высшая форма отражения объективной реальности это язык речь мышление монолог
Вопрос 46. Сознание, самосознания, язык и речь.
Сознание – это функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, эта функция заключается в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов.
Язык – наиболее дифференцированное и объемлющее средство выражения, которым обладает человек, и одновременно высшая форма проявления как субъективного, так и объективного духа.
Язык и сознание происходят из глубокой древности.
Две основных функции языка:
– служить средством общения;
– служить орудием мышления.
Речь – это процесс общения (обмена мыслями, чувствами, пожеланиями и т. п.), осуществляющийся с помощью языка.
Язык – это система значимых и содержательных форм, он работает как механизм социальной наследственности.
Процесс общения складывается из двух связанных между собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или пишущим; восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим.
Мышление и язык тесно связаны, это приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к такому) выражение мысль получает именно в языке.
Обращаясь к другим людям, говорящий: сообщает им свои мысли и чувства; побуждает их к тем или иным поступкам; убеждает их в чем-либо; приказывает; советует; отговаривает их от каких-нибудьдействий и т. д.
Сознание и язык являются единым целым: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму.
Язык – это непосредственная деятельность сознания. С помощью языка сознание выявляется, формируется.
Язык стал эффективнейшим общественным посредником между индивидуальными сознаниями. Благодаря языку как средству межиндивидуального общения сформировалось общественное сознание. С помощью символов человек переходит свои индивидуальные границы и участвует в коллективном психическом процессе (общественное сознание, общественное мнение, дух эпохи и др.). У человека единственно всеобщим средством, отождествляющим его сознание с сознанием любого другого человека и при этом взаимно его изменяющим, оказался язык.
(Про Самосознание в 45 вопросе).
Вопрос 47. Человек как предмет философии.
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ
Понимание сущности человека меняется в зависимости от эпохи.
Античность
Человек находится в гармонии с природой. Цель человека – понять смысл своего бытия и
воспитать в себе мудрость почитания природы и своего тела. Грех – нарушение законов природы. Ответственность человека – перед природой.
Средневековье
Тело человека становится греховным. Тело смертно, душа бессмертна. Душа – сущность, явленная в действии. Человек формируется через духовные начала. Бессмертие возможно только духовно – через идеи, в другой реальности.
Homo ludens – человек играющий – «карнавальный» человек, человек площади – человек, который оставался в пределах повседневности, телесного бытия и проявлялся в различных формах игры.
Homo faber – человек ремесленный – человек, творящий мир бытия посредством ремесла.
Многомерный человек – человек, который творит мир собственной жизни, в социальной жизни выполняет функции актера, игрока на площади и обязан достичь совершенства, божественности.
Эпоха Возрождения
Человек – высшее творение Бога и природы.
Божественность в человеке:
1. Неповторимая индивидуальность;
3. Креативность (творческая способность)
«О наслаждении истинном и мнимом»
Новое время
Homo sapiens – человек разумный.
2. Природное начало;
3. Предметно-практическая деятельность, в результате которой он создает антропогенную природу.
Немецкая классическая философия: Сила разума человека абсолютна и создает через труд и деятельность самого человека, создающего общественные формы бытия и исторические феномены культуры. Смысл бытия человека – познание мира через собственный разум.
Новейшее время
Шопенгауэр и Ницше
Человек – многомерное целостное специфическое явление, обладающее разумом, глубинной бессознательностью, абсолютной волей, экзистенциальной свободой и внутренним миром.
Имманентность человека – его незавершенность и открытость, что позволяет ему самостоятельно обретать свою сущность.
«Деяние определяет наше достоинство» (Иоганн Фихте).
Проклятие духа в том, что он отягощен материей.
Парадокс человека: человек сосредоточен на себе, но зависит от мира и проявляется только через отношение.
ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
1. Происхождение человека;
2. Индивидуальность человека;
3. Формы мышления человека;
Философские течения, предметом которых является человек:
1. Идеализм: объективный и субъективный;
2. Рационализм;
3. Психоанализ и неофрейдизм;
4. Экзистенциализм;
5. Философская антропология;
6. Феноменология.
Концепции объяснения человека:
1. Объективистская концепция;
Человек – часть природы, истории, мира и бытия, который управляется высшими метафизическими силами.
2. Субъективистская концепция.
Человек – исходное творческое начало, создающее мир в процессе своей деятельности.
Человек – первичная онтологическая ценность, открытая и незавершенная система.
Атрибутивные свойства человека:
Специфика деятельности человека:
1. Создает ч.л. по идеальной модели, конструированной им самим;
2. Конкретность и инструментальность (с помощью методов и форм, характерных объекту деятельности);
23. Сознание и проблема идеального. Мышление, логика и язык.
Сознание выступает в двух формах: индивидуальной и общественной. Признание первичности идеального ведет к превращению сознания в самостоятельную сущность, творящую мир. Такой подход выражен в период античности в философии Платона; В материалистической философии сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, как субъективный образ объективного мира.
Мышление — это познавательная деятельность человека. Продуктом или результатом мышления является мысль (понятие,смысл,идея).
Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга, которая неразрывно связана с языком.
Язык – средство повседневного общения людей, средство общения в практической и научной деятельности. Языку свойственны и такие функции: хранить информацию, быть средством выражения эмоций, быть средством познания.
Речь может быть устной или письменной, звуковой или незвуковой, внешней или внутренней, выраженной с помощью естественного или искусственного языка, в основе которых лежит естественный язык, сформулированы положения всех наук.
На базе естественных наук возникли искусственные языки науки.
В логике различают выражения, которые являются именными функциями, и выражения, являющиеся пропозициональными функциями.
При логическом анализе язык рассматривается как знаковая система.
Знак – это материальный объект, используемый в процессе познания или общения в качестве представителя какого-либо объекта.
Можно выделить знаки следующего вида: знаки-индексы; знаки-образцы; знаки-символы.
Логика исследует знаки последнего вида. Знаки-символы не связаны причинно и не сходны с представляемыми ими объектами.
24. Проблема истины в философии. Критерии истины в истории философских учений.
Каким образом определить истину?
1. Логический анализ знаний и ведущих к нему размышлений. Платон считал, что истина может быть лишь знание о вечных неизменных идеях..
Мышление, сознание, язык и речь (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
Вопрос 20. Мышление, сознание, язык и речь.
Сознание – это самый высокий уровень психического отражения.
Сознание – это такое отражение действительности, в котором выделяются ее объективные, независимые от субъективного состояния свойства и формируется устойчивая картина мира.
Образующие сознания (по Леонтьеву) – основа и условие сознания. Это – значение, личностный смысл и чувственная ткань.
Главная предпосылка возникновения сознания, по Леонтьеву – совместный труд с разделением трудовых функций. При разделении обязанностей деятельность становится «социально разделенной», а это требует отражения не только своих целей в их отношении к мотивам, но и представления о целях действий и мотивах других людей – участников совместной деятельности. С возникновением целенаправленного действия, таким образом, складывается объективная необходимость и возможность сознания.
Другой предпосылкой и важнейшим фактором, участвующим в формировании сознания является язык. Слово языка несет в себе не просто предметное значение, но обобщённое предметное значение. Язык – это средство фиксации общественно-исторического опыта. Язык – это культурное средство, которое опосредствует психику, благодаря которому возникают высшие психические функции. Благодаря усвоению языка возникают либо ВПФ, как скажет Выготский, или присваиваются значения, как скажет Леонтьев, так образуется человеческая психика, которая называется сознанием. Язык – это основа всех трех остальных частей вопроса.
Язык (Ф. де Соссюр) – это социальный продукт, совокупность необходимых условностей, принятых коллективом, чтобы обеспечить реализацию функционирования способности к речевой деятельности, существующей у каждого носителя языка. Основные единицы языка (Глейтман «Основы психологии»): фонемы (самые мельчайшие единицы, основные перцептивные единицы речи. Многие различия в звуках не воспринимаются, например, слово «нос» можно произнести с большим или меньшим присвистом на звуке «с», но часто различия в звуках указывают на различия значений слов. Ни «нож» ни «босс» не будут восприняты как «нос».); морфемы – наименьшие единицы языка, несущие в себе смысл. Некоторые слова состоят из одной морфемы («но», «бег», «путь»), но для образования сложного слова нужно объединение морфем. Например, суффикс –ник (обозначающий «тот, кто осуществляет») и окончание –и («больше, чем один») при объединении с морфемой «путь» дают сложное слово «путники» (путь + ник + и).; слова; словосочетания (это единицы, организующие слова в осмысленные группы в рамках предложения); предложения (слова и словосочетания объединяются в предложения в соответствии с правилами синтаксиса, которые устанавливают, какие элементы должны быть включены в предложение и в каком порядке они могут появляться).
У лингвистов есть критерий различения: предложения от словосочетания отличается тем, что в них всегда присутствует предикат. Предикат – то, что говорится о субъекте в высказывании.
Речь (определение Рубинштейна) – это деятельность общения, осуществляемая посредством языка. Язык – первичен, речь – вторична. Деятельность общения Рубинштейн раскрывает через:
Основные функции речи:
— сигнификативная (семантическая) функция – обозначающая функция. Она является базовой, без нее не могут быть реализованы другие функции;
— коммуникативная функция – функция сообщения, речь, как деятельность общения характеризуется тем, что один человек передает другому с помощью языка какую-то информацию;
— выразительная функция заключается в том, что в процессе общения человек не только сообщает какое-то содержание, но и свое эмоционально-ценностное отношение к этому содержанию;
— функция воздействия – состоит в том, что человек общается с другими людьми, чтобы оказать какое-то воздействие, например, обратить внимание на что-то, повлиять на ход мыслей или прямо заставить дать какую-то ответную реакцию.
Таким образом, деятельность общения – это речь, основанная на том, что каждое слово что-то обозначает. С помощью слов мы передаем какую-то информацию, отношение к этой информации и воздействуем на человека с помощью этой информации.
Виды речи: невербальная (мимика, жесты), вербальная: устная, письменная.
Речевому мышлению (словесно-логическому) посвящены исследования Выготского. Речевое мышление отличается от наглядно-образного и наглядно-действенного.
Мышление (по Тихомирову) – процесс познавательной деятельности индивида, характерный обобщённым и опосредованным отражением действительности.
Операции мыслительного процесса: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.
Опосредованное отражение – такое знание субъекта об окружающем мире, которое не дано ему непосредственно через его органы чувств. Пример: когда ученый устанавливает какой-то закон, то этот закон не дан ему непосредственно.
Цель вопроса – показать, что реальная мыслительная деятельность человека разнообразна.
Аутистическое мышление. Аутизм – название симптома целого ряда заболеваний, например, шизофрении. Аутизм – нарушение адекватности мировосприятия человека. Нарушение проявляется в том, что представления человека об окружающем мире и о себе, которыми он руководствуется в своей жизни, в большей степени соответствуют его потребностям и эмоциям, а не объективным свойствам и законам окружающего мира. В результате жизнь такого человека не в реальном, а в каком-то фантастическом, придуманном им самим, мире, где желаемое выдается за действительное. Крайними формами аутизма являются бредовые расстройства, не соотносящиеся с реальным миром. Аутизм проявляется в особенностях мышления. Реалистическое мышление, свойственное обычному здоровому человеку.
У Блейлера есть два критерия:
1. Реальность, представленная в мышлении
1. Мышление – «представительствует» в действительности. Это означает, что представлены, прежде всего, объективные отношения свойства, связи, присущие реально существующему миру.
— Опирается на обобщение по существенным признакам.
— Соотносится с временной последовательностью событий.
1. Оно представляет себе то, что соответствует аффекту. Это значит, что в этом мышлении содержатся такие представления об окружающем мире, которые в большей мере соответствуют потребностям и эмоциям человека.
— Опирается на обобщение по несущественным признакам.
— Не соотносится с временной последовательностью событий.
2. Функция мышления
2. Познание окружающего мира с целью адаптации, приспособления к жизни в этом мире.
2. Доставить себе удовольствие.
Четыре случая, когда у людей преобладает аутистическое мышление над реалистическим:
А) период детства, до школьного возраста, пока у детей отсутствует способность к логическому мышлению.
Б) познание таких объектов, к познанию которых трудно относиться беспристрастно, объекты, связанные с мировоззрением человека, объекты, которые человек любит.
В) наличие у человека каких-либо ситуативных эмоций.
Г) особые состояния сознания, например, во сне.
Вторая классификация – немецкого психоневролога Курта Гольдштейна. По ней выделяются два вида мышления (рассматривает мышление широко, в том числе как поведение):
Гольдштейн указывает три критерия различения видов мышления:
1. Форма представления субъекту условия задачи.
1. Конкретная форма, форма образа.
1. Абстрактная форма, форма отвлеченной идеи.
2. Степень активности и сознательного участия субъекта в планировании поведения и контроля за ним.
2. Меньшая степень активности
2. Большая степень активности, человек больше включен в планирование.
3. Очередность появления видов мышления в онтогенезе.
3. Появляется на более ранних этапах онтогенеза
3. На более поздних этапах онтогенеза.
Теоретическое мышление – ученый, исследователь. Практическое мышление – полководца, руководящего за сражением.