закончился путевой лист в рейсе что делать
Путёвка в рейс. Что нужно знать о путевых листах 15:51, 10 января 2020 Версия для печати
Основные водительские документы, необходимые для управления транспортными средствами, прописаны в Правилах дорожного движения. Казалось бы, вопросов здесь быть не должно. И все-таки есть один момент – речь идет о путевом листе
Если автомобиль зарегистрирован на физическое лицо, то путевой лист никто требовать не будет. А если собственником является юридическое лицо, или, простым языком, машина зарегистрирована на фирму? Вот здесь и начинаются споры со служивыми на дороге.
Для кого
Необходимость предъявления путевого листа в «установленных случаях» прописана в пункте 2.1.1 ПДД. Большинство инспекторов ДПС знать не знают, что это за установленные случаи, и требуют путевой лист от всех водителей, управляющих «казенными» автомобилями. И если «путевки» нет, тотребуют штраф.
Это незаконно. Рассмотрим тот самый «установленный случай». Статьей 6 Федерального закона («Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта») установлен запрет на перевозку пассажиров и багажа, грузов автобусами, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа.
При этом необходимо учесть, что пассажиром становится любой пользователь общественного транспорта или коммерческого рейса. А багажом – вещи пассажира. С грузом тоже все ясно, это специальный материальный объект, принятый для перевозки из одного пункта в другой.
Ну и самое главное. Здесь речь идет именно о профессиональных пассажирских и грузоперевозках, которые являются средством зарабатывания денег.
Поэтому, даже если у вас есть служебный автомобиль, на котором вы ездите по делам, никакого путевого листа иметь не нужно.
Для чего
Вообще, «путевка» – это своего рода средство отчета. Водителю она позволяет отчитаться перед организацией за потраченные на топливо деньги. А организации – уменьшить налоговую базу.
Если уж вам путевой лист необходим (скажем, работаете в службе такси, ваша компания перевозит грузы или пассажиров, занимается доставкой товаров), то нужно знать некоторые моменты.
Прежде всего, единой стандартной формы оформления путевых листов не существует. В принципе, каждая организация может сделать свой вариант «путевки». Однако в приказе Минтранса РФ «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» перечислены сведения, которые в любом случае должны в них быть. В частности, это наименование и номер документа (путевого листа), срок его действия, данные о собственнике транспортного средства, информация о самом транспортном средстве и, конечно, о водителе.
Важно также знать, что при перевозке груза или пассажиров необходим предрейсовый технический осмотр.
Этим должно заниматься лицо, уполномоченное руководителем организации (к примеру, заведующий гаражом или начальник транспортного цеха).
Стоит обратить внимание на срок действия путевого листа. До 1 марта 2019 года его можно было оформлять сразу на месяц. Теперь с этим сложнее. Дело в том, что в требованиях Минтранса РФ указано, что «путевка» выдается на один день, если продолжительность рейса укладывается в этот самый день или за день выполняется несколько рейсов. И только если длительность рейса превышает сутки, путевой лист оформляется перед началом рейса и закрывается по его окончании. Например, водитель грузовика собирается доставить груз из Москвы во Владивосток и приехать обратно. Несмотря на то что в дороге он проведет, допустим, три недели, «путевка» будет одна.
Надеюсь, теперь вы разобрались, когда нужен путевой лист, а когда – нет. И знаете, что именно должно быть в этом документе. А напоследок информация об ответственности. Штраф за отсутствие путевого листа в соответствии с частью 2 статьи 12.3 КоАП составляет 500 рублей.
Ошибки в путевых листах: как избежать штрафов
Компании и предприниматели, которые занимаются автоперевозками, обязаны оформлять путевые листы. Для контролирующих органов этот документ служит доказательством того, что транспортное предприятие работает по закону и в рамках установленных нормативов. Если путевого листа нет, или он заполнен неправильно, то проверяющие выпишут штраф. Сколько придется заплатить? Какие ошибки приводят к штрафам? Можно ли избежать санкций? Рассказывают эксперты программы «Путевые листы и ГСМ» от компании Контур.
Кто может проверить путевой лист
Проверка путевых листов входит в перечень полномочий различных контролирующих органов. Из них основными являются:
1. Трудовая инспекция. Она проверяет, не нарушен ли режим труда и отдыха водителей (см. « Минтранс ввел новые требования к режиму труда и отдыха водителей »).
2. ФНС. Налоговиков интересует, правильно ли компания учитывает затраты на бензин. Контролеры могут проверять путевые листы во время выездных и камеральных ревизий;
3. ГИБДД. Инспекторы непосредственно на дороге вправе проверить, может ли водитель управлять транспортом и насколько обоснован сам рейс. Из всех перечисленных инстанций именно ГИБДД выписывает штрафы за неверно оформленные путевые листы или их отсутствие.
Кому инспектор ГИБДД выпишет штраф
«Транспортные» статьи Кодекса об административных правонарушениях предусматривают наказания непосредственно для водителей, а также должностных и юридических лиц. При этом в примечаниях к указанным статьям говорится, что индивидуальные предприниматели несут ответственность наравне с организациями.
Про самозанятых в статьях КоАП РФ упоминаний нет. Скорее всего, инспектор ГИБДД не будет разбираться в разнице между ними и предпринимателями, и выпишет штраф.
За что могут наказать
Штрафы грозят в том случае, если путевой лист:
Отсутствует
Во время рейса путевой лист всегда должен быть у водителя. Не важно, перевозит он пассажиров или груз, перемещается на арендованном или собственном транспорте компании, легковом, грузовом или другом ТС (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.07 № 259-ФЗ).
По общему правилу путевой лист необходимо хранить не менее пяти лет (см. «Сроки хранения бухгалтерских и кадровых документов в организации в 2021 году: таблица»). Проверяющие могут попросить предоставить этот документ во время обхода на предприятии.
Отсутствие путевого листа может натолкнуть сотрудников ГИБДД и Ространснадзора на мысль о том, что компания не проводит предрейсовые медицинские осмотры водителей и технический контроль транспортных средств. За эти нарушения также предусмотрены штрафы (см. ниже в таблице).
Неверно оформлен
В этом случае оштрафовать могут за неточности в двух пунктах путевого листа:
Не подтверждает затраты на ГСМ
Реквизиты путевого листа должны полностью соответствовать требованиям, которые перечислены в приказе Минтранса от 11.09.20 № 368 (см. « С 2021 года путевые листы придется заполнять по‑новому » и « Минтранс напомнил, как составить путевой лист правильно »). За этим тщательно следят контролеры из ФНС. Если во время проверки обнаружится, что путевой лист отсутствует или неверно оформлен, предприятие не сможет доказать свои затраты на ГСМ, и налоговая заподозрит занижение прибыли.
Какие штрафы ждут нарушителей
Нарушение
Санкции
Отсутствие путевого листа
Предупреждение или штраф на водителя 500 руб. (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ).
Отсутствие отметки о медосмотре водителя или техническом контроле ТС
Штрафы в следующих размерах:
Отметка о прохождении медосмотра не соответствует действительности (например, во время проверки водитель оказался пьян)
Штрафы в следующих размерах:
Отметка о прохождении техконтроля не соответствует действительности (ТС имело неисправности, с которыми запрещена эксплуатация)
Штраф от 5 000 до 8 000 руб. для должностных лиц (п. 2 ст. 12.31 КоАП РФ).
Проверяющие считают, что медосмотр не проводили (нарушен порядок проведения)
Штраф в следующих размерах:
Не подтверждены затраты на ГСМ
Штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога на прибыль (п. 1 ст.122 НК РФ). Общая сумма штрафа = (зарплата водителя + расход ГСМ + амортизация ТС) х 0.04.
Нет путевого листа. Меня обязательно оштрафуют?
Без путевого листа может обойтись только физическое лицо в частной поездке на собственном, арендованном автомобиле или транспорте, которым управляет по доверенности. Во всех остальных случаях путевой лист необходим для учета и контроля работы транспортного средства и водителя.