусматривает поставку отдельными партиями, но сами периоды поставки не определены, то согласно ст. 508 ГК РФ товары должны поставляться равными партиями помесячно.
Установление частных сроков актуально для любых видов реализационных договоров: поставки, оптовой купли-продажи, поставки для государственных нужд, контрактации. ГК РФ урегулировал эти вопросы только для отношений по поставкам. Поэтому при заключении других видов реализационных договоров самим сторонам следует предусматривать в них частные сроки отгрузок и размеры отдельных партий. Установление в договорах частных сроков оказывает серьезное упорядочивающее воздействие на производственную и торговую деятельность субъектов.
При выработке условий о сроках следует учитывать такие факторы, как длительность цикла производства изделий, продолжительность транспортировки, наличие у продавца и покупателя складских площадей для хранения готового товара и др. Исходя из них в договорах указываются соответствующие по продолжительности частные сроки (7-дневные, 10-дневные и иные), причем такая периодичность должна быть обоснованной в экономическом и других отношениях, базироваться на тщательных расчетах.
Для этого в договорах предусматривается, например, что поставщик обязан отгружать товар в 5-дневные сроки в количествах, составляющих 1/6 стоимости месячной партии товара. Одновременно устанавливается, что в пределах месячного срока поставщик обязан поставить товар всего согласованного ассортимента. Подобный порядок позволяет производителю значительно сократить число переналадок и потери от остановок оборудования.
На определение сроков влияет и продолжительность транспортировки. По закону обязательство считается исполненным своевременно, если товар сдан перевозчику для доставки покупателю в последний день срока. Однако требуется еще время на транспортировку, которое может быть достаточно продолжительным. Поэтому если покупатель предусмотрел поставку товаров в январе, то поставщик может отгрузить товар 31 января, и его действия будут правомерными, хотя товар поступит к получателю через полмесяца или через месяц.
Для обеспечения заблаговременного получения товара стороны нередко предусматривают дискретные сроки, например месячные, но с обязанностью отгрузки товара до 10-го или 15-го числа каждого месяца. Такой режим не ухудшает положения продавца. Он располагает тем же месячным объемом времени для изготовления и отправки каждой партии, изменяется лишь порядок исчисления месяца. Зато покупатель приобретает возможность в пределах этого же месяца получить товар и использовать его в хозяйственных целях.
Досрочная отгрузка товара согласно ст. 457 и 508 ГК РФ допускается лишь с согласия покупателя. Поставщики стремятся включать в договоры условие о праве досрочной отгрузки, поскольку это расширяет возможности для операций с товарами. Покупателям целесообразно ограничивать право досрочной отгрузки определенными объемами, например, полумесячными или до полной загрузки транспортного средства. В обмен на возможность досрочной отгрузки покупателю следует добиваться ответных льгот для себя в определении других условий договора. Определение условий договоров в коммерческой практике обычно является результатом выторговывания взаимных льгот и преимуществ.
В договорах применяются и иные конструкции условий о сроках. Предпосылками их выработки служат не нормы закона, поскольку закон не регулирует всего многообразия возможных решений. Субъекты сами осуществляют юридико-конструктивную работу, основываясь на анализе условий деятельности, своих возможностей и интересов.
В качестве самостоятельного условия, определяющего частоту передачи товара, помимо сроков могут устанавливаться графики отгрузки или завоза товара. Графики представляют собой календарное расписание с указанием дней отгрузки (завоза). Они могут предусматриваться как часовые и даже минутные, в частности при завозе продуктов в школьные столовые, полуфабрикатов в магазины, товаров по торговым точкам.
Важно определять в договоре порядок действий в случаях нарушения продавцом сроков передачи товара. Закон урегулировал эти вопросы лишь в отношении договоров поставки. Согласно ст. 511 ГК РФ количество товара, недопоставленное в одном частном периоде, подлежит восполнению в следующем периоде в пределах срока действия договора. Восполнение должно производиться в согласованном ассортименте, а если он не определен, то в том ассортименте, который не был поставлен в срок. Следует по аналогии определять эти условия также в других видах реализационных договоров.
