высшая форма коммуникативной деятельности
Высшая форма коммуникативной деятельности
Ключевые слова: КОММУНИКАЦИЯ; ВИДЫ КОММУНИКАЦИИ; ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ; УРОВНИ КОММУНИКАЦИИ; COMMUNICATION; TYPES OF COMMUNICATION; FORMS OF COMMUNICATION; LEVELS OF COMMUNICATION.
В коммуникативной деятельности выделяют четыре базовых компонента: 1) поведенческий, 2) эмоциональный, 3) познавательный (когнитивный) и 4) личностный.
1) Говоря о поведенческом компоненте коммуникативной деятельности, мы имеем в виду, прежде всего, речь; такие невербальные поведенческие элементы, как жесты, мимика, пантомимика; а также тактику поведения во всевозможных коммуникативных ситуациях.
2) Эмоциональный компонент определяется наличием у человека эмпатии и способности к сопереживанию, особенностями его эмоциональной сферы и характером самооценки.
3) Когнитивный компонент – это взаимосвязь процессов восприятия и осмысления. Его выраженность зависит от наличия (либо отсутствия) у человека стереотипов, развития рефлексивных способностей, наличия нравственного ценза в общении, особенности перцептивной стороны общения, знание его закономерностей и т.д.
4) Личностный компонент признан исследователями наиболее сложным, поскольку его составляющими являются такие образования личности, как потребности, мотивация, ценностно-смысловые и нравственные установки в отношении общения.
Выявлены также основные структурные компоненты коммуникативной деятельности. Это:
1) предмет общения, в качестве которого может выступать любой человек как партнер по общению (субъект общения);
2) коммуникативные мотивы – то, ради чего возникает общение;
3) потребность в общении – влечение индивида к постижению других людей, их оценке, а впоследствии – к самооценке и самопознанию;
4) задача общения – цель, поставленная для достижения в процессе общения, результат конкретной коммуникативной ситуации, на который направлены многообразные действия субъектов общения;
5) средства общения – операции, содействующие осуществлению действий общения;
6) продукт общения – феномены духовного и материального характера, формирующиеся в результате общения;
7) коммуникационное действие – простейшая завершенная часть коммуникационной деятельности, для которой характерно неизменное и постоянное число участников.
Возможно наличие у субъектов коммуникации трех различных целей:
1) желание реципиента получить от коммуниканта необходимую информацию;
2) желание коммуниканта сообщить реципиенту некоторую информацию, призванную повлиять на последнего;
3) обе стороны коммуникации заинтересованы в общении, имея целью обмен информацией.
Трем указанным целям соответствуют три формы коммуникационного действия:
1) подражание является наиболее древней формой передачи смыслов и используется не только людьми, но и животными, и птицами. Подражание – повторение, воссоздание реципиентом действий (движений, манер и т. д.) коммуниканта. Различают произвольное и непроизвольное подражание, причем произвольное подражание (имитация) применяется при обучении каким-либо технологиям, в школе, детском саду и пр.
Велика роль подражания в социальной жизни – оно позволяет распространяться, с одной стороны, модным новинкам, а, с другой – передавать из поколения в поколение традиции, стереотипы поведения, обычаи.
2) диалог – форма взаимодействия, основанная на речи и равноправии субъектов, участвующих в ней. Как правило, диалогическая форма коммуникации носит творческий характер и складывается как последовательная цепь высказываний ее участников, периодически меняющих роли реципиента и коммуниканта, и создающих относительно завершенный драматургический текст.
3) управление – форма коммуникационного действия, при которой реципиент рассматривается коммуникантом в качестве средства достижения определенных целей, т.е. объекта управления.
Разница между диалогом и управлением заключается в том, что реципиент не имеет возможности дискутировать с коммуникантом, а может только транслировать свою реакцию.
Следует помнить о том, что очень часто границы между разными коммуникационными формами бывают размыты – управление, подражание и диалог могут сосуществовать, дополняя друг друга.
Виды коммуникативной деятельности подразделяются на микрокоммуникацию, мидикоммуникацию и макрокоммуникацию.
Рассмотрим каждый из перечисленных видов более подробно.
1) Микрокоммуникация существует в виде нескольких форм, в которых личность может выступать в роли реципиента (подражание) либо коммуниканта (управление, диалог). Коммуникационными партнерами в данном случае могут быть другой индивид, социальная группа или общество. Отметим также невозможность отношений между разноуровневыми партнерами.
Важность микрокоммуникации не вызывает сомнений, поскольку она чрезвычайно значима как для представителей многих профессий (политиков, менеджеров, учителей и мн. др.), так и для «обычных» людей, жаждущих иметь успех в обществе.
2) Мидикоммуникация охватывает такие явления как мода (в основе лежит подражание вещественным формам и идеям, привлекательным для данной социальной группы), переговоры (один из способов разрешения конфликтов и достижения договоренностей), групповая иерархия (четкая регламентация контактов между группами), адаптация к среде (сложная коммуникационная проблема для национальных диаспор-эмигрантов, иноверцев и т.д.) и руководство обществом, осуществляющееся «со стороны творческих групп, генерирующих мировоззренческие смыслы, определяющие духовную (не материальную!) жизнь общества» [1].
3) Макрокоммуникация также существует в виде нескольких форм, среди которых выделим заимствование достижений, взаимодействие культур и информационную агрессию. Причем, если две первые формы можно проследить на протяжении всей истории, то последняя – феномен новейшей истории, точнее XX века.
Характеристика основных форм коммуникативной деятельности
Общение как особый вид деятельности. Структурные компоненты коммуникативной деятельности, характеристика основных форм общения детей разных возрастов. Зависимость потребности ребенка в общении с другими людьми от общего характера его жизнедеятельности.
Рубрика | Психология |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 18.05.2016 |
Размер файла | 21,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Характеристика основных форм коммуникативной деятельности
Белых Елизавета ПП14-14Б
Для того чтобы понимать общение как особый вид деятельности, необходимо выделить в общении основные структурные компоненты. Структурные компоненты коммуникативной деятельности выглядят следующим образом:
Предмет общения — это другой человек, партнер по общению как субъект.
Итак, формой общения мы называем коммуникативную деятельность на определенном этапе ее развития, взятую в целостной совокупности черт и характеризуемую по нескольким параметрам. Основными среди них являются следующие 5 параметров:
1) время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства;
2) место, занимаемое ею и системе более широкой жизнедеятельности ребенка;
3) основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми при данной форме общения;
4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе развития к общению с окружающими людьми;
5) основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляются коммуникации ребенка с людьми.
В первые 7 лет жизни выделяют 4 вида содержания в потребности общения:
Содержание потребности ребенка в общении с другими людьми зависит от общего характера его жизнедеятельности и места в ней общения среди других видов активности.
Ситуативно-личностная форма общения.
В рамках этой формы коммуникативной деятельности младенцы умеют тонко различать градации внимания взрослого и в то же самое время не отличают одного взрослого человека от другого.
Дети не старше 6 мес. обнаруживают свое умение узнавать близких взрослых тем, что при взаимодействии с ними они больше радуются и чаще проявляют инициативу, чем при контактах с людьми посторонними. Значит, незнакомые вызывают у них такое же отношение, что и родные люди, а различия выражаются в степени удовольствия детей в пределах того же самого качества, т. е. количественно.
Не имея самостоятельного приспособительного поведения, дети адаптируются к миру через посредство взрослых. Готовность ребенка радоваться любому взрослому и всякому знаку внимания с его стороны обеспечивает ему установление контактов с любым человеком, который будет за ним ухаживать.
Ведущим мотивом общения в описываемый период жизни детей является личностный мотив. Это очень своеобразный вид личностных мотивов, ведь дети отражают взрослых очень нечетко, аморфно; в их персоне для ребенка высвечиваются лишь внимательность и доброжелательность.
Входящие в состав комплекса оживления компоненты обеспечивают успешное выделение ребенком из окружающей среды взрослого человека (замирание), осуществление мимического (улыбка) и специфического голосового (гуление) общения с взрослым человеком и активное привлечение взрослого к общению (движения конечностей и тела).
Ситуативно-деловая форма общения.
Потребность ребенка в сотрудничестве с взрослым.
Когда контакты с взрослым включались в дело, и одобрение старших означало похвалу за какое-то достижение малыша (залез на диван, взобрался по ступенькам, сделал «куличик»), обнаруживалось, что описанные изменения не означают, будто дети теперь меньше ценят взрослых или не так дорожат их вниманием: нет, значение взрослых в их жизни полностью сохраняется, даже увеличивается, но качественно изменяется по своему характеру. Ребенок теперь нуждается в том, чтобы взрослый сотрудничал с ним в деле, организуя его, помогая в трудную минуту, подбадривая при неуспехе, хваля за достижения.
В середине 2-го года жизни многие дети начинают говорить. Они ухитряются подчинить речь ситуации и во многих случаях строят свои высказывания так, что понять их можно, только учитывая сиюминутные обстоятельства.
Внеситуативно-познавательная форма общения.
Слова ободрения вызывают у дошкольников несоразмерный восторг: дети прыгают, хлопают в ладоши, испускают победные крики, они даже способны расцеловать мало знакомого им человека. Но зато и самый мягкий упрек может восприниматься ими с крайним преувеличением: дети спорят, сердятся, некоторые плачут, иные тут же уходят на комнаты, а при следующей попытке встретиться они отказываются идти на опыт.
Для внеситуативно-познавательной формы общения характерно стремление ребенка к уважению взрослого. Дети хотят похвал и не желают мириться с замечаниями, они их воспринимают как личную обиду.
Основным средством общения у детей с внеситуативно-познавательной (так же как и с внеситуативно-личностной) формой являются, конечно, речевые операции: ведь только они одни дают детям возможность выйти за пределы ограниченной ситуации в беспредельный окружающий мир. Интересно, что дошкольники не только используют слово, но и превращают его в особый объект изучения.
В дошкольном возрасте главное значение среди всех видов активности ребенка приобретает игра. Специальные исследования показали, что на начальных этапах развития игры дети пытаются в ходе ее отразить по преимуществу внешний, «вещный» аспект деятельности взрослых, которую они прорабатывают путем обыгрывания.
Поэтому они придают большое значение использованию разных предметов-заменителей, символизирующих «взрослое» оборудование, профодежду и характерные атрибуты.
Внеситуативно-личностная форма общения.
Стремление к общности взглядов со старшими дает детям опору при обдумывании нравственных понятий, при становлении моральных суждений, ведь по самому своему происхождению правила поведения в обществе, взаимоотношения с товарищами социальны, и лишь овладевшие социальным опытом старшие могут помочь ребенку определить правильный путь.
Важнейшее значение внеситуативно-личностного общения состоит в том, что благодаря ему ребенок узнает о взрослом как об учителе и постепенно усваивает представление о себе как об ученике.
Наиболее успешно дети усваивают новые знания в условиях, приближенных к занятиям, или в обычной жизни, если владеют внеситуативно-личностной формой общения.
Значение ситуативно-делового общения мы видим главным образом в том, что оно приводит к дальнейшему развитию и качественному преобразованию предметной деятельности детей (к переходу от отдельных действий к процессуальным играм) и возникновению и развитию речи. Но овладение речью позволяет детям преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества с взрослым к сотрудничеству, так сказать, «теоретическому».
Значение внеситуативно-познавательного общения детей с взрослыми состоит, на наш взгляд, в том, что оно помогает детям неизмеримо расширить рамки мира, доступного для их познания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений, узнать о существовании причинно-следственных и иных отношении между предметами и явлениями. Поддержка взрослого, его постоянная помощь становятся важным условием развития мышления детей. Вместе с тем познание мира предметов и физических явлений вскоре перестает исчерпывать интересы детей. Их все больше привлекают события, происходящие в социальной сфере, тем более что большинство предметов, окружающих детей, также являются продуктами деятельности ума и рук человека. Развитие мышления и познавательных интересов дошкольников выходит за рамки третьей генетической формы общения, где оно получало опору и стимул, и преобразует общую жизнедеятельность детей, в соответствии с которой преобразуется и деятельность их общения с взрослым.
Значение внеситуативно-личностного общения в общем психическом развитии ребенка мы видим в том, что оно вводит ребенка в сложный по своей структуре мир людей и позволяет ему занять в этом мире адекватное место. Ребенок научается ориентироваться в социальной сфере и устанавливает многообразные сложные отношения с окружающими людьми. Он усваивает правила общежития, понятие о своих правах и обязанностях. Наконец, ребенок приобщается к моральным и нравственным ценностям общества, в котором живет. Усвоенный опыт и знания дошкольники моделируют в сюжетно-ролевых играх и применяют в своей реальной жизненной практике под контролем и руководством взрослого. Благодаря достижениям детей во внеситуативно-личностном общении они приходят в состояние готовности к школьному обучению, важной частью которого является умение ребенка воспринять взрослого в роли учителя и занять по отношению к нему позицию ученика со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Важнейшее значение в возникновении и развитии у детей общения имеют воздействия взрослого, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по механизму «зоны ближайшего развития» [Л.С. Выготский, 1982]. Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей. Без постоянной поддержки взрослого, особенно в первые месяцы и годы жизни, развитие общения детей с окружающими замедляется или даже прекращается. Но активное вмешательство взрослого способно в относительно короткий срок вызвать благоприятные сдвиги в общении детей даже старшего дошкольного возраста, выправить дефекты и отклонения в их коммуникативной деятельности.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Характеристика основных подходов к анализу понятия общения. Коммуникативная сторона общения, понятие и содержание коммуникативной компетентности, пути её формирования. Постановка эксперимента для изучения коммуникативной компетентности личности.
дипломная работа [4,5 M], добавлен 28.11.2011
Тренинг общения с целью развития коммуникативной компетенции. Цель данного тренинга: Развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении. Познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми.
творческая работа [37,6 K], добавлен 20.01.2009
Три основных аспекта извлечения знаний. Основные формы непосредственных контактов между людьми. Четыре основных уровня общения. Потери информации при разговорном общении. Структурные компоненты модели общения. Главные параметры процедурного слоя.
презентация [469,6 K], добавлен 14.08.2013
Специфика и этапы становления коммуникативной деятельности у дошкольников. Характеристика возрастных особенностей психического развития детей с нарушением зрения. Социальная позиция и проблема общения слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста.
курсовая работа [43,2 K], добавлен 21.08.2011
Необходимость общения для психологического развития человека, его виды и функции. Уровни общения по Б. Ломову. Мотивационный и когнитивный компоненты в структуре общения. Взаимосвязь коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения.
контрольная работа [13,2 K], добавлен 23.11.2010
Познавательная и коммуникативная деятельность
Наталья Сметнева
Познавательная и коммуникативная деятельность
Познавательная деятельность
Основные формы познания:
1. Чувственное (ощущение, восприятие, представление).
2. Рациональное (понятие, суждение, умозаключение).
Во взглядах на соотношение чувственного и рационального познания различают позиции сенсуалистов и рационалистов. Сенсуализм на первое место в процессе познания ставит в противовес разуму чувственную познавательную способность. Противоположной линии придерживаются рационалисты. Они признают основой познания и поведения людей разум, отрицая чувства в качестве источника достоверной первичной информации, мотивируя это неточностью и ограниченностью сведений о мире, получаемых при помощи органов чувств.
Коммуникативная деятельность
Во-первых, коммуникативная деятельность охватывает передачу информации с помощью различных социальных институтов и структур, в первую очередь СМИ, которые собирают, перерабатывают и распространяют информацию. В результате часто происходит не только прямая передача информации и воздействие на сознание и поведение участника коммуникации, но и возникновение «второй реальности», символической, виртуальной, замещающей нередко саму действительность и выдающей себя за неё. Во-вторых, коммуникативной деятельностью является профессиональное общение внутри наук, в том числе социально-гуманитарных, где главными коммуникационными структурами являются научные сообщества, кафедры, лаборатории, институты, публикации и экспертизы, конференции, симпозиумы, семинары, системы научно-технической информации, а также неформальные объединения или личное общение конкретных учёных. Коммуникации реализуются через такие формы общения, как сотрудничество, соавторство, ученичество и принадлежность к научной школе.
В процессе коммуникативной деятельности особое значение имеют конвенции, соглашения, введение или исключение которых является одной из универсальных процедур познания наряду с отражением, осмыслением и интерпретацией. Познавательная конвенция предполагает введение норм, правил, знаков, символов, языковых и других систем на основе договорённости и соглашения субъектов познания.
Познавательная и исследовательская деятельность Сенсорный, игровой и интеллектуальный тренинги, опыты, эксперименты, наблюдения, наблюдения за природой,.
Картотека игр. Социально-коммуникативная область 5. Игра «Разговор с руками» (Шевцова И. В.) (Для гиперактивных детей) Цель: научить детей контролировать свои действия. Содержание: Если.
Коммуникативная игра «Ожившие игрушки» «Ожившие игрушки»упражнение. Спросите у ребенка,Как он думает,что происходит в магазине игрушек ночью. Выслушайте его,предложите представить,что.
Поисково-познавательная деятельность в младшей группе Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами.
Познавательная деятельность для детей средней группы Познавательная деятельность Тема: «Какой бывает транспорт?» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской.
Познавательная деятельность по развитию речи в первой младшей группе «Пирамидка» Цель. Развитие речи детей в создании познавательной ситуации и в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Задачи: Образовательные:.
Познавательная деятельность «В гости в весенний лес» НОД «В гости в весенний лес» Интеграция образовательных областей: ПР, РР, С-К Р, ФР. Цель:расширение и закрепление представлений детей о.
Развлекательно-познавательная деятельность «Автошкола» азвлекательно — познавательная деятельность Автор: Платонова Т. В., «Детский сад № 290». Программное содержание: в игровой форме закрепить.
Словесно-коммуникативная игра «В поход» Цель. Упражнять в диалогической речи, формировать мыслительную деятельность детей, развивать умение общаться. Ход игры Дети под музыку.
Виды, уровни и формы социально-коммуникационной деятельности
Виды коммуникационной деятельности
4. Сотрудничество и конфликты в коммуникационной деятельности
Коммуникационные действия и их формы
Коммуникационную деятельность определили как движение смыслов в социальном пространстве. Соответствует коммуникационной деятельности, точнее – не деятельности в целом, а элементарной ее части – коммуникационному действию. Коммуникационное действие – завершенная операция смыслового взаимодействия, происходящая без смены участников коммуникации. Субъектами, вступившими в коммуникацию, могут преследоваться три цели: во-первых, реципиент желает получить от коммуниканта некоторые привлекательные для него смыслы; во-вторых, коммуникант желает сообщить реципиенту некоторые смыслы, влияющие на поведение последнего; в-третьих, и коммуникант, и реципиент заинтересованы во взаимодействии с целью обмена какими-то смыслами. Соответственно возможны три формы коммуникационного действия.
1. Подражание. Подражание – одна из древнейших форм передачи смыслов, используемая высшими животными и птицами; недаром некоторые ученые считали источником подражания стадный инстинкт. Под подражанием понимается воспроизведение реципиентом движений, действий, повадок коммуниканта. Подражание может быть произвольным и непроизвольным (бессознательным). Произвольное подражание (имитация) используется при школьном обучении, овладении технологиями, мастерством. Непроизвольное подражание – главный метод первичной социализации детей дошкольного возраста.
В общественной жизни посредством подражания происходит распространение модных новаций, популярных идей и веяний. Вместе с тем благодаря подражанию из поколения к поколению передаются традиции, обычаи, стереотипы поведения. Недаром в «Поучении Мерикара», памятнике египетской письменности XXII–XXIII вв. до н.э. сказано: «Подражай отцам своим и предкам своим». Можно сказать, что подражание – один из способов существования живой социальной памяти.
Э. Фромм среди специфически человеческих социально-культурных потребностей отмечал стремление к уподоблению, поиску объекта поклонения, отождествлению себя с кем-то более сильным, умным, красивым. В детстве дети уподобляют себя родителям, во взрослом состоянии – литературным героям, спортсменам, артистам, воинам. Эту потребность можно назвать потребностью в кумиротворчестве (отыскать или сотворить себе кумир).
2. Диалог – форма коммуникационного взаимодействия, освоенная людьми в процессе антропогенеза при формировании человеческого языка и речи. Участники диалога относятся друг к другу как к равноправным субъектам, владеющим определенными смыслами. Между ними складывается субъект-субъектное отношение, а взаимодействие их носит творческий характер в том смысле, что достигается социально-психологическая общность партнеров, обозначаемая словом «МЫ».
Диалоговая коммуникация представляется как последовательность высказываний участников, сменяющих друг друга в роли коммуниканта и реципиента. Высказывание – это не слово, не предложение, не абзац, а единица смысла, дающая возможность ответить на него. Участники диалога совместно создают драматургический Текст, обладающий относительной смысловой завершенностью. Относительность завершения диалога определяется тем, что реакция на то или иное высказывание может проявиться в поведении реципиента спустя много времени. Литература, театр, лекция как раз рассчитаны на ответ замедленного действия. Незавершенный диалог перерастает в коммуникационный дискурс, охватывающий множество субъектов и продолжающийся бесконечно. Короче говоря, дискурс – это мультисубъектный бесконечный диалог.
3. Управление – такое коммуникационное действие, когда коммуникант рассматривает реципиента как средство достижения своих целей, как объект управления. В этом случае между коммуникантом и реципиентом устанавливаются субъект-объектные отношения. Управление отличается от диалога тем, что субъект имеет право монолога, а реципиент не может дискутировать с коммуникантом, он может только сообщать о своей реакции по каналу обратной связи.
Управленческий монолог может быть: в форме приказа (коммуникант имеет властные полномочия, признаваемые реципиентом); в форме внушения (суггестии), когда используется принудительная сила слова за счет многократного повторения одного и того же монолога (реклама, пропаганда, проповедь); в форме убеждения, апеллирующего не к подсознательным мотивам, как при внушении, а к разуму и здравому смыслу при помощи логически выстроенной аргументации.
Особой формой управленческого коммуникационного действия является заражение, которое стихийно возникает в массах людей. Заражение характеризуется эмоциональным накалом и агрессивностью. Его источниками могут быть ритуальные танцы, музыкальные ритмы, религиозный экстаз, спортивный азарт, ораторское мастерство. По-видимому, как и в случае внушения, при заражении большую роль играют бессознательные побуждения.
Не следует абсолютизировать границы между разными коммуникационными формами. Подражание, диалог, управление могут сливаться друг с другом, дополнять друг друга. Так, диалог может стать методом управления, например, сократический диалог построен так, чтобы заставить оппонента признать правоту Сократа; диалог между учителем и учеником – обычная форма педагогического воздействия. Вообще говоря, любой содержательный диалог (бессодержательная болтовня не в счет) имеет целью оказать какое-то управленческое воздействие на сознание собеседников. Подражание – это вырожденный диалог, где коммуникант безучастен по отношению к реципиенту (игнорирует его), а реципиент ведет воображаемый диалог с коммуникантом.
Коммуникационные действия есть элементарные акты, можно сказать, атомы коммуникационной деятельности, но используются они и в некоммуникационной деятельности (познание, труд). Практически во всех видах коммуникационной деятельности обнаруживаются формы, рассмотренные нами, но преобладает одна из форм. Это позволяет коммуникационную деятельность и в целом на различных ее уровнях представить в виде диалогической, управленческой, подражательной, т.е. отождествить формы коммуникационной деятельности и формы элементарных коммуникационных актов.
Виды, уровни и формы коммуникационной деятельности
В качестве коммуникантов и реципиентов могут выступать три субъекта, относящиеся к разным уровням социальной структуры: индивидуальная личность (И), социальная группа (Г), массовая совокупность (М). Они могут взаимодействовать друг с другом, например И –, Г – Г, М – М. или между собой, например И – Г, И – М, Г – М и т.д. Абстрактно говоря, получается 9 видов социальных коммуникаций. Но этого мало. Коммуникационные действия могут осуществляться в форме подражания, диалога, управления. Диалог есть взаимодействие равноправных партнеров, которое возможно между субъектами одинакового социального уровня, а не разных уровней, ибо разноуровневые субъекты, например, И и М, не являются равноправными. Между разноуровневыми субъектами может быть подражание или управление, но не диалог равных участников.
Примем следующие обозначения. Те виды коммуникационной деятельности, где в качестве активного, целенаправленного субъекта выступает И, либо Г, либо М, будем называть соответственно микрокоммуникацией, мидикоммуникацией, макрокоммуникацией. Те виды, где И, либо Г, либо М выступают в роли объекта воздействия назовем соответственно межличностной, групповой и массовой коммуникацией, понимая под ними уровни социальных коммуникаций. Получившаяся двумерная классификация видов и уровней коммуникационной деятельности.
Для полноты картины возможных форм коммуникационной деятельности следует учесть квазикоммуникацию, когда коммуникант обращается к воображаемому субъекту и обретает ощущение диалога с ним. Сюда относится феномен фетишизации, который Н.Д. Кондратьев описывал следующим образом: «людям начинает казаться, что вещи обладают особыми сверхъестественными свойствами быть ценностью, обладать прерогативами святости, величия, источника права и т.п. Иначе говоря, люди начинают наделять вещи физически не присущими им значительными свойствами, подобно тому, как дикари приписывали свойства всесильного божества истуканам». Сотворение всевозможных «кумиров», культ вождей и т.д. в конечном счете имеет целью создание всезнающего и всемогущего «квазикоммуникационного» партнера.
Рассмотрим более подробно перечисленные формы коммуникационной деятельности, распределив их по видам социальной коммуникации: микро-, миди-, макрокоммуникация.
Индивидуальная личность выступает в качестве активного реципиента (подражание) или активного коммуниканта (диалог, управление); в качестве же коммуникационных партнеров могут быть либо другой индивид, либо социальная группа, либо массовая совокупность (общество в целом). Содержание микрокоммуникации достаточно очевидно: на межличностном уровне – это либо усвоение форм поведения, умений, внешних атрибутов выбранного образца для подражания – копирование образца, либо обмен идеями, доводами, предложениями между собеседниками – дружеская или деловая беседа, либо указания для исполнения их подчиненному – команда, на групповом уровне возможны референция, то же подражание, но не отдельному человеку, а социальной группе, с которой индивид желает себя идентифицировать, например, подражание купцов дворянскому сословию или «новых русских» аристократам духа (отметим, что встречается отрицательная референция, когда человек сознательно избегает признаков отвергаемой им группы) или руководство коллективом – менеджмент, организация, лидерство в группе; наконец на массовом уровне коммуникационные действия служат для социализации – освоения человеком общепринятых в данном обществе норм, верований, идеалов, чтобы «быть как все», и авторитаризма, т.е. деспотического управления массами подвластных людей (абсолютизм, тирания, самодержавие – политические формы авторитаризма). Заметим, что диалогические отношения индивида с группой или массой исключаются, потому что диалог возможен только между равноуровневыми партнерами. Имитация дружеской беседы генерала с солдатами не в счет, ибо это «квазидиалог».
Пять форм мидикоммуникации включают такие социально-коммуникационные явления, как мода – основанная на подражании передача в социальном пространстве вещественных форм, образцов поведения и идей, эмоционально привлекательных для социальных групп (отметим, что мода – продукт неокультуры, палеокультура моды не знала); переговоры – обычный способ разрешения конфликтов и достижения соглашений между социальными группами; групповая иерархия складывается в крупных учреждениях (управленцы – рабочие), в армейских подразделениях, в сословно-кастовых обществах, где контакты между группами четко регламентированы; адаптация к среде превращается в коммуникационную проблему для национальных диаспор, живущих среди чужеземцев; для иноверцев, например, мусульман среди христиан; для революционеров-подпольщиков и т.п.; руководство обществом осуществляется со стороны творческих групп, генерирующих мировоззренческие смыслы, определяющие духовную (не материальную!) жизнь общества.
Макрокоммуникационные формы коммуникационного взаимодействия, названы заимствование достижений (М п М), взаимодействие культур (М д М) и информационная агрессия (М у М), хорошо просматриваются в тысячелетней истории взаимодействия государства Российского и Европы. Причем легко замечаются колебания от подражания к диалогу и обратно. Информационная агрессия – явление относительно новое, появившееся лишь в XX веке.