высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения
Понятие о мышлении, его отличие от других познавательных процессов
Мышлениеявляется высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отображения и преобразования человеком действительности. Мышление принадлежит к производительных психических процессов (в отличие от репродуктивных, принадлежащих к памяти и т.п.), поскольку порождает такой результат, которого ни в самой действительности, ни в субъекта мнения до сих пор не существовало. Мышление можно также понимать как путь получения новых знаний, как творческое преобразование явных представлений.
Отличие мышления от других психических процессов заключается в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачей, которую нужно решить, и активной изменением условий, в которых эта задача заданное. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, которые существуют между ними (непосредственно в самом восприятии человеку они не данные). Свойства вещей и отношений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.
На практике мышления как вполне обособленное психический процесс не существует, в основном оно неявно присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, представлении, нам’яті языке. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.
Хотя именно логические операции органично входят в состав мышления, в реальности оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В реальный процесс мышления часто вмешиваются эмоции, мешая ему, лишая результат мышления объективности. Эмоции, однако, способны не только передергивать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство предоставляет мнении большую страсть, напряжение, остроту, целеустремленность и настойчивость.
В процессах мышления эмоции особенно наглядны в моменты нахождения человеком решения трудной задачи, когда они выполняют эвристическую и регулятивную функции. Эвристическая функция эмоций заключается в выделении (эмоциональной, сигнальной фиксации) некоторой зоны оптимального поиска, в пределах которой находится искомое решение задачи. Регулятивная функция эмоций в мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если он ведется в правильном направлении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что выбранный ход направлении мысли ложный.
Мышление в своей высшей форме происходит в понятиях (абстрактно-логическое мышление), но оно может происходить и в образах (наглядно-образное мышление) и даже в действиях, которые проявляют себя в движении (наглядно-действенное мышление).
Ярким примером необходимости наглядно-образных представлений для более глубокого понимания абстрактных вещей и понятий может служить приведенный ниже пример. Оказывается, что такие разные геометрические понятия как точка, прямая, треугольник, круг, эллипс, парабола, которые благодаря привлекательной простоте и законченности построения считались абстракциями, которые не зависят от реальности, на самом деле связаны с ней и с конкретно-образными представлениями. Рис. 12 наглядно демонстрирует, что все эти абстракции можно «увидеть» на различных сечениях плоскостью обычного конуса. Точка может быть получена, если плоскость проходит через вершину конуса (1); треугольник образуется при пересечении конуса плоскостью на его оси (2); отрезок прямой линии можно получить, если плоскость проходит как касательная к боковой поверхности конуса (3); трапеция образуется в случае, если от треугольника, образованного пересечением (2), отделяется верхняя часть с помощью плоскости, параллельной основе (4); круг можно получить, сделав поперечное сечение конуса плоскостью, параллельной основе (5); эллипс образуется таким же сечением, но проведенным под наклоном (6); парабола вырисовывается в случаеесли плоскость сечения проходит параллельно оси конуса, но не через нее (7). Таким образом, меняя расположение и взаимную ориентацию конуса и плоскости сечения, можно не только получить ряд фигур, которые выражают абстрактные понятия, но и незаметно, в наглядно-действующем плане переходить от одного абстрактного понятия к другому.
Мышление. Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеческой
Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеческой. действительности. Опираясь на чувственное познание, мышление преобразует его, позволяя получить знания о таких свойствах и отношениях объектов, которые недоступны ощущению и восприятию. Тем самым оно неизмеримо расширяет познавательные возможности человека.
Это не побудитель к действию, не топливо, не рулевое устройство, а самое главное в машине — ее мотор, т. е. самая главная деталь машины.
Биолог и философ рассуждают о том, что такое мышление, и в главном сходятся: мышление начинается только тогда, когда человек «тормозит», сталкиваясь с абсолютно новым, выходящим за рамки его обычных представлений и опыта.
Мышление — процесс отражения объективной реальности в умозаключениях, понятиях, теориях, суждениях и т. п.
Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностями внутренней речи являются ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь.
В зависимости от целей и задач, теоретических предпочтений и словарного запаса ученые дают самые разные определения мышления: для одних — это процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений, для других — активное, целенаправленное, опосредованное, обобщенное и абстрагирующее отражение существенных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созидания новых идей. Но несомненно одно: мышление — это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Различают два уровня мышления: рассудок — обычное житейское мышление, здравый смысл, исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона, его логика изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму знания, а не на его содержание, это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты; разум (диалектическое мышление) — высший уровень теоретического познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы с помощью разума человек постигает сущность вещей, их законы и противоречия.
Мышление подразделяют на теоретическое и практическою В теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом — наглядно-образное и наглядно-действенное.
Образное мышление — это вид мыслительного процесса, где используются образы. Они извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с художественным творчеством.
Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное и субъективное отражение окружающей нас действительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга.
Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Об этом виде мышления говорят, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах.
Особенности предметно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации.
Выделяют еще словесно-логическое мышление, которое функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического развития мышления. Для него характерно использование понятий и логических конструкций.
Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.
Мышление обобщает, выделяет в единичном общее, в уникальном — повторяющееся, в индивидуальном — родовое. Мышление за внешним вскрывает внутреннее, за явлениями — сущность. Оно абстрагируется, отвлекается, приводит в систему, наводит порядок, строит иерархии и ранжирует. Мышление ищет закон там, где царит случай.
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и конкретизации.
Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. В процессе сравнения устанавливается тождество или различие объектов.
Анализ — интеллектуальное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез — мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
Абстрагирование — выделение одной или нескольких сторон явления, существенных в каком-нибудь отношении, и отвлечение от всех остальных. Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Конкретизация — это мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему.
Формами мышления являются: 1) суждение; 2) умозаключение; 3) понятие. Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. В понятии содержатся лишь свойства, общие и существенные для целого ряда однородных предметов (для понятия «школьник» общее и существенное свойство — обучение в школе, но не возраст, национальность, цвет глаз или цвет волос). В этом отношении понятие существенно отличается от восприятия и представления памяти: восприятие и представление конкретны, образны, наглядны; понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером.
Любое понятие характеризуется содержанием (совокупностью существенных признаков данного понятия) и объемом (количеством объектов с общими существенными признаками). Понятия могут подвергаться различным операциям — делению, обобщению, ограничению и др. Обобщенный, отвлеченный образ, выражающийся в понятии! может появиться только в результате переработки ряда наглядных образов, т. е. восприятия и ощущений. Следовательно, для; формирования понятий необходима опора на известные по прошлому опыту знания, сравнение которых позволит найти принципиальные отличия одной группы объектов от другой, выделить их; и осознать содержание образуемого понятия.
Более сложные виды работы мышления требуют других конструкций. Суждением называется высказывание, в котором содержится утверждение относительно какого-нибудь объекта, например «Психика есть функция мозга; медь электропроводная В суждении констатируется факт отсутствия или наличия у данного объекта определенного признака, в нем отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками.
Умозаключение — такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения — доказательство геометрических теорем. Умозаключение представляет собой логический вывод, вытекающий из имеющегося знания, выраженного в посылках. Посылки и вывод из них образуют логическую фигуру, частным случаем которой является силлогизм. Согласно схеме Р. Стернберга рассуждение, или умозаключение, можно описать как попытку соединить элементы старой информации с целью получения новой. Старая информация может быть внешней (из книг, фильмов или газет), внутренней (хранящейся в памяти) или представлять собой их сочетание.
Логические связи делают мышление доказательным, объективным и убедительным. Дискурсивное мышление (рассудочное) — мышление, носящее рассудочный характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последовательный ряд логических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим и обусловливает последующее звено. Дискурсивное мышление приводит к выводному знанию.
Совершаясь по общим законам, мышление различных людей отличается индивидуальными особенностями: степенью самостоятельности, критичности, последовательности, гибкости, глубины и быстроты, различным соотношением анализа и синтеза.
Закономерности взаимоотношений между формами мышления изучает логика. При этом она отвлекается от конкретного содержания мыслей, заключенных в этих формах, но устанавливает общие законы и принципы достижения истинности тех знаний, которые выводятся из других достоверных знаний. Психология же изучает закономерности творческого мышления, приводящего к новым познавательным результатам, к открытию новых знаний.
Формы и законы мышления изучает логика, механизмы его протекания — предмет изучения психологии и нейрофизиологии. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.
Психология мышления как направление появилась лишь в XX в. До этого господствовала ассоциативная теория, которая сводила содержание мысли к чувственным элементам ощущений, а закономерности протекания мышления — к ассоциативным законам.
В когнитивной психологии преобладают два понимания струк! туры мышления — иерархический и хаотический. Согласно первому подходу иерархия правил и структур является врожденным фактором. Американский лингвист Ноам Хомский доказал, что вопреки прежним убеждениям дети вовсе не начинают овладевать языком с нуля. Напротив, в их мозге уже существуют определенные врожденные лингвистические «программы», некий «врожденный синтаксис», который позволяет им различать и строить правильные языковые конструкции независимо от смыслового содержания.
Этим утверждениям новая концепция противопоставляет пря-я мо противоположный тезис — о модульной структуре мышления. Согласно второму подходу архитектура мышления представляет собой сложную конструкцию, состоящую из отдельных, автономных, специализированных модулей, каждый из которых предназначен для решения своей локальной задачи на основе имеющейся в его распоряжении специфической информации и средств ее обработки.
Примером такого модуля может служить та система нейронов, которая занята в мозге преобразованием двухмерного изображения внешнего мира на сетчатке глаза в трехмерный «образ мира», предстающий перед нашим «внутренним зрением». Это преобразование, как доказано многими экспериментами, имеет характер математической компутации и практически не зависит от других познавательных функций. Не случайно зрительные иллюзии сохраняются даже тогда, когда мы знаем, что они иллюзорны. Таким образом, в новой концепции мозг сходен с компьютером ле только по принципам обработки информации, но и по архитектуре.
И во втором подходе фактор врожденности никуда не исчезает, но он переносится на более глубокий уровень. Значительная часть познавательных программ, управляющих работой модулей, дана человеку от рождения. Она не формируется в процессе жизни, а определяется генами. В пользу этого говорят результаты многочисленных исследований младенческого мышления, а также бесспорные факты глубинного сходства структуры разных человеческих языков.
По С. Л. Рубинштейну всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято человеком как неудача.
Мышление как познавательный процесс
Екатерина Скороходова
Мышление как познавательный процесс
Отличительная особенность мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности [31].
Рассмотрим трактовки понятия «мышление» в различных источниках.
В «Большом психологическом словаре»дается такое определение: «Мышление – высший познавательный и регулятивный процесс. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека (в своих низших формах оно имеется у животных) также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов» [14, с. 261].
В учебнике по общей психологии А. Г. Маклакова (2001) определяется, что «Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности» [20, с. 298].
В «Новой философской энциклопедии» под мышлением понимается процесс моделирования системных отношений окружающего мира на основе безусловных положений [18, с. 156]
В словаре-справочнике по психомоторике Дудьева В. П. констатируется, что мышление – процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности [11, с. 76].
Необходимо отметить, что до настоящего времени в силу сложности самого процесса мышления, в науке продолжаются споры по поводу определения этого понятия.
Рассмотрим признаки мышления как особого психического процесса:
2. Опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что человек может выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации.
3. Мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить [24, с. 307].
Исключительно важная особенность мышления – его неразрывная связь с речью. Мысли всегда облекаются в речевую форму. Речь является орудием мышления. Так, например, взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если формулируют их вслух [10, с. 77]. Тот факт, что мысль кодируется в речи, чтобы приобрести общедоступную форму, Л. С. Выготский выразил в формуле «мысль совершается в слове» [6, с. 195]. Поэтому речь, действительно, является не только средством общения, но и орудием мышления.
Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное. Дадим им характеристику.
Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств [2, с. 201]. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях.
Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением [24, с. 204]. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.
Оба рассмотренных вида мышления в действительности, как правило, сосуществуют. Они дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия.
Отличительная особенность наглядно-образного мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может [24, с. 205]. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти.
Особенность наглядно-действенного мышления заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами [24, с. 207]. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами.
Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б. М. Теплова, состоит лишь в том, что «они по-разному связаны с практикой. Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач., тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей» [40, с. 149].
Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышленияможно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.
Сравнение вскрывает тождество и различие вещей [30, с. 119]. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания.
Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ – это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением [7, с. 14]. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей [7, с. 167]. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.
Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений [7, с. 145]. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.
Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения – понятия – выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.
Кроме рассмотренных видов и операций, имеются еще и процессы мышления. К ним относятся суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция.
Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений, выделяющая наиболее общие их признаки [14, с. 217]. Индукция и дедукция – это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот [24, с. 249]. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из частных.
Таким образом, в данном параграфе мы дали общую характеристику мышлению как процессу. Следует отметить, что, несмотря на достигнутые успехи в изучении проблемы мышления человека, перед современными исследователями стоит целый ряд вопросов, на которые психологическая наука пока не может дать ответа. Проблема выявления закономерностей возникновения, формирования и развития мышления по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в психологии.
1.2 Связь мышления с другими психическими процессами
Мышление – это высший познавательный психический процесс, он опирается на все остальные процессы, которые находятся ниже уровнем и обеспечивают мышление – восприятие, представление, память, речь, воображение. Рассмотрим связи между этими психическими процессами.
Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятия. Любое, даже наиболее развитое мышление, сохраняет связь с чувственным познанием, т. е. с такими его формами как ощущение, восприятие и представление.
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде [24, с. 116].
В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним) [24, с. 162].
Весь свой материал для осмысления сознание получает из одного источника – из чувственного познания. Через ощущения и восприятие мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность) его отражения непрерывно проверяется в процессе практического преобразования природы и общества [24, с. 162].
В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т. е. начинает познавать такие явления внешнего мира, его свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы. Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным чувственное познание.
Мышление тесно связано с памятью, с обладанием определенного запаса знаний. Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации [24, с. 201]. Благодаря памяти, у человека формируются представления о воспринятых ранее предметах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается имеющимися ощущениями и восприятиями, но включает в себя опыт и знания, приобретенные в прошлом. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие понятия о предметах и закономерностях их существования. Память позволяет использовать эти понятия в будущих действиях, поведении. Если бы человек не обладал памятью, его мышление стало бы очень ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия. Многие мыслительные операции осуществляются с опорой на память.
С мышлением также связано воображение. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий [20, с. 389]. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Всякое планирование требует совместной работы мышления и воображения, так как надо в какой-то мере представлять с помощью воображения, или предвосхищения будущего, то, что планируется, намечается осуществить. Творческая деятельность продуктивна в том случае, если в ней есть достаточный полет воображения, регулируемый мыслью.
Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого то или иное его свойство и зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих. Человеческое мышление, в каких бы формах оно ни осуществлялось, невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама мысль [30, с. 161].
В слове, в формировании мысли заключены важнейшие и необходимые предпосылки дискурсивного, т. е. рассуждающего, логически расчлененного и осознанного мышления. Благодаря формулированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке – устной или письменной.
Таким образом, человеческое мышление неразрывно связано с восприятием, ощущениями, через которые оно получает первичную информацию об окружающем мире, затем эта информация, благодаря представлению, фиксируется в памяти и на этом основании уже могут осуществляться мыслительные операции. Благодаря памяти, в сознании сохраняются огромные пласты информации, позволяющие осуществлять сложную мыслительную деятельность на рациональном уровне. Полученные результаты облекаются в словесную форму и служат базой для накопления знаний о реальном мире.
Выставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процесс Цель: привлечение родителей к активному участию в совместном творчестве с детьми. Участие семей в тематических выставках, проводимых в ДОУ,.
Адаптация, как процесс приспособления детей к детскому саду Адаптация – процесс приспособления организма к новым условиям. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством,.
Эссе «Творческое мышление по Эйнштейну» «Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме» (А. Эйнштейн).
Сценарий мероприятия для педагогов и воспитателей «Позитивное мышление как основа эффективной деятельности» Порядок проведения зональной методической площадки «Позитивное мышление, как основа эффективной деятельности» Цель: формирование у участников.
Конспект урока «Мышление и логика» Организационная информация Тема урока «Мышление и логика» Предмет Интегрированный урок информатики и психологии Класс 10 Автор/ы урока (ФИО,.
Нравственное воспитание дошкольников как целостный процесс педагогической морали Значения чувств в нравственном формировании личности исключительно велико. В чувствах выражаются желания человека, его эмоциональное состояние.
План по самообразованию «Музыкальная деятельность как активный процесс познания и творческого развития дошкольников» План по самообразованию на период с 2017 по 2022 г. г. музыкального руководителя Рафиковой Лилии Альфредовны первой квалификационной категории.
Социально-познавательный проект в ДОУ как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников Аннотация:Целью социально-познавательного проекта является формирование и развитие у детей, родителей и педагогов духовно-нравственных ценностей,.
Творческие мастерские как форма активного вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители имеют преимущественное право.
Воспитание как процесс. Воспитание в условиях детского сада Содержание. Введение….3 Глава 1: «Теоретические основы воспитания»…. 4 1.1. Становление понятия «воспитание».