высшая форма отражения объектов действительности высшая ступень развития психики
Шпаргалка по психологии.
22. Сознание как высшая форма психики.
Сознание – высшая форма отражения действительного мира, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Основной признак психики человека состоит в том, что, кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения, человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности – знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи.
«Сознание» буквально означает «совокупность знаний». Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных условиях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств. В истории отмечено около сорока случаев, когда дети с раннего возраста вскармливались животными. Они не обнаруживали не только признаков сознания (у них полностью отсутствовали речь и мышление), но даже такого физического свойства человека, как вертикальное положение тела при ходьбе.
Одной из особенностей психики человека является ее обусловленность общественным сознанием.
К общественному сознанию относятся: 1) наука; 2) мораль; 3) право; 4) идеология; 5) искусство; 6) религия.
Изменения в производстве, в общественных отношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания.
Итак, психика человека, его сознание – это система его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях.
Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности: 1) категориальность – отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы; 2) отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей; 3) осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений; 4) обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания; 5) самосознание – концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.
Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.
Таким образом, сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.
Сознание как высший уровень психического отражения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сознание – это высшая форма обобщенного отражения, свойственная для человека. Сознание отражает объективные устойчивые свойства и закономерности окружающего мира, формируя у индивида внутреннюю модель внешнего мира, в результате чего происходит познание и преобразование окружающей действительности.
Сущность феномена сознания
А. Н. Леонтьев занимался исследованием закономерностей психического развития. Он осуществлял это в контексте материалистического понимания психики в качестве высшей формы отражения объективной реальности (деятельностный подход). При исследовании вопроса происхождения ощущения и механизмов чувственного отражения Леонтьевым были выделены и охарактеризованы основные этапы развития психики.
В своей эволюции психика проходит ряд этапов, которые начинаются с сенсорного, а завершаются перцептивным и далее интеллектуальным этапом. В завершение происходит формирование сознания. Сознание представляет собой особенность психики, которая становится продуктом общественно–исторического развития. Возможность существования сознания связана с применением и производством орудий труда, началом использования элементов языка, знаний и норм поведения в обществе.
Для объяснения возможностей совершенствования психики человека на основании общественного опыта И.П. Павловым было введено понятие первой и второй сигнальной системы.
Первая сигнальная система представляет собой тип сигнальной системы, предполагающий ориентировку животных на непосредственный раздражитель (например, зрительный, слуховой, тактильный сигнал, связанный с приспособительными условными и рефлекторными реакциями).
Вторая сигнальная система в большей степени концентрируется на знаковых, прежде всего словесных, сигналах. На их основе происходит формирование временных нервных связей.
Готовые работы на аналогичную тему
Для людей характерно объединенное действие этих двух сигнальных систем. По этой причине И. П. Павлов предложил рассматривать специфические типы высшей нервной деятельности с преобладанием соответствующей системы. В зависимости от этого художественный тип определяется в качестве преобладания первой сигнальной системы, мыслительный — второй системы. Средний тип уравновешен по данному признаку.
Сознание как высшая ступень развития психики
Сознание является высшим уровнем психического отражения. Эта форма свойственна человеку и предназначена для отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающей среды. Благодаря ей у людей происходит формирование внутренней модели внешней реальности. Сознание помогает познавать и менять окружающий мир.
Функция сознания в качестве высшей формы отражения состоит в создании целей деятельности, когда предварительно осуществляется мысленное построение действий и предвидение их результатов. Этот процесс призван для обеспечения разумного регулирования человеческого поведения и деятельности.
В сознание входит соответствующее отношение человека к окружающей среде и к окружающим людям. Принято выделять несколько свойств сознания:
Отсюда следует непосредственное включение мышления и эмоциональной сферы в процессы сознания. Основная функция мышления представлена определением объективных отношений между явлениями внешней реальности. Основной функцией эмоций является создание субъективного отношения человека к людям, предметам, явлениям.
В структуре сознания происходит синтез данных форм и видов отношений. Они способствуют определению, как организации поведения, так и глубинных процессов самооценки и самосознания. Существуя реально в едином потоке сознания, образы и мысли способны окрашиваться с помощью эмоций и становятся переживаниями.