Покупатель вправе отказаться от товара, поставка которого просрочена. Статья 511 ГК РФ устанавливает, что об отказе он обязан известить поставщика. Товар, который отгружен до получения поставщиком отказа, должен быть принят и оплачен покупателем. Во избежание затруднений с использованием несвоевременно отгружаемого товара важно контролировать выполнение договоров и оперативно заявлять отказ от товара, поставка которого просрочена и в котором отпала потребность. Это актуальные вопросы, особенно в отношении сезонных и иных товаров, спрос на которые колеблется.
В договорах купли-продажи ст. 457 ГК РФ устанавливает более практичный порядок. Продавец вправе отгружать товар, передача которого просрочена, только получив на это согласие покупателя. Подобное условие целесообразно предусматривать также в договорах поставки и в других реализационных договорах, особенно по сезонным и скоропортящимся товарам. В этом случае поставщиком сначала должно быть получено согласие покупателя и лишь в соответствии с ним производиться восполнение недопоставки.
Для реализационных договоров важно определение порядка доставки и места сдачи товара. В силу ст. 458 ГК РФ товар по договору купли-продажи может быть передан, т.е. вручен покупателю в месте нахождения покупателя либо в месте нахождения товара. Когда договором купли-продажи не предусмотрена передача товара, то обязательство считается исполненным с момента сдачи товара органу транспорта для доставки покупателю.
Что касается договоров поставки, то ст. 510 ГК РФ возлагает на поставщика обязанность доставки товара покупателю, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Право выбора вида транспорта принадлежит поставщику, если его вид не определен договором. Отсюда возникает необходимость согласовывать в договорах более экономичный для покупателя способ транспортировки.
Для контрагентов значимы вопросы распределения расходов по транспортировке. Действуют следующие традиции торгового оборота. Погрузка товара на транспортное средство производится продавцом и за его счет, если иное не установлено договором. Выгрузка поступившего товара осуществляется средствами и за счет получателя.
Таким образом, транспортные расходы всегда ложатся на покупателя. Вопрос лишь в том, закладываются ли эти расходы заранее в цену товара либо оплачиваются отдельно от стоимости товара.
Изданные Международной торговой палатой Правила ИНКОТЕРМС, которые все чаще по инициативе сторон применяются во внутреннем торговом обороте, детально регулируют вопросы франкировки. Они предусматривают наряду с названными моделями и другие способы распределения расходов по основной и по дополнительной перевозке товара.
При перевозках по железной дороге снижен контроль за целостностью груза, и потому нередки недостачи или порча товара. Попытки страховать груз позволяют компенсировать его стоимость по цене покупки, но не возмещают покупателю неполученные доходы. Поэтому, хотя перевозки автотранспортом обходятся дороже, покупатели идут на эти издержки. Лишь при перевозках массовых сырьевых и производственных грузов (древесина, металл, стройматериалы и т.п.) выгодным становится использование железнодорожного и речного транспорта.
При массовых отправках товара следует определять в договоре частоту отгрузок, например, не более одного-двух вагонов или автомобилей в день, неделю, декаду. Необходимо устанавливать предельные размеры, т.е. количество одновременно отгружаемых партий товара, чтобы не столкнуться с проблемой выгрузки целых эшелонов. Предельные размеры одновременно отгружаемых партий могут указываться и при доставке автомобильным транспортом, что крайне актуально в отношении скоропортящихся товаров (полуфабрикаты, фрукты, зелень и т.п.).
Важно предусматривать обязанность продавца телеграммой или по телефону заблаговременно уведомлять получателей об отправке им товара. Подача уведомлений позволяет заранее подготовиться к приему товара, ускорить выгрузку, уменьшить потери. Этому же способствует установление графиков доставки. Если предусмотренная договором обязанность уведомления не выполнена продавцом, то на него можно отнести понесенные убытки. Вместе с тем более удобно установление в договорах ответственности в виде штрафа за такие нарушения.
По соглашению между сторонами обязанность вывоза товара может возлагаться на покупателя; такой порядок называется самовывозом. Вывоз осуществляется собственным транспортом покупателя или заказанным транспортом. Самовывоз иногда дополняется условием о выборке товара, т.е. праве отбора покупателем на складе продавца товаров в желаемом ассортименте. Подобный порядок расширяет для покупателя возможность выбора более интересных для него товаров.
Одновременно с определением порядка доставки в договоре могут решаться вопросы перехода права собственности на товар. Факт сдачи товара перевозчику для доставки его покупателю по общему правилу влечет переход права собственности от продавца к покупателю. Вместе с тем в договоре по-иному может быть определен момент перехода права собственности. Во внешнеторговой и зарубежной практике широко используется такой прием, как резервирование продавцом права собственности до момента оплаты покупателем стоимости товара. В этом случае продавец сохраняет возможность распорядиться находящимся в пути или у покупателя товаром, поскольку покупатель еще не приобрел на него права собственности.
Возможны и другие решения данного вопроса. Так, в силу ст. 491 ГК РФ до момента оплаты покупатель не вправе распоряжаться товаром или отчуждать его, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из свойств товара. Здесь право собственности признается перешедшим к покупателю, но он лишен правомочия распоряжения товаром. Подобное условие может конкретизироваться в любом реализационном договоре.
3. Одним из важнейших для реализационных договоров является условие о качестве продаваемых товаров. Под качеством принято понимать совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.
Федеральный закон от 27.12.02 N 184-ФЗ «О техническом регулировании», принятый с учетом требований ВТО, кардинально изменил ранее существовавшую систему правового регулирования качества. Закон ввел ряд новых инструментов регламентации качества, а именно: техническое регулирование, технический регламент, международный стандарт, национальный стандарт, оценка соответствия, декларирование соответствия, знак обращения на рынке и др. Они требуют быстрейшего освоения и внедрения в коммерческую практику.
Закон предусматривает издание общих и специальных технических регламентов. Они принимаются международным договором России, федеральным законом, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. Общие регламенты устанавливают обязательные для исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям, сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Специальные технические регламенты устанавливают требования к отдельным видам продукции и процессам, в отношении которых недостаточно предписаний общих технических регламентов. Всего до 2007 года предусматривается издать 350-400 технических регламентов.
Предусмотрен отказ от централизованного определения качества товаров через множество (22 тыс.) ГОСТов и иных документов, детально регламентировавших требования к изделиям вплоть до их цвета и формы. Важнейшими принципами стандартизации названы добровольность применения стандартов и недопустимость их противоречия требованиям технических регламентов. Требования стандартов в отношении качества рассматриваются как минимальные. Они могут без ограничений дополняться в договорах более высокими показателями.
Видами стандартов, согласно ст. 13 Закона, являются национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации и стандарты организаций. Закон допускает также возможность применения международных стандартов. Имеется более 12 тысяч таких стандартов, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО), категории ИСО 9000.
Проекты национальных стандартов могут разрабатываться любыми субъектами, которые вносят их на утверждение Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии. Стандарты организаций разрабатываются и утверждаются самой организацией, заинтересованной в этом. Организация, разработавшая проект такого стандарта, может направить его на экспертизу в названную Федеральную службу, которая дает свое заключение по проекту.
Национальные стандарты и стандарты организаций применяются независимо от страны или места происхождения товара. Поэтому стандарты могут быть установлены на товары, приобретенные у других лиц либо закупленные по импорту и реализуемые в России. Данное правило означает также возможность применения одной организацией стандарта, разработанного и утвержденного другим субъектом. При этом лицо, применяющее стандарт, обязано указать, какой организацией утвержден стандарт, его название, номер и дату утверждения.