знакомство психолога с ребенком с чего начать

Ребенок и психолог: как сделать, чтобы первая встреча не стала последней

Случается, что родители боятся вести ребенка к психологу. Многие переживают, что их будут критиковать, осуждать и обвинять в том, что они плохие родители. Но важно помнить, что такое поведение свойственно только некомпетентному специалисту, и если у вас возникли сложности с ребенком и вы просите о помощи — то это уже заслуживает большого уважения.

Можно обратиться к школьному или выбрать детского психолога . Как поговорить с ребенком перед таким визитом, чтобы не напугать его, как должны проходить встречи и сколько их необходимо, Promum рассказывает психолог Евгения Гайдай.

Как должна проходить первая встреча

знакомство психолога с ребенком с чего начать. знакомство психолога с ребенком с чего начать фото. картинка знакомство психолога с ребенком с чего начать. смотреть фото знакомство психолога с ребенком с чего начать. смотреть картинку знакомство психолога с ребенком с чего начать.Я всегда на первую встречу приглашаю родителей без детей, на тот случай, если существует какая-то тайна, которую они не могут озвучить при ребенке. Дальше я провожу диагностику с самим ребенком.

После чего встречаюсь с родителями, объясняю, что я увидела и как вижу свою работу дальше. Мы договариваемся о контракте.

Сколько должно быть встреч?

Дальше я работаю с ребенком и периодически встречаюсь с родителями. Бывает, что дети ходят с родителями или приходят с ними на одну-две встречи. Есть случаи, с которыми конкретно я не работаю; таких клиентов я перенаправляю к тем специалистам, кто имеет опыт работы с данной проблематикой. Иногда я направляю родителей к психологу, если, допустим, замечаю, что мама в сильной депрессии после развода и сейчас не в состоянии поддержать своего ребенка. Тогда маме полезно походить самой к психологу, а поддержку ребенку буду оказывать я — до тех пор, пока это не сможет сделать его мама. Родители часто спрашивают, сколько надо ребенку ходить к психологу. Об этом говорить сложно, потому что в самом начале работы, когда видишь ребенка впервые, ничего еще не понятно.

Тут я могу только сказать о количестве диагностики, но точно не последующих встреч. Часто дети после нескольких встреч и сами чувствуют, когда готовы закончить, а с некоторыми детьми нужно провести более длительное время. Именно поэтому, если по каким-то причинам вы решили перестать водить ребенка к психологу, об этом стоит сказать заранее и дать психологу еще несколько встреч на то, чтобы ребенок успел попрощаться. Ведь часто в кабинете поднимаются очень важные и сокровенные для ребенка вопросы, и оставить это бывает не так просто.

Как поговорить с ребенком перед встречей

знакомство психолога с ребенком с чего начать. знакомство психолога с ребенком с чего начать фото. картинка знакомство психолога с ребенком с чего начать. смотреть фото знакомство психолога с ребенком с чего начать. смотреть картинку знакомство психолога с ребенком с чего начать.Работая с детьми много лет, я стала замечать, что родители часто приводят ребенка, не предупреждая его о том, куда он идет. Представьте, что у вас есть какая-то сложность и самый близкий вам человек без предупреждения приводит вас к психологу, чтобы вы разобрались с ней. Как вы себя будете чувствовать? Что будете чувствовать по отношению к человеку, который вас привел?

Думаю, это хороший пример, чтобы объяснить чувства ребенка, которого не предупреждают о визите к психологу. Я при знакомстве с детьми всегда объясняю, кто я такая, чем занимаюсь. Но и родителей учу объяснять детям, кто такой психолог. Иногда достаточно сказать несколько простых фраз.

Например: «У меня возникли сложности в отношениях с тобой. Психолог нам поможет наладить отношения. Для этого надо ходить к нему на встречи и тебе, и мне». Или: «Твои сложности с ровесниками можно решить. Давай вместе сходим к психологу. Он как раз занимается такими вопросами».

Если ребенок или подросток отказывается идти к психологу, стоит спросить, из-за чего он переживает. Точно не нужно заставлять и давить на ребенка, особенно подростка. Возможно, хорошим толчком будет то, что вы сходите на консультацию сами, а потом поделитесь своими впечатлениями. Пообщавшись с психологом, вы можете найти способ договориться с ребенком, чтобы и он тоже посетил его.

Мне кажется, что психолог не подходит. Нужно ли продолжать?

После первой консультации не спешите сразу записываться на остальные. Прислушайтесь к своим ощущениям после встречи. Если записались, всегда есть возможность встречу отменить за сутки.

знакомство психолога с ребенком с чего начать. знакомство психолога с ребенком с чего начать фото. картинка знакомство психолога с ребенком с чего начать. смотреть фото знакомство психолога с ребенком с чего начать. смотреть картинку знакомство психолога с ребенком с чего начать.

И учитывайте следующее:

Помните, что за свой выбор несете ответственность именно вы. Не стесняйтесь и не бойтесь тех сложностей, которые могут возникать у ваших детей. Есть люди, которые специально изучали то, что не обязаны знать и понимать все родители. Просьба о помощи уже вызывает уважение.

Источник

Первое занятие психолога с детьми «Знакомство»

знакомство психолога с ребенком с чего начать. знакомство психолога с ребенком с чего начать фото. картинка знакомство психолога с ребенком с чего начать. смотреть фото знакомство психолога с ребенком с чего начать. смотреть картинку знакомство психолога с ребенком с чего начать. Анастасия Сизова
Первое занятие психолога с детьми «Знакомство»

Занятие «Знакомство«

знакомство с детьми;

• формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»,

• принятие детьми друг друга

• отработка позитивного взаимодействия детей друг с другом;

• снятие психоэмоционального напряжения.

Ход занятия

1. Ритуал входа в сказку.

Звучит спокойная музыка. Дети проходят по «солнечному лучу», наполняются теплом, радостью, силой солнечного луча. Садятся в круг, в центре – «солнце».(Нарисованный луч и солнце)

2. Знакомство.

Дети передают по кругу игрушку солнце и называют свое имя.Все отвечают: «добрый день, Саша» (улыбнуться, кивнуть головой)

Упражнение «Давайте познакомимся»

Дети встают в круг. Один из участников встает в центр круга и по очереди бросает мяч каждому, называя его по имени. Упражнение можно повторять несколько раз и на разных занятиях

Сейчас поменяются местами те,

• кто не знает ни одной сказки;

• кто всегда слушается родителей

3. Правила поведения в сказке, которые пригодятся в жизни.

Нет друга – ищи, а нашел – береги!

Помогай друзьям, делись с ними теплом, радостью.

Умеешь сам – помоги товарищу.

Умей остановить друга, если он делает что-то нехорошее.

Умеешь спорить – учись договариваться.

Не ссорься по пустякам.

Не смейся над ошибками других, ты можешь ошибиться сам.

Не срывай злость на других.

Помни о благодарности – говори волшебные слова.

Поступай с людьми так, как хочешь чтобы поступали с тобой.

Правила читает психолог. Правила обговариваются и принимаются детьми. (Правила записаны на свитке).

4. Пропуск в сказку.

Передать рукопожатие со словами «Саша, я приглашаю тебя в сказку».

5. Знакомство со сказкой. (читает психолог)

Давным-давно, когда, никто не помнит, на небе родилось солнышко. Оно было яркое, теплое, нежное и даже пушистое. Внутри солнышка было много добра и любви, но казалось никто вокруг этого не замечал, ни звездочки, ни планеты, ни люди на планете земля. Это очень огорчало солнышко.И тогда оно спросило у людей: «Почему никто не видит какое я доброе, теплое…И ответили люди: «Ты все держишь в себе, никому не даришь свою любовь и тепло. Научись отдавать, и тогда все увидят, какое ты на самом деле». И стало солнышко по всему миру рассылать свои лучики. Где же живут эти лучики? (В каждом из нас.)

Давайте вместе составим солнце. Каждый из вас – солнечный луч. Подумайте и скажите, что вы можете принести сегодня своим товарищам. Представьте, как ваш лучик летит от солнышка. Он попадает на (имя, и в душе у него рождается маленькое солнышко. Как прикасается солнечный лучик? (Нежно, ласково.) Давайте дотронемся до (имя) своими лучиками и назовем по имени.

6. Заключительный этап.

Теперь вы знаете, что в каждом из вас живет солнышко. Давайте нарисуем солнышко, которое живет внутри вас. У наших солнышек очень много лучей. И каждый лучик может принести что-то хорошее. Подумайте, что бы вы хотели получить от солнышка в подарок, и напишите эти качества на лучике.

7. Ритуал выхода из сказки.

Звучит спокойная музыка. Дети проходят по «солнечному лучу», наполняются теплом, радостью, силой солнечного луча.

знакомство психолога с ребенком с чего начать. знакомство психолога с ребенком с чего начать фото. картинка знакомство психолога с ребенком с чего начать. смотреть фото знакомство психолога с ребенком с чего начать. смотреть картинку знакомство психолога с ребенком с чего начать.«Веселый огород». Сценарий развлечения для первой младшей группы (первое знакомство с группой вместе с родителями) «Веселый огород. » Конспект осеннего развлечения для детей 1 мл. группы (первое знакомство с группой вместе с родителями.) Авторская разработка.

Дистанционное тематическое занятие ко Дню России. «Санкт-Петербург. Первое знакомство» Здравствуйте, ребята! Скоро мы отметим праздник – День России. В нашей стране много разных городов. Сегодня, я хочу рассказать вам об одном.

знакомство психолога с ребенком с чего начать. знакомство психолога с ребенком с чего начать фото. картинка знакомство психолога с ребенком с чего начать. смотреть фото знакомство психолога с ребенком с чего начать. смотреть картинку знакомство психолога с ребенком с чего начать.Фотоотчет «Как прошло наше первое занятие в бассейне!» На этой неделе у ребят появилось много новых положительных, ярких эмоций!Одними из которых стало первое занятие в бассейне, которое они.

Конспект занятия психолога в 1 классе «Знакомство» Конспект занятия. Тема: «Все мы такие разные…» Цель занятия: знакомство с учениками и с зайцем Марфушей; развитие понимания собственной.

Источник

Знакомство психолога с ребенком с чего начать

знакомство психолога с ребенком с чего начать. знакомство психолога с ребенком с чего начать фото. картинка знакомство психолога с ребенком с чего начать. смотреть фото знакомство психолога с ребенком с чего начать. смотреть картинку знакомство психолога с ребенком с чего начать.

Как правило, обращение к детскому психологу начинается с телефонного звонка или сообщения через сеть. Звонящий говорит о проблеме, которая возникла с ребенком, затем они договариваются о времени встречи.

! Ребенка к психологу на первую встречу должны привести только родители (или другой официальный опекун). Желательно, чтобы пришли оба родителя.
! Если проблема, с которой обращаются к детскому психологу, такова, что о ней невозможно говорить при ребенке (с точки зрения родителей), то на первую встречу с психологом можно прийти без ребенка.
! Возьмите с собой рисунки ребенка, если они у Вас есть.
! Встреча с детским психологом назначается на конкретный день и конкретное время, например на 14.00. Приходить нужно вовремя, именно в 14.00. Не нужно приходить раньше (на 5-15 минут), т.к. в это время у психолога еще идет предыдущая консультация. Однако, не нужно и опаздывать, поскольку время консультации не продлевается и закончится ровно через 60 минут, независимо от того, на сколько опоздал клиент.
! Если Вы передумали или у Вас не получается прийти по любым причинам, пожалуйста, позвоните и предупредите психолога об отмене встречи не позднее, чем за день до встречи. Мы можем договориться о переносе консультации на другое время или другой день.

знакомство психолога с ребенком с чего начать. знакомство психолога с ребенком с чего начать фото. картинка знакомство психолога с ребенком с чего начать. смотреть фото знакомство психолога с ребенком с чего начать. смотреть картинку знакомство психолога с ребенком с чего начать.

СКОЛЬКО НЕОБХОДИМО ВСТРЕЧ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ?

Как правило, одной консультации детского психолога недостаточно для решения проблемы. Впрочем, уже уже на первой встрече с детским психологом родители получат некоторые рекомендации и ответы на свои вопросы. Но, как я уже говорила, симптомы (проблемы) – это лишь вершина айсберга. Причины симптомов не всегда лежат на поверхности. Поэтому детский психолог может провести диагностику состояния ребенка, его отношений с родителями. Как это происходит? Родители или любой другой член семьи приводят ребенка к психологу и оставляют его с ним на 30-60 минут. В это время детский психолог беседует с ребенком, играет (если ребенок маленький), предлагает специальные детские тесты. Иногда для прояснения некоторых обстоятельств требуется отдельная встреча с мамой или обоими родителями. Как правило, диагностический этап занимает 1-2 встречи, включая первую. Последняя диагностическая сессия проводится с родителями. На этой встрече я даю свое заключение, которое включает в себя результаты психодиагностики ребенка и рекомендации родителям. Если то, что происходит с ребенком, в общих чертах понятно, причины проблемы определены, понятно, как их устранить, а родители готовы следовать моим рекомендациям, то на этом можно закончить.

Но так бывает не всегда, потому что в силу того, что к детским психологам родители, как правило, обращаются тогда, когда уже «наступил предел» и «стало невмоготу», когда собственные резервы исчерпаны, ничего не получается, а есть желание, чтобы ребенок поскорее стал нормальным (послушным, не нервным, хорошо успевал в школе и т.п.), остается один выход – психотерапевтическая работа с ребенком. На это требуется, как правило, от 5 до 20 встреч (1-2 раза в неделю с ребенком и 1-2 раза в месяц с родителями).

В более сложных случаях, когда симптом присутствует длительное время, был сформирован под воздействием явных негативных факторов или после сильной психологической травмы, а также если есть невротические или психические заболевания, хронические болезни, требуется длительная психотерапевтическая работа с ребенком.

Чрезвычайно важным условием эффективной психотерапевтической работы с ребенком является сотрудничество родителей с детским психологом. Для успеха психотерапии необходим непрерывный, стабильный процесс. Для этого родители должны регулярно приводить ребенка к детскому психологу (без пропусков). А на встречах психолога с родителями они получают рекомендации, а также информацию о состоянии ребенка, о динамике психотерапевтической работы.

Источник

Конспект занятия педагога-психолога «Давайте знакомиться!»

«Давайте знакомиться

Для плодотворной работы психолога в учреждении необходимо создать атмосферу душевного тепла и поддержки, которая будет способствовать достижению доверия, и как следствие эффективной работе. Для этого, прежде чем начинать работу с детьми, необходимо познакомиться и установить контакт.

Цель: знакомство детей с психологом.

1. Установление контакта с детьми.

2. Проведение серии игр и разминок на знакомство и сплочение.

3. Рефлексия занятия.

1. Вводная часть (приветствие, установление контакта с детьми).

2. Основная часть (игры и разминки).

3. Рефлексия занятия в целом (обсуждение, подведение итогов).

Время занятия: 20-30 минут.

Количество человек: 5-10

Ход занятия.

1. Вводная часть. (5 мин.)

Педагог-психолог: «Добрый день, ребята! Меня зовут Анна Евгеньевна, я – педагог-психолог. Сегодня наше занятие называется «Давайте знакомиться и мы с Вами посвятим его знакомству друг с другом». (Дети по очереди представляются)

Упражнение «Сдувание привета».

Дети сдувают с ладоней приветы друг другу и педагогу-психологу.

Педагог-психолог: «Давайте теперь всегда будем так здороваться?»

2. Основная часть (15-20 мин.)

2.1 Игра «Снежный ком».

Цель: запоминание имен.

Каждый стоящий в кругу перед тем, как назвать свое имя повторяет все имена, которые были названы перед ним.

Дети по очереди произносят то, чем они любят заниматься, произнося, например, «Я люблю кататься на санках. А вы?» Те, кто это любит,хором отвечают: «И я!» Желательно, чтобы каждый ребенок называл что-то новое.

2.3 Разминка «Броуновское движение»

Цель: двигательное раскрепощение детей

Атомы (участники группы) беспорядочно движутся. По сигналу ведущего они объединяются в молекулы определенной величины (2-5 атомов) в течении 10 секунд, пока звенит колокольчик. Атомы, не вошедшие в состав молекул, выбывают. Ведущий должен каждый раз называть такое количество атомов, входящих в молекулу, чтобы один участник оставался лишним.

2.4 Игра «23 февраля и 8 марта»

Цель: эмоциональное раскрепощение детей.

По очереди каждому мальчику (а потом девочке) дети дарят подарки к празднику. Но подарок можно изобразить только жестами (показать размер, форму) а тот, кому дарят подарок, должен отгадать, что ему подарили.

2.5 Упражнение «Обхлопывание»

Цель: поднятие самооценки и создание хорошего настроения.

По очереди каждый ребенок становится в круг, остальные участники его обхлопывают с ног до головы.

3. Рефлексия (5 минут).

Педагог-психолог: «Дорогие ребята, спасибо Вам за такое интересное занятие, за то, что Вы внимательно меня слушали и охотно выполняли предложенные упражнения. Скажите, что Вам понравилось или запомнилось на занятии больше всего?». (Дети высказали свои мнения, педагог-психолог анализирует свое занятие – саморефлексия)

«Цветик-семицветик». Конспект занятия педагога-психолога в средней группе Занятие педагога-психолога в средней группе «Цветик-семицветик». Цель занятия: развитие и коррекция познавательной и эмоционально-волевой.

знакомство психолога с ребенком с чего начать. знакомство психолога с ребенком с чего начать фото. картинка знакомство психолога с ребенком с чего начать. смотреть фото знакомство психолога с ребенком с чего начать. смотреть картинку знакомство психолога с ребенком с чего начать.Фотоотчет. Совместные занятия педагога-психолога и педагога по изодеятельности Совместные занятия педагога-психолога и педагога по изо – деятельности для старшей группы компенсирующей направленности Вот и закончился.

Конспект НОД по экологии с использованием ИКТ «Давайте знакомиться — я Скопа» Конспект НОД по экологии с использованием ИКТ «Давайте знакомиться – я СКОПА» (старший дошкольный возраст) Воспитатель 1 квалификационной.

знакомство психолога с ребенком с чего начать. знакомство психолога с ребенком с чего начать фото. картинка знакомство психолога с ребенком с чего начать. смотреть фото знакомство психолога с ребенком с чего начать. смотреть картинку знакомство психолога с ребенком с чего начать.Конспект занятия педагога-психолога «Попробуй волшебником стать» «Попробуй волшебником стать» Цель: создание эмоционально-эстетического настроения, развитие навыков взаимодействия, гармонизация внутреннего.

Конспект занятия педагога-психолога с детьми средней группы «Радость» Цель: знакомство с чувством радости, развитие способности к эмоционально-волевой регуляции; активизирование эмоционального и моторного самовыражения;.

знакомство психолога с ребенком с чего начать. знакомство психолога с ребенком с чего начать фото. картинка знакомство психолога с ребенком с чего начать. смотреть фото знакомство психолога с ребенком с чего начать. смотреть картинку знакомство психолога с ребенком с чего начать.Конспект занятия педагога-психолога: «В мире эмоций» с детьми 5–6 лет. Цель: познакомить детей с понятием «эмоции»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики.

План-конспект проведения родительского собрания «Давайте знакомиться!» План-конспект проведения родительского собрания на тему: «Давайте знакомиться!» (Ранний возраст) Выполнил: Осипова К. А. Район: Борский.

знакомство психолога с ребенком с чего начать. знакомство психолога с ребенком с чего начать фото. картинка знакомство психолога с ребенком с чего начать. смотреть фото знакомство психолога с ребенком с чего начать. смотреть картинку знакомство психолога с ребенком с чего начать.Сценарий знакомства с родителями в клубе молодых семей «Давайте знакомиться!» Сценарий знакомства с родителями в клубе молодых семей «Давайте знакомиться!» Звучит песня «Погода в доме» (Музыка В. Горобца, обработка.

Источник

Содержание диагностической беседы с подростком

В начале беседы не стоит задавать прямых вопросов о душевном состоянии подростка; Ребенок лучше освоится в общении с психологом, отвечая поначалу на вопросы, касающиеся его режима дня (Во сколько ты встаешь? Сколько времени уходит на завтрак? Кто готовит завтрак? Тебя кто-нибудь из членов семьи провожает в школу? Во сколько ты обычно приходишь домой после окончания занятий в школе? Обедаешь ли ты после прихода из школы? Сам ли разогреваешь обед? Когда ты гуляешь? Сколько времени тратишь на прогулку? С кем ты гуляешь? Когда ты готовишь уроки? Сколько времени тратишь на подготовку домашних заданий? Если у тебя не получается какая-нибудь задача, обращаешься ли ты к кому-нибудь за помощью? Во сколько с работы приходят твои родители? Как вы проводите время? Когда вся семья собирается вместе? Сколько времени ты смотришь телевизор (видеомагнитофон)? Во сколько ты ужинаешь и ложишься спать?).

Подобные вопросы и ответы на них позволяют обрисовать картину жизни ребенка, его взаимоотношений с членами семьи и другими окружающими его людьми. Например, имея эту информацию, психолог адекватнее проинтерпретирует результаты теста «Рисунок семьи».

Далее следует блок вопросов, касающихся семьи ребенка. Их можно задавать вразбивку, особенно если ребенка настораживает и тревожит большое количество вопросов о. семье. Следует поинтересоваться, кем работают родители, какова область их интересов, каков режим их работы, как проводят свое свободное время, сколько времени затрачивают на общение с детьми (прогулки, покупки в магазинах, чтение, просмотр телевизионных передач, отдых и т. д.), кто из членов семьи является ее главой; как сложились отношения у подростка с его братьями и сестрами, дедушками и бабушками; как подросток обычно проводит летние и зимние каникулы.

После установления контакта следуют вопросы, касающиеся личности ребенка. Следует отметить, что вопросы, касающиеся мировоззрения, уместно задавать старшеклассникам, так как большинство подростков еще не готовы к их обсуждению.

Далее следуют вопросы, касающиеся интересов самого подростка.

Далее необходимо поинтересоваться, есть ли у подростка мечта. Если подросток затрудняется ответить на этот вопрос, то у него следует спросить, что он сделал бы, если бы у него была возможность обратиться к золотой рыбке и он мог загадать три любых желания, которые непременно исполнились бы.

У подростка следует также выяснить, что и кого он больше всего ненавидит.

Интерес представляет отношение подростка к созданию в будущем семьи:

Младшие подростки иногда испытывают затруднения, отвечая на эти вопросы. В старшем школьном возрасте эти затруднения нередко возникают у тех подростков, у которых наблюдаются конфликтные отношения с родителями, отсутствие жизненных планов, низкая самооценка.

В настоящее время в жизни человека большое значение приобретает религиозное мировоззрение.

Чтобы разобраться в степени религиозности подростка и характере ее влияния на его личность, необходимо поинтересоваться не только тем, верит ли подросток в бога, но и установить, насколько глубоко он верит, как свою веру переживает. Это можно сделать с помощью следующих вопросов:

– Веришь ли ты в бога? Ходишь ли ты в церковь? Как часто ты посещаешь церковь? Что значит любить бога? Как к твоей религиозности относятся родители? Знаешь ли ты божественные заповеди и молитвы? Отмечаешь ли религиозные праздники? Какие религиозные праздники ты знаешь? Какой религиозный праздник недавно прошел? Как ты его отмечал? К какому религиозному празднику ты готовишься? Что ты для этого делаешь?

Беседа используется также для изучения особенностей эрудиции и интеллекта подростков. При этом необходимо обращать внимание на их речь: выражают ли они свои мысли односложно или в развернутой форме; легко ли понимают суть задаваемых вопросов; адекватно ли реагируют на шутки; склонны ли шутить сами; быстро ли реагируют на слова и замечания психолога. О многом говорят взгляд, улыбка, жестикуляция детей и т.д.

Нелишне поинтересоваться, как школьник сам оценивает свои возможности: считает ли он, что обладает какими-то выдающимися способностями или обладал ими раньше.

В ходе беседы можно получить информацию о волевой регуляции подростка, которая уточняется при встречах с родителями и учителями, а также пополняется в ходе собственных наблюдений психолога.

В процессе беседы нужно уделять больше внимания обсуждению конкретных фактов проявления воли (или безволия) у подростков.

В конце беседы, когда устанавливаются доверительные отношения, следует приступить к изучению эмоциональной сферы ребенка. В результате можно получить предварительную информацию о способах реагирования подростка на стрессовую ситуацию, о причинах его эмоциональных переживаний, о глубине и силе переживаний.

Можно задать следующие вопросы:

– Какое настроение обычно бывает у тебя? Легко ли расстраиваешься, огорчаешься? Что чаще всего тебя огорчает?

Быстро ли твое настроение нормализируется, или ты долго переживаешь то, что случилось? Как ты реагируешь на то, что тебя расстраивает, – раздражаешься, плачешь, делаешь вид, что ничего не произошло, чувствуешь в душе горечь, обиду?

Испытываешь ли ты чувство тоски, страха, тревожности, одиночества, подавленности? Возникает ли у тебя чувство вины за что-либо?

Если подросток дает положительный ответ, то у него следует спросить:

– Как часто эти чувства появляются у тебя? Что ты ощущаешь, когда они возникают? Когда они появляются у тебя? В какое время дня они наиболее и наименее сильны? Пытаешься ли ты их преодолевать (если да, то как) или ждешь, когда они сами пройдут? Если они проходят сами, то когда это обычно наступает?

Помимо затяжного снижения настроения, у детей, страдающих от депрессий и неврозов, отмечается ухудшение аппетита, нарушение сна, появление соматических расстройств (разумеется, психолог должен разбираться в особенностях патологии и этих явлений). В этой связи необходимо выяснить у подростка, какой у него аппетит. Если он говорит, что аппетит у него ухудшился, то следует спросить, с какого момента это началось, какие жизненные события этому предшествовали.

– Не испытываешь ли общей разбитости, не появляются ли непонятные боли в разных частях тела? Когда они возникают? Опиши свои ощущения.

– Как ты засыпаешь? Быстро или долго ворочаешься с боку на бок? Какой у тебя сон – поверхностный или глубокий? (Если подросток не понимает вопроса, то ему надо объяснить, что поверхностный сон – это сон чуткий, когда человек вроде бы и спит, но при малейшем шорохе просыпается и т.д.) Видишь ли сны? Какие сны ты видишь – цветные или черно-белые? Сколько часов спишь, высыпаешься или нет? Часто ли плохо спишь или в какие-то определенные дни, когда происходят определенные события в твоей жизни? Как встаешь – тяжело или легко? Какие испытываешь ощущения после сна – бодрость, вялость, разбитость или ощущение, что вовсе не спал?

В ходе беседы с подростком обсуждаются также вопросы, касающиеся его характера.

Ответы на эти вопросы, в частности, являются основанием для изучения самооценки подростков. Интересные данные можно получить, используя методику «Тест на самооценку».

Важным показателем внутреннего состояния ребенка является его отношение к животным.

– Есть ли в доме домашние животные? Кто за ними ухаживает? Любишь ли ты свою кошку (собаку)? Нравится ли тебе тискать животное? Не появляется ли у тебя иногда желание причинить ему боль? Если ответ положительный, то когда оно чаще всего возникает: без причин, когда тебя наказывают, когда тебе запрещают что-либо делать, когда ты ссоришься с кем-либо из членов семьи, когда тебя бьют родители (если эти факты уже обсуждались в ходе беседы).

Если в семье домашних животных нет, то следует выяснить, были ли они раньше, почему их нет в настоящее время, не отказались ли родители от содержания животных, потому что подросток их мучил. Естественно, что в прямой форме последний вопрос можно задать далеко не всегда. Иногда предпочтительнее обсудить его с родителями.

Большую роль в жизни любого школьника играют различные коллективы. Поэтому в ходе беседы с подростками необходимо поинтересоваться такими вопросами, каковы его взаимоотношения со сверстниками в классе, во дворе, в спортивной секции и т.д. Необходимо выяснить, какое место подросток занимает в этих коллективах, особенно как к нему относятся одноклассники, какое место он хотел бы занимать в их среде. Подростки могут переживать из-за того, что при достаточно высоком рейтинге они не могут стать лидерами в классе. В то же время они могут оставаться равнодушными к низкому рейтингу среди своих одноклассников, поскольку школьный коллектив не является для них такой референтной группой, как, скажем, коллектив спортивной секции, в которой они занимаются.

Необходимо в деликатной форме поинтересоваться отношениями подростка со сверстниками противоположного пола, с какими переживаниями это связано.

Психологу важно знать отношение подростка с учителями, как оценивает их моральные и профессиональные качества. Как в ходе общения с ними он выражает свое отношение к ним – в какой форме.

Необходимо также выяснить состояние здоровья ребенка в данный момент и нет ли у него хронических заболеваний, в каком физическом состоянии он пришел на обследование, не голоден ли он.

В ходе беседы уделяется также внимание ранним детским воспоминаниям ребенка, рассказу о конкретных эпизодах из его жизни, впечатлениям о людях и действительности, которые формировались у него на основе личного опыта и под влиянием других людей.

В заключение нужно поблагодарить подростка за содержательную беседу, за то, что он добросовестно ответил на вопросы. Можно отметить наиболее интересные моменты в его высказываниях, оригинальные замечания, сделанные подростком. После этого ребенку следует предложить пройти тестирование, объяснив, что такое тесты, с какой целью они используются.

Собственно психодиагностическое обследование подростка планируется по результатам первичной беседы с ним и его родителями или педагогами. Как правило, консультант сочетает в своей работе тестовый и клинический методы. В ходе работы проводится наблюдение за поведением ребенка, а также – в естественной для него обстановке (в классе и т. д.).

Проанализировав результаты обследования, консультант составляет психологическое заключение по следующей схеме.

Если нет достаточных данных, фиксировать только то, что можно твердо утверждать! При недостаточных данных психологическое заключение не пишется.

Дальний прогноз вообще невозможен.

Ближайший прогноз – условно-вариантный.

Советы по воспитанию.

Коррекция выявленных трудностей.

Ориентация родителей в организации жизни ребенка (что нужно туда включить, что исключить – чтобы жизнь была менее травматична).

Организационные меры (перевод в другую школу, спец. учреждение, направление на консультацию к определенным специалистам).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *