закон о шампанском о чем
. Тот не пьет шампанского
То есть на лицевой этикетке останется наименование Champagne, охраняемое правом интеллектуальной собственности на международном уровне, а сзади будет малозаметная надпись «Игристое вино», говорит партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Глеб Ситников.
Обязанности указывать «игристое вино» именно на лицевой этикетке импортного шампанского в законе нет.
Сам закон во многом технический. Он лишь приводит базовый закон об обороте алкогольной продукции в соответствие с законом о виноградарстве и виноделии, который действует в России с 26 июня 2021 года, пояснили «РГ» в минсельхозе. То есть волноваться за импортное шампанское надо было тогда, а сейчас это делать уже поздно.
Еще в законе о виноградарстве и виноделии исключено понятие «шампанское», используется только «игристое вино». Но право называться «российским шампанским» остается у отечественной продукции из местного винограда. Вот такая классификация и перенесена в базовый закон об алкоголе.
Новые требования коснутся не только французского шампанского, но и всех импортных игристых вин, включая недорогие, отмечает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. Теперь иностранным производителям придется заново проходить процедуру сертификации продукции. Необходимо будет направить новое уведомление о начале оборота алкогольной продукции, менять название в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Поэтому краткосрочные перебои в поставках импортного игристого вина будут. К закону потребуется выпустить подзаконные акты, чтобы снять вопросы импортеров, считает эксперт. Он отмечает, что во втором чтении в Госдуме этот законопроект принимался скоропалительно перед самым завершением весенней сессии и не обсуждался с участниками и экспертами рынка.
В Еврокомиссии (ЕК) взволнованы изменениями и считают, что закон «будет иметь значительное влияние на винный экспорт» (цитата по РИА Новости). В ЕК намерены сделать «все необходимое», чтобы защитить права поставщиков.
Титов выразил надежду, что возникший «законодательный казус» будет разрешен в пользу общемировых норм.
По данным ФТС, в 2020 году в Россию было ввезено 41,2 млн дал импортного алкоголя (на 2,36% меньше, чем в 2019 году). При этом поставки игристых вин и шампанского увеличились на 3,5% и составили 5,9 млн дал.
Бури в бокале шампанского во Франции не случилось. Хотя местным русофобам этого явно хотелось после того, как в Москве одобрили поправки к закону о регулировании алкогольной продукции. Некоторые французские СМИ все же успели выбросить громкие заголовки типа «Россия объявила войну шампанскому» или как это сделала влиятельная в леволиберальных кругах газета Le Monde, заявившая: «Россия присвоила себе аппелласьон «Шампанское». Правда, после того как с коммюнике выступил французский производитель Moёt Hennessy, а именно он поставляет в Россию такие всемирно известные марки шампанского, как Moёt & Chandon, Dom Perignon, Veuve Clicquot, обвинительный задор быстро пошел на убыль. Тем не менее заметим, что и у французской компании ушло некоторое время на то, чтобы разобраться в поправках, имеющих к ней отношение. А когда наступило понимание, заявили, что входящие в ее состав дома шампанского «всегда соблюдали действующее законодательство, где бы они ни работали, и возобновят поставки как можно быстрее после внесения корректив». Речь не идет, конечно, о том, что французам теперь придется менять фирменные титульные этикетки с историческими названиями на французском. Изменения в соответствии с новым российским законом коснутся контрэтикетки на тыльной стороне бутылки, где впредь будет обозначено «игристое вино», чем, собственно, и является любое «вино с пузырьками». Надо полагать, что и другим производителям французского шампанского, а в Россию поставляется ежегодно 50 миллионов бутылок этого вина, предстоит проделать аналогичную операцию. Между тем во время подписания номера в печать в руководстве Moёt Hennessy сообщили агентству РИА Новости, что компания временно приостанавливает поставки шампанского в РФ.
Союз виноделов оценил закон о шампанском словами «придется попотеть»
Новые требования российского законодательства об алкогольных напитках не потребуют от импортеров смены названия напитков, заявил РБК президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович.
Согласно подписанным президентом Владимиром Путиным поправкам, классификация вин c защищенным географическим указанием (ЗГУ) / защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП) осуществляется на основании российской национальной системы защиты винодельческой продукции. Система распространяется только на российские вина, а значит, импортеры ею пользоваться не смогут.
Любая бутылка вина должна соответствовать нацстандарту или стандарту стран ЕАЭС, на этикетке должно быть указание, что данный продукт соответствует требованиям определенной категории, отметил Попович.
Классификация ЗГУ/ЗНМП может относиться только к российскому вину, так как была создана для определения вин, виноград для которых выращен в определенном терруаре на территории России. «Придется попотеть, побегать с переоформлением документов», — добавил он.
Что меняют поправки
В определении видов спиртной продукции исчезла формулировка «игристое вино (шампанское)» — она заменена на категорию «игристое вино, включая российское шампанское».
Классификация вин c защищенным географическим указанием (ЗГУ) / защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП) осуществляется на основании российской национальной системы защиты винодельческой продукции, которая распространяется только на российские вина, а значит, ею не смогут пользоваться импортеры. Шампанское — это название игристого вина, производимого и реализуемого под защитой французского аппелласьона Champagne AOC.
Скандал из-за шампанского. В чём ошибка законодателя?
В России однозначно что-то не то с шампанским. Точнее, давайте начнём с начала. А то нас и так всех запутали. Шампанского в России вообще нет и быть не может, так географически сложилось.
В Конвенции по охране промышленной собственности наименование места происхождения является объектом охраны. Географические указания также защищаются в соответствии с Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Российская Федерация является участницей обоих международных договоров.
В соответствии со статьей 1225 Гражданского кодекса наименование мест происхождения товаров (НМПТ) является охраняемым результатом интеллектуальной деятельности.
Таким образом, нарушением является использование таких категорий как «Коньяк», «Нарзан», «Гжель» и конечно же «Шампанское» в случаях, если товары не произведены на определённой территории.
В Россию, как и во все страны по всему миру (почти во все), поставляют шампанское из Шампани, компаниям-производителям принадлежит исключительное право на использование НМПТ «шампанское».
Но также в России все видели то же самое название «шампанское» и на других бутылках на полках. И понимали, что ничего общего с французской провинцией этот алкоголь не имеет. Но так уж сложилось, что советское шампанское с 1973 года является имитацией вина, которое производится в провинции Шампань и такая надпись может существовать только на русском языке, при этом латинскими буквами писать слово «шампанское» на этикетке запрещено. Такое вот у нас отечественное игристое вино, которое произведено в России и его принято также называть российским шампанским. Если кого-то этот момент одноимённости и смущал, то только особо привередливых. И то, получив доказательство, что настоящее шампанское защищено как НМПТ, а российское – просто название игристого вина, не претендующее на создание прямой конкуренции импортному алкоголю, градус споров значительно уменьшался. Надо заметить, что прямая конкуренция и невозможна, слишком уж разные ценовые сегменты.
Всё изменили правки летом 2021 года. Были приняты изменения в Федеральный закон «О виноградстве и виноделии в Российской Федерации». Винодельческим отечественным хозяйствам разрешили использовать на этикете наименование «российской шампанское». И теперь это игристое вино, произведенное в нашей стране методом вторичной фрагментации.
Но вот французские производители увидели в этом законе глобальную несправедливость. Тоже отметила и винодельня из Крыма. Все вдруг в разрешении писать отечественному производителю «российской шампанское» увидели запрет, что то самое шампанское теперь нельзя называть шампанским. Хотя по тексту поправок такого запрета и нет…
Речь идёт о сочетании «российское шампанское». То ли к счастью, то ли к великому разочарованию, но в законах эпитеты играют очень большую роль. И именно это стоит учитывать. Ведь российским производителем не разрешили писать «шампанское», а именно «российское шампанское».
Вышел закон, где сказали, что российское шампанское нельзя называть российским шампанским, а надо назвать игристым вином. Да половина россиян обвинила бы закон в антироссийской направленности. Мол, что вы это традиции меняете? Чем вам не угодило… Опять российский бизнес под обстрелом.
Российской шампанское пользуется огромным спросом, покупают его ввиду доступности чаще, чем французское шампанское и привычная глазу на новогоднем застолье надпись «российское шампанское», поменянное на «игристое вино», ещё долго бы вызывало чувство легкого огорчения и ностальгии. И опять были бы эти вздохи: «А в детстве мороженое вкуснее, а раньше писали «российское шампанское». Так что ничего странного в этой процедуре легитимации названия не произошло.
Кажется, что сами гос.орагны не поняли, а что вообще произошло и какая цель действительно была у закона.
Минпромторг судорожно пообещал изучить трактовку нового закона, Минсельхоз вдруг начал толковать нормы права и заявил, что «игристые вина – это просто вид винодельческой продукции». И вроде как успокоил производителей из Шампани. Мол: «укажите на этикетке, что это вид винодельческой продукции – игристое вино, да будем дальше наслаждаться».
Произошло всего вот что: импортный алкоголь попросили промаркировать как игристое. А разве даже то самое шампанское, даже французское, оно что, не игристое? А российских производителей оставили в покое и дали им по закону писать то, что они уже давно писали – «российское шампанское».
Неправильно преподнесённые изменения, несогласованность позиций (или вообще незнание таковых) среди внутригосударственных структур привели к крупному международному скандалу. PR-служба подбодрит, что это успешная PR-активность, но с точки зрения законодательного процесса – это фиаско.
Просто неудачная кампания. И выпить здесь не за что.
Законодательные поправки о шампанском раскритиковали: пострадают потребители
«Власти создали опасный прецедент»
Страсти вокруг решения французского производителя премиального шампанского Moet Hennessy приостановить поставки в Россию продолжают накаляться. Событие вызвало массу разноречивых откликов — как осуждающих, так и оправдательных. Отечественные виноделы видят в нем попытку шантажа в свой адрес, а независимые эксперты указывают на первопричину — свежие законодательные нормы, которые, по их словам, носят откровенно лоббистский характер и подрывают поставки оригинальных импортных вин в Россию.
Фото: Алексей Меринов
Поправки в 171-ФЗ «О регулировании алкогольной продукции» были приняты Госдумой в трех чтениях, одобрены Советом Федерации и подписаны президентом Владимиром Путиным. Как отмечено в письме Moet Hennessy российским партнерам, они «обязывают производителей шампанских вин из французского региона Шампань переименовать их продукцию в «игристое вино». Изменения потребуют от французской стороны пересертификации и новой маркировки, к чему та абсолютно не готова. Российским дистрибьюторам все это тоже создает головную боль: им нужно получить новую сертификацию для шампанского и других товаров с защищенным географическим названием, завести новые штрихкоды, коды для системы ЕГАИС. По самым общим оценкам, затраты составят десятки миллионов рублей.
Шампанское — название игристого вина, производимого и реализуемого под защитой французского аппелласьона (определенная географическая зона происхождения продукта) Champagne AOC. Исходя из новых поправок, российское законодательство эту «защиту» учитывать не будет.
В год Россия импортирует около 50 млн игристых и шампанских вин, из них 13% – шампанское из Франции, а на долю Moet Hennessy приходится менее 2%, подсчитали в Центре исследований федерального и регионального рынков алкоголя. Его директор Вадим Дробиз убежден, что решение французской стороны вызвано ошибочным истолкованием поправок ее юристами: «Наш закон не может отменить международное название продукта «шампанское» – это не его юрисдикция». А президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович видит в заявлении французского производителя «своего рода шантаж без каких-либо доказательств». По его словам, Россия закупает шампанское еще у двух десятков поставщиков, и никто из них не возмутился.
«Не хотите возить – не везите. В России игристое вино не хуже. Мы никого и никогда не заставляем называть алкогольную продукцию иначе, чем называет ее сам производитель. Мы лишь просим доказать ее соответствие стандартам на игристое вино и указать это на этикетке», – поясняет Попович.
С его позицией резко контрастируют оценки независимых экспертов. Игристые и шампанские вина пришли в Россию из Европы, и эту историческую данность нельзя игнорировать на территории Евразийского союза, говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. По его мнению, решение властей РФ, за которым стоят исключительно коммерческие интересы приближенных к Кремлю крупных виноделов, настолько расходится с мировыми нормами, что должно быть пересмотрено. Как считает доктор экономических наук Игорь Николаев, оно чревато не только снижением товарооборота, но и ответными мерами пострадавшей стороны в отношении экспортных товаров, производимых российскими брендами. Причем не только алкогольными. Москва создает опасный прецедент, и ее протекционистские действия могут выйти боком и рядовым потребителям, и стране в целом.
«Несколько лет назад у нас решили продвигать отечественного производителя, подняли акцизы, что-то «подкрутили» в законодательстве. В итоге наши вина сравнялись по ценам с французскими. Но такого не может быть, если брать в расчет дополнительные затраты импортеров на логистику, таможенные пошлины и прочее», – говорит независимый эксперт по финансовому рынку Сергей Дроздов.
Зачем обидели шампанистов: исчезнет ли французское игристое из России
«Мы просто поиздевались над Францией и ее вином»
Мертвый сезон в информационном поле взорвала новость о новом российском законе об алкоголе, который запрещает игристому вину, произведенному во французской провинции Шампань, именоваться шампанским. Родился спорный свод правил в недрах Минфина. Здесь можно шутить про новый регион Франции Igristoe и, например, Шампанский край в России. В министерстве поняли, что немного перестарались и, дабы избежать международного скандала, решили внести в закон коррективы. Но легитимных способов быстро решить проблему уже нет.
Министр финансов Антон Силуанов заявил 9 июля, что готов лично заняться проблематикой импортных поставок вин. Пресс-служба Минфина сообщила, что ведомство «будет предпринимать усилия, которые позволят избежать перебоев с импортной винодельческой продукцией на территории России». Возникает вопрос, зачем Минфин разрабатывал поправки, исполнение которых может привести к проблемам на рынке?
Ранее в России приняли поправки в закон «О регулировании алкогольной продукции». Они вводят понятия «российское шампанское» и «коньяк России», а импортеры теперь должны вместо «шампанское» на бутылке писать «игристое вино». Французов задели российские нововведения, и они объявили о приостановке поставок игристых вин, изготовленных в провинции Шампань. Регулирующие органы Франции и ЕС понимают, что, если продолжат отправлять нам напитки с учетом нашего замечательного законодательства, на них весь мир посмотрит косо. Они дорожат своей репутацией и скорее предпочтут перекрыть шипучий вентиль, чем ударить в грязь лицом.
Объединение французских производителей шампанского призвало своих членов, среди которых бренды Bollinger, Dom Pérignon и Veuve Clicquot, приостановить поставки в Россию. Компания Moet–Hennessy также объявила о приостановке отгрузки шампанских вин в Россию. Позже она заявила, что согласна маркировать свои напитки, импортируемые в Россию, как «игристое вино» вместо «шампанское» и возобновит поставки после отлаживания процессов по корректировке этикеток. Между тем в Роспатенте подчеркнули, что Россия может использовать понятия «шампанское» и «коньяк» в отношении напитков, произведенных на территории страны.
Российский рынок игристого — около 170 млн литров в год. Рынок произведенного в нашей стране продукта — 125 млн л в год. С 2021-го начнем терять в объемах: согласно закону о виноделии, наше вино должно быть изготовлено только из нашего сырья, которое в дефиците. По прогнозам специалистов, в этом году будет произведено на 25% меньше вина. Около 45–50 млн литров в год входило в Россию по импорту. Из этого объема на Францию приходилось порядка 6–8 млн литров. В этом объеме шампанская продукция очень богатой группы LVMH занимала 700–800 тыс. л в год. Если перевести в проценты, то 10–15% в объеме французского шампанского занимало игристое этого холдинга.
Был подготовлен слабый законопроект, который был принят без обсуждения с отраслью, говорит глава национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. «Не думаю, что кто-то собирался французам что-то запрещать. Текст документа появился в базе данных Госдумы только в момент принятия во втором чтении. Все не глядя проголосовали «за». Теперь, после того как закон был подписан, Минфин думает, как его поправить. Хотя в недрах этого министерства и родился этот закон», — считает он.
Между тем парадокс заключается в том, что отменить действие уже опубликованного закона просто так не получится. По идее, должен появиться новый документ, который будет включать в себя все правки. Он должен пройти все круги согласований и проверок перед принятием. Но Госдума закончила работу и готовится к новым выборам. Следовательно, никто этим заниматься не будет. Сейчас Минфин пытается объяснить регулирующим ведомствам, например, таможням, Роспотребнадзору, что не надо, грубо говоря, обращать внимание на федеральный закон, пока поправки не будут приняты.
Эксперт считает, что исход шампанистов с отечественного рынка спровоцирует рост цен: игристый напиток станет дефицитным и его складские остатки будут продавать по завышенному прайсу.
Директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз назвал действия российских властей «издевательством над французами и их вином».
«Мы хотим потребовать от французов, чтобы на контрэтикетке было написано «игристое вино из Шампани». По сути дела, напиток и есть игристое вино, произведенное в провинции Шампань во Франции. Это, скажем так, оскорбление для местных виноделов и для всей нации», — отмечает он.
Дробиз назвал случившееся «информационным пшиком». Он убежден, что пусть со временем, но закон подправят. А пока надзорные органы России будут смотреть на повальное несоблюдение новых правил сквозь пальцы.