зикр что это за танец и для чего он нужен
roman_yushkov
roman_yushkov
Зикр считается суфийской практикой, то есть коллективной мусульманской медитацией, но по сути это, конечно, древний воинственный языческий обычай. Если говорить о язычестве, то сравните-ка этих ингушей с нашими длинноволосыми прыгунами через костры и пускателями веночков. И оцените, так сказать, перспективы межкультурного взаимодействия.
Как вы думаете, дрогнет у этих абреков рука на русском горле. А как будет выглядеть их общение с нашими бравыми казаками, если таковое, не дай бог, случится.
Но непонятки в другом. Нарастить протестную массу до миллионов дня Х, можно вообще не меняя свой образ жизни, а как прежде по субботам наведываясь в кабаки, кофейни, в кино. да и хоть сидя дома на диване одному или с компанией.
С той разницей, что выкладывать на общий ресурс фото в масках (кто боится) или без масок с идентификатором дня в виде ну например жеста или позы. И собирая число пьющих за родину и против воров или просто сидящих на диване против воров сперва на ресурсах субъекта РФ, а потом подбивая цифру по РФ и ее рост к прошлой неделе.
Вот уж тут нет даже намека на риск и так делали наши предки во времена «Банкетной компании» более ста лет назад, ну разве что не ведя подсчет количества отдыхающих против самодержавия.
Но только ибо тогда не было интернета. Однако вот даже эту совсем безопасную самоорганизацию не одобрил пока ни один человек где бы я ее не размещал.
Ночь суфиев
Мужчины в тюбетейках бегали по кругу в такт ускорявшемуся пению и хлопкам. Они двигались все быстрее, потом останавливались, раскачивались на месте и направлялись в противоположную сторону.
— Ля-илляха-иль-алла! — группа певцов бесконечно выкликала по-арабски знаменитое «Нет божества кроме Аллаха!» В ритме этих слов двигались все: седые старцы, взрослые бородачи и дети в неизменных тюбетейках и мусульманских рубахах с закрытым горлом. В окне соседнего дома поблескивали глаза — за церемонией наблюдали женщины. Приближаться им запрещено, чтобы не отвлекать молящихся. Как говорят сами верующие, «Когда поминают Аллаха, между мужчинами и женщинами должна быть стена». Иногда уставшие бегуны отходили в сторону, отдыхали, а затем с новыми силами вливались в круг, уже полтора часа непрерывно двигавшийся вокруг пустого, запретного пространства, в котором незримо присутствовала божественная сила. Только стройный и строгий старик в очках стоял, опираясь на трость, и наблюдал за священнодействием. Это был тамада — так здесь называют старейшину и наставника.
Совершался зикр — поминание бога, особый род коллективной молитвы. Члены общины собрались, чтобы душа умершего утром собрата получила благословение и Аллах простил ему грехи. Еженедельно в Чечне и Ингушетии проходят десятки подобных церемоний как по случаю чьей-либо смерти, так и регулярных. Не во всех зикрах участники движутся по кругу. Где-то трясут головой, где-то поют и играют на музыкальных инструментах. Некоторые поминают Аллаха молча — либо про себя, либо пользуясь особой системой дыхания, еще больше роднящей зикры с восточными практиками. Но всех объединяет принадлежность к суфизму — эзотерическому течению ислама, чьи тайны уже много веков притягивают исследователей.
Дао по-мусульмански
Суфизм настолько загадочен, что даже его название вызывает споры. Некоторые утверждают, что его корни — в названии навеса суффа, под которым во времена Пророка собирались бедняки. Другие выводят его от арабского «суф» — «шерсть», так как древние аскеты и мистики надевали колючую шерстяную одежду. Третьи — от слова «ас-сафа», означающего прозрачность и чистоту.
Путем молитв и ритуалов суфий совершенствуется, приближается к Аллаху. Как и в учении йоги, навыки здесь передаются не по книгам, а от сердца к сердцу, от учителя — устаза — к ученику — мюриду. Устаз несет за всех учеников ответственность перед Аллахом. Как писал суфийский шейх Кунта-Хаджи, «Если у учителя в разных местах умирают две тысячи мюридов одновременно, то он успевает помочь каждому из них при отделении его души от тела и держит ответ перед ангелами-мучителями за деяния мюрида».
Учителя выбирают добровольно, и если выйти из ислама нельзя, то сменить суфийское течение обычно не возбраняется. Устаз дает мюридам вирд — каждодневную программу из молитв. При этом он опирается на тот или иной метод духовного возвышения, называемый тарикатом, что в переводе с арабского означает путь — то же самое, что и дао — одно из основных понятий китайской философии. Таких тарикатов, сильно отличающихся друг от друга и духовными практиками, и одеяниями, много. Как говорят сами суфии, путей к Всевышнему столько же, сколько дыханий всех творений. В вайнахских республиках господствуют два тариката — Накшбандия и Кадирия. Адептом первого был имам Шамиль, адептом второго — его современник чеченец Кунта-Хаджи Кишиев, обративший в ислам ингушей.
С самого момента своего появления в II−III веках хиджры суфийское учение вызывало недоверие многих мусульман, которые утверждали, что Пророк никогда не разрешал и не одобрял зикр. На что суфии возражали, что когда к Мухаммеду пришли эфиопы, они устроили танцы в мечети. И Пророк смотрел на них вместе с женой Аишей, не позволяя чрезмерно ретивым сподвижникам упрекать веселых негров.
Суфизм вдохновлял многих средневековых поэтов, включая великих Низами и Саади. А сын Джалаладдина Руми даже основал суфийский орден Мевлеви, в обрядах которого использовал произведения отца. Всем известные крутящиеся турецкие дервиши — последователи именно этого тариката.
Чеченский Ганди
— Главное, не вздумай спрашивать, когда умер Кунта-Хаджи или где его могила! — напутствовал меня приятель-чеченец, когда я начинал изучать суфизм.
Суфийский проповедник Кунта-Хаджи Кишиев
В начале 1860-х годов вирд Кунта-хаджи стал крупнейшим в Чечне. До сих пор к нему примыкает большинство чеченцев. Он был четко структурирован: в крупные села назначались вакилы (поверенные) устаза, им подчинялись тамады, а последним — туркхи (глашатаи), руководившие рядовыми мюридами. Российские военные усмотрели в такой популярности угрозу власти, и в 1864 году Кунта-Хаджи арестовали. Такова горькая ирония истории — Шамиль, злейший враг царя на Кавказе, был возведен в российское дворянство и жил в роскоши, а проповедник мира окончил свои дни в суровой северной ссылке.
Последователи чеченского Ганди убеждены, что основатель вирда не умер в старинном городе Устюжна, а свидетельства об этом, обнаруженные только в 1928 году, подделаны.
— Накануне своего последнего дня Кунта-Хаджи сказал: «Завтра поднимется сильный туман. Я войду в него и исчезну. Если это случится, значит, мое учение истинно, если нет, то ложно». Но все произошло по его словам, — рассказывает мне седой чеченец, накалывая на вилку желтые кукурузные галушки.
Как приструнить шайтана
Долгий обряд закончен. Мы сидим за общим столом, едим жижиг-галнаш и запиваем его горячим бульоном. Гость с фотокамерой вызывает всеобщее любопытство, и каждый готов помочь мне проникнуть в суть недавней церемонии.
Зикр и виды зикра
Все слова, восхваляющие совершенные атрибуты силы и величия, красоты и возвышенности Аллаха, произносятся ли они языком или беззвучно в своем сердце, относятся к зикру. Это в переводе с арабского означает “напоминать себе” или “упоминать” о Создателе посредством частого повторения Его имен.
Как делать зикр
Произнесение зикра – это действие поклонения, поэтому оно должно совершаться так, как предписано шариатом, и нельзя изобретать для него новые методы. Зикр Аллаху должен быть произнесен тихо.
«И исполняйте зикр Господа в душе со смирением и без громких слов по утрам и вечерам, и не будьте из тех, кто невнимателен.» (Аль-арааф: 205)
Однако в некоторых случаях разрешается произносить слова поминания Аллаха громко. Например, талбия в хадже, такбир в праздничные дни или необходимость учить других.
Важность совершения зикра
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сравнивая людей, говорил, что те мусульмане, которые выполняют зикр, являются обладателями живого сердца, в то время как сердце человека, не делающего это, мертво. (Сахих-Бухари)
Сердце, поминающее Аллаха, становится умиротворенным и безмятежным. Спокойствие и мир, которые дает зикр, ведут к очищению и укреплению веры, защищают от искушений Сатаны (аузу биЛлях). Поэтому в Коране Всевышний побуждает мусульман почаще совершать его.
«О вы, которые уверовали! Пусть ни богатство, ни дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. Те, кто так поступают, оказываются в проигрыше.» (63: 9)
Виды зикра
В Исламе встречается упоминание о трех видах зикра:
Таким образом, мысли и чувства, слова и поступки при которых верующий помнит о своем Создателе и восхваляет Его, являются зикром.
Зикр после намаза
Совершить зикр мусульманин должен как минимум 5 раз в день, а именно после прочтения обязательной молитвы. Зикры после намаза по сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха) читается в следующей последовательности:
3 раза говорится «Астагфиру-Ллах», что в переводе означает прошу прощения у Аллаха.
Произносится дуа:
Читается Аят аль-Курси:
Затем повторяют по 33 раза каждую из трех фраз «СубханаЛлах» (Аллах Пречист), «Альхамду лиЛлях» (хвала Аллаху), «Аллаху Акбар» (Аллах Велик).
Прочитывается дуа
Перевод: Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и нет у Него сотоварищей! Ему принадлежит вся власть и хвала! Он способен на всякую вещь!
Поминание Аллаха служит прочной основой, связывающей мусульманина с Создателем. И чем чаще язык повторяет эти слова, тем больше получает человек награду.
Наиболее распространенные фразы зикра
Так как ученные считают зикр актом поклонения, то совершать его необходимо предписанным шариатом образом. Самые лучшие слова для этого, те, которые упоминаются в Коране и хадисах.
Достоинства зикра
Верующий, поминающий Аллаха и стремящийся делать это как можно чаще приобретает бесчисленные блага в жизни, а также награду в Судный день.
Достоинствами зикра являются:
Поминающего раба Своего Аллах не оставляет без внимания.
«Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас» (Бакара: 152).
Постоянно поминая Аллаха, мы сохраняем его в наших умах и сердцах. Чем больше мы думаем о Нем, тем больше хотим угодить. Таким образом становится понятен глубокий смысл слов зикр, что это в Исламе проводник к прекрасному характеру и свет, который держит нас на пути к Раю.
Хочешь помочь сайту?
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Зикр что это за танец и для чего он нужен
Интересуются
Практикуют
Новости
| Zikr, Зикр джахри, Зикр хафи. | |
| Суфизм → Зикр. |
Зикр (в переводе с арабского «поминание») — духовная практика ислама, в основном характерная для суфизма, заключающаяся в многократном повторении священных текстов, прославляющих Бога.
Зикры очень разнообразны, каждый суфийский орден имеет свои особенности проведения этой практики, делающие акцент на движениях (покачивания, кружения, молитвенные позы), дыхании, звуке (пение или безмолвие), составе молящихся (групповые или индивидуальные занятия). В отдельных источниках зикр противопоставляется фикру, т.е. безмолвному размышлению о природе Бога. Если представлять зикр в терминах других направлений духовного роста, то его суть более всего соответствует медитации.
Невозможно переоценить влияние зикра на духовное развитие мусульман. Суфии утверждают, что это «столп, на котором зиждется весь мистический Путь«. Повторяя молитвенную формулу зикра, мусульманин постоянно помнит о Боге, открывает для него всего себя. При постоянстве практики молящийся переходит в новое состояние, когда зикр идёт не из головы, а непосредственно от сердца.
Произнесение зикра может предваряться молитвами и чтением Корана. Некоторые суфийские общины практикуют использование специальной одежды для зикра, умащивание благовонными маслами и т.д.
Роль суфийского шейха (наставника) во время зикра может быть различной — от явного руководства процессом до незаметного отслеживания, насколько верно молящиеся выполняют практику. Дело в том, что правильное выполнение зикра вызывает чрезвычайно сильные духовные изменения (это частично относится и к наблюдающим за практикой, а не только к участникам): возможны экстатические состояния, выходы души из тела, выбросы отрицательных энергий и другие подобные явления. В этом случае человек, не имеющий должной заботы опытного наставника, подвергается опасности.
Некоторые зикры сопровождаются активным движением. Например, кружащиеся дервиши. Эти люди посредством особого вращения входят в определённое состояние, позволяющее им кружиться очень продолжительное время. Эта практика имеет очень позитивное духовное воздействие, позволяет перейти на новые уровни восприятия. Другой разновидностью зикра, которая связана с кружением, является «круговой танец«, распространённый среди кавказских мусульман. Множество людей вращаются в тесном кругу, в своеобразном сакральном хороводе, настраиваясь на единую энергетическую волну.
Зикры суфийских орденов Средней Азии часто практикуются под музыкальный аккомпанемент или своеобразное хоровое сопровождение. Так, например, распространённый «зикр пилы«, практиковавшийся в Туркестане. Молящиеся произносят священные формулы с особым дыханием, звук которого очень напоминает пилу. По одной из легенд этот зикр связан с поминанием святого мученика, который был распилен. Особенности отправления зикра связаны также с местными обычаями, которые были переняты суфийскими орденами. Например, распространённый в Средней Азии, так называемый «народный ислам» характеризуются громким зикром с подвываниями, мольбами, идущими от самого сердца — чем-то напоминающими шаманские обряды. Мастера других местных орденов, склоняются к преимуществам тихого зикра.
Несмотря на перечисленные варианты исполнения зикра, все их объединяет произнесение молитвы. Это может быть одно из 99 имён Бога, проговаривая которые человек взращивает в себе соответствующие качества («Творец», «Милостивый» и др.). Распространённым зикром является формула «Нет Бога, кроме Аллаха» (ла илаха илла-Алаху). Количество повторений зикра обязательно должно быть нечётным, например, 101 или 1001. Для отсчёта используются специальные молитвенные чётки.
Вообще зикр, как и другие суфийские практики, отличается многослойностью смыслов, которые постепенно открываются при постижении истины в процессе духовного развития от ученика до мастера. Начинающий практиковать зикр, почувствует его психологическое воздействие, особенно сильное при коллективном исполнении, когда каждый участник заряжается энергией общины. В дальнейшем усердный практикующий начинает переключать внимание с внешнего фона зикра, на свой внутренний отклик — движения сердца, через которое Бог говорит с человеком. Со временем зикр проникает всё глубже в душу и тело, которые начинают колебаться в едином божественном ритме — в этот наивысший момент растворяется граница между молящимся, молитвой и Богом. В суфизме этот состояние называют «благодеянием» (ихсан).
Нужно отметить, что кроме ислама практика зикра активно используется в вере бахаи. Согласно наставлений её основателя Бахауллы, каждый последователь должен ежедневно 95 раз повторять имя Бога — «Алла-у-Абха«.
В наше время интерес к суфийским практикам стали проявлять не только мусульмане, но и люди далёкие от ислама, идущие по пути физического и духовного саморазвития, находящие опору в различных религиозных и эзотерических направлениях. Практикующие отмечают, что зикр оказывает благотворное воздействие на энергетическое поле, помогает избавиться от различных болезней.
Какие пользы приносит мусульманину чтение Зикра
О преимуществах собраний с чтением Зикра
О преимуществах собраний, где восхваляют Аллаhа Всевышнего, передал Абу hурайра, да благословит его Аллаh, от Пророка Мухаммада, мир Ему.
قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: »إِنَّ للهِ تَعَالَى مَلائِكَةً يَطُوفُونَ فِي الطُّرُقِ يَلْتَمِسُونَ أَهْلَ الذِّكْرِ فَإِذَا وَجَدُوا قَوْماً يَذْكُرُونَ اللهَ عَزَّ وَجَلَّ تَنَادَوا هَلُمُّوا إِلَى حَاجَتِكُمْ قَالَ فَيُحْفُونُهُمْ بِأَجْنِحَتِهِمْ إِلَى السَّمَاءِ الدُّنْيَا فَيَسْأَلُهُمْ رَبُّهُمْ, وَهُوَ أَعْلَمُ: مَا يَقُولُ عِبَادِي قَالَ يَقُولُونَ يُسَبِّحُونَكَ وَيُكَبِّرُونَكَ وَيَحْمَدُونَكَ وَيُمَجِّدُونَكَ قَالَ فَيَقُولُ: هَلْ رَأَوْنِي قَالَ فَيَقُولُونَ: لا وَاللهِ مَا رَأَوْكَ قَالَ فَيَقُولُ: كَيْفَ لَوْ رَأَوْنِي قَالَ يَقُولُونَ: لَوْ رَأَوْكَ كَانُوا أَشَدُّ لَكَ عِبَادَةً وَأَشَدُّ تَمْجِيداً وَأَكْثَرُ لَكَ تَسْبِيحاً فَيَقُولُ: فَمَاذَا يَسْأَلُونَ قَالَ يَقُولُونَ: يَسْأَلُونَكَ الْجَنَّةَ قَالَ يَقُولُ: وَهَلْ رَأَوْهَا قَالَ يَقُولُونَ: لا وَاللهِ يَا رَبُّ مَا رَأَوْهَا قَالَ يَقُولُ: فَكَيْفَ لَوْ رَأَوْهَا قَالَ يَقُولُونَ: لَوْ أَنَّهُمْ رَأَوْهَا كَانُوا أَشَدُّ عَلَيْهَا حِرْصاً وَأَشَدُّ لَهَا طَلَباً وَأَعْظَمُ فِيهَا رَغْبَةً قَالَ: فَمِمَّ يَتَعَوَّذُونَ قَالَ يَقُولُونَ: يَتَعَوَّذُونَ مِنَ النَّارِ قَالَ فَيَقُولُ: وَهَلْ رَأَوْهَا قَالَ يَقُولُونَ: وَاللهِ مَا رَأَوْهَا قَالَ فَيَقُولُ: فَكَيْفَ لَوْ رَأَوْهَا قَالَ يَقُولُونَ: لَوْ رَأَوْهَا كَانُوا أَشَدُّ مِنْهَا فِرَاراً وَأَشَدُّ لَهَا مَخَافَةً قَالَ فَيَقُولُ: فَأُشْهِدُكُمْ أَنِّي قَدْ غَفَرْتُ لَهُمْ قَالَ يَقُولُ مَلَكٌ مِنَ الْمَلائِكَةِ: فِيهِمْ فُلانٌ لَيْسَ مِنْهُمْ إنَّمَا جَاءَ لِحَاجَةٍ قَالَ: هُمُ الْجُلَسَاءُ لا يَشْقَى بِهِمْ جَلِيسُهُمْ
رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ وَمُسْلِمٌ
Это означает: «Есть Ангелы, которые все время путешествуют с целью найти места, где собираются мусульмане, чтобы упоминать Аллаhа Всевышнего. Если находят, то зовут друг друга словами: «Собирайтесь – это то, что мы искали», тогда Ангелы плотно окружают это место и численностью доходят до первого неба[1]. Аллаh Всевышний спрашивает Ангелов[2] о Своих рабах, и Он – Всезнающий, знает, кто и что будет говорить и делать. Ангелам задается вопрос: «Что делают эти рабы Аллаhа?» Ангелы отвечают: «Люди произносят Тасбих «Субханаллаh» – Аллаh Всевышний не имеет никакого недостатка и чист от всякого недостатка. Люди говорят «Аллаhу Акбар» – Аллаh Всевышний превыше всего. Выражают восхваление и благодарность Всевышнему, говоря «Аль-хамду лилляh» – хвала Аллаhу. Аллаh Всевышний спрашивает у Ангелов: «Разве они Меня видели?»[3] Ангелы отвечают: «Нет! Они Тебя не видели!» Аллаh Всевышний говорит: «А если бы они Меня увидели?». Ангелы отвечают: «Если бы они увидели Тебя, то еще усерднее стремились бы выразить восхваления в честь Тебя!» Господь спрашивает: «Что они просят?» Ангелы отвечают: «Они просят Рай». Аллаh говорит: «Разве они видели Рай?!» Ангелы отвечают: «Нет, не видели». Аллаh Всевышний говорит: «А если бы увидели, что сделали бы?» Ангелы отвечают: «Если бы они увидели, то еще больше бы просили и лучше бы стремились своими действиями попасть в Рай». Господь спрашивает: «Какое ограждение они просят?» Ангелы отвечают: «Они просят ограждения от попадания в ад. Аллаh Всевышний говорит: «Разве они видели ад?!» Ангелы отвечают: «Нет, они не видели». Аллаh Всевышний говорит: «А как бы они поступили, если бы увидели?!». Ангелы отвечают: «Если бы они видели, то старались бы больше избегать любого греха и больше бы боялись совершать грехи».
Аллаh Всевышний дает знать Ангелам, что Они являются свидетелями того, что Он простил этих людей. Один из Ангелов говорит, что на этом собрании присутствует человек, который пришел по каким-то своим делам. Аллаh Всевышний сказал, что присутствие такого человека не помешает им, и что Он простил всех».
Передали имамы Аль-Бухарий и Муслим.
Имамы Аль-Бухарий и Муслим передали изречение Пророка, мир Ему, в котором речь идет о преимуществах восхваления и упоминания Аллаhа Всевышнего и об огромном вознаграждении, которое получат мусульмане:
كَلِمَتَانِ خَفِيفَتَانَ عَلَى اللِّسَانِ ثَقِيلَتَانِ فِي الْمِيزَانِ حَبِيبَتَانِ إِلَى الرَّحْمنِ سَبْحَانَ اللهِ وَبِحَمْدِهِ سُبْحَانَ اللهِ الْعَظِيمِ
Это означает: «Два выражения очень легко произносятся языком, но при взвешивании на Весах в Судный День они будут иметь большой вес. Эти слова любит Аллаh Всевышний.
Имам Муслим передал Хадис о том, что Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал:
لأَنْ أَقُولُ سُبْحَانَ اللهِ وَالْحَمْدُ للهِ وَلا إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَاللهُ أَكْبَرُ أَحَبُّ إِلَيَّ مِمَّا طَلَعَتْ عَلَيْهِ الشَّمْسُ
Это означает: «Произнесение Субханаллаh, Аль-хамду лилляh, Ля иляhа илляллаh, Аллаhу Акбар – это самые любимые для меня слова на этом Свете».
Что касается бедных мусульман, которые не могут найти средств, чтобы давать Закят, садака, чтобы поддержать бедного и нуждающегося или спасти кого-то от беды, то Аллаh Всевышний дал бедным преимущества в получении вознаграждения, так как богатые опережают бедных по выделению Закята, милостыни, по совершению Паломничества. Богатые отличаются от бедных, используя свое имущество для блага, совершая полезные дела для других, в этом есть вознаграждение для них. Аллаh дал возможность бедным быть не только Богобоязненными и получать вознаграждение наряду с богатыми, но даже и опережать их, получая больше вознаграждения (кроме случаев, когда богатые делают то же, что и бедные).
Абу hурайра передал изречение Пророка Мухаммада, мир Ему:
تُسَبِّحُونَ وَتَحْمَدُونَ وَتُكَبِّرُونَ خَلْفَ كُلِّ صَلاةٍ ثَلاثاً وَثَلاثِينَ … .
В этом изречении говорится о том, что бедные переселенцы, оставившие свои дома и переехавшие из Мекки в Медину ради Ислама, соблюдая учение Пророка Мухаммада, мир Ему, подошли к Нему и сказали: «О, Посланник Аллаhа! Богатые люди пошли по пути Богобоязненности и достигли уровня почетности, благоденствия и вознаграждения. Они молятся, держат Пост так же, как и мы, но у них есть средства, которые позволяют им совершать Паломничество (Хадж и ‘Умра), и, сверх того, они поддерживают мусульман своими денежными средствами, помогают обществу, армии и дают бедным садака». Тогда Пророк, мир Ему, ответил:
«Я научу вас тому, что поможет достичь того же уровня и опередить их. И они не превзойдут вас, пока не сделают то же, что и вы». Переселенцы сказали: «Да, Посланник Аллаhа! Научи нас». Пророк посоветовал им:
«Повторяйте Зикр: Субханаллаh, Аль-хамду лилляh, Аллаhу Акбар после каждого Намаза по тридцать три раза».
Соревноваться нужно не с теми людьми, кто получает жизненные блага в этой жизни и использует богатства для своего интереса, а стараться быть похожими на тех благочестивых, которые больше делают полезного для общества, или даже быть лучше их.
Наилучший вид упоминания Аллаhа Всевышнего – произнесение слов «Ля иляhа илляллаh» – нет божества кроме Аллаhа. Почему этот Зикр назван наилучшим? Потому что есть Хадис Пророка Мухаммада, мир Ему, где сказано, что наилучший вид Зикра – произнесение этих слов.
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ:
أَفْضَلُ الذِّكْرِ لا إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَأَفْضَلُ الدُّعَاءِ الْحَمْدُ للهِ
«Наилучший Зикр – это: «Ля иляhа илляллаh» – нет божества кроме Аллаhа, и наилучшие из мольб – это: «Аль-хамду лилляh» – хвала Аллаhу».
Передали имамы Ан-Наса`ий, Аль-Хаким и Ибн Маджаh.
Имам Малик также передал изречение Посланника, мир Ему, в котором говорится:
قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ:
أَفْضَلُ مَا قُلْتُ أَنَا وَالنَّبِيُّونَ مِنْ قَبْلِي لا إِلهَ إِلا اللهُ وَحْدَهُ لا شَرِيكَ لَهُ
Это означает: «Наилучшие слова, какие я произнес и произнесли остальные Пророки, мир Им, пришедшие до меня,[4] – это: Ля иляhа илляллаh уахдаhу ля шарика ляhу – нет божества кроме Аллаhа, нет у Него соучастника, сотоварища, помощника и нет ничего, подобного Ему».
Другой Хадис передал Абу Муса Аль-Мадиний – один из теологов, Хафиз[5]. Он передал от Са‘ида ибн Аль-Мусайяба, от ‘Абдур-Рахмана ибн Сумра ибн Хабиб, который сказал:
فِي الْحَدِيثِ الَّذِي رَوَاهُ الْحَافِظُ أَبُو مُوسَى الْمَدِينِيُّ عَنْ سَعِيدٍ بْنِ الْمُسَيَّبِ عَنْ عَبْدِ الرَّحْمنِ بْنِ سمْرَةَ بْنِ حَبِيبٍ قَالَ: خَرَجَ عَلَيْنَا رَسُولُ اللهِ يَوْماً وَكُنَّا فِي صفة بِالْمَدِينَةِ فَقَامَ عَلَيْنَا »إِنِّي رَأَيْتُ الْبَارِحَةَ عَجَباً« فَذَكَرَ النَّبِي فَقَالَ: وَرَأَيْتُ رَجُلاً مِنْ أُمَّتِي قَدِ احْتَوَشَتْهُ الشَّيَاطِينُ فَجَاءَهُ ذِكْرُ اللهِ عَزَّ وَجَلَّ فَطَرَدَ الشَّيْطَانَ عَنْهُ
«Вышел однажды Пророк Мухаммад, мир Ему, (Он находился в Медине) и сказал, обращаясь к верующим: «Я вчера видел нечто удивительное. Я видел человека из своей общины, которому очень мешали шайтаны. И благодаря тому, что мусульманин произнес Зикр – восхваление Аллаhу, мог выгнать их из себя». Из этого Хадиса понятно о пользе и важности упоминания Аллаhа Всевышнего. Человек, прочитав Зикр, оградил себя от своих врагов-шайтанов и тем самым спас себя. Аллаh Всевышний даровал защиту от врагов и шайтанов путем чтения Зикра.
В перечислении некоторых частей этого длинного изречения есть огромная польза, так как в нем разъясняются преимущества покорности и соблюдения ритуалов Ислама. Мусульманин получает большие вознаграждения от Аллаhа Всевышнего, когда делает очень простые и легкие деяния, как повторение Зикра. Это легко делать тем, кому Аллаh даровал эту способность. Не все могут часто повторять слова «Аль-хамду лилляh». Эти слова очень простые, не занимают много времени при произнесении, но люди не всегда повторяют их. Это дар Аллаhа Всевышнего благочестивым людям.
Расскажем о том, что видел Пророк Мухаммад, мир Ему.
قَالَ رَسُولُ اللهِ: ”وَرَأَيْتُ رَجُلاً مِنْ أُمَّتِي قَدْ بُسِطَ عَلَيْهِ عَذَابُ الْقَبْرِ فَجَاءَ وُضُوؤُهُ فَاسْتَنْقَذَهُ مِنْ ذَلِكَ“
Это означает: «Я видел человека из моей общины, которому были уготованы мучения в могиле, но он спасся благодаря тому, что правильно соблюдал аль-ууду. Аль-ууду стало причиной его спасения.
”وَرَأَيْتُ رَجُلاً مِنْ أُمَّتِي قَدِ احْتَوَشَتْهُ مَلائِكَةُ الْعَذَابِ فَجَاءَتْهُ صَلاتُهُ فَاسْتَنْقَذَتْهُ مِنْ أَيْدِيهِمْ“
И я видел человека из моей общины, к которому чуть было не пришли Ангелы мучения из-за совершенных им грехов, но он был огражден от мучений, так как правильно выполнял Намаз.
”وَرَأَيْتُ رَجُلاً مِنْ أُمَّتِي يَلْتَهِبُ, وَفِي رِوَايَةٍ: يَلْهَثُ عَطَشاً كُلَّمَا دَنَا مِنْ حَوْضٍ مُنِعَ وَطُرِدَ فَجَاءَهُ صِيَامُ شَهْرِ رَمَضَانَ فَأَسْقَاهُ وَأَرْوَاهُ“
И я видел человека из моей общины, страдающего от сильной жажды, которому не было дано утолить жажду. Но благодаря соблюдению Поста в месяц Рамадан он утолил жажду. Соблюдение Поста стало причиной спасения мусульманина.
”وَرَأَيْتُ رَجُلاً مِنْ أُمَّتِي بَيْنَ يَدَيْهِ ظُلْمَةٌ وَمِنْ خَلْفِهِ ظُلْمَةٌ وَعَنْ يَمِينِهِ ظُلْمَةٌ وَعَنْ يَسَارِهِ ظُلْمَةٌ وَمِنْ فَوْقِهِ ظُلْمَةٌ وَمِنْ تَحْتِهِ ظُلْمَةٌ وَهُوَ مُتَحَيِّزٌ فِيهَا, فَجَاءَهُ حَجُّهُ وَعُمْرَتُهُ فَاسْتَخْرَجَاهُ مِنَ الظُّلْمَةِ وَأَدْخَلاهُ فِي النُّورِ“
И я видел человека из моей общины, который находился в полной темноте, а его Хадж и ‘Умра, совершенные правильно, вывели его из этой темноты на свет.
”وَرَأَيْتُ رَجُلاً مِنْ أُمَّتِي قَدِ احْتَوَشَتْهُ الزَّبَانِيَةُ فَجَاءَهُ أَمْرُهُ بِالْمَعْرُوفِ وَنَهْيُهُ عَنِ الْمُنْكَرِ فَاسْتَنْقَذَهُ مِنْ أَيْدِيهِمْ وَأَدْخَلَهُ فِي مَلائِكَةِ الرَّحْمَةِ“
И я видел человека из моей общины, который за свои грехи заслуживает ада, но его спасло то, что он предупреждал людей, чтобы они не совершали грехов. Также он требовал от людей делать добро, что и стало причиной его спасения от ада.
”وَرَأَيْتُ رَجُلاً مِنْ أُمَّتِي قَدْ أُهْوِيَ فِي النَّارِ فَجَاءَتْهُ دَمْعَتُهُ الَّتِي بَكَى مِنْ خَشْيَةِ اللهِ عَزَّ وَجَلَّ فَاسْتَنْقَذَتْهُ مِنْ ذَلِكَ….“
И я видел человека из моей общины, который был спасен из ада. Причиной его спасения явились слезы раскаяния за совершенные им грехи. Он просил у Аллаhа прощения со слезами на глазах».
Одним из примеров красоты и важности преимущества и секретов Зикра является совет, который Пророк Мухаммад, мир Ему, дал Своей дочери Фатиме и двоюродному брату (мужу Фатимы) ‘Али. Когда пришла к Пророку, мир Ему, Его дочь Фатима и попросила его, чтобы для них наняли слугу, Пророк Мухаммад сказал им то, что означает: «Когда собираетесь ложиться спать, повторяйте: Субханаллаh – тридцать три раза, Аль-хамду лилляh – тридцать три раза и тридцать четыре раза Аллаhу Акбар. Это лучше, чем иметь слугу».
Некоторые теологи говорили, что кто регулярно повторяет эти слова, тот не испытывает ни трудностей, ни тяжести, ни усталости при работе, которую он выполняет. Эти слова придают человеку силу.
Есть другой Хадис, в котором говорится о том, что наступит время Конца Света, и придет время человека с одним глазом, который назовет себя богом (мы же называем его лжемасихом), после этого придет время возвращения `Исы (Иисуса) на землю. Для мусульман это будет временем голода и тяжестей. В те дни Зикр будет питанием для них. В это время спустится ‘Иса – сын Марьям – и сам убьет лжемасиха. Только после этого наступит радость и благоденствие.
Надо использовать свой язык не для обсуждения кого-либо, а для выражения радости в связи с тем, что Бог дал здоровье и ум, и оградил нас от попадания в заблуждение. Наше выражение благодарности – это соблюдение нашей веры до конца нашей жизни и соблюдение повелений Всевышнего и упоминание Его языком, сердцем и поступками.
Ат-Тирмизий передал Хадис Пророка, о котором Аль-Хафиз ибн Хаджар говорил, что он имеет степень хасан, Аль-Хаким подтвердил правдивость этого Хадиса. Рассказал Анас – слуга Пророка, мир Ему, что Посланник Аллаhа сказал:
رَوَى التِّرْمِذِيُّ حَدِيثاً وَحَسَّنَهُ الْحَافِظُ ابْنُ حَجَرٍ وَصَحَّحَهُ الْحَاكِمُ عَنْ أَنَسٍ خَادِمِ رَسُولِ اللهِ أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ : » مَنْ قَالَ حِينَ يُصْبِحُ أَوْ يُمْسِي اللَّهُمَّ إِنِّي أَصْبَحْتُ أُشْهِدُكَ وَأُشْهِدُ حَمَلَةَ عَرْشِكَ وَمَلائِكَتَكَ وَجَمِيعَ خَلْقِكَ أَنَّكَ أَنْتَ اللهُ لا إِلهَ إِلاَّ أَنْتَ وَأَنَّ مُحَمَّداً عَبْدُكَ وَرَسُولُكَ, أَعْتَقَ اللهُ رُبْعَهُ مِنَ النَّارِ وَمَنْ قَالَهَا مَرَّتَيْنِ أَعْتَقَ اللهُ نِصْفَهُ مِنَ النَّارِ وَمَنْ قَالَهَا ثَلاثَ مَرَّاتٍ أَعْتَقَ اللهُ ثَلاثَةَ أَرْبَاعِهِ مِنَ النَّارِ وَمَنْ قَالَهَا أَرْبَعاً أَعْتَقَهُ اللهُ مِنَ النَّارِ «
«Кто произносит утром, когда встает, или вечером, перед сном, один раз Зикр: /Аллаhумма инни асбахту (амсайту). Ушhидукя уа ушhиду хамалята ‘Аршикя. Уа маля-икатикя уа джами‘а халькыкя. Аннакя Энталлаhу ля иляhа илля Энта. Уа анна Мухаммадан ‘абдукя уа расулюкя/
«О, Аллаh! Воистину, я проснулся (вечером – ложусь спать), свидетельствуя своему Создателю, носителям Аль-‘Арша, Ангелам и всем созданиям Аллаhа, веруя сердцем и говоря языком без каких-либо сомнений, что Ты – Господь мой – Аллаh, нет божества кроме Тебя и что Мухаммад – Твой Раб и Посланник», то Аллаh Всевышний оградит одну четвертую его тела от страданий, если два раза – то две четвертых его тела, если три раза – то три четвертых тела, если четыре раза, то человек полностью получит ограждение от ада».
Каждому верующему полезно знать Зикр, который Пророк Мухаммад, мир Ему, оставил как завещание. В нем человек выражает свою благодарность Аллаhу Всевышнему за жизнь, которую Он ему даровал, за то, что встретил новый день и новый вечер живым:
أَوْصَى الْحَبِيبُ الْمُصْطَفَى أَنْ يَقُولَ الْعَبْدُ دُعَاءً لِيُؤَدِّيَ شُكْرَ يَوْمِهِ فَقَالَ: »مَنْ قَالَ حِينَ يُصْبِحُ: اللَّهُمَّ مَا أَصْبَحَ بِي مِنْ نِعْمَةٍ أَوْ بِأَحَدٍ مِنْ خَلْقِكَ فَمِنْكَ وَحْدَكَ لاشَرِيكَ لَكَ, لَكَ الْحَمْدُ وَلَكَ الشُّكْرُ وَمَنْ قَالَ حِينَ يُمْسِي مِثْلَ ذَلِكَ فَقَدْ أَدَّى شُكْرَ لَيْلَتِهِ« رَوَاهُ ابْنُ حِبَّانَ رَحِمَهُ اللهُ تَعَالَى
Это означает: Кто говорит, когда проснется утром: «О, Аллаh! Все блага, которые имел я или кто-либо из созданий, все от Тебя. Ты – Единственный Создатель. У Тебя нет помощника, соучастника. Тебе выражаю свои восхваления и Тебе моя благодарность», и кто говорит эти слова вечером, тот выразил благодарность Аллаhу в эту ночь.
Передал ибн Хиббан.
Есть еще завещание, переданное Пророком Мухаммадом, мир Ему, Своему сподвижнику Ма‘азу бин Джабалю:
قَالَ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: » يَا مُعَاذُ لا تَدْعُنَّ فِي دُبُرِ (أَيْ خَلْفَ) كُلِّ صَلاةٍ تَقُولُ، اللَّهُمَّ أَعِنِّي عَلَى ذِكْرِكَ وَشُكْرِكَ وَحُسْنِ عِبَادَتِكَ «
رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ بِإِسْنَادٍ صَحِيحٍ
«О, Му‘аз! Ни в коем случае не упускай возможности произнести после Намаза: «Аллаhумма а‘ынни ‘аля зикрикя уа шукрикя уа хусни ‘ибадатик».
То есть: «О, Аллаh! Дай мне силы для того, чтобы упоминать Тебя, быть благодарным Тебе, и чтобы больше поклоняться Тебе». Это передал один из известных теологов Ислама – Абу Дауд.
Мусульмане знают, что наилучшими местами на земле являются мечети, в них проводятся коллективные Намазы, которые имеют большие преимущества.
Есть Зикр, который советуют читать людям, идущим с искренним намерением в мечеть. Если человек будет читать этот Зикр, то семьдесят тысяч Ангелов будут просить у Аллаhа Всевышнего защиты и прощения для этого человека:
اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ بِحَقِّ السَّائِلِينَ عَلَيْكَ وَبِحَقِّ مَمْشَايَ هَذَا فَإِنِّي لَمْ أَخْرُجْ أَشَراً وَلا بَطَراً وَلا رِيَاءً وَلا سُمْعَةً٬ خَرَجْتُ اتِّقَاءَ سَخَطِكَ وَابْتِغَاءَ مَرْضَاتِكَ فَأَسْأَلُكَ أَنْ تُنْقِذَنِي مِنَ النَّارِ وَأَنْ تَغْفِرَ لِي ذُنُوبِي إِنَّهُ لا يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلاَّ أَنْتَ
/Аллаhумма инни ас-алюкя би хаккыс-саилина ‘аляйкя. Уа би хаккы мамшая hаза. Фа инни лям ахрудж ашаран уа ля баторан уа ля рия-ан уа ля сум‘атан. Хараджту-ттика-а сахатыкя уа-бтийга-а мардатикя. Фа ас-алюкя ан тункызани минан-нар. Уа ан тагфира ли зунуби. Иннаhу ля ягфируз—зунуба илля Анта/.
Это означает: «О, Аллаh! Я обращаюсь к Тебе ради тех, которые обращаются к Тебе[6], с просьбой, чтобы моя молитва была принята, мои желания были исполнены, с надеждой, что мое посещение мечети будет принято Тобой. Воистину, я пошел туда не ради лицемерия (чтобы люди похвалили меня), не для того, чтобы навредить кому-то. Я посещаю Мечеть именно ради Тебя. Я прошу Тебя спасти меня от ада и простить мои грехи. Воистину, никто не может простить грехи кроме Тебя».
Передали имамы Ахмад и Ибн Маджаh.
Когда входят в мечеть, то приветствуют Пророка Мухаммада, мир Ему, передают Ему салям и говорят:
اللَّهُمَّ افْتَحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتِكَ
/Аллаhумма-фтах ли абуаба рахматик/
Это означает: «О, Аллаh! Открой мне двери Твоей милости, Твоей щедрости».
Когда выходят из мечети, говорят:
اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ مِنْ فَضْلِكَ
/Аллаhумма инни ас-алюкя мин фадлик/.
Это означает: «О, Аллаh! Воистину, я прошу у Тебя блага (прощения, богатства)».
Так учил нас Пророк Мухаммад, мир Ему. Передал эти слова имам Муслим.
[1] Мы знаем, что есть небеса – первое, второе, третье… и так до седьмого неба. Нижнее небо – это первое, которое видно нам при ясной погоде над звездами и планетами.
[2] Аллаh говорит без букв, звуков. Его Речь Вечна, без начала и без конца. Нельзя думать, что Речь Аллаhа прекращается, а затем начинается.
[3] Конечно, нет! Нет сомнения в том, что мусульманин не увидит Аллаhа в этой жизни, и Аллаh знал об этом. Это не означает, что Он имел недостаток информации, а потом что-то узнал. Мусульманин верит, что Аллаh как существовал вечно, так и существует, не нуждаясь в направлениях, органах, и нет какой-либо информации, о которой Он бы не знал. Его Знание вечное – без начала и без конца.
[4] В том числе ‘Иса и Муса и предыдущие Пророки, начиная с самого первого – Адама, мир Им всем.
[5] Хафиз – это человек, который знает наизусть изречения Пророка, мир Ему, и биографии тех лиц, которые передавали эти изречения, и степень достоверности этих изречений.
[6] Т.е. ради Пророков и святых людей (Аулия).