йога голоса что это
Улезько Галина Митрофановна
Гигиена голоса
врач-фониатр Г. М. Улезько
(Методические указания для лиц голосовых профессий:
вокалистов, актеров, преподавателей, лекторов, экскурсоводов, воспитателей детских садов, студентов, руководителей и др.)
В методических указаниях изложены следующие вопросы:
понятие “голос” и его составляющие; анатомия и физиология гортани; факторы, обусловливающие заболевания и меры предотвращения наиболее часто встречающихся заболеваний; гигиена голоса при мутации, беременности, на вредных производствах, гормональных дисбалансах, заболеваниях ЛОР-органов, заболеваниях других органов и систем; курение и алкоголь как отрицательные факторы для голосовой функции; мероприятия по гигиене голоса. Для широкого круга читателей.
Введение.
Голос лишенный высоких частот кажется слушателю глухим “как из бочки”, “стелющимся”, более тихим, быстро угасающим, без звона.
Голос лишенный низких частот обладает раздражающим действием на нервную систему. Чрезмерное преобладание в нем высоких частот делает его визгливым, неприятным для слушателя.
Итак, красивый здоровый голос должен иметь полную сумму характеристик, чтобы звучать полноценно и радовать слух окружающих. А сочетание различных звуковых частот выражается многообразием окраски звука.
Анатомия и физиология гортани.
Голосовой аппарат необходим для общения любому человеку, но для профессионала голоса является показателем профессиональной пригодности. Этим лицам необходим здоровый аппарат, но на них падает большая голосовая нагрузка.
Профессионалы голоса.
Эти лица в связи с различными факторами могут страдать теми или иными заболеваниями голосового аппарата, которые не позволяют заниматься им профессиональной деятельностью.
Разберем вредные факторы, изучив которые, ясны меры гигиены голоса и профилактики заболеваемости.
Воспитатели детских садов.
Экскурсоводы.
Преподаватели и ораторы.
Артисты и студенты театральных ВУЗов.
Неверная смена грудного и головного регистров, использование фальцетного режима: низкоэнергетического уровня, при котором работают лишь края голосовой мышцы вместо всей толщи мышечной массы. При пении в таком режиме наблюдается быстрое утомление и несмыкание в виде овальной щели, которая именуется в литературе как “вокальный парез”. У такого вокалиста при неотработанной технике обязательно будут проблемы с голосом.
В связи с коммерцизацией творческой деятельности и подписания долгосрочных контрактов отдых становиться невыполнимым препятствием. Тогда вокалистка должна филигранно использовать технику дыхания, избегая форсированных нот и подбирать репертуар, легкий для этих дней. В крайнем случае, выполнять назначения фониатра в эти дни (петь «под прикрытием» лекарственных средств). Но это все равно нарушение гигиены голоса, которое может привести к формированию патологии.
Наиболее частые заболевания у профессионалов голоса и причины, их вызывающие.
Связаны с нарушением координации между голосовыми складками и ЦНС, с включением в фонацию ненужных вспомогательных мышц шеи и грудной клетки, отключение из координации диафрагмы (её спастика).
В основе нарушений лежат очень сложные нервные механизмы.
Этим заболеваниям способствуют голосовые и нервнопсихические перегрузки, стрессы, несоблюдение режима голоса. У профессионалов голоса: общее утомление, перенапряжение голоса, форсированное пение, пение во время месячных, при острых заболеваниях верхних дыхательных путей, ослабление организма в результате перенесенного общего заболевания. Как правило, развивается у лиц с неустойчивой нервной системой. Неудачи у вокалистов во время нения некоторых нот (пассажей) вызывают страх перед новым выступлением, увеличивая таким образом нервную нагрузку.
Некоторые больные отмечают, что при этой патологии не могут петь рiаnо, когда как forte хорошо получается.
Исключение неблагоприятных факторов в данном случае является гигиеной голоса.
Другие заболевания гортани, возникающие у лиц любых профессий.
Серьезная патология голоса, требующая вдумчивой диагностики и длительной кропотливой коррекции.
Гигиеной голоса в данном случае является своевременное выявление и устранение основных механических причин заболевания (не позднее 6 месяцев с возникновения жалоб), а также быстрое снятие послеоперационных отеков шеи. Также важно не опоздать с медикаментозной терапией и научиться новому голосоведению на занятиях с фонопедом, что поможет адаптироваться в новых условиях.
Мутационные нарушения голоса.
Гигиена голоса подростка.
В период полового созревания (для голоса период перестройки называется мутацией) происходит мощный выброс в кровь гормонов, изменение кровообращения органов и систем, рост мышц и костей, изменение функционирования желез внутренней секреции. До периода полового созревания голосовая мышца была еще не сформирована, в толще голосовой складки с годами постоянно росла масса мышечных волокон. В период мутации цвет мышцы может быть изменен до розового из-за сильного прилива крови, может быть несмыкание, краевой отек. Могут быть и неизмененные голосовые складки.
Период мутации у каждого подростка протекает индивидуально, в зависимости от темпов роста организма и данного индивидуального гормонального фона. Для нормального протекания мутации важны закаливающие процедуры, занятия спортом, чтобы гармонизировать перестройку организма. Занятия пением должны быть дифференцированы: только с опытным педагогом, имеющим опыт работы с детьми в мутацию и четко отмечающим период наступления утомления голоса. У детей с измененным тембром голоса, предъявляющих жалобы на голос и недостаточном опыте педагога занятие вокалом на период мутации не рекомендованы. Динамический контроль мутации должен осуществляться фониатром так часто, насколько этого требует педагог для оценки правильности своих занятий.
Гигиена голоса на различных производствах.
Существуют группы производств, где вдыхание различных веществ отрицательно воздействует на все слизистые, в частности и на голос. Среди них: шахтеры, деревообрабатывающая, металлургическая, текстильная, хлопкообрабатывающая промышленности, производство антибиотиков, сельское хозяйство.
Вещества, вдыхаемые через дыхательные пути, оказывают раздражающее, токсическое, воспалительное, аллергизирующее действие на весь дыхательный тракт и на ИГС. При появлении утомляемости, осиплости голоса, при первых жалобах: обследовании в отделении профпатологии и прекращение контакта с вредным веществом.
Гигиена голоса при беременности.
Интересно, что после родов из-за изменения местоположения и тонуса диафрагмы часто вокалистки наблюдают снижение силы голоса, неустойчивое вокальное дыхание, трудность пения стакатто и легато, «быструю потерю воздуха» при пении. Со временем формируются адаптации для нормализации техники диафрагмально- нижнереберного дыхания. Это физиологично, для восстановления нужно заниматься специальными упражнениями (фонопедией) и плавно переходить к обычным вокальным нагрузкам только после полного возврата былой вокальной «формы».
Гигиена голоса при гормональных дисбалансах.
Курение и гигиена голоса.
Никотин оказывает местное токсическое, аллергизирующее воздействие. В виде микрочастиц откладывается на ИГС, разрыхляет слизистую, вызывает микроэрозии, отек и нарушение колебания свободного края. Облегчается глубокое проникновение вредной микрофлоры, от которой потом трудно избавиться. Поэтому у курильщиков постоянно поддерживается воспаление в гортани. Из-за токсического воздействия никотина расширяется сосудистая сеть, что может привести к отекам, кровоизлияниям при кашле (у всех курильщиков наблюдается хронический бронхит). Длительное воздействие никотина вызывает перерождение слизистой и способствует развитию полипообразных изменений и опухоли гортани. Оказывает тормозящее действие на ЦНС, поддерживая функциональные нарушения голоса. Здоровая гортань и курение несовместимы.
Алкоголь и гигиена голоса.
Алкоголь более 20 градусов создает ожог слизистой гортаноглотки, нарушает выработку защитной слизи железами, вызывая местное снижение защиты и легкость присоединения инфекции. Кроме того, замедляет быстроту нервных реакций и при частом употреблении может благоприятствовать развитию дисфонии. Расхожее мнение среди артистов, что немного коньяка перед выступлением не помешает, обманчиво. Он дает результат только у лиц с повышенной тревожностью перед сценой, снимая общемышечные зажимы торможением нервной системы. Однако общая концентрация внимания и тонус голосовых складок снижается. Поэтому бездумно следовать этому совету не стоит, лучше поискать еще способы и обратиться к другому виду сценической настройки на действие.
Предупреждение заболеваний гортани.
Имеет значение природная выносливость, закаливание, умение организма приспосабливаться к разным изменчивым факторам среды в любых условиях. Одни артисты могут петь в любых ситуациях, другие в этих условиях заболевают и вынуждены длительное время лечиться. Наблюдения за состоянием профессионалов голоса показали, что те лица, которые занимаются физической культурой, делают утреннюю гимнастику, принимают водные процедуры, умеют вовремя снять перенапряжение нервной системы, меньше подвергаются влиянию простуды и реже страдают заболеваниями голосового аппарата.
Мероприятия, предотвращающие заболевания гортани.
Йога голоса
Непрестанный поток мыслей, оценок, суждений, планов и воспоминаний создают непроницаемую стену, сквозь которую наша истинная сущность часто просто неспособна выйти на поверхность этого мира. Эта извечная суета создаёт ложное ощущение жизни. Мы как те рыбёшки, плавающие в океане и постоянно ищущие океан… Именно поэтому, любое направление развития человеческого сознания включает в себя непременное условие — практику, направленную на успокоение ума.
В самом уме ничего плохого нет. Вопрос в его полномочиях, компетенции и уровне влияния на наш организм. Представьте, что Вы, будучи хозяином одной крупной и сложной производственной структуры, приняли на должность бухгалтера очень перспективного молодого человека. Во всяком случае, такое впечатление у Вас сложилось при первой встрече. И, проработав в своей должности какое-то время, этот молодой сотрудник, прикрываясь Вашим именем, стал вносить изменения в структуру работы, создавать и запускать новые процессы на производстве, которые на его взгляд здесь необходимы, закрывать «бесполезные» отделы и, самое главное, по собственному усмотрению распоряжаться существующими и поступающими финансами предприятия. При этом, с Вами, как с руководителем, молодой бухгалтер общается очень корректно, подчёркнуто уважительно, не допуская и тени сомнения, что на предприятии что-то идёт необычным ходом, всё более и более завоёвывая Вашу симпатию и поддержку. «А что другие сотрудники?» — спросите Вы. Они просто видели, как безраздельно доверяет босс этому парню и, в конце концов, перестали сопротивляться и приказы, поступающие от бухгалтера, стали ими восприниматься как приказы идущие оттуда. В итоге — полномочия безраздельны, влияние тотально при нулевой компетенции. Пока видимое благополучие на предприятии сохраняется, настоящий руководитель будет пребывать в иллюзиях по поводу своей власти и влияния на предприятие, а бухгалтер, этот серый кардинал, постепенно начнёт готовить нашего «короля» к мыслям о том, что чтобы ни случилось в нашем государстве, всё не так уж и плохо. Ведь могло быть хуже. Всё. Даже при крахе предприятия — парень ни при чём. И это абсолютная, правда. Потому что передавать свою жизнь в руки хаотичному, суетливому уму, позволять формировать ему цели и смыслы своего существования, отдавать в его распоряжение своё тело, свою жизненную энергию, — значит быть полным идиотом. Или слепым. Или беспробудно спящим.
В основе большинства наших решений лежат эмоции. Понравилось — согласился. Не понравилось — отверг. Испугался — не пошёл. Разозлился — оттолкнул. Обиделся — разорвал отношения… Ну да вы сами всё знаете, как оно бывает… Так вот, эмоция — это реакция тела на мысль. Поток мыслей — это команды (приказы) для нашего тела. Когда команды неестественны — возникает напряжение (сопротивление) разной степени: от недовольства, усталости, раздражения до депрессий и серьёзных физиологических сбоев в организме (например, инсульт). Грубо говоря, эмоции — это более поверхностный пласт телесной реакции на команду ума. Чем более невоспитанный и грубый ум, чем больше в нём негативного мировосприятия — тем более разрушительным он является для своего тела-носителя. Именно поэтому во всех культурах и эзотерических традициях огромное влияние отводится воспитанию ума и развитию систем убеждений. Повезло, если Вы родились в высокоразвитой, очень экологичной культуре. А если в Советском Союзе? Или в Америке? Или в другой «цивилизованной» культуре, где потребительское отношение к природе и ко всем живым существам, включая себе подобных, является основой «воспитания» подрастающих адептов. В таких системах саморазрушительные процессы закладываются в психику (считай в нейрохимию мозга) с рождения. Перевоспитаться или переучиться человеку, выросшему в этой среде практически нереально. Потому что любое знание (набор мыслей, концепций и убеждений), каким бы мудрым и глубоким оно ни было, ляжет на гнилой фундамент. В критический момент всё провалится — и Вы осядете на свою базу: «Мир опасен», «Я никому не нужен», «Любви нет» и «Смысла тоже нет».
Что делать?
Очевидно, что надо найти способ лишить ум его неадекватных полномочий и влияний на тело. Вернее, привести сам ум в то состояние, в котором он будет действовать из своей настоящей природы.
Один из самых простых и доступных путей, способный достичь такой цели — это практика работы со звуком и голосом. В йоге существуют направления, где работа со звуком и голосом лежит в их основе — это Наада-Йога и Мантра-Йога.
«…Общий принцип йоги выражается словами «прекращение активности ума» (читта-вритти-ниродха), поскольку ум очень активен, и у нас, как у живых существ, сильна привязанность к такой активности. Этого состояния достичь крайне сложно, даже для опытных йогинов.
Когда мы выполняем Нада-йогу, мы позволяем уму естественно следовать за тонкими проявлениями нашего сознания (звуком Анахата-нада). Следуя за звуком, ум способен безраздельно привязываться, а затем поглощаться таким звуком вплоть до растворения.
Когда ум привязывается к звуку и поглощается им, труднодостижимое другими йогами самадхи возникает естественно. Ум склонен привязываться к мыслям или ощущениям, мудрость Нада-йоги состоит в искусном использовании этого свойства ума…», — Сияние Драгоценных Тайн Лайя-йоги, Лайя-йога Гухья Ратна Прадипика.
«… В человеческий ум погружены миллионы и миллиарды впечатлений. Ваш ум окутал огромный пласт прошлого — не только из этой инкарнации, но и из всех предыдущих инкарнаций. Концентрация необходима, но для того, чтобы сделать ум более лёгким, существует практика мантры. Поэтому, когда вы практикуете мантру, вы не должны пытаться концентрироваться — всё произойдёт само собой и ваш ум утихнет…», — Свами Муктибодхананды Сарасвати (в комментариях к хатха-йога прадипика).
Единственный аспект, на котором древние тексты в традиции тантры и йоги не акцентируют внимания (но, тем не менее, практикуют более всего) — это влияние собственно самого голоса (его вибраций) на тело и сознание человека. На Востоке в традиции развития сознания преобладает путь веры древним текстам. Поэтому, исследований и экспериментов как таковых, на Востоке гораздо меньше, чем на Западе. Западная традиция очень глубоко исследует аспект влияния голоса человека на свой организм и организм слушателя. Эти знания выражены в таких направлениях, как звукотерапия и вокалотерапия. Именно на Западе, благодаря традиции научного подхода, есть возможность проводить эксперименты, вкладывать деньги в научные исследования и создание инновационных изобретений, что не конфликтует, а лишь демонстрирует другой путь поиска истины. Опираясь на огромное количество исследований на протяжении последних 50-ти лет, проведённых разными специалистами в разных странах, на разных группах людей с различными постановками задач, были обнаружены и подтверждены перекрёстными проверками следующие явления:
Опираясь на всё вышеизложенное, можно смело сказать, что звук творит реальность. Это практически научно доказанный факт. Практика работы со звуком, голосом и внутренним звуком — это путь, в котором мы напрямую способны со-включиться со своей божественной природой, минуя хитрый ум с его отточенными ловушками, провоцирующими застарелые эмоциональные реакции.
Каждая серьёзная эзотерическая школа практикует работу с голосом. Православные и католические песнопения, мантры, зикры, шаманское и тибетское горловое пение и так далее и так далее… Голос — мощный магический инструмент. Ведь цель любой эзотерической школы — получить мистическое переживание — на ментальном, астральном (через чувства) или физическом плане. То есть, получить опыт контакта за гранью обыденного восприятия. Голос же, порождая соответствующие вибрации, становится мостом между нашим телом (самой плотной субстанцией нашего Существа) и эфирным (тонкоматериальным) планом. Мистический опыт с использованием голоса достигается быстрее и легче. Не зря тибетские монахи несколько дней проводят в голосовых медитациях. Этот путь они избрали как самый короткий…
В западной культуре на данный момент времени практика владения голосом считается широко востребованной только в контексте шоу-бизнеса и манипуляции людьми. Жаль. Люди упускают возможность, которая в буквальном смысле находится у них под носом…
«… Концентрируясь на внутренних звуках, возникающих в Анахата-чакре и центральном канале, наш ум утончается, становится однонаправленным, и обретает особую силу — способность двигать Вайю, энергию ветра, по каналам нашего тела. Эта способность называется сиддхи единства праны и ума. Утончившийся ум, проникая в центральный канал, наполняет его энергией (праной). Прана двигаясь в Сушумне, вызывает состояние остановки дыхания. Наше сознание перемещается из мира чувственных феноменов и тела в мир тонкого тела (Сукшма-шарира), получая разнообразные опыты, связанные с подсознательными образами и ментальными впечатлениями (самскарами). Наконец, когда праны полностью входят в центральный канал Сушумна, в глубоком самадхи происходит раскрытие самого тонкого слоя нашего ума…», — Сияние Драгоценных Тайн Лайя-йоги.
Й ога Г олоса ®
Мы занимаемся развитием природных способностей, открытием интуиции, повышением уверенности в себе, снятием стресса, нейтрализацией страхов, поиском предназначения..
Правда, для этого мы выбрали несколько необычный путь.
Путь необычный, однако очень эффективный.
Это путь Звука. В первую очередь — Голоса. Открытие настоящего, природного естественного звучания голоса открывает настоящие сокровищницы и «тайные склады» вашей личности, индивидуальности и духа.
Это, скорее, НЕ про пение, а про снятие барьеров, которые ограничивают нашу жизнь.
Наше открытие заключается в том, что мы обнаружили, что те же самые страхи, комплексы и зажимы, которые останавливают нас в свободном выражении себя через звук, лежат на пути нашего счастья, реализованности, здоровья, самоуважения, эффективности и успешности в чем бы то ни было.
Наш метод называется Йога Голоса*.
Как и наша школа, которая существует уже 14 лет.
«Йога Голоса» — является зарегистрированным товарным знаком и охраняется законом. Св. о регистрации №741223 от 14.01.2020. Использовать это название могут ТОЛЬКО сертифицированные ведущие нашей школы.
Ближайшие тренинги
Москва. Йога Голоса. Энергия, Дыхание, Голос
ИНСТРУКТОРСКИЙ КУРС 2022.
Ладога. Волшебный Голос Севера 2022
Испания. Звукотерапия: голос, тибетские чаши, камертоны. Обучающий интенсив.
Регулярные занятия:
Санкт-Петербург. Регулярные занятия.
Санкт-Петербург. Регулярные занятия.
Казань. Йога голоса по субботам.
Казань. Йога голоса по субботам.
Пермь. Регулярные по средам.
Пермь. Регулярные по средам.
Москва. Регулярные в «Пране» по средам.
Москва. Регулярные в «Пране» по средам.
С чего начать?
Получите видео с практикой + аудио медитацию прямо сейчас!
… а еще 5 занятий экспресс-курса по освобождению голоса!
Доступ свободный
Всего несколько секунд!
Последние статьи и видео
Голос и путешествие сознания
Первый Йога Голоса Фест состоялся!
11-й Инструкторский курс состоялся!
Олег Российский: Голос и Сексуальность.
КАК позволить себе звучать? Разрешения, соглашения, система внутреннего контроля. Олег Российский
Ирина Казаченко. О стереотипах, о философии Йоги Голоса, о пионерах новых направлений саморазвития.
Йога Голоса.
Что это?
Йога Голоса — интегральный метод самораскрытия и познания себя через голос и звук, (разрабатываемый в РФ Олегом Российским и Ириной Казаченко)
Йога Голоса это также система восстанавливающая физическое, психоэмоциональное и энергетическое, здоровье, через вибрационно-акустические (голосовые) практики. В этом случае Йогу Голоса можно назвать методом индивидуальной или груповой звукотерапии.
Звукотерапия — путь сознательного воздействия звуком на тело и сознание с целью устранения внутренних конфликтов, осознания своей индивидуальности, выхода на ресурсные состояния для реализации своей Жизни. Берёт свои корни в очень глубокой древности.
В «Йоге Голоса» присутствует как восточный подход с его практиками и восприятием феномена звука, так и западный – с его последними научными достижениями, набором упражнений и мировосприятием процесса звучания.
Краткая статистика деятельности:
В чем отличие
Йоги Голоса
от занятия вокалом или постановки речи и голоса?
Самое главное: мы не ставим голос как нечто отдельное от нас.
Мы открываем голос работая со всем нашим существом в целом: с телом, чувствами и сознанием.
Ибо если голос «не работает» это связано не с какими то нашими способностями или не способностями к пению/музыке, это связано с нашей личной историей, которая в буквальном смыле этого слова «записана» в наших телах, чувствах и сознаниях.
Также можно сравнить вокальные занятия и Йогу Голоса, как обучение игре на каком-либо инструменте и как процесс создания самого инструмента.
Йога Голоса — это процесс создания (или воссоздания) инструмента — вашего красивого, природного и неповторимого голоса.
Путь самопознания и развития через голос
Работа с голосом и звуком – это мощнейшая энергетическая практика, потрясающая своей трансформирующей силой сами основы нашего существа.
Глубокая работа со звуком, успокаивает ум, уравновешивает чувства и очищает тело. Звук имеет не только гармонизирующий эффект, но и является проводником, уводящим наше сознание за пределы знания о самом себе. Он становится мостом между Телом, Душой и Духом.
Это Путь. Путь, включающий в себя работу со всеми аспектами нашего Существа.
Цель этого Пути — Соединение с потоком Жизни через голос и звук. На занятиях и семинарах обязательно присутствуют, помимо голосовых практик, практики дыхания, телесно-ориентированные упражнения и комплексы из энергетических систем оздоровления (цигун, сан Дао), некоторые психотерапевтические техники, медитация, пение мантр. подробней..
Через погружение в глубинный звук мы соединяемся с источником самой Жизни.