затраты плюс что это
Discovered
О финансах и не только…
Метод «затраты плюс»
Метод «затраты плюс» (Cost-Plus Pricing Method) — метод установления цены на определенные виды банковских услуг, согласно которому сначала рассчитываются расходы, связанные с предоставлением конкретной банковской услуги, а затем к ним добавляется определенный процент прибыли.
Метод «затраты плюс» — метод ценообразования, в соответствии с которым цена продукта устанавливается посредством добавления прибылеобразующей накидки к средним затратам, или общим затратам на единицу продукции. Этот метод аналогичен методу ценообразования на основе полных затрат, поскольку цена продукта определяется путем прибавления выраженной в процентах ценообразующей накидки к общим затратам на единицу продукции. И действительно, эти термины часто заменяют друг друга. Однако термин «ценообразование „затраты плюс”» используется в более узком смысле, когда речь идет о цене, согласованной между покупателем и продавцом и определяемой следующим образом: фактические затраты плюс фиксированный процент от фактических затрат или фиксированная величина прибыли на единицу продукции. Такой метод ценообразования используется в крупных инвестиционных проектах и контрактах, связанных с новейшими технологиями, когда длительность строительства проектируемого объекта или изменение технических условий становятся причиной высокого уровня неопределенности окончательной цены.
Метод «затраты плюс» часто подвергается критике за то, что он не стимулирует производителя поддерживать затраты на низком уровне.
Метод «затраты плюс» заключаются в том, что основой для определения цены являются базовые издержки на единицу продукции, к которым прибавляется надбавка-величина, покрывающая неучтенные затраты и прибыль. Посредством этого метода в рыночной системе хозяйствования определяют нижнюю границу цены, следовательно конечная рыночная цена может быть выше ее.
Метод «затраты плюс» использует затраты как базу к которой прибавляется наценка (надбавка) для получения требуемой цены. В зависимости от вида затрат (базы затрат) существуют следующие подходы:
Определение цены на базе полных затрат ориентировано на покрытие всех затрат на производство. При определении цены конкретного товара использование совокупных затрат вызывает трудности, связанные с субъективностью их распределения по видам продукции. Распределение можно сделать пропорционально количеству, объемам продаж, заработной плате.
Определение цен на базе единичных затрат предусматривает распределение затрат на общие и единичные. Данный метод используется при большом ассортименте производимой продукции с целью определения наиболее выгодной позиции. Для каждого вида продукции определяются ценовые составляющие.
При расчете цены с помощью метода предельных затрат учитываются только те затраты, которые можно непосредственно отнести к производству данного изделия. Этот метод может быть использован при планировании и контроле прибыли, так как предполагается, что косвенные и условно-переменные затраты практически не зависят ни от объема производства, ни от вида товара. Чем больше различие между ценой и переменными затратами, тем более рентабельно производство.
Ценообразование «затраты плюс»
Гаэль Грассе, июль 2015 г.
Ценообразование по формуле «затраты плюс прибыль» подразумевает учет затрат на производство и желаемой наценки. Данный метод позволяет компаниям сохранять прибыль, и его легко применять при расчете цен для большого количества продуктов. Согласно Крису Гилдингу и прочим, сегодня данный метод широко используется компаниями розничной торговли по крайней мере на части продукции, и данный тип расчета цен считается важным при составлении глобальных стратегий ценообразования.
Расчет цен по формуле «затраты плюс» — это важная часть истории ценообразования, даже если сегодня этот метод используется все реже и реже. Сравнив несколько исследований за 1992 год, Уорд Хэнсон показал, что частота применения данного метода британскими компаниями до Второй Мировой Войны достигала 80 %, в 1970-е годы — 70 % и всего 59 % в конце 1980-х. Это снижение объясняется основными недостатками такого расчета цен. В частности, данный метод не учитывает цены конкурентов, а затраты на производство зачастую превышают установленные нормы.
Общий принцип
Ценообразование «затраты плюс» позволяет защитить прибыли за счет фиксированной наценки. В этом случае фирмы устанавливают цены, просто умножая примерные затраты на производство (переменные и постоянные) на желаемое значение наценки для получения необходимого уровня дохода.
Если F — постоянные затраты, V — переменные затраты из расчета на единицу товара, M — желаемая наценка и S — уровень дохода, то цена устанавливается по следующей формуле: цена = (1+M)(F+VxS)/S
Предположим, что в компании постоянные затраты составляют 900 долларов, а переменные — 1 доллар на каждую единицу товара. Компания ожидает, что будет продано 100 единиц товара. Общие затраты составят 900+100 = 1000 долларов, то есть цена каждой единицы товара будет составлять 10 долларов. Далее, они хотят установить наценку в размере 30 %. Таким образом, цена будет равна 1,3 x 10 = 13 долларов, а прибыль составит 3 x 100 = 300 долларов.
Предположим, что постоянные затраты компании составляют 200 долларов, а переменные — 10 долларов за единицу товара. Тогда цена товара при наценке в 30 % составит 13 долларов. Если компания продаст 100 единиц товара, она получит прибыль в размере 3 x 100 – 200 = 100 долларов.
Расчет цен по принципу «затраты плюс» подразумевает использование одной и той же желаемой наценки для большого количества товаров. В целом, любой расчет цен в какой-то мере учитывает фактические затраты, однако если для разных товаров устанавливаются разные наценки, то преимущества данного метода будут потеряны. Поэтому мы считаем, что расчет цен по формуле «затраты плюс» подходит при использовании нескольких M для большого количества товаров.
Зачем нужен расчет цен по формуле «затраты плюс»?
Кроме того, данный метод позволяет гарантировать получение прибыли по контракту, и риск возникновения потерь здесь один из самых низких. Каждая проданная единица товара повышает прибыль, потому что после оплаты расходов наценка превращается в прибыль.
Наконец, данный метод расчета цен относительно прозрачен для клиентов, и компании будет легко объяснить, почему цены устанавливаются именно на таком уровне. Например, компания может сказать, что при затратах C и наценке M установленная цена является полностью оправданной. Прозрачные методы расчета цен позволяют клиентам понять, почему выбраны те или иные расценки.
Какие недостатки имеет расчет цен по формуле «затраты плюс»?
При таком расчете цен не учитываются цены конкурентов. Цена определяется на основании факторов, заданных изначально, и только потом она сравнивается с ценами конкурентов. Если цена слишком низкая, значит прибыль можно было бы повысить за счет повышения наценки. Если цена слишком высокая, то объем продаж может упасть вследствие конкуренции. Наценка определяется по закупочной цене и постоянным затратам, а значит прибыль может оказаться меньше ожидаемой, и в некоторых случаях она может и вовсе быть потеряна.
Предположим, что постоянные затраты компании составляют 900 долларов, а переменные — 1 доллар за единицу товара. Компания намеревается продать 100 единиц товара. Общие затраты составляют 900+100 = 1000 долларов, иными словами, себестоимость товара равна 10 долларам за единицу. Компания хочет установить наценку в размере 30 %. Следовательно, цена товара составит 1,3 x 10 = 13 долларов. Конкурент установил цену на такой же товар в размере 11 долларов. Предположим, что спрос на товар рассматриваемой компании достигнет всего 50 единиц. Тогда затраты на производство товара составят 950 долларов, а прибыль — 50×13 = 650 долларов. Таким образом, мы получаем прибыль в –300 долларов, вместо ожидаемых +300 долларов.
Затраты на производство часто выходят за установленные пределы, когда речь идет об уникальной продукции. Ничто не обязывает инженеров или разработчиков сдерживать затраты на производство в пределах требований. Они создают то, что считают нужным (добавляя дополнительные дорогостоящие функции или разрабатывая новое оформление), не обращая внимания на реальные рыночные условия.
Затраты по контрактам также часто выходят за допустимые пределы. Если поставщик заключил с одним из клиентов контракт на условиях «затраты плюс», то его прибыль будет фиксированной, а следовательно, чем выше его затраты, тем больше прибыли он получит. Например, согласно CSIS, контракты на условиях «затраты плюс» являются нормой для оборонной промышленности, вследствие чего правительство выделяет чрезмерные средства на приобретение большинства видов военной продукции.
В то же время поставщик может производить сразу два товара, А и В, одинакового качества. При этом товар А будет стоить 100 долларов, а В — 120 долларов. Согласно контракту, наценка будет установлена в размере 10 %. Таким образом, если прибыль будет составлять либо 10 долларов (за товар A), либо 12 долларов (за товар B), компания будет стремиться продавать товар В, потому что это выгоднее для нее.
Ценообразование на основе затрат – Cost-based Pricing
Определение
Ценообразование на основе затрат (англ. Cost-based Pricing) предполагает определение цены продажи на основе производственных и сбытовых затрат. В данном случае они задают минимальный уровень цены, по которой компания может позволить себе продавать продукцию. Кроме того, компания обычно добавляет справедливую норму прибыли для компенсации своих усилий и рисков. Эту модель ценообразования обычно используют компании, которые в своих отраслях позиционируют себя в дешевом ценовом сегменте. Стратегия постоянного снижение затрат при появляющихся возможностях позволяет устанавливать более низкие цены, чем у конкурентов. С одной стороны, это ведет к снижению маржинальной прибыли, но, с другой стороны, это ведет к увеличению объема продаж и прибыли компании. Модель ценообразования на основе затрат также может использоваться и компаниями, позиционирующими себя в среднем и высоком ценовых сегментах. Однако они обычно намеренно генерируют более высокие затраты, чтобы обосновать для потребителей более высокие цены и маржинальную прибыль.
Типы затрат
Прежде чем продолжить исследование методов ценообразования на основе затрат, необходимо дать классификацию затрат, на которой они базируются. Согласно этого подхода, затраты компании могут быть классифицированы на два вида: постоянные (англ. Fixed Cost) и переменные (англ. Variable Cost). Постоянные затраты, которые также известны как накладные расходы (англ. Overhead Costs), не зависят от объема производства или продаж. Переменные затраты, напротив, напрямую зависят от уровня производства или продаж. При этом величина постоянных затрат на единицу продукции снижается пропорционально увеличению объему производства или продаж и наоборот, а переменные затраты на единицу продукции остаются постоянными при любом уровне деловой активности. Наконец, общие затраты (англ. Total Cost) представляют собой сумму постоянных и переменных затрат для любого заданного уровня производства или продаж.
Возвращаясь к модели ценообразования на основе затрат, мы видим, что общие затраты на единицу продукции для заданного уровня производства или продаж наиболее важны, поскольку компания рассчитывает получить цену, которая, по крайней мере, позволит покрыть их.
Контроль над затратами является одной из важнейших задач особенно на рынках с высокой конкуренцией. Если затраты компании на производство и реализацию определенного вида продукции выше, чем для аналогов у ее конкурентов, менеджмент будет вынужден либо сохранять цену, что приведет к снижению маржинальной прибыли, либо поднимать цену для сохранения маржинальной прибыли, что скорее всего приведет к снижению объема продаж и прибыли.
Ценообразование «затраты плюс»
Метод ценообразования «затраты плюс» (англ. Cost-plus Pricing) является наиболее простым в применении среди всех методов ценообразования на основе затрат. Он заключается в добавлении стандартной наценки к общим затратам на единицу продукции.
Формула
Определить цену реализации для заданного объема продаж можно воспользовавшись следующей формулой:
При этом общие затраты на единицу продукции (TC) можно рассчитать по формуле:
где VC – переменные затраты на единицу продукции, FC – постоянные затраты, Q – ожидаемый объем продаж.
Пример
Рассчитаем общие затраты на единицу продукции цену реализации, которая позволит выйти на желаемый уровень рентабельности продаж.
Преимущества и недостатки
Главным преимуществом данного метода является его простота в применение. Однако он мало применим на практике, поскольку при определении цены реализации игнорируются такие важные факторы как спрос и цены на аналоги у конкурентов.
Ценообразование «целевая прибыль»
Метод ценообразования «целевая прибыль» (англ. Target-return Pricing) также входит в группу методов ценообразования на основе затрат. В его основе лежит анализ безубыточности (англ. Break-even Analysis) и целевая сумма прибыли, которую компания ожидает получить. Суть метода заключается в том, чтобы определить объем продаж, который позволит выйти на целевую сумму прибыли для заданного уровня цен.
Формула
Данный подход предполагает расчет двух параметров: безубыточный объем реализации (BEP) и целевой объем реализации (TPV).
где FC – постоянные затраты, P – ожидаемая цена, VC – переменные затраты на единицу продукции.
где TP – сумма целевой прибыли.
Следует отметить, что при прочих равных, безубыточный и целевой объем продаж будет варьироваться в зависимости от ожидаемой цены реализации, что лучше рассмотреть на примере.
Пример
BEP1 = 910 000 ÷ (600 – 290) = 2 935 ед.
TPV1 = (910 000 + 250 000) ÷ (600 – 290) = 3 742 ед.
BEP2 = 910 000 ÷ (500 – 290) = 4 333 ед.
TPV2 = (910 000 + 250 000) ÷ (500 – 290) = 5 524 ед.
Графически это выглядит следующим образом.
Стратегии определения цены реализации
После проведения анализа безубыточности, который позволяет определить минимально приемлемый уровень цен для заданного объема реализации, необходимо определиться со стратегией установления цены реализации, которая должна учитывать и прочие факторы. Примерами таких стратегий являются:
Выводы
Помните, что ценообразование на основе ощущаемой ценности для потребителя (англ. Value-based Pricing) считается более эффективным подходом, чем ценообразование на основе затрат. Причина заключается в том, что последнее полностью игнорирует оценку ценности продукта в глазах потребителей и, как правило, не учитывает цены на аналогичный продукт у конкурентов.
Методы ценообразования по принципу «затраты плюс»
Методы, ориентированные на затраты, оказывают содействие установлению более стабильных цен, так как они основаны на объективной информации о маркетинговой микросреде фирмы. Затратные методы рекомендуют использовать в областях со стабильным покупательным спросом и конкуренцией. Кроме того, целесообразно использовать данный подход при установлении:
· Базовой цены на принципиально новый товар.
· На товары, которые изготавливаются по заказу.
· На товары в тех отраслях, где метод имеет преимущества (в военно-промышленном комплексе, комических программах, в строительстве многих объектов, в случаях, когда к условиям контракта причастны правительственные организации).
Сущность метода состоит в начислении определенной наценки к затратам. При планировании цены предполагается загрузка производственных мощностей на уровне 75-80%, с целью создания резерва на случай изменения конъюнктуры.
Наценка может выражаться разными способами:
1. Затраты плюс прибыль. Этотметод используется при формировании цены на различные товары.
Под затратами понимают:
б) затраты, рассчитанные на единицу продукции;
в) предельные затраты.
Определение цены на базе полных затрат ориентировано на покрытие всех затрат на производство. При определении цены конкретного товара использование совокупных затрат вызывает трудности, связанные с субъективностью их распределения по видам продукции.
Распределение можно сделать пропорционально количеству, объемам продаж, заработной плате.
Определение цен на базе единичных затрат предусматривает распределение затрат на общие и единичные. Данный метод используется при большом ассортименте производимой продукции с целью определения наиболее выгодной позиции. Для каждого вида продукции определяются ценовые составляющие.
При расчете цены с помощью метода предельных затрат учитываются только те затраты, которые можно непосредственно отнести к производству данного изделия. Этот метод может быть использован при планировании и контроле прибыли, так как предполагается, что косвенные и условно-переменные затраты практически не зависят ни от объема производства, ни от вида товара. Чем больше различие между ценой и переменными затратами, тем более рентабельно производство.
Модель определения цены имеет вид:
Ц=И(1+N),
Где: Ц — цена;
И— затраты;
N— норматив рентабельности
Норматив рентабельности — относительный показатель эффективности, который рассчитывается соотношением прибыли и израсходованных средств. Выделяют рентабельность продукции, реализации, капитала и т.д.
В коммерческой практике используют следующие типы
уровней рентабельности:
1. Единая ставка, обусловленная отношением прибыли от реализации к общей сумме затрат на производство продукции (метод полных затрат).
Область применения показателя рентабельности:
а) применяется на предприятиях с четко выраженной товарной
дифференциацией;
б) для расчета цен по традиционным товарам;
в) для расчета цен на принципиально новые товары, которые не имеют
ценовых прецедентов;
г) для товаров сниженной конкурентоспособности.
Метод обеспечивает покрытие всех затрат и получение планированной прибыли.
2. Единая ставка, обусловленная отношением прибыли от реализации к сумме заработной платы и стоимости материалов
(метод стоимости изготовления).
а) при принятии решения о приросте прибыли за счет объема производства;
б) при принятии решения о целесообразности конкурентной борьбы;
в) определение рентабельности изделий при изменении структуры
продаж;
г) по одноразовым заказам.
Метод разрешает учитывать собственный взнос в повышение стоимости товара.
Метод не применяется для ценовых решений на перспективу. Он не заменяет, а дополняет предыдущий метод.
3. Двухставочный норматив, который исходит из рентабельности
стоимости материалов (имеет целью обеспечить рентабельность инвестиций в создание этих материалов) и из суммы
затрат на зарплату и накладных затрат (обеспечивающий рентабельность инвестиций в активы)
3. Многоставочный тариф, который включает определение:
• норматива относительно зарплаты;
• норматива относительно стоимости материалов (без накладных
затрат);
• полученный норматив дифференцируется в зависимости от объема
партии товара;
Выбор типа рентабельности зависит от следующих факторов:
1. Сложности учета разных типов затрат.
3.Объема и условий привлечения дополнительных инвестиций.
2. Затраты плюс процент от затрат. Некоторые производители, архитектурные и конструкторские фирмы используют вариант ценообразования «стандартные наценки». В методе ценообразования «затраты плюс процент от затрат» они прибавляют фиксированный процент к производственным или конструкторским затратам.
В розничной торговле наценка устанавливается от нормы прибыли окончательной продажной цены, а не от себестоимости товара.
Наценка в % к продажной цене = сумма наценки / продажная цена
Пример:
Цена изделия, которое поступило в розничную торговлю, составляет 1,60 грн. магазин устанавливает наценку 20%. В этой ситуации продажная цена будет:
Продажная цена= средняя стоимость единицы / 1- желаемая цена = 1,60/ (1-0,20) = 2.
Таким образом, продажная цена составит 2грн., в том числе надбавка0,4 грн.
Недостатком метода является игнорирование реакции потребителя на цены. При данном методе формируется «минимальная» цена — цена, ниже которой предприниматель не решает опуститься, так как недополученная сумма делает соглашение бессмысленной.
3. Затраты плюс фиксированное вознаграждение. При купле высокотехнологических или многоцелевых продуктов, таких как самолеты или космические спутники, государство считает, что подрядчики неохотно определяют формальную, фиксированную цену за покупку.
Поэтому используют метод ценообразования «затраты плюс фиксированное вознаграждение», который подразумевает, что поставщик возмещает все затраты несмотря на то, что выпускается, но разрешается фиксированное вознаграждение в качестве прибыли, не зависящей от окончательных затрат проекта.
В середине 80-х лет некоторые дилеры компании Дженерал Моторе использовали этот метод ценообразования. Независимо от автомобиля (Шевроле это или Кадиллак) вознаграждение составляло 49 долларов, которые прибавлялись дилером к себестоимости при установлении окончательной продажной цены покупателем.
Контракт с оплатой затрат
Опубликовано 24.06.2021 · Обновлено 24.06.2021
Контракт с оплатой затрат – это соглашение о возмещении компании понесенных расходов плюс определенная сумма прибыли, обычно указываемая в процентах от полной цены контракта. Контракты такого типа в основном используются в строительстве, где покупатель принимает на себя часть риска, но также обеспечивает определенную гибкость для подрядчика. В таком случае сторона, составляющая контракт, ожидает, что подрядчик выполнит свои обещания по доставке, и соглашается доплатить, чтобы подрядчик мог получить дополнительную прибыль по завершении.
Ключевые моменты
Понимание контрактов с оплатой стоимости плюс
Контракты с оплатой затрат обычно используются, если сторона, составляющая контракт, имеет бюджетные ограничения или если общий объем работ не может быть правильно оценен заранее.
В строительстве заключаются контракты с оплатой затрат, так что подрядчикам могут быть возмещены почти все расходы, фактически понесенные по проекту. По контракту «затраты плюс» застройщик оплачивает прямые, косвенные или накладные расходы. Все расходы должны подтверждаться документацией о расходах подрядчика в виде счетов-фактур или квитанций. Кроме того, контракт позволяет подрядчику собирать определенную сумму сверх возмещаемой суммы, так что он или она может получить прибыль – отсюда «плюс» в контрактах с оплатой затрат.
Некоторые контракты могут ограничивать сумму возмещения, поэтому не все расходы будут покрываться. Это особенно верно, если подрядчик допустил ошибку в ходе проекта или обнаружил халатность в какой-либо части строительства.
Контракты «затраты плюс» также используются в исследованиях и разработках (НИОКР), когда более крупная компания может передать НИОКР на аутсорсинг более мелкой фирме, например, крупная фармацевтическая компания, заключившая контракт с лабораторией небольшой биотехнологической компании. Правительство США также использует контракты «затраты плюс» с военными оборонными компаниями, которые разрабатывают новые технологии для национальной обороны.
Краткая справка
Правительства обычно предпочитают контракты «затраты плюс», потому что они могут выбрать наиболее квалифицированных подрядчиков, а не предлагать самую низкую цену.
Типы контрактов с оплатой плюс
Контракты с оплатой затрат можно разделить на четыре категории. Каждый из них позволяет возместить затраты, а также получить дополнительную сумму для получения прибыли:
Преимущества и недостатки использования контрактов с оплатой затрат
К плюсам использования этих типов контрактов можно отнести следующее:
Пример работы контракта с оплатой затрат
Предположим, ABC Construction Corp. имеет контракт на строительство офисного здания стоимостью 20 миллионов долларов, и в соглашении указано, что затраты не могут превышать 22 миллиона долларов. Прибыль ABC согласована в размере 15% от полной цены контракта в 3 миллиона долларов. Кроме того, ABC Construction имеет право на поощрительный сбор, если проект будет завершен в течение девяти месяцев.
Особое внимание: процент выполнения в контракте с оплатой затрат
Вышеупомянутый проект использует процент завершения процесса для учета прибыли и для подачи счетов клиенту, а в контракте предусмотрены конкретные проценты для выставления счетов.
Предположим, например, что ABC может выставить счет на 20% от полной контрактной цены после того, как 20% материалов приобретены, и клиент убедится, что бетонный фундамент на месте. В этот момент ABC отправляет счет-фактуру на 20% от 20-миллионного контракта на сумму 4 миллиона долларов и вносит 20% прибыли фирмы, или 600 000 долларов, в финансовую отчетность.