закон о цифровизации населения в россии что это

Во время пандемии Госдума приняла законопроект о Цифровизации Населения: в ЕФИР.

закон о цифровизации населения в россии что это. закон о цифровизации населения в россии что это фото. картинка закон о цифровизации населения в россии что это. смотреть фото закон о цифровизации населения в россии что это. смотреть картинку закон о цифровизации населения в россии что это.

Этот проект со звучной аббревиатурой ЕФИР будет содержать все данные на каждого человека, собранные из всех информационных систем России. Пока в этот, по словам авторов, «золотой идеальный профиль» войдут около 30 видов сведений о человеке: ФИО, дата и место рождения и смерти, пол, реквизиты записи акта гражданского состояния о рождении и смерти, СНИЛС, ИНН, семейное положение, все данные о физическом лице, об образовании, о всех местах его работы, сведения о постановке на учет в налоговом органе, в том числе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, сведения о регистрации в качестве ИП, о постановке на воинский учет, регистрация в системах ОМС, соцстраха и пенсионной системе, документы об образовании/учебе, квалификации, о присуждении, лишении, восстановлении ученой степени/звания, сведения о всех родственных связях и т.д.

Основу ресурса составят более 500 млн записей актов гражданского состояния, начиная с 1926 года. Но так как цифровизация предполагает собрать вообще все данные о человеке, включая медицинские карты, истории болезни, всю информацию из баз МВД, Минобороны, Минобрнауки, внебюджетных фондов и т.д., то проект ЕФИР вскоре может открыть доступ государства ко всей информации о россиянах.

В последние годы почти на каждом заседании правительства обсуждалась масштабная цифровизация страны. Был принята «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», утвержден национальный проект «Цифровая экономика России 2024» и т.д. Принятый законопроект депутаты доработали, переделав его более чем на треть, внеся 16 поправок и засекретив часть регистра со сведениями о лицах, находящихся под госзащитой или под государственной охраной.

Единый регистр может вступить в силу уже с 1 января 2022 года. Его держателем станет Федеральная налоговая служба (ФНС), но сведения о платежеспособности граждан, о доходах и налоговых поступлениях в него не попадут, заверили в ведомстве. Со дня официального опубликования закона и до 31 декабря 2025 года установлен переходный период, в течение которого будут отрабатываться особенности создания и ведения регистра о населении, формирования и использования содержащихся в нем сведений.

В пояснительной записке к проекту говорится, что его реализация позволит улучшить качество госуправления, сократит сроки оказания госуслуг, повысит эффективность борьбы с мошенничеством в части получения мер соцподдержки и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей. Доступ к сведениям о себе в регистре получит каждый гражданин, поэтому после вступления закона в силу гражданам не нужно будет каждый раз заполнять сведения о себе при получении госуслуги, а работа властей в части прогнозирования социально-экономического развития страны и регионов, адресного оказания поддержки станет проще и точнее.

Замруководителя ФНС Виталий Колесников также сослался на ситуацию с коронавирусом, отметив, что «жизнь сегодня показала, особенно последние месяцы (на фоне введения ограничений в связи с коронавирусом), что у нас нет нормального объективно счетного понятия семьи, домохозяйства. Соответственно, мы не понимаем, какой среднедушевой доход семьи, как оказывать адресные меры социальной поддержки, чем мы сейчас пытаемся заниматься. И собственно, как это оценивать, не забирая какие-либо данные у человека, у членов его семьи».

О том, что цифровые сертификаты для переболевших коронавирусом уже почти готовы, сообщила организация Covid-19 Credentials Initiative (CCI), объединяющая свыше 60 компаний и НКО из разных стран.

Сертификаты будут основаны на технологии блокчейн и недавно одобренном Консорциумом Всемирной паутины (W3 С, организация, разрабатывающая и внедряющая технологические стандарты для интернета) стандарте Verifiable Credentials («удостоверяющие документы», стандарт описывает выпуск и проверку любой информации и документации в цифровом формате, которая криптографически подтверждается и публикуется в блокчейне).

С помощью таких сертификатов переболевшие смогут подтверждать, что излечились от болезни и сдали положительный тест на антитела. В перспективе сертификаты будут выдавать и прошедшим вакцинацию от коронавируса.

Источник

Новый Большой брат. Единый регистр граждан: что это и зачем

закон о цифровизации населения в россии что это. закон о цифровизации населения в россии что это фото. картинка закон о цифровизации населения в россии что это. смотреть фото закон о цифровизации населения в россии что это. смотреть картинку закон о цифровизации населения в россии что это.

08.06.2020 Президент подписал Федеральный закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации».

В федеральном регистре будет содержаться информация о гражданах РФ, иностранных гражданах и лицах без гражданства, постоянно проживающих на территории России, а также о российских гражданах, постоянно проживающих за границей.

Регистр будет содержать сведения о фамилии, имени, отчестве, дате рождения и смерти, семейном положении, гражданстве РФ и иных государств, идентификаторах (номер паспорта, СНИЛС, ИНН, полиса ОМС), сведения о регистрационном учете, о постановке на воинский учет, документах об образовании, сведения из службы занятости, ссылки на записи в регистре о родителях/детях. Также регистр будет содержать ссылку на профиль в Госуслугах. Каждой записи присваивается уникальный идентификационный номер, который не подлежит изменению.

Согласно законопроекту, основной целью создания федерального регистра является создание системы учета сведений о населении Российской Федерации, обеспечивающей их актуальность и достоверность.

Данные регистра должны использоваться в социальных целях: реализации политики в сфере социально-экономического развития и статистического учета. Также одной из озвученных причин принятия закона заявлялось использование информации для оказания адресной поддержки от государства, в том числе в условиях распространения COVID-19.

До 01.01.2023 использование федерального регистра не будет обязательным, переходный период устанавливается до 31.12.2025

Противники принятия указанного закона говорят о том, что в результате государство получит инструмент для более совершенного контроля над информацией о гражданах в ущерб их безопасности.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в настоящее время сведения, подлежащие внесению в федеральный регистр, уже содержатся в базах данных 12 ведомств, и закон не предусматривает сбора новых данных о гражданах, а только сводит всю эту информацию в одну базу данных. Его несомненным преимуществом является значительное сокращение временных издержек на взаимодействие граждан с государственными органами, так как не будет необходимости в получении справок и документов, орган сам сможет узнать необходимую информацию. Также актуальные данные о гражданах в режиме онлайн позволят государству оперативно реагировать на изменение условий и помогать конкретным социальным группам или гражданам.

Еще одна проблема — риск утечки персональных данных и возможных злоупотреблений в связи с этим.

В связи с этим доступ к системе строго регламентирован. Предусмотрено, что государственные органы будут иметь доступ к федеральному регистру только в части своей компетенции. То есть, если госслужащий работает в Пенсионном фонде, он не может получить сведения о воинском учете либо об образовании гражданина.

Кроме того, в законе установлено, что органам государственной власти Российской Федерации информация из федерального регистра предоставляется, по общему правилу, обезличенной. Доступ к не обезличенной информации возможен исключительно для целей обеспечения актуальности и достоверности информационных ресурсов (исправления ошибок), совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг и выполнения государственных и муниципальных функций. Это также минимизирует риск того, что орган может получить информацию, которая его к полномочиям не относится.

В законе также прямо предусмотрено, что изменение перечня органов, организаций и лиц, которые предоставляют (актуализируют) сведения в федеральный регистр и которым предоставляются указанные сведения, могут осуществляться только посредством внесения изменений в данный Закон. Такое закрепление в самом законе, а не в подведомственных актах способствует более полному общественному контролю.

На повышение уровня защиты системы направлена и обязательная фиксация как вносимых в федеральный регистр изменений, так и запросов, отправляемых посредством межведомственного электронного взаимодействия с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

С точки зрения практикующего адвоката целесообразность принятия данного закона, несмотря на имеющиеся недостатки, также несомненна. Разрозненность информации в различных реестрах создает хаос и противоречия в таких сведениях, а постоянная актуализация этих данных в каждом отдельном реестре требует значительных финансовых вложений.

Возможность получения актуальной информации ускорит не только получение государственных услуг, но будет способствовать свершению более эффективного правосудия, более оперативно защищать граждан, чьи права и интересы могут быть нарушены в связи с отсутствием необходимой информации, сведет к минимуму возможные фальсификации, например, в вопросах гражданства, образования и т.п. Предусмотренная законом возможность обращения суда к федеральному регистру позволит оперативно получить информацию, необходимую для правильного разрешения дела. На основании этого закона нотариусы получат право доступа к информации, необходимой им для совершения нотариальных действий.

Создание государством федерального регистра о населении для целей получения наиболее полной информации является вполне ожидаемым и поступательным шагом в условиях цифровизации и содействует дальнейшему развитию информационного общества.

Федеральный регистр, как и любой другой инструмент, может служить как целям положительным, так и нести вред в зависимости от того, в чьих руках он находится. Но это совсем не означает, что этот инструмент обществу не нужен, необходимо лишь установить четкие правила о том, как им нужно пользоваться, чтобы не нарушить интересы общества. Представляется, что данный закон в большой степени эту функцию выполняет. А как оно будет на практике мы скоро узнаем.

ВНИМАНИЕ!

15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Источник

Путин подписал закон о «всероссийском цифровом концлагере», как называют его противники

Причем эти самые противники — это не столько «либералы», сколько люди, в общем-то, власти лояльные.

закон о цифровизации населения в россии что это. закон о цифровизации населения в россии что это фото. картинка закон о цифровизации населения в россии что это. смотреть фото закон о цифровизации населения в россии что это. смотреть картинку закон о цифровизации населения в россии что это.

Ранее закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации. Теперь он вступает в силу.

Речь в нем идет о создании базы данных на россиян, где будут содержаться сведения о гражданах страны и находящихся на территории России иностранцах. Данные соберут из информационных систем органов госвласти и государственных внебюджетных фондов.

Государство соберет о гражданах около 30 видов различных сведений, в том числе об уровне образования, семейном положении и т. д.

В регистр не будут включаться данные о доходах и имуществе граждан, а также сведения, составляющие гостайну. Оператором регистра назначили Федеральную налоговую службу (ФНС).

Госдума даже выпустила специальный ролик, разъясняющий безопасность этого закона.

Видео Госдумы России: «Вся правда о единой базе данных россиян»

Но этот закон вызвал массу споров в обществе. Причем между, казалось бы, людьми, придерживающимся одинаковых взглядов и лояльным нынешним российским властям.

Как раз из-за этого закона недавно поругались и разошлись телеведущие Анна Шафран и Владимир Соловьев. А лидер КПРФ Геннадий Зюганов считает, что теперь «англо-саксонцы будут контролировать каждого из нас… Это электронно-бытовой концлагерь, о котором фашисты даже не мечтали».

Против закона выступали даже известные деятели культуры. Светлана Крючкова, Александр Розенбаум, Наталья Бондарчук, Александр Михайлов, Иван Охлобыстин, Николай Бурляев и Мария Шукшина записывали видеобращение, где выступили против «цифрового контроля за россиянами». Но их мнение власти не учли.

Видео: обращение артистов против закона о федеральном информационном регистре

Противники создания единой базы данных людей в России прежде всего боятся утечки информации. Многие знают, насколько все плохо в России с хранением и защитой персональных данных. Но это не единственная претензия.

Что людям не нравится в новом законе, они сами пишут в соцсетях.

— Березницкий Вячеслав (@Viacheslav43) June 8, 2020

Путин подписал закон о создании единого регистра сведений о населении

Подсчет крепостных на Руси — давняя забава членов партии Единая Россия…

Путин подписал закон о создании единого регистра, содержащего всю информацию о гражданах. Ещё в нём будут отслеживаться все важные этапы жизни с момента рождения.
Добро пожаловать в цифровой ГУЛАГ.
Про то, что данные будут у бандитов всех мастей, помимо кремлёвских, вообще молчу.

Многоуважаемый Владимир Владимирович!

Прокомментируйте пожалуйста, Вы сегодня подписали закон о создании единого регистра сведений о россиянах? Есть ли риск того, что теперь нечистый на руку сотрудник налоговой, имеющий доступ к данным сведениям, может торговать ими?

Скорее всего, люди создавшие и узаконившие идею Единого Федерального Информационного Регистра (ЕФИР), подумали, что для полноты учета персональных сведений о гражданине, недостает еще данных об его исторической генетической предрасположенности к разного рода деятельности…

На патриотическо-охранительском корабле бундЪ?

он позволит повысить слежку за населением, скоро в туалетах заставят анализаторы ставить, что бы определять, что накануне человек ел, а потом отчитывался на какие шиши были куплены продукты…

— Владимир Савенко (Волгоградец) (@zhitelvlg) May 22, 2020

Вообще вся эта цифра дошла до шизофрении. Тотальный контроль. Цифровой концлагерь.

Закон о создании единого регистра с информацией о гражданах, принятый в четверг Госдумой — очередное проявление цифрового авторитаризма. Государство использует технологический прогресс не для улучшения жизни россиян, а для укрепления собственной власти и контроля за оппозицией.

Очень опасный прецедент, имея всю информацию по человеку, и его поднаготную власти и денежные мешки получают безграничные возможности. Это гораздо страшней чем «длинные руки» КГБ. Финансовая информация и личные предпочтения каждого человека под анализом бизнесменов обогатит их.

Вот мы сейчас хихикаем, закатываем глаза «рептилоиды, теории заговора», а наши дети будут жить в цифровом фашизме.

Вот создадут регистр россиян, и поделят бояре между собой холопов.

Надо было сразу же установить рекомендованную розничную цену на базу, ну чтобы уж два раза не вставать

Никита Михалков: «Единый регистр населения — это подарок ЦРУ и всем спецслужбам».

Источник

Закон о цифровизации населения в россии что это

закон о цифровизации населения в россии что это. закон о цифровизации населения в россии что это фото. картинка закон о цифровизации населения в россии что это. смотреть фото закон о цифровизации населения в россии что это. смотреть картинку закон о цифровизации населения в россии что это.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

закон о цифровизации населения в россии что это. закон о цифровизации населения в россии что это фото. картинка закон о цифровизации населения в россии что это. смотреть фото закон о цифровизации населения в россии что это. смотреть картинку закон о цифровизации населения в россии что это.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

закон о цифровизации населения в россии что это. закон о цифровизации населения в россии что это фото. картинка закон о цифровизации населения в россии что это. смотреть фото закон о цифровизации населения в россии что это. смотреть картинку закон о цифровизации населения в россии что это.Обзор документа

Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 168-ФЗ “О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации”

Принят Государственной Думой 21 мая 2020 года

Одобрен Советом Федерации 2 июня 2020 года

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

Статья 2. Федеральный регистр сведений о населении

Федеральный регистр сведений о населении представляет собой совокупность сведений о населении Российской Федерации, сформированных в соответствии с настоящим Федеральным законом на основе сведений о гражданах Российской Федерации, об иностранных гражданах и лицах без гражданства, указанных в пункте 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, которые содержатся в государственных информационных системах органов государственной власти Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами.

Статья 3. Принципы функционирования и ведения федерального регистра сведений о населении

Организация функционирования федерального регистра сведений о населении основывается на принципах:

1) законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, применения организационных и технических мер по обеспечению безопасности содержащихся в федеральном регистре сведений о населении персональных данных;

2) непрерывности ведения федерального регистра сведений о населении;

3) полноты, актуальности и достоверности сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении;

4) применения унифицированного формата записи в федеральном регистре сведений о населении при его формировании, ведении и предоставлении сведений из федерального регистра сведений о населении.

Статья 4. Цели формирования и ведения федерального регистра сведений о населении, использования содержащихся в нем сведений

1. Целью формирования и ведения федерального регистра сведений о населении является создание системы учета сведений о населении Российской Федерации, обеспечивающей их актуальность и достоверность.

2. Сведения, содержащиеся в федеральном регистре сведений о населении, используются в целях:

1) совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг и выполнения государственных и муниципальных функций, в том числе в электронной форме;

2) реализации государственной политики в сфере социально-экономического развития, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

4) официального статистического учета населения;

5) реализации полномочий субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и по предметам ведения субъектов Российской Федерации, полномочий Российской Федерации, переданных субъектам Российской Федерации, а также полномочий органов местного самоуправления для решения вопросов местного значения;

6) составления и реализации государственных и муниципальных программ, подготовки проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и в иных целях государственного и муниципального управления;

7) осуществления полномочий избирательных комиссий, комиссий референдума, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах;

8) совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Статья 5. Правовое регулирование в области учета сведений о населении Российской Федерации

Правовое регулирование в области учета сведений о населении Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства Российской Федерации в области персональных данных, законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, иных федеральных законов и состоит из настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.

Статья 6. Физические лица, сведения о которых включаются в федеральный регистр сведений о населении

В федеральный регистр сведений о населении включаются сведения о следующих физических лицах:

1) о гражданах Российской Федерации;

2) об иностранных гражданах и лицах без гражданства, временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, либо признанных беженцами или получивших временное убежище на территории Российской Федерации, а также об иностранных гражданах, временно пребывающих в Российской Федерации и осуществляющих в установленном порядке трудовую деятельность.

Статья 7. Сведения, включаемые в федеральный регистр сведений о населении

2. В федеральный регистр сведений о населении включаются:

1) сведения о физическом лице:

а) фамилия, имя и отчество (при наличии) и в случае их изменения иные фамилия, имя и отчество (при наличии);

е) пол и в случае его изменения иной пол;

ж) сведения о семейном положении физического лица, в том числе о записях актов о заключении и расторжении брака;

з) гражданство Российской Федерации и (или) гражданство (подданство) иностранного государства или иностранных государств;

и) сведения о наличии у гражданина Российской Федерации документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии);

к) сведения об обращении гражданина Российской Федерации в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии);

а) записи акта о рождении;

б) записи акта о смерти;

в) документа, удостоверяющего личность физического лица, включая вид, номер и иные сведения о таком документе;

г) документов или отметок в документах, удостоверяющих личность, подтверждающих право иностранного гражданина и лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

д) сведений о регистрационном учете гражданина Российской Федерации и миграционном учете иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации;

е) сведений о принятом решении по вопросам гражданства Российской Федерации;

ж) сведений о постановке на учет в налоговом органе, в том числе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;

з) сведений о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

и) сведений о постановке на воинский учет граждан Российской Федерации, обязанных состоять на воинском учете;

к) сведений о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования;

л) сведений о постановке на учет в органах службы занятости;

м) документа об образовании и (или) о квалификации, документа об обучении, включая виды, номера и иные сведения о таких документах, сведений о присуждении, лишении, восстановлении ученой степени, присвоении, лишении, восстановлении ученого звания;

о) записей федерального регистра сведений о населении о физических лицах, являющихся родителями физического лица, супругом (супругой) физического лица, ребенком (детьми) физического лица.

Статья 8. Порядок формирования и ведения федерального регистра сведений о населении

2. В федеральном регистре сведений о населении не допускается использование сведений, отнесенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, за исключением сведений, указанных в частях 12 и 15 настоящей статьи.

3. Федеральный регистр сведений о населении формируется и ведется на основании сведений, направляемых в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона в уполномоченный орган органами и организациями, указанными в статье 10 настоящего Федерального закона.

4. Ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за полноту, актуальность и достоверность сведений, направляемых в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении, несут органы и организации, направляющие указанные сведения. Уполномоченный орган несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за своевременное и корректное формирование записей федерального регистра сведений о населении и внесение в них изменений, а также за сохранность сведений, включенных в федеральный регистр сведений о населении, и их соответствие сведениям, направленным в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона органами и организациями, указанными в статье 10 настоящего Федерального закона.

5. Уполномоченный орган до включения в федеральный регистр сведений о населении сведений, направляемых в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона органами и организациями, указанными в статье 10 настоящего Федерального закона, осуществляет их сопоставление между собой и со сведениями, ранее включенными в федеральный регистр сведений о населении, в целях исключения неточностей.

6. При обнаружении неточностей в сведениях, полученных уполномоченным органом в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона, уполномоченный орган посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня обнаружения таких неточностей, направляет запрос в электронной форме в орган или организацию, указанные в статье 10 настоящего Федерального закона и направившие сведения для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении, для проверки указанных сведений и направления уточненных сведений.

7. В случае получения предусмотренного частью 6 настоящей статьи запроса орган или организация, указанные в статье 10 настоящего Федерального закона, в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения запроса, направляет в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия в уполномоченный орган уточненные сведения после их проверки. В случае, если неточности, указанные в части 6 настоящей статьи, являются следствием недостоверного или неполного отражения сведений в государственной информационной системе, из которой органом или организацией, указанными в статье 10 настоящего Федерального закона, направляются сведения для включения в федеральный регистр сведений о населении, исправление таких сведений осуществляется указанными органом или организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим порядок формирования и ведения соответствующей государственной информационной системы.

8. Сведения об одном физическом лице, включаемые в федеральный регистр сведений о населении, образуют одну запись федерального регистра сведений о населении. Запись федерального регистра сведений о населении в федеральном регистре сведений о населении идентифицируется не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером. При внесении изменений в запись федерального регистра сведений о населении номер указанной записи не изменяется. В случае внесения изменений в сведения, указанные в части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, содержащиеся в записи федерального регистра сведений о населении, изменяемые сведения указанной записи сохраняются в хронологическом порядке.

9. При формировании записи федерального регистра сведений о населении и внесении в нее изменений в федеральном регистре сведений о населении формируется информация о дате и времени внесения сведений в федеральный регистр сведений о населении и наименовании органа или организации, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона и направивших эти сведения. Сформированная и (или) измененная запись федерального регистра сведений о населении подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного органа. Порядок формирования записей федерального регистра сведений о населении и внесения в них изменений, включая порядок действий в случае обнаружения неточностей в сведениях, полученных уполномоченным органом при формировании и ведении федерального регистра сведений о населении, а также порядок формирования и использования номера записи федерального регистра сведений о населении и порядок использования усиленной квалифицированной электронной подписи при формировании и ведении федерального регистра сведений о населении определяются Правительством Российской Федерации.

10. Сведения, содержащиеся в записи федерального регистра сведений о населении, могут быть изменены по обращению физического лица, в отношении которого они составлены, или его законного представителя путем изменения соответствующих сведений, направляемых в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона в уполномоченный орган органами и организациями, указанными в статье 10 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

11. При формировании и ведении федерального регистра сведений о населении в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечивается подтверждение подлинности и целостности записей федерального регистра сведений о населении, а также действительности усиленных квалифицированных электронных подписей, которыми такие записи федерального регистра сведений о населении подписаны. Записи федерального регистра сведений о населении, а также иные сведения, содержащиеся в федеральном регистре сведений о населении в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат постоянному хранению, их изъятие, за исключением случаев, предусмотренных частями 12 и 15 настоящей статьи, и уничтожение не допускаются.

12. В целях обеспечения безопасности государства, а также прав и свобод отдельных физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной защите отдельных физических лиц в федеральном регистре сведений о населении предусматриваются формирование и ведение учета сведений, в том числе об указанных физических лицах, обособленно. Особенности обособленного формирования и ведения учета отдельных сведений федерального регистра сведений о населении определяются Президентом Российской Федерации.

13. Уполномоченный орган обязан обеспечить защиту записи федерального регистра сведений о населении во избежание несанкционированного доступа к ней, ее случайного или несанкционированного изменения, уничтожения или утраты. Запись федерального регистра сведений о населении подлежит восстановлению на основании сведений, направляемых в уполномоченный орган органами и организациями, указанными в статье 10 настоящего Федерального закона, для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона. Запись федерального регистра сведений о населении должна быть восстановлена полностью. Частичное восстановление записи федерального регистра сведений о населении допускается в исключительном случае, если уполномоченным органом были исчерпаны все возможные способы получения сведений о физическом лице в целях восстановления записи федерального регистра сведений о населении. Перечень способов получения сведений о физическом лице в целях восстановления записи федерального регистра сведений о населении и правила их применения, в том числе порядок взаимодействия с органами и организациями, указанными в статье 10 настоящего Федерального закона, для получения указанных сведений, устанавливаются Правительством Российской Федерации. При восстановлении записи федерального регистра сведений о населении в данной записи делается отметка с указанием даты (дат) и времени ее восстановления, наименования органа или организации, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона и направивших сведения о физическом лице для восстановления записи федерального регистра сведений о населении, фамилии, имени, отчества (при наличии) и должности уполномоченного лица уполномоченного органа, восстановившего запись федерального регистра сведений о населении. Восстановленная запись подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени уполномоченного органа. При восстановлении записи федерального регистра сведений о населении номер данной записи не изменяется.

14. В целях реализации настоящего Федерального закона уполномоченный орган в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных осуществляет обезличивание персональных данных, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении. Обезличенные персональные данные, содержащиеся в федеральном регистре сведений о населении, хранятся и обрабатываются в государственной информационной системе, указанной в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обособленно от записей федерального регистра сведений о населении. Перечень обезличенных персональных данных, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, определяется Правительством Российской Федерации.

15. Федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, органами внешней разведки Российской Федерации, органами государственной охраны и иными органами, уполномоченными на решение задач в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в рамках реализации полномочий указанных органов, установленных законодательством Российской Федерации, и в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в федеральный регистр сведений о населении могут вноситься предусмотренные частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведения, ранее не учтенные в государственных информационных системах органов государственной власти Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами, а также обрабатываться записи федерального регистра сведений о населении. Перечень указанных в настоящей части федеральных органов исполнительной власти определяется указом Президента Российской Федерации.

Статья 9. Информационное обеспечение в области формирования и ведения федерального регистра сведений о населении

1. Формирование и ведение федерального регистра сведений о населении, включая сбор, обработку, хранение, получение, использование и защиту сведений о населении Российской Федерации, осуществляются в государственной информационной системе, функционирование которой обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

2. Порядок функционирования государственной информационной системы определяется Правительством Российской Федерации.

3. Государственная информационная система должна обеспечивать:

1) сбор и обработку сведений для их включения в федеральный регистр сведений о населении, а также сохранность указанных сведений;

2) доступ к сведениям, содержащимся в федеральном регистре сведений о населении, предоставление таких сведений в электронной форме;

3) информационное взаимодействие государственной информационной системы с иными государственными и муниципальными информационными системами, в том числе с федеральной государственной информационной системой ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния;

4) автоматическую передачу сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, в единую систему идентификации и аутентификации;

5) осуществление контроля достоверности, полноты и актуальности федерального регистра сведений о населении;

6) осуществление контроля подлинности и целостности записей федерального регистра сведений о населении;

7) применение усиленной квалифицированной электронной подписи при формировании записей федерального регистра сведений о населении и внесении в них изменений.

4. Оператором государственной информационной системы является уполномоченный орган.

5. Оператор государственной информационной системы осуществляет:

1) создание и эксплуатацию государственной информационной системы, а также обработку сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, в том числе персональных данных;

2) обеспечение бесперебойного ежедневного и круглосуточного функционирования государственной информационной системы;

3) защиту сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства Российской Федерации в области персональных данных, законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне при их обработке в государственной информационной системе;

4) подтверждение подлинности и целостности записей федерального регистра сведений о населении, а также действительности усиленных квалифицированных электронных подписей, которыми такие записи подписаны первоначально, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 8 настоящего Федерального закона;

5) обеспечение межведомственного информационного взаимодействия при формировании и ведении федерального регистра сведений о населении;

6) предоставление сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.

6. Защита сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, включая персональные данные, обеспечивается посредством применения организационных и технических мер защиты информации, а также осуществления контроля за их применением.

7. Для обеспечения защиты сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, включая персональные данные, в ходе создания, эксплуатации и развития государственной информационной системы оператором государственной информационной системы осуществляются:

1) применение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к защите сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении;

2) разработка и внедрение системы защиты сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении;

3) применение сертифицированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке средств защиты информации, в том числе средств криптографической защиты информации, а также аттестация государственной информационной системы на соответствие требованиям о защите информации;

4) защита сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, от несанкционированного доступа;

5) обеспечение безопасности межведомственного информационного взаимодействия при формировании и ведении федерального регистра сведений о населении, включая выполнение требований федерального органа исполнительной власти в области связи, являющегося оператором единой системы межведомственного электронного взаимодействия по обеспечению ее безопасности;

6) обеспечение неизменности сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, при их хранении и передаче.

Статья 10. Органы и организации, осуществляющие направление сведений для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении

1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, обязан направлять для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении следующие сведения:

1) о выдаче и замене документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, а также о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации в нарушение установленного порядка;

2) о выдаче и об изъятии паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации;

3) о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации и об их аннулировании;

4) о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, о его замене и аннулировании;

5) о выдаче удостоверения беженца, свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, проездного документа лицу, признанному беженцем на территории Российской Федерации;

6) о постановке на миграционный учет и снятии с миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации и осуществляющих в установленном порядке трудовую деятельность;

7) о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;

8) о выдаче иностранным гражданам разрешений на работу или патентов, об их продлении или аннулировании;

9) о подаче гражданином Российской Федерации или его законным представителем в порядке, установленном федеральным законом, письменного уведомления о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа либо об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

10) о принятых решениях по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, обратившихся с соответствующим заявлением на территории Российской Федерации.

2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, обязан направлять для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении сведения о постановке на воинский учет, снятии с воинского учета граждан Российской Федерации, обязанных состоять на воинском учете.

3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, обязан направлять для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении сведения об учетной записи физического лица в единой системе идентификации и аутентификации.

4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, обязан направлять для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении информацию о присуждении, лишении, восстановлении ученой степени, присвоении, лишении, восстановлении ученого звания, содержащуюся в федеральной информационной системе государственной научной аттестации.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, обязан направлять для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении следующие сведения:

1) о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных физическим лицам, содержащиеся в федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»;

2) о документах об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации;

3) об апостилях, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации.

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, обязан направлять для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении следующие сведения:

1) о постановке на учет в налоговых органах физических лиц, в том числе в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход;

2) о регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере, обязан направлять для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении сведения о выдаче, приостановлении действия, об изъятии удостоверения личности моряка.

8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда и занятости, обязан направлять для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении следующие сведения:

1) о постановке гражданина Российской Федерации на регистрационный учет в государственное учреждение службы занятости в целях поиска подходящей работы или снятии с указанного учета;

2) о постановке гражданина Российской Федерации на регистрационный учет безработных граждан или снятии с указанного учета.

9. Пенсионный фонд Российской Федерации обязан направлять для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении следующие сведения:

1) о регистрации физических лиц в системе обязательного пенсионного страхования (страховой номер индивидуального лицевого счета);

2) о внесении изменений в сведения о регистрации физических лиц в системе обязательного пенсионного страхования.

10. Фонд социального страхования Российской Федерации обязан направлять для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении сведения о регистрации физического лица в Фонде социального страхования Российской Федерации в качестве страхователя или снятии его с регистрационного учета.

11. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования обязаны направлять для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении сведения о постановке на учет, снятии с учета, восстановлении на учете в едином регистре застрахованных лиц.

12. Оператор федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния обязан направлять для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении следующие сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния:

1) о государственной регистрации рождения, установления отцовства и о внесении исправлений или изменений в записи актов о рождении, об установлении отцовства;

2) о государственной регистрации смерти и о внесении исправлений или изменений в записи актов о смерти;

3) о государственной регистрации заключения и расторжения брака и о внесении исправлений или изменений в записи актов о заключении и расторжении брака;

4) о государственной регистрации перемены имени и о внесении исправлений или изменений в записи актов о перемене имени;

5) о регистрации компетентным органом иностранного государства по законам соответствующего иностранного государства акта гражданского состояния в отношении гражданина Российской Федерации или в отношении его несовершеннолетнего ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации.

Статья 11. Предоставление сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении

1. Сведения, содержащиеся в федеральном регистре сведений о населении, предоставляются:

4) многофункциональным центрам предоставления государственных и муниципальных услуг для использования в целях, указанных в пункте 1 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, в части сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг;

5) избирательным комиссиям, комиссиям референдума для использования в целях, указанных в пункте 7 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона;

6) нотариусам для использования в целях, указанных в пункте 8 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона;

7) физическому лицу или его законному представителю в части сведений, составленных в отношении данного лица, и сведений о запросах, указанных в части 4 настоящей статьи, направленных в уполномоченный орган в отношении данного лица, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

2. Предоставление сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, осуществляется оператором государственной информационной системы, предусмотренной статьей 9 настоящего Федерального закона, в электронной форме бесплатно.

3. Сведения, содержащиеся в федеральном регистре сведений о населении, в целях, указанных в пунктах 2, 4, 5 и 6 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, предоставляются обезличенными.

4. Уполномоченный орган сообщает сведения, содержащиеся в федеральном регистре сведений о населении, по запросам суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, направленным в целях осуществления функций и полномочий указанных органов, а также по запросам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

5. Предоставление сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, физическим лицам, указанным в пункте 7 части 1 настоящей статьи, осуществляется с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, а также с использованием региональных порталов государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации после прохождения указанными лицами процедур идентификации и аутентификации в единой системе идентификации и аутентификации. Сведения о детях, не достигших совершеннолетия, не предоставляются родителям (одному из родителей) ребенка, в отношении которого они лишены родительских прав.

7. Порядок предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, в том числе перечень указанных сведений и сроки их предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. Общие требования по приведению сведений о населении Российской Федерации, содержащихся в иных государственных и муниципальных информационных ресурсах, в соответствие со сведениями, содержащимися в федеральном регистре сведений о населении, определяются Правительством Российской Федерации.

11. Внесение изменений в состав и способы предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, и изменение перечня органов, организаций и лиц, которым предоставляются указанные сведения, могут осуществляться только посредством внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Статья 12. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Нарушение требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Особенности формирования и ведения федерального регистра сведений о населении и использования содержащихся в нем сведений в переходный период

1. Со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 31 декабря 2025 года устанавливается переходный период.

3. На переходный период Правительство Российской Федерации определяет:

1) порядок первоначального включения сведений в федеральный регистр сведений о населении, а также взаимодействия органов и организаций, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона, уполномоченного органа и оператора государственной информационной системы при первоначальном включении указанных сведений в федеральный регистр сведений о населении;

2) порядок первоначального приведения сведений о населении Российской Федерации, содержащихся в иных государственных и муниципальных информационных ресурсах, в соответствие со сведениями, содержащимися в федеральном регистре сведений о населении;

3) сроки одновременного использования федерального регистра сведений о населении и государственных информационных систем органов и организаций, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона, при организации межведомственного информационного взаимодействия в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и выполнения государственных и муниципальных функций;

4) сроки направления сведений для формирования федерального регистра сведений о населении органами и организациями, указанными в статье 10 настоящего Федерального закона, отличные от сроков, предусмотренных установленным в соответствии с частью 15 статьи 10 настоящего Федерального закона порядком;

5) иной, отличный от ежедневного и круглосуточного, режим функционирования государственной информационной системы;

6) порядок и сроки проведения органами и организациями, указанными в статье 10 настоящего Федерального закона, проверки полноты, актуальности и достоверности сведений о населении Российской Федерации, предусмотренных в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона к направлению из государственных информационных систем данных органов и организаций для формирования и ведения федерального регистра сведений о населении, а также при необходимости размещения в указанных государственных информационных системах ранее не размещенных сведений о населении Российской Федерации;

7) сроки перехода субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на использование сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, в целях, определенных пунктом 3 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Статья 14. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

4. Часть 14 статьи 8 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2024 года.

5. Подпункт «и» пункта 2 части 2 статьи 7, часть 2 статьи 10, пункты 5 и 6 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2025 года.

6. Часть 10 статьи 8, пункт 7 части 1 и часть 5 статьи 11 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2026 года.

8. До 1 января 2023 года нормативные правовые акты Российской Федерации не могут устанавливать требование об использовании федерального регистра сведений о населении в качестве единственного и (или) обязательного источника получения сведений о населении, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона.

Президент Российской ФедерацииВ. Путин

Обзор документа

Решено создать федеральный регистр сведений о населении страны. Его оператором выступит ФНС. Служба будет вести централизованную базу данных о россиянах, а также об иностранцах и апатридах, которые признаны беженцами, временно или постоянно проживают в РФ либо работают в ней.

В новый информресурс, в частности, включаются следующие сведения о физлицах:

— ФИО, дата и место рождения и смерти, гражданство и семейное положение;

— реквизиты паспорта и документов об образовании, квалификации, ученой степени и ученом звании;

— данные о постановке на налоговый и воинский учет, в службе занятости, о регистрации в системах обязательного страхования;

— учетная запись на Едином портале госуслуг.

Информация будет поступать в регистр по СМЭВ. Новый ресурс позволит получать полные и достоверные сведения о физлицах, повысит оперативность и качество принимаемых решений в сфере госуправления.

Закон вступает в силу со дня опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *