звонок робота с номера 900 что это
Стало известно, как отличить звонок робота Сбербанка от робота-мошенника
Сбербанк запустил сервис, который предупредит о звонке мошенника
Клиентам Сбербанка регулярно поступают звонки с номера 900 от робота, который обращается по имени и отчеству и просит подтвердить ему эту информацию. Получившие такие звонки клиенты банка сочли их подозрительными и прерывали разговор. При этом в Сбербанке заявили, что клиентам действительно звонит их робот.
«Для того, чтобы робот смог озвучить предложение, ему необходимо провести идентификацию, так как предложение индивидуальное и не может быть озвучено третьим лицам», — заявил банк.
Заключенные московских СИЗО стали меньше атаковать клиентов Сбербанка
Руководитель проекта ОНФ «За права заёмщиков» Евгения Лазарева рекомендует на фоне участившихся сообщений о подмене злоумышленниками номеров финансовых организаций сбрасывать звонки «роботов», ботов и прочие авто-звонки. С ней согласен и директор по разработке Qrator Labs Михаил Левитин. Кроме того, эксперт предупредил об угрозе сбора голосовых слепков.
«Сейчас пока не очень понятно, как именно они могут быть впоследствии использованы, особенно если в распоряжении мошенников есть еще какие-то дополнительные персональные данные, которые с завидным постоянством утекают из разных каналов», — отметил Левитин.
Вместе с тем главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов заявил, что злоумышленники не могут подделать короткие номера из нескольких цифр, которые принадлежат крупным или официальным организациям. Сотовые операторы эффективно отслеживают такие попытки и блокируют звонки.
«Однако злоумышленники часто пытаются обойти подобные блокировки, добавляя, например, «+», «+?», «8-» к известным коротким номерам. Поэтому пользователям очень важно оставаться бдительными, внимательно смотреть на номер входящего звонка, установить решения для определения незнакомых номеров», — рекомендует эксперт.
Звонок с номера 900: как не дать себя обмануть!
Номер 900 — это официальный номер Сбербанка, который создан для взаимодействия с клиентами. Но и телефонные мошенники активно его используют, когда звонят своим жертвам. Как же понять, кто вам звонил? И как защитить себя от кражи личных средств или персональных данных? После прочтения этой статьи вы сможете легко распознать злоумышленников и защитить себя от их схем.
Пожалуйста, ответьте на 4 вопроса ниже!
Результаты опроса помогут нам поддерживать актуальность этого материала и публиковать новые полезные статьи.
Спасибо за участие в опросе! Если вы пострадали от рук мошенников, обязательно свяжитесь со службой безопасности своего банка и сообщите об этом (Ссылка для Сбера). Также вам нужно написать заявление в полицию для расследования дела.
Это очень важная информация! Поделись ею с близкими людьми 😉
Что за номер 900
Номер 900 — это телефон Сбера, который создан для взаимодействия с клиентами. Он выполняет технические функции, такие как:
Говоря простым языком, этот номер действует только для того, чтобы вы могли по нему позвонить сами или получить СМС-сообщение. Сотрудники банка, как правило, не используют его для звонков клиентам! Иногда звонит «робот», который просто информирует о новом предложении, но не требует от вас никаких личных данных.
Когда вам звонят с 900, это вызывает доверие. Кажется, что звонят из Сбербанка, ведь это их официальный номер. Злоумышленники используют нашу доверчивость в своих корыстных целях. Они подменяют свой номер с целью ввести нас в заблуждение. Так получилось, что технически организовать такую подмену достаточно несложно для технически подкованного человека.
Проверить, кто вам звонит, достаточно легко. Вы можете сбросить вызов и позвонить по номеру 900. Только набирайте цифры сами, а не перезванивайте нажав на строку последнего вызова, как это обычно делаете, когда разговариваете с друзьями и родственниками.
С каких еще номеров звонит Сбербанк?
Сотрудники Сбера звонят клиентам только с официальных номеров банка:
С какого бы телефона не позвонил специалист банка, он никогда не попросит следующую информацию:
Как только вас попросят сообщить эти сведения, сразу же завершайте разговор!
Как подделывают звонки с номера 900
В 2021 году мошенники научились подделывать короткие номера, поэтому сейчас наблюдается волна звонков якобы от сотрудников Сбера. Официальный «робот» иногда может позвонить и сообщить о новых услугах или кредитных предложениях. Но если звонит человек и просит у вас под тем или иным предлогом сообщить информацию, описанную в видеоролике выше, скорее всего это злоумышленник.
Схема 1
Чтобы подменить номер телефона, преступники часто используют нашу природную невнимательность. Большинству людей достаточно сложно сходу отличить букву О от цифры 0, к примеру. Давайте потренируемся!
Звонят с номера 900
Короткий номер 900 принадлежит Сбербанку и используется для SMS-оповещений клиентов о предложениях банка, информировании о зачислении денег на счет или списании с баланса, включая снятие наличных денег в банкомате или кассе банковского отделения.
Также этот номер применяется для подтверждения транзакций при:
На привязанный к карте телефонный номер приходит SMS-код, который нужно ввести для осуществления платежа.
По телефону 900 клиенты могут связаться с представителями Сбербанка для получения консультаций или решения экстренных вопросов (это телефон горячей линии). Но сотрудники банка никогда не звонят клиентам с номера 900, он предназначен только для отправки SMS.
Кто звонит с 900 и зачем
С данного мобильного телефона не может позвонить никто. Он принадлежит Сбербанку, и посторонние к нему доступа не имеют.
Злоумышленники рассчитывают на то, что, увидев не вызывающий сомнений номер 900, человек утратит бдительность и решит, что ему позвонили из службы клиентской поддержки Сбербанка.
Как мошенники звонят с номера 900
Злоумышленники используют специальные сервисы по подмене телефонных номеров, во множестве представленные в Интернете. Самый простой вариант – когда в номере 900 вместо одного или двух нулей подставляется буква «О», в результате чего он выглядит 90О, 9О0 или 9ОО.
Иногда дополнительно к цифрам 900 добавляется международный код России, в результате чего номер выглядит следующим образом: +7 900.
Могут использоваться и другие аналогичные приемы, суть которых является одинаковой и заключается в том, чтобы у человека не возникло никаких подозрений в мошенничестве со стороны звонящего, и он разговаривал с ним так, как с сотрудником службы технической поддержки.
Как происходит обман
Мошенник представляется работником Сбербанка и говорит, что с карты клиента была совершена попытка перевода денежных средств, или – что в системе произошел сбой. Якобы чтобы защитить деньги от хищения, необходимо сообщить код, который сейчас придет в SMS-сообщении (в реальности это код подтверждения для входа в Сбербанк Онлайн). Иногда мошенники выманивают секретные данные пластиковой карточки – пин-код, логин и пароль к интернет-банкингу, CVV- или CVC-код. Получив доступ к карт-счету, они моментально переводят с него все деньги.
Иногда мошенники не переводят деньги сами, а предлагают сделать это жертве, предоставив номер карты или другие реквизиты. При этом они «гарантируют» что данный счет полностью защищен, а также закреплен за личным менеджером, и с него можно будет вернуть деньги в любой момент.
Чтобы лучше войти в доверие, злоумышленники могут начать общение с отправки СМС. Все выглядит очень правдоподобно: с номера 900 человек получает сообщение о том, что с его счета была предпринята попытка перевода средств. Здесь же говорится о том, что сейчас перезвонит сотрудник службы техподдержки для аннулирования несанкционированной транзакции.
Буквально через минуту раздается звонок, и вежливый человек, представившись сотрудником Сбербанка, просит сообщить ему код из только что отправленного SMS-сообщения. В реальности это код доступа к Сбербанк Онлайн, с помощью которого мошенник попадает в Личный кабинет и выводит деньги со всех счетов клиента.
Звонит ли Сбербанк с номера 900
Представители Сбербанка говорят, что им известно о подобных случаях мошенничества. Чтобы не пострадать от злоумышленников, они советуют:
С каких телефонов могут позвонить из Сбербанка
Также у Сбербанка есть несколько сервисных номеров, предназначенных для обзвона клиентов – например, +7 (495) 500-34-35, +7 (495) 547-98-06 или +7 (499) 673-11-11.
Звонки с номера 900
В последнее время минимум раз в неделю от сбербанка звонки с номера 900, где бот представляется то Александрой, то Максимом, а потом просит меня к телефону у меня же по имени-отчеству. Наученный неоднократным личным опытом общения с мошенниками по телефону (спасибо Авито), утвердительный ответ не даю в принципе, отчего уверенность в том, что общаешься не с настоящим живым оператором, а с записью, только крепнет.
Не, ну понятно, что сбер настолько не верит в разумность своих клиентов, что уже считает их неспособными отличить живого оператора от программного бота с ограниченным набором заранее записанных фраз,
но даже их же чат-бот на вопрос «может ли сбер звонить своим пользователям с номера 900?» отвечает набором инструкций по защите от мошенников и предотвращению слива личной информации.
Это не добавляет очков доверия и репутации.
Зелёный банк
850 постов 2K подписчиков
Правила сообщества
1. Нельзя нарушать правила сайта Pikabu.ru.
2. Запрещено размещение информации, которая противоречит политике безопасности Сбербанка, а так же информацию, попадающую под коммерческую и/или банковскую тайну.
Тоже стабильно несколько раз в неделю получаю от 900 звонки, либо игнорю, либо ору в трубку, если настроение не очень, хотя там робот, какое ему дело до моего мата?🤣 написала в приложении сбера, что прошу исключить меня из обзвона, так им нужно 30. долбаных дней для этого.
А почему бот не может называться Максимом?
Вы уверены, что это от Сбербанка? Вроде как на сайте Сбера написано, что они никогда не звонят с этого номера сами.
Ответ Yevi в «Сбер представил нейросеть, которая создаёт изображения по описанию на русском языке»
Решил покидаться в нейросеть названиями известных картин. Местами вышло красиво, где-то крипота, где-то забавно. Итак:
Ну тут легко, Мона Лиза, Леонардо да Винчи
Звёздная ночь, Ван Гог
Черный квадрат Малевича
Постоянство памяти, Сальвадор Дали (арабская документалка)
Утро в сосновом лесу И. И. Шишкина и К. А. Савицкого (Красивое)
Девочка с персиками Валентин Серов(страшно вырубай)
Последний день Помпеи, Карл Брюллов
Бурлаки на Волге, Илья Репин
Ну и на последок: купание красного коня, Кузьма Петров-Водкин (что происходит)
Ответ на пост «Сбер представил нейросеть, которая создаёт изображения по описанию на русском языке»
Сбер представил нейросеть, которая создаёт изображения по описанию на русском языке
В основе лежит DALL-E, которую в январе представила OpenAI.
Сбер» утверждает, что ruDALL-E — первая нейросеть, которая может генерировать картинки по запросу на русском языке.
Нейросеть обучается одновременно на картинках и текстах и может создавать неограниченное число новых изображений по заданному описанию.
Подробнее можете прочитать тут:
Изображение ruDALL-E по запросу «Красивый горный пейзаж»
Изображение ruDALL-E по запросу «Шикарная гостиная с зелеными креслами»
ИИ от Сбера
Звонок из банка
— Алло, банк ВТБ, скажите вы осуществляли перевод с вашего счета в размере 5000 рублей?
— Да, твоей маме за интимные услуги.
Секундная пауза, мат, переходящий в визг. Когда я сбросил, он еще перезвонил и пытался продолжить. На что я с удовольствием ответил. Вообщем, прекрасно снял напряжение.
-Алло, беспокоят из Сбербанка. С вашей карты осуществлен перевод.
— Скажите пожалуйста, а вот всегда хотел спросить, если по понятиям, то не зашквар такому петушаре как Вы деньги будет перевести? Вроде же ничего опущенным давать нельзя?
-Тишина 5 секунд, мат, переходящий в визг, обещания найти и покарать. Удачи.
— Добрый день. Альфа-банк, у нас есть для вас специальное кредитное предложение.
— Девушка, лет через 7 позвоните, освобожусь, будет актуально. А пока вам могу сделать встречное предложение от Сбербанка.
Ответ alltaets в «Ростелеком сливает наши данные»
Не совсем в тему, просто прочитал про реакцию на отказ разговаривать, и вспомнилось.
Хреновый шаблон у этой тетечки. Видимо потому что новички в этом деле. Вот у моего сотового оператора работают профессионалы, которые регулярно звонят со своим спамом, предлагая одно и то же. И диалог с ними напоминает рпг с крайне хреновой системой диалогов:
-Здравствуйте, компания Актив, вам удобно разговаривать?
-Вы наш очень давний клиент мы специально для вас придумали супервыгодный тариф условия такие-то платите вы столько-то, подключаете? Да?
-Вы наверное не поняли, это очень выгодный тариф условия такие-то, подключаем, да?
-Но почему, вы многое упускаете, ведь там условия такие-то, подключаем? да?
-Но этот тариф лучше вашего, условия такие-то, подключаем? Да?
На следующий день звонят опять:
-Здравствуйте, компания Актив, вам удобно разговаривать?
-Это займет всего минуту, вы наш очень давний клиент мы специально для вас придумали супервыгодный тариф условия такие-то платите вы столько-то, подключаете? Да?
Звонят примерно два раза в неделю. Я уже вешаю трубку сразу как слышу что это компания актив, но меня это уже немного начинает раздражать. Хотя, вообще, я человек спокойный.
И причем я реально их давний клиент. Номером пользуюсь лет 15 наверное. Но вот от этих вот «так как вы давно платите нам деньги мы решили что было бы неплохо что бы вы платили нам побольше денег» уже появляются мысли уйти к другому оператору. Пока только мысли.
Обидчивый робот
Только, что звонил робот, предлагал услуги банка. Я спросил: «Вы робот?», на что он ответил: «Не совсем», спросил соединить ли меня с оператором, и положил на меня трубку после моей фразы: «не переключайте, с Вами интересней». Видимо, решил, что я издеваюсь.
Когда пытаешься прорваться к оператору через виртуального помощника
Роботы Сбербанка сегодня:
Роботы Сбербанка спустя два дня:
Сбербанк и искусственный интеллект
Сбербанк в результате ошибок искусственного интеллекта потерял миллиарды рублей. Об этом заявил глава банка Герман Греф на проекте «Урок цифры», пишет ТАСС.
«Из-за того, что машина совершала маленькую ошибку на больших объемах, мы теряли миллиарды рублей», — сказал Греф. Он также пояснил, что внедрение искусственного интеллекта в Сбербанке сократило около 70% менеджеров.
Взято отсюда https://m.ura.news/news/1052374016
Получается, 70% менеджеров сократили и потеряли миллиарды.
Греф поистине эффективный менеджер государственного масштаба.
С ним даже искусственный интеллект не хочет работать.
Привет всем, кто следит за историей моего обращения в ФАС по поводу рекламы Сбербанка. Сразу по существу: дело закрыли, нарушений нет. В принципе, как и ожидалось.
Должен добавить несколько выводов, которые я вынес из этой ситуации и диалога с представителем ФАС.
3) Цитата из оферты банковского обслуживания Сбербанка 27.09.2018: «Согласие Клиента на обработку персональных данных действует в течение всего срока действия ДБО, а также в течение 5 лет с даты прекращения действия ДБО. По истечении указанного срока действие согласия считается продленным на каждые следующие пять лет при отсутствии сведений о его отзыве. Согласие на обработку персональных данных, согласие на получение от Банка информационных и рекламных сообщений, в т.ч. об услугах «Сетелем Банк» ООО26, может быть отозвано Клиентом в любой момент путем передачи Банку подписанного Клиентом письменного заявления, при этом Банк имеет право продолжить обработку персональных данных без согласия Клиента в случаях, установленных федеральным законодательством.
То есть, если ты однажды заключил договор со Сбербанком, они имеют право использовать данные о тебе пожизненно, если ты не догадаешься почитать оферту и написать заявление на запрет.
5) И вообще. Скоро придется все моменты оформления договоров, покупок, заказов выполнять с обязательным условием отказа от рекламы. Их уже пихают по умолчанию всюду, где для оказания услуг требуется номер телефона, например при доставке товаров. И зачастую потребуется приложить усилия, чтобы убрать свое согласие на эту рекламу. Вот, например, случай с Суши-ВОК:
Выбрал набор суши, переходишь в корзину, видим итоговый абзац.
Не то, чтобы с этим спамом сильно труднее жить, или у нас с вами нет пары лишних минут в неделю или день для бессмысленного разговора с незнакомым человеком на неинтересующую нас тему, но какого хрена мы должны письменно отказываться от того, чтобы нам в уши не нассал очередной проходимец? Как бы хотелось зайти на законных основаниях в офисы таких контор, вывалить прям на их лакированные столы говно из пакета, и на их удивленные рожи ответить «Вы же мне письменно не запрещали».
Звонки и смс рекламного характера.
Для тех, кто ждет результаты разборок по этой теме, предоставляю промежуточную информацию. В продолжение https://pikabu.ru/story/zvonki_i_sms_reklamnogo_kharaktera_6121783
Постараюсь кратко, в виде тезисов:
— в Сбере нашли мое заявление об обслуживании
оказалось, что в заявке на выпуск карты (я-то помню, что никакие Договора с пунктами о согласии на спам я не подписывал), указаны пункты со ссылкой на публичную оферту, где все эти условия и прописаны. Раньше, в 2013-м (там я открыл карту, мне выдали ее с левым пином от другого человека с моей фамилией, то есть мне нужно было потом приехать в отделение, где я открывал эту карту, заблокировать ее, через 45 дней приехать снова, взять выписку о том, что с нее выдали все средства 00 руб 00 коп и тогда все. Но получить 00 руб 00 коп на руки и расписаться я не приехал.) так вот, в 2013м не было выделенного пункта о согласии на рассылку и прочее. Эти вещи появились позднее, и Сбер спокойной добавил их в оферту на сайте, не заморачиваясь получением согласия абонентов на новые правила игры. По сути, по закону это нормально. Так и живем. То есть, заполнив анкету на получение карты, Вы соглашаетесь с условиями аферты на сайте, которая может изменяться Сбербанком по его желанию без каких-либо уведомлений клиента.
— По информации от некоторых пикабушников, в результате моих действий с ФАС наказание может понести не Сбер, а телефонный оператор или компании, которые на подряде у Сбера по части рассылок и смс-оповещения. И даже в Сбере мне так сказали, что к спаму они не относятся и этим занимается другая организация. Так что сам Сбер наказать может и не получится, даже если для этого будут все основания, «пострадать» может компания, исполняющая передачу смс абонентам. И, как отмечали те же пикабушники, она с радостью внесет нас в черный список, запретив рассылку нам любых смс, в том числе кодов подтверждений на онлайн оплаты (особенно если мы совершаем покупку где-то на сайте, и где каким то образом подключен сервис Сбербанка, то есть например карта у меня ВТБ, а пароль для оплаты на сайте присылает Сбер. И такое бывало.) Возможно, придется менять номер телефона, так что польза от нашей «победы» может быть сомнительной. Пользователь «konvas.ru» писал:
Аккуратнее с РосСпам, я тоже им активно пользовался, а потом пошли звонки из судов и просьбы предоставить ещё данные, зарегистрироваться в системе «Арбитр» или как-то так, тем кто ни разу не юрист это все не особо приятно. Но это фигня, мой номер телефона забанили компании которые занимаются рассылкой этих СМС, да видимо их припекло судится. В итоге, ни Яндекс такси/деньги, ни смс из многих других сервисов и банков мне не приходили, спам правда тоже прекратился.
— ФАС сама выбирает, где будет проходить рассмотрение дела, и ты не можешь выбрать, кто будет этим вопросом заниматься. С другой стороны, ознакомиться с материалами, полученными в ходе делопроизводства, ты можешь ознакомиться только лично. То есть, езжай в Читу и приходи с паспортом. Поэтому при подаче заявления в ФАС важно собрать все документы, которые возможно, в том числе договора, заявки, анкеты, которые могут иметь отношение к делу.
— «заседание» перенесено на 14 сентября, запрошены дополнительные документы. Скрины прилагаю. А в общем-то, думаю, не смогу я обрадовать подписавшихся положительным решением моего вопроса, так как сам облажался с документами. Скорее всего, Сбер спокойно предоставит заверенную копию заявки. Если вас одолевает спам от банка, нужно сходить в отделение, убедиться, что закрыты все договоры обслуживания, если нужно написать заявление на отказ от рекламного информирования, и только после этого, если спам не прекратился, отправлять заявление в ФАС. Тогда от этого может быть какой-то толк.
Технологии уже позволяют позвонить с номера 900. Как понять, кто звонит на самом деле – Сбербанк или мошенник?
Телефонное мошенничество набирает обороты в России – несмотря на все попытки государства и банков остановить его. Деньги теряют не только пенсионеры, но и достаточно молодые и образованные люди. А последние схемы мошенников дошли до самого продвинутого уровня – отличить настоящий Сбербанк от того, кто им только представляется, становится сложно. Что делать, если звонят с номера 900 и как понять, кто звонит на самом деле?
Одна из самых опасных схем?
Чем дальше заходят телефонные мошенники, тем более продвинутыми становятся их технологии. Проблема, о которой мы решили написать, не нова – первые упоминания о ней датируются началом 2019 года. Однако проблема, тем не менее, не утратила актуальности и сейчас, спустя два с половиной года.
В социальной сети появилась история от пользователя, который рассказал о новой схеме мошенничества:
Звонили мошенники часто – они пытались уговорить клиента «спасти» его деньги в течение часа, пока тот самостоятельно через онлайн-банк не заблокировал карту.
Самая большая проблема в данном случае – это тот факт, что звонок поступил с номера телефона, официально принадлежащего Сбербанку. Этот номер не просто указан во всех материалах банка, но даже написан на оборотной стороне карты.
Не меньшая проблема – это то, что мошенники имели полный доступ к информации о клиенте и о проведенных им финансовых операциях. Иногда подлинная информация об остатках средств на счетах и других данных клиента действительно убеждает жертву в том, что ей звонит настоящий сотрудник Сбербанка – именно так работает социальная инженерия.
А не так давно стало известно о еще одной схеме мошенников – они нашли новый способ узнать последние 4 цифры номера карты клиента и остаток на балансе этой карты. Такую информацию они тоже используют в общении с жертвами и могли украсть так сотни миллионов рублей.
Как оказалось, разгадка многих подобных случаев достаточно проста – и уже несколько лет лазейку не могут прикрыть.
Что может подмена номера?
Узнать полные контактные данные клиента, паспортные данные и последние транзакции мошенники могут, купив в даркнете утекшую базу данных банка или связавшись с недобросовестным сотрудником банка. Но вот все остальное – чисто технический момент.
Уже давно существуют способы совершать исходящие вызовы с подменой номера. Поменять номер полностью невозможно – для этого нужно получить доступ к сим-карте, но вот изменить CallerID куда проще. CallerID – это тот номер, который видит абонент при входящем вызове. Обычно для частного использования доступна замена номера на другой номер – в формате +7 (xxx) xxx-xx-xx, но при желании можно использовать корпоративную сеть, где можно выбрать даже короткий номер (например – 900) или вообще буквенный CallerID вроде Sber.
Доступом к таким корпоративным сетям сейчас торгуют многие сервисы, и воспользоваться их услугами не так сложно: нужно установить специальную программу и настроить протокол IP-телефонии. А недавно это стало еще проще – в Telegram появился бот, с помощью которого можно звонить с подменой номера прямо из мессенджера. Там достаточно указать номер абонента (кому будет вызов) и CallerID (который высветится при входящем вызове).
Звонки с официальных номеров Сбербанка – как раз тот случай, когда злоумышленник воспользовался одним из таких сервисов. Стоимость их услуг – несколько рублей за минуту вызова, что делает эту схему мошенничества еще более опасной.
Соответственно, схема мошенничества на самом деле выглядит так:
Если же мошенник заранее купит у недобросовестного сотрудника банка базу данных клиентов, ему будет еще проще обмануть жертву. При этом подобные услуги через мессенджеры сейчас предлагают многие, а при желании можно «пробить» данные жертвы через другие сервисы (хотя их постепенно прикрывают).
В Минцифры только недавно обратили внимание на существование этой проблемы – там обещают в скором времени принять меры, чтобы вообще запретить звонки с подменой номера (хотя от этого пострадают некоторые компании, которые используют такие сервисы, чтобы проводить легальные обзвоны клиентов с единого номера).
Кроме того, операторы связи могут заблокировать некоторые звонки, если увидят, что звонящий прикрывается номером известного банка (да и часть сервисов по подмене номера тоже предпочтут блокировать такие звонки, чтобы не быть заблокированными).
С каких номеров может звонить Сбербанк?
У Сбербанка есть несколько номеров телефонов:
Однако, как мы уже поняли, даже звонок с такого номера – абсолютно не гарантия того, что звонит действительно сотрудник банка. Хотя официально в Сбербанке сообщают, что их сотрудники, если и звонят, то только с официальных номеров (из списка). А очень редко – с мобильного номера.
А на одном из сайтов была еще более поучительная история: одному человеку позвонили с незнакомого мобильного номера, и звонящая с него девушка представилась сотрудницей Сбербанка. Но вместо попыток «развести» клиента она сообщила кое-что важное – что в ее отделение банка пришла мама этого человека и пытается снять все свои деньги со счета. И явно находится под воздействием кого-то другого, кто указывает ей что делать. Сотрудница, как могла, тянула время, пока нашла номер телефона сына в базе данных банка – и тут же позвонила ему с личного телефона.
С точки зрения банка это, возможно, нарушение правил – но так девушка спасла пожилую женщину от мошенников и сохранила ей сотни тысяч рублей.
Поэтому, услышав при звонке с незнакомого номера «Здравствуйте, я из Сбербанка», необязательно сразу сбрасывать звонок – вполне возможно, что это не связано с мошенничеством.
Как вычислить мошенника?
Пока мошенники не начали звонить с номеров банков, сотрудники служб безопасности советовали ориентироваться на номера телефонов – если вызов идет с официального номера банка, все в порядке. Теперь все поменялось, но вычислить мошенника все равно нужно.
Сам Сбербанк приводит такие признаки настоящих мошенников:
Есть и пару других способов – звонок от якобы брокерской компании, которая предлагает высокий доход, но для открытия счета нужно заплатить небольшую сумму; фиктивные опросы якобы от Сбербанка, после которого жертве обещают крупное вознаграждение, но нужно сделать «закрепительный платеж»; звонок из правоохранительных органов с сообщением о том, что сотрудник банка получил доступ к счету и деньги нужно «спасти» – перевести на другой счет, и т.д.
Итак, во всех случаях мошенничества от жертвы просят что-то сделать:
Ни один настоящий сотрудник банка не будет просить сделать что-то подобное – поэтому вычислить мошенника, на самом деле, достаточно просто. Однако россияне продолжают отдавать им миллионы рублей, нарушая базовые правила финансовой безопасности.
А в случае, если злоумышленник звонит с официального номера банка, есть простая проверка – сбросить звонок и перезвонить на этот же номер. Суть подмены номеров в том, что подменяется только номер для исходящего вызова – но никак не для входящего. Поэтому, набрав этот же номер, клиент дозвонится в настоящий банк и получит всю необходимую информацию.