земун белград что посмотреть
Район Земун в Белграде
Прогуляемся в Бывший самостоятельный городок Земун, который сейчас считается историческим районом Белграда на берегу Дуная. Посмотрим на интересные места и достопримечательности.
Белград не избалован туристами как и большинство балканских стран. Не первый раз повторю, здесь не бегают толпы китайцев. Этот феномен я наблюдал от Словении до Болгарии. Так вот если устали от туристов, которых ещё поискать надо, то едем в Земун.
Как добраться в Земун
Из центра Белграда отправляется очень много автобусов. Откуда именно вы будете ехать я не знаю, поэтому ищите остановки 15, 78, 83, 84, 704, 706, 707. Количество транспорта огромное, так что уехать получится почти из любого уголка города.
Выходить я бы рекомендовал возле Земунского парка. Все перечисленные автобусы огибают парк с той или иной стороны. Ориентиром, что скоро выходить, будет начало старых построек, ведь вначале вы проедете через район новостроек и торговых центров.
Оплата проезда в Белграде мне так понравилось с помощью банковской карты MasterCard, что я даже не разбирался в проездных и билетах. Прикладываешь карту к валидатору в автобусе и списывается разовый билетик за 89 Сербских динар.
Часто пишут, что в Белграде многие ездят зайцем, не советовал бы проверять, так как мы нарвались на 2 проверки билетов за 2 дня. И вот что интересно — контролёр, увидев банковскую карту, даже не стал проверять оплату проезда.
Скорее всего на тот момент такой возможности не было и нам повезло, так как картой я мог оплатить только 1 билет, а нас было двое. Так что один из нас был зайцем.
Район Земун
Начинаем с парка, про который упоминал чуть выше в разделе про транспорт. В разгар лета и туристического сезона парк был практически пуст. Туристов он просто не интересует несмотря на наличие здесь Монастыря Святого Архангела Гавриила.
Монастырь входит в памятники культуры Сербии и Белграда, что подчёркивает историческую ценность района. А с недавних пор к этому списку добавилось ещё Здание Штаба ВВС.
Этот объект целенаправленно подвергся бомбардировкам НАТО в 1999 году, потом был частично восстановлен и сейчас выступает как районная достопримечательность. Редкий экскурсовод не включит его в свою экскурсию по Земуну.
Здание Штаба находится на главной улице района с говорящим названием “Главная”. Здесь же через пару зданий находится и музей Земуна для интересующихся историей. Меня больше чем история заинтересовал велосипед. А вот здание музея на заднем фоне.
Мимо местного рынка, вокруг которого образуется весь район, не пройти. Прежде чем попасть на рынок проходим возле Магистрата. Это здание бывшей мэрии лет этак 100 назад, а сейчас здесь штаб какой-то радикальной партии Сербии.
Большая площадь — Велики Трг
За углом от Магистрата и сам рынок, а за ним центральная площадь. Мы наверное поздно приехали, так как большая часть рядов была пустой. Лишь боковой ряд заслонённый тенью зданий был оживлён.
Выходим на саму площадь, которую украшает церковь Вознесения Блаженной девы Марии. Как видите по пустым палаткам рынок уже свернулся, а может вообще не разворачивался.
На следующей локации мы застряли на несколько часов. Жара была приличная, а вот на набережной в теньке было очень даже ничего.
Набережная — самое приятное, что случилось со мной в Белграде. Чего я не ожидал здесь увидеть так это парковку рыбацких лодочек.
На одной из противоположных сторон маячил пляж. Сначала я решил, что это к нему был спуск с Белградской крепости и разочаровался, что ещё утром этого не сделал. Потом посмотрев на карту я понял, что это остров Велико-Ратно.
Наблюдать за лодочками и лебедями можно было хоть до конца дня, но у нас по плану ещё две достопримечательности Земуна.
Старые улицы и Земунское кладбище
Отправляемся в сторону башни тысячелетия через самые старые улочки района. Но пока до них не дошли, всё ещё идём вдоль набережной. Вместо лодочек уже пустые кафе и рестораны, так как туристов нет.
Наткнулись на самый инстаграмный переулок и он тоже пустой. Вот где все туристы? За фоточками возле этого места очереди должны выстраиваться или я отошёл от трендов?
Всё же мои ожидания частично оправдали две девушки активно подбирающие позу и ракурс для фото.
Теперь уже точно сворачиваем на старые улочки и тут многих постигнет разочарование. Улочки отличные, но количество машин отбило всякое желание их фотографировать.
Единственный уголочек что я сфоткал без авто, и то пришлось обрезать фотографию убирая бамбер одной из машин.
К башне Тысячелетия оказалось не так просто подойди, а точнее мы пропустили поворот, так что возвращались через кладбище.
Раз зашли, значит надо сфоткать украшающее его церковь Святого Дмитрия.
Этаже церковь, но уже с высоты, снятая чуть позже с башни Гардош.
Башня Тысячелетия — Гардош
Название башни подчеркивает историческую ценность района — её построили в честь тысячелетия Венгрии. На тот момент в 1896 году это была часть Венгрии. К такой значимой дате построили несколько сооружений, это было второе что я видел, а первое замок Вайдахуняд в Будапеште.
У самой башни я наконец-то увидел туристов больше чем пару человек. Все они сконцентрировались на верху, куда поспешили и мы расталкивать их локтями и делать живописные фото.
Одну такую фоточку я уже показал, а ещё одну сделал заглавной для статьи. Осталось показать последнюю достопримечательность Земуна — Церковь святого Николая. И тут повторяю мантру из всех путеводителей — это старейшая церковь теперь уже Белграда, а до этого естественно Земуна.
В разделе “как добраться” я написал, что как только увидите старые здания, то сразу же можно выходить из автобуса. Этот контраст хорошо заметен с высоты. Для особо любознательных на фото Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Эта завершающая фотография ещё больше подчеркивает контраст старого и нового Белграда.
Полезные ссылки от BudgetTravel
Кэшбэк в путешествиях
Квартиры, отели, хостелы
Такси и Трансфер
Авиабилеты
Билеты на автобусы
Билеты на поезд
Вечерние «бродилки» по Земуну со слегка гастрономическим уклоном…
Ну никак нам не хватило дневных «бродилок» по по старинному городу, а ныне- району Белграда-Земуну, который ранее был самостоятельным городом…Лучше бы он самостоятельным городом и оставался…
Как-то вечером, вернувшись в свой апартамент в Белграде, мы вдруг, совершенно не сговариваясь, произнесли: «а поехали опять в Земун?». Этот район обладает какой-то совершенно потрясающей харизмой, сочетающей в себе уют, дух старины, спокойствие и еще что-то эдакое, необъяснимое…
Я уже где-то откровенно признавалась, что зря мы решили жить в центре Белграда, не тот район мы выбрали для проживания в Белграде, побоявшись, что из Земуна в центр добираться будет долго и муторно. Оказалось, это совершенно не так. А поехали мы на такси вечером в Земун исключительно из соображений экономии времени для «бродилок». Невероятно, заплатили около семи долларов и домчались за десять минут. Эх, надо было все-таки в Земуне жить! А еще, не буду лукавить, гнало нас любопытство. Где-то в Земуне стоит вагон от «Балканского экспресса». Это нам в дневных «бродилка» гид сказал, выразительно махнув вверх, когда шли по Земуну по улице Главной. Типа, там ресторан с таким же названием, и прямо в нем — бывший вагон от «Балканского Экспресса». Любопытство (или любознательность?) — это ж двигатель исторического прогресса:)
Что ж, полезем немножко в историю…Я чуть-чуть, для понимания… Был Orient-Express или Simplon-Orient-Express («Восточный Экспресс») — пассажирский поезд класса «люкс» частной компании Orient-Express Hotels, который курсировал из Парижа в Константинополь (Стамбул) более 80 лет (1883–1977). Первый трансконтинентальный экспресс в Европе первоначально охватывал маршрут длиной около 2740 км, с остановками в Мюнхене, Вене, Будапеште, Милане, Венеции, Загребе, Софии, Бухаресте и Белграде. Позже «Восточным Экспрессом» стали называть европейские поезда-люкс, чьи одно-двухместные купе были отделаны в стиле ар-деко. В двадцатом столетии экспресс только два раза находился в простое — во время мировых войн. В 1919 году несколько изменился его маршрут: поезд шёл от Кале и Парижа до Лозанны, а затем — через перевал Симпло. После Второй мировой войны жизнь экспресса продлили ещё на тридцать лет — с 1947 по 1977 год. В 1948 году был пущен Balt-Orient-Express по маршруту Штутгарт — Белград. В 1977 году движение по направлению Париж — Стамбул возобновил Direct-Orient. Восточный экспресс продолжил движение во времена ««железного занавеса», соединив Мюнхен, Вену, Бухарест и Будапешт. С 2002 года был «ночным экспрессом» Париж — Вена, а с июня 2007 года расширил движение в направлении Страсбург — Вена. В декабре 2009 года этот маршрут закрыли из-за изменения расписания, и спустя 126 лет своего существования Восточный экспресс был выключен из системы расписания (по материалам и фото Википедии).
Часть пути «Восточного Экспресса» проходила по территории Королевской Югославии. Несмотря на то, что нынешнюю Сербию пересекали исторические торговые «Янтарные маршруты» из Центральной Европы к Средиземноморью, в плане развития собственной транспортной инфраструктуры она отставала от других стран континента. Трудность в прокладке железнодорожных путей была в том, что большая их часть должна была проходить по горной местности, что ограничивало их коммерческое использование. «Железнице Србије» («Железные дороги Сербии») — государственная компания, единственный железнодорожный перевозчик грузов и пассажиров по железным дорогам в Сербии. Начало сербских железных дорог относят к 1881 году, когда Король Милан IV Обренович заявил об их образовании. Первый поезд отправился из Белграда в Ниш 23 августа 1884 года, что считается официальной датой создания компании. Потом построили и «белградскую» ветку через реку Саву в Земун, где она была связана с венгерской железнодорожной системой. Так что к 1919 году «Восточный Экспресс» смог наконец использовать сербскую линию из Белграда в Софию в рамках своего маршрута между Парижем и Константинополем.
С 1920-х годов и до распада Югославии, «Железнице Србије» действовала под названием «Югославские железные дороги».
Так что ж все-таки такое именно «Балканский Экспресс», вагон которого так хотелось нам увидеть даже пусть и в ресторанной «сцепке»? Был ли он частью «Восточного Экспресса»? Точного ответа я не нашла. Указывается, что «Балканский Экспресс» был запущен в январе 1916 года и функционировал как ночной поезд между Берлином и Константинополем. Этот маршрут был проложен 15 января 1916 года немецкой компанией Mitropa как балканский маршрут от Берлина до Константинополя с частичным использованием захваченных поездов CIWL от «Восточного Экспресса». Путь пролегал через оккупированную Сербию и все союзные государства: Германский рейх, Австро-Венгрию, Болгарию и Османскую империю. После выхода Болгарии из войны балканский поезд отправился в свой последний путь 15 октября 1918 года.
С 1927 года название «Балканский Экспресс» было присвоено железнодорожному сообщению между Голландией и Константинополем. В мае 1955 года был запущен новый «Балканский Экспресс» из Вены через Грац и Белград (минуя Болгарию) в Афины и Константинополь. Нынешний «Балканский Экспресс» (начал работу в 1971 году) — это ночной поезд, курсирующий между Стамбулом и Белградом, который следует в Эдирне, Пловдив и Софию. Поезд соединяется с «Bosphorus Express» в Димитровграде, Болгария, и далее следует в Стамбул.
Скорее всего, думалось мне, пока мы топали наверх в сторону ресторана «Балканский Экспресс» (Balkan Ekspres) на улицу Despota Đurđa 22, это какой-нибудь списанный вагон, но вот какого он «года рождения»? Говорят, где-то на задворках Белграда «припарковано» очень много старых, ненужных, не подлежащих восстановлению вагонов бывших Югославских железных дорог и не только.
Смотрите, вот мы и пришли, знакомьтесь, вот это чудо неизвестного «года рождения».
Земун — другой Белград
В Белграде я оказался в рамках длительной стыковки AirSerbia по пути из Москвы в Барселону, откуда позже уехал на автобусе в Салоу. Так как в районе Стари Град я побывал год назад, во время такой же длительной стыковки на пути из Черногории, в этот раз решил открыт для себя второй исторический центр на территории Белграда.
Коста Дорада. Салоу. Испания #1: Рейс Air Serbia через Белград. Земун. Башня Гардош. Сербская кухня
Район этот располагается на левом берегу реки Савы и значительную часть своей истории он был венгерским. Кстати, от турок Земун тоже был освобожден значительно раньше, чем собственно Белград, что нашло отражение в его архитектурных памятниках.
Из аэропорта я добирался в Земун сначала на автобусе А1, билет на который стоит 300 динар (это вдвое больше, чем на обычные городские автобусы). На нем я доехал до улицы Парижской Коммуны, после чего нужно было пройти несколько километров пешком. Осложнялось все отсутствием в аэропорту камеры хранения, так что мы вынуждены были гулять с внушительными рюкзаками.
По дороге к набережной Дуная я отметил любопытные граффити на домах. Похоже, что это имена и годы жизни отдельных людей, которые там жили.
Набережная Дуная, по которой мы шли к центру Земуна, поразила нас своей безлюдностью. Впрочем, на дворе было утро вторника, так что ничего удивительного. Подозреваю, что по выходным все ресторанчики забиты под завязку.
Первым предвестником чего-то интересного стали весьма необычные памятники. Первый — Яношу Хуньяди, а второй не знаю, кому, но мужчина с внешностью советского спортсмена и крестом в руке смотрится исключительно колоритно.
С набережной мы свернули на улицу Господска и дошли до площади Велики Трг. Поначалу архитектура не очень впечатлила, а церковь на площади действительно была католическая.
После этого мы отправились взглянуть на старейший существующий христианский храм на территории Белграда. Церковь Святого Николая выполнена в схожем стиле с той католической, но без барочных скульптур на фасаде. Внутри активно шла реставрация, и иконостас, про который я читал перед поездкой, было очень плохо видно за лесами.
Земун — самый аутентичный район Белграда (Фото)
На правом берегу Дуная, там, где в Дунай впадает река Сава, раскинулся самый аутентичный и необычный район Белграда — Земун. Земун — особое место. Если спросить у любого жителя страны, какие достопримечательности стоит посетить в Белграде, то многие назовут крепость Калемегдан, Смедерево, Музей Николы Теслы и Земун.
Улица Синђелићева. Земун. Белград
Раньше Земун был городом. Земунцы считают, что их селение появилось гораздо раньше Белграда, да и культурные традиции более древние. Так это или не так сейчас выяснить сложно, но в Белграде признают, что люди в Земуне особенные. Особенности эти выражаются и характере и даже в сленге. Так, например, земунцы часто переставляют последний слог слова вперед. Таким образом вместо слова «закон» получается «конза», вместо «брате» — «тебра». Это, конечно, не диалект, это просто сленг, но существует он именно здесь. Другие районы Белграда собственным отличительным сленгом не обладают.
Еще одна особенность Земуна — это то, что улицы здесь часто имеют такие же названия, как и центре Белграда. Так, улица Негошева есть, как во Врачаре в Белграде, так и в Земуне. Улица Неманина, улица Цара Душана тоже есть как в Белграде, так и в Земуне. Если покопаться, то наверняка можно найти с десяток подобных повторений.
Как бы там ни было, но Земун действительно, уникален. Первые поселения появились здесь еще во времена Римской Империи. Кельты называли этот район Тавруном, франки, игравшие роль хроникеров Крестовых походов, упоминали его под названием «Маллевилла». Земуном правили венгерские короли, османские паши, короли Австро-Венгрии, Хорватии и Югославии. А районом Белграда стал после Второй Мировой войны. Такая богатая история обусловила и то невообразимое смешение культурных традиций и архитектурных стилей.
Улочка Земуна. Белград
Находясь в Земуне, сразу ощущаешь, что попал в прошлое. Об этом говорит всё: затейливые изгибы мощеных улочек, покосившиеся таблички а домах, старинные церкви.
Узенькая улочка в Земуне. Белград
Прогулку по Земуну логичнее начать с набережной. Гуляя по набережной постоянно ловишь себя на мысли, что если бы вместо Дуная было бы море, это был бы достаточно эффектный морской курорт. Куча ресторанов на любой вкус и кошелек.
Набережная Земуна. Белград
Меню ресторана на набережной. Земун. Белград
Ресторанное завлекалово. Земун. Белград
Набережная Земуна. Белград
Один из самых эффектных (но и самых дорогих) ресторанов Земуна — это ресторан «Шаран», но пообедать в этом ресторане стоит. Стоимость блюд с лихвой компенсируется их бесподобным вкусом.
Ресторан «Шаран» на набережной. Земун. Белград
Летняя терраса одного из самых респектабельных ресторанов на набережной. Земун. Белград
Пройдясь по набережной вверх можно подняться по улице Негошева (это около ресторана «Шаран»). Здесь можно посмотреть одну из главных достопримечательностей района — Церковь Николая Чудотворца (улица Негошева, 45). Примечательно, что по-сербски она называется Церковь Отца Николая. Это одна из самых старых сербских церквей, сохранившихся до наших дней. Храм возводили с 1745 по 1752 год. Он имеет все признаки стиля барокко: богато украшенный пышный иконостас, искусные фрески, оригинальная колокольня. Пожар 1867 года практически уничтожил храм, но многое удалось воссоздать в ходе реконструкции. Так, была восстановлена колокольня, вместо старых решеток на окнах установлены витражи с изображениями святых. В церкви сохранились церковные книги и знамена XVIII столетия.
Церковь Святого Николая в Земуне. Белград
Далее можно посмотреть крепость Гардош. Тоже одна из must see достопримечательностей Земуна. Найти ее несложно она видна практически отовсюду. По пути к Гардошу глаз будет постоянно радоваться каким-то незначительным, но очень приятным деталям.
Приятная вывеска на улице Синђелићева. Земун. Белград
Приятная вывеска на улице Синђелићева. Земун. Белград
Мостовые все натуральные, из тех, перед которыми следовало бы вешать знак «На каблуках ходить опасно».
Реальная мостовая в Земуне. Белград
Башню Гардош еще называют Башней Тысячелетия или Башней Миллениум. Она возведена в 1896 году в честь тысячелетия основания государства. Высота ее – 36 метров. В 1962 году башню тщательно отреставрировали, и с тех пор она является одной из самых посещаемых достопримечательностей Земуна.
Башня «Гардош». Земун. Белград
С высоты холма открывается потрясающая панорама всего города, Большого военного острова и пляжа «Лидо». А винтовая лестница, ведущая к башне, только усиливает впечатление глубокой старины.
Церковь Святого Николая с холма Гардош. Земун. Белград
Церковь Святого Николая с холма Гардош. Земун. Белград
Вид с холма Гардош на Земун. Белград
В непосредственной близости от башни, с северной стороны можно увидеть остатки оборонительных сооружений. Здесь находилась городская стена, которая служила границей города до 1841 года.
С южной стороны холма расположено земунское кладбище, основанное в 1740 году. Это целая серия памятников и надгробий, венчающих могилы самых выдающихся политических и культурных деятелей, уроженцев Земуна.
Гуляя по Земуну, постоянно наблюдаешь какие-то незначительные, но весьма интересные, детали.
Street Art. Земун. Белград
Старый детский велосипед на одном из дворов Земуна. Белград
Еще одна старинная достопримечательность Земуна — католическая церковь Вознесения Блаженной девы Марии, расположенная на Большой площади (Велики Трг). Она построена в 1785 году на месте бывшей турецкой мечети. В чертах храма угадываются безусловные признаки стиля ампир с элементами барокко. А Богородица считается святой покровительницей земунцев.
Католический храм на Большой площади (Велики Трг) в Земуне. Белград
На главной улице Земуна сохранилось множество домов, построенных еще в позапрошлом веке. Здесь жили богатые купцы и представители аристократии. Например, дом Дмитрия Давидовича, известного сербского дипломата и журналиста, который стоял у истоков издания первой сербской газеты. Дом был построен в конце XVIII века.
На улице Господска в Земуне. Белград
В другом доме, который отличается псевдоготической архитектурой, некогда проживал богатый греческий торговец Спирт. Сейчас здесь расположен Исторический музей. Постоянно действующая выставка расскажет об истории Земуна со дня основания и до наших времен.
Особо примечательное здание — дом Солнечных часов, построенный в 1823 году. Фасад дома украшен настоящими солнечными часами, которые в ясную погоду показывают точное время.
От Велики Трг до центра Земуна можно пройти по улице Господска. Очень красивая улица. Ниже фотографии, сделанные с этой улицы.
Переулок с видом на башню «Гардош». Земун. Белград
Фасад на улице Господска. Земун
Улица Господска в Земуне. Белград
Господска улица ведет в центр Земуна. Упрется она в большую улицу, которая так и называется Главна. Приятна улица тем, что сохранила множество прекрасных образцов Австро-Венгерской архитектуры.
Домик на улице Главна в Земуне. Белград
Земун скрывает много интересного для пытливого путешественника, которому по душе старинные здания и средневековые улочки. Добраться до этого уникальнейшего района из центра Белграда можно на такси. Стоимость поездки на такси – 800 динаров (около 8 евро). Из центра столицы курсируют также маршрутные автобусы. А можно прогуляться и пешком. Перейдя Дунай по Бранкову мосту надо идти по набережной вдоль течения реки. Такая прогулка может быть утомительной, так как расстояния все же не малые.
Больше о достопримечательностях Белграда можно узнать на сайте Beocity.ru — онлайн путеводитель по Белграду.
. а также:
Для расширенного поиска нужных вам материалов используйте раздел «Метки»
Поиск
Чтобы знать первыми о всех новых материалах на Balkanza.ru, просто присоединитесь к нашей группе в Facebook.