запах бензина на что похож
Чем пахнет бензин?
Нынче без бензина, без этой «горючей воды», как говорится, «и не туды, и не сюды». А всего сто пятьдесят лет назад бензин продавали в аптеках в небольших бутылочках и использовали, главным образом, как чистящее средство. Ну, еще как средство для заживления ранок. Был он жидкостью мало востребованной, в отличие от керосина, который шел и на отопление, и на освещение. Двигатель внутреннего сгорания еще не изобрели.
Но ученые про бензин уже все знали. В 1833 году немецкий химик Эйльхард Мичерлих (Eilhard Mitscherlich) (1794 — 1863) научился получать из бензойной кислоты бесцветную, легко воспламеняющуюся жидкость с резким запахом. Собственно говоря, Мичерлих не был первооткрывателем этого вещества. В 1649 году, занимаясь перегонкой каменноугольной смолы, его получил алхимик Иоганн Глаубер (Johann Rudolph Glauber)(1604 — 1670). Описал в своих трудах, но не заинтересовался, даже названия не дал. Значительно позже, в 1825 году, Майкл Фарадей получил это же вещество, конденсируя светильный газ.
В принципе, и Глаубер, и Фарадей, так сказать, шли по одной дороге. И каменноугольная смола, и светильный газ — продукты коксования каменного угля. Мичерлих, в отличие от предшественников, подробно изучил полученное им вещество, назвал его бензолом (или, как вариант, бензеном) и ввел это слово во всеобщий обиход.
Уже к концу XIX века словом «бензен», измененным на французский манер — «бензин», стали называть не бензол, а его раствор в органических растворителях. Именно ту жидкость, которую и продавали в аптеках.
Состав этой жидкости был достаточно неопределенным, и кроме бензола в ней находилось множество других веществ, например, легких углеводородов, делающих смесь более горючей. Именно из-за этой смеси легких фракций перегонки нефти бензин сделался автомобильным топливом. Давший же бензину название бензол оказался веществом вредным, ухудшающим процесс сгорания. Производители до сих пор стремятся снизить его содержание, насколько это возможно.
Таким образом, бензин — дальний родственник бензойной кислоты. Кислота эта представляет из себя твердые беловатые кристаллы. Это вещество было известно европейским алхимикам со времен еще М. Нострадамуса (1503 — 1566). Его получали, конденсируя пары весьма распространенного в то время благовония, которое называлось «бензой», или «росный ладан».
В прекрасном стихотворении из книги «Цветы зла» французский поэт Шарль Бодлер включил бензой в число благовоний, создающих «развратный аромат»:
Природа — строгий храм, где строй живых колонн
Порой чуть внятный звук украдкою уронит;
Лесами символов бредет, в их чащах тонет
Смущенный человек, их взглядом умилен.
Как эхо отзвуков в один аккорд неясный,
Где все едино, свет и ночи темнота,
Благоухания и звуки и цвета
В ней сочетаются в гармонии согласной.
Есть запах девственный; как луг, он чист и свят,
Как тело детское, высокий звук гобоя;
И есть торжественный, развратный аромат —
Слиянье ладана и амбры и бензоя:
В нем бесконечное доступно вдруг для нас,
В нем высших дум восторг и лучших чувств экстаз!
(Ш.Бодлер; перевод Эллиса)
Благовония попадали в Европу с Ближнего Востока. На тамошние рынки купцы привозили их с засушливых плато Аравии, Эфиопии и Сомали. Оказывается, даже в этих безводных краях растут деревья, больше похожие на кусты. Летом, под испепеляющим солнцем растения как бы «засыпают», чтобы не расходовать драгоценную влагу. Листья на них опадают, течение соков в стволе почти прекращается. В северных широтах так ведут себя деревья зимой.
Но в недолгую пору зимы, когда на землю выпадает роса, деревья оживают. Если в это время на стволе сделать разрез, растения будут долго истекать ароматной смолой, пока не «залечат» рану.
По-арабски вытекающую смолу называли «молоком», «лабан». Отсюда происходит греческое слово «ладан», перешедшее и в русский язык. Те, кто приедут в Иерусалим и будут пробираться к святым местам по узким улочкам Старого города, и сейчас могут увидеть (и даже купить) настоящий ладан различных цветов, сортов и запахов в арабских лавках, где торгуют кофе и орехами.
Но бензой арабские купцы-мореплаватели привозили из мест гораздо более далеких — с Малайского архипелага и из Индонезии. Бензой — застывшая смола особого сорта тамошних деревьев, стиракса. Арабы называли ее «лабан джави» (ладан с Явы). Европейцы отбросили первый слог, посчитав его артиклем вроде французского или итальянского «la» (история, довольно часто случавшаяся с арабскими заимствованиями) и преобразовали в «бензой».
Бензой и поныне используют для благовонных курений в католических и в православных церквях в качестве дешевого заменителя ладана. Так что те, у кого хорошая память на запахи, могут, побывав в церкви, сравнить, насколько далеко ушел от своего природного первоисточника современный работяга-бензин.
Цвет, осадок и запах. Как отличить суррогат от качественного бензина
На этой неделе широко обсуждается качество бензина. Глава Министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров прямо заявил, что опасается ухудшения качества топлива и недолива на несетевых АЗС. При этом на них приходится 60% от всех автозаправочных станций. Лайф выяснил, как отличить топливный суррогат от качественного бензина.
Автомобилисты всерьёз обеспокоены качеством топлива. Из-за роста цен на бензин и продавцы, и потребители начали активно экономить. Автозаправочные станции регулярно уличают в торговле контрафактом и суррогатом. Так, в ноябре полицейские обнаружили подпольное производство бензина на нефтебазе в Смоленской области. Ранее крупный цех по выпуску топливного суррогата был найден в Томской области. Сейчас руководители независимых АЗС стали сетовать, что оказались фактически на грани банкротства. Из-за того что правительство заморозило цены на бензин, многие из них просто не смогут выйти даже на самоокупаемость. У автомобилистов напрашивается невольный вопрос: не приведёт ли это к очередному всплеску продаж контрафактного и суррогатного бензина. Впрочем, есть немало способов самостоятельно отличить качественное топливо от фальсификата.
Можно набрать топливо в чистую прозрачную бутылку и посмотреть на свет. Цвет должен быть желтоватым, а сама жидкость — прозрачной. Без каких-либо посторонних примесей или взвесей.
Если в бензине будут какие-то видимые на глаз примеси, то это может быть фатально для двигателя. Бывали случаи, когда он выходил из строя после первой же заправки некачественным топливом. Впрочем, такое случается редко. Всё-таки продавцы стараются делать всё возможное, чтобы неполадки в машине не ассоциировались с заправкой на их АЗС. Соответственно, проблемы с автомобилем начинают возникать постепенно.
2. Проверить на наличие примесей
Фото: ©РИА Новости/Александр Кряжев
Один из простых способов проверить бензин на содержание посторонних примесей — капнуть немного на кожу или бумагу. Если после испарения топлива с поверхности не осталось следов — значит, горючее качественное. Если остаются жирные пятна — в бензине примеси.
Впрочем, этот тест далеко не всегда даёт однозначный результат. Полноценно проверить бензин на наличие примесей можно только в лабораторных условиях. Поэтому работники автосервисов рекомендуют прислушиваться к работе автомобиля. Например, если на камере сгорания появился нагар, то высока вероятность, что машину заправляли бензином, в котором есть нафталин. Это подручное средство для разбавления бензина, которого в качественном топливе быть не должно.
3. Проверить на наличие воды
Самое распространённое мнение, что бензин на заправках просто разбавляют водой. На самом деле это далеко не самое распространённое нарушение. Тем не менее встретить воду в бензине можно достаточно часто. Есть небольшой тест, который можно провести в домашних условиях. Если взять бензин и добавить в него каплю марганцовки (совсем немного), то разбавленное водой топливо сразу же порозовеет. С качественным продуктом такого эффекта не будет.
Кстати, вода в бензине не так безопасна, как кажется на первый взгляд. Если воды много, то машина вообще может заглохнуть в нескольких метрах от заправки. Правда, обычно недобросовестные продавцы этот факт учитывают и стараются водой не злоупотреблять. Но даже небольшое её количество вызывает коррозию, а в нижних точках бака порой и сквозную. Даже небольшое количество влаги может спровоцировать реакцию окисления металлов. Особенно опасна электрохимическая коррозия. Она идёт на стыке металлов, имеющих разный электрохимический потенциал. Провоцирует такую коррозию вода, которая впитала в себя сернистые соединения из топлива.
4. Обратить внимание на запах
Если бензин сильно пахнет нафталином или сероводородом, то это тоже повод задуматься о его качестве. Только не рекомендуется специально принюхиваться и пытаться почувствовать посторонний запах, если он явно не ощущается. В этом случае можно просто отравиться вредными парами.
Фото: ©РИА Новости/Александр Кряжев
К тому же стоит обратить внимание на работу самой машины. Если двигатель начинает стучать, падает мощность, странный запах идёт из выхлопной трубы, то всё это повод задуматься о смене заправочной станции.
5. Посмотреть на расход топлива
Этот метод подходит опытным водителям. Некачественное топливо быстрее сгорает, а это сказывается на его расходе. В таком случае на один и тот же маршрут требуется ощутимо больше бензина. Если топливо стало заканчиваться раньше времени после посещения определённой заправки, то вывод напрашивается сам собой.
Тревожным сигналом может стать и то, что по утрам машина стала плохо заводиться. Стоит бить тревогу, если изменились тяговые характеристики, — автомобиль стал медленнее разгоняться, хуже реагировать на нажатие педалей газа и тормоза. При любых подозрениях на качество топлива надо отправиться в автосервис. Правда, слить топливо будет недостаточно. Машине может потребоваться промывка топливной системы, а порой и серьёзный ремонт. Если есть подозрение в качестве топлива, то нужно отправить его на экспертизу. В этом случае и при наличии чека можно предъявлять претензии к заправке и даже через суд взыскать полученный ущерб.
Какой должен быть цвет и запах у качественного бензина
Как отличить бензин по цвету запаху
Чтобы определить, хорошее ли топливо на привычной вам АЗС, совсем необязательно проводить сложные химические эксперименты. Да и машину гонять и проверять, какой выхлоп и стучат ли пальцы, тоже не следует. Иногда достаточно знать, какого цвета должен быть бензин, и какой у него должен быть запах.
Всего два простых показателя подскажут, менять вам заправку или нет. И ждать ли проблем с двигателем или достаточно будет планового техосмотра.
Так какого цвета бензин, если он качественный? Не ошибитесь! Ещё до 2000–х он мог быть зелёным, красным, жёлтым и так далее. Так требовали ГОСТы, установленные еще во времена СССР.
Чтобы отличать разные сорта, был утверждён оттенок для каждой марки топлива:
92 и 95 — оранжевый или красный;
Конечно же, красители использовались безвредные для двигателя и для топлива. Бензин должен был оставаться кристально прозрачным.
Современный ГОСТ больше не требует окраски топлива. И тот цвет, который мы обычно видим у качественного бензина — естественная окраска жидкости. Даёт её составляющие топлива: углеводород, алкан, парафин и прочие элементы.
В том, что бензин перестали окрашивать на НПЗ, вроде бы к лучшему. Хоть и говорилось, что красители безвредны, пользы двигателю они точно не дают. Однако теперь стало гораздо сложнее определять, 98 бензин вам залили в бак или 80.
Что касается разбавления водой или соляркой, то здесь и многообразие цветов не поможет. Остаётся только разбираться, каким должен быть запах и цвет бензина современного производства.
Проверяем топливо на запах и цвет
Нефтеперерабатывающие заводы больше не окрашивают бензин. Поэтому цвет его должен быть жёлтым с максимально светлым оттенком. Не должно присутствовать помутнения или потемнения.
Запах у бензина не может быть парфюмерным, то есть приятным. Но и вызывающим отвращения он тоже не будет. Если вы чувствуете нотки серы, нафталина или вообще какой-то резкий запах, который вы даже идентифицировать не можете — бензин некачественный.
Вывод: нормальный оттенок бензина — светло-жёлтый, нормальный запах бензина — ненавязчивый без приятных или резких ноток.
Ориентируясь только на цвет и запах всё равно можно совершить ошибку и заправиться некачественным бензином. То ли нюх подвёл, то ли не под тем углом на цвет бензина посмотрели, который переливается всеми цветами радуги, и в результате заправляетесь на АЗС с суррогатом.
Тактильные ощущения при контакте с бензином
Чтобы не обмануться даже после проверки на запах и цвет, проверяйте бензин ещё и на ощупь. В отличие от всех видов ГСМ, которые дешевле и который чаще всего доливают, бензин вообще нежирный. Остальные виды, дизель, керосин и прочие, имеют масляную структуру. Вы легко почувствуете, скользят пальцы или нет.
Чистый бензин сушит кожу. Как только он испарится с ваших пальцев, вы почувствуете, что они очень сухие.
Не хотите пачкать руки — обычной бумагой можно проверить бензин на соответствие нормам. Для этого налейте немного на чистый лист и подождите, пока жидкость испарится. Бумага осталась чистой — у вас бензин. Если же осталась маслянистость, даже лёгкий блеск или желтизна — у вас подделка.
Однако и в этом случае проверка недостаточная. Ведь бумага пожелтеет только, если в бензине другие ГСМ. А если в него добавили воду, то, понятное дело, она не окрасит лист. Да и маслянистости не даст.
Есть ли вода в бензине, расскажет обычная марганцовка. Для проверки достаточно одной крупинки, брошенной в банку с топливом. Вода тут же окрасится и будет плавать в бензине яркими пятнами. Бензина же не может окраситься марганцовкой.
Чтобы не стать постоянным потребителем плохого бензина, необходимо пользоваться подтверждённой информацией. Чтобы облегчить вам жизнь, развеем некоторые мифы о бензине.
Миф 1. На новой заправке всегда качественный бензин
Частично такое утверждение не миф. Однако если в планах сотрудников АЗС обманывать вас, то честной станция побудет от силы полгода.
Как только появятся постоянные клиенты, и АЗС выйдет на стабильный заработок, разбавление начнётся.
Миф 2. Известная компания с множеством заправок по городу не будет обманывать
Опять же, утверждение верно только отчасти. Дело в том, что всё чаще практикуется франшиза. То есть передача прав пользоваться «раскрученным» брендом. На самом же деле под популярным названием заправки может быть совершенно другая компания.
Полагаться на то, что организация, которая продала права на своё имя, будет следить за качеством топлива, не стоит. В практике такого не бывает. Поэтому заправляясь даже на известной по названию АЗС, стоит провести описанную выше проверку бензина на цвет, запах и маслянистость.
Миф 3. Качество бензина можно проверить по цвету
Как вы уже поняли, только по цвету нельзя сказать, хороший бензин или плохой. Необходимо ещё проверить запах топлива и его маслянистость. А также провести проверку на наличие воды в бензине.
На самом деле и это не даст 100% гарантию, что вы сможете вычислить, хороший у вас бензин или плохой. Современные методы фальсификации развиваются и только в химической лаборатории можно определить, качественный бензин или нет.
Ещё существует довольно много мифов о топливе. Однако они не относятся к определению, какого качества бензин вы залили в бак своей машины.
Единственно верное решение, как заправляться хорошим топливом — заезжать на проверенные заправки. Для самих же АЗС может быть только один совет — стоит покупать нефтепродукты у крупных компаний, покупающих ГСМ у завода.
Почему в машине воняет бензином
Помните, что если запах быстро становится менее резким, то скорее всего пары бензина попали в салон через открытое окно или двери. Тут достаточно проехать некоторое расстояние с опущенными стеклами. Однако ниже мы рассмотрели другие возможные причины проникновения запаха в салоне.
Наиболее часто бензиновое «амбре» в салоне может указывать на дефекты в работе в системе дожига отработанных газов.
Нередки случаи, когда нейтрализатор повреждается (помимо удара его могут приговорить поломки в системе зажигания и даже банальный заезд в глубокую лужу). В последнем случае из-за резкой смены температуры керамика нейтрализатора может потрескаться. В результате соты спекаются или разрушаются и утрачивают пропускную способность.
Между тем, при неисправном каталитическом нейтрализаторе топливная смесь сжигается в нем не до конца, и он может начать пропускать бензиновые испарения, которые могут быть затянуты в салон системой вентиляции. Добавим, что заподозрить проблемы с нейтрализатором можно именно по специфическому, крайне неприятному «амбре».
Кроме того, бензин или солярка могут подтекать из элементов топливной системы (к примеру, треснувшего корпуса топливного фильтра) или из мест их соединений. Поэтому не просто тщательно изучаем подкапотное пространство, а поднимаем автомобиль и закрепляем его на стойках домкрата. Используя фонарик, осматриваем все топливопроводы от бака к двигателю. Ищем не только течь, но и пятна с большим скоплением пыли и грязи, а также чистые места, где топливо смыло всю грязь.
Пахнуть в салоне может в том числе и из-за таких неисправностей бензонасоса, как износ прокладки, растрескивание резьбы крышки, дефектов мембраны и ненадежно закрепленных штуцеров топливопроводов. На основательно подержанных отечественных машинах с карбюратором бензонасос зачастую находится под капотом или за пределами бака, поэтому обнаружить проблему легко даже на глаз.
Не очень часто, но случается, что свеча закручена не до конца или ее резьба сорвана. В этом случае пары бензина при работе мотора выходят из-под посадочной плоскости свечи. Обычно в этом случае на холодную двигатель плохо заводится. Чтобы исключить такой сценарий, стоит выяснить значение момента затяжки, воспользовавшись динамометрическим ключом.
Топливо может подтекать также через топливные форсунки, которые обеспечивают впрыск топлива под давлением во впускные каналы или напрямую в цилиндры. В норме специальные резиновые уплотнения форсунок предотвращают утечку топлива. Однако, если уплотнительные резиновые кольца изнашиваются, то пары бензина просачиваются в салон.
4 причины, почему тебе нравится запах бензина и метро
Кто бы мог подумать, что человек будет испытывать приятные эмоции от совершенно отвратительных запахов. Понятно, когда с кухни доносится аромат жареной картошки с мясом, — но бензин и солярка? Конечно, существует множество вещей, которые источают зловоние, а на деле оказываются пищей богов (и нет, мы сейчас не про сюрстрёмминг). Например, тропический фрукт дуриан. Смельчаки, которые смогли побороть тошноту, которую вызывает его запах, отмечают, что у этого фрукта очень сладкий вкус, чем-то напоминающий ванильное мороженое. Но отчего некоторые люди (и, возможно, ты сам) кайфуют от выхлопов мимо проезжающих автомобилей? На это есть несколько причин.
1. Действительно приятный запах
Твоей маленькой слабости есть вполне научное объяснение. Почти 200 лет назад английский физик и химик Майкл Фарадей случайно открыл бензол. В XIX веке в Лондоне для освещения улиц в ночное время использовали светильный газ. Его получали путем перегонки каменного угля. Когда этот газ горел, он выделял жидкость с очень необычным приятным запахом. Это и был тот самый бензол. А он, в свою очередь, входит в состав бензина и других продуктов нефтехимии.
Однако даже строгий запрет на духи с бензолом не остановил парфюмерных маньяков. Они стали искать способы воспроизвести этот запах без вреда для здоровья. И нашли. Уже в XVII веке человечество открыло смолу дерева с острова Ява, что в Юго-Восточной Азии. Эта смола пахла точь-в-точь как бензол и называлась «бензоин». Кстати, вещество и сейчас используется в парфюмерии и даже есть в составе твоих любимых одеколонов.
2. Приятные воспоминания
Помнишь свою первую поездку в автобусе или метро? Надо было залезть в этот странный агрегат на колесах, дождаться, пока водитель заведет мотор и проверит на панели мигающие кнопки. Если это не полет в космос, то точно целое событие для маленького человека. А если поездка длилась больше часа, (например, в деревню к деду или на старом уазике с отцом на рыбалку), то она была круче любых аттракционов.
Всё время в поездке тебя сопровождал запах бензина. Да, возможно, он был одним из самых мерзких и удушающих запахов твоего детства, но чёрт возьми, какая была разница, когда эта машина открывала перед тобой мир!
Или когда отец впервые пустил тебя на водительское сиденье и дал порулить по бездорожью где-нибудь в лесу или в поле. Совсем недавно ты устраивал гонки на ковре, а теперь тебе доверили настоящую тачку. И даже разрешили поковыряться в её двигателе и посмотреть, как там всё устроено.
Возможно, поэтому запах бензина и машинного масла вызывает у тебя в груди те же радостные чувства, как когда-то в детстве.
3. Защитная реакция на стресс
Всё, что заставляет тебя перемещаться в пространстве не своими ногами, становится потенциально опасным для твоей жизни. Постоянная вибрация и шум вызывают перегрузки нервной системы. Особенно в метро, когда звуки приближающегося поезда отражаются от стен и усиливаются в несколько раз. Тело начинает бороться со своим же собственным адреналином и пытается найти хоть какой-нибудь предмет извне, который сможет успокоить разбушевавшийся организм.
В этой ситуации на помощь приходит запах креозота. Довольно странное решение с учётом того, что это вещество так же опасно для человека, как и бензол. Его запах такой же притягательный и сладковато-горький. Улавливая его, нервная система отвлекает твою голову от неприятных звуков и ярких вспышек света. Раньше креозотом пропитывали деревянные шпалы, защищая их от гниения. Но сейчас из-за повышенной токсичности этого вещества их заменяют на железобетонные. Но некоторые умельцы до сих пор используют списанные шпалы для постройки домов.
Но не стоит переживать, что спуск в метро грозит отравлением. Несмотря на то, что запах креозота стойко въелся в стены подземки, в строительстве он использовался в небольших концентрациях. Поэтому сейчас он не сможет нанести вред твоему здоровью.
4. Недостаток железа в организме
Если ты всегда был равнодушен к запахам нефтехимии, но вдруг стал буквально искать пары выхлопных газов и бензина — стоит обратиться к врачу. Странное влечение к этим запахам может оказаться одним из симптомов опасного заболевания. Анемия — болезнь, которая мешает крови усваивать кислород и переносить его по организму. Железодефицитная анемия — самая распространённая форма этой болезни.