Развитие сознания происходит у индивида преимущественно в социальных контактах. В филогенезе оно совершенствовалось и становилось возможным при условии активного воздействия на природную среду в условиях ведения трудовой деятельности. Сознание проявляется только при существовании языка, речи. Эти процессы возникают в одно время с сознанием в процессе труда.
Первичный акт сознания представлен актом идентификации с символами культуры. Они организуют человеческое сознание и делают человека человеком. За выделением смысла, символов и идентификации с ним идет выполнение и активная деятельность детей в области воспроизведения образцов поведения, речи и мышления. Сознание характеризуется активной деятельностью ребенка, отражающая окружающий мир и регуляцию поведения.
Слои сознания
В психологии выделяют следующие слои сознания:
Первое из них состоит из биодинамических свойств движения и опыта действий, а также включает чувственные образы. Рефлективное сознание представляет собой сознание для сознания. Оно заключает в себя значение и смысл.
Значение представляет содержание общественного сознания. Его усвоение происходит людьми и состоит в операционных значениях, предметных, вербальных значений, житейских и научных значений (понятий).
Смысл является субъективным пониманием и отношением к ситуации, информации. Так, непонимание можно связать со сложностями в осмыслении значений. Процесс взаимной трансформации значения и смысла (осмысление значения и обозначение смысла) выступает в качестве средства диалога и взаимопонимания.
В пределах бытийного слоя сознания решаются сложные задачи. Это связано с тем, что для эффективного поведения в соответствующей ситуации часто требуется актуализация необходимого образа и нужной двигательной программы. Таким образом, образ действия должен вписаться в образ мира. Идейный, понятийный мир, сфера житейских и научных знаний должны соотносится со значением.
Мир производственной, предметной (практической) деятельности должен соотноситься с биодинамической тканью движения и действия (бытийным слоем сознания). Представления, воображение, культурные символы и знаки соотносятся, как правило, с чувственной тканью (бытийным сознанием).
Сознание как высшая ступень развития психики
Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.
Основные характеристики сознания состоят в том, что: сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире; в сознании закреплено различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «Я» человека и его «не-Я»; сознание обеспечивает целеполагающую деятельность человека; в сознание включены определенные отношения и оценки внешнего мира. Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык.
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, состояния и свойства человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Это – те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, не осознаются. Их называют бессознательным началом.
Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З. Фрейд.
• в психических явлениях во сне;
• в автоматизированных движениях в некоторых неосознанных побуждениях к деятельности;
• в реакциях на неосознанные раздражители.
Сознание и бессознательное работают в режиме гармонического единства:
• в зоне ясного осознания человека находили лишь часть постоянных сигналов, они используются для осознанного управления поведением;
• выбор стратегии поведения;
• поиск новых способов решения;
• остальные сигналы используются для регуляции процессов, но на подсознательном уровне, для регуляции поведения, протекающего без непосредственного участия сознания.
Самосознание личности. В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.
В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В. С. Мерлину):
• сознание отличия себя от остального мира;
• сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
• сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
• социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.
В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания.
Существует и противоположная точка зрения (Л: Л. Рубинштейн) согласно которой самосознание — высший вид сознания, возникший как результат развития сознания. Не сознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности.
1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);
2) осознание своей активности — «Я, управляю собой»;
3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);
4) моральная оценка себя, наличие рефлексии — осознание своего внутреннего опыта.
Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.
При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я». «Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, т. е. непосредственные процессы деятельности самосознания. «Личностное Я» — это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.
Поскольку самоотражаются все процессы сознания, постольку человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.
В структуре самосознания можно выделить:
1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);
2) осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);
3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);
4) эмоциональное, чувственное представление о себе.
Таким образом, самосознание включает в себя: самопознание (интеллектуальный аспект познания себя); самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).
Мерилом для человека в его отношении к себе являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным, Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.
Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (не взирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.
В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:
• непосредственно-чувственный уровень — самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате достигается простейшая самоидентификация личности;
• целостно-образный, личностный уровень — осознание себя как деятельного начала, проявляется как самопереживание, самоактуализация, отрицательная и положительная идентификация и поддержание аутоидентичности своего «Я»;
• рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень — осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;
• целенаправленно-деятельный уровень — своеобразный синтез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения.
В целом можно выделить три пласта сознания человека:
1. отношение к себе;
2. отношение к другим людям;
3. ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция);
Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным.
1. эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то — хорошие люди»);
2. группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он — хороший»);
3. просоциальный уровень («Другой человек — это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть», «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»);
4. эстохолический уровень — уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность— главное в отношении к другому человеку»).
Существуют специфические расстройства самосознания:
• деперсонализация, когда происходит утрата своего «Я», все происходящее в своей психике люди воспринимают как бы со стороны, как что-то внешнее или чужое;
• расщепление ядра личности. Оно как бы раздваивается, больные жалуются на постоянное присутствие двух чуждых начал, конфликтующих между собой. Каждое из этих начал, «Я», обладало памятью, индивидуальностью, утверждало собственную жизненную целостность, но не признавало саму мысль о возможном существовании других начал;
• нарушение телесной идентификации, когда люди жалуются, что части своего тела воспринимают как что-то от них отдельное;
• •крайние формы нарушения самосознания (дереализация), когда утрачивается чувство реальности не только своего бытия, но появляются сомнения в подлинности существования всего окружающего мира.
Теории возникновения сознания, как высшей ступени развития психики
Проблеме возникновения, развития сознания человека уделяется большое внимание в психологии, философии.
Существуют различные подходы к пониманию данного явления.
Что такое бессознательное по Фрейду и Юнгу? Узнайте об этом из нашей статьи.
Сознание и самосознание
Эта функция непосредственно связана с речью и выражается в способности мозга воспринимать, отражать и перерабатывать поступающую из окружающей действительности информацию, в умении планировать действия и предвидеть их результаты, в способности контролировать и регулировать поведение.
Сознание состоит из различных компонентов: внимания, памяти, воли. Каждый из них выполняет определенную функцию. Так, внимание позволяет усваивать информацию, поступающую извне.
Память способствует уяснению этой информации и способности ее применения в дальнейшем. А воля помогает нацеливать себя на достижение поставленных задач и получение желаемых результатов.
Разум помогает человеку познать окружающий его мир, успешно функционировать в обществе.
Приобретая знания о самом себе, о других людях, о природе, о закономерностях общественной жизни, человек получает возможность успешно социализироваться в своей среде обитания.
Также благодаря сознанию становится возможным проявление воображения. Люди могут не только воспринимать реальные предметы и явления, но и воспроизводить у себя в уме любые желаемые образы.
Именно это свойство психики позволяет создавать произведения искусства, делать научные открытия.
При помощи сознания человек оценивает свои поступки, их соответствие существующим требованиям.
Он вырабатывает принципы самоконтроля, регулирования своего поведения.
У человека появляется возможность не только объективно оценивать собственные индивидуальные черты, но и успешно интегрироваться в окружающую обстановку.
Благодаря наличию самосознания человек получает возможность постоянного саморазвития и самосовершенствования. Он свободно определяет свои желания, потребности.
Происхождение
Существует две ключевых концепции:
В основе трудового подхода лежит теория происхождения видов Ч. Дарвина. Причина развития способностей кроется в совместном труде людей, появлении необходимости применения речи для общения между собой.
По теории генетической ошибки человек стал результатом сбоя эволюционной программы развития. А теория бифуркации делает упор на возможность мощного скачка в развитии природы, в результате которого появился человек со сформированным мышлением.
Споры о происхождении сознания ведутся не только в психологической плоскости. Данный вопрос интересует также философов, историков, физиологов, физиков.
Теория Л. Кольберга
Отдельного внимания заслуживает теория Л. Кольберга о развитии морального мышления личности.
По мнению ученого, весь процесс эволюции, который проходит человек с раннего детства и до зрелости, связан напрямую с познавательной деятельностью.
Именно благодаря способности к познанию, человек овладевает эмоциями, формирует представления о моральных принципах, понимает свою половую принадлежность.
Кольберг привлекал детей к психологическим экспериментам, нацеленным на выявление закономерности развития нравственных суждений. В ходе проведенных многочисленных экспериментов было установлено, что моральное сознание личности состоит из трех уровней:
Кольберг утверждал, что переход от одного уровня культурного развития к другому напрямую зависит от возрастных изменений.
По мере взросления на нравственные установки ребенка оказывают влияние взгляды его родителей, уровень образования, предпочтения сверстников, стремление к поощрению со стороны общества, развитие логического мышления.
Предпосылки и условия возникновения
Основной предпосылкой развития мыслительной деятельности человека стало появление первых орудий труда.
Овладение этими орудиями позволило людям приступить к трудовой деятельности.
Необходимость в координации усилий привела к развитию речи, как способа коммуникации.
К тому же, сама трудовая деятельность по своей природе побуждала к развитию сознания: человек приходит к пониманию того, что существует предмет и цель, которой можно добиться с помощью этого предмета. Так и формировалась целенаправленная деятельность.
Чем больше люди овладевали орудиями труда, чем дальше шел прогресс, тем выше становился уровень осознанности ими своего поведения.
В процессе совместной деятельности люди приходили к пониманию, что их личные потребности удовлетворяются одновременно с общими нуждами. Появились первые представления об общественном сознании, общности интересов.
В онтогенезе
Уровень мышления только что появившегося на свет ребенка и взрослого человека значительно различаются, этот факт не подвергается оспариванию в отличие от вопроса происхождения сознания.
Также ученые сходятся во мнении, что существует прямая зависимость между уровнем развития сознания и индивидуальными особенностями конкретного человека, спецификой его окружения.
Отдельного внимания заслуживает теория А.Н. Леонтьева. По мнению ученого человек рождается с определенной врожденной, безусловно-рефлекторной организацией поведения.
Затем в процессе своего существования он усваивает исторический опыт своих предков, и именно этот опыт является основополагающим этапом развития сознания.
Движущей силой, которая способствует усвоению опыта, становится взросление.
Критерии, этапы, уровни
Существует три этапа развития внутреннего восприятия:
К критериям самосознания относятся:
По этим критериям можно определить степень внутреннего восприятия индивидом своей личности, выявить существующие проблемы и внутренние разногласия.
Так, при высокой степени рефлексии, активности и автономности можно говорить о цельности личности и ее успешной интеграции в обществе без ущерба для собственной индивидуальности.
Уровни самосознания:
Высшая ступень психического развития
Сознание с психологической точки зрения является высшей ступенью отражения свойств, закономерностей окружающей действительности. Оно позволяет создать внутреннюю модель внешней среды.
В результате происходит познание самого себя и общества, преобразование своей личности, окружающей действительности.
Сознание позволяет формировать цели, прогнозировать развитие событий, предвидеть результаты деятельности. Благодаря этому становится возможным эффективное регулирование поведения человека, целенаправленная организация его деятельности.
В целом все многочисленные функции сознания можно свести в три основных свойства: построение отношений, познание, переживание.
Возможность строить отношения с другими членами общества, вступать во взаимодействия, осуществлять совместную деятельность позволяет успешно социализироваться в среде обитания.
Способность к познанию дает возможность усваивать накопленный предыдущими поколениями опыт, получать знания о любых предметах, явлениях, процессах.
Переживание выражается в умении чувствовать, проявлять эмоции.
Любая целенаправленная деятельность человека имеет определенную эмоциональную окраску.
Сознание формируется только в социальных взаимодействиях. Оно может развиваться и совершенствоваться лишь в условиях общественной жизни.
Без речи, культуры, социальных институтов и групп, трудовой деятельности сознание человека не сможет сформироваться даже на самом первичном уровне.
Таким образом, единого подхода к вопросу возникновения и развития сознания не существует. Но все ученые сходятся во мнении, что основным условием его существования является жизнь в обществе.
Про то, как возникло человеческое сознание: