зикр что надо говорить
Как совершать зикр после обязательной молитвы?
Вопрос №29:
Нужно ли после обязательных намазов говорить зикры вслух, опираясь на хадис ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что он узнавал об окончании молитвы по такбирам? Некоторые говорят, что Пророк ﷺ делал так, чтобы научить людей, и что это не Сунна. Другие же утверждают, что надо говорить вслух, и это из Сунны. Разъясните, пожалуйста, вопрос чуть подробнее: если надо вслух, то как и какие именно?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Азкары после молитвы являются Сунной, Пророк ﷺ научил сподвижников этим азкарам, и понятно, что это обучение не могло продолжаться 20 лет. Когда вы обучаете человека чему-то, достаточно нескольких дней, чтобы он понял это. Однако хадис ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передает в достоверном сборнике Бухари и Муслима[1], что они узнавали о завершении молитвы с помощью такбира во времена Пророка ﷺ. Понятно, что ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывает это от себя после того, как он стал взрослым или приблизился к тому, чтобы стать взрослым. Известно, что когда Пророк ﷺ умер, ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) только приблизился к совершеннолетию, как это указывается в достоверном сборнике Бухари. Теперь понятно, что это ибн Аббас E запомнил тогда, когда он приблизился к совершеннолетию, а не когда был ребенком, потому что ребенок такие вещи редко запоминает.
Как бы там ни было, все в совокупности указывает, что это было в конце жизни нашего Пророка ﷺ, значит, то, о чем говорит ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), случилось в конце его жизни. Пророк ﷺ 63 года не мог обучать этой Сунне сподвижников, они и так ее знали. Поэтому смысл того, что они поднимали голоса в мечети этими азкарами на том временном этапе, был не только лишь в обучении. Существовал и другой смысл — это «المقصد تعبدي», то есть смысл поклонения.
Таково это поклонение, смысл которого в том, что они читали азкары вслух после молитвы, но не хором, как это делают в некоторых мечетях. Разница в том, что некоторые читают эти азкары вслух, каждый сам по себе, а другие — хором, когда имам говорит «СубханаЛлах», и все начинают говорить «СубханаЛлах, СубханаЛлах…», имам говорит «АльхамдулиЛлях» — и все начинают говорить «АльхамдулиЛлях, АльхамдулиЛлях…»; этого не было во время Пророка ﷺ. Поэтому неизвестно, чтобы кто-то передал подобное от сподвижников или от Пророка ﷺ. Однако они поднимали голоса, когда заканчивали молитву этими азкарами, каждый сам по себе, оживляли мечети таким образом. И нет сомнения, что это является Сунной.
Что же касается того, какие именно азкары, то они известны:
1. СубханаЛлах — 33 раза.
АльхамдулиЛлях — 33 раза.
Аллаху Акбар — 33 раза[2].
2. Все то же самое — по 25 раз[3].
3. Все то же самое — по 10 раз[4].
4. Все то же самое, но в конце после 33-го «Аллаху акбар» сказать: «Ля иляха илля Ллах»[5].
Эти основные четыре формы азкаров наиболее известны из тех, которые достоверно дошли до нас от нашего Пророка ﷺ. Азкары он делал на своих пальцах[6] и не использовал четки. Однако мы не говорим, что использование четок является нововведением, может быть, человек в них нуждается, как, например, старики, которые не могут считать, кроме как с ними. И великие имамы этой общины использовали четки: Абдуллах ибн Мубарак e, шейхи имама Бухари и другие. Поэтому нет ничего страшного в их применении, если не говорится, что это Сунна. Поистине, это не Сунна, и Пророк ﷺ и его сподвижники не использовали их; упоминается от Абу Хурайры (да помилует его Аллах), что он использовал камешки, когда делал зикр[7], и кто-то может сделать из этого довод. На самом деле есть что-то похожее на этот довод, но это было от Абу Хурайры (да помилует его Аллах), а не от Пророка ﷺ, от которого ничего подобного не было передано.
Это основные моменты, которые касаются азкаров после молитвы.
А Аллаху ведомо лучше.
Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
24 Мухаррам 1440 г. (04.10.2018.)
[1] Сахих Аль-Бухари, хадисы № 841, 842; Сахих Муслима, хадис № 583; Сунан Абу Дауда, хадисы № 1002, 1003; Сунан Ан-Насаи, хадис № 1335.
[2] Сахих Аль-Бухари, хадис № 843.
[3] Сунан Ат-Тирмизи, хадис № 3413, Муснад Ахмада, хадис №21659.
[4] Сахих Аль-Бухари, хадис № 6329.
[5] Сахих Муслима, хадис № 597; Сунан Абу Дауда, хадис № 1504; Муатта Малика, хадис № 562.
[6] Сунан Абу Дауда, хадис №1501; Сунан Ат-Тирмизи, хадис №3583; Муснад Ахмада, хадис №27089.
[7] Хильяту-Аулия — Абу Нуайм аль-Асфахани, т. 1, с. 383.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]
Тасбихат и зикр, совершаемый после намаза
После намаза желательно
« Ля иляха илля-л-лаху вахдаху ля шарика лях, ляху-ль-мульку ва-ляху-ль-хамду ва-хува аля кулли шей’ин кадир! » («Нет божества, кроме единого Аллаха, у которого нет сотоварищей! Ему принадлежит власть и хвала! Он способен на всякую вещь!»)
Подробнее про зикр после намаза (тасбихат) можете прочитать ниже.
Польза зикра
Зикр – это поминание Аллаха языком, сердцем. Это не только слова и фразы, произносимые после намазов, а также поминания во время еды, перед началом любых дел, во время несчастий и, наоборот, в счастливые моменты жизни. Зикр – это дверь, которая соединяет мусульманина с Аллахом. Ведь когда мы поминаем Аллаха он тоже вспоминает нас, об это сказано в Коране в суре аль-Бакара : «Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне» (аят 152). Существует множество аятов Корана, в которых говорится о зикре.
Аяты из Корана о зикре
«О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно и славьте Его утром и перед закатом» (сура аль-Азхаб, аяты 41-42).
«Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне. Воистину, Он не любит преступников. Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок. Взывайте к Нему со страхом и надеждой. Воистину, милость Аллаха близка к творящим добро» ( сура аль-Араф, аяты 55-56)
«Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику. Не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными» (сура аль-Каф, аят 28).
«Поминай Аллаха с покорностью и страхом про себя и не громко по утрам и перед закатом и не будь одним из беспечных невежд» (сура аль-Араф, аят 205)
«Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (сура ар-Рад, аят 28)
«Когда вы завершите намаз, то поминайте Аллаха стоя, сидя или лежа на боках…» (сура ан-Ниса, аят 103)
«К тем, кто отвращается от поминания Милостивого (или кто слеп к Нему), Мы приставим дьявола, и он станет его товарищем» ( сура аз-Зукхруф, аят36).
«О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток» (сура аль-Мунафикун, аят 9).
«Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал намаз» (сура аль-Ала, аяты 14-15).
Можно привести множество аятов, где упоминается зикр, просто здесь не хватит места.
Хадисы о пользе зикра
Абу Хурейра и Абу Саид передали, что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям)сказал: «Какие бы люди не упомянули Аллаха, их окружат ангелы и покроет их милость Аллаха, и снизойдет на них сакина (спокойствие духа), и упомянет их Аллах среди тех, кто возле Него».
Абу Саида аль-Худри (да будет Аллах доволен им) сказал со слов Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) :«Великий Господь сказал, кого отвлечет чтение Корана и зикр от мольбы ко Мне, Я одарю его лучшим, чем были одарены молящиеся».
Еще один хадис о значимости зикра: Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) спросил у своих сподвижников: «Сказать вам кое-что лучше из всех хороших дел, что является самым чистым в глазах вашего Господа, и возвышает вашу степень, и более ценно, чем тратить золото и серебро на пути Аллаха, или в джихаде убивать врагов или быть убитым на пути Аллаха?» Когда сподвижники попросили рассказать им, то Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) ответил: «ЭТО ЗИКР АЛЛАХА ».
Зикр – это корень благодарности. Кто не делает зикр, тот так же и не благодарит. Муса (алейхис салям) спросил у Аллаха: «Ты дал мне бесчисленные блага, укажи мне способ, которым бы я Тебя много благодарил». Всевышний ответил: «Насколько ты будешь делать зикр, настолько будешь благодарен». В другом варианте хадиса Всевышний ответил: «Пусть твой язык всегда будет влажен от зикра».
Что читать во время зикра и тасбиха.
Во первых лучше читать сразу по окончании намаза в том же положении как и сидели, но это не строго обязательно.
Основным тасбихом являются слова:
Затем один раз читается:
«Ля иляха илля Ллаху вахдаху ля шарикя Лях, ляхуль мульку уа ляхуль хамду уа хуа ‘aля кулли шайин кадир».(Никто не достоин поклонения кроме Аллаха Единого, у которого нет сотоварищей, вся власть этого мира и ахирата принадлежит ему, и вся слава Ему, и Он над каждой вещью мощен).
Хадисы о том какую пользу приносит этот тасбих.
Пророк аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Кто читает субханаллах, альхамду лилляхи, Аллаху акбар 33 раза каждое, а затем один раз Ля иляха илля Ллаху вахдаху ля шарикя Лях, ляхуль мульку уа ляхуль хамду уа хуа ‘aля кулли шайин кадирпосле каждого намаза, все его грехи прощены, даже если их много как пена в море».
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Есть две такие привычки, тот мусульманин, который будет их соблюдать – войдет в джаннат. И обе они очень легкие, но очень мало делающих их. Одно – это читать субханаллах, альхамду лилляхи, Аллаху акбар по 10 раз после каждого намаза. Тогда каждый день выйдет 150 раз (5 намазов х 30 слов), из-за 10-кратного умножения в книге расчета получится 1500 наград. А второе – это читать перед сном Аллаху акбар 34 раза, альхамду лиллях 33 раза и субханаллах 33 раза – получиться 100 слов, чья награда стала 1000 хороших дел. Теперь это плюс то, что читали после намаза, в общем получилось 2500 наград. Разве найдется во время взвешивания деяний, кто совершит 2500 грехов каждый день, которые перевесят все это?»
В одном хадисе сказано, что тому, кто прочитает в какой-либо день 100 раз «Ля иляха илля Ллаху вахдаху ля шарикя Лях, ляхуль мульку уа ляхуль хамду уа хуа ‘aля кулли шайин кадир»,ему будет дана награда как за освобождение 10 рабов, запишется 100 хороших дел и простится 100 плохих поступков. До вечера будет защищен от шайтана. И лучшим чем он будет лишь тот, кто прочитает больше его. Или если после утреннего намаза, сидя в том же положении и до того как заговорить, прочитать этот зикр 10 раз. То запишется 10 добрых дел, сотрется 10 грехов, в джаннате он поднимется на 10 ступеней и до вечера будет защищен от шайтана.
Еще одна зикр –Калима Тайиба
Ля иляха илляллах Мухаммадур росулюллях. ( Нет божества, достойного (поклонения) кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха).
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: « Кто-бы не прочитал Ля иляха илляллахв любое время дня и ночи, из его книги стираются грехи и вместо них записываются хорошие дела».
Еще один хадис: Пророк Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) рассказывал, что Муса (алейхис салям) попросил Аллаха научить его какому-нибудь виду зикра для Его вспоминания. Ему было сказано читать Ля иляха илляллах. Он сказал: «О мой Господь! Этот зикр читают все твои творения». Опять пришел ответ: «Читай Ля иляха илляллах». Он попросил: « О, мой Господь! Я хочу что-нибудь особенное только для себя» Тогда всевышний сказал: «Если семь небес и семь земель положить на одну чашу весов, а калима Ля иляха илляллах на другую, то последнее перевесит».
Абу Зар Гифари (радиаллаху ахну) попросил у Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) совет и получил вот такой: « Когда совершишь какой-либо грех, то сразу же в возмещение сделай что-нибудь хорошее, (чтобы плохое воздействие греха смылось). Он спросил: «ЧтениеЛя иляха илляллахсчитается ли хорошим делом?», на что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) ответил: «это лучшее из хороших дел».
Еще один хадис: «Кто читает 100 разЛя иляха илляллах, того Аллах в Судный день поднимется с таким светлым лицом, как луна в 14-ю ночь. В тот день, когда он читает этот тасбих, лучше его может быть только тот, кто читает больше».
Сразу после Фаджр и Асор намазов рекомендуется читать:
Можно так же читать после намазов такие слова:
اَلَّلهُمَّ اَنْتَ السَّلاَمُ ومِنْكَ السَّلاَمُ تَبَارَكْتَ يَا ذَا الْجَلاَلِ وَالاْكْرَامِ
«Аллахумма антас-Сяляму ва минкас-Саляму табарактя йа Заль-Джаляли валь-Икрам».
اَلَّلهُمَّ أعِنِي عَلَى ذَكْرِكَ و شُكْرِكَ وَ حُسْنِ عِبَادَتِكَ
«Аллахумма ‘аынни ‘аля зикрикя ва шукрикя ва хусни ‘ыбадатик».
( «О Аллах, помоги мне достойно упоминать Тебя, достойно благодарить Тебя и наилучшим образом поклоняться Тебе»).
Можно читать так же аят аль-Курси, суры Ясин, Икхлас и Фалак.
Зикр что надо говорить
6 легких зикров для заучивания. (Источник фото: freepik.com)
Зикр-восхваление Аллаха через мольбы, является одним из величайших даров Всевышнего. Однако мы иногда пренебрегаем этим актом поклонения. А зря, ведь Аллах в Коране сказал:
Вспоминайте обо Мне [как можно чаще], и Я буду помнить о вас [то есть приму ваше поклонение и дарую награду в вечном мире]. Благодарите Меня [за все блага, которыми Я наделил вас] и не проявляйте неблагодарности. (сура «Аль-Бакара», аят 152)
Зикры также значимы в жизни мусульман, как и обязательные акты поклонения. На самом деле они очень просты в заучивании и состоят всего лишь из одного или нескольких предложений. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию некоторые из них:
سُبْحَانَ اللهِ وَبِحَمْدِهِ
Субхан-Аллахи ва би хамдихи.
Свят (Пречист) Аллах, вся хвала Аллаху.
Джабир (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк (мир ему) сказал: «Кто скажет: «Пречист Аллах и хвала Ему (Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи)», для того будет посажена пальма в Раю» (Тирмизи).
Просто посмотрите на огромную награду прощения и признания в раю за фразу, которая настолько легка на язык, что вполне возможно сказать ее десятки раз в минуту.
سُبْحَانَ اَللهِ وَالْحَمْدُ لِلهِ وَلاَ اِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَ اللهُ اَكْبَرُ
وَلاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ بِاللهِ الْعَلِىِّ الْعَظِيمِ
مَا شَاءَ اللهُ كَانَ وَمَا لَم يَشَاءْ لَمْ يَكُنْ
«СубханАллахи валь-хамдулилляхи уа ля илляха илля Ллаху ва-Ллаху Акбар.
Ва ля хауля ва ля куввата илля билляхиль ‘алий-иль-‘азым.
Маша Аллаху кяна ва ма лям Йаша лям йакун».
«Аллах чист от недостатков, приписываемых Ему неверующими, хвала Аллаху, нет божества, кроме Аллаха,
Аллах превыше всего, нет силы и защиты, кроме как от Аллаха.
То, что Аллах хотел, будет и то, что не хотел — не будет».
لَا إِلهَ إِلَّا اللهُ وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ، لَهُ المُلْكُ وَلَهُ الحَمْدُ وهُوَ عَلى كُلِّ شَيءٍ قَديرٌ
«Ля иляха илля Ллаху вахдаху ля шарика ляху, ляху-ль-мульку уа-ляху-ль-хамду уа хува аля кулли шей`ин кадир».
«Нет божества кроме единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Ему принадлежит власть и хвала. Он способен на каждую вещь».
لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ الْحَمْدُ لِلَّهِ
«Ля иляхха илляЛлах» и «АльхамдулилЛях»
Н а илучшая форма поминания Аллаха: «Ля иляха илляЛлах» (Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха). Лучшая форма восхваления Аллаха: «АльхамдулиЛлях» (Вся хвала принадлежит Аллаху). (Тирмизи)
لاَ إِلَهَ إِلاَّ أَنْتَ سُبْحَانَكَ إِنِّي كُنْتُ مِنَ الظَّالِمِينَ
Ля иляха илля анта Субханака инни кунту мин аз-залимин.
«Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!».
وَلاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ بِاللَّ هِ
Ля хавля ва ля куввата илля биллях.
«Нет силы и мощи, ни у кого, кроме Аллаха».
«Скажи: «Ля хавля ва ля куввата илля би-Ллях» – поистине, это сокровище из сокровищниц Рая». (Бухари, Муслим).
Все перечисленные выше зикры прославляют и возвеличивают нашего Творца. Только представьте, насколько бы наше сердце наполнилось любовью и осознанием превосходства нашего Создателя если бы при каждом удобном случае мы сознательно благодарили и прославляли Всевышнего за каждый шанс, который он дарит нам в этой жизни.
Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха, (мир ему) сказал: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним там, где он поминает Меня. Клянусь Аллахом, поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем любой из вас (радуется, когда) находит своего верблюда, потерявшегося в пустыне! К тому, кто приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь на локоть, к тому, кто приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь на сажень, а если кто-нибудь направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!» (аль-Бухари, Муслим).
Смотрите также:
Читайте также:
Можно ли верить словам женщины о том, что она разведена и срок ее идды закончился?
Вопрос: Если женщина, на которой я хочу жениться, говорит, что муж дал ей развод и срок ее идды прошел, могу ли я ей верить?
Ответ тем, кто дозволяет совмещение намазов в городе
Слезы и плач в исламе
Каждому мусульманину присущи моменты слабости и духовные прозрения, которые могут вызвать слезы. Отношение к слезам в исламе разнится в зависимости от причин, которыми они вызваны. Поэтому искренние слезы могут заслужить как поощрение, так и гнев Аллаха.
Как дарить подарки по сунне: 18 правил
В исламе существует этикет дарения подарка и определенные правила относительно вручения и принятия подарков:
История Корана I: что такое Коран?
Коран – последнее божественное послание человечеству. Он ниспосылался Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, в течение 23 лет и «пережил» уже 14 веков. Коран полон мудрости. В нем – напоминания о милости и чудесах Аллаха, о Его милости и справедливости.
Правда ли, что мусульманке нельзя брать фамилию мужа?
Ассалому алайкум! Случайно наткнулся на очень интересную статью, где приводится хадис в котором говорится, что женщине нельзя после замужества принять фамилию мужа, и это является запретным. Так ли это?
Почему мусульмане обязательно должны совершать намаз?
Почему мусульмане так часто молятся? Почему так много внимания уделяется поклонению Всевышнему Аллаху? Неужели Аллаху нужны люди, которые бы поклонялись Ему и восхваляли Его все время?
Аяты Священного Корана, которые нужно читать при болезни
Если у человека имеется физический или психологический недуг, необходимо прежде всего воспользоваться медицинским лечением. Но вместе с этим мусульманин должен обратиться к Всевышнему с дуа об исцелении.
©2021 Информационно-аналитический федеральный портал «Ислам Сегодня»
Тасбих после намаза
Важное условие при произнесении зикра, тасбиха – это делать с искренностью или ихласом.
Когда и где можно читать тасбих
Когда совершается зикр, тасбих? Человек может совершать его в то время, в которое пожелает, независимо от того, в каком месте он находится и в какое время это происходит.
Зикр не совершается только в тех местах, которые перечислены в списке исключений: это душ, туалет, баня с нечистотами, а также места, где происходит богохульство или происходит моральное разложение). В других местах, где нечистот нет и нет ничего, что связано с грехом, можно совершать зикр.
Мусульманин может совершать зикр, находясь в пути в общественном транспорте, чтобы не тратить это время даром.
Общепринятый тасбих после намазов
Тасбих читается по-желанию, основные зикры после обязательных намазов такие:
Утренний тасбих
Также существуют желательные зикры после намаза: утреннего и послеобеденного, смотрите в вышеприведенном видео. К основным дополнительным азкарам после утреннего намаза относятся:
Тасбих после аср-намаза
Если мусульманин торопится, как делать тасбих
Аллах облегчил поклонение мусульман, и дал послабление мусульманину, который торопится и имеет веские причины после намаза уйти из-за своих нужд, такой мусульманин, может сократить произнесение тасбиха «СубханаЛлах, АльхамдулиЛлях, Аллаху Акбар» до 10 раз.
Как читать тасбих на пальцах
Об одной из методик чтения тасбиха на пальцах можно посмотреть в нижеприведенном видео, также существуют другие методики чтения тасбиха на пальцах, в зависимости от того, кому как удобнее считать, чтобы не сбиваться со счета.
Можно ли произносить зикр и тасбих громко?
Существует ряд вопросов, насчет которых ученые факихи расходятся во мнении. Стоит ли повышать во время совершения зикра голос? Часть ученых считает, что повышать голос во время тасбиха – это сунна, а другая часть считает это макрухом, поскольку Пророк Мухаммад ﷺ не делал этого, а если и делал, то только для того, чтобы чему-то научить людей, которые были рядом, но после и вовсе перестал это делать, поэтому повышать голос – это макрух.
Все эти разные мнения возникли из-за одного хадиса, который был передан от Муслима и Бухари и идет от раба Абу Ма ‘ бада, который был освобожден Ибн Аббасом. Вольноотпущенник говорил, что, по словам Ибн Аббаса, повышение голоса мусульманином во время произнесения зикра происходило в тот момент, когда намаз, обязательная молитва завершалась. Так происходило во времена Пророка Мухаммада ﷺ. Ибн Аббас говорил, что по тому, как повышался голос при произнесении зикра, он понимал, что завершается молитва – зикр произносился на повышенном голосе и был слышен ему. Приводятся слова Ибн Аббаса: «Мы узнавали о том, что молитва Посланника Аллаха ﷺ завершена из такбира».
Но передатчики хадиса не имели единого мнения на тот счет, повышался ли голос постоянно во время намаза или это делали только несколько раз за время намаза. Также ученые расходились во мнении по поводу того, идут ли такие действия в разрез с аятом, в котором говорится о том, что Аллаха следует поминать со страхом и покорностью про себя, а также негромко перед закатом и по утрам.
Когда следует повышать голос
Учеными, которые придерживались мнения, что голос следует повышать по время произнесения тасбиха после намаза, были Шейхуль-Ислам, ат-Табари, ибн Хазм и некоторые другие. К числу ученых, которые придерживались мнения, что голос повышался только для того, чтобы научить мусульман правилам намаза, принадлежало большинство ученых среди которых и шафииты. Об этом говорил аш-Шафи ‘ и, отмечая, что имам и молящиеся за ним мусульмане должны после намаза, молитвы поминать Аллаха низким голосом в том случае, если это не обучающий имам – в случае же обучения после намаза зикр нужно читать громким голосом до того момента, пока не будет достаточно, чтобы люди научились. После этого зикр нужно снова произносить тихо, поскольку Всевышним было сказано: «Не совершай свой намаз громко и не совершай его шепотом, а выбери среднее между этим» (сура Аль-Исра (Ночной перенос), 110-й аят), что означает, что говорить надо как можно тише.
Шафи ‘ и говорил, что Пророк Мухаммад ﷺ только затем повышал голос во время намаза, чтобы научить мусульман.
Вопрос об этом был задан Шейху Мухаммаду ибн Салих аль Усеймину, и он ответил, что Сунна – произносить громко зикр после того, как будет совершена обязательная молитва. В подтверждение этому приводится сообщение, которое в хадисе Абдуллы ибн Аббаса передается от Бухари: там говорится, что по завершении обязательной молитвы, во времена Пророка Мухаммада ﷺ зикр после намаза мусульмане читали громко. Это подтверждается и имамом Ахмадом и Абу Даудом.
Этого же мнения придерживались Шейх уль Ислам ибн Теймия, а также многие поколения мусульман до него и после него – это мнение основано на хадисе, переданном Мугирой и ибн Аббасом.
К любому виду зикра, которые положено произносить после молитвы, относится чтение вслух. Это относится и к тахлилю, и к тасбиху, и к такбиру, и к тахмиду, поскольку общий смысл хадиса, переданного от ибн Аббаса, указывает на это. И сообщений по поводу того, что Пророк Мухаммад ﷺ делал какое-то различие между определенными видами зикра, нет, а вот в хадисе, переданном ибн Аббасом, говорится о том, что по такбирам узнавали мусульмане о том, что завершается молитва, намаз. Все это указывает на то, что мнение о том, что повышать голос во время произнесения такбира, тахмида и тасбиха после намаза не нужно, является ошибочным. Ошибочным является также мнение о том, что повышать голос во время чтения этих зикров после намаза – это нововведение или бида, ведь такое практиковалось в мусульманском мире еще во времена Пророка Мухаммада ﷺ, и разве может быть это нововведением?
По словам шейха Сулеймана ибн Сахмана, то, что Пророк Мухаммад ﷺ этот обряд совершал и одобрял его, было доказано, и во времена Пророка Мухаммада ﷺ так поступали сахабы, когда сам Пророк Мухаммад ﷺ научил этому их и одобрил их действия.
Не читать зикр слишком громко или тихо
Рядом представителей мусульманской религии приводится аят, который, они считают, можно считать доводом в пользу запретности громкого произнесения зикра. В аяте говорится: «Поминай Аллаха с покорностью и страхом про себя и не громко по утрам и перед закатом и не будь одним из беспечных невежд»(сура Аль-Араф (Ограды), 205-й аят). В этом аяте упоминается о том зикре, который произносится в начале дня и в конце дня, но не имеется в виду зикр, который произносят после молитвы. Существует также пояснение ибн Кясира в его аяте, что в данном случае подразумевается произнесение зикра слишком громко.
Приводится также тот факт, что Пророк ﷺ по поводу зикра сказал «Тише, люди!», но он же после этого громко читал зикр после намаза.
При рассмотрении разного рода доводов следует учитывать, что каждое упоминание соответствует определенному случаю, и поэтому каждому случаю нужно следовать в нужном месте. В данном случае Пророк ﷺ имел в виду то, что люди слишком повышали голос и это приносило им тяжесть, и потому Пророк ﷺ попросил их не напрягать голос чрезмерно, т.е. будьте добры к себе, не мучайте себя. В этом случае ни о каком упреке в адрес мусульман по поводу чрезмерного повышения голоса речь не идет.
Часто говорится о том, что такое повышение голоса тех, кто произносит тасбих после намаза, приводит к тому, что это может потревожить остальных молящихся. На этот случай есть такой ответ: пока мусульманин не привык к тому, что это Сунна и так следует делать, это может как-то потревожить его, но со временем мусульмане привыкают к этому и реагируют нормально.
Сторонники мнения о том, что поминать Аллаха вслух после намаза нужно, относятся к саляфам и являются сторонниками ат-Табари, но к саляфам не относится ибн Хазм, поскольку он жил только спустя первые три столетия. У самого же ат-Табари есть слова, которые указывают на порицание повышения голоса при поминании Аллаха. Об этом говорится в хадисе от Абу Мусы аль-Ашари: “Находясь в пути вместе с Посланником Аллаха ﷺ и подъезжая к какой-либо долине, мы громко произносили слова “Ля иляха илля-Ллаху” и “Аллаху акбар”, но Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «О люди, пожалейте себя, ведь взываете вы не к глухому и не к отсутствующему! Поистине, Он с вами, и Он — Слышащий, Близкий!»». Слова ат-Табари передает ибн Хаджар, указывая, что в нем содержится порицание повышения голоса при мольбе и зирке. Саляфы из числа табиинов и сахабов также говорили об этом. Хафиз ибн Хаджар пояснял информацию о том, что ат-Табари, говоря о повышении голоса во время такбира после намаза, не имел подтверждения этим словам в действиях кого-то из саляфов. Ибн Батталь говорил, что имам Малик считал новшеством такое повышение голоса.
Выводы о чтении тасбиха в слух
Данный вопрос относится к категории спорных, и разногласия по этому поводу в мусульманском обществе периодически возникали. Из всех существующих мнений то, которое приводит Шейх ибн Усеймин, будет наиболее правильным: это мнение, что голос повышать после обязательного намаза при чтении тасбиха нужно, так как это Сунна, но повышать его следует в разумных пределах, чтобы другим это не мешало.
Ученые, которые считали, что голос повышать не следует, опирались в своем мнении на то, что в хадисе, переданном Маликом, Ахмадом и ат-Табари, сказано: «Не мешайте друг другу и не повышайте ваши голоса друг над другом чтением Корана!». На что имам аз-Зуркъани в своем «Шарх аль-Мууатта» отмечал, что тем более не следует повышать голос с помощью иных слов, раз это запрещено даже во время поклонения с помощью Корана. Имама аш-Шафии поддерживали в его мнении и аш-Шатыби, и ибн Хаджар, и ан-Науауи, и аль-Альбани.
После какого намаза читается тасбих
Имам Шурунбулали в своей книге «Маракыль-фалях» ханафитского мазхаба и в комментариях к ней указано, что Пророк Мухаммад ﷺ после того, как читал обязательную молитву фард, оставался сидеть достаточно долго для того, чтобы хватило времени произнести «Аллахумма Анта-с-Саляму ва Минкассалям. Табаракта йа зель-джалялу валь-икрами», после чего он поднимался и читал дополнительную молитву. Из этого утверждения можно понять, что в промежутке между сунной и фардом Пророк Мухаммад ﷺ не читал ничего: ни тасбихи, ни «Аят аль-Курси», ни какого-либо дуа. Ничего не следует читать также между фардом и первой сунной.
Тасбих также можно читать после фард-намаза или же читать после окончание всех намазов, включая сунну.
Нужно ли читать за имамом?
После того, как молитва окончится, имам должен развернуться к джамаату лицом, сесть так, как того требует сунна, то есть чтобы его левое плечо было расположено к михрабу ближе, то есть в сторону Киблы. Когда молитва будет полностью окончена, каждый должен произнести Аят аль-Курси тихо, после чего произносится зикр и мольба, которые читаются тихо, чтобы не создавать помеху для других.
Но если имам после молитвы будет читать мольбу вслух, то все остальные присутствующие должны будут произносить вслух, как того требует хадис, «Аминь», после каждого его обращения ко всевышнему Аллаху.
После того, как молитвы будут полностью закончены, то есть произнесены сунна, фард, затем сунна, следует читать Аят аль-Курси, затем тасбихи, а затем дуа. Если молитва произносится вслух, повторяет ли ее верующий за имамом или же читает самостоятельно, после того, как будет произнесена сура Фатиха, следует произносить «Ааамииин» тихо. Это подтверждается хадисом, который от Ибрахима ан-Нэхаи передал Ибн Шэйба.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)