зикр на четках что говорить
Sister — справочник мусульманки
Вопросы, которые важно знать каждой сестре
Четки, ас-Субхаh, ат-Тасбих
У многих есть четки (тасбих), которые они применяют для чтения З икра (слов упоминания Аллаhа). Четки, которые мусульманин берет с собой, напоминают ему о чтении З икра, восхвалении Аллаhа. Они используются для удобства счета при совершении З икра, в дополнительных Намазах и так далее. Четки в Исламе, имеют свои названия — субхаh (араб. سبحة), мисбахаh (араб. مسبحة), тасбих (араб. تسبيح).
Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил означающее: «Воистину, из полезных вещей, которые напоминают о чтении З икра – это субахh»
Арабское слово «Ас-Субхаh» (четки) с точки зрения религии и арабского языка образовано от слова «ат-Тасбих». Слово «ат-Тасбих» означает произнесение слов тасбиха (слов – سُبْحَانَ اللهِ — «Субхан Аллаh», которые являются словами восхваления Аллаhа и означают, что Аллаh превыше всех недостатков).
В словаре арабского языка Фируза Абади написано о том, что слова «Субхан Аллаh» означают, что Аллаhу не приписываются качества Его творений: иметь спутницу или ребенка.
Слово «ат-Тасбих» встречается в разных Аятах Кур`ана. Так, в 57 Аяте Суры «Аль-Фуркан» сказано, означающее: «Полагайся на Живого, Который не умирает и читай ат-Тасбих (слова Субхан Аллаh)»
Слова «Субхан Аллаh» означают, что Аллаh не имеет абсолютно никакого подобия, Он превыше всех недостатков, изъянов и пороков. Любые качества творений Аллаhа (сидение, тело, органы, образы и т.п.) – созданы (имеют начало своего существования) и не присущи Аллаhу, ибо Он Создатель и не нуждается во всем этом.
Слова восхваления Аллаhа и их названия Восхваления Аллаhа в Исламе бывают различными и имеют различные названия. Так, восхваление Аллаhа словами «Субхан Аллаh» («Аллаh превыше всех недостатков») называется «Ас-Сабхаляh», а произнесение слов «Аль-Хамду ли-Лляh» («Хвала Аллаhу») называется الْحَمْد للهِ («Аль-Хамдаляh»). Слова «Ля хауля уа ля кууата илля билляh» имеют название «Аль-Хаукаляh» (это означает, что нет ограждения от попадания в грех, если Аллаh не дарует этого, и нет сил для соблюдения обязанностей без Его помощи). Слова «Бисмлляhи Ар-Рахман Ар-Рахим («С Именем Аллаhа Милостивого для всех на этом Свете и Милостивого только для мусульман в жизни следующей») именуются «Аль-Басмаляh». Самые лучший З икр – это слова لا إِلهَ إِلا اللهُ (Ля иляhа илляллаh). Как об этом сказал Пророк Мухьаммад, мир Ему, в Хадисе, означающем: «Лучшие слова, которые говорил я и все Пророки до меня это:
لا إِلهَ إِلا اللهُ
(«Нет бога, кроме Аллаhа»). Этот Зикр имеет название «Ат-Таhлиляh». И, наконец, слова اللهُ أكبرُ («Аллаhу Акбар») именуются «Ат-Такбираh». Слово «Астагфируллаh» тоже считается Зикром и называется «Истигфар». Слова истигфара могут быть разными, например: «Рабби-гфирли», «Гуфранака Аллаhумма», «Аллаhумма-гфирли».
Аллаh Всевышний повелел мусульманам читать Зикр и Дуа’ в надежде получить милость, награду и прощение.
Тасбих с использованием четок не является нововведением (бид‘а), потому что у него есть основа — известно, что многие сподвижники использовали камешки или косточки фиников и др. подобные предметы для совершения Зикра.
Имам Ан-Науауий в своей книге «Аль-Азкар» привел Хадис, в котором Пророк Мухаммад, мир Ему, рекомендовал читать З икр, используя для счета фаланги пальцев, так как они будут свидетельствовать в Судный День.
Посланник Аллаhа, обращаясь к собравшимся вместе женщинам, сказал:
عَلَيْكُنَّ بِالتَّسْبِيحِ وَالتَّهْلِيلِ وَالتَّقْدِيسِ وَعَقِّدْنَ عَلَيْهَا الأَنَامِلَ
فَإِنَّهُنَّ مَسْؤُلاتٌ وَمُسْتَنْطَقَاتٌ
Это означает: «Читайте тасбих, таhлиль и такдис и считайте это пальцами. Воистину, в Конце Света они будут спрошены и будут держать ответ за свои поступки».
Аллаh Всевышний в Конце Света даст пальцам возможность говорить, как в этом мире Он дал возможность говорить языку, также Он создает возможность говорить и пальцам.
Отсюда следует, что разрешено и даже рекомендуется использовать что-либо для облегчения счёта при чтении З икра. Теолог Ибн ‘Алян, комментируя Хадис из книги имама Ан-Науауий, сказал: «Поэтому люди для поклонения Аллаhу используют четки». А другой теолог Ибн Хаджар, комментируя этот Хадис, сказал: «Из этого повеления ясно, что дозволено использовать четки».
В Хадисе, переданном женой Пророка Сафийей, говорится о том, что она упоминала Аллаhа, используя семена и камешки. И Посланник Аллаhа, мир Ему, не возражал против этого. А использование камешков или семян, связанных между собой, облегчает подсчёт.
Ибн Са‘д в книге «Табакат» писал, что Фатима дочь Хусейна сына ‘Али ибн Абу Талиба восхваляла Аллаhа, отсчитывая при этом узелки на веревке.
Абу hурайра, который передал множество Хадисов, использовал нитку с двумя тысячами узелков для чтения З икра, используя ее шесть раз. Ну’айм ибн аль-Мухаррар ибн Аби hурайра передал, что у его деда Абу hурайры была нитка, на которой было две тысячи узелков, и что он не ложился спать, пока не совершит ею поминание. Это рассказал ‘Абдуллаh сын имама Ахмада в книге «Заваид аз-зухд», а также и Абу Ну’айм в «Аль-хилья».
Все вышеперечисленные люди были близки к Посланнику Аллаhа: Сафийя – Его супруга, Фатима – правнучка, Абу hурайра – его ближайший сподвижник, который был достоверным передатчиком Xадисов. Поэтому использование четок для чтения З икра является разрешенным и одобренным в Исламе.
Рассказывают один случай, который произошел с Абу Муслимом Аль-Хауляний, который жил в Йемене и был современником Пророка Мухаммада, мир Ему, но не встречался с Ним лично. Во время правления Халифа ‘Умара он приехал в Медину. Этот благочестивый человек встречался с Халифом. Однажды, читая З икр, используя при этом субхат, он уснул. Субхат сам по себе стал двигаться в его руках и повторять:
« سُبْحَانَكَ يَا مُنْبِتَ النَّبَاتِ وَيَا دَائِمَ الثَّبَاتِ »
Это означает: «Аллаh превыше всех недостатков, Он создает изменяющиеся создания, а Сам Аллаh вечен и не изменяется».
Он проснулся, увидел это и позвал свою жену: «О, Умм Муслим! Подойди сюда и посмотри на эти очень удивительные вещи». Когда женщина подошла, субхат прекратил произносить З икр. Эта история приводится как пример того, что говорить может не только язык.
Аль-Касим ибн ‘Абдурра х ман сказал: «У Абу ад-Дарда были косточки фиников, которые он носил в сумочке. Когда он совершал утреннюю молитву, он начинал поминать Аллаhа, вытаскивая из сумки по одной косточке до тех пор, пока они не заканчивались». Хадис передал Ахмад.
Из этих действий теологи сделали вывод, что использовать четки разрешено.
Те, которые запрещают использование четок не имеют никаких доказательств о запрете их использования, поскольку Пророк, мир Ему, не запретил это. Однако Посланник Аллаhа, мир Ему, учил, что читать тасбих используя для подсчета пальцы лучше.
Как четки влияют на здоровье организма
«Четки оказывают положительное действие на физическое и эмоциональное здоровье человека, который их использует. Поскольку перебирание бусин в четках способствует избавлению от неврозов, бессонницы и депрессии. Дело в том, что каждый участок кожи, каждый внутренний орган снабжены нервами. На концах пальцев у нас находятся особенные нервные окончания, которые по словам врачей намного чувствительнее, чем, например, нервные окончания на коже живота или бедер. На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые связаны с мозговыми центрами. Поэтому массаж и стимуляция пальцев влияет на участки мозга, которые отвечают за развитие таких процессов, как мышление, память, внимание, восприятие. Перебирая зерна четок разными пальцами, можно влиять как на весь организм в целом, так и на отдельные стороны его стороны, а также эмоциональное состояние.
Также четки являются отличным средством для восстановления работы пальцев после их травм и хирургических вмешательств и при их скованности из-за артритов фаланг. Регулярное использование четок хорошо влияет и на суставы людей, больных артритом. Поэтому использовать четки можно тем, кто может быть подвержен этому заболеванию в силу выбранной профессиональной деятельности. Например, офисным работникам, которые проводят за клавиатурой по нескольку часов в день, а также портным, парикмахерам и массажистам».
Четки также могут использоваться для концентрации внимания при заучивании нужной информации (Сур из Кур’ана, ду’а и т.д.). При перекладывании каждой бусины можно повторять тот или иной фрагмент информации.
Из чего и как делают четки
На сегодняшний день четки делают из бусин, в которых есть отверстия. Наиболее распространены четки, количество бусин которых, как правило, определенное: это тридцать три или девяносто девять. Но существуют четки, в которых тысяча и больше бусин. Такие четки больше известны под названием «Мисбахату Ад-Дарауиш» («Четки дервишей (суфиев)) или «Субхату сахиби Ат-Тарикаh» («Четки обладателей Тариката»).
Составные части четок просты: непосредственно бусины, шнурок (или крепкая нить), на который нанизываются бусины, разделения между ними, бусина и хохолок или кисточка, находящиеся в том месте где, соединяются концы веревки.
Мастера производства четок выделяют важные аспекты при их разработке. Так, важна их легкость и эластичность бусин при движении пальцами. Последнее достигается путем оставления подходящего расстояния между бусами. Также немаловажная особенность – это прочность нити. Следующий важный аспект для мастера – достичь баланса между размером бусин и их веса, а также соотношение между размером и длиной четок. К сожалению, в наши дни не все придерживаются определенных параметров при изготовлении четок.
Производство четок проходит в несколько этапов. В наше время фабрики производят тысячи четок. Перечислим этапы производства.
1. Выбор камней и материалов, а также выбор их цветов и видов.
2. Нарезка и просверливание.
3. Промывка, а затем работа токаря.
4. Полировка и соединение всех частей четок.
5. Инкрустация и украшение четок.
Материалы четок достаточно многообразны.
Это косточки фиников, ракушек, семена кукурузы или прочные семена других растений, косточки от фруктов (абрикоса или сливы), стекло, нить связанная в узелки. Пользуются особым спросом четки из камней: бирюзы, рубина, янтаря, сердолика, жемчуга, коралла, кристаллов. Существуют четки из изумруда, алмаза, циркона, топаза, кошачьего глаза, лазурита, тигрового глаза, малахита, гранита и многих других минералов.
Встречаются четки из серебра и золота, однако их нельзя использовать, так как ученые говорили о том, что такие четки подобны посуде из серебра и золота.
Выделяют четки, сделанные из дорогих деревьев: сандалового, рисового, дерева ‘уд.
В наши дни четки делают много разнообразных по стоимости и красоте четок, их делают даже в цветах флагов различных государств, однако не стоит забывать для чего они нужны мусульманину.
В заключение хочется напомнить, хоть и чтение З икра с использованием четок не запрещено, но лучше считать количество произнесенного З икра пальцами руки. Пророк Мухаммад, мир Ему, считал слова с помощью пальцев правой руки. Но независимо от того, использует ли человек четки, восхваляя Аллаhа, или читает слова З икра пальцами, самым важным является то, чтобы такой З икр был принят Аллаhом. Мусульманин, читающий З икр, должен быть искренен. Это доброе деяние совершается ради Аллаhа, а не ради похвалы людей, не ради демонстрации четок и тому подобного. Встречаются люди, которые относят себя к суфиям и носят с собой четки для того, чтобы люди думали, что они благочестивы и богобоязненны. Такие люди будут наказаны в жизни следующей, если не покаются. Пусть каждый задумается над своими деяниями, словами и намерениями.
Как читать мусульманские четки 4.79 / 5 ( 19 )
В современном мире четки можно увидеть в руках не только духовных лиц, но и мирян, которые используют их больше для релаксации (кто-то даже вешает их в машине), концентрации внимания, решения сложных ситуаций. Перебирание гладких бусин успокаивает ум и помогает отстраниться от внешних обстоятельств. Но изначально, функция четок была строго ритуальной. Их использовали для чтения молитв и похвалы Богу. Чтобы не отвлекаться, и не считать каждую прочитанную молитву, на нить нанизывали определенное количество камешков, косточек или бусин.
По внешнему виду четок можно определить, к какому религиозному течению (христианству, буддизму или исламу) относится человек, которому принадлежит этот аксессуар.
Как они выглядят
Четки для приверженцев ислама насчитывают 99, 33 или 11 зерен. Цифры эти не случайны:
Каждые 11 зерен разделены между собой для удобства более мелкой бусиной, либо деталью другого размера или формы. Оба конца замыкаются в круг. В духовном мире круг считается «венцом веры» и символом бесконечности. В нем аккумулируется сила.
Место соединения нити украшается одной большой продолговатой бусиной или камушком. Это должно напоминать творящему молитву, что Бог един. Часто бусина украшается кистью из шелковых нитей. Природный материал, из которого изготавливают четки для мусульман, может быть различным – дерево, полудрагоценные камни, минералы, кость или стекло.
Кроме распространенных обычных четок (бусины на нити), существуют еще так называемые «перекидные» четки, которыми пользуются некоторые горские народы Кавказа (кабардинцы, дагестанцы и др.). Такие четки перекидывают между пальцами руки, и они состоят из деталей продолговатой прямоугольной формы, между которыми нанизывает крошечные бусинки.
Как правильно мусульманам пользоваться четками в исламе
Прямое значение четок в исламе – чтение кратких изречений из Корана. Это основная причина, зачем нужны четки мусульманам. Однозначного ответа на вопрос, как правильно называются мусульманские четки, дать невозможно, так как у разных народностей, исповедующих ислам, они называются по-разному. Например, татары называют четки «диспе», арабы – «суббах», турки – «тасбих». Но все эти названия имеют в основе один корень, пришедший из тюркского языка. Переводится эта основа, как «восхваление Бога», «похвала Всевышнему».
Как перебирать четки в исламе
Мы уже писали выше, что 11 бусин в мусульманских четках символизируют число частей в молитве. Каждая часть – это определенное требование: выполнение поз и действий, чтение формул, фиксированных движений. Весь этот строгий порядок выполнения предписаний при ритуале моления называется ракат.
Ниже приведем последовательность всех частей в строгом порядке:
Выполняя каждое из этих действий, нужно отсчитывать одну из одиннадцати бусинок на четках. Надеемся, наша статья помогла вам найти ответ на вопрос: «Зачем мусульмане перебирают четки?»
Тасбих после намаза
Важное условие при произнесении зикра, тасбиха – это делать с искренностью или ихласом.
Когда и где можно читать тасбих
Когда совершается зикр, тасбих? Человек может совершать его в то время, в которое пожелает, независимо от того, в каком месте он находится и в какое время это происходит.
Зикр не совершается только в тех местах, которые перечислены в списке исключений: это душ, туалет, баня с нечистотами, а также места, где происходит богохульство или происходит моральное разложение). В других местах, где нечистот нет и нет ничего, что связано с грехом, можно совершать зикр.
Мусульманин может совершать зикр, находясь в пути в общественном транспорте, чтобы не тратить это время даром.
Общепринятый тасбих после намазов
Тасбих читается по-желанию, основные зикры после обязательных намазов такие:
Утренний тасбих
Также существуют желательные зикры после намаза: утреннего и послеобеденного, смотрите в вышеприведенном видео. К основным дополнительным азкарам после утреннего намаза относятся:
Тасбих после аср-намаза
Если мусульманин торопится, как делать тасбих
Аллах облегчил поклонение мусульман, и дал послабление мусульманину, который торопится и имеет веские причины после намаза уйти из-за своих нужд, такой мусульманин, может сократить произнесение тасбиха «СубханаЛлах, АльхамдулиЛлях, Аллаху Акбар» до 10 раз.
Как читать тасбих на пальцах
Об одной из методик чтения тасбиха на пальцах можно посмотреть в нижеприведенном видео, также существуют другие методики чтения тасбиха на пальцах, в зависимости от того, кому как удобнее считать, чтобы не сбиваться со счета.
Можно ли произносить зикр и тасбих громко?
Существует ряд вопросов, насчет которых ученые факихи расходятся во мнении. Стоит ли повышать во время совершения зикра голос? Часть ученых считает, что повышать голос во время тасбиха – это сунна, а другая часть считает это макрухом, поскольку Пророк Мухаммад ﷺ не делал этого, а если и делал, то только для того, чтобы чему-то научить людей, которые были рядом, но после и вовсе перестал это делать, поэтому повышать голос – это макрух.
Все эти разные мнения возникли из-за одного хадиса, который был передан от Муслима и Бухари и идет от раба Абу Ма ‘ бада, который был освобожден Ибн Аббасом. Вольноотпущенник говорил, что, по словам Ибн Аббаса, повышение голоса мусульманином во время произнесения зикра происходило в тот момент, когда намаз, обязательная молитва завершалась. Так происходило во времена Пророка Мухаммада ﷺ. Ибн Аббас говорил, что по тому, как повышался голос при произнесении зикра, он понимал, что завершается молитва – зикр произносился на повышенном голосе и был слышен ему. Приводятся слова Ибн Аббаса: «Мы узнавали о том, что молитва Посланника Аллаха ﷺ завершена из такбира».
Но передатчики хадиса не имели единого мнения на тот счет, повышался ли голос постоянно во время намаза или это делали только несколько раз за время намаза. Также ученые расходились во мнении по поводу того, идут ли такие действия в разрез с аятом, в котором говорится о том, что Аллаха следует поминать со страхом и покорностью про себя, а также негромко перед закатом и по утрам.
Когда следует повышать голос
Учеными, которые придерживались мнения, что голос следует повышать по время произнесения тасбиха после намаза, были Шейхуль-Ислам, ат-Табари, ибн Хазм и некоторые другие. К числу ученых, которые придерживались мнения, что голос повышался только для того, чтобы научить мусульман правилам намаза, принадлежало большинство ученых среди которых и шафииты. Об этом говорил аш-Шафи ‘ и, отмечая, что имам и молящиеся за ним мусульмане должны после намаза, молитвы поминать Аллаха низким голосом в том случае, если это не обучающий имам – в случае же обучения после намаза зикр нужно читать громким голосом до того момента, пока не будет достаточно, чтобы люди научились. После этого зикр нужно снова произносить тихо, поскольку Всевышним было сказано: «Не совершай свой намаз громко и не совершай его шепотом, а выбери среднее между этим» (сура Аль-Исра (Ночной перенос), 110-й аят), что означает, что говорить надо как можно тише.
Шафи ‘ и говорил, что Пророк Мухаммад ﷺ только затем повышал голос во время намаза, чтобы научить мусульман.
Вопрос об этом был задан Шейху Мухаммаду ибн Салих аль Усеймину, и он ответил, что Сунна – произносить громко зикр после того, как будет совершена обязательная молитва. В подтверждение этому приводится сообщение, которое в хадисе Абдуллы ибн Аббаса передается от Бухари: там говорится, что по завершении обязательной молитвы, во времена Пророка Мухаммада ﷺ зикр после намаза мусульмане читали громко. Это подтверждается и имамом Ахмадом и Абу Даудом.
Этого же мнения придерживались Шейх уль Ислам ибн Теймия, а также многие поколения мусульман до него и после него – это мнение основано на хадисе, переданном Мугирой и ибн Аббасом.
К любому виду зикра, которые положено произносить после молитвы, относится чтение вслух. Это относится и к тахлилю, и к тасбиху, и к такбиру, и к тахмиду, поскольку общий смысл хадиса, переданного от ибн Аббаса, указывает на это. И сообщений по поводу того, что Пророк Мухаммад ﷺ делал какое-то различие между определенными видами зикра, нет, а вот в хадисе, переданном ибн Аббасом, говорится о том, что по такбирам узнавали мусульмане о том, что завершается молитва, намаз. Все это указывает на то, что мнение о том, что повышать голос во время произнесения такбира, тахмида и тасбиха после намаза не нужно, является ошибочным. Ошибочным является также мнение о том, что повышать голос во время чтения этих зикров после намаза – это нововведение или бида, ведь такое практиковалось в мусульманском мире еще во времена Пророка Мухаммада ﷺ, и разве может быть это нововведением?
По словам шейха Сулеймана ибн Сахмана, то, что Пророк Мухаммад ﷺ этот обряд совершал и одобрял его, было доказано, и во времена Пророка Мухаммада ﷺ так поступали сахабы, когда сам Пророк Мухаммад ﷺ научил этому их и одобрил их действия.
Не читать зикр слишком громко или тихо
Рядом представителей мусульманской религии приводится аят, который, они считают, можно считать доводом в пользу запретности громкого произнесения зикра. В аяте говорится: «Поминай Аллаха с покорностью и страхом про себя и не громко по утрам и перед закатом и не будь одним из беспечных невежд»(сура Аль-Араф (Ограды), 205-й аят). В этом аяте упоминается о том зикре, который произносится в начале дня и в конце дня, но не имеется в виду зикр, который произносят после молитвы. Существует также пояснение ибн Кясира в его аяте, что в данном случае подразумевается произнесение зикра слишком громко.
Приводится также тот факт, что Пророк ﷺ по поводу зикра сказал «Тише, люди!», но он же после этого громко читал зикр после намаза.
При рассмотрении разного рода доводов следует учитывать, что каждое упоминание соответствует определенному случаю, и поэтому каждому случаю нужно следовать в нужном месте. В данном случае Пророк ﷺ имел в виду то, что люди слишком повышали голос и это приносило им тяжесть, и потому Пророк ﷺ попросил их не напрягать голос чрезмерно, т.е. будьте добры к себе, не мучайте себя. В этом случае ни о каком упреке в адрес мусульман по поводу чрезмерного повышения голоса речь не идет.
Часто говорится о том, что такое повышение голоса тех, кто произносит тасбих после намаза, приводит к тому, что это может потревожить остальных молящихся. На этот случай есть такой ответ: пока мусульманин не привык к тому, что это Сунна и так следует делать, это может как-то потревожить его, но со временем мусульмане привыкают к этому и реагируют нормально.
Сторонники мнения о том, что поминать Аллаха вслух после намаза нужно, относятся к саляфам и являются сторонниками ат-Табари, но к саляфам не относится ибн Хазм, поскольку он жил только спустя первые три столетия. У самого же ат-Табари есть слова, которые указывают на порицание повышения голоса при поминании Аллаха. Об этом говорится в хадисе от Абу Мусы аль-Ашари: “Находясь в пути вместе с Посланником Аллаха ﷺ и подъезжая к какой-либо долине, мы громко произносили слова “Ля иляха илля-Ллаху” и “Аллаху акбар”, но Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «О люди, пожалейте себя, ведь взываете вы не к глухому и не к отсутствующему! Поистине, Он с вами, и Он — Слышащий, Близкий!»». Слова ат-Табари передает ибн Хаджар, указывая, что в нем содержится порицание повышения голоса при мольбе и зирке. Саляфы из числа табиинов и сахабов также говорили об этом. Хафиз ибн Хаджар пояснял информацию о том, что ат-Табари, говоря о повышении голоса во время такбира после намаза, не имел подтверждения этим словам в действиях кого-то из саляфов. Ибн Батталь говорил, что имам Малик считал новшеством такое повышение голоса.
Выводы о чтении тасбиха в слух
Данный вопрос относится к категории спорных, и разногласия по этому поводу в мусульманском обществе периодически возникали. Из всех существующих мнений то, которое приводит Шейх ибн Усеймин, будет наиболее правильным: это мнение, что голос повышать после обязательного намаза при чтении тасбиха нужно, так как это Сунна, но повышать его следует в разумных пределах, чтобы другим это не мешало.
Ученые, которые считали, что голос повышать не следует, опирались в своем мнении на то, что в хадисе, переданном Маликом, Ахмадом и ат-Табари, сказано: «Не мешайте друг другу и не повышайте ваши голоса друг над другом чтением Корана!». На что имам аз-Зуркъани в своем «Шарх аль-Мууатта» отмечал, что тем более не следует повышать голос с помощью иных слов, раз это запрещено даже во время поклонения с помощью Корана. Имама аш-Шафии поддерживали в его мнении и аш-Шатыби, и ибн Хаджар, и ан-Науауи, и аль-Альбани.
После какого намаза читается тасбих
Имам Шурунбулали в своей книге «Маракыль-фалях» ханафитского мазхаба и в комментариях к ней указано, что Пророк Мухаммад ﷺ после того, как читал обязательную молитву фард, оставался сидеть достаточно долго для того, чтобы хватило времени произнести «Аллахумма Анта-с-Саляму ва Минкассалям. Табаракта йа зель-джалялу валь-икрами», после чего он поднимался и читал дополнительную молитву. Из этого утверждения можно понять, что в промежутке между сунной и фардом Пророк Мухаммад ﷺ не читал ничего: ни тасбихи, ни «Аят аль-Курси», ни какого-либо дуа. Ничего не следует читать также между фардом и первой сунной.
Тасбих также можно читать после фард-намаза или же читать после окончание всех намазов, включая сунну.
Нужно ли читать за имамом?
После того, как молитва окончится, имам должен развернуться к джамаату лицом, сесть так, как того требует сунна, то есть чтобы его левое плечо было расположено к михрабу ближе, то есть в сторону Киблы. Когда молитва будет полностью окончена, каждый должен произнести Аят аль-Курси тихо, после чего произносится зикр и мольба, которые читаются тихо, чтобы не создавать помеху для других.
Но если имам после молитвы будет читать мольбу вслух, то все остальные присутствующие должны будут произносить вслух, как того требует хадис, «Аминь», после каждого его обращения ко всевышнему Аллаху.
После того, как молитвы будут полностью закончены, то есть произнесены сунна, фард, затем сунна, следует читать Аят аль-Курси, затем тасбихи, а затем дуа. Если молитва произносится вслух, повторяет ли ее верующий за имамом или же читает самостоятельно, после того, как будет произнесена сура Фатиха, следует произносить «Ааамииин» тихо. Это подтверждается хадисом, который от Ибрахима ан-Нэхаи передал Ибн Шэйба.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)