высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения

Понятие о мышлении, его отличие от других познавательных процессов

высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения фото. картинка высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть фото высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть картинку высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения фото. картинка высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть фото высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть картинку высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения фото. картинка высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть фото высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть картинку высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения фото. картинка высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть фото высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть картинку высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения.

высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения фото. картинка высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть фото высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть картинку высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения.

высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения фото. картинка высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть фото высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть картинку высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения.

Мышлениеявляется высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отображения и преобразования человеком действительности. Мышление принадлежит к производительных психических процессов (в отличие от репродуктивных, принадлежащих к памяти и т.п.), поскольку порождает такой результат, которого ни в самой действительности, ни в субъекта мнения до сих пор не существовало. Мышление можно также понимать как путь получения новых знаний, как творческое преобразование явных представлений.

Отличие мышления от других психических процессов заключается в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачей, которую нужно решить, и активной изменением условий, в которых эта задача заданное. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, которые существуют между ними (непосредственно в самом восприятии человеку они не данные). Свойства вещей и отношений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

На практике мышления как вполне обособленное психический процесс не существует, в основном оно неявно присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, представлении, нам’яті языке. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

Хотя именно логические операции органично входят в состав мышления, в реальности оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В реальный процесс мышления часто вмешиваются эмоции, мешая ему, лишая результат мышления объективности. Эмоции, однако, способны не только передергивать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство предоставляет мнении большую страсть, напряжение, остроту, целеустремленность и настойчивость.

В процессах мышления эмоции особенно наглядны в моменты нахождения человеком решения трудной задачи, когда они выполняют эвристическую и регулятивную функции. Эвристическая функция эмоций заключается в выделении (эмоциональной, сигнальной фиксации) некоторой зоны оптимального поиска, в пределах которой находится искомое решение задачи. Регулятивная функция эмоций в мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если он ведется в правильном направлении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что выбранный ход направлении мысли ложный.

Мышление в своей высшей форме происходит в понятиях (абстрактно-логическое мышление), но оно может происходить и в образах (наглядно-образное мышление) и даже в действиях, которые проявляют себя в движении (наглядно-действенное мышление).

Ярким примером необходимости наглядно-образных представлений для более глубокого понимания абстрактных вещей и понятий может служить приведенный ниже пример. Оказывается, что такие разные геометрические понятия как точка, прямая, треугольник, круг, эллипс, парабола, которые благодаря привлекательной простоте и законченности построения считались абстракциями, которые не зависят от реальности, на самом деле связаны с ней и с конкретно-образными представлениями. Рис. 12 наглядно демонстрирует, что все эти абстракции можно «увидеть» на различных сечениях плоскостью обычного конуса. Точка может быть получена, если плоскость проходит через вершину конуса (1); треугольник образуется при пересечении конуса плоскостью на его оси (2); отрезок прямой линии можно получить, если плоскость проходит как касательная к боковой поверхности конуса (3); трапеция образуется в случае, если от треугольника, образованного пересечением (2), отделяется верхняя часть с помощью плоскости, параллельной основе (4); круг можно получить, сделав поперечное сечение конуса плоскостью, параллельной основе (5); эллипс образуется таким же сечением, но проведенным под наклоном (6); парабола вырисовывается в случаеесли плоскость сечения проходит параллельно оси конуса, но не через нее (7). Таким образом, меняя расположение и взаимную ориентацию конуса и плоскости сечения, можно не только получить ряд фигур, которые выражают абстрактные понятия, но и незаметно, в наглядно-действующем плане переходить от одного абстрактного понятия к другому.

Источник

Мышление. Мышление представляет собой порождение нового знания, ак­тивную форму творческого отражения и преобразования человеческой

высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения фото. картинка высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть фото высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть картинку высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения фото. картинка высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть фото высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть картинку высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения фото. картинка высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть фото высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть картинку высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения фото. картинка высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть фото высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть картинку высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения.

высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения фото. картинка высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть фото высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть картинку высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения.

высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения фото. картинка высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть фото высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть картинку высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения.

Мышление представляет собой порождение нового знания, ак­тивную форму творческого отражения и преобразования человеческой. действительности. Опираясь на чувственное познание, мыш­ление преобразует его, позволяя получить знания о таких свой­ствах и отношениях объектов, которые недоступны ощущению и восприятию. Тем самым оно неизмеримо расширяет познаватель­ные возможности человека.

Это не побудитель к действию, не топливо, не рулевое устрой­ство, а самое главное в машине — ее мотор, т. е. самая главная де­таль машины.

Биолог и философ рассуждают о том, что такое мышление, и в глав­ном сходятся: мышление начинается только тогда, когда человек «тормозит», сталкиваясь с абсолютно новым, выходящим за рамки его обычных представлений и опыта.

Мышление — процесс отражения объективной реальности в умозаключениях, понятиях, теориях, суждениях и т. п.

Механизмом мышления человека является скрытая, беззвуч­ная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностями внутренней речи являются ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возник­новении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или гром­кую речь.

В зависимости от целей и задач, теоретических предпочтений и словарного запаса ученые дают самые разные определения мыш­ления: для одних — это процесс моделирования неслучайных от­ношений окружающего мира на основе аксиоматических положе­ний, для других — активное, целенаправленное, опосредованное, обобщенное и абстрагирующее отражение существенных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созидания новых идей. Но несомненно одно: мышление — это процесс позна­вательной деятельности индивида, характеризующийся обобщен­ным и опосредованным отражением действительности.

Различают два уровня мышления: рассудок — обычное житей­ское мышление, здравый смысл, исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неиз­менной схемы, шаблона, его логика изучает структуру высказыва­ний и доказательств, обращая основное внимание на форму зна­ния, а не на его содержание, это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифи­цировать, строго систематизировать факты; разум (диалектиче­ское мышление) — высший уровень теоретического познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абст­ракциями и сознательное исследование их собственной природы с помощью разума человек постигает сущность вещей, их законы и противоречия.

Мышление подразделяют на теоретическое и практическою В теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом — наглядно-образное и наглядно-действенное.

Образное мышление — это вид мыслительного процесса, где используются образы. Они извлекаются непосредственно из памя­ти или воссоздаются воображением. Чаще всего такой вид мышле­ния преобладает у людей, деятельность которых связана с худо­жественным творчеством.

Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное от­ражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное и субъективное отражение окружающей нас действительности. Та­ким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга.

Наглядно-образное мышление связано с оперированием образа­ми. Об этом виде мышления говорят, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представ­ления о явлениях и предметах.

Особенности предметно-действенного мышления проявляют­ся в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации.

высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения фото. картинка высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть фото высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть картинку высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения.

Выделяют еще словесно-логическое мышление, которое функ­ционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического развития мышления. Для него ха­рактерно использование понятий и логических конструкций.

Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

Мышление обобщает, выделяет в единичном общее, в уникаль­ном — повторяющееся, в индивидуальном — родовое. Мышление за внешним вскрывает внутреннее, за явлениями — сущность. Оно абстрагируется, отвлекается, приводит в систему, наводит поря­док, строит иерархии и ранжирует. Мышление ищет закон там, где царит случай.

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстра­гирования, обобщения и конкретизации.

Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. В процессе сравнения устанавливается тождество или различие объектов.

Анализ — интеллектуальное расчленение предмета или явле­ния на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез — мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.

Абстрагирование — выделение одной или нескольких сторон явления, существенных в каком-нибудь отношении, и отвлечение от всех остальных. Обобщение — мысленное объединение предме­тов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Конкретиза­ция — это мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему.

Формами мышления являются: 1) суждение; 2) умозаключение; 3) понятие. Понятие — это форма мышления, в которой отражают­ся общие и притом существенные свойства предметов и явлений. В понятии содержатся лишь свойства, общие и существенные для целого ряда однородных предметов (для понятия «школьник» общее и существенное свойство — обучение в школе, но не возраст, нацио­нальность, цвет глаз или цвет волос). В этом отношении понятие су­щественно отличается от восприятия и представления памяти: вос­приятие и представление конкретны, образны, наглядны; понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером.

Любое понятие характеризуется содержанием (совокупностью существенных признаков данного понятия) и объемом (количе­ством объектов с общими существенными признаками). Понятия могут подвергаться различным операциям — делению, обобще­нию, ограничению и др. Обобщенный, отвлеченный образ, выражающийся в понятии! может появиться только в результате переработки ряда наглядных образов, т. е. восприятия и ощущений. Следовательно, для; формирования понятий необходима опора на известные по прошлому опыту знания, сравнение которых позволит найти принци­пиальные отличия одной группы объектов от другой, выделить их; и осознать содержание образуемого понятия.

Более сложные виды работы мышления требуют других конструкций. Суждением называется высказывание, в котором содер­жится утверждение относительно какого-нибудь объекта, напри­мер «Психика есть функция мозга; медь электропроводная В суждении констатируется факт отсутствия или наличия у данного объекта определенного признака, в нем отражаются связи и отно­шения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками.

Умозаключение — такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения — дока­зательство геометрических теорем. Умозаключение представляет собой логический вывод, вытекающий из имеющегося знания, вы­раженного в посылках. Посылки и вывод из них образуют логиче­скую фигуру, частным случаем которой является силлогизм. Со­гласно схеме Р. Стернберга рассуждение, или умозаключение, можно описать как попытку соединить элементы старой информа­ции с целью получения новой. Старая информация может быть внешней (из книг, фильмов или газет), внутренней (хранящейся в памяти) или представлять собой их сочетание.

Логические связи делают мышление доказательным, объектив­ным и убедительным. Дискурсивное мышление (рассудочное) — мышление, носящее рассудочный характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последовательный ряд логических зве­ньев, каждое из которых определяется предыдущим и обусловли­вает последующее звено. Дискурсивное мышление приводит к вы­водному знанию.

Совершаясь по общим законам, мышление различных людей отличается индивидуальными особенностями: степенью самостоя­тельности, критичности, последовательности, гибкости, глубины и быстроты, различным соотношением анализа и синтеза.

Закономерности взаимоотношений между формами мышления изучает логика. При этом она отвлекается от конкретного содержа­ния мыслей, заключенных в этих формах, но устанавливает общие законы и принципы достижения истинности тех знаний, которые выводятся из других достоверных знаний. Психология же изучает закономерности творческого мышления, приводящего к новым по­знавательным результатам, к открытию новых знаний.

Формы и законы мышления изучает логика, механизмы его про­текания — предмет изучения психологии и нейрофизиологии. Ки­бернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирова­ния некоторых мыслительных функций.

Психология мышления как направление появилась лишь в XX в. До этого господствовала ассоциативная теория, которая сводила содержание мысли к чувственным элементам ощущений, а законо­мерности протекания мышления — к ассоциативным законам.

В когнитивной психологии преобладают два понимания струк! туры мышления — иерархический и хаотический. Согласно перво­му подходу иерархия правил и структур является врожденным фактором. Американский лингвист Ноам Хомский доказал, что вопреки прежним убеждениям дети вовсе не начинают овладевать языком с нуля. Напротив, в их мозге уже существуют определен­ные врожденные лингвистические «программы», некий «врожден­ный синтаксис», который позволяет им различать и строить пра­вильные языковые конструкции независимо от смыслового содер­жания.

Этим утверждениям новая концепция противопоставляет пря-я мо противоположный тезис — о модульной структуре мышления. Согласно второму подходу архитектура мышления представляет собой сложную конструкцию, состоящую из отдельных, автоном­ных, специализированных модулей, каждый из которых предназ­начен для решения своей локальной задачи на основе имеющейся в его распоряжении специфической информации и средств ее об­работки.

Примером такого модуля может служить та система нейронов, которая занята в мозге преобразованием двухмерного изображе­ния внешнего мира на сетчатке глаза в трехмерный «образ мира», предстающий перед нашим «внутренним зрением». Это преобра­зование, как доказано многими экспериментами, имеет характер математической компутации и практически не зависит от других познавательных функций. Не случайно зрительные иллюзии со­храняются даже тогда, когда мы знаем, что они иллюзорны. Та­ким образом, в новой концепции мозг сходен с компьютером ле только по принципам обработки информации, но и по архитек­туре.

И во втором подходе фактор врожденности никуда не исчезает, но он переносится на более глубокий уровень. Значительная часть познавательных программ, управляющих работой модулей, дана человеку от рождения. Она не формируется в процессе жизни, а определяется генами. В пользу этого говорят результаты много­численных исследований младенческого мышления, а также бес­спорные факты глубинного сходства структуры разных человече­ских языков.

По С. Л. Рубинштейну всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, поста­новка которой включает в себя цель и условия. Мышление начина­ется с проблемной ситуации, потребности понять. При этом разре­шение задачи является естественным завершением мыслительно­го процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято человеком как неудача.

Источник

Мышление как познавательный процесс

высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения фото. картинка высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть фото высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть картинку высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. Екатерина Скороходова
Мышление как познавательный процесс

Отличительная особенность мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности [31].

Рассмотрим трактовки понятия «мышление» в различных источниках.

В «Большом психологическом словаре»дается такое определение: «Мышление – высший познавательный и регулятивный процесс. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека (в своих низших формах оно имеется у животных) также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов» [14, с. 261].

В учебнике по общей психологии А. Г. Маклакова (2001) определяется, что «Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности» [20, с. 298].

В «Новой философской энциклопедии» под мышлением понимается процесс моделирования системных отношений окружающего мира на основе безусловных положений [18, с. 156]

В словаре-справочнике по психомоторике Дудьева В. П. констатируется, что мышление – процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности [11, с. 76].

Необходимо отметить, что до настоящего времени в силу сложности самого процесса мышления, в науке продолжаются споры по поводу определения этого понятия.

Рассмотрим признаки мышления как особого психического процесса:

2. Опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что человек может выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации.

3. Мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить [24, с. 307].

Исключительно важная особенность мышления – его неразрывная связь с речью. Мысли всегда облекаются в речевую форму. Речь является орудием мышления. Так, например, взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если формулируют их вслух [10, с. 77]. Тот факт, что мысль кодируется в речи, чтобы приобрести общедоступную форму, Л. С. Выготский выразил в формуле «мысль совершается в слове» [6, с. 195]. Поэтому речь, действительно, является не только средством общения, но и орудием мышления.

Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное. Дадим им характеристику.

Теоретическое понятийное мышление – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств [2, с. 201]. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением [24, с. 204]. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.

Оба рассмотренных вида мышления в действительности, как правило, сосуществуют. Они дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия.

Отличительная особенность наглядно-образного мышления состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может [24, с. 205]. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти.

Особенность наглядно-действенного мышления заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами [24, с. 207]. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами.

Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б. М. Теплова, состоит лишь в том, что «они по-разному связаны с практикой. Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач., тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей» [40, с. 149].

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышленияможно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение вскрывает тождество и различие вещей [30, с. 119]. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания.

Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ – это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением [7, с. 14]. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей [7, с. 167]. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.

Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений [7, с. 145]. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения – понятия – выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

Кроме рассмотренных видов и операций, имеются еще и процессы мышления. К ним относятся суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция.

Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений, выделяющая наиболее общие их признаки [14, с. 217]. Индукция и дедукция – это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот [24, с. 249]. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из частных.

Таким образом, в данном параграфе мы дали общую характеристику мышлению как процессу. Следует отметить, что, несмотря на достигнутые успехи в изучении проблемы мышления человека, перед современными исследователями стоит целый ряд вопросов, на которые психологическая наука пока не может дать ответа. Проблема выявления закономерностей возникновения, формирования и развития мышления по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в психологии.

1.2 Связь мышления с другими психическими процессами

Мышление – это высший познавательный психический процесс, он опирается на все остальные процессы, которые находятся ниже уровнем и обеспечивают мышление – восприятие, представление, память, речь, воображение. Рассмотрим связи между этими психическими процессами.

Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятия. Любое, даже наиболее развитое мышление, сохраняет связь с чувственным познанием, т. е. с такими его формами как ощущение, восприятие и представление.

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде [24, с. 116].

В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним) [24, с. 162].

Весь свой материал для осмысления сознание получает из одного источника – из чувственного познания. Через ощущения и восприятие мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность) его отражения непрерывно проверяется в процессе практического преобразования природы и общества [24, с. 162].

В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т. е. начинает познавать такие явления внешнего мира, его свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы. Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным чувственное познание.

Мышление тесно связано с памятью, с обладанием определенного запаса знаний. Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации [24, с. 201]. Благодаря памяти, у человека формируются представления о воспринятых ранее предметах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается имеющимися ощущениями и восприятиями, но включает в себя опыт и знания, приобретенные в прошлом. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие понятия о предметах и закономерностях их существования. Память позволяет использовать эти понятия в будущих действиях, поведении. Если бы человек не обладал памятью, его мышление стало бы очень ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия. Многие мыслительные операции осуществляются с опорой на память.

С мышлением также связано воображение. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий [20, с. 389]. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Всякое планирование требует совместной работы мышления и воображения, так как надо в какой-то мере представлять с помощью воображения, или предвосхищения будущего, то, что планируется, намечается осуществить. Творческая деятельность продуктивна в том случае, если в ней есть достаточный полет воображения, регулируемый мыслью.

Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого то или иное его свойство и зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих. Человеческое мышление, в каких бы формах оно ни осуществлялось, невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама мысль [30, с. 161].

В слове, в формировании мысли заключены важнейшие и необходимые предпосылки дискурсивного, т. е. рассуждающего, логически расчлененного и осознанного мышления. Благодаря формулированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке – устной или письменной.

Таким образом, человеческое мышление неразрывно связано с восприятием, ощущениями, через которые оно получает первичную информацию об окружающем мире, затем эта информация, благодаря представлению, фиксируется в памяти и на этом основании уже могут осуществляться мыслительные операции. Благодаря памяти, в сознании сохраняются огромные пласты информации, позволяющие осуществлять сложную мыслительную деятельность на рациональном уровне. Полученные результаты облекаются в словесную форму и служат базой для накопления знаний о реальном мире.

высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения фото. картинка высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть фото высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть картинку высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения.Выставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процесс Цель: привлечение родителей к активному участию в совместном творчестве с детьми. Участие семей в тематических выставках, проводимых в ДОУ,.

высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения фото. картинка высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть фото высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения. смотреть картинку высший познавательный процесс представляющий собой порождение нового знания активную форму отражения.Адаптация, как процесс приспособления детей к детскому саду Адаптация – процесс приспособления организма к новым условиям. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством,.

Эссе «Творческое мышление по Эйнштейну» «Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме» (А. Эйнштейн).

Сценарий мероприятия для педагогов и воспитателей «Позитивное мышление как основа эффективной деятельности» Порядок проведения зональной методической площадки «Позитивное мышление, как основа эффективной деятельности» Цель: формирование у участников.

Конспект урока «Мышление и логика» Организационная информация Тема урока «Мышление и логика» Предмет Интегрированный урок информатики и психологии Класс 10 Автор/ы урока (ФИО,.

Нравственное воспитание дошкольников как целостный процесс педагогической морали Значения чувств в нравственном формировании личности исключительно велико. В чувствах выражаются желания человека, его эмоциональное состояние.

План по самообразованию «Музыкальная деятельность как активный процесс познания и творческого развития дошкольников» План по самообразованию на период с 2017 по 2022 г. г. музыкального руководителя Рафиковой Лилии Альфредовны первой квалификационной категории.

Социально-познавательный проект в ДОУ как средство гражданско-патриотического воспитания дошкольников Аннотация:Целью социально-познавательного проекта является формирование и развитие у детей, родителей и педагогов духовно-нравственных ценностей,.

Творческие мастерские как форма активного вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители имеют преимущественное право.

Воспитание как процесс. Воспитание в условиях детского сада Содержание. Введение….3 Глава 1: «Теоретические основы воспитания»…. 4 1.1. Становление понятия «воспитание».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *