зарифить паруса что это
Зарифить паруса что это
Паруса яхты рассчитаны на плавание при скорости ветра до 13 м/с. Использование парусов наиболее эффективно при средней скорости ветра 5-8 м/с. В слабый ветер площадь парусов можно увеличить постановкой дополнительных или больших по площади парусов, а в сильный ветер либо используют паруса меньшей площади, либо берут рифы.
Известны три способа взятия рифов: с использованием риф-штертов на парусе, накручивание паруса на гик и закручивание паруса вокруг мачты.
Метод рифления заложен в проекте яхты Количество рифов, которые нужно взять на парусе, зависит от площади, на которую следует уменьшить парус, чтобы он соответствовал силе ветра. Только практика и опыт научат точно определять, когда и сколько нужно взять рифов.
Взять рифы на парусе легче всего перед спуском яхты на воду. Однако если ветер усилился во время плавания, то необходимо уменьшить площадь парусов на ходу. Для этого надо сначала положить яхту в дрейф, а затем взять рифы При необходимости отдать рифы на ходу следует также сначала лечь в дрейф.
Ослабьте оттяжку гика, потравите грота-фал до положения, в котором риф-кренгельс передней шкаторины можно прикрепить к гику штык-болтом или одеть его на гак. Выберете грота-фал. Заложите риф-шкентель, обтягивая парусину под углом 45°. Свободную часть паруса привяжите риф-штертами к гику
НАКРУЧИВАНИЕ ПАРУСА НА ГИК Этот метод может быть использован только на яхтах, у которых гик специально приспособлен для этой цели. Так как свернутый парус закрывает фитинги для крепления оттяжки гика, необходимо временно закрепить оттяжку при помощи парусинового клапана или использовать ракс-бугель. При подготовке к взятию рифов оттяжку гика следует отдать от гика, парус приспустить до нужного положения, гик снять с вертлюга и вынуть нижнюю лату. | ||
ПОСТАНОВКА НА ЯКОРЬ
Для постановки небольшой яхты на якорь у берега понадобится якорь массой около 4 кг и цепь длиной около 2 м с длинным канатом Выбрав точку постановки на якорь, необходимо спланировать курс яхты так, чтобы подойти к ней в галфвинд, приготовить якорь и убрать стаксель. Надо не забыть привязать свободный конец якорного каната либо к утке, либо к мачте, чтобы не потерять якорь при отдаче. Если постановка на якорь произведена правильно, то в момент отдачи якоря яхта становится носом против ветра и начинает дрейфовать по ветру кормой вперед от точки отдачи якоря. После отдачи якоря следует убедиться, что якорь нормально держит Для этого надо взять створ на берегу и понаблюдать, не меняется ли он со временем.
Как становиться на якорь
Достигнув места постановки на якорь, приведите яхту к ветру, чтобы она потеряла ход (1) Когда яхта начнет дрейфовать назад, отдайте якорь (2), предварительно закрепив свободный конец якорного каната Поднимите шверт, опустите грот (3). Проверьте, не ползет ли якорь, для чего возьмите створ на берегу (4)
ПОСТАНОВКА НА ЯКОРЬ У БЕРЕГА В ПРИЛИВНЫХ ВОДАХ В ряде случаев необходимо остановиться у берега в приливных водах. Небольшие, мелкосидящие швертботы можно вытащить на берег, но большие яхты слишком тяжелы для экипажа из двух человек и их придется поставить на якорь. Если вы хотите сойти на берег на некоторое время, то нужно поставить яхту так, чтобы она оставалась на плаву и при этом была доступна экипажу. Для этого к тренду якоря следует прикрепить дополнительный канат (буйреп). Выбор способа постановки яхты на якорь будет зависеть от состояния прилива, т. е. необходимо выяснить, поднимается вода или падает. При значительных подъемах и спадах воды или при очень пологих склонах берега может не хватить длины буйрепа (при приливе) или не удастся оттолкнуть яхту достаточно далеко (при отливе). Опыт покажет, на каком расстоянии от берега целесообразно поставить яхту. Периодически проверяйте положение яхты, чтобы убедиться, что она еще на плаву и легко доступна. |
ПОДЪЕМ И УКЛАДКА ЯКОРЯ Перед тем как выбрать якорь, надо поставить грот, затем подтянуть яхту вперед на якорном канате. Выбирать якорь следует с наветренного борта. После подъема якоря на борт надо очистить его от ила. Поставив стаксель и положив яхту в дрейф, необходимо быстро уложить якорь и канат по-походному. По окончании этой операции надо выбрать шкоты парусов соответственно курсу и начинать движение. Якорь и канат удобно укладывать в ящик так, чтобы они были готовы к немедленному использованию. Для этого якорный канат надо уложить свободно, а его конец для крепления на палубе вывести из ящика и привязать. Сверху помещают якорь и закрепляют ящик легким страховочным концом. 1 Привяжите буйреп к якорю выбленочным узлом 2 Положите якорь поперек носа яхты, а якорный конец заложите за мачту | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Перемещая мешок с тяжелым парусом вдоль борта, его скорее тащат, нежели несут. | Матрос, ответственный за уборку заменяемого паруса, пристегивается к носовому релингу. | Заведя карабины нового паруса, матрос проверяет, чтобы стаксель-фал не был перехлестнут с другими снастями. |
Штаг с двойным ликпазом ускоряет процесс смены стакселей. Новый парус вставляют в ликпаз, чтобы поднять его до спуска сменяемого паруса. | Система быстрого рифления. | Как брать рифы. |
Система быстрого рифления.
Риф-шкентель А проведен от нока гика через риф-кренгельс В на задней шкаторине вдоль гика и через блоки в кокпит. Риф-кренгельс на передней шкаторине С крепят к специальному гаку у пятки гика D («бараний рог»). В стопор Е заводят риф-шкентель.
Как брать рифы.
Доберите топенант гика и потравите грота-фал, чтобы риф-кренгельс на передней шкаторине оказался на уровне гака у пятки гика. Зацепите риф-кренгельс за гак. Потом опустите риф-кренгельс на задней шкаторине до гика, выбрав риф-шкентель и заложив его в стопор на гике. Обтяните переднюю шкаторину грота, выбрав фал, и потравите топенант. Свободную часть паруса следует аккуратно свернуть вдоль гика
РИФЛЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ПАТЕНТ-РИФА.
Как брать рифы при помощи патент-рифа.
Подобрав топенант и потравив грота-фал, удалите стопор на ликпазе мачты. Затем вращайте ручку патент-рифа и следите за укладкой на гике передней шкаторины. Другой матрос обтягивает заднюю шкаторину и вытаскивает латы.
УКЛАДКА ПАРУСА НА ГИК.
Способ укладки грота зависит от того, снят парус с мачты или оставлен прикрепленным к ней. При отсутствии на парусе ползунов используют последний рассмотренный метод. Если парус оставляют прикрепленным к мачте ползунами, надо спустить его и расположить по одну сторону от гика. Затем следует взять часть задней шкаторины длиной около 1 м от шкотового угла и вытянуть ее, чтобы образовался карман. Остаток паруса аккуратно укладывают в карман, который туго скатывают и затем привязывают сезневкой к мачте и гику. В случае если парус снимают с мачты, то при его спуске вытаскивают из ликпаза переднюю шкаторину. Затем растягивают полотнище грота вдоль гика от передней до задней шкаторины, чтобы образовать карман, в который помещают остальную часть паруса, или аккуратно укладывают парус на гик «гармошкой».
Переднюю шкаторину паруса оставляют прикрепленной к мачте. Два члена команды укладывают большую часть паруса в карман, образованный нижней частью паруса. | При этом способе после удаления передней шкаторины из ликпаза парус аккуратно укладывают на гик. |
Система закручивания обеспечивает наматывание переднего паруса на штаг. В течение многих лет ее использовали для полной уборки стакселя, а в последнее время стали применять и для рифления паруса. Прежде чем остановить свой выбор на системе рифления этого типа, надо посоветоваться с парусным мастером, подходят ли для нее ваши паруса. Наибольшей эффективностью обладает система с использованием обтекателя штага, который вращается тросиком, прикрепленным к барабану у основания штага, так чтобы парус равномерно наматывался вокруг обтекателя по всей высоте.
РИФЛЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ РИФ-СЕЗНЕЙ.
Конструкции передних парусов некоторых яхт предполагают возможность взятия рифов. На таком парусе один или два ряда рифов с сезнями расположены параллельно нижней шкаторине. Если на парусе только один ряд рифов, то площадь рифления все равно можно варьировать. При таком рифлении необходимо отдать и вновь прикрепить в новой точке стакселя каждый шкот. Сначала отдайте наветренный шкот и закрепите его в новом положении. Затем приведите яхту к ветру и то же самое проделайте с другим шкотом. Если необходимо уменьшить длину передней шкаторины, проведите риф-шкентель через риф-кренгельс на шкаторине, как показано ниже: Парусу дайте немного заполоскать. Потравите стаксель-фал так, чтобы риф-кренгельс можно было спустить к галсовому углу, выбрав риф-шкентель. Доберите фал и обтяните переднюю шкаторину.
1. Передний парус с одним рядом рифов. Затенена площадь паруса, на которую он будет уменьшен.
2. Парус зарифлен: шкоты закреплены к риф-кренгельсу на задней шкаторине.
3. Парус полностью зарифлен: риф-кренгельс закреплен к галсовому углу.
Штормовые паруса яхт класса Л6
При усилении ветра до 6-7 баллов капитаны яхт поступают по-разному. В крейсерском плавании берут один-два рифа на гроте и ставят стаксель № 2 или рейковый независимо от курса яхты относительно ветра. При этом имеют в виду, что если яхта и идет по ветру, то все равно надо иметь возможность в любой момент привестись и начать лавировку.
Если попутный шторм застигает яхту в гонке, то площадь парусности, как правило, не уменьшают. Кто уверен в яхте и экипаже, тот даже несет спинакер. На лавировке обычно ставят средний или малый генуэзский стаксель с высоким шкотовым углом и наглухо рифят грот.
Для облегчения смены стакселей на морских гоночных яхтах в настоящее время применяют обтекатель штага с двумя ликпазами, но располагают их не с разных сторон от штага, как это делалось раньше, а с одной — сзади.
Для взятия рифов на дакроновом гроте теперь не применяют патент-рифа, поскольку это требует много времени, да и ненадежно, а кроме того, искажается форма паруса. На взятие рифов традиционным способом опытная команда тратит не более 20 сек, так что если за кормой соперник идет на расстоянии двух-трех корпусов, ему не удастся выйти вперед за это время.
Для ускорения операции на вертлюге гика вместо штык-болта делается крюк или штырь с головкой, на который, осадив грот, надевается передний люверс нужного ряда рифов; заранее заведенный в кренгельс на задней шкаторине риф-шкентель (иногда мерной длины) выбирается втугую и закладывается за гребенку на гике. При выполнении этой операции, разумеется, работают еще с грот-фалом, топенантом и гика-шкотом.
Если после взятия рифов намереваются идти только несколько минут, то лишнюю парусину даже не сезнюют; если же планируют идти долго, то парусину скатывают и не очень туго стягивают сезнем через люверсы, пробитые на гроте через каждые 75 см. Этот cпоcoб взятия рифов применяется только для дакроновых парусов, поскольку прочности других тканей может оказаться недостаточно.
Схема примерного расположения рифов на дакроновом гроте для яхты класса Л6 показана на рис. 1. Согласно международной практике морских гонок, принято, чтобы последний ряд рифов уменьшал площадь грота на 50%.
Рис. 1. Штормовые паруса на яхте Л6
Когда ветер свежеет до 9-10 баллов (24-26 м/с), и на крейсерской, и на гоночной яхте применяют одни и те же штормовые паруса (трисель и штормовой стаксель).
По правилу IOR п. 851.3, триселем называют такой парус, который значительно меньше по площади, чем обычный полностью зарифленный грот, и сшит из ткани, прочность которой соответствует назначению паруса. В международной морской практике рекомендуется площадь триселя брать равной 20% от обмерной площади парусности или (при нарушении этого условия) на триселе, как и на гроте, делается ряд рифов. О штормовом стакселе в правиле IOR п. 892.1 сказано конкретнее: он должен иметь площадь, не превышающую 0,05J, с длиной передней шкаторины не больше 0.65J (где J — высота переднего парусного треугольника).
Комплект штормовых парусов, показанный на рис. 2 (трисель площадью 9 м² и стаксель 6,5 м²), был «испытан» на «шестерках» в 1975 г., когда яхты, возвращающиеся из ПНР после участия в регате, попали в открытой Балтике в затяжной 9-10-балльный шторм. Эти паруса при силе ветра 24 м/с позволяли маневрировать и лавировать без перегрузки такелажа и рангоута. Повороты оверштаг удавались даже под одним стакселем.
Рис. 2. Штормовые паруса для «шестерки»: а — трисель; б — штормовой стаксель
Площадь триселя — 9 м², стакселя — 6,5 м². Рекомендуется брать материал с удельным весом не менее 300 г/м². Все шкаторины прямые. Грот ликуется по передней и нижней шкаторинам капроновым тросом Ø12-14 мм под ликпаз; по задней шкаторине — капроновым тросом Ø8-10 мм. Стаксель имеет стальной ликтрос Ø6 мм по передней шкаторине.
Все швы прошивают тремя строчками. Боуты изготавливают в шесть слоев. Люверсы по передней шкаторине грота и стакселя выполняют через 500 мм.
При шитье штормовых парусов следует стремиться к тому, чтобы на парусе оказалось минимальное число швов; полотнища желательно располагать параллельно задней и нижней шкаторинам, т. е. так, как раньше шили паруса для рыбацких парусных судов. На случай повреждения ликпаза или поломки деревянной мачты целесообразно по передней шкаторине триселя ставить люверсы для слаблиня, а фаловый угол не делать выше узла нижних краспиц.
Должна ли нижняя шкаторина триселя быть свободной или она может быть прикреплена к гику, правила IOR не регламентируют.
В настоящий момент в яхтенной практике трисели различают по форме паруса (с низким или высоким шкотовым углом) и по способу крепления шкотового угла (на гике или с проводкой шкотов на корму).
Трисели с низким шкотовым углом лучше использовать при сильном волнении, когда яхта часто оказывается между гребнями высоких волн; трисели с высоким углом позволяют идти несколько круче к ветру на сравнительно гладкой воде.
При проводке трисель-шкотов на корму иногда приходится иметь раздельные шкоты правого и левого бортов, кроме того, трисель плохо стоит на полном курсе.
При креплении шкотового угла триселя на гике яхта лавирует значительно лучше и трисель хорошо стоит на полных курсах, но, во-первых, точку крепления гика-шкота к гику следует перенести в точку крепления шкотового угла триселя к гику и, во-вторых, на случай поломки гика обязательно нужно иметь запасной трисель-шкот, проведенный на корму.
Обычно яхтсмены придают мало значения штормовым парусам (до тех пор, пока не попадут в аварийную ситуацию). На «Кубке Балтики» на многих яхтах штормовые паруса вообще отсутствуют, до сих пор встречаются яхты, не имеющие ни одного ряда люверсов для рифов на гроте. Это, конечно, не может быть признано «хорошей морской практикой», как она трактуется правилами безопасности и опытом плавания на яхтах.
К. Г. Бойков, «Катера и яхты», 1981 г.
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Рифление грота
За последний год я минимум трижды слышал о порванных гротах, сломанных латах и даже поломанных краспицах. И каждый раз это было связано с неправильным рифлением.
А самое удивительное, это происходило отнюдь не с новичками. Поэтому я решил перечислить основные ошибки и написать феншуйную последовательность действий при рифлении. Надеюсь, это сохранит кому-нибудь нервы, деньги и время.
Ошибка 1. Брать рифы на курсах галфвинд, бакштаг или фордевинд.
На этих курсах невозможно обезветрить грот. Нельзя рифить грот, наполненный ветром.
Ошибка 2. Брать рифы на курсе левентик.
Методики некоторых школ предлагают заводить двигатель и становится носом против ветра, чтобы обезветривать грот. Проблема в том, что в левентике вы обезветриваете и стаксель. Кроме того яхта заметно теряет ход и хуже управляется.
Ошибка 3. Набивать фал при набитой оттяжке гика или гика-шкоте.
Чревато разрывом по задней шкаторине.
Ошибка 4. Набивать если не набивается.
Я ни разу не был на яхте, где верное взятие рифов было бы сопряжено с большими нагрузками на лебедке.
Если парус не едет вниз, не нужно набивать риф до искр из глаз. Остановитесь и выясните что его держит. Возможно, вы не открыли стопор на фале. Возможно, рифовые веревки (штык-болт или риф-шкентель) обмотались вокруг лэзи-джека. Возможно, вы недостаточно обезветрили грот и ползуны клинит в пазу.
Парус не едет вверх во время отдачи рифа? Убедитесь что все рифовые веревки потравлены и легко уходят. Иногда проводка рифов такова, что сама по себе создает большое трение и веревке сложно уйти наверх, в этом случае просто помогите ей руками. Растравите оттяжку гика. Потравите гика-шкот.
А теперь о том, как брать рифы.
- зарифить грот что значит
- заркопарфюм что это такое