злопомнение что это за грех
Грехи человеческие по 20 мытарствам
Сие, находя в своей душе, должны исповедовать священнику. Согрешил, честный отче:
Исповедь, составленная в Оптиной пустыни для мирян
Исповедаю Господу Богу Вседержителю, во Святей Троице Славимому и Поклоняемому Отцу и Сыну, и Святому Духу во всех моих грехах: во грехах зачатый, во грехах рожденный, во грехах воспитанный от самого Крещения до сего времени и живущий во грехах.
Исповедаю, что согрешил я против всех заповедей Божиих: маловерием и неверием; сомнением и вольным мнением; суеверием; гаданием; самонадеянностью; нерадением; отчаянием в своем спасении; надеждою на самого себя и на людей более, чем на Бога.
Забвением о правосудии Божием и неимением преданности воле Божией; нестаранием познания Бога и веры в Него; благоговения к Нему; страха перед Ним; надежды на Него; любви к Нему и ревности к славе Его.
Согрешил: порабощениям себя страстям; корыстолюбием; гордостью; самолюбием; тщеславием; раболепством духу времени; мирским обычаям против совести с нарушением заповедей Божиих; любостяжанием; чревоугодием; лакомством; объядением; пьянством.
Согрешил: клялся Богом (божбою); ложною клятвою; нарушением клятвы; неисполнением обетов; принуждением других к: божбе, клятве; неуважению к святыне и благочестию; хулою: на Бога, на святых, на всякую святыню; богохульством; кощунством; призыванием имени Божия всуе, в худых делах, желаниях, шутках и забавах.
Согрешил: непочитанием праздников и занятиями, унижающими честь праздников; неблагоговейным стоянием в церкви, разговорами и смехом; леностью к молитве и к чтению Священного Писания; оставлением утренних и вечерних молитв; утаиванием грехов на исповеди; нестаранием о должном приготовлении к Причащению Святых Тайн; неуважением к священным предметам и небрежным изображением на себе Крестного знамения; несоблюдением постов по уставу Церкви; леностью к труду и недобросовестным исполнением порученных работ и дел по долгу службы; потерей времени напрасно в праздности и рассеянности.
Согрешил: непочитанием родителей и начальников; неуважением: старших, пастырей духовных и учителей.
Согрешил: напрасным гневом; оскорблением ближних; ненавистью; причинением вреда ближнему; враждою; злопамятством; соблазном; советом на грех; не сохранением человека от смерти; отравлением; убийством (в т.ч. детей во чреве) и советом к сему.
Согрешил: плотскими грехами — блудом; прелюбодеянием; сладострастием; страстными поцелуями; нечистым осязанием; засматриванием на красивые лица с вожделением; люблением своего тела, самоудовлетворением, влечением к лицам своего пола, мужеложством, скотоложством.
Согрешил: сквернословием, услаждением нечистыми мечтами; произвольным раздражением; невоздержанием в посты; воскресные и праздничные дни; кровосмешением; излишним щегольством с желанием нравиться и прельщать других.
Согрешил: воровством; присвоением чужой собственности; обманом; утаиванием найденной вещи; принятием чужой вещи; неуплачиванием долга по ложным причинам; препятствием в выгодах других; тунеядством; святотатством; не милосердием к бедным; скудостью; расточительностью; роскошью; игрой в карты; вообще беспорядочной жизнью; корыстолюбием; неверностью; несправедливостью; жестокосердием.
Согрешил: ложным свидетельством; оклеветанием и очернением доброго имени ближнего и чести его, разглашением грехов и слабостей их; подозрительностью; сомнением в чести ближнего; осуждением; двоедушием; сплетнями; насмешками, остротами; ложью; лукавством; обманом; лицемерным обращением с другими; лестью; пресмыкательством перед вышними по должности и имеющими преимущества и власть; болтливостью и празднословием.
Согрешил: худыми желаниями и помышлениями, завистью; корыстолюбием и горделивыми мыслями и желаниями.
Согрешил: унынием; печалью; зрением; вкусом; обонянием; осязанием; помышлениями; словами, желаниями, делами и в прочих моих грехах, которые из-за беспамятства моего не упомянул.
Не имею: прямодушия; искренности; простоты; верности; правдивости; уважительности; степенности; осторожности в словах; благоразумной молчаливости; охранения и защищенная чести других.
Не имею: любви; воздержания, целомудрия; скромности в словах и поступках; чистоты сердца, щедрости; милосердия; смиренномудрия; вообще не усердно забочусь об искоренении в себе греховного расположения и об утверждении себя в добродетелях.
Каюсь, что прогневал Господа Бога моего, искренне об этом жалею и желаю раскаяться, и впредь с помощью Божией всевозможно удерживаться от грехов.
Исповедаю Господу Богу Вседержителю, во Святей Троице Славимому и Поклоняемому Отцу и Сыну, и Святому Духу во всех моих грехах: во грехах зачатый, во грехах рожденный, во грехах воспитанный от самого Крещения до сего времени и живущий во грехах.
Исповедаю, что согрешил я против всех заповедей Божиих: маловерием и неверием; сомнением и вольным мнением; суеверием; гаданием; самонадеянностью; нерадением; отчаянием в своем спасении; надеждою на самого себя и на людей более, чем на Бога.
Забвением о правосудии Божием и неимением преданности воле Божией; нестаранием познания Бога и веры в Него; благоговения к Нему; страха перед Ним; надежды на Него; любви к Нему и ревности к славе Его.
Согрешил: порабощениям себя страстям; корыстолюбием; гордостью; самолюбием; тщеславием; раболепством духу времени; мирским обычаям против совести с нарушением заповедей Божиих; любостяжанием; чревоугодием; лакомством; объядением; пьянством.
Согрешил: клялся Богом (божбою); ложною клятвою; нарушением клятвы; неисполнением обетов; принуждением других к: божбе, клятве; неуважению к святыне и благочестию; хулою: на Бога, на святых, на всякую святыню; богохульством; кощунством; призыванием имени Божия всуе, в худых делах, желаниях, шутках и забавах.
Согрешил: непочитанием праздников и занятиями, унижающими честь праздников; неблагоговейным стоянием в церкви, разговорами и смехом; леностью к молитве и к чтению Священного Писания; оставлением утренних и вечерних молитв; утаиванием грехов на исповеди; нестаранием о должном приготовлении к Причащению Святых Тайн; неуважением к священным предметам и небрежным изображением на себе Крестного знамения; несоблюдением постов по уставу Церкви; леностью к труду и недобросовестным исполнением порученных работ и дел по долгу службы; потерей времени напрасно в праздности и рассеянности.
Согрешил: непочитанием родителей и начальников; неуважением: старших, пастырей духовных и учителей.
Согрешил: напрасным гневом; оскорблением ближних; ненавистью; причинением вреда ближнему; враждою; злопамятством; соблазном; советом на грех; не сохранением человека от смерти; отравлением; убийством (в т.ч. детей во чреве) и советом к сему.
Согрешил: плотскими грехами — блудом; прелюбодеянием; сладострастием; страстными поцелуями; нечистым осязанием; засматриванием на красивые лица с вожделением; люблением своего тела, самоудовлетворением, влечением к лицам своего пола, мужеложством, скотоложством.
Согрешил: сквернословием, услаждением нечистыми мечтами; произвольным раздражением; невоздержанием в посты; воскресные и праздничные дни; кровосмешением; излишним щегольством с желанием нравиться и прельщать других.
Согрешил: воровством; присвоением чужой собственности; обманом; утаиванием найденной вещи; принятием чужой вещи; неуплачиванием долга по ложным причинам; препятствием в выгодах других; тунеядством; святотатством; не милосердием к бедным; скудостью; расточительностью; роскошью; игрой в карты; вообще беспорядочной жизнью; корыстолюбием; неверностью; несправедливостью; жестокосердием.
Согрешил: ложным свидетельством; оклеветанием и очернением доброго имени ближнего и чести его, разглашением грехов и слабостей их; подозрительностью; сомнением в чести ближнего; осуждением; двоедушием; сплетнями; насмешками, остротами; ложью; лукавством; обманом; лицемерным обращением с другими; лестью; пресмыкательством перед вышними по должности и имеющими преимущества и власть; болтливостью и празднословием.
Согрешил: худыми желаниями и помышлениями, завистью; корыстолюбием и горделивыми мыслями и желаниями.
Согрешил: унынием; печалью; зрением; вкусом; обонянием; осязанием; помышлениями; словами, желаниями, делами и в прочих моих грехах, которые из-за беспамятства моего не упомянул.
Не имею: прямодушия; искренности; простоты; верности; правдивости; уважительности; степенности; осторожности в словах; благоразумной молчаливости; охранения и защищенная чести других.
Не имею: любви; воздержания, целомудрия; скромности в словах и поступках; чистоты сердца, щедрости; милосердия; смиренномудрия; вообще не усердно забочусь об искоренении в себе греховного расположения и об утверждении себя в добродетелях.
Каюсь, что прогневал Господа Бога моего, искренне об этом жалею и желаю раскаяться, и впредь с помощью Божией всевозможно удерживаться от грехов.
Памятозлобие
Из наследия Оптинских старцев
Памятозлобие (злопамятность) – мучительная страсть. Человек верующий знает, что Господь заповедал прощать обидящих и ненавидящих нас, и пытается простить. Но изгладить из сердца пережитую боль оказывается очень трудно. Мучают навязчивые помыслы об обидчиках и пережитой обиде, о том зле, которое нам причинили. Преследует желание отомстить, наказать, взять реванш. Это в нас говорит наш ветхий человек, который ослеплен жаждой мести и помнит только: «око за око, зуб за зуб».
Оптинские старцы учили бороться с памятозлобием.
Не смущаться, если чувствуешь в себе страсть злопамятности
Преподобный Лев учил не смущаться, если чувствуешь в себе страсть злопамятности, потому как победить страсти – дело совершенных, «художество из художеств и хитрость хитростей»:
«Вы упоминаете об устроении своем, которым, будучи оскорбляемы, смущаетесь, и доходите до малодушия. Вы хотите вдруг совершенства, не обучась и не претерпев вражиих нападений и не познав своей немощи и смирившись. Просто сказать: ты хочешь, быв еще младенцем, стать совершенным мужем; или: вступя на службу нижним чином, сделаться сейчас генералом; и начав учиться азбуке – вдруг читать все книги. Не многими ли трудами, подвигами и временем дошли до сего святые? Художество художеств и хитрость хитростей есть дело спасения, а не просто: как захотел, так и сделал».
Никто не может сотворить нам зла или оскорбления без воли Божией
Преподобный Макарий учил принимать обиду как попущение Божие к наказанию нашему или искусу нашей веры и помнить, что никто не может нанести нам обиды или причинить зла без воли Божией. Старец писал в письме к духовному чаду:
«Ежели мы веруем в Господа, то веруем и учению Его и Промыслу Его всеблагому, всепремудрому и вездесущему, а Он заповедал нам, чтобы любить не только любящих нас, а и самых врагов, и что никто не может нам сотворить никакого зла или оскорбления без воли Его; удостоверил, что Он имеет о всём промысл, что даже и птица не падет без воли Его (Мф. 10: 29), и влас главы нашея не погибнет (Лк. 21: 18) – аще Он не попустит; и ежели кто нас оскорбляет, то явно, что попущением Его, к наказанию нашему или искусу нашей веры, – и заповедал любить оскорбляющих (Мф. 5: 44)».
«Люди же, нас оскорбляющие, не сами собою делают, а попущением Божиим, и потому они суть орудие Божие».
Злопамятный и ропотливый увеличивает свои скорби
Преподобный Макарий объяснял, что по духовному закону злопамятный и ропотливый человек увеличивает свои скорби:
«Ты ропщешь, но тем самым увеличиваешь свои скорби; а когда ты подклонишь смиренно выю свою под руку Божию и будешь себя винить, кроме всех других вин, за нетерпение и ропот, то получишь облегчение и утешение в скорбях твоих».
Как бороться со страстью злопамятности
Преподобный Лев советовал для сопротивления страсти смиряться, не надеясь на свои дела, свои силы и свой разум, а уповая на милость Божию:
«Святые отцы, деятельно прошедшие путь сей и стяжавшие богатство благости чрез делание заповедей Христовых, оставили нам пример в учениях своих, чтобы чрез оное познавали в себе страсти, сопротивлялись им, а в уклонении к ним навершали смирением, самоукорением и покаянием; отнюдь не надеялись на свои дела или на свои силы и на свой разум – и только помалу очищались бы от страстей и приближались к Богу. Вспомните, что Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный, бесскорбный… Прошу Вас не отчаиваться, но Господу во всех случаях предаваться, ибо отчаяние доказывает явную гордость, от коей силен Господь Вас сохранить».
Преподобный Макарий, отвечая на письмо чада, которая жаловалась, что ее хотят несправедливо очернить, советовал для избавления от скорби и обиды винить во всём себя:
«Что ты пишешь о действиях против тебя сестер, желающих тебя очернить, – пусть будет правда: они делают неправду; а между тем неправда их соделывает в нас Божию правду… Кратко скажу: когда виним себя, то скорби избавляемся; а если виним других, то умножаются и продолжаются».
Старец Макарий также учил при появлении чувства обиды внутренне зазреть и укорить себя за проявление страсти:
«Не показать смущения, что ты не оскорбилась, невозможно, надобно соблюдать: “смятохся и не глаголах” (Пс. 76: 5), а внутренне зазреть и укорить себя за подвижение страсти. При таком делании мало-помалу получишь исцеление от страстей и дойдешь до того: “уготовихся и не смутихся” (Пс. 118: 60)».
Преподобный призывал строго наблюдать за своим устроением и помнить, что только самоукорение и смирение «есть победа на все страсти»:
«Помни, что самоукорение и смирение на все страсти есть победа, и враг ничтоже успеет».
Преподобный Варсонофий советовал искать силы для борьбы со страстью злопамятности и обидчивости в молитве:
«Милость мы окажем, пожалуй даже справимся со своей раздражительностью, но снести поношения да еще добром заплатить за него – это уже вовсе невозможно нам. Это преграда, которая отделяет нас от Бога и которую мы и перешагнуть не стараемся, а перешагнуть надо. Где искать силы для этого? В молитве».
Не обольщаться временным отсутствием брани
Преподобный Макарий наставлял не обольщаться, если кажется, что страсть затихла, потому что это чаще бывает от временного отсутствия брани, а не от того, что человек достиг бесстрастия:
«Отпустите мало, отпустится вам много»
Преподобный Иосиф о памятозлобии писал:
«Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение; но человек, не помнящий зла, опередил его или их, ибо истинно слово: “Отпустите мало, отпустится вам много” (Лк. 6: 37; 1 Кор. 13: 1–8, 13)».
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
Памятозлобие
Памятозло́бие — 1) удерживание в сознании гнева или ненависти, направленного (направленной) в отношении действительного или мнимого обидчика; 2) черта характера, то же, что злопамятство.
Чем памятозлобие отличается от памятования о зле?
Памятование о зле есть сохранение в памяти фактов о тех или иных прегрешениях, злодеяниях, совершенных теми или иными людьми. Памятование о чьих-либо грехах, преступлениях, злодействах человек может использовать как на пользу, так и во вред собственной душе.
Скажем, псалмопевец, предостерегая людей от советов нечестивцев и посещения собраний развратителей, имел в виду, что тот, кто последует его наставлению, будет знать (то есть держать в памяти знание) о нечестии и развратных действиях тех, общения с которыми он призван избегать. При этом муж, использующий таким образом знание и исполняющий слово псалмопевца, именуется блаженным (Пм.1:1).
Другое дело, если речь идёт не о памятовании (о чьем-либо грехе) как таковом, но о памятозлобии. Памятозлобие есть не просто фиксация в памяти факта о чьем-либо грехе или чьей либо вине (например, нанесенном ущербе, обиде, оскорблении); памятозлобие — это греховное чувство, сопровождаемое гневом, ненавистью, нелюбовью, желанием обидчику зла, иногда — даже и кровавого мщения.
По учению Церкви, гнев вообще представляет собой тяжкий грех. Сознательно же удерживаемый и вынашиваемый в душе длительное время он оказывает на человека разрушительное, пагубное воздействие. Хорошо понимая опасность этого вида греха, апостол Павел советовал не удерживать его дольше, чем продолжается текущий день ( Еф.4:26 ) (разумеется, он имел в виду неправедный гнев).
Помимо сказанного важно отметить: памятозлобие бывает связано с нежеланием или неумением прощать. Соответствует ли это вере христианской? Очевидно, что нет. Господь Иисус Христос, проповедуя Благовестие, призывал всех людей к искренней взаимной любви; при этом Он учил молиться даже за врагов. Подчеркивая перед учениками важность прощения, Он засвидетельствовал, что если кто-либо не будет прощать людям их согрешения, то и сам будет лишен прощения от Милосердного Небесного Отца ( Мф.6:15 ).
Казалось бы, удивительно, но многие из нас, даже и хорошо зная прошение молитвы Господней об оставлении долгов (невыполненных обязательств; грехов), и даже регулярно произнося это прошение — «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» ( Мф.6:12 ) — продолжают удерживать зло на обидчиков: не прощать, памятозлобствовать.
Памятозлобие — это духовный рак
|
Архимандрит Софиан (Богиу) |
Следуя слову святых отцов, мы постоянно напоминаем, что пост означает не только воздержание от скоромной пищи, мяса и молочных продуктов. Некоторые верующие очень строго соблюдают этот пост, и хорошо, что соблюдают, однако этого недостаточно. К физическому посту — отказу от пищи — мы всегда должны добавлять то, что является его сердцевиной, самым важным в нем, — отказ от зла. Поститься всем существом своим, чтобы и глаза, и ум, и уста, и руки, и ноги — всё удерживалось от зла. Если этот пост, душевный, удастся соединить с тем, телесным, то это и будет то, чего хочет от нас Бог. Но если мы соблюдаем только телесный пост, а о другом, душевном, не заботимся, тогда наше пощение становится бесполезным: мы трудимся, но воздаяния не получаем.
Хорошенько задумаемся над этим, ведь каждый из нас нуждается в Боге. Бывают такие обстоятельства в жизни, когда люди действительно не могут помочь нам, и тогда мы взрываемся умом и сердцем своим к небу и вопием: «Господи, помоги!» И Бог помогает нам, если мы стоим на Его пути. Но если мы творим, что хотим, и творим одно только зло, говорим, чего не следует, и делаем только плохое, тогда Бог не внимает нашей молитве, как говорит об этом святой апостол Иаков[1]. Вы не получаете помощи и остаетесь неуслышанными, потому что молитесь плохо, просите того, что вам на самом деле неполезно, или просите у Того, Кого до последнего момента презирали. Когда тебе нужно, ты взываешь к Богу в молитве, а потом опять возвращаешься к своей обычной жизни, чаще всего — греховной.
Потому хорошо было бы обратить внимание на страсти, обуревающие и возмущающие нашу внутреннюю жизнь. Возмущаемые сами собой, мы возмущаем и тех, кто окружает нас, и наша жизнь нередко превращается в ад, вся эта наша земная жизнь со скандалами в семье, на работе, повсюду, со всевозможными конфликтами по причине амбиций, гнева, расшатанных нервов и так далее. И потому хорошо будет, чтобы в эти постные дни тот, кто может держать телесный пост — очень хорошо, пусть держит его, однако ему должен сопутствовать пост душевный, осторожность ко всему тому, что возмущает нашу внутреннюю и внешнюю жизнь.
Одной из страстей, свирепствующих в нашей жизни, является гнев, и идущие рука об руку с ним ссоры, конфликты, заходящие иногда очень далеко. Как последствие гнева, если нам не удается помириться в тот же день с тем, с кем мы поругались, в нас вселяется одна очень опасная страсть — памятозлобие. И ты ходишь с этим памятозлобием, молиться не можешь, умом пребываешь в постоянном диалоге с тем, с кем поссорился. В действительности другой тоже сердит на тебя и тоже испытывает гнев. Он то в сторону отведет глаза, то вниз — ему тяжело или противно посмотреть на тебя, ведь ты его оскорбил, — и ты также.
Эта страсть, называемая памятозлобием, есть диавольский плод гнева. О ней я хочу почитать вам из святого Иоанна Лествичника. Этот великий духовный психолог, этот монах, живший в VI–VII веке нашей, христианской, эры, — как ни один из психиатров наших дней, проанализировал человеческую душу и человеческую личность, уловив тончайшие нюансы внутренней жизни людей, и потому был внимателен к той страсти, о которой мы сейчас говорим, — к памятозлобию. Он говорит, начиная свое Слово 9, так:
«Святые добродетели подобны лестнице Иакова, а непотребные страсти — цепям, упавшим с рук первоверховного Петра. Первые (то есть добродетели), переплетаясь одна с другой, возводят желающего того к небу, а вторые порождают и укрепляют друг друга» — то есть страсти (гл. 1). Потому что ты совершаешь зло, обманываешь, ненавидишь, крадешь, творишь многие другие страсти, и все они стягиваются, подобно цепям, вокруг тебя, и ты становишься похожим на настоящего раба. Если ты делаешь добро, если совершаешь добродетели, как говорят святые отцы, тогда внутреннее твое освобождается от этого яда страстей, ты все более светлеешь, становишься всё спокойнее и чувствуешь, что молишься, чувствуешь, что Кто-то защищает тебя, чувствуешь, что у тебя есть Владыка, в любое время могущий тебе помочь.
«Мы слышали, что памятозлобие есть порождение гнева, а теперь пришло время рассказать о нем» (гл. 1). Памятозлобие — это конец, к которому приводит гнев, оно — плод гнева, «хранительница грехов, ненависть к правде, истребление добродетелей» (гл. 2), ибо как рак пожирает клетки нашего тела, так и памятозлобие пожирает добродетели, добрые дела — как наши, так и других людей.
«…Пресечение моления…» — потому что когда ты молишься, ты просишь, чтобы Бог пресек это твое моление. Ты не имеешь права быть прощенным, если сам не прощаешь.
«…Отстранение любви, гвоздь, вонзенный в душу, чувство неприятное, любимое так же, как сладость горечи, грех непрекращающийся, беззаконие неусыпающее, злоба каждодневная, всегда одна и та же» (гл. 2). То есть памятозлобие — «это страсть мрачная и безобразная, из тех, что рождаются, но сами не рождают. Поэтому мы не хотим говорить о ней много» (гл. 3).
«Когда, после многого подвига, ты не можешь полностью вынуть занозу (эту занозу памятозлобия), преклонись перед врагом твоим хотя бы словом, чтобы, устыдившись своего лицемерия по отношению к нему, полюбить его по-настоящему, будучи подстрекаем совестью, как огнем» (гл. 11).
«Ты узнаешь, что избавился от этого гнилья (памятозлобия), не когда станешь молиться об оскорбившем тебя (внимание!) и не когда воздашь ему дарами или посадишь с собой за стол, а когда, узнав, что с ним случилась беда душевная или телесная, восскорбишь и заплачешь о нем, как о себе самом» (гл. 12). Это свойство любви, о котором говорит святой апостол Павел в главе 13 [Первого послания] в Коринфянам: страдать вместе с страдающим, даже если он твой враг. Если ты страдаешь вместе с ним и молишься о нем в большой беде, то ты исцелил и его, и себя самого.
«Воспоминание о Страданиях Иисусовых исцелит душу, помнящую о зле, пристыжая ее Его незлобием» (гл. 14).
«В гнилом дереве водятся черви, а в лицемерно кротком и спокойном поведении скрыта безумная ненависть» (гл. 14). Ты ведешь себя хорошо, улыбаешься, но помнишь зло, идущее у тебя изнутри. Псалмопевец где-то говорит: «Слова их мягки и нежны, но режут, словно мечи»[2]. Таким образом, это ложный мир в душе твоей, это некий политес… Ты улыбаешься, но всегда готов вонзить кинжал в сердце другому.
Итак, секрет заключается в следующем: примириться с врагом своим в тот же самый день. «Солнце да не зайдет во гневе вашем» — так советует нам Священное Писание[4]. Солнце да не зайдет во гневе нашем, и тогда изгонится из нас памятозлобие и нормализуются отношения между мной и тобой, и другими.
«Незлопамятность — признак истинного покаяния, а кто питает вражду и кажется кающимся, тот подобен тому, кому во сне кажется, будто он бежит» (гл. 16). Может, у вас были такие сны, когда вы бежали, неслись, напуганные кем-то, а проснувшись, оказывались на своей кровати. Примерно таков же тот, кто хочет держать в себе зло: и кажется, что он кается, и на вид он становится кротким, однако он питает в себе вражду. Он таков же, как тот, которому кажется, будто он во сне бежит.
«Я видел некоторых, кто памятозлобствовал, увещевая других не памятозлобствовать. И, устыдившись своих собственных слов, они положили конец этой страсти» (гл. 17). Легче говорить, чем делать.
«Да не полагает никто, будто это затмение — страсть легкая, преходящая, ибо часто ей удается простираться даже на мужей духовных» (гл. 18).
И последний абзац, вкратце: «Это была девятая ступень. Кто преодолел ее, тот уже может с дерзновением просить разрешения грехов у Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».
Архимандрит Софиан (Богиу), во Святом Крещении Сергий, родился в 1912 г. в семье благочестивых крестьян, проживавших в уезде Бельцы (Молдова). В возрасте 14 лет поступил в скит Ругь уезда Сорока и 11 лет пробыл послушником. В 1932 г. поступил в монашескую семинарию монастыря Черника (Бухарест). В 1937 г. принял монашеский постриг, в 1939 г. рукоположен в иеродиакона, в 1940–1945 гг. прошел обучение в Бухарестской Академии художеств, в 1942–1946 гг. — на Бухарестском богословском факультете. В 1945 г. рукоположен во иеромонаха в Бухарестском монастыре Антим, в 1950 г. стал его настоятелем, а в 1954 г. — настоятелем монастыря Плумбуита, также в Бухаресте. В 1958 г. арестован и осужден на 15 лет исправительных работ за участие в духовном движении «Неопалимая Купина» («Rugul Aprins»), отбыв 6 лет заключения, был освобожден по всеобщей амнистии политзаключенных. Выйдя на свободу, отец Софиан оставался под бдительным надзором спецслужб. Будучи профессиональным иконописцем, он расписал в Румынии 25 храмов и обителей, в том числе скит Дарварь, монастыри Агапия и Раду-Водэ, в Ливане — монастырь Деир-эль-Харф, в Сирии — кафедральный собор в Хомсе и храм в Хаме, а также отреставрировал многие храмы. Архимандрит Софиан прекрасно знал не только греческую, но и русскую аскетическую литературу — свтт. Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, св. прав. Иоанна Кронштадтского. Он был одним из самых почитаемых и любимых румынских духовников, которого называли «апостолом Бухареста». Упокоился отец Софиан (Богиу) 14 сентября 2002 г. в монастыре Кэлдэрушань в возрасте 90 лет.
[1] «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4: 3).