закрыли в магазине что делать
Как поступить с сотрудниками, закрывая офис, магазин или филиал
В пандемию закрылось множество предприятий, сотни тысяч людей остаются без работы. Хотя причины объективны, люди так или иначе винят в своих бедах работодателей. Поэтому службам персонала, как никогда, важно соблюдать законы и правильно общаться с сотрудниками при закрытии филиала, магазина или офиса.
Вот компания закрывает несколько точек продаж, в одном регионе закрывается единственный офис, в другом останутся другие офисы. Как действовать?
1. Наиболее гуманный сценарий – сохранить персонал. Если сотрудники ценны и вы хотите продолжить с ними отношения, можно перевести их в другие подразделения, магазины или офисы. Но надо помнить, что перевод – дело добровольное. Сотрудник может отказаться от вашего предложения. И тогда речь зайдет о расторжении трудового договора на основании ст. 77 Трудового кодекса (ТК), ведь сотрудник не согласен с изменениями условий труда.
2. Если компания закрывает одно подразделение в регионе, но не все, речь пойдет о сокращении штата на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК. Важно полностью соблюсти процедуру. Прежде всего, надо уведомить людей за два месяца до даты закрытия. Если у компании есть вакансии в данном регионе – в других магазинах или административном офисе, – обязательно предложите их. Причем лучше сделать это несколько раз. А предлагать ли работу в другой местности или нет, зависит от внутренних документов компании. Если такое правило есть в коллективном договоре, придется сообщать о вакансиях в соседних городах.
Магазин не соблюдает график работы. Что ему грозит?
Работаю с мамой в небольшом зоомагазине в маленьком провинциальном городе. Мама — ИП, я устроен у нее как продавец. Делаем все отчисления, все по закону.
График работы у нас обычный для нашего города: почти все работают с 09:00 до 18:00. Из-за этого нам иногда приходится в рабочее время ездить в разные учреждения: в налоговую, на почту, в банк. Естественно, в магазин к 09:00 мы никак не успеваем.
Сегодня я приехал на работу к 09:30 и увидел около своего отдела очередь из двух человек. Одна из девушек начала обвинять меня в нарушении прав потребителя, потому что магазин был закрыт в рабочее время. Я сказал ей, что у меня были неотложные дела. Но она не стала слушать, написала жалобу в книге отзывов и предложений и пообещала обратиться в Роспотребнадзор.
Как быть в таких ситуациях? Может ведь случиться что угодно, любая непредвиденная ситуация. В конце концов, может просто не завестись машина или мою квартиру затопят соседи сверху. Получается, я должен буду платить штраф за то, что меня в это время не будет на работе?
Посетительница вашего магазина имела все основания для недовольства. И моральные, ведь она наверняка тоже планировала свое время и дальнейший маршрут, а своим опозданием вы сбили ее планы. И правовые: по закону о защите прав потребителей режим работы магазина должен соответствовать установленному.
Кстати, по новым правилам торговли с 2021 года магазины больше не обязаны иметь книгу отзывов и предложений и, соответственно, предоставлять ее покупателям.
В чем заключается нарушение, если магазин работает не по графику
Компании и ИП, которые работают в сфере торговли, а также бытового и иного обслуживания населения, — дальше буду называть их просто продавцами — самостоятельно устанавливают свой режим работы. Эту информацию вместе с названием и адресом они обязаны довести до сведения своих посетителей. Как правило, все это указывается на небольшой вывеске справа или слева от входа в помещение либо прямо на двери.
По закону фактический режим работы продавца должен соответствовать установленному. Если же продавец открывается позже, чем заявлено, значит, он предоставляет потребителям недостоверную информацию о режиме своей работы. А это административное правонарушение, за которое грозит:
К ответственности за такое нарушение привлекает Роспотребнадзор. Сделать это он может в течение года с момента, как обнаружит нарушение. Если срок истек, оштрафовать продавца уже нельзя.
Роспотребнадзор может узнать, что права потребителя нарушены, и прийти с внеплановой проверкой, только если потребитель письменно пожалуется. Но жалобу в ведомстве будут рассматривать, если потребитель до этого написал претензию продавцу, а тот на нее не отреагировал.
Как сделать ремонт и не сойти с ума
Как подают жалобы и претензии в Роспотребнадзор
Для обращений в Роспотребнадзор обязателен так называемый претензионный порядок. Это значит, что сначала недовольный клиент должен написать претензию туда, где, как он считает, нарушаются его права: в магазин, сервисный центр, спортклуб и так далее. В претензии он, помимо прочего, указывает разумный срок, в который продавец должен устранить нарушение. И только если тот получил претензию, но ничего не сделал, чтобы устранить нарушение, можно обращаться в Роспотребнадзор.
Однако претензионный порядок не распространяется на жалобы потребителей о нарушении продавцами санитарных норм и правил, а также технических регламентов. То есть если, например, человек купил контрафактный товар, он вправе сразу обратиться в Роспотребнадзор.
Как складывается судебная практика насчет графика работы магазина
Я изучила решения по части 1 статьи 14.8 кодекса об административных правонарушениях за последние три года и не встретила ни одного дела, где заведение привлекли бы к ответственности за несвоевременное открытие или закрытие. В основном претензии проверяющих связаны с тем, что, к примеру, в магазине или на заправке в принципе нет информационной вывески с фирменным названием, адресом и режимом работы.
Решение Долгопрудненского горсуда МО от 20.11.2019 № 2-1864/2019 PDF, 76,7 КБ
Решение Новооскольского райсуда Белгородской области от 20.04.2020 № 2-205/2020 PDF, 66 КБ
За это на первый раз заведению обычно выносят предупреждение. А если Роспотребнадзор и назначает сразу штраф, то есть большой шанс оспорить его через суд и заменить на предупреждение.
Решение Кочубеевского райсуда Ставропольского края от 21.07.2021 № 12-41/2021 PDF, 68,3 КБ
Бывает, что после привлечения к ответственности продавец не исправился и вывеску не повесил. Тогда Роспотребнадзор может обязать продавца сделать это через суд.
А один клиент решил взыскать с фирмы, у которой не было вывески, моральный вред. Мол, так как не было информации о режиме ее работы, он был вынужден приезжать несколько раз и потратил колоссальное количество времени и сил — это причинило ему нравственные и физические страдания. Но судью такая история не тронула.
Апелляционное определение Мосгорсуда от 12.07.2021 № 33-28372/2021 PDF, 64,4 КБ
Что в итоге
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Ekaterina, просто подобные минимагазины будут вытеснены маркетплейсами. Я уже все подряд для собаки заказываю на озоне. Нет желания играть в рулетку по проверке остатков/присутствие на рабочем месте у ирл магазинов.
Mikhail, у меня пока проблем не было за много лет покупок с МП. Покупаю все с МП с 2014. Круто тогда ещё не было ограничений в 200 евро на покупку из-за рубежа. Спокойно можно было тариться на всю 1000. Если что-то не так, пишу обратную связь, мне возмещают.
Сейчас удобно, что и российские мп вышли на хороший уровень.
Пока проблем не знал особых. Разве что с курьерскими службами, каким-нибудь пони экспресс
Есть у меня возле дома магазин (единственный условно шаговой доступности) — в целом неплохой, но с привычкой закрываться пораньше без предупреждения. Бесит жутко.
А героя статьи и его недовольных покупателей рассудит не роспотребнадзор а рынок
Одна из торговых точек закрывается: как правильно уволить сотрудников?
«Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение», 2016, N 9
Индивидуальный предприниматель ведет торговую деятельность через несколько магазинов. Одна из торговых точек нерентабельна, и предприниматель планирует ее закрыть. Как правильно уволить сотрудников? Будет ли это сокращением штата?
Ответ на последний вопрос зависит от того, находится закрываемая торговая точка в одной местности с другими (продолжающими работать) или нет. Но обо всем по порядку.
По общим правилам, если работодателем является физическое лицо, зарегистрированное в качестве ИП, трудовой договор с работником может быть расторгнут по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в следующих случаях (абз. 3 п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2):
При этом ст. 81 ТК РФ предусмотрено и специальное положение: в случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками подразделения производится по правилам, установленным для случаев ликвидации организации.
Обязательно предупредите работников
При любом раскладе (увольнении в связи с прекращением деятельности предпринимателя либо в связи с сокращением численности или штата) работники предупреждаются о предстоящем увольнении работодателем персонально и под подпись не менее чем за два месяца до увольнения (ст. 180 ТК РФ).
Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения двухмесячного срока, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
Не забудьте уведомить службу занятости
Примечание. Непредставление необходимых сведений в службу занятости не является основанием для признания увольнения незаконным.
Законодательно форма сообщения работодателя о предстоящем увольнении не утверждена. Чтобы не изобретать велосипед, предприниматель может воспользоваться формой (либо взять ее за основу при разработке собственной), утвержденной Распоряжением Комитета по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга от 11.02.2014 N 22-р (приведена ниже).
Сообщение о предстоящем увольнении работников в связи с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников индивидуального предпринимателя
Фамилия, имя, отчество работника
Возраст (полных лет)
Район регистрации по месту жительства
Особая категория (инвалид и др.)
Средняя заработная плата (руб.)
Дата предстоящего увольнения
Иванов Иван Иванович
Перевозский район Нижегородской области
Петрова Ольга Сергеевна
Перевозский район Нижегородской области
Федорова Ирина Львовна
Перевозский район Нижегородской области
Скворцова Наталья Ивановна
Перевозский район Нижегородской области
Дроздов Иван Алексеевич
Перевозский район Нижегородской области
Об административной ответственности
Рассчитайте и выплатите сотрудникам выходное пособие
Трудовым или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.
Увольнение работников в связи с сокращением численности или штата
А теперь, собственно, поговорим о том, чем же правила увольнения в связи с сокращением численности или штата отличаются от правил увольнения в связи с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя.
Увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников ИП допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как на вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и на вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. То есть работодатель обязан предложить работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности (ст. 81 ТК РФ). При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу исходя из его образования, квалификации, опыта работы.
Предприниматель, который в связи с закрытием одной из торговых точек планирует сократить численность работников (или штат), должен знать, что Трудовым кодексом предусмотрены случаи, при наступлении которых работников сокращать нельзя:
Все иные лица могут попасть под сокращение.
Увольнение работников в связи с прекращением деятельности ИП
При прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем сохранение трудовых отношений с работниками становится невозможным. Поэтому уволены могут быть все без исключения работники (включая тех, кто в силу положений ТК РФ не подлежит сокращению).
Предприниматель, планирующий закрыть одну из торговых точек и в связи с этим уволить работников, должен совершить определенные действия.
Во-первых, довести информацию о будущем увольнении до сотрудников (ознакомить с соответствующим распоряжением под подпись) не менее чем за два месяца до предполагаемого события.
Во-вторых, оповестить службу занятости о предстоящем увольнении не позднее чем за две недели до указанной даты.
Рассчитать и выплатить всем увольняемым сотрудникам выходное пособие, а также средний месячный заработок на период трудоустройства.
То есть, по сути, большой разницы в действиях предпринимателя при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата работников, а также в связи с прекращением предпринимательской деятельности нет. Основное отличие: в случае если закрываемый магазин находится в другой местности, уволены могут быть все без исключения сотрудники. Если же помимо закрываемого магазина у предпринимателя в той же местности действуют другие торговые точки, предприниматель обязан сначала предложить сотрудникам из закрываемого магазина работу в других точках. Кроме того, ТК РФ установлен круг лиц (в основном беременные женщины и женщины, имеющие малолетних детей), которые сокращены быть не могут. То есть таким лицам так или иначе должна быть предложена другая работа.
Закрыли в магазине что делать
9 МИН
«Магазин закрыт». Секреты выживания розничного бизнеса
Независимо от того, что они продают — еду, одежду, хозтовары или книги, небольшие частные магазины несут одинаковые риски. Рассказываем, какими они бывают и как поступить в сложной ситуации, чтобы спасти бизнес.
Что приводит к закрытию
Такая статистика не означает, что нет смысла открывать бизнес. Совсем наоборот: ведь конкуренции меньше — главное, правильно вести деятельность и быть готовым к любым форс-мажорам.
Можно выделить основные ситуации, в которых малые предприятия чаще всего задумываются о завершении работы:
Разберём каждую причину в отдельности.
Ошибки в финансовом планировании
По данным портала fedresurs.ru, в 2018 году банкротами признаны 13 117 юрлиц, из них 3701 были заняты в сфере торговли. Общее число обанкротившихся физлиц и ИП с 2015 по 2018 год составило 94 255 человек.
Стр. 2 приложения к статистическому бюллетеню ЕФРСБ. 31 декабря 2018 г.
Владельцу торговой точки банкротство может грозить в первую очередь из-за неправильного управления финансами. Ошибки могут привести к нехватке денег для обязательных платежей (кассовым разрывам), чрезмерной закредитованности — когда выплаты по кредитам превышают прибыль — и долгам по налогам и сборам.
Решение
Повышение арендной платы
Стоимость аренды торговых площадей в месяц в разных городах страны растёт неравномерно: так, в июле 2019 года, по данным портала rosrealt.ru, — от 0,5 % до 136 %.
При цене за м² от 10 до 20 тысяч рублей ежемесячная аренда даже маленькой торговой точки обойдётся примерно в 100 тысяч. А ведь остаются и другие обязательные платежи.
Решение
Конкурентная борьба с крупными ритейлерами
Решение
Снижение покупательской способности населения
Этот фактор от бизнесменов никак не зависит. Есть статистика Высшей школы экономики, что за I квартал 2019 года 17 из 24 основных продуктов питания стали покупать меньше. Повлияли невысокие темпы роста доходов и ускорение инфляции, связанной в том числе с ростом НДС и акцизов. И бизнесу приходится существовать в этой ситуации.
Решение
Пример
Если вы торгуете молочной продукцией, у местных производителей она, скорее всего, будет дешевле, чем у поставщиков из других регионов. Попробуйте наладить сотрудничество непосредственно с поставщиками, минуя посредников.
Нефинансовые причины
Возможны и другие, менее объективные причины: пропал интерес к нынешнему виду бизнеса, захотелось развивать совершенно новое направление, случился вынужденный переезд, концепция стала неактуальной — и подобные ситуации, которые не удалось предугадать и предупредить.
Решение
Коротко: как избежать закрытия магазина
м 
Рассмотрите другие форматы торговли (например, дистанционную), актуализируйте ассортимент.
м 
Узнайте, где «обитает» большинство потенциальных покупателей. Возможно, лучше сменить адрес торговой точки.
м 
Пообщайтесь с другими бизнесменами. Есть ситуации, когда, объединившись и обсудив проблемы, можно сохранить бизнес — например, ощутимо сэкономить на аренде.
м 
Контролируйте доходы и расходы бизнеса, чтобы не пропустить момент, когда бизнес начнёт приносить убытки.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
На базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» работает Консультационный центр по защите прав потребителей и консультационные пункты:
Консультационный центр расположен по адресу:
г. Орел, ул. Карачевская, д.56а
Время приема граждан
Ежедневно: с 9.00 до 18.00
перерыв с 13.00 до 14.00
выходные дни: суббота, воскресенье.
Адрес электронной почты:
Права покупателя в магазине
Рассмотрим несколько типичных ситуаций.
1. Обычно в магазинах указана надпись, что за оставленные вещи администрация магазина ответственности не несет.В действительности покупатели не обязаны при входе в магазин сдавать свои личные вещи в камеру хранения. Принято считать, что, сдав сумку, покупатель заключает с магазином договор о безвозмездном предоставлении услуг по хранению своих вещей. Заставляя сдавать сумки, работники магазина нарушают принцип свободы заключения договора, который закреплен в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В ситуациях, когда покупатели сдают вещи в камеру хранения магазина, т.е. поместили самостоятельно в ячейку с номером и закрыли на ключ, между магазином и покупателем образуется договор о безвозмездном предоставлении услуг по хранению вещей, условия которого предусмотрены в статьях 886, 887, 902 Гражданского кодекса Российской Федерации.
2. Если цена не соответствует ценнику…
Не всегда в розничном магазине самообслуживания продавцы успевают своевременно сменить ценники на товары. В результате возникает несоответствие цен на один и тот же товар на ценнике и кассовом узле, о чем покупатель узнает при оплате товара.
— выставление товаров в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.);
— демонстрация образцов товаров или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи.
Так, в п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров говорится о том, что продавцу следует своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.При этом информация в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров.
Следовательно, продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи товара по цене и на условиях, которые указаны при выставлении товара в магазине на прилавках, в витринах.
Находясь в магазине, при совершении покупок, покупатель случайно разбил бутылку, порвал коляской мешок с крупой, и покупателя обязывают оплатить товар, приобретать который намерения у покупателя не было. Что делать в такой ситуации?
Согласно статье 211 Гражданского кодекса Российской Федерации риск случайной гибели или повреждения имущества несет его собственник. До продажи товара собственником считается продавец. К покупателю риски переходят в тот момент, когда продавец реализовал ему товар (ст. 459 ГК РФ). Сделка розничной купли-продажи считается совершенной после выдачи покупателю кассового, товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК РФ).
Если порча товара произошла по вине покупателя и была умышленной. В этом случае он обязан возместить нанесенный вред (п. 1 ст. 1064 ГК РФ). Вину должен доказать магазин. Гражданский кодекс признает лицо невиновным, если оно проявило должную «заботливость и осмотрительность» и приняло все меры (п. 1 ст. 401 ГК РФ).
3. Если покупатель вошел в торговый зал с продуктами, купленными в другом магазине. Сотрудники, охранники магазина требуют показать сумку при входе/выходе.
Данное требование сотрудников магазина незаконно. Это собственность, которую покупатель не обязан предъявлять никому. Однако покупателю все же следует сообщить работнику супермаркета, что он проносит с собой в зал аналогичные товары, которые куплены ранее в другом месте. Личный досмотр имеют право производить только работники полиции.
Но, если так случилось, что проблемы с администрацией все же возникли, есть несколько способов доказать, что покупатель не брал товар без оплаты.
-Во-первых, можно показать чек, если покупатель купил товар в другом магазине, и он сохранился.
-Во- вторых, можно попросить администрацию магазина проверить, есть ли вообще такой товар на полках, возможно, такого товара нет в продаже.
-В-третьих, попросить посмотреть записи с камер наблюдения.
— В- четвертых, потребовать произвести ревизию товара. По коду товара в специальной компьютерной программе можно выяснить, сколько его было выставлено на полки в этот день и сколько уже успели продать. Остается лишь сверить цифры и таким образом окончательно убедить администрацию в том, что никакой товар в магазине покупатель не брал.
Сотрудники магазинов самообслуживания не имеют права требовать от покупателя, при входе в торговый зал магазина, предъявления приобретенных в других торговых точках товаров, а при выходе, не обязаны проверять правильность оплаты покупаемого товара и осматривать личные вещи